ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.07 (У) Обществознание
для специальности
42.02.01 РЕКЛАМА
Курск 2023
|
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол № 10 от «16» мая 2023 г. Председатель методической комиссии __________ О.С. Воронкова
|
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР ОБПОУ «КТС» __________ В.В. Малинников от «16» мая 2023 г.
|
|
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 № 413 г.) в последней редакции
Разработчик: Домашева Т.В.– преподаватель истории и обществознания ОБПОУ «Курский техникум связи»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка |
4 |
2. Планируемые результаты освоения дисциплины |
7 |
3. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы |
17 |
4. Тематический план учебной дисциплины
5. Содержание учебной дисциплины
6. Условия реализации программы учебной дисциплины |
18 23 27
|
1. Пояснительная записка
Рабочая программа ОД.07(У) Обществознание предназначена для изучения обществознания в ОБПОУ «Курский техникум связи», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.
Рабочая программа общеобразовательного дисциплины ОД.07(У) Обществознание составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 42.02.01 Реклама утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 510 (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в последней редакции);
Федеральной Образовательной Программы по ФГОС СОО;
Федеральной рабочей программы по предмету;
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Концепции преподавания учебной дисциплины «Обществознание» с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебной дисциплины с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данной общеобразовательной дисциплины.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей. Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
При изучении ОД.07(У) Обществознание на ступени среднего общего образования используются межпредметные связи, знания обучающихся по истории, литературе, географии, искусству и др. Специфика содержания ОД.07(У) Обществознание технологического профиля заключается в том, что при освоении обучающимися разделов и тем, делается акцент на изучении таких сфер общественных отношений, как «Производственная, инженерная и информационная сферы деятельности», «История результатов научно-технического прогресса», «Достижения промышленности, инженерии, механики».
При изучении обществознания в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена (ППССЗ) особое значение придается достижению обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, которые в дальнейшем, при изучении цикла ОГСЭ, обеспечат формирование общих компетенций, таких как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть основами предпринимательской деятельности и особенностями предпринимательства в профессиональной деятельности.
ОК 11. Обладать экологической, информационной и коммуникативной культурой, базовыми умениями общения на иностранном языке
ПК 1.1. Осуществлять поиск рекламных идей.
ПК 1.2. Осуществлять художественное эскизирование и выбор оптимальных изобразительных средств рекламы.
ПК 1.3. Разрабатывать авторские рекламные проекты.
ПК 1.4. Составлять и оформлять тексты рекламных объявлений.
ПК 1.5. Создавать визуальные образы с рекламными функциями.
ПК 4.1. Планировать собственную работу в составе коллектива исполнителей.
2. Планируемые результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
В рамках программы ОД.07(У) Обществознание обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового уровня (ПРб) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными результатами, преломлёнными через специфику содержания дисциплины — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса
Коды результатов |
Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 01 Гражданское воспитание |
Сформированность гражданской позиции как у активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность противостоять идеологии национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; |
ЛР 02 Патриотическое воспитание
|
Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; |
ЛР 03 Духовно – нравственное воспитание |
Осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; |
ЛР 04 Эстетическое воспитание |
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; |
ЛР 05 Физическое воспитание |
Сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью |
ЛР 06 Трудовое воспитание |
Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни |
ЛР 07 Экологическое воспитание
|
Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; |
ЛР 08 Ценность научного познания |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе |
МР 01 Базовые логические действия |
Умение самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем |
МР 02
Базовые исследовательские действия |
Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; |
МР 03 Работа с информацией |
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности |
МР 04 Общение |
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; |
МР 05 Совместная деятельность |
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. |
МР 06 Самоорганизация
|
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; |
МР 07 Самоконтроль |
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; |
МР 08 Эмоциональный интеллект |
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; |
