ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Оценка 4.9

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Оценка 4.9
Домашнее обучение +8
docx
Междисциплинарный 5
11 кл +1
08.04.2019
ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Целью нашего исследования было выявление готовности студенческой молодёжи к родительству на базе Барановичского государственного университета. В статье мы рассматриваем влияние образовательной среды учреждения высшего образования на формирование родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Это учреждение высшего образования, а именно - Барановичский Государственный Университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура - это те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы индивид стал личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы ему возможность освоить накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда. Исследование проводилось среди учащихся 2 и 4 курса, а именно факультета славянских и германских языков инженерного составе 21 человек – мальчиков из каждого курса и 21 девочка из каждого курса учреждения высшего образования – Барановичский Государственный университет. Общее количество студентов - 84 человека Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ.docx
ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Студентка­магистрантка1 курса БарГУ г.Барановичи, Республика Беларусь  Святощик М.И. Целью   нашего   исследования   было   выявление   готовности   студенческой   молодёжи   к родительству   на   базе   Барановичского   государственного   университета.   В   статье   мы рассматриваем   влияние   образовательной   среды   учреждения   высшего   образования   на формирование   родительских   компетенций   у   студентов,   а   также   готовности   студенческой молодёжи к родительству. Это учреждение высшего образования, а именно ­  Барановичский Государственный Университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося,   а   также   института   семьи.   «Образование   и   культура   ­   это   те   инструменты,   с помощью которых общество готовит  новое поколение к жизнедеятельности, к реализации своих   биологических,   социальных,   духовных   потребностей»   [1,   с.   21].     Для   того,   чтобы индивид   стал   личностью   и   индивидуальностью,   необходима   среда,   которая   дала   бы   ему возможность   освоить   накопленный   предшествующими   поколениями   опыт   с   помощью общения,   игровой,   учебной   деятельности,   ощутить   и   осознать   многообразие   мира,   его объектов,   явлений,   оценить   их   значение,   приобрести   компетентность   в   использовании различных   жизненных   стратегий   поведения.   На   сегодняшний   день   в   психолого­ педагогической   науке   образование   рассматривается   с   нескольких   позиций:   как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда. Исследование   проводилось   среди   учащихся   2   и   4   курса,   а   именно   факультета славянских и германских языков инженерного   составе 21 человек – мальчиков из каждого курса и 21 девочка из каждого курса учреждения высшего образования – Барановичский Государственный университет. Общее количество студентов ­  84 человека Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование.  После   проведения   анкетирования   на  базе   Барановичского   Государственного Университета и обработки анкет по блокам готовности к родительству, мы выявили проблему — не готовность студенческой молодёжи к родительству. Анкета состояла из 16 вопросов как закрытого характера, так и открытого. После того, как студенты прошли анкетирование, мы приступили к обработке анкет. Обработка была разделена на блоки в соответствии с ответами студентов   на  вопросы.   Первый   блок   был   –   целесообразность   подготовки   к  родительству. Результаты, в процентной составляющей, показали, что студенты не готовы к родительству. 2 блок ­ представление о роли семьи в жизни человека показал, что студенческая молодёжь имеет представление о семьи, и все знания были получены от их родителей, родственников, но при этом студенты, в свои 19­21 год не осознают всю ответственность. 3 блок­ готовность иметь детей, в процентном соотношении 80%: 20% показал, что респонденты совершенно не готовы иметь детей. Что же могло бы на это повлиять? Почему в стране все больше и больше неблагополучных   семей,   или   семей,   где   присутствует   только   один   родитель,   а   также повышается показатель разводов. Это нам удалось выяснить в блоках 4 и 5: «Представления о родительских   компетенциях»   и   «   Представления   о   собственной   родительской компетентности». Большая половина респондентов, а именно 76% студенческой молодёжи не готовы стать родителями, так как не хватает теоретических знаний о том, как воспитывать ребёнка, что с ним делать и как стать хорошим родителем, ведь наше будущее ­ это наши дети. В нашем исследовании мы также учли гендерный аспект: отдельно проанализировав ответы девушек и парней. По результатам исследования и анализа по разработанным нами блокам, мы выяснили, что девушки, как будущие мамы совершенно не возлагают на себя большой ответственности как будущие мамы. Им кажется, что быть матерью – это совсем просто, но на самом деле – это огромный труд, в то время как будущие отцы­ мужская половина респондентов, осознаёт всю ответственность, но не имеют желания и готовности стать родителем.  