Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
Оценка 4.8

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Оценка 4.8
Лекции
docx
Междисциплинарный 4
11 кл +1
26.09.2019
Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
Среднее профессиональное образование (далее СПО, ССУЗы) в РФ является ведущей площадкой по трансформации всех современных образовательных тенденций в практику, в том числе и инклюзивного образования. ЧПОУ ТОСПО "Тюменский колледж экономики управления и права" г. Тюмени является площадкой по подготовке студентов специальностей социально-гуманитарной направленности: "Гостиничный сервис", "Страховое дело", "Туризм", "Земельно-имущественные отношения", "Право и организация социального обеспечения", "Банковское дело" – все эти специальности предполагают в своей работе при оказании услуг тесное взаимодействие с населением и социумом в целом. Тем самым выпускники и будущие специалисты должны быть готовы к общению с различными гетерогенными группами общества в своей дальнейшей работе, как специалисты. Инклюзивная культура рассматривается нами как составляющая профессиональной культуры, и определяется как интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий социальной инклюзии, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих студенту профессий социально-гуманитарной направленности, эффективно в будущем работать в условиях социальной инклюзии, и определять оптимальные условия взаимодействия с каждым членом общества.
Пограмма по формированию инклюзивной культуры.docx
Программа формирования ценностно­смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права» Цель программы ­  формирование ценностно­смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов специальностей социально­гуманитарной направленности. Задачи программы: 1) Создать условия для формирования комплекса компетенций, предопределяющих   намерения и способность  к эффективной профессионально   деятельности   в   условиях   инклюзивного   пространства   и социальной   инклюзии.   2)   Сформировать   представление   и   понимание,   что такое   инклюзивная   культура,   в   чем   его   отличие   от   традиционных   форм культур. 3)  Научить  реализовывать   индивидуальный   алгоритм  поведения   и действий  при взаимодействии с лицом ОВЗ. 4) Создать условия для развития эмоционально­ценностной   сферы   у   студентов.   5)   Привлечь   внимание   и заинтересовать студентов в поиске возможных решений проблем инклюзивной среды. 6) Формирование  толерантного  сознания  и  нравственного поведения у студентов. В   основу   программы   положены   следующие   методологические принципы современной педагогики и психологии: 1.   Системный   подход,   сущность   которого   заключается   в   том,   что относительно   самостоятельные   компоненты   рассматриваются   не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. 2.   Личностный   подход,   опирающийся   на   личностные   характеристики каждого   отдельно   взятого   человека   группы.   В   рамках   данного   подхода предполагается   опора   в   воспитании   и   обучении   на   естественный   процесс саморазвития толерантности и эмпатийности личности, создание для этого соответствующих условий. 3.   Деятельностный   подход.   Деятельность   –   основа,   средство   и решающее   условие   развития   личности.   Поэтому   необходима   специальная работа по выбору и организации деятельности студентов, по активизации и переводу   их  в  позицию   субъекта   познания,  труда   и  общения.  Это,  в  свою очередь,   предполагает   обучение   студентов   специальностей   социально­ гуманитарной направленности выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей  деятельности. 4.   Полисубъектный   (диалогический)   подход   вытекает   из   того,   что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений,   как   носитель   взаимоотношений   и   взаимодействий   социальной группы,   что   требует   особого   внимания   к   личностной   стороне   будущего специалиста взаимодействия и общения с людьми ОВЗ. 5. Принцип природосообразности. Содержание  и  формы  деятельности учащихся   подобраны   в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. 6. Принцип добровольности. Учащиеся могут не принимать участие в тех или иных упражнениях; педагог должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны групп. 7. Принцип связи с жизнью. Знания, которые получают обучающиеся в процессе занятий, необходимы для   успешной   социализации   в   обществе; занятия  программы  наполнены примерами из реальной жизни; обучающиеся выполняют различного задания, опираясь не только на знания, но и на личный жизненный опыт. А   также,   при   разработке   программы,   были   учтены   принципы инклюзивной культуры.  Ожидаемые результаты реализации программы: 1.   Повышен     уровень     теоретических     знаний     студентов     в     области инклюзивного пространства и социальной инклюзии;   2. Укреплены  зрелые личностные установки; 3. Сформированы основы культуры толерантности; 4.   Сформированы   коммуникативные   и   социально    психологические компетентности   студента   в   осваиваемой   специальности   с   учетом индивидуальных особенностей лиц ОВЗ. 5.   Преодоление   возможных   психологических   ограничений   у   студентов колледжа   специальностей   социально­гуманитарной   направленности   при взаимодействии с лицами ОВЗ.  6. Формирование внутренней мотивации деятельности.  7. Созданы условия для формирования комплекса компетенций "soft  skills". 8.   Сформировано   представление   и   понимание,   что   такое   инклюзивная культура, в чем его отличие от традиционных понятий культур, и ее место в осваиваемой специальности.  Участники   программы:   Экспериментальная   группа   студентов колледжа  1 курса (от 18­20 лет) на базе 9 классов обучения, специальностей   1)"Земельно­имущественные социально­гуманитарной   направленности: отношения",   2)   "Страховое   дело",   3)   "Право   и   организация   социального обеспечения", 4) "Гостиничный сервис".  Количество участников – 20 человек (12 девушек и 8 юношей). Длительность   программных   мероприятий:   с   1   марта   2018г.   –   30 июня 2018г. Структура   программы.   Данная   программа   была   разработана   в соответствии со структурой ценностно­смыслового компонента инклюзивной культуры   (по   В.В.   Хитрюк),   и   состоит   из   эмоционально­нравственного, установочно­поведенческого и операционно­действенного компонентов. Программа осуществляется как внеаудиторные мероприятия в рамках классных   часов.   Программа   делится   на   3   блока,   в   основе   каждого   блока заложены уровни ценностно­смыслового компонента инклюзивной культуры:   Установочно­ 1)   Эмоционально­нравственный   (эмпатический)   2) поведенческий (мотивационный) 3) Операционно­действенный.           –  Блок психологических тренингов «Мы вместе» ­ 8 часов;  –  Блок развивающих занятий «Я не такой как все» ­ 11 часов;  –  Блок проектных работ «Инклюзивная культура в профессии» ­ 9 часов.  Итого было проведено – 28 занятий, направленных на личность будущих специалистов социально­гуманитарных специальностей, которые в силу своей специальности должны обеспечивать эмоциональный комфорт и благополучие человека с ОВЗ, при его взаимодействии с социальной средой.  Формы организации: индивидуальная, групповая, коллективная. Методы: 1) беседа, 2) диспут, 3) семинар, 4) анализ видеороликов  5) игра, 6) упражнение на взаимодействие, 7) мозговой штурм, 8) создание социальных проектов Организация   занятий:   Программа     включает     28     занятий,     по     2 занятия  в  неделю продолжительностью 60 минут. Структура занятий: Каждое занятие состоит из трех частей:  1.   Подготовительная   часть.   Приветствие,   озвучивание     темы     и     плана предстоящего     создания   занятия,   выполнение     упражнения     для   благоприятной     психологической   атмосферы,   создания   рабочего   настроя, доброжелательных отношений. 