МР 09 Принятие себя и других людей |
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. |
ПРб 01 |
Владеть знаниями об (о) обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и социальных институтов; общественных потребностях и общественных отношениях; социальной динамике и ее формах; особенностях процесса цифровизации и влияния массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, тенденциях развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности и ее этапах в современных условиях; деятельности и ее структуре; сознании, самосознании и социальном поведении; познании мира; истине и ее критериях; формах и методах мышления; особенностях профессиональной деятельности в области науки; об (о) историческом и этническом многообразии культур, связи духовной и материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и культуры; об (о) экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства, конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, механизмах принятия бюджетных решений; особенностях профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах. |
ПРб 02 |
Уметь характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества». |
ПРб 03 |
Владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; |
ПРб 04 |
Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; |
ПРб 05 |
Выявлять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; |
ПРб 06 |
Владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; |
ПРб 07 |
Владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; |
ПРб 08 |
Использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач; |
ПРб 09 |
Владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев |
ПРб 10 |
Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; |
ПРб 11 |
Владеть навыками оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; |
ПРб 12 |
Владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан. |
ПРу 01 |
Знания об основах общественных наук: социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведении философии, их предмете и методах исследовании, этапах и основных направлениях развития, о месте и роли отдельных научных дисциплин в социальном познании, о роли научного знания в постижении и преобразовании социальной действительности, о взаимосвязи общественных наук и необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов |
ПРу 02 |
Сформированность знаний об обществе, как системе социальных институтов, о ценностно – нормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии, включая семью, государство, базовые экономические и политические институты, институты в сфере культуры и массовых коммуникаций, о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении с развитием общества их состава и функции, о политике РФ, направленной на развитие и укрепление социальных институтов, о государственно – общественных институтах, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в РФ, о способах и элементах социального контроля, о типах и способах решения социальных конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в РФ, о свободе и необходимости, единстве и многообразии в общественном развитии, факторах и механизмах социальной динамики. |
ПРу 03 |
Овладение элементами методологии социального познания, умение применять методы научного познания, социальных процессов явлений для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических целей |
ПРу 04 |
Умение при анализе социальных явлений соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо – эмпирическом уровнях, проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно – публицистического характера, вести дискуссию, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, владение приёмами ранжирования источников социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений |
ПРу 0 5 |
Готовность и способность делать объектом рефлексии собственный социальный опыт, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, разрешения конфликтов правовыми способами, умение подходить к анализу и оценке общественных явлений с научной позиции, соотносить различные теоретические подходы, оценки, делать собственные выводы и обосновывать их на теоретическом и эмпирическом уровнях |
ПРу 06 |
Готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм, обеспечение и защита прав человека и гражданина в РФ и установленных правил, умение самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике |
ПРу 07 |
Сформированность умений, необходимых для успешного продолжения образования на уровне высшего образования по направлениям социально – гуманитарной подготовки, включая, умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию. Полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах при решении учебных задач, требующих совместной деятельности, выполнять свою часть работы по предложенному плану (инструкции), соотносить свои действия с действиями других участников групповой деятельности, способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с социально – гуманитарной подготовкой |
3.Объем учебнОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
144 |
в т. ч.: |
|
1. Основное содержание |
132 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
98 |
практические работы |
34 |
2. Предэкзаменационные консультации |
6 |
3. Промежуточная аттестация (экзамен) |
6 |
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№п\п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные часы
|
