ПРОГРАММА Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Паспорт программы: НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка» ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК: Воспитатель 1 категории Могутова Ольга Юрьевна ОБЪЁМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ Закупка игр на сумму 400 рублей на внебюджетные средства, спонсорская помощь. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ: Программа будет применяться на практике, закрепляться новые знания об общепринятых нормах поведения как в природе, так в социуме. Достичь главного – не только знать основные правила личной безопасности, но и уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами. При реализации программы учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности
Иконка файла материала программа по безопасности.doc
ПРОГРАММА Формирование основ безопасности жизнедеятельности удетей дошкольного возраста СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: 1. Паспорт программы………………………………………………..3 2. Пояснительная записка………………………………………….…4 3. Основные принципы программы…………………………….……5 4. Этапы реализации программы…………………………………… 6 5. Актуальность………………………………………………….……6 6. Цели и задачи программы…………………………………….….. 7 27. Методические рекомендации……………………………..………8 8. Основные направления и мероприятия программы……………13 9. Ожидаемые результаты…………………………………………..26 10. Используемая литература…………………………………….27 Паспорт программы: НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:               Формирование основ безопасности  жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.  ЗАКАЗЧИК   ПРОГРАММЫ:                МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка» ОСНОВНОЙ    РАЗРАБОТЧИК:            Воспитатель 1 категории Могутова Ольга Юрьевна ОБЪЁМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ  Закупка игр  на сумму 400 рублей на внебюджетные средства, спонсорская помощь. 3ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:            Программа будет применяться на практике, закрепляться  новые знания об общепринятых нормах поведения как в природе, так в  социуме. Достичь главного – не только знать основные правила личной безопасности, но и уметь их формулировать, объяснять необходимость   их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать  личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет  востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.   социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности               При   реализации   программы   учреждение   организует   обучение   с   учетом   индивидуальных   и   возрастных   особенностей   детей, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:     2007 – 2009 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.      Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов   трудовой   деятельности,   изучаются   проблемы   производственной   безопасности   и   охраны   окружающей   среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше. 4Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая   общепринятая   норма   должна   быть   осознана   и   принята   маленьким   человеком   –  только   тогда   она   станет действенным регулятором его поведения.              Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.          Большинство воспитанников нашего ДОУ проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В поселке ведется различное строительство домов и дорог,   в   непосредственной   близости   находятся   дороги,   лес   и   река.   Современная   жизнь   доказала   необходимость обеспечения   безопасной   жизнедеятельности,   требует   и   обучения   сотрудников   ДОУ,   воспитанников   и   их   родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.             Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.        Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:                                                                                                                                                                  ­ принцип научности  (содержание программы построено на научных и исторических фактах); ­ принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста; ­ принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому); 5­принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж ); ­принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума); ­принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера). Детям  старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного  поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.  ЭТАПЫ: 6 Организационный­  изучение теоретических  основ 2007г. ­ Н.Н.Авдеева «Безопасность»  ­Т.И.Попова «Мир вокруг нас» ­ К.Ю.Белая «Твоя безопасность»  ­С.А.Козлова «Мой мир» ­ Т.Ф.Саулина Из опыта работы «Три  сигнала светофора»» ­Н.А.Извекова  «Правила дорожного  движения»  Деятельностный  реализация мероприятий  программы 2007­2009гг. ­ совместная деятельность с  детьми ­  работа с родителями ­ взаимодействие педагога со  специалистами ДОУ,(музыкальный  работник, физкультурный работник,  ст.