Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию
Оценка 4.6

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
обществознание
11 кл +1
13.01.2020
Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию
Школьник может годами изучать основы обществознания, права и политики, но это не будет являться гарантией успешной сдачи экзамена. Очень важно научить школьников правильно применять знания в рамках ЕГЭ.
Метод.рекомендации по 2 части ЕГЭ.docx

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Цель:

Ø  познакомить преподавателей: с технологиями обучения учащихся решению заданий 2-й части ЕГЭ

Ø  методическими рекомендациями экспертов по выполнению заданий, вызывающих трудности у учащихся

План проведения:

1.      Вступление

2.      Основная часть

2.1.Алгоритмы, примеры и методические рекомендации экспертов выполнения заданий 21-24

2.2.Как успешно справиться с заданием 25 (алгоритмы, примеры, метод.рекомендации)

2.3.Решения заданий повышенной сложности 26-28

3.      Заключение

Школьник может годами изучать основы обществознания, права и политики, но это не будет являться гарантией успешной сдачи экзамена. Очень важно научить школьников правильно применять знания в рамках ЕГЭ.

Для успешной сдачи ЕГЭ, в учебном процессе должны быть сформированы понятные школьникам критерии текущего и рубежного оценивания их учебной работы. А в ситуации подготовки к экзамену ознакомление выпускников с критериями оценивания заданий части 2 просто необходимо. В эти критерии заложены определенные требования к качеству выполнения заданий, которые участникам экзамена, планирующим получить высокий результат, важно понимать и уметь реализовывать. Если выполнение 20 заданий 1-й части теста дает максимально учащимся 35 баллов (первичных), то 9 заданий 2-й части – 30 баллов (первичных). И все учащиеся, которые рассчитывают на высокий балл на экзамене, должны решать задания 2-й части.

Типовые задания ЕГЭ предназначены для итогового контроля и не содержат обучающих элементов, поэтому в дополнение к ним в целях обучения нередко требуются детальные комментарии по выполнению заданий, алгоритмы, памятки и проч.

 

Основы работы с текстом

На что обращать внимание при выполнении заданий?

Задания 21-24 можно получить 10 баллов

Задания представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию

1.Внимательно прочитайте текст.

Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно определить главную идею текста.

3. На вопросы отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. (Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос).

4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

Ø  внимательно прочитать задание;

Ø  понять, что именно требуется для успешного ответа;

Ø  уяснить, из каких частей складывается задание;

Ø  стараться выполнить все задание;

Ø  если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, (возможно, получите часть баллов)

Ø  не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме,

Ø  не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Ø  старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;

Ø  сформулировав ответ, проверьте его правильность..

Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.

 

Пример

Рекомендации экспертов

Задание 21 направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте.

Пример: Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

21-22 Правильный ответ:

1.Сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов - «стремление к максимизации результатов при данных затратах»

2.Главные экономические цели современного общества по мнению автора: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность

3.Автор понимает свободу предпринимательства, как «каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал»

Необходимо уяснить и четко выполнить указания относительно состава оцениваемого ответа:

что требуется: сформулировать какую-то мысль своими словами или привести цитату из текста (сформулировать мысль и подтвердить ее цитатами из текста);

при формулировании собственных суждений опираться только на содержание текста или привлекать знания курса.

1.      Ответы на эти задания выписываем СТРОГО по тексту, сохраняя орфографию и пунктуацию текста.

2.      Не нужно перефразировать предложения автора, от вас этого не требуют.

Лучше процитировать слова автора, используя кавычки.

Задание 22

Направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста в заданном контексте (выявление ключевых идей текста, разъяснение отдельных положений и т.п.

Пример: Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:  - благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;  - расширение производства общественных благ;  - создание правового поля в финансовой сфере. 

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:  - принятие Гражданского кодекса (правовое поле);  - борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);  - проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ). 

Могут быть приведены другие примеры

Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны!

Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты

Задания 23 и 24

 

Здесь требуется анализ текста, ваши рассуждения

 

Задание 23

предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания

 

Пример 1: Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Правильный ответ

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

 1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

 2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя; 

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

 4) стимулирует снижение затрат производства. 

Возможны иные правильные ответы

Пример 2: Автор большое внимание уделяет социальным потребностям. Назовите две социальных потребности, указанные автором и две социальных потребности, не указанные в тексте.

Правильный ответ:

1)      Потребности, упомянутые в тексте:

а) физиологические  

б) в самореализации

2)      Другие потребности, не рассмотренные в тексте:

а) в создании семьи 

б) в безопасности

Задания 23 и 24 наиболее сложные.

Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Не получится просто «списать» цитаты из текста. Ответ нужно дать, опираясь на текст и подключая свои обществоведческие знания.

Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так.

Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания.

Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).

Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста и т.п

Пример 1: Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

Правильный ответ:

Функции государства в рыночной экономике («шапка» ответа):

1)      Создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан)

2)      Стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты)

3)      Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т.д.)

Пример2: Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ : 

1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики; 

2) приведены два аргумента, например:

в демократическом обществе  - налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

 - судебная система обеспечивает правовую защиту граждан. 

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:  - предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

 - избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

 Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Не забудь про «шапку» при оформлении задания

Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против».

Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.


 

Алгоритм работы с заданиями 21-24

1. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.

2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.

3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.

4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.

5. Внимательно прочитайте вопрос.

6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).

7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.

8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).

9. Выясните, нужно ли приводить авторские слова в точности или допускается их переформулирование своими словами.

10.Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).

11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

 

Памятка

Ø  Внимательно прочитайте текст. Помните: ответ или подсказка содержится в тексте.

Ø  Соотнесите текст с изученным курсом. Это поможет опереться на уже известную информацию.

Ø  Определите основную идею .

Ø  Отвечайте на вопросы по порядку («от простого к сложному»)Ответ на первый вопрос может послужить основой для следующего.

Ø  Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

Ø  Отвечайте точно на поставленный вопрос.

Ø  Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал курса.

Ø  Давайте ответ чёткий, ясный, логически связанный.

Ø  Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

Ø  Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

Ø  Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

 


 

Пример :И. Кант. О педагогике.

«Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно также получившими воспитание… В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы…

В человеке заключено много  задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения… Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путём воспитания развивать все природные способности человека.

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твоё дело развить её. И, таким образом, твоё собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».

Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чём обязанности человека… Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете».

Вопросы:

1.Как понимает Кант главную задачу воспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст.

2.Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте её. Приведите два объяснения с опорой на текст.

3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры (не менее2-х), доказывающие, что человек может стать человеком только путём воспитания.

4.Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире? Дайте определение этих понятий.

Как рассуждаем и ищем ответ в тексте?

Внимательно прочитаем отрывок. В нём содержатся размышления по одной из общих проблем: как родившийся младенец становится человеком. Мысли Канта ведут к выводу, что именно воспитание определяет то, каким будет человек, становление человеческого в человеке происходит в результате воспитания.

Документ можно разделить на 2 смысловых блока. 1- о воспитании (первые два абзаца), 2 – о самовоспитании. Самостоятельно строить себя как человека, способного к добру, преодолевать в себе склонность к злу – основной вывод из размышлений Канта.

Изучение начальных абзацев фрагмента дает несколько возможных ответов на 1-й вопрос.. Текст содержит по меньшей мере 4 определения главных задач воспитания.

2-й вопрос – воспитать в себе человеческие качества – вот главная задача самовоспитания. Человеческие качества в кантовском понимании – это нравственность, способность к добру.

Для ответа на 3-й вопрос следует оттолкнуться от рассуждений Канта о множестве задатков в человеке и о значении опыта поколений. Все многообразие индивидуальных качеств и всё богатство опыта нельзя свести к единообразным технологическим предписаниям, поэтому воспитание требует творческих усилий, является во многом искусством.

Последний вопрос проверяет преимущественно знания.