Исследовав   и   изучив   образовательную   среду   учреждения   высшего   образования   как условие   формирования   родительских   компетенций,   мы   смело   можем   сказать,   что образовательная среда как ресурс эффективного взаимодействия, тесно связана с институтом семьи.  Образовательная среда является неотъемлемой частью общественной системы. Связь образования   и   среды   подчеркивалась   в   различные   исторические   периоды.   Так,   Я.   А. Коменский   обозначал   взаимовлияние   образования   и   среды   друг   на   друга   [2,   с.   53].   Он утверждал, что невозможно стать образованным без воспитания и обучения. Об организации данного   процесса   заботится   государство,   общество,   семья.   В   то   же   время   образование непосредственно влияет на мирный либо конфликтный образ жизни общества, государства.  Образовательная среда — это в первую очередь продукт активности ее субъектов. Чем более зрелыми, самостоятельными, креативными будут участники образовательного процесса, тем больший  развивающий потенциал будет у среды, создаваемой ими. Мы можем наблюдать своеобразную   цикличность   процесса   развития:   личностные   свойства   субъектов   влияют   на уровень развития образовательной среды; уровень развития среды обусловливает паттерны развития ее субъектов.  Сегодня востребована подготовка студентов в аспекте их будущего родительства, а также   подготовка   студентов   к   работе   с   родителями.   Студенты   углубленно   изучают теоретические   положения   курсов   «Педагогика»,   «Основы   педагогики»,   «Теоретические основы социальной работы», практические занятия, связанные с тематикой работы с семьей, помогают решить вышеназванные вопросы. Готовность человека к любой деятельности можно выразить следующим образом: готовность – это желание + знание + умение. Поэтому в работе со   студентами   необходимо   создать   среду,   организовать   деятельность,   которая   позволит субъекту  сформировать  у  себя  родительские  компетенции,   а  также   научиться   работать  с родителями   детей,   т.к.  многие   студенты  будут  в  будущем  выполнять   функции   классного руководителя. На   семинарских   занятиях   развиваются   в   частности   аспекты   формирования ответственности за благополучие своей семьи, ведь это одна из целей будущего родителя. Студенты   обсуждают   закономерности   построения   и   развития   семьи,   пути   ее   создания, определение   правил,   традиций,   норм   поведения   в   семье,   методы   нахождения   своей родословной,   проблемы   ценностных   отношений   в   семье   сегодня   и   завтра.   Основными задачами   таких   отношений   являются:   обучение   студентов   различным   способами интегрирования   информации   на   основе   уже   полученных,   имеющихся   у   них   знаний; формирование умения самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность; моделировать необходимую индивидуальную и групповую работу. Используются различные коммуникативные   технологии,   тренинги,   практикумы,   ролевые   игры.   Знакомят   студентов также   с   методами   наблюдения,   анкетирования,   с   методикой   и   тематикой   проведения индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.  Цель таких занятий состоит в том, чтобы студенты понимали всю ответственность будущих родителей, знали как  поступить в той или иной ситуации, как решить конфликтные вопросы,   наладить   семейные   взаимоотношения,   получить   умения   решать   практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семьях с различными традициями. Занятия рассчитаны на определенный жизненный опыт студентов, приобретенный ими в семье родителей или в процессе создания своей семьи. Полученные на занятиях знания помогают студентам   найти   ответы   на   интересующие   их   вопросы,   которые   появляются   у   молодых супругов, создавших семью в ходе обучения в университете. На   практических   занятиях   в   первую   очередь   рассматриваются   вопросы   семьи   на макроуровне, в контексте социальных институтов. Затем обсуждаются социально значимые проявления   жизненного   цикла   и   далее   –   микроуровень   межличностных   взаимодействий внутри   семьи   с   выделением   аспектов   родительства   как   особого   феномена   в   структуре различных функций семьи. Кроме   этого,   способы   построения   наилучшего   взаимодействия   в   семье   и   способы повышения   компетенций   родителей,   формирование   терпимости   по   отношению   к   детям, толерантности   по   отношению   к   другим   людям.   Больше   внимание   уделяется   знакомству студентов   с   литературой   по   соответствующей   направленности.   В   ходе   обучения реализовывается принцип  «от общего к частному», осуществляется  обращение  к личному опыту   студентов,   их   ориентация   на   выполнение   своей   будущей   родительской   и педагогической миссии как способа преобразования мира. Заключение. Знания, приобретенные студентами в процессе обучения, позволяют им по­иному   взглянуть   на   развитие   своей   родительской   компетентности,   что,   надеемся,   в будущем поможет им стать хорошими супругами и родителями, правильно реализовывать свои гендерные роли. Литература: 1.   Кошевой,   О.С.   Организация   управления   образовательной   средой   вуза   на   основе системного подхода. // Образовательные ресурсы и технологии. №1. 2012. С. 68­71.         2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЛИЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019