2. Основная часть. Выполнение работы по достижению цели занятия. 3. Заключительная часть. Рефлексия, обсуждение домашнего задания, если оно предусмотрено, прощание. Условиями   эффективности   реализации   программы   являются:   1) эффективное  использование  имеющихся  в  колледже  условий  и ресурсов (учебный   кабинет,   компьютер,   проектор);   2)   личная   заинтересованность обучающихся в занятиях; 3) регулярное посещение занятий обучающимися. Тематический план занятий коррекционной программы:  "Формирование ценностно­смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа" с 02.03­15.05.2018г. Таблица   Блок психологических тренингов "Мы вместе"  Дата  Название тренинга 2.03 Дата   "Мое увлечение"– 1ч. 27.03 Блок развивающих занятий "Я не такой как все" Название занятия "Введение в  инклюзивную  культуру" – 1ч. Блок проектных работ "Инклюзивная культура в профессии" Дата  Название занятия 15.05   «Инклюзивная  культура, как  профессиональная  компетенция студента  (на примере  специальности: "Право  и организация  социального  обеспечения")» – 1ч. 6.03  Посещение со  студентами на  волонтерских началах ГБУЗ ТО Тюменский  специализированный  дом ребёнка –1ч. "Улыбка, глаза,  взгляд, жесты, поза,  звуки голоса" "Настроение,  визуализация",  "Свободный танец" –  9.03 30.03 "Развитие  толерантности" –  1ч. 18.05 Создание видео­газеты  "Знаменитости с ОВЗ"  – 1ч. 3.04 "Особенности  "особых" людей  ОВЗ" – 1ч. 22.05 25.05 Заполнение таблицы  терминов, назологий  людей с  ОВЗ – 2ч. 1 ч.   13.03 "Картина  (фотография)" – 1 ч. 6.04 16.03 "Подарки",  "Семейный альбом" –  1ч. 10.04 "Я и  окружающие" –  1ч. "Отдавай  получай" – 1ч. 20.03 "Тренируем  эмоции","Колечко" –  1 ч. 13.04 "Моя социальная  роль" – 1ч.  5.06 23.03 19.06 "Глаза в глаза", "Как  ты себя чувствуешь"  – 1ч. "Прощание. Дерево  ожиданий" – 1 ч.  Итого – 8 часов 17.04 20.04 24.04 27.04 1.05 "Миссия  инклюзивного  включения" – 1ч. "Поставь себя на  место другого" – 2ч. Просмотр фильма "Клеймо" – 1ч. Просмотр фильма "Слово на ладони" – 1ч. Итого ­ 11  часов 29.05 Просмотр фильма  "Ольга" – 1ч. 1.06 8.06 Создание брошюр:  "Этикет в  специальности ... при  взаимодействии с  человеком ОВЗ"– 1ч. Защита проектов  брошюр (оформление  стенда с лучшими  работами студентов) – 1ч. Проектное занятие  "Поставь себя на место  другого" –1ч. 15.06  Просмотр фильма   "Интервьювер" – 1ч Итого – 9 часов В результате проведенных занятий участники программы должны знать: 1) понятие "инклюзия", 2)"инклюзивная культура", 3) принципы инклюзивной культуры, 4) важнейшие  аспект  инклюзивного  образования, 5) "эмпатия", 6) "толерантность"   ,   7)   знамениты   люди   с   ОВЗ,   8)   категории   людей   с   ОВЗ (нозология), 9) этический кодекс поведения при взаимодействии с лицом ОВЗ, 10)   нормативно   правовые   документы   регулирующие   вопросы   инклюзии. Уметь: 1) безусловно принимать другого, 2) анализировать свои поступки, 3) контролировать   свои   эмоции,   4)   конструктивно   взаимодействовать   с одногрупниками  5)   применять   навыки  "алгоритм"  взаимодействия   с  лицом ОВЗ в ситуации специальности, профессии и т.д. Конспект психологических тренингов «Мы вместе» Психологические   тренинги   «Мы   вместе»  ­  по   этапные   сценарии   тренингов. Проводились   с   целью   создания   условий   для   развития   эмоционально­ценностной   сферы студентов. Продолжительность психологических тренингов: 1 час. тренинги проводились два раза в неделю. Итого было организованно в этом блоке 8 занятий.  Требования к организации психологического тренинга:  В   тренинговой   группе   участвовало   20   человек   –   студенты   специальностей социально­гуманитарной направленности (возраст 18­20 лет).   Организация пространственно­предметной среды: аудитория, площадью 30 кв. м., в которой расположены 8 учебных столов и 17 стульев. Также, в аудитории (для проведения тренинга) находился флипчарт, бумага для флипчарта, 4 ватмана, набор цветных маркеров, мягкие игрушки, музыкальный центр, мультимедийное оборудование. Форма работы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Структура психологического тренинга:  Знакомство «Мое увлечение». Для знакомства участники образуют круг. Ведущий, 1. начиная игру предлагает участникам узнать друг о друге чуточку больше. На каждую руку ведущий называет свое увлечение или любимое занятие. Участник из круга, разделяющий интерес ведущего, берет его за руку. И, далее, называет свое увлечение. Так продолжается до тех пор, пока участники не замкнут круг. Если участник называет увлечение и к нему никто не присоединяется, он называет другой свой интерес.  Такое   упражнение   позволяет   не   только   познакомиться   с   участниками,   но   и   наглядно показывает каждому человеку, что у него есть союзники и, возможно, будущие партнеры в увлечениях.  2. Обсуждение правил тренинга. Контракт с группой. 3. Определение ожиданий «Дерево ожиданий». Участники пишут о своих ожиданиях от тренинга на листах стикера в форме листочков деревьев. На флипчарте нарисовано дерево. Участники распределяют свои ожидания на кроне дерева. Упражнение   «Сложный   выбор».   Упражнение   проводится   по   принципу   игры 4. «Крокодил». Участникам предлагается обдумать какой самый сложный выбор в жизни они совершали  и   «рассказать»  о  нем  участникам   группы.  Каким   образом   представить   свой выбор   участник   выбирает   сам.   Это   может   быть   рисунок,   или   какое­то   движение,   или описание ситуации без упоминания ключевых слов. Задача остальных – догадаться, о чем идет речь. 5. Упражнение   «Ассоциации».   Участникам   предлагается   назвать   слова,   которые ассоциируются  со   словом «ценность»   (важность,   значимость, польза, полезность чего­ либо).  6. Далее, группе необходимо определить, какие составляющие жизни можно отнести к ценностям:   ­здоровье;­   любовь,   семья,   дети,   дом;­   близкие,   друзья,   общение;­ самореализация   в   работе,   получение   удовольствия   от   работы;­   материальное благополучие;­ духовные ценности, духовный рост, религия;­ досуг ­ удовольствия, хобби, развлечения;­   творческая   самореализация;­   самообразование;­   социальный   статус   и положение в обществе;­ свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.);­ стабильность. 7. Упражнение­аукцион   «Как   поступать   со   своей   жизнью?".   Каждый   участник получает 10 карточек, на которых пишет свое имя.  На следующие несколько минут эти 10 карточек будут   олицетворять   участников   и   играть   роль   символических   денег,   за которые можно купить определенный товар. Перед каждым участником встанет выбор: потратить или сэкономить свои карточки, то есть себя самого, часть себя. На продажу будут выставлены разнообразные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара одновременно, только что­то одно или ничего. Понятно, что, когда ваши карточки закончатся,   уже   ничего   нельзя  будет   купить. Все   покупки   можно   делать   только   тогда, когда «товары» предлагают на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлена следующая. Далее происходит аукцион: • превосходная квартира (1 карточка), новый автомобиль на выбор (1карточка); • полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом   (2 карточки),   полная   гарантия   того,   что   человек,   с   которым   тебе   хотелось   бы пожениться   прямо  сейчас,   обязательно  женится   на   тебе  (выйдет   замуж   за  тебя)   скоро (2 карточки); • на два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей (1 карточка), иметь одного настоящего друга (2 карточки); • закончить   престижный   университет   (2 карточки),   учредить   прибыльную   компанию (2 карточки); • иметь   здоровую   семью   (3 карточки),   получить   всемирную   славу   (3   карточки).   