Методические рекомендации по работе с текстами

Основные формы и методы работы с текстом

  1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  2. Комментированное чтение текста.
  3. Аналитическое чтение текста.
  4. Деление текста на смысловые части.
  5. Составление тезисного плана.
  6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
  7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.
  9. Составление логической схемы.
  10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст. 

 

 

 


Задание 25 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 4 балла.

Задания 25 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями. Первая разновидность задания 25 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.

Начиная выполнять задание 25, уясните смысл требований:

1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;

3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа

Рекомендации экспертов

Для правильного выполнения данного задания необходимо:

в первую очередь уметь раскрывать смысл предъявленных понятий. Обращаем внимание – не давать строго определения, а раскрывать смысл (содержание).

Последнее означает, что экзаменующийся правильно указал общее (родовое) для данного случая понятие и назвал хотя бы несколько отличительных признаков.

Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала— как работает, затем— пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!

Напомним, что в логике содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых    данным понятием. При этом выделяют наиболее существенные признаки. Их называют основными. Эти признаки составляют основу качественной специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия.

Пример: Допустим, требуется раскрыть смысл понятия «дивиденд». Попробуем подобрать к нему родовое понятие. Очевидно, им является понятие «доход». Таким образом, дивиденд – это разновидность дохода. Что же отличает его от других видов дохода? Из курса обществознания известно, что дивиденд неразрывно связан с акцией, являясь формой  дохода владельца этой ценной бумаги. Путем таких несложных рассуждений мы раскрыли смысл понятия «дивиденд».


 

Ø     Если ты не помнишь термин наизусть, попытайся составить его сам. Вспомни ключевые слова, которые выделяли на занятиях, вспомни признаки, функции, особенности данного понятия и собери всё в одно предложение. После составляем два предложения. Они должны не просто соответствовать теме понятия, а отражать именно те аспекты, которые были указаны в задании.

Ø     Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. Пишите предложение в 2 пункта, каждый с новой строки, чтобы их было хорошо видно для эксперта.

Ø     Обратим внимание на четко зафиксированное требования к структуре предложений в п. 2): предложения должны быть распространенными, то есть в их составе, помимо главных членов, имеются второстепенные члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого. Кроме того, в качестве правильных элементов ответа не будут приниматься словосочетания.

Ø    Критерий 25.1 - раскрытие смысла понятия - связан с качеством приведённого объяснения смысла / определения понятия. На максимальный балл объяснение смысла / определение понятия должно быть дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно, то есть. должны быть указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и отличающие его от других понятий.

Ø    Критерий 25.1 является определяющим: если за раскрытие смысла понятия выставлено 0 баллов, то по критерию 25.2 также выставляется 0 баллов.

Ø    Критерий 25.2 связан с наличием и качеством предложений, содержащих информацию о двух заданных в условии аспектах понятия. Обращаем внимание на то, что содержание предложений должно быть корректным с точки зрения научного обществознания. Предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов / раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний, не засчитываются. Такое же правило распространяется на ответы в форме словосочетаний / нераспространённых предложений.

 

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

Ø     составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

Ø      составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится.

Ø     Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.

Пример1: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

Правильный ответ:

1)      Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.

2)      Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

3)      Согласно принципу гуманизма, наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

Пример2: Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

Комментарий. Выполнение задания начнём с уяснения требования:

. 1 вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»?) предполагает воспроизведение определения понятия «социальная мобильность» (первый элемент ответа).

2 задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с понятием «социальная мобильность» (второй и третий элемент ответа).

Важно помнить, что предложения должны содержать значимую информацию о социальной мобильности, а непросто упоминание этого термина.

Правильный ответ:

1)      социальная мобильность – перемещение в обществе, изменение социального статуса (может быть дано иное, близкое по значению определение).

2)      Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности, существует вертикальная и горизонтальная мобильность

3)      Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, примером может служить смена жительства

4)      Но могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.

Главное: предложения должны демонстрировать знание обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном явлении

 

 


 

Алгоритм работы с заданием 25

1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

 

 

 

 


Задание 26 – задание, требующее конкретизации приведенных положений. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую- либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла.