воспитатель.)  Итоговый – обобщение и  результаты   2009г. ­ анкетирование детей  ­ родителей ­ обобщение опыта работы (оформление папки по  самообразованию) ­ участие в педагогических чтениях  района ­участие в районном семинаре АКТУАЛЬНОСТЬ:  Проблема актуальна для ДОУ, так как большинство воспитанников проживает в неблагополучных, пожароопасных  микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В поселке ведутся различные  строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес и река. Современная жизнь доказала  необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их  родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического  неблагополучия. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 7Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в  повседневной жизни.  Задачи :   сформировать основные правила личной безопасности  обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей  развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление;    коммуникативные  навыки  научить детей  оказать помощь себе и пострадавшим  воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту 8МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема 1.     Незнакомцы Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях2 А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).  Следует  рассмотреть и обсудить возможные ситуации  насильственного  поведения  со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Цель педагога ­ научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.  Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят» . Тема 2. Отдых на природе Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. 9С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение. Для   закрепления   этих   правил   полезно   использовать   настольные   игры­классификации,   игры   с   мячом   в   «съедобное­несъедобное»   , соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу. Тема 3. Один  дома Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы: ­   предметы,   которыми   категорически   запрещается   пользоваться   (спички,   газовые   плиты,   печка,   электрические   розетки,   включенные электроприборы); ­ предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож); ­ предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще­колющие инструменты). Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.   При   необходимости   прямые   запреты   могут   дополняться   объяснениями,   примерами   из   литературных   произведений   (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми­драматизациями. Чтобы   научить   детей   пользоваться   предметами   второй   группы,   необходимо   организовать   специальные   обучающие   занятия   по   выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы   безопасности   детей   в   связи   с   предметами   третьей   группы   и   правила   их   хранения   являются   содержанием   работы   педагогов   с родителями. Тема 4. Безопасное колесо Педагог   знакомит   детей   с   правилами   поведения   на   улицах   города:   рассказывает   о   правилах   дорожного   движения;   объясняет,   для   чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. 10Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из­за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул. Педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также   предложить   детям   ситуации­загадки:   педагог   описывает   какую­либо   ситуацию,   дети   ее   оценивают   и   обосновывают   свою   оценку   в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа «А если в этот момент из­за угла появится машина, что тогда?». Педагог  рассказывает  детям  о том,  как следует  переходить  дорогу,  знакомит  их  с  пешеходным  маршрутом  (переход  «зебра»,  светофор, «островок   безопасности»).   Детей   старшего   дошкольного   возраста   необходимо   научить   различать   дорожные   знаки,   предназначенные   для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»); запрещающими («Въезд запрещен»,   «Подача   звукового   сигнала   запрещена»);   предписывающими   («Движение   прямо»,   «Движение   направо»);   информационно­указательными («Место   остановки   автобуса»,   «Пешеходный   переход»,   «Подземный   пешеходный   переход»).   Объясняют,   что   означает   каждый   знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Педагог знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей ­ это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя   высовываться   и   выставлять   руки   в  открытые   окна.   Принято   уступать   место  пожилым   людям,   пассажирам   с   маленькими   детьми, инвалидам. Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка в автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям. Детям рассказывают о работе милиционеров­регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом   (палочкой,   окрашенной   в   черно­белые   полоски)   команды,   кому   стоять,   кому   идти   или   ехать.   Вечером   внутри   жезла   загорается лампочка,   и   он   хорошо   виден.   