ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ с агрессивными детьми

  • Лекции
  • rtf
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ с агрессивными детьми, говорится о том, что формирование у педагогических работников навыков адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и избежать конфликтных ситуаций. Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и отношениями, которые складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, ведь от взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность воспитательно¬образовательного процессаВ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ с агрессивными детьми, говорится о том, что формирование у педагогических работников навыков адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и избежать конфликтных ситуаций. Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и отношениями, которые складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, ведь от взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность воспитательно¬образовательного процесса
Иконка файла материала ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ.rtf
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ с агрессивными детьми Как известно, профессия педагога отличается от многих других   своей   энергоемкостью.   Эффективность   его   работы напрямую   зависит   от   интеллектуальных,   эмоциональных   и психических   затрат,   которые   значительно   увеличиваются, когда приходится иметь дело с агрессивными детьми. Формирование   у   педагогических   работников   навыков адекватного   восприятия   таких   детей   позволит   им   грамотно выстроить   систему   взаимоотношений   с   воспитанниками   и избежать конфликтных ситуаций. Эффективность   совместной   деятельности   определяется характером   межличностного   взаимодействия   и   отношениями, которые   складываются   между   людьми.   Это   в   полной   мере относится   и   к   педагогической   деятельности,   ведь   от взаимодействия   педагога   и   ребенка   зависит   эффективность воспитательнообразовательного   процесса.   Как   показывают исследования   и   опыт,   отношение   педагога   к   ребенку отражается   в   виде   ответной   симпатии   или   антипатии, стимулирующей   или   блокирующей   у   него   мотивацию   учебной деятельности   и   общения.   Вот   почему   проблема   построения адекватных отношений между воспитателем и дошкольником в процессе   педагогического   взаимодействия   является актуальной   для   современной   социальной   и   педагогической психологии.   Особое   значение   она   приобрела   в   последние годы в связи с внедрением в ДОУ личностноориентированного подхода   и   технологий,   которые   не   могут   применяться   на практике   без   соответствующей   системы   отношений   между всеми участниками педагогического процесса. Цели и задачи программыНарастающая   волна   детской   преступности   и   увеличение числа   детей,   склонных   к   агрессивным   формам   поведения, обусловили   актуальность   задачи   изучения   психологических условий,   вызывающих   эти   опасные   явления.   Особенно   важно анализировать   проявления   агрессивности   в   дошкольном возрасте,   когда   еще   можно   своевременно   предпринять корригирующие меры. Ведь от агрессии ребенка страдают не только окружающие, но и он сам. Учитывая   актуальность   данной   темы,   коллектив   МДОУ «Детский   сад   №   70   «Ягодка»»   разработал   психологическую программу   «Учимся   работать   с   агрессивными   детьми», предназначенную   для   педагогов   дошкольного образовательного учреждения. Цели данной программы: · · построение   благоприятных   условий   для   адекватного восприятия   и   принятия   детей   с   повышенной агрессивностью; формирование   адекватного   поведения   в   отношении агрессивных   детей,   развитие   коммуникативных   навыков, умения снимать эмоциональное напряжение. В   соответствии   с   этими   целями   были   определены следующие задачи: · усвоить   правильное,   более   точное   представление   об агрессивных детях; сформировать   способности   адекватно   оценивать отношение к себе детей с повышенной агрессивностью; научиться   понимать   эмоциональное   состояние, переживания,   личностные   особенности   агрессивных детей; освоить позитивные формы поведения и отношения к себе и окружающим; сформировать   чувства   самоценности   и   ценности · · · ·дошкольников; · · развить   навыки   совместной   деятельности,   умение сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их поведением; скорректировать   психоэмоциональное   состояние   (снять психоэмоциональное   напряжение   (состояние агрессивности,   тревожности),   мышечные   зажимы, преодолеть   двигательный   автоматизм,   освоить   приемы саморасслабления). Этапы реализации программы Работа   с   педагогами   в   рамках   данной   программы проводится в несколько этапов: · наблюдение и диагностика (анкетирование) педагогов; · · проведение занятий (всего их 10); повторная диагностика и наблюдение за педагогами для определения результатов. Реализацию   программы   координирует   педагогпсихолог ДОУ,   который   проводит   предварительное   наблюдение   за педагогами   или   составляет   анкету   для   выявления межличностных   отношений   педагога   и   детей.   По   итогам психодиагностического   обследования   в   группу   набираются воспитатели, имеющие: · негативное отношение к агрессивным детям; · · повышенный   или   высокий   уровень   личностной тревожности; высокий   уровень   агрессии   в   сфере   межличностных отношений педагог – агрессивный ребенок. Оптимальное   количество   педагогов   в   группе   –   10–12 человек.   Основные  формы   и   методы  организации   занятий: групповые   дискуссии,   ролевые   игры,   психогимнастика. Проводятся   они   один   раз   в   неделю   в   виде   минитренинговпродолжительностью   40–50   мин   в  послеобеденное   время   (во время   сончаса).  Все   занятия   проходят   в   соответствии   с тематическим   планом,   разработанным   для   реализации программы   «Учимся   работать   с   агрессивными   детьми» (приложение 1). Структура занятия Каждое   занятие   состоит   из   теоретической   и практической   частей:   первая   представляет   собой   лекцию   с элементами   дискуссии,   вторая –   практикум,   с   помощью которого   педагоги   должны   изменить   свое   отношение   к агрессивным детям. Начинается   занятие   с  ритуала   приветствия,  что помогает   сплотить   группу,   получить   эмоциональное   и мышечное   расслабление,   создать   атмосферу   единства.   