Целью нашего исследования было выявление готовности студенческой молодёжи к родительству на базе Барановичского государственного университета. В статье мы рассматриваем влияние образовательной среды учреждения высшего образования на формирование родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Это учреждение высшего образования, а именно - Барановичский Государственный Университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура - это те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы индивид стал личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы ему возможность освоить накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.
Исследование проводилось среди учащихся 2 и 4 курса, а именно факультета славянских и германских языков инженерного составе 21 человек – мальчиков из каждого курса и 21 девочка из каждого курса учреждения высшего образования – Барановичский Государственный университет. Общее количество студентов - 84 человека
Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Студенткамагистрантка1 курса БарГУ г.Барановичи, Республика Беларусь
Святощик М.И.
Целью нашего исследования было выявление готовности студенческой молодёжи к
родительству на базе Барановичского государственного университета. В статье мы
рассматриваем влияние образовательной среды учреждения высшего образования на
формирование родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой
молодёжи к родительству. Это учреждение высшего образования, а именно Барановичский
Государственный Университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и
учащегося, а также института семьи. «Образование и культура это те инструменты, с
помощью которых общество готовит новое поколение к жизнедеятельности, к реализации
своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы
индивид стал личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы ему
возможность освоить накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью
общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его
объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в использовании
различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого
педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как
образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность,
как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.
Исследование проводилось среди учащихся 2 и 4 курса, а именно факультета
славянских и германских языков инженерного составе 21 человек – мальчиков из каждого
курса и 21 девочка из каждого курса учреждения высшего образования – Барановичский
Государственный университет. Общее количество студентов 84 человека
Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение,
беседа, анкетирование.
После проведения анкетирования на
базе Барановичского Государственного
Университета и обработки анкет по блокам готовности к родительству, мы выявили проблему
— не готовность студенческой молодёжи к родительству. Анкета состояла из 16 вопросов как
закрытого характера, так и открытого. После того, как студенты прошли анкетирование, мы
приступили к обработке анкет. Обработка была разделена на блоки в соответствии с ответами
студентов на вопросы. Первый блок был – целесообразность подготовки к родительству.
Результаты, в процентной составляющей, показали, что студенты не готовы к родительству. 2
блок представление о роли семьи в жизни человека показал, что студенческая молодёжь
имеет представление о семьи, и все знания были получены от их родителей, родственников, но
при этом студенты, в свои 1921 год не осознают всю ответственность. 3 блок готовность
иметь детей, в процентном соотношении 80%: 20% показал, что респонденты совершенно не
готовы иметь детей. Что же могло бы на это повлиять? Почему в стране все больше и больше
неблагополучных семей, или семей, где присутствует только один родитель, а также
повышается показатель разводов. Это нам удалось выяснить в блоках 4 и 5: «Представления о
родительских компетенциях» и « Представления о собственной родительской
компетентности». Большая половина респондентов, а именно 76% студенческой молодёжи не
готовы стать родителями, так как не хватает теоретических знаний о том, как воспитывать
ребёнка, что с ним делать и как стать хорошим родителем, ведь наше будущее это наши
дети. В нашем исследовании мы также учли гендерный аспект: отдельно проанализировав
ответы девушек и парней. По результатам исследования и анализа по разработанным намиблокам, мы выяснили, что девушки, как будущие мамы совершенно не возлагают на себя
большой ответственности как будущие мамы. Им кажется, что быть матерью – это совсем
просто, но на самом деле – это огромный труд, в то время как будущие отцы мужская
половина респондентов, осознаёт всю ответственность, но не имеют желания и готовности
стать родителем.
Исследовав и изучив образовательную среду учреждения высшего образования как
условие формирования родительских компетенций, мы смело можем сказать, что
образовательная среда как ресурс эффективного взаимодействия, тесно связана с институтом
семьи.
Образовательная среда является неотъемлемой частью общественной системы. Связь
образования и среды подчеркивалась в различные исторические периоды. Так, Я. А.