Регулировщик   поднимает   правую   руку   с   жезлом   вверх   это   соответствует   желтому   сигналу   светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной ­ это соответствует красному сигналу. Повернулся боком ­ можно идти как на зеленый свет светофора. Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали 11скорость   движения,   соблюдали   правила,   чтобы   движение   транспорта   и   пешеходов   было   безопасным.   Детям   показывают   картинки   с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.   Тема 5.   «   Не дразните собак , не гоняйте кошек  »   Педагог должен расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных; выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях  решения  данной  проблемы;   воспитывать  сочувствие,   доброту,  отзывчивость  к  бездомным  животным.  Для    общей  осведомленности педагог подбирает  и изучает  литературу по данной теме. Так же  стихи, пословицы и поговорки. Можно  оформить материал консультации для родителей «Уроки доброты», конкурсы писем, рисунков. При  тесном сотрудничестве с родителями провести Час творчества (четверостишья о бездомных животных).Беседы по типу: «Откуда берутся бездомные животные?»,  что  их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё­то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам. правила поведения во время встречи  как с бездомным животным, так и с домашними.    Тема 6       «   Пожарный герой ­ он с огнем     вступает в бой  »     Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной и противопожарной, ПДД,  ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь. Полноценные знания о  безопасности дети часто получают именно в детском саду, поэтому необходимо наличие уголка безопасности в группе ДОУ. Целесообразно  проводить различные мероприятия по ознакомлению с пожарной безопасностью. Рассказывать  детям о профессии пожарных, провести  экскурсию в пожарную часть, побеседовать с самими пожарниками. Педагог знакомит детей с правилами поведения при пожаре. Объясняет, почему нельзя пользоваться детям спичками и зажигалками, маленьким детям без родителей нельзя оставаться без присмотра .  Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда нужно сразу звонить, если почувствовали запах дыма и первые правила поведения при начале  пожара. Можно организовать игру «Пожар в доме». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, модулей оборудуют дом  и обыгрывают  различные ситуации, распределяя роли. Детям  можно прочитать художественную литературу, например: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»,  «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки». Рассматривать различные иллюстрации и альбомы  про пожарных, устраивать конкурсы рисунков по теме. Проводить беседы с детьми, кто наблюдал за пожарищем, какие опасности подстерегают людей при пожаре, научить детей сочувствовать другим людям, пострадавшим в пожаре,  и как им можно помочь (дать необходимую одежду,  посуду, так у людей огонь уничтожил все.) педагог так же знакомит детей, что огонь и приносит пользу (возле костра можно согреться,  высушить  сырые вещи, на печке люди готовят еду и т.д) 12РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не   только   учитывать   это   самим,   но   и   уделять   значительное   внимание   работе   с   родителями,   с   которыми   необходимо   достичь   полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого­либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу   эффективно   проводить   с   небольшими   подгруппами   родителей   (4­5   человек).   Таким   образом,   можно   выделить   то   основное,   что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил   и   запретов.   Выбрав   в   качестве   образца   несколько   приемов   позитивного   регулирования   поведения   детей,   можно   раскрыть   их   на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей. Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями: ­ организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней  участия; ­ ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия) ­ организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского  работника, милиционера, пожарника); ­ ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках  родителей»). 1314«Один дома» «Не дразните собак ,  не гоняйте кошек» «Безопасное  колесо» «Отдых на  природе» «Пожарный герой­он  с огнем вступает в  бой» Основные  разделы  мероприятий «Незнакомцы 151.Правила  поведения, если ты  один дома 1.В природе все   взаимосвязано 2Красивые, но  ядовитые 1.О несовпадении приятной  внешности и добрых  намерений «Один дома»   2.Открытое окно, балкон как  источники опасности «Отдых на природе» 3.Загрязнение   окружающей  среды 4.Как сохранить  природу 3.Экстремальные  ситуации в быту 6.Как вести себя в  природе 5.Кто вредители  нашего леса «Незникомцы» 16 4.Если «чужой»  приходит в дом2.Опасные ситуации контактов  с незнакомыми людьми 3.Ситуации насильственного  поведения  со стороны  незнакомого человека 1.Как устроена  дорога  «Безопасное колесо» 6.Если ребенок  потерялся на  улице 2. «Зебра»  и  дорожные знаки» 3.