После завершения   выбора   из   этой   пары   объявить:   тем,   кто   выбрал   семью,   возвращаются 2 карточки обратно как вознаграждение; • возможность изменить какую­то одну черту внешности (1 карточка), удовольствие  на протяжении всей жизни (2 карточки); • пять лет безграничного физического наслаждения (2 карточки), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 карточки). Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну карточку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала); • чистая совесть (2 карточки), способность достичь успеха в той сфере, где больше всего этого хочешь (2 карточки); •  создать  чудо   для  того,  кого  любишь  (2 карточки),  возможность  прожить   заново  (или повторять) одно действие из собственной жизни (2 карточки); • семь дополнительных лет жизни (3 карточки), безболезненная смерть, когда придет время (3 карточки). Далее происходит анализ приобретенного. Участники отвечают на вопросы: ­ Какая покупка вам нравится вам больше всего? ­ Жалеете ли вы, что не купили что­то еще? ­ Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры? Вывод: правила игры можно изменить, но жизнь ­ это не игра. Нельзя повторить уже сделанного   выбора   или   отменить   принятое   когда­то   решение.   Нельзя   охватить абсолютно все или воспользоваться любой возможностью. Нельзя предсказать, какие шансы откроются для вас через неделю или через год. А теперь мы поговорим о том, что необходимо, чтобы достичь своей цели и стать успешным. Краткий перечень содержаний последующих тренингов: 2.   «Улыбка».  Участники   тренинга   знакомятся   с   многообразием   смыслов, закодированных в художественном описании улыбки, используя предложенные фрагменты текстов,   анализируя   портретную   живопись,   сами   изображая   разные   виды   улыбок   и составляя психологическую партитуру описания улыбок; 3. «Глаза, Взгляд». Участники тренинга наблюдают за изменением выражения глаз какого­то   человека   и   составляют   партитуру   его   эмоционального   состояния,   делают зарисовки собственных эмоциональных состояний, выраженных в невербальном поведении, подбирают литературно­художественные примеры эмоционального состояния; 4. «Жесты. Поза». Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Участники тренинга также используют репродукции портретной живописи, иллюстрации к художественным произведениям, фотографии, анализируют мемуарную, биографическую и эпистолярную литературу; 5.«Звуки   голоса».  Участники   знакомятся   с   эмоциональными   характеристиками человеческих   голосов,   развивают   способность   читать   эмоциональные   состояния, выраженные в звуках голоса на основе: составления словаря эпитетов и метафор, подбора художественных   текстов,   записи   собственного   голоса,   голосов   других   людей   и   их дальнейшей интерпретации и т.д. 6.«Настроение».  Используя   это   упражнение,   участники   учатся   определять настроение, выраженное, например, в стихах или картинах, распознавать, как передано то или иное эмоциональное состояние; 7.   «Визуализация».  В   этом   упражнении   участники   вместе   прослушивают магнитофонные   записи   и   учатся   представлять   услышанное,   переживать   чувства   и настроение   автора   того   или   иного   художественного   произведения,   фрагмент   которого записан на магнитофон; 8.   «Свободный   танец».  Данное   упражнение   развивает   эмпатию,   способность проникать в мир чувств других людей. Главное здесь – научиться выражать эмоции через движения; 9.   «Картина   (фотография)».  Глядя   на   картину   (фотографию)   участники проигрывают сюжет, сочиняют рассказ, притчу, стихи, учатся входить в мир переживаний изображенных людей; 10. «Подарки». В данном упражнении акцент делается на чувствах и переживаниях, которые  испытывали   участники  при  воспоминании   о  подарках  в   своей   жизни  (будь  то люди, предметы, события); 11. «Семейный альбом». Рассматривая фотографии семейного альбома, участники тренинга учатся не только сосредотачиваться на сюжете, но и анализировать переживания людей, изображенных на фотоснимках; 12.  «Тренируем   эмоции».  В   этом   упражнении   участники   учатся   изображать различные эмоции: нахмуриться, улыбнуться, позлиться, испугаться, устать, отдохнуть и т.д., входя в различные образы; 13.   «Колечко».  Используя   известную   детскую   игру,   в   этом   упражнении   также развивается внимание, умение определять по лицам чувства, эмоции человека; 14. «Глаза в глаза». В этом упражнении участники разбиваются по парам, берутся за   руки   и   молча   передают   друг   другу   разные   эмоции,   затем   обсуждают   как   эмоция передавалась и воспринималась; 15.  «Как   ты   себя   чувствуешь?».  Участники   тренинга   получают   карточки   с изображением различных оттенков настроений и учатся определять по выражению лица состояние каждого человека, выбирая из всех карточек ту, которая наиболее соответствует его собственному настроению (или настроению его родителей, друзей и т.д.). 16.  Прощание  «Дерево ожиданий».  Итоговый тренинг завершающий. Рефлексия. По   итогу   тренинга   происходит   разбор,   составленного   в   начале,   дерева   ожиданий. Участники   высказываются   о   наполнении   тренинга   и   о   своих   ожиданиях.   Пот   итогам тренинга участники делают вывод, на каком уровне находится эмоционально­ценностная сфера их личности. Посещение со студентами на волонтерских началах  ГБУЗ ТО Тюменский специализированный дом ребёнка Конспект развивающих занятий «Я не такой как все» Было   проведено   11   занятий,   направленных   на   личность   будущих   специалистов социально­гуманитарных   специальностей,   которые   в   силу   своей   специальности   должны обеспечивать   эмоциональный   комфорт   и   благополучие   человека   с   ОВЗ,   при   его взаимодействии с социальной средой. Занятия   проводятся   2   раза   в   неделю   по   90   минут.     Полный   список   занятий представлен в таблице 1.  Структура и содержание цикла развивающих занятий «Я не такой как все» Таблица 1 № 1 Название занятия «Введение в инклюзивную культуру» Структура и содержание занятия Игровая   лекция   «Что   такое   инклюзия?   Какова   ее 1. Приветствие «Кто ты?». В рамках приветствия участники обозначают   свое   место   в   системе   инклюзивного   пространства. Преподаватель,   таким   образом,   собирает   запрос   от   группы   на цикл занятий.  2. культура» 3. Упражнение «Легенда о жизни».  Задумались люди: «Что есть жизнь?». Одни говорят: «Это ожидание: родители ожидают детей, дети ждут каникул, праздников ...».Другие говорят: «Это путешествие. Ежедневно мы осуществляем много путешествий: в школу,   на   работу,   к   друзьям,   на   отдых   в   лес...».Пришли   к мудрецу,   чтобы   их   рассудил.   А   он   говорит:   «Жизнь   –   это путешествие в ожидании цели». Подведение   итогов.   Домашнее   задание   «Портрет Игровая лекция «Толерантность – ключевая составляющая Участникам   предлагается   обсудить   эту   легенду   и   определить цель   своего   образования   и   своего   участия   в   инклюзивном обучении. 4. Упражнение   «5   качеств   хорошего   специалиста   в   своей профессии   социально­гуманитарной   направленности   в инклюзивном   пространстве».   Задача   участников   продумать   и записать по 5 качеств хорошего специалиста в своей профессии учитывая инклюзивную составляющую и инклюзивные ценности. Далее,   группа   составляет   список   качеств   и   компетенций, которыми   должен   обладать   специалист   в   своей   профессии   в инклюзивном пространстве.   Домашнее   задание   «Выписать 5. Подведение   итогов. ключевые характеристики инклюзивной культуры и определить, какие из них характерны для самого себя».  1. Домашнее задание – обсуждение ключевых характеристик инклюзивной   культуры.   Определение   тех,  что  присущи   группе. Цель – выявить недостающие и осознать их необходимость.  2. инклюзивной педагогики».  3. Упражнение «Лукошко». Цель упражнения – определение уровня своей толерантности. Излукошко каждый достает любой предмет.   