Коменский обозначал взаимовлияние образования и среды друг на друга [2, с. 53]. Он
утверждал, что невозможно стать образованным без воспитания и обучения. Об организации
данного процесса заботится государство, общество, семья. В то же время образование
непосредственно влияет на мирный либо конфликтный образ жизни общества, государства.
Образовательная среда — это в первую очередь продукт активности ее субъектов. Чем
более зрелыми, самостоятельными, креативными будут участники образовательного процесса,
тем больший развивающий потенциал будет у среды, создаваемой ими. Мы можем наблюдать
своеобразную цикличность процесса развития: личностные свойства субъектов влияют на
уровень развития образовательной среды; уровень развития среды обусловливает паттерны
развития ее субъектов.
Сегодня востребована подготовка студентов в аспекте их будущего родительства, а
также подготовка студентов к работе с родителями. Студенты углубленно изучают
теоретические положения курсов «Педагогика», «Основы педагогики», «Теоретические
основы социальной работы», практические занятия, связанные с тематикой работы с семьей,
помогают решить вышеназванные вопросы. Готовность человека к любой деятельности можно
выразить следующим образом: готовность – это желание + знание + умение. Поэтому в работе
со студентами необходимо создать среду, организовать деятельность, которая позволит
субъекту сформировать у себя родительские компетенции, а также научиться работать с
родителями детей, т.к. многие студенты будут в будущем выполнять функции классного
руководителя.
На семинарских занятиях развиваются в частности аспекты формирования
ответственности за благополучие своей семьи, ведь это одна из целей будущего родителя.
Студенты обсуждают закономерности построения и развития семьи, пути ее создания,
определение правил, традиций, норм поведения в семье, методы нахождения своей
родословной, проблемы ценностных отношений в семье сегодня и завтра. Основными
задачами таких отношений являются: обучение студентов различным способами
интегрирования информации на основе уже полученных, имеющихся у них знаний;
формирование умения самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность;
моделировать необходимую индивидуальную и групповую работу. Используются различные
коммуникативные технологии, тренинги, практикумы, ролевые игры. Знакомят студентов
также с методами наблюдения, анкетирования, с методикой и тематикой проведения
индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.
Цель таких занятий состоит в том, чтобы студенты понимали всю ответственность
будущих родителей, знали как поступить в той или иной ситуации, как решить конфликтные
вопросы, наладить семейные взаимоотношения, получить умения решать практические
педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семьях с различными традициями.
Занятия рассчитаны на определенный жизненный опыт студентов, приобретенный ими в семье
родителей или в процессе создания своей семьи. Полученные на занятиях знания помогаютстудентам найти ответы на интересующие их вопросы, которые появляются у молодых
супругов, создавших семью в ходе обучения в университете.
На практических занятиях в первую очередь рассматриваются вопросы семьи на
макроуровне, в контексте социальных институтов. Затем обсуждаются социально значимые
проявления жизненного цикла и далее – микроуровень межличностных взаимодействий
внутри семьи с выделением аспектов родительства как особого феномена в структуре
различных функций семьи.
Кроме этого, способы построения наилучшего взаимодействия в семье и способы
повышения компетенций родителей, формирование терпимости по отношению к детям,
толерантности по отношению к другим людям. Больше внимание уделяется знакомству
студентов с литературой по соответствующей направленности. В ходе обучения
реализовывается принцип «от общего к частному», осуществляется обращение к личному
опыту студентов, их ориентация на выполнение своей будущей родительской и
педагогической миссии как способа преобразования мира.
Заключение. Знания, приобретенные студентами в процессе обучения, позволяют им
поиному взглянуть на развитие своей родительской компетентности, что, надеемся, в
будущем поможет им стать хорошими супругами и родителями, правильно реализовывать
свои гендерные роли.
Литература:
1. Кошевой, О.С. Организация управления образовательной средой вуза на основе
системного подхода. // Образовательные ресурсы и технологии. №1. 2012. С. 6871.
2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск:
Пачатковая школа, 2007. – 184 с