Форма контроля |
Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
|
теория |
практические работы
|
|||||
Введение в дисциплину |
1 |
1 |
|
|
|
|
I раздел Человек и общество |
16 |
14 |
2 |
|
ОК 01, OK 07, OK 09, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 08, МР 01, МР 03, МР 04, МР 05, ПРб 01- ПРб 12, ПРу 01 – ПРу 07 |
|
1 |
Общество и общественные отношения. Развитие общества |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Общество, как сложная система |
5 |
5 |
|
|
|
3 |
Биосоциальная природа человека и его деятельность |
8 |
6 |
2 |
Отчёт по исследованию профессиональной направленности |
|
4 |
Повторительное обобщение |
1 |
1 |
|
Тестовая работа |
|
II раздел Основы знаний о духовной культуре человека и общества |
9 |
4 |
6 |
|
ОК 01,ОК 02,ОК 03; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08 МР 04, МР 05, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01 - ПРб 12, ПРу 02- ПРу 07 |
|
5 |
Духовная культура личности и общества. |
1 |
1 |
|
|
|
6 |
Мораль |
1 |
1 |
0 |
|
|
7 |
Наука и образование в современном мире. |
2 |
0 |
2 |
Отчёт по ПР |
|
8 |
Религия |
2 |
1 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
9 |
Искусство |
2 |
1 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
10 |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
Защита творческих работ |
|
III раздел. Экономическая жизнь общества |
28 |
19 |
9 |
|
ОК 02,ОК 03; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08 МР 04, МР 05, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01-ПРб 12, ПРу 02- ПРу 07, ПК 1.1 – ПК 1.4, ПК 4.1 |
|
11 |
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. |
5 |
3 |
2 |
Отчёт по ПР |
|
12 |
Экономика семьи |
1 |
0 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
13 |
Рыночные отношения в экономике. Спрос и предложение |
6 |
4 |
2 |
Отчёт по ПР |
|
14 |
Экономика и государство |
2 |
2 |
0 |
|
|
15 |
Факторы производства. |
2 |
1 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
16 |
Деньги, банки, инфляция |
2 |
2 |
0 |
Отчёт по ПР |
|
17 |
Монетарная и фискальная политика |
4 |
2 |
0 |
Отчёт по ПР |
|
18 |
Рынок труда и безработица. |
1 |
1 |
0 |
Отчёт по ПР |
|
19 |
Рациональное поведение потребителя |
2 |
1 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
20 |
Предприятие в экономике. |
3 |
1 |
2 |
Отчёт по ПР |
|
21 |
Основные тенденции развития экономики России. Элементы международной экономики. |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
0 |
1 |
Деловая игра |
|
IVраздел. Социальные отношения |
20 |
14 |
6 |
|
ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09,ОК 10,ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 03, МР . 04, МР 07, МР 08, ПРб 01-,ПРб 12, ПРу 02- ПРу 07 |
|
23 |
Социальная структура общества. Положение личности в обществе |
5 |
3 |
2 |
|
|
24 |
Семья в современном мире |
3 |
2 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
25 |
Этнические общности и нации |
2 |
2 |
|
|
|
26 |
Молодёжь, как социальная группа |
3 |
1 |
2 |
Отчёт по ПР |
|
27 |
Социальные нормы и социальный контроль |
2 |
2 |
|
Отчёт по ПР |
|
28 |
Социальный конфликт и способы его разрешения |
3 |
2 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
29 |
Повторительно – обобщающий урок |
2 |
2 |
|
Брейн - ринг |
|
V раздел. Политика |
22 |
18 |
4 |
|
ОК 08, ОК 09,ОК 10, ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08, ЛР 13, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, ПРб 01 - ПРб 12, ПРу 02- ПРу 07 |
|
30 |
Политика и власть. Политическая система |
5 |
4 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
31 |
Политические режимы |
2 |
1 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
32 |
Государство |
3 |
3 |
|
|
|
33 |
Политические элиты и политическое лидерство |
2 |
2 |
0 |
|
|
32 |
Политические партии и партийные системы |
3 |
3 |
0 |
|
|
33 |
Демократические выборы |
2 |
2 |
0 |
|
|
34 |
Политическая культура. СМИ |
4 |
2 |
2 |
Деловая игра |
|
35 |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
1 |
|
Контрольная работа |
|
VI раздел. Право |
29 |
24 |
5 |
|
ОК 06, ОК 08, ОК 09,ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09, ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, ПРу 02- ПРу 07 |
|
36 |
Право в системе социальных норм |
6 |
6 |
|
Тестовая работа |
|
37 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. |
5 |
4 |
1 |
Отчёт по ПР |
|
38 |
Правовое регулирование семейных, образовательных, гражданских, трудовых правоотношений |
6 |
4 |
2 |
Отчёт по ПР |
|
39 |
Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство |
5 |
3 |
2 |
|
|
40 |
Основы процессуального права |
1 |
1 |
|
|
|
41 |
Международное право |
2 |
2 |
|
|
|
42 |
Повторительно – обобщающий урок |
1 |
1 |
|
Тестовая работа |
|
VII раздел. Глобальные проблемы современности |
7 |
5 |
2 |
|
ОК 01 - ОК 06, ОК 08, ОК 09,ОК 10,ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 13, МР 01, МР 02, МР 03, МР . 04, МР 07, МР 08, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, ПРб10- 12, ПРу 02- ПРу 07 |
|
43 |
Глобальные проблемы и пути их преодоления |
7 |
5 |
2 |
Защита проекта |
|
44 |
Предэкзаменационные консультации |
6 |
0 |
6 |
|
|
45 |
Экзамен |
6 |
6 |
0 |
|
|
46 |
Итого |
144 |
104 |
40 |
|
|
5. Содержание общеобразовательноЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Человек и общество (16 часов)
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.