Задача   участников   найти   что­то   общее   между   своим предметом и предметами группы (всеми). 4. толерантного человека». 1. Обсуждение результатов. Игровая лекция «Особенности «особых» людей».   2. 3. Упражнение   «Счастье   и   несчастье».   Участники   слушают притчу: «Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из­за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь   ей.   Он   пообещал   помочь   ей,   если   она   принесёт   ему горчичное   зерно   из   дома,   в   котором   никогда   не   знали   горя. Ободрённая   его   словами,   женщина   начала   поиски,   а   Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет  ещё попозже,  а  пока ей  необходимо  помочь  постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного».  Обсуждение. 4. сочинение на тему «Счастье других моими глазами» 1. других моими глазами»!». Обсуждение сочинений.  2. среда» 3. Упражнение  «Котенок».   Участники   встают   в   круг. Ведущий   просит   передать   по   кругу   газету.   Потом   предлагает представить,   что   на   этой   газете   уснул   маленький   котенок,   и Домашнее   задание   «Портрет   толерантного   человека». Подведение   итогов.   Домашнее   задание   «Написать Домашнее задание «Написать сочинение на тему «Счастье Игровая лекция «Инклюзивное пространство ­ Доступная 2 «Развитие толерантности» 3 «Особенности «особых» людей ОВЗ» 4 «Я и окружающие» Домашнее упражнения, культуры». «Разработка инклюзивной   задание   принципы   Кейс «Оказание помощи людям с ОВЗ». Подведение   итогов.   Домашнее   задание   «Что   я   готов теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не   разбудить  и   не   испугать   его.   В  конце  упражнения   ведущий говорит,   что   точно   такое   же   бережное   отношение   важно сохранять для общения с особыми людьми. 4. сделать для других людей» 1. учитывающего Корректировка. Обсуждение. Игровая лекция «Помощь ближнему» 2. 3. Упражнение на невербальную поддержку «Мне нужна твоя помощь»  Цель   –  развитие   желания   помочь   ближнему,   видеть нуждающихся в помощи. Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий  дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает  сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его  за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют  «круг защиты». Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» ­ что ты  почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли  «спасатели»? 4. Подведение   итогов.   Домашнее   задание   «Кому   я   могу   оказать помощь». 1. Домашнее   задание   «Кому   я   могу   оказать   помощь». Обсуждение. Итог – определение групп, нуждающихся в нашей помощи. 2. Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным  социальным группам. Осознание степени толерантности по отношению к мнению  другого человека. Формирование коммуникативных навыков. Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные  обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж,  директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный,  пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.). Участники должны подходить друг к другу и обращаться с  просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль,  которую играет человек. Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя?  Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то  по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям? 3. Подведение итогов. Домашнее задание «Необходимо продумать характеристики и показатели социальной роли учителя» 1. продумать характеристики   и   показатели   социальной   роли   специалиста   в своей   профессии».   Составление   пула   качеств   и   характеристик специалиста социально­гуманитарной Кейс «Как выполнять свою социальную роль». Упражнение «Примерка социальных ролей» «Необходимо в   профессии   Домашнее   задание         5 «Отдавая, получай!» 6 «Моя социальная роль» 7 «Миссия инклюзивного включения» 8 "Поставь себя на место другого"  направленности. 2. общества». Игровая   лекция   «Польза   инклюзивной   культуры   для Упражнение «Мостик». Цель упражнения: Формирование  способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии,  идентификации. На полу рисуется узкая дорожка ­ "мостик", по которому с  разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу  под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и  расходятся по разным "берегам". Способы преодоления  "мостика" могут быть любые, но с одним условием, ­ участники  не должны друг с другом заранее договариваться. Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на  способы взаимодействия членов группы, и каким образом  достигается взаимопонимание. Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах  преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому  человеку? Часто ли это происходит в жизни? Подведение   итогов.   Домашнее   задание   «Подготовить презентацию   «Миссия   инклюзивного   включения   в   свою специальность   «Варежки».   Цель:   формирование   эмпатии   по   отношению   к людям с нару­шениями функций опорно­двигательного аппарата. Реквизит: рубашки на пуговицах, варежки.  Ход игры:в игре принимают участие 2 и более пары, один  участник из пары надевает рубашку, другой – варежки. Участник  в варежках должен застегнуть пуговицы на рубашке напарника.  Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Что чувствовали Вы?»,  «Было ли трудно застегнуть рубашку с надетыми варежками?». «С   завязанными   глазами».  Цель:   формирование   эмпатии   по отношению к людям с нарушением зрения.  Реквизит:   2   платка,   доска   классная,   2   мелка   (могут   быть использованы 2 стола, 2 ручки, 2 листа бумаги).  Ход игры: в игре принимает участие один или двое. Участнику завязывают глаза платком, его располагают в центре класса, он  должен   самостоятельно   подойти   к   доске   (к   столу)   и   написать слово, например «ОКНО». Рефлексия: «Ваши ощущения?», «Хотелось ли Вам попросить  помощи?», «Почему не попросили?». «Стулья». Цель:формирование эмпатии по отношению к людям, у кото­рых нарушено зрение. Реквизит:стулья (10–12), платок. Стулья выстроить в ряд. Ход игры: Участнику завязывают глаза, подводят его к ряду  стульев. Он должен пройти весь ряд, придерживаясь за спинки  стульев. Затем участника отводят в сторону, один из стульев уби­ рают, участника снова подводят к ряду стульев, и он должен снова пройти весь ряд, проводя рукой по спинкам стульев. Рефлексия: «Ваши ощущения?» остальные   являются   наблюдателями. «Рисунок   из   зеркала».  Цель:   понимание   трудностей,   которые испытывает человек в необычных обстоятельствах. Реквизит: стол и  стул,   зеркало  средней  величины,  лист  бумаги  с  нарисованной заранее   большой   окружностью,   цветной   карандаш   или фломастер/маркер. Ход игры: Количество участников не ограничено. Одновременно может   участвовать   несколько   человек,   соответственно   наличию реквизита. Участник садится на стул напротив зеркала, перед собой держит лист бумаги с окружностью. Карандаш нужно взять в левую руку (или,   наоборот,   в   правую,   если   человек   обычно   пишет   левой рукой). Попытаться нарисовать звезду внутри окружности, глядя в зеркало и не глядя на сам рисунок на бумаге. «Диктант».  Цель:   понимание   того,   как   строить   коммуникацию, взаимодействие   (рекомендуется   для   взрослых   и   старших школьников). Реквизит: стулья, бумага А4, листы с диктантом – графическим (геометрическим) рисунком. Ход игры: Количество участников – желательно   вся   группа   с   чётным   числом   участников.   