Правила езды  на велосипедах 4.Милиционер ­  регулировщик 5.Как вести себя в  общественном  транспорте 1.Пожароопасные  предметы «Пожарный герой – он с огнем  вступает в бой» 5.Пожар в лесу 2.Советы: как  вести себя при  пожаре 3.Добрый и злой  огонь 4.Спички детям  не игрушка «Не дразните собак, не гоняйте кошек»   171.Бездомные  животные 4.Правила  обращения с  животными 2.Домашние  животные  3.Укусы животных                                                 Мероприятия программы: «Незникомцы» Цель: формировать у детей навыки  безопасного поведения в социуме Задачи: ­учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми ­предостерегать от контактов с незнакомыми людьми ­продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни ­стимулировать развитие самостоятельности и ответственности ­развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление ­воспитывать навыки личной безопасности РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дид.игры : «Свой – чужой», «Хорошо – плохо», «Знакомый, свой, чужой».­разыгрывание подобных ситуаций 18ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУД. ЛИТЕРАТУРОЙ МУЗЫКА  ­п/игра:«Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся» ­ ­ «Кого можно и нельзя впускать в дом ,если ты один дома…» ­просмотр фильма «Один дома» ­рассматривание альбома «Опасные ситуации» ­обсуждение опасных ситуаций ­составление рассказов «Если к вам подошел незнакомый человек…» ­обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог ­разбор проблемных ситуаций и обыгрывание детьми ­Конфликты между детьми. С.111 Н.Н.Авдеева «Безопасность»; Пословицы и поговорки. ­«Мой друг»,  «Свои и   чужие люди», ­ «Злой и добрый человек» ­проведение бесед по теме: «Может ли ваш ребенок уйти с незнакомым человеком?» ­статья «Правила поведения с незнакомцами» ­ статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (« Незнакомые люди») ­«Для вас, родители» с.53 Н.Н.Авдеева «Безопасность» чтение и обсуждение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин.  сказок Ш.Перо «Золушка», С.Аксакова «Аленький цветочек», «А.Толстого «Золотой ключик»,»Котауси  и Матуси» К.Чуковский прослушивание и пение песен  «Настоящий  друг», «Если с другом вышел в путь» 19РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 2 ­«Сказка о двух братьях Иване и Митрофана» «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.5) ­дид. Игра «Опасные ситуации» «Один дома» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ­«Острые и колющиеся предметы»­ рассматривание иллюстраций ­«Электроприборы в доме» ­ «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.7) ­«Опасные ситуации с опасными предметами» ­составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один» ­правила поведения в группе ­рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами) ­ Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться  (соотнести картинки) («Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.6) ­ ­ изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?» ­Хранение опасных предметов с.59 Н.Н.Авдеева «Безопасность»  Задачи: ­ дать детям знания о правилах поведения при пожаре, № телефона 03. ­беседы  о важности данной проблемы ­расширять представления  и знания о пожароопасных предметах ­статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире) ­ учить детей пониманию, что пожарная безопасность зависит не только от электроприборов, но и от  ­изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» острые и  людей колющиеся предметы) ­научить детей необходимым мерам осторожности ­Создание рисунков взрослых  на тему «Опасные предметы  дома» (план комнаты, где может  возникнуть опасность для детей) ­рассматривание и чтение «Творя безопасность. Как вести себя дома и на улице» К.Ю.Белая «Пожарный герой – он с огнем  вступает в бой РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ АППЛИКАЦИЯ Цель: формировать навыки  и  РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях ОЗНАКОМЛЕНИЕ С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРОЙ 20РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 2 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ­дид. игра «Огонь ­ добрый и злой» ­обыгрывание различных ситуаций ­Проверка знаний детей дом. адреса,  № телефона Ф.И.О. ­«Огонь – добрый и злой» рассматривание иллюстраций ­ «Что надо сделать, если вы увидели пожар» Беседы по прочитанному: ­Сказки Феи сна ­ «Саламандра – повелительница огня»,  ­«Сердечный огонь» с.46  ­«Как огонь с человеком подружился» с.44 С.А.Козлова «Мой мир» ­экскурсия в пожарную часть ­«Как человек огонь приручил» С.А.Козлова «Мой мир» с.85 ­«Мы – пожарные» ­«Спасаем своих друзей» с.59 Т.И.Попова «Мир вокруг нас» (метод.кабинет) ­Пожароопасные предметы Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки) ­Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61 ­по сказке «Кошкин дом»,  ­«Когда бывает добрый, а когда злой огонь» РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ­статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…» ­статья «Пожарная безопасность на даче» ­« Чему должны научить детей педагоги и родители?»        («Пожар в доме»)                                               ­ конкурс рисунков «Спички детям не игрушка» С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница»,  Л.Толстой «Пожарные собаки» 21«Не дразните собак, не гоняйте кошек» Цель: формировать навыки  обращения с животными Задачи: ­дать понятия детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными 22­дид. игра «Кому что нужно»  ­Третий лишний и почему. ­«Польза домашних и диких животных» ­«Укусы животных. Что делать?» ­«Контакты с животными иногда бывают опасны! «Осторожно, злая собака!» ­ беседа с  детьми Ц. закрепление о том, что  чужим собакам подходить нельзя. ­ «Слушание голосов животных» ­ Послушай и дорисуй обстановку, в которой обитает животное. ­оставление рассказов «Мое любимое животное» ­«Необыкновенное животное» ­раскрась картинки ­совместное создание плаката «Осторожно, злые животные!» ­Статья «Домашние животные в доме» ­ изготовление альбома «собака­друг человека» ­Чтение «Безопасность» Авдеева Н.Н. ­Приключение Стобеда ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МУЗЫКА РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ­п/игра «Лохматый пес» ­«Не дразните собак…» «Отдых на природе» 23Цель: формировать у детей  навыки  и умения вести себя  правильно в окружающей среде  РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ и беречь её 1 Задачи: ­ воспитывать природоохранное поведение ­продолжать учить детей правилам поведения  в лесу ­продолжать учить необходимым мерам осторожности в лесу, на реке ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ­ учить детей различать съедобные и несъедобные растения, грибы, ягоды 2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ­загадки о грибах и ягодах. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ Свободная тема  работы­ «Что можно сделать из природного материала?» ­рассмотри рисунок и найди безопасное место в лесу, в поселке , в поле.(«Твоя безопасность»К.Ю.  Белая, с.12) ­Что лишнее? (классификация) ­дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде» дид. игра «Кому что нужно» ­Третий лишний и почему. ­Экскурсии в лес, на берег реки. ­«Если бы я был лесником…»(придумать 3 дела, которые можно осуществить в лесу) ­«Кто живет в грибном домике» с.105 Т.И.Попова «Мир вокруг нас»  ­ «Отдых на природе» ­ правила поведения в лесу ,уборка после пикника., ­рассматривание ядовитых и лекарственных растений.(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.15,20) ­ ­Грибы: съедобные и несъедобные» ­рассматривание плаката  «Грибы» ­ беседа  ­явления природы – рассматривание иллюстраций деревьев, в которое реже ударяет молния.(«Твоя  безопасность»К.Ю. Белая ­составление рассказов по теме : «Что может произойти, если соберешь ядовитые растения, грибы,  ягоды?» ­съедобные и несъедобные грибы  ­раскрась ядовитые ягоды ­изготовление плаката «Два леса»  ­заготовки животных, птиц, деревьев для изготовления  Поляны ­ Сбор природного материала Изготовление  и прорисовывание дорожных знаков ­аппликация «дорожные знаки» – изготовление из природного материала ­ Лепка грибов и ягод ­аппликация – Рассели  по лесам. Макет  «Поляна» 24РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ­статья «Пожарная безопасность в лесу»  ­Конкурс «Оригинальная поделка из природного материала ­фотовыставка «Моя семья на природе» ОЗНАКОМЛЕНИЕ С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРОЙ МУЗЫКА  ­ Чтение  энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах  ­Чтение «Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река» Т.И.Попова «Мир вокруг нас» с. 46 ­Чтение «Два леса» ­«Слушание звуков природы­ шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки  раскатов грома и т.д.­ продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы. «Безопасное колесо» 25Цель:  формировать навыки   правильного поведения на  улицах поселка Задачи: ­ знакомить детей в правилами дорожного движения и  ­познакомить детей с дорожными  знаками   ­развивать у детей осторожность, осмотрительность  на улицах ­ познакомить с правилами поведения  в общественном транспорте ­предостерегать детей от опасных  игр во дворе  РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ­дид. игра «Дорожные знаки» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ­«Угадай, какой это знак запрещающий или указательный?» ­«Узнай что за здания?» (предприятия нашего поселка) с/р игра «Машины» (используя модули). ­«Авария на дороге» ­К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся? В общественном транспорте Цель: Ознакомить  детей с правилами этического и безопасного поведения в  транспорте.  ­Дорожные знаки  Цель: научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. (Пешеходная дорожка, пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, дорожные работы  и  другие.)Н.Н.Авдеева с.117 «Безопасность» ­Игры во дворе дома Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх  во дворе дома ,научить их необходимым мерам предосторожности Н.Н.Авдеева с.122 «Безопасность» ­«Для чего нужен жезл» чтение «Влиятельная палочка!»