Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
администрации
2 кл
28.02.2018
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Забайкальского края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с историей возникновения и развития малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Забайкальского края.
attachment_968253558 (1).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа с.Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Моя малая Родина»
2 класс
Составила учитель начальных классов
Хаустова Татьяна Александровна 2013 год
Пояснительная записка
…И с гордостью скажу родному краю:
"Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”
Ефремов Ю.К.
Программа факультатива «Моя малая родина» составлена для работы с
младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию
младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной
деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию
дает возможность привлечь к поисково
патриотического курса,
исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема
нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность
учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 2 класса.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34
часа.
Целью программы является формирование основ этнического
самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта,
интерес к истории Забайкальского края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с
историей возникновения и развития малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и
инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические,
практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта,
честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику
общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество
учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных
источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе
даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут
применять их на практике.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником
новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов,
схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
дополняют словесные методы,
детального обследования объектов,
способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы.
Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику
использовать
необходимо
Родина»
малая
курса
«Моя
такие формы проведения занятий как экскурсии,
практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать
их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
занятиявстречи,
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является
динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока
заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту
среду, которая изучается (лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица,
дом и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов,
тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо
расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в
программе используются современные технологии и методики: технология
развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний,
умений и навыков: тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим
работам, защиту проектов.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
историю возникновения своего села, районного центра;
имена знаменитых земляков;
некоторые виды животных и растений края;
праздники народного календаря;
название улиц села;
символику края.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
находить свое село, близлежащие населенные пункты, районный и
краевой центр на карте края; рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
давать краткое описание исторических событий и памятников
культуры;
самостоятельно работать с дополнительной литературой, собирая
необходимый материал.
Учебно–тематическое планирование
Тема 1: Вводное занятие (1ч)
Выяснение знаний детей о своей семье, населенном пункте, где проживает
ребенок, районе, крае, стране. Обозначение тем, которые будут изучены в
течение года.
Тема 2: Экскурсия в лес (1ч)
Название растений, которые встретились по дороге; сезонные изменения в
природе. Сбор осенних листьев для гербария и поделок.
Тема 3: Экскурсия к водоему (1ч)
Сбор плодов шиповника и боярышника.
Тема 4: «Мой край на карте Родины».(2 ч)
1. Знакомство с картой края.
2. Изучение местной топонимики.
Тема 5: «Я и моя семья ”» (3 ч)
1. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их
родители.
2. «Старая фотография рассказала…» Творческий конкурс
3. Моя родословная. Рисование родословного дерева. Тема 6: «Дом, в котором я живу или хотел бы жить» (2 ч )
1. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном
представлении учеников.
2. Проектизготовление дома (творческая работа) с помощью
конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 7: «Моя улица».(1 ч)
Урокэкскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улиц,
расположением домов. Исторические объекты. Рисунок на тему «Прогулка
по улицам моего села».
Тема 8: «Наша школа». (2 ч)
1. Моя школа: знакомство с традициями, историей школы (экскурсия по
школе).
2. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в
группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 9: «Моя малая Родина».(2 ч)
1. «Экскурсия» по городу Нерчинску.
2.Знакомство с центром Забайкальского края. Конкурс чтецов
Тема 10: Природа нашего края.(7 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и
животный мир Забайкальского края.
Типичные представители растительного и животного мира. Численность
животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;
сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и
количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в
охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы края. 3.Объекты природы.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; самый холодный и самый
теплый месяц, высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия
водоёмов.
Практические работы. Определение средней температуры за месяц, сутки;
анализ по данным календаря погоды; выводы о различиях в климате на
территории двух сел (наиболее благоприятные территории в климатическом
отношении).
Народные календарь
Практические занятия:
разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
– экскурсия.
Тема 11: Что дает наш край стране.(2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством, его предприятиями,
их история.
2. Экскурсия на предприятие.
Форма контроля: сочинениерассуждение «Что дает наш край стране».
Тема 12: Народное творчество.(2 ч)
1. Литературное, художественное, музыкальное творчество; земляки,
прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о
творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного
пункта.
2. Экскурсия в местный краеведческий музей; посещение творческих
земляков
Тема 13: Наш край в годы Великой Отечественной войны. (3ч) 1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на
территории края.
2. Встреча с ветеранами, героями Великой Отечественной войны,
тружениками трудового фронта.
3. Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». Участие в
праздновании Дня Победы.
Тема 14: Герб и флаг Забайкальского края.(2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) села.
Тема 15: Экскурсия в природу. (2 ч)
Тема 16: Что мы знаем о родном крае? (1ч)
Обобщение материала пройденного за год.
Тема
1. Вводное занятие
2. Экскурсия в лес
3. Экскурсия к водоему
4. Мой край на карте Родины
5. Я и моя семья
6. Дом, в котором я живу или хотел бы жить
7.Моя улица
8. Наша школа
9. Моя малая Родина
Количество часов
всего
часов
теория
практика
экскурсии
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
1
2
2 10. Природа нашего края
11. Что дает наш край стране
12.Народное творчество
13.Наш край в годы Великой Отечественной
войны
14.Герб и флаг Забайкальского края
15.Экскурсия в природу
16. Что мы знаем о родном крае?
Всего часов:
3
1
1
1
11
3
1
1
1
1
1
1
1
1
2
7
2
2
3
2
2
1
12
11
34
Список литературы
1. Граубин Г.Р., Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению для
младшего школьного возраста. – Чита: Экспрессиздательство. – 2004.
– 180с.
2. Байкалаозера сказки в 2 т. т. II, раздел 1. Автор неизвестен/
Составитель Н. Есипенок.
3. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 4 томах. Гл. ред. Р.Ф.
Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2006.
Интернет ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://www.huntdogs.ru/1318/
3. http://slavclub.ru/stihi/zveri/
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Программа факультативного курса «Моя малая Родина», 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.