 

В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей:

требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером …

Чаще всего здесь бывают задания на выявление знания теории, приведение примеров или аргументов. Ваша задача внимательно прочитать, понять, что именно от вас хотят. Для этого (прямо в КИМе) отметьте сколько вопросов задано, в черновике сделайте «шапки для каждого примера или аргумента» и по пунктам распишите свои ответы.

Рекомендации экспертов:

Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите … и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие …», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.

 


 

«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объемное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого

исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Пример 1: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.

Правильный ответ:

Функции общего образования  (не забудь про «шапку»)

1)    обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы)

2)    освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками)

3)    развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, работая в группах, ученики научились сотрудничеству в учебных целях).

Примечание: по сложившейся практике в ЕГЭ примеры лучше записывать в скобках. Сначала пишем основание, тезис, который надо проиллюстрировать. Затем в скобках приводим конкретный пример.

Пример 2: Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Формулировка задания предполагает, что выпускник должен назвать три органа высшей государственной власти в Российской Федерации (не ветвей государственной власти, а названия конкретных органов власти) и указать по одному полномочию каждого органа. Естественно, что такая формулировка предполагает обязательно указание на то, полномочия какого органа указываются.

Правильный ответ:

органы государственной власти и соответствующие полномочия, например:

1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);

3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.

Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия

Алгоритм работы с заданием 26

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.

5. Примеры должны четко раскрывать выделенные особенности.

6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не засчитан.

 

 

Задание 27 - проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

 

Алгоритм работы с заданием 27

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать.

5. Выразите собственную позицию.

6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

 

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи.

Они могут быть классифицированы по ряду показателей:

1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и

2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Классификация может быть дополнена новыми типами заданий.

 


 

Модели условия задач

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.

Модели требования задач

По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подведения данных условий под общее понятие (от частного к общему); объяснения существующих взаимосвязей.

 

Существуют некоторые подходы к организации познавательной деятельности при решении задач, которые помогут вам справиться с заданиями этого типа.

Рассмотрим структуру познавательного задания-задачи. Задание включает в себя:

  1. Условие, в котором сообщаются определенные сведения и
  2. Требование – вопрос.

Для ответа на поставленный вопрос следует совершить

  1. Определенные интеллектуальные действия.

 

Памятка для решения познавательных задач

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
  2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:

определите, что дает условие для решения задачи;

подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи;

- подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
  3. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

Ø   соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

Ø   если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

Ø   нет ли противоречий между вашими аргументами;

Ø  нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

Ø   можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

Ø   не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Задание-задача, кейс. Оформление такое же, как и в 26 задании (Выделяем вопросы, пишем «шапки», записываем ответ)

Рекомендации экспертов

Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат

Пример 1 задания-задачи, в условии которой моделируется ситуация, отражающая существенные черты, механизм реализации определенного общественного явление, процесса.

Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.

В задании требуется распознать экономическое явление на основе приведенного в условии описания механизма его действия.

Первым шагом в ее решении является преобразование ее условии. Важно четко и кратко сформулировать упоминаемые в нем процессы:

Правильный ответ:

  1. Рост цен на товары и услуги (рост стоимости жизни);
  2. Стремление отдельных людей и целых предприятий избавиться от денег (обратив их в товары);
  3. Повышение зарплаты работникам предприятий;
  4. Новый виток повышения цен на товары для компенсации затрат на рабочую силу.

Экономическое явление, которое характеризуется описанными процессами – это инфляция

Целесообразно разобрать каждый из этих процессов и попытаться понять его причины. Повышение цен на товары может быть вызвано и повышением их качества, и инфляцией, т.е. обесцениванием денег. О том, что в данном случае действует вторая причина, свидетельствует стремление «сбросить деньги» (второй процесс, о котором упоминается в условии задачи). Т.о., в задаче идет речь об инфляции. При этом во внимание не принимаются две оставшиеся позиции. Последняя из них говорит о вступлении экономики в фазу гиперинфляции, третье положение раскрывает одну из ее причин.