Профессионально ориентированное содержание
Человек в учебной и трудовой деятельности. Перспективы развития отрасли в информационном обществе. Направление цифровизации в профессиональной деятельности.
2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества (9 часов )
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
3. Экономика (28 часов)
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике.
Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность
4. Социальные отношения (20 часов )
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Профессионально ориентированное содержание
Социальная роль человека в трудовом коллективе. Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления.
5. Политика (22 часа )
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство, понятие и признаки.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
6. Право (29 часов )
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
Профессионально ориентированное содержание
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Глобальные проблемы (7 часов )
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Совокупность социально-природных проблем, имеющих планетарный характер, затрагивающих интересы всех народов, от решения которых зависит экономический и социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации
6.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Оснащение учебного кабинета
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
лазерная указка;
средства аудиовизуализации.
6.2. Информационное обеспечение реализации программы
6.2.1. Основные печатные издания
1. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / [Боголюбов Л. Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др]. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. – М.: Просвещение, 2018 – 350 с.
2. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н. И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А. Ю. – М.: Просвещение, 2018. – 335 с.
3. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2013
4. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
5. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
6. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
7. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
8. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб.пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2013
9. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
10. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
11. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
12. Болотина Т.В., Певцова Е.А.,Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2012.
13. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2012.
14. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2012.
15. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2012.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Электронные учебники и пособия
1. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия в 86 томах на 6 CD. Москва, ООО «ИДДК ГРУПП», 2004 г.
2. Элективные курсы. История. Обществознание. Право. – М.: Изд-во «Учитель», 2008 г.
3. Собрание рефератов. Гуманитарные науки.20.000 работ. – М.: компания «Бука», 2007г.
4. Собрание рефератов. Человек и мир. 20.000 работ. - М.: компания «Бука», 2007г.
5. Рефераты и сочинения. Золотая коллекция. Государство и право. – М.: ООО «ИДДК», 2007 г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.bashedu.ru/konkurs/bagautdinov/- Философские ресурсы в Интернете
http://www.religare.ru/.-Религия и СМИ
http://www.countries.ru/library.htm. - Библиотека по культурологии»
http://www.mtu-net.ru/shadows/project/- История государства Российского в памятниках архитектуры и градостроительства
http://filosofia.ru/ - Библиотека философии и религии
http://www.fw.ru:8101/ - Мир семьи
http://www.obhis.ru/lekc - лекции по социологии
http://www.mercator.ru/- социальная и политическая жизнь России в региональном аспекте.
http://www.cityline.ru/politika/ - Политика
http://www.ifes.ru/-Международный фонд избирательных систем
http://www.ovsem.com/ user/gosvL - Государственная власть
http://www.fnsg.com/-Федеральная служба новостей» («FederaLnewsservice)
http://www.rusline.ru/ - Выборы в России
http://economicus.ru/ - Экономическая школа
http://basic.economicus.ru/ - Основы экономики
http://economics.edu.ru/ - Экономика, социология, менеджмент
http://econLine.hl.ru/- Каталог ссылок на экономические и финансовые сайты
http://www.iet.ru/- Институт экономики переходного периода
http://www.tax-nalog.km.ru/ - Энциклопедия налогов
http://www.gov.ru - Органы государственной власти Российской Федерации
http://www.duma.ru/ - Государственная Дума
http://www.akdi.ru/sf/ - Совет Федерации РФ
http://www.cityline.ru/politika/prav/pravbook.html - Правительство России и федеральные органы исполнительной власти
http://www.scrf.gov.ru - Совет Безопасности
http://law.edu.ru/magazine/pravoved - сайт журнала «Правоведение»
http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm - Основы государства и права (10-11 классы) –Иллюстрации, схемы, таблицы
http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm - Деятельность Совета Европы/Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
http://www.humanrights.coe.int - Страница общей информации по правам человека:
http://www.echr.coe.int - Европейский Суд по правам человека
http://www.rubicon.ru - Электронные версии энциклопедий и словарей
http://www.wwlia.org/diction.htm - Юридический словарь
http://www.Panorama.org/ks/ - Конституционный Суд России
http://www.legaldocs.com/~usalaw/misc-s.htm - Юридические документы в режиме online.
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41175/tlg16.pdf- Занимательное граждановедение
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html- Права и дети в Интернете
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.