Если   не позволяет   пространство   в   аудитории,   то   любое   четное   число участников,   Стулья расставить парами спинками друг к другу. Каждая пара стульев находится на некотором удалении друг от друга, чтобы не видна была работа соседних участников. В паре один участник получает чистый лист бумаги, а другой – лист с «диктантом». По команде ведущего   участники   начинают   «писать   диктант»,   при   этом говорить разрешено только тому, у кого лист с заданием. Другой участник пишет на чистом листе. Нельзя переспрашивать, нельзя задавать вопросы (5–7 минут). По окончании времени участники сдают   листы   ведущему   и   получают   новый   «диктант».   Вновь   по команде ведущего участники «пишут диктант». Во втором задании пишущий   может   задавать   вопросы,   уточнять   сказанное   (5–7 минут).   Остальные   слушатели   наблюдают   за   участниками «Диктанта», затем участвуют в обсуждении. Рефлексия:«Как Вы себя  ощущали?»,  «Какие  были  трудности?»,  «Почувствовали  ли разницу   при   выполнении   первого   и   второго   задания?»,   «Когда было проще?».   «Стереотипы и ярлыки».  Переходя к данному разделу, задаём вопросы,   которыми   обобщаем   информацию,   полученную   в предыдущем   разделе   «Как   мы   воспринимаем   человека   с инвалидностью?». «Какие чувства этот человек вызывает у вас?» Слушаем   ответы   аудитории,   комментируем.   Реквизит   –   бумага, фломастеры/ручки.   Задание:   каждый   участник   пишет   на   листе крупными буквами один из известных ему ярлыков. Затем каждый показывает лист с написанным ярлыком и даёт свой комментарий. Обсуждение:«Какие из приведённых терминов отнесём в группу неэтичных,  принижающих  достоинство,  а  какие  имеют  право  на существование?». 9 Просмотры фильмов: "Клеймо" "Ты самый лучший"  "Слово на ладони" "Антон тут рядом" "Интервьювер" "Звездочки на земле" "Мой маленький братик с Луны" "Путешествие Марии" "Академия специалистов" Мультфильм «Про Диму», "Кастрюлька Анотоля" «Ольга»  Использование   фильмов   в   ходе   уроков   по   пониманию инвалидности   эмоционально   включает   студентов   в рассматриваемые  вопросы   и   способствует   лучшему   восприятию   темы   урока. Необходимо продумывать заранее, какой фильм будет использован и  почему. Например, если урок посвящается пониманию людей с  нарушением зрения, то, вероятно, более уместно показать фильм  или   часть   фильма,   рассказывающего   о   жизни   человека   с нарушением   зрения.   Тогда   вопросы   и   проблемы   будут   более глубоко   восприняты   аудиторией.   Продолжительность   фильмов варьируется и может составлять от 10 минут до 2 часов. Следует заранее продумать,  какую   часть   фильма   следует   показать.   В   предложенной   нами примерной структуре урока фильм выполняет функцию введения в жизненную   ситуацию   семьи,   в   которой   родился   ребёнок   с синдромом Дауна. При подготовке урока необходимо определить, какую   функцию   выполняет   отрывок   из   фильма,   что   он   должен сообщить аудитории (например, с какой проблемой ознакомить). Фильм может быть показан в любой части классного часа. Важно при этом продумать связь фильма с этапом классного часа, его задачами.   Например,   фильм   «Ольга»   способен   очень   сильно включить эмоционально аудиторию в проблемы семей, в которых родился ребёнок с синдромом Дауна. Если же мы хотим показать, что   человек   с   синдромом   Дауна   может   быть   отличным работником, если он получил необходимую подготовку и опыт, то фильм «Интервьюер» это сделает лучше всего. Некоторые фильмы могут   выполнить   сразу   несколько   функций:   ярко   показать проблему   и   то,   каким   образом   можно   было   бы   её   решить (например,   фильм   «Антон   тут   рядом»).   Однако   при   этом продолжительность фильма выходит за рамки обычного классного часа.   Фильмы   обязательно   обсуждаются   в   группе.   В   ходе обсуждения   каждый   участник   высказывает   не   только   общие оценки, но и идеи, чувства, знания, которые позволяют раскрыть  ценностные суждения. Конспект проектных работ «Инклюзивная культура в профессии» Было   проведено   9   занятий,   направленных   на   личность   будущих   специалистов социально­гуманитарных   специальностей,   которые   в   силу   своей   специальности   должны обеспечивать   эмоциональный   комфорт,   благополучие   и   грамотное   взаимодействие человеком с ОВЗ, при его взаимодействии с социальной средой. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут.  Полный список занятий представлен ниже.  Тема   проектного   занятия:   «Инклюзивная   культура,   как   профессиональная компетенция   студента   (на   примере   специальности:   "Право   и   организация социального обеспечения")». Цель:   Сформировать   у   студентов   представление   о   месте   и   роли   инклюзивной культуры в специальности.            Задачи: 1) Образовательная: Углубить знания в области ПСО, сформировать более   глубокие   знания   о   понятиях   "инклюзивная   культура",   "принципы   инклюзивной культуры", "ОВЗ", "эмпатия","нормативно­правовые акты инклюзивной культуры", месте и роли   данныхпонятий   в   работе   юриста   права   социального   обеспечения.   Развить   навыки письменной и устной речи монологической и диалогической, выделение главного в форме простого и сложного плана, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.   д.   2)   Развивающая:   Развивать   ораторское   искусство,   мышление,   анализ,   синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов,   умение   выделять   цели   и   способы   деятельности,   проверять   ее   результаты, выдвигать  гипотезы.   3)  Воспитательная:   Сформировать   у  обучающихся   нравственные  и эстетические представления о "инклюзивной культуре" в системе "право и организация социального обеспечения", систему взглядов на правовую действительность, способность следовать   нормам   поведения,   исполнять   законы.   Оборудование:   Классная   доска, презентация, ПК с проектором, справочно­правовые системы "КонсультантПлюс","Гарант". Тип   учебного   занятия:   внеаудиторное   мероприятие.   Вид:   закрепление   и совершенствование знаний, умений и навыков. Формируемые компетенции:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   3.   Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях   и   нести   за   них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного   развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. Формируемые знания: Толкование НПА и основных понятий по теме. Формируемые умения: Создание творческого продукта по теме. Ход   мероприятия:   Слово  преподавателя:   Мотивация:  Соотнесите   тему  классного   часа: "Инклюзивная культура, как профессиональная компетенция юриста право и организация социального обеспечения",  и эмблему к нему.  Слово   преподавателя:  Предположите,   о   чем   мы   будем   говорить   ?   "Для   человека   не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". (У. Джеймс). Как сочетаются эти слова с темой нашей беседы? Цели занятия: Что Вы знаете о понятиях "инклюзия", "инклюзивная культура",  "эмпатия",  "ОВЗ"?  Почему  инклюзивная  культура   важна  для   юриста  "права социального обеспечения"? Какие законы, и нормативно­правовые акты, вы знаете в сфере инклюзивной   культуры?   На   каких   принципах   базируется   инклюзивная   культура? Теоретическая   часть   классного   часа:   Преподаватель   с   помощью   презентации   поясняет основные термины темы.  Культура – это  воспитание, образование, развитие, почитание ­ понятие,   имеющее   огромное   количество   значений   в   различных   областях   человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории,   лингвистики,   политологии,   психологии,   педагогики   и   т.д.   В   основном,   под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все   формы   и   способы   человеческого   самовыражения   и   самопознания,   накопление человеком   и   социумом   в   целом   навыков   и   умений.   Культура   представляет   собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться,   а   значит ­   существовать.   Культура ­   это   набор   кодов,   которые предписывают   человеку   определённое   поведение   с   присущими   ему   переживаниями   и мыслями,   оказывая   на   него,   тем   самым,   управленческое   воздействие.   