Во время  теоретической   части  педагогам   рассказывается   о направлениях   исследования   агрессивности,   соответствующих разработках в области психологии и педагогики. Во второй части   занятия   акцент   делается   на  практических   заданиях, что   дает   возможность   закрепить   пройденный   теоретический материал.   Педагоги   на   себе   испытают   ощущения   и эмоциональное   состояние   агрессивного   ребенка   в   тех   или иных   ситуациях.   С   помощью   специальных   упражнений воспитатели   учатся   находить   причины   агрессивности, правильно   и   конструктивно   реагировать   на   разные   формы проявления агрессии у детей. В   рамках   работы   по   развитию   навыков   межличностного взаимодействия, усвоению различных средств воздействия на агрессивного   ребенка   предусмотрено   обучение   методам релаксации и саморегуляции. Для оптимизации психического состояния   применяются   гимнастика,   в   т. ч.   дыхательная, самомассаж,   нервно­мышечная   релаксация,   аутотренинг,медитация,   арома,   арт  и   цветотерапия   и   др.   В   качестве примера в приложении 2 представлено несколько упражнений для саморегуляции. Принципы построения занятий Все   занятия   строятся   на   основе   следующих   принципов: активности,   исследовательской   творческой   позиции, объективации   (осознания)   поведения,   партнерского (субъектсубъектного) общения. Активность участников тренинговой группы носит особый характер,   отличный   от   активности   человека,   слушающего лекцию   или   читающего   книгу.   Участники   тренинга вовлекаются   в   специально   разработанные   действия, например, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений,   наблюдение   за   поведением   других   по специальной   схеме.   Активность   возрастает   в   том   случае, если участники получают установку быть готовым включиться в совершаемые действия в любой момент. Принцип активности опирается,   в   частности,   на   известную   из   области экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10% того,   что   слышит,   50%   того,   что   видит,   70%   того,   что проговаривает, и 90% того, что делает сам. Суть  принципа   исследовательской   творческой   позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают,   обнаруживают,   открывают   уже   известные   в психологии   идеи,   закономерности,     а   также   свои   личные ресурсы,   возможные   особенности   (что   наиболее   важно). Работа тренера (педагога­психолога) состоит в том, чтобы придумать,   сконструировать   и   организовать   ситуации, которые   давали   бы   возможность   членам   группы   осознать, апробировать   и   тренировать   новые   способы   поведения, экспериментировать с ними.Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное   сопротивление   со   стороны   участников,   которые имеют   определенный   опыт   общения   и   привыкли   следовать своим правилам и моделям поведения. Сталкиваясь с другим, непривычным   для   них,   способом   обучения,   участники тренинга     проявляют   недовольство,   иногда   даже в агрессивной   форме.   Преодолеть   такое   сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам группы осознать важность   готовности   и   в   дальнейшем,   после   окончания тренинга,   экспериментировать   со   своим   поведением, творчески относиться к жизни и самому себе. Принцип объективации (осознания) поведения основан на переключении  в   процессе   занятий   поведения   участников   с импульсивного   на   объективированный   уровень,   допускающий изменения   в   тренинге.   Универсальным   средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе – важная задача тренерской работы. В   тех   видах   тренинга,   которые   направлены   на формирование   умений,   навыков,   установок,   используются дополнительные   средства   объективации.   Одно   из   них   – видеозапись   поведения   участников   группы   в   тех   или   иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Следует учитывать,   что   видеозапись   является   очень   сильным средством   воздействия,   способным   оказать   негативное влияние, поэтому им следует пользоваться профессионально и с большой осторожностью. Согласно  принципу   партнерского   (субъектсубъектного) общения  при   проведении   занятий   учитываются   интересы других   участников   взаимодействия,   их   чувства,   эмоции   и переживания.   Созданная   благодаря   этому   атмосфера безопасности,   доверия,   открытости   позволяет   участникамгруппы   экспериментировать   со   своим   поведением,   не стесняясь ошибок. Данный принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции. Последовательная   реализация   названных   принципов   – одно   из   условий   эффективной   работы   и   главное   отличие группы   социальнопсихологического   тренинга   от   других методов обучения и психологического воздействия. Важно отметить, что эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики,   но   и   от   того,   насколько   большим   арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. В качестве   примера   в   приложении   3   представлен   конспект занятия «Что такое агрессивность?». Итоги реализации программы В   конце   программы   проводится   заключительная диагностика,   а   также   наблюдение   за   поведением воспитателей в ходе рабочего дня. Все данные фиксируются в   аналитическом   отчете.   Так,   результаты   выполнения программы   показали,   что   педагоги   начинают   относиться   к детям   с   повышенной   агрессивностью   более   терпимо,   не провоцируют   своим   непониманием   их   агрессивные   реакции. Таким   образом,   подробное   изучение   проблемы   агрессивного поведения   у  детей,   выявление  причин   их  возникновения,   а также   усвоение   методов   и   приемов   взаимодействия   с   ними способствует   эффективности   воспитательнообразовательного процесса, позволяет избежать конфликтных ситуаций, снять эмоциональное   напряжение   в   детском   и   педагогическом коллективах ДОУ.