 


 

Пример 2: В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье - крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Правильный ответ:

Сфера общественной жизни - социальная.

Исторический тип стратификации - сословный тип.

Критерии стратификации современного общества:

а)         объём власти

б)         уровень доходов

в)         уровень образования

г)         престиж профессии

 

Пример 3:  К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

 2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

 3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

 4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей.

По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.). Необходимо соотнести наши знания с данными условия.

Правильный ответ:

1)      В данном сюжете речь идет об этнической группе

2)      два признака по тексту: общность культуры; общность территории

3)      3) дополнительный признак, например: общность языка; сознание своего единства

Задание 28- одно из наиболее сложных в экзаменационной работе, поскольку предполагает построение структурно-функциональных связей элементов обществоведческого знания:

Ø  составить сложный план;

Ø  план должен основываться на обществоведческих знаниях;

Ø  план должен раскрывать по существу заданную тему;

Ø  план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более с подпунктами.

Данное задание призвано проверить:

1.      В какой мере у экзаменующихся сложились комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое;

2.      Выделяют ли выпускники отдельные положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы, представлены как самостоятельные конкретизирующие позиции;

3.      Насколько успешно экзаменующиеся овладели умением логически выстраивать содержание крупной темы.

 

Методические рекомендации по составлению сложного плана по обществознанию

Ø  Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

Ø  Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

Ø  Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Ø  Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

Ø  В случае необходимости внесите корректировки.

Ø  Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

Ø  В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

 


 

Алгоритм составления сложного плана

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

 1. Понятие, сущность…

 2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

 8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

 

Рекомендации экспертов

В систему оценивания задания этого типа внесено следующее положение: «Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании».

Например, если подразумевается раскрытие какого-либо общественного процесса, динамического социального явления, нередко используется такое клише: этапы развития (далее указывается названное в теме явление):

1) становление,

 2) нынешнее состояние,

3) перспективы дальнейшего развития. Применительно к этому случаю можно сказать словами известного общественного деятеля: по форме верно (один из пунктов вместе с подпунктами представлен), а по сути – нет.

 

При этом формулировки, данные выпускником, не обязательно должны дословно совпадать с тем, что приводятся в модельном образце, но они должны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.: «Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу»


 

 

Пример 1: тема «Конкуренция в условиях рыночной экономики».  В этом случае и само центральное социальное явление – конкуренция, и контекст его рассмотрения – рыночная экономика – заданы достаточно однозначно. Отсюда и весьма ограниченный круг выделяемых аспектов темы: суть конкурентной борьбы в экономике, виды конкуренции, роль конкуренции в развитии экономики, социальные последствия конкуренции.

            Следующим шагом после выделения основного круга вопросов, охватываемых поставленной темой, является определение тех из них, которые поддаются конкретизации, детализации в виде непротиворечивой последовательности позиций. В данном примере могут быть детализированы три последних пункта плана: виды конкуренции (совершенная, несовершенная); роль конкуренции в развитии экономики (снижение издержек производства, ускорение внедрения технических достижений, повышение качества продукции); социальные последствия конкуренции (разорение части производителей, сохранение социального неравенства).

Правильный ответ:

Развернутый план ответа может иметь следующий вид.

1.      Суть конкурентной борьбы в экономике

2.      Виды конкуренции:

А) совершенная;

Б) несовершенная.

3.      Роль конкуренции в развитии экономики:

А) снижение издержек производства;

Б) ускорение внедрения технических достижений;

В) повышение качества продукции.

4.      Социальные последствия конкуренции:

А) разорение части производителей;

Б) сохранение социального неравенства.

Пример 2: тема «Политические партии»

1.      Понятие политической партии.

2.      Особенности политических партий как общественных организаций:

а)   наличие программы;

б)   наличие устава;

в)   наличие организационной структуры;

г)    наличие партийного аппарата и др.