Источником происхождения   культуры   мыслится   человеческая   деятельность,   познание   и   творчество. Инклюзия   ­   (от   inclusion   ­   включение)   ­   процесс   реального   включения   людей   с инвалидностью   в   активную   общественную   жизнь.  Инклюзия  предполагает   разработку   и применение   конкретных   решений,   которые   позволят   каждому   человеку   равноправно участвовать   в   общественной   жизни     своей   страны.   ОВЗ  –   ограниченные   возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии,   то   есть   глухие,   слабослышащие,   слепые,   слабовидящие,   с   тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно­двигательного аппарата и другие, в том числе дети­инвалиды.  Инклюзивная   культура   –   ученые   по­разному   трактуют   понятие «инклюзивная культура». Это: 1) особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном   образовании   и   ответственность   приняты   и   разделены   между   всеми участниками   данного   процесса;   2)   часть   общей   школьной   культуры,   направленной   на обеспечение   поддержки   ценностей   инклюзии,   высокий   уровень   которой   способствует повышению   эффективности   процесса   инклюзии   в   целом;   3)   уникальный   микроклимат доверия,   способствующий   развитию   взаимозависимых   отношений   семьи   и   школы, позволяющих  избежать конфликтных  ситуаций  и нанести  потенциальный  вред каждому участнику   процесса;   4)   особая   инклюзивная   атмосфера,   в   которой   внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в ее   общую   структуру,   а   также   педагогам   предоставлена   возможность   получения разнообразной   поддержки,   как   со   стороны   администрации,   так   и   со   стороны   других педагогов,   позволяет   снизить   риск   возникновения   многих   противоречий;   5) фундаментальная   основа   для   создания   культуры   инклюзивного   общества,   в   котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая   возможность   достижения   высоких   результатов   в   соответствии   с   целями инклюзивного   образования   и   обеспечивая   сохранность,   принятие,   сотрудничество   и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом. Перечисленные определения   позволяют рассматривать инклюзивную культуру,   в   как смысле. От инклюзии   выигрывают   все   участники   образовательного   процесса,   у них   возникает широком, узком   и так     в безбарьерное   мышление.   Инклюзивная   среда   учит   находить   сильные   стороны   в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети и подростки становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми. Инклюзивный опыт поможет человеку  в будущем, когда  он будет  общаться с кем­то,  отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться  диковинкой.   Я уверена,   что  перед   нейро­типичными   детьми,   которые   выросли в инклюзивной   среде,   не встанет   в будущем   вопрос,   что   такое   пандус   и зачем   он так необходим   перед   тем   или   иным   учреждением.   Эмпатия   ­  осознанное   сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения  внешнего происхождения   этого   переживания.   Соответственно эмп таа  —   это   человек   с   развитой способностью к эмпатии. Негативные установки здоровых учащихся, отказ от контактов с «особым»   одноклассником     в   ряде   случаев   объясняются   дефицитом   знаний   об особенностях людей, имеющих те или иные недостатки в развитии, и отсутствием опыта общения   с   ними.   Следовательно,   педагогическая   работа   одновременно   должна   быть направлена на большую информированность относительно бытия людей с теми или иными формами патологии и на нравственное развитие обучающихся в соответствии с принципами гуманизма и равноправия.  Просмотр фильма « Маленькая кастрюлька Анатоля». Перед творческой частью классного часа, предлагается заслушать доклады обучающихся с презентациями,   которые   они   подготовили   на   кануне   классного   часа,   по   темам:   1) «Нормативно правовая база инклюзивной культуры и инклюзивного образования»? 2) На каких принципах базируется инклюзивная культура? 3. Топ всемирно известных  людей с ОВЗ  !   Творческая   часть   классного   часа:   Обучающимся   предлагается   по   рассуждать   над следующими вопросами: Ваше отношение к людям с ОВЗ? В чем может проявиться твоя поддержка людям с ОВЗ? Можете ли Вы в своей профессии юриста «право и организация социального обеспечения» столкнуться с людьми имеющими ОВЗ? По итогам обсуждения обучающиеся делятся на 2 круглых стола. 1   круглый   стол  ­   оформляет   эмблему   и   цитату   для   листовки   "Международный   день инвалидов";  2 круглый стол  ­ оформляет памятку листовку для будущего специалиста правои организация социального обеспечения.    В   заключение   подводятся   итоги   преподавателем:   Предлагается   по   итогам   работы обучающихся,   внести   памятку   инклюзивной   культуры   и   эмблему   в   этический   кодекс студента колледжа ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП». Заключительное слово преподавателя: Говоря об «инклюзии» как о социально­культурном феномене, важно понимать, что ее необходимо рассматривать лишь в контексте общего развития   общества.   Британские   ученые   считают,   что   индексом   инклюзии   является комплексная реализация инклюзивной политики, инклюзивной культуры и практики. Для развития инклюзивного образования и инклюзивной культуры прежде всего необходимы политическая и законодательная основа. Она сегодня создана и подкреплена финансово. Программа «Доступная среда», начав отсчет с 2011 года, продолжает медленно, но верно преобразовывать облик городов (например, Сочи, Москва, Казань и др.), образовательных организаций,   учреждений   культуры   и   досуга.   В   целях   внедрения   идей   и   технологий инклюзивного образования в настоящее время ведется в стране большая работа. Несколько запоздало,   по   сравнению   с   европейскими   странами,   тем   не   менее   быстрыми   темпами инклюзивные   процессы   углубляются   в   образовательных   организациях   всех   уровней образования.   Развитие   социально   культурной   инклюзии   произойдет   в   процессе   общего улучшения   социальной   жизни   общества,   повышения   качества   жизни   граждан.   Понимая важность просветительской работы с населением в реализации идей социально культурной инклюзии, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) проводит большую работу среди разных профессиональных сообществ, общественных организаций и родительской   общественности   по   распространению   идей   инклюзии,   объяснению   целей внедрения технологий работы в инклюзивных группах. Хотелось бы, что бы и наш колледж был передовым в этом вопросе.  Благодарю за внимание! Тема проектного занятия. Создание видео­газеты: "Знаменитости с ОВЗ" Студентам предлагается по одному или, объединившись в команду не более 4 человек создать с помощью программы  Microsoft PowerPoint  или других программ по желанию создать презентацию на тему: "Знаменитости с ОВЗ". Пример:  1. Хелен Келлер ­ эта женщина посвятила всю свою жизнь инвалидам. Она была слепа, глуха и нема с рождения. И при этом полна радости и жизнелюбия. Автор, политический активист,   лектор.   Первый   глухонемой   человек,   который   получил   степень   бакалавра искусств. Борец за права инвалидов. 2. Альберт Эйнштейн сложности с когнитивными процессами (тяжело давало обучение, познание мира). Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью. 3. Стивен Хокинг­физик   и математик мирового уровня, считается вторым по величине ученым 20 века после Эйнштейна. Ему принадлежит теория большого взрыва и черной дыры. 4. Винсент Ван Гог ­ тип инвалидности ­ ментальные, психические заболевания. Аутист. Является одним из самых дорогих художников мира. 5. Франклин Делано Рузвельт ­ самый известный президент США, который в 1921 году очень тяжело переболел полиомиелитом. 