А.Дорохов.Правила дорожного движения. Н.А.Извекова с.13 ­«О шлагбауме» «Три сигнала светофора» Т.Ф.Саулина «Из опыта работы»,с.59 ­Знаки дорожного движения  ­ Предупреждающие, Запрещающие,Предписывающие, Информац­ указательные» ­ «Придумываем названия улицам» Рассказы детей о том, что видели во время прогулок  ­Экскурсии по улицам поселкаЦ. ­знакомство и закрепление с проезжей частью ­односторонне и двухсторонне движение автомобилей ­наблюдение за машинами  ­«Кто такой лежачий полицейский?» ­наблюдения за поведением пешеходов 26РАЗВИТИЕ РЕЧИ РИСОВАНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ­наблюдение за движущимся транспортом и работой водителя  ­наблюдение за пассажирами у автобусной остановки ­«Дорожные знаки»Ц.знакомство с дорожными знаками, о назначении светофора. ­«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»Ц.ознакомить с опасными ситуациями,  возникающими на тротуарах, меры предостороженности. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и  дорогах» с.19.  *Анализирование ситуаций: определить , кто в первую очередь должен уступить место другому. Например, если  едут:  Молодой человек и инвалид  Мальчик школьного возраста и женщина с сумками  Молодой человек и молодая женщина Молодая женщина, мальчик и старушка. – во всех случаях обосновать свои ответы; придумать свои ситуации ­Выставка рисунков «Наши дороги»  ­участие в конкурсе, проводимый ГИБДД  «Милиция на страже порядка» ­ ­Изготовление жезла регулировщика из картона ­Изготовление  и прорисовывание дорожных знаков ­аппликация «дорожные знаки» Анкетирование «Я и мой поселок» ­Составление плана­схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе»  Выставка литературы  ­«Как веселые человечки учили веселую азбуку. С.3  ­«Если бы…» С.16«Правила дорожногоДвижения» Н.А.Извекова «Моя улица» С.Михалков «Велосипе­дист»С.Михалков(заучивание) Рассматр. альбомов по правилам дорож.движ­я ­«Мяч» С.Маршак  (Заучивание ); «Тайны дорожных знаков» Кривицкая А.М. 27ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:  ­ Анкетирование родителей ­ Анкетирование  детей ­Диагностические данные проведенной работы ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ: ­ Закрепление   знаний об общепринятых нормах поведения  в природе,  в социуме, в быту.  ­Знания основных правил  личной безопасности и  их применения  в экстремальных ситуациях. ­Программа будет  востребована  детьми, родителями  и другими педагогами. 28Используемая литература   «Безопасность»  Н.Н.  Авдеева , Н.Л. Князева ­ СПб: «Детство – Пресс», 2004.  «Из опыта работы» Т.Ф.Саулина,  «Твоя безопасность» К.Ю.Белая М – Просвещение 2000.   «Про правила дорожного движения»      С. Волков   «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова  «Из опыта работы» Т.Ф. Саулина  «Тайны дорожных знаков» А.М.Кривицкая  Голицына Н.С., Шумова И.М.. Воспитание основ здорового образа жизни. Издательство.  Скрипторий 2003.   29301 2 3 4 5 6 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ  ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ   1. Почему опасно играть в доме со спичками? 2. Вспомните произведения о пожаре? 3. Что вы станете делать, если  в квартире дым? 4. Вы звоните в пожарную часть о возникшем пожаре. Что нужно сообщить по телефону в первую очередь? 5. Как можно потушить костёр в лесу? 6. Продолжите фразу «Спички детям…». 7. Назовите, кто тушит пожары? ОДИН ДОМА  1. Почему нельзя оставлять ребенка одного дома 2. Что нельзя трогать в квартире без спроса взрослого  3. Почему нельзя  оставлять без присмотра  электроприборы и какие  НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК, НЕ ГОНЯЙТЕ КОШЕК 1. Откуда берутся бездомные животные 2. Почему нельзя подходить к незнакомым собакам, кошкам 3. Если тебя укусила собака, клюнул петух, что ты будешь делать НЕЗНАКОМЦЫ 1. Можно ли уходить с незнакомым человеком  , если он тебя позвал, почему нельзя 2. Как ты поступишь, если в дверь звонят, а взрослых никого нет дома БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО 1. Назови правила поведения в общественном транспорте 2. Место для ожидания транспорта?  3. Человек,  идущий по тротуару?  4. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры и что они обозначают 5. Пересечение двух дорог 6. Назови дорожные знаки, какие знаешь  7. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?  8. что будешь делать, если ты потерялся на улице, в  большом магазине ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ 1. Назови как правильно нужно вести себя на природе 2. Какое растение прикладывают к ране 3. Назови, какие знаешь  съедобные, несъедобные грибы, ядовитые ягоды ПРИМЕЧАНИЕ:   ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ – 3 БАЛЛА НЕ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ, С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО – 2 БАЛЛА НЕ ЗНАЕТ – 0 БАЛЛОВ  ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 60­78   БАЛЛА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 25­60   БАЛЛА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0­25  БАЛЛА 3132

Посмотрите также