3.      Функции политических партий в демократическом обществе:

а)   представительство интересов большинства социальных групп;

б)   политическая социализация;

в)   участие в выборах (электоральная) и др.

4.      Классификация политических партий:

а)   по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);

б)   по организационному признаку (массовые, кадровые);

в)   по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);

г)    по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5.      Типы партийных систем:

а)   однопартийная система;

б)   двухпартийная система;

в)   многопартийная система и её разновидности.

6.      Политические партии в современной России.

 

 

Профилактика ошибок

«Компетентностные»  ошибки связаны с неумением учащихся применять знания на практике.

Ø  Учить учащихся  делить задание на части. Каждая часть-1балл. Три части-3 балла.

Ø  Составление памяток-алгоритмов по выполнению заданий частей 1,2: как составить план, как написать эссе, как анализировать ситуацию, как вставлять пропущенные термины.

Ø  Объяснять учащимся содержание и суть учебных компетенций: составление плана, умения выделять основную мысль, понимать содержание прочитанного, определять правильность суждений

Ø  Проводить тренинг по «проговориванию» выполнения заданий. Ученик должен объяснить, что требуется от него выполнить в данном задании.

Ø  Ознакомить учеников со всеми типами заданий ЕГЭ по предмету

Содержательные» ошибки возникают вследствие незнания учеником основного материала по обществознанию.

Ø  Ознакомление учащихся со структурой работы ЕГЭ по истории и обществознанию,  планом экзаменационной работы, количеством заданий по темам.

Ø  Повторение тем по содержательным блокам.

Ø   Основное внимание уделять знанию и пониманию учащимися  основных понятий, их смысловому содержанию.

Ø  Включать выполнение заданий ЕГЭ в уроки.

Ø  Развивать долговременную память учащихся.


 

 «Технические» ошибки допускаются учащимися вследствие неаккуратности, невнимательности.

Ø  Ознакомить учащихся с бланками частей 1,2 ЕГЭ по истории и обществознанию. Учить правильно, аккуратно, внимательно их заполнять.

Ø  Исправление «плохого» почерка (печатные буквы, крупные буквы, тренинги с гелевой ручкой).

Ø  Обращать внимание на грамотность при выполнении заданий в части 1,2.

Ø  Знание учащимися «стоимости» заданий.

Ø  Обязательное выполнение  заданий всех частей ЕГЭ по истории и обществознанию для получения наиболее качественных результатов.

 

 «Технологические ошибки» возникают вследствие незнания учащимися выполнения типов заданий, неумение применять логику, эрудированность.

Ø  Решить демонстрационный КИМ.

Ø  В части 1 применять «Правило 3 кругов». Пройдя три круга решения в части 1, можно найти ответы.

Ø  Не терять время на заданиях, которые не знаешь. Можно к ним вернуться.

Ø  Распределить время выполнения заданий (235 минут). Часть 1 (20 заданий) - 40-50 минут. Часть 2 (9 заданий) – 185 минут, включая заполнение бланков.

Ø  При  работе с документом допускается  использовать выдержки из документа.

 « Учительские ошибки» возникают вследствие несвоевременной информированности учителя по содержанию ЕГЭ (кодификаторы, спецификации, изменения в КИМах, критериев оценивания и т.д.).

Ø  Знание кодификатора и спецификации ЕГЭ по истории и обществознанию  текущего года.

Ø  Знание демонстрационного КИМа.

Ø  Анализ материалов на сайтах ФИПИ, портала поддержки ЕГЭ.

Ø  Знание изменений ЕГЭ по истории и обществознанию в новом учебном году.

Ø  Знание критериев оценивания заданий ЕГЭ по данным предметам.

 

Заключение

Залогом успешной сдачи единого экзамена по предмету является полноценное усвоение обществоведческого курса, и не только теоретической части. Важно, чтобы учащиеся сформировали необходимые навыки и умения для выполнения заданий. Надеюсь, что данные методические рекомендации помогут преподавателям подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию

Алгоритмы  и методические рекомендации экспертов для решения заданий 2-й части ЕГЭ по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020