6. Людвиг Ван Бетховен ­ знаменитый немецкий композитор. . К своему тридцатилетию Бетховен практически потерял слух. Многие из его величайших творений были написаны уже после. Глухота может быть симптомом сифилиса, а во времена Бетховена эта хворь была весьма распространена 7. Томас Эдисон ­ великий изобретатель. В свои ранние годы его считали недоразвитым, потому что он не мог читать до 12 лет. Позже Эдисон признается, что он стал глухим после того, как засовывал себе детские игрушечные паровозики в уши 8. Фрида Кало ­ попала в аварию, в результате которой сильно повредила спину. Кроме того, ее нога была деформирована в результате перенесенного в детстве полиомиелита. Несмотря на это, ей удалось стать одной из самых известных женщин­художниц. 9. Кристи Браун ­ Знаменитый ирландский писатель, а также поэт и даже художник. В детстве   он   был   болен   церебральным   параличом   и   не   мог   контролировать   собственные движения и речь. 10. Луи Брайль ­ в детстве случайно поранил шорным ножом глаз, который из­за этого воспалился, а затем ослеп. Известнейший тифлопедагог придумал специальный шрифт для слепых и слабовидящих. 11. Джон ФорбсНэш ­ Лауреат Нобелевской премии, американский математик. Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения. 12.   Джордж   Вашингтон   проблемы   с   когнитивными   способностями.   Еле­еле   писал, грамматику так и не осилил. Президент США. 13.   Том   Круз   ­   звезда   Голливуда,   болен   дислексией.   Американский   актёр,   режиссёр, продюсер, сценарист. 14.   Уолт   Дисней   ­   Ограниченные   когнитивные   способности.   Американский   художник­ мультипликатор,   кинорежиссёр,   актёр,   сценарист   и   продюсер,   основатель   компании «WaltDisneyProductions». 15. Робин Вильямс ­ голливудская звезда с диагнозом дефицит внимания (СДВГ). Это только малая часть из представленных выше  ярких личностей, которые, несмотря на свои недуги, смогли изменить наш мир, заставили окружающих задуматься о «высоком», в прямом смысле этого слова, стали авторами великих открытий и гениальных произведений искусства.  Тема проектного занятия. "Заполнение таблицы терминов, назологий людей ОВЗ" Инклюзивная  культура  Культура этикета  Правовая  культура  Моральная культура  Дать определение, что такое культура?  История развития  инклюзивной  культуры и  инклюзивного  образования в  России? История развития  этикета в Росси?  (начать с эпохи  Петра 1) История развития  правовой  культуры в мире?  Происхождение морали? Терминологический аппарат: 1.Инклюзия 2.Толерантность 3.ОВЗ 4.Эксклюзия 5.Инвалид 6.Инклюзивное  образование  7.Инклюзивная  культура  8.Адаптация  9.Культура  межнационального  общения 10. Мигрант 1.Этикет 2.Дипломатический этикет 3.Воинский этикет 4.  Общегражданский  этикет 5. Этикет делового  общения  6. Стили общения:  (дипломатический,  авторитарный) 7.Грамотическая  культура 1. Правовая  безграмотность 2. Толкование  закона 3. Конституция,  закон 4. Международно­ правовые акты 5. Конвенция  6. ООН  (предназначение) 7. Гражданская  позиция (привести свой пример из  1 Мораль 2 Этика 3 Философия 4 Нравственность 5 Моральный нигилизм 6 Этический кодекс   специалиста  (сотрудника) 7 Мораль в религии 11. Национальные  предрассудки 12. Национальные  меньшинства 13.Рассовая  дискриминация  14. Перечислить  классификацию  форм  инвалидности 15. Эмпатия 16. Эмпатийный  костюм  8. Деловая беседа 9. Жесты  неискренности  (перечислить  примеры) 10. Закрытые жесты , Закрытые вопросы (перечислить  примеры) 11. Имидж 12. Конфликт 13.Служебный  этикет 14. Манипуляция 15. Межличностный конфликт 16. Невербальное  общение 17. Культура  одежды делового  мужчины 18. Культура  одежды деловой  женщины  жизни) 8. Правовые  предписания 9. Внесудебный  порядок решения  споров 10. Преступление 11.  Правонарушения 12. Медиация  (привести пример) 13. Обвиняемый 14.  Подозреваемый 15. Найти права и  обязанности  преподавателя и  обучающегося  (ссылкой на  статью и Ф.З.) 16.  Найти статью  за публичное  демонстрирование и  пропаганду нац.  Символики (КоАП РФ). 17. Найти статью в Конституции,  которая гласит  люди все равны по полу,  национальности,  религии  ……. 18. Найти статью  за геноцид  Тема проектного занятия: Создание проект­ брошюр:  "Этикет в специальности:....... при взаимодействии с людьми ОВЗ" Студентам   предлагается,   ориентируясь     на   свою   специальность:   (Гостиничный сервис, Страховое дело, Гостиничное дело, Земельно­имущественные отношения, Право и организация   социального   обеспечения,   Банковское   дело)   разработать   свою   памятку­ рекомендацию   при   общении   и   взаимодействии   с   людьми   ОВЗ.  Данная   памятка­ рекомендация, это попытка помочь студенту научиться правильному общению с людьми ОВЗ. Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. А еще такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им оказать. Знать это нужно каждому современному человеку. Люди с ограниченными   возможностями   ­   часть   общества,   и   мы   должны   сделать   их   непростую жизнь легче. Рекомендации   студентам   при   составлении   памятки:   1)   Какие   фразы   и   слова   не   затруднить должны   употреблять   в   отношении   лис   ОВЗ,   так   как   могут   обидеть   взаимопонимание с лицом ОВЗ (т.е словосочетания подсказки которые можно использовать специалисту   в   своей   работе),   2)   Учитывать   психологию   делового   общения,   а   так   же использовать психологические приемы и особенности в общении с данной категорией лиц. 3) Ситуации­рассказы, которые повествуют о правильном/или  не правильном обращении с лицами ОВЗ с картинками. 4) Перечень часто встречающихся назологий лиц ОВЗ (общая характеристика и особенности взаимодействия с ними).  Пример 1. Памятка­рекомендация: 1)Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. 2) Когда Вас  знакомят  с инвалидом,  вполне естественно пожать  ему руку даже  те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку правую или левую, что вполне допустимо. 3) Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас   общая   беседа   в   группе,   не   забывайте   пояснить,   к   кому   в   данный   момент   Вы обращаетесь и назвать себя. 4) Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 5) Опираться или повиснуть на чьей­то инвалидной коляске   то   же   самое,   что   опираться   или   повиснуть   на   её   обладателе.   И   это   тоже раздражает.   Инвалидная   коляска   это   часть   неприкасаемого   пространства   человека, который   её   использует.   6)   Когда   Вы   разговариваете   с   человеком,   испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам   закончит   фразу.   Не   поправляйте   его   и   не   договаривайте   за   него.   Никогда   не притворяйтесь,  что Вы  понимаете, если  на самом деле это не так. Повторите,  что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его. 7) Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать. 8) Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Пример 2. Памятка­рекомендация: ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЛОВА Человек с инвалидностью  Таблица 2 ИЗБЕГАЙТЕ   СЛОВ   стереотипы) (Создают Больной, неполноценный, здоровья.с недостатками здоровья   искалеченный,   калека,   покалеченный,   с   дефектом Человек   использующий   инвалидную коляску,   человек   на   коляске,   человек   с парализованными ногами.  Прикованный   к   инвалидной   коляске, паралитик, парализованный. Инвалид с детства  Врожденный дефект/увечье/несчастье  Человек   с   особенностями   психического развития,   человек   с   особенностями душевного или эмоционального развития   сумасшедший,     люди   с   пси­ Псих, хиатрическими проблемами, душевнобольные   люди,   люди   с   душевным или эмоциональным расстройством Неслышащий   /   глухой   слабослышащий человек,   с   инвалидностью   по   слуху, пользующийся жестовой речью Глухой   как   пень,   человек   с   нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой. Пример 3. Памятка­рекомендация Таблица 3 Использовать слова и понятия,  Избегать слов и понятий,  не создающие стереотипы:  создающих стереотипы: Человек с инвалидностью;  Инвалид, дефективный, Ребенок, имеющий инвалидность Больной, неполноценный Обычный человек, человек без инвалидности  (в отношении неинвалида) Нормальный, здоровый (при сравнении с  инвалидом) Человек, использующий кресло­коляску для  передвижения, человек на кресле­коляске Прикованный к инвалидной  коляске Врождённая инвалидность, инвалидность с  детства Врождённый дефект, несчастье Имеет ДЦП (детский церебральный паралич) Страдает ДЦП Человек, имеющий задержку в развитии,  ребёнок с задержкой в развитии, медленно  обучаемый ребёнок Человек с синдромом Дауна, дети с  синдромом Дауна Человек с эпилепсией, подверженный  пилептическим припадкам Люди с ментальной инвалидностью, с  ментальными особенностями здоровья,  имеющие психическое расстройство Человек с нарушением зрения, слуха;  имеющий инвалидность по зрению, слуху Отсталый, умственно неполноценный,  слабоумный Даун, даунята, больные синдромом Дауна Эпилептик, припадочный Сумасшедший, псих, душевнобольной Слепой, незрячий, глухой, с недостатками  зрения, слуха Многие   привычные   всем   слова,   понятия   и   фразы,   по   сути   своей,   –   ярлыки   и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие   неприемлемые   слова   и   сравнения   как   «больной   /   здоровый»,   «нормальный   / ненормальный», «умственно отсталый», «обычный / неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к   выработке   культуры   инклюзии,   к   привитию   этически   выдержанной   и   грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом   направлении,   но   и   изменение   всей   культуры   общественных   взаимоотношений. Корректный   язык   помогает   формировать   позитивный   образ   человека.   Даже   если   мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Тема проектного занятия: "Поставить себя на место другого"   Студентам   различных   специальностей  (Гостиничный   сервис,   Страховое   дело, Гостиничное дело, Земельно­имущественные отношения, Право и организация социального обеспечения, Специалист по туризму, Банковское дело,  и т.д.) предлагается разделиться на   группы   и   создать   «Костюм   лица   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   или «Костюм эмпатииGERT». Данный способ набирает популярность в последнее время. Для примера:     Сотрудники   ТАСС   (ведущее   государственное   информационное   агентство России) в преддверии «Дня инвалида» протестировали костюм GERT, в котором можно почувствовать себя человеком с различными физическими ограничениями. Год назад такой костюм примерял глава Сбербанка Герман Греф. Рис. Костюм GERT Студенты разрабатывают с помощью различных материалов картон, гипс, скотч, пластик и т.д.   Специальные   устройства   которые   ограничивают   телодвижение   человека,   для   того чтобы максимально почувствовать состояние человека с ОВЗ или человека попавшего в рудную жизненную ситуацию. В этом костюме на парах или классных часах обыгрываются жизненные стрессовые ситуации, с которыми они могут столкнуться в профессии и жизни. Предлагаемые роли: 1) Специальность: 40.02.01. Право и организация социального обеспечения:  «Инспектор биржи труда ­ Соискатель», «Социальный работник (на дому)­ Пенсионер»,   «Работник   пенсионного   фонда   –   Пенсионер   (участник   ВОВ),   «Юрист консультант­ гражданин (инвалид)» и т.д. 2) Специальность: 43.02.14 Гостиничное дело, 43.02.11 Гостиничный сервис: «Оформление гостя (лицо ОВЗ) в отель», «Работодатель ­ Соискатель»,   «Уборка   номера   у   лица   ОВЗ»   3)  Специальность:   21.02.05   Земельно­ имущественные отношения: «Риелтор – иностранный гражданин», «Риелтор­лицо ОВЗ» и т.д.  Накануне студенты в паре самостоятельно готовятся по выбранным ролям в сценке, продумывают роль, решают для себя персонаж будет положительный или отрицательный. Учитывают в своей работе мимику лица, стили делового общения, психологию общения и т.д.  Рис. Методическая таблица: «Мимика»  Подбираю   фразы   в   общении   положительного   и   отрицательного   содержания,   как можно и как не следует говорить. Прорабатывают образ персонажа.  После просмотра сценок, происходит обсуждение, что каждый из студентов хотел до нести до своей аудитории с   помощью своего персонажа, и что чувствовали ребята. Результатом данного мероприятия является  анализ и рефлексия студентов.  Для эмпатийного общения характерно безоценочное принятие друг друга – только после   этого   наступает   психологическая   совместимость.   Однако   эмпатийная проницательность–   редкое   явление   среди   людей,   что   подтверждается   современными научными исследованиями в этой области.  Современными исследованиями замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать и в связи с этим всё меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным   образом   на   его   поведение.   Другими   словами,   в   межчеловеческих   контактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние.  Выходом в сложившейся ситуации будет воспитание такого гармонично развитого человека,   когда   эмпатическое   проникновение   в   другого   человека   будет   являться закономерным   результатом   развития   личности.   Наука   собрала   много   подобных эмпирических данных, проводя различные тестирования на проявление эмпатии. Данная работа   вносит   свой   вклад   в   эту   область   научного   знания.   Но   необходимы   дальнейшие исследования   для   более   глубокого   количественного   и   качественного   анализа   этого феномена в контексте инклюзивного подхода.  СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной   С.В.,   представленный   7.12.2010   года   в   рамках   Международного симпозиума «Инвестиции в образование – вклад в будущее». – 102 с. 2.   Алехина   С.В.   Инклюзивное   образование:   методология,   практика, технологии:   Материалы   международной   научно­практической   конференции (20­22   июня   2011,   Москва)   /   Моск.   гор.психол.   пед.   ун­т;   Редкол.: С.В.Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. – 244 с. 3. Бут Т. Показатели инклюзии: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под   ред.  М.  Воган;   пер.   с   англ.  И.   Аникеев;   науч.   ред.  Н.   Борисова,   под общ.ред. М. [Перфильевой. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 124 с. 4. Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей   с  особыми   образовательными   нуждами   //   Сибирский   педагогический журнал. – 2009. – №6. – C. 230­241. 5.Голиков   Н.А.   Социальные   эффекты   образования:   реалии,   прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №11. – C. 73­79. 6.   Грехнёв   В.С.   Ценностные   основания   процессов   образования   и образованности   людей   в   современном   обществе   //   Философия   и   общество. ­2010. – № 3. – С. 40­56.  7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений   высш.   проф.   образования   /   Под   ред.   В.И. Загвязинского.   М.: Академия, 2011. – 350 с. 8.   Малофеев   Н. Н.   Инклюзивное   образование   в   контексте   современной социальной   политики   Н.   Н.   Малофеев   Воспитание   и   обучение   детей   с нарушениями развития. – 2010. – № 1. – С. 3­10. 9.   Хитрюк   В.   В.   Инклюзивная   готовность   как   этап   формирования инклюзивной   культуры   педагога:   структурно­уровневый   анализ   //   Вестник БГУ. 2012. №1 (1).  10. Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08.– Калининград, 2016.

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Программа формирования ценностно-смыслового компонента инклюзивной культуры у студентов колледжа ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2019