В ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ с агрессивными детьми, говорится о том, что формирование у педагогических работников навыков адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и избежать конфликтных ситуаций. Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и отношениями, которые складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, ведь от взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность воспитательно¬образовательного процессаВ ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ с агрессивными детьми, говорится о том, что формирование у педагогических работников навыков адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и избежать конфликтных ситуаций. Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и отношениями, которые складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, ведь от взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность воспитательно¬образовательного процесса
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАВЫКОВ РАБОТЫ
с агрессивными детьми
Как известно, профессия педагога отличается от многих
других своей энергоемкостью. Эффективность его работы
напрямую зависит от интеллектуальных, эмоциональных и
психических затрат, которые значительно увеличиваются,
когда приходится иметь дело с агрессивными детьми.
Формирование у педагогических работников навыков
адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно
выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и
избежать конфликтных ситуаций.
Эффективность совместной деятельности определяется
характером межличностного взаимодействия и отношениями,
которые складываются между людьми. Это в полной мере
относится и к педагогической деятельности, ведь от
взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность
воспитательнообразовательного процесса. Как показывают
исследования и опыт, отношение педагога к ребенку
отражается в виде ответной симпатии или антипатии,
стимулирующей или блокирующей у него мотивацию учебной
деятельности и общения. Вот почему проблема построения
адекватных отношений между воспитателем и дошкольником в
процессе педагогического взаимодействия является
актуальной для современной социальной и педагогической
психологии. Особое значение она приобрела в последние
годы в связи с внедрением в ДОУ личностноориентированного
подхода и технологий, которые не могут применяться на
практике без соответствующей системы отношений между
всеми участниками педагогического процесса.
Цели и задачи программыНарастающая волна детской преступности и увеличение
числа детей, склонных к агрессивным формам поведения,
обусловили актуальность задачи изучения психологических
условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важно
анализировать проявления агрессивности в дошкольном
возрасте, когда еще можно своевременно предпринять
корригирующие меры. Ведь от агрессии ребенка страдают не
только окружающие, но и он сам.
Учитывая актуальность данной темы, коллектив МДОУ
«Детский сад № 70 «Ягодка»» разработал психологическую
программу «Учимся работать с агрессивными детьми»,
предназначенную
для
педагогов
дошкольного
образовательного учреждения.
Цели данной программы:
·
·
построение благоприятных условий для адекватного
восприятия и принятия детей с повышенной
агрессивностью;
формирование адекватного поведения в отношении
агрессивных детей, развитие коммуникативных навыков,
умения снимать эмоциональное напряжение.
В соответствии с этими целями были определены
следующие задачи:
·
усвоить правильное, более точное представление об
агрессивных детях;
сформировать способности адекватно оценивать
отношение к себе детей с повышенной агрессивностью;
научиться понимать эмоциональное состояние,
переживания, личностные особенности агрессивных
детей;
освоить позитивные формы поведения и отношения к себе
и окружающим;
сформировать чувства самоценности и ценности
·
·
·
·дошкольников;
·
·
развить навыки совместной деятельности, умение
сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать
собственное поведение с их поведением;
скорректировать психоэмоциональное состояние (снять
психоэмоциональное
напряжение
(состояние
агрессивности, тревожности), мышечные зажимы,
преодолеть двигательный автоматизм, освоить приемы
саморасслабления).
Этапы реализации программы
Работа с педагогами в рамках данной программы
проводится в несколько этапов:
·
наблюдение и диагностика (анкетирование) педагогов;
·
·
проведение занятий (всего их 10);
повторная диагностика и наблюдение за педагогами для
определения результатов.
Реализацию программы координирует педагогпсихолог
ДОУ, который проводит предварительное наблюдение за
педагогами или составляет анкету для выявления
межличностных отношений педагога и детей. По итогам
психодиагностического обследования в группу набираются
воспитатели, имеющие:
·
негативное отношение к агрессивным детям;
·
·
повышенный или высокий уровень личностной
тревожности;
высокий уровень агрессии в сфере межличностных
отношений педагог – агрессивный ребенок.
Оптимальное количество педагогов в группе – 10–12
человек. Основные формы и методы организации занятий:
групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.
Проводятся они один раз в неделю в виде минитренинговпродолжительностью 40–50 мин в послеобеденное время (во
время сончаса). Все занятия проходят в соответствии с
тематическим планом, разработанным для реализации
программы «Учимся работать с агрессивными детьми»
(приложение 1).
Структура занятия
Каждое занятие состоит из теоретической и
практической частей: первая представляет собой лекцию с
элементами дискуссии, вторая – практикум, с помощью
которого педагоги должны изменить свое отношение к
агрессивным детям.
Начинается занятие с ритуала приветствия, что
помогает сплотить группу, получить эмоциональное и
мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Во
время теоретической части педагогам рассказывается о
направлениях исследования агрессивности, соответствующих
разработках в области психологии и педагогики. Во второй
части занятия акцент делается на практических заданиях,
что дает возможность закрепить пройденный теоретический
материал. Педагоги на себе испытают ощущения и
эмоциональное состояние агрессивного ребенка в тех или
иных ситуациях. С помощью специальных упражнений
воспитатели учатся находить причины агрессивности,
правильно и конструктивно реагировать на разные формы
проявления агрессии у детей.
В рамках работы по развитию навыков межличностного
взаимодействия, усвоению различных средств воздействия на
агрессивного ребенка предусмотрено обучение методам
релаксации и саморегуляции. Для оптимизации психического
состояния применяются гимнастика, в т. ч. дыхательная,
самомассаж, нервномышечная релаксация, аутотренинг,медитация, арома, арт и цветотерапия и др. В качестве
примера в приложении 2 представлено несколько упражнений
для саморегуляции.
Принципы построения занятий
Все занятия строятся на основе следующих принципов:
активности, исследовательской творческой позиции,
объективации (осознания) поведения, партнерского
(субъектсубъектного) общения.
Активность участников тренинговой группы носит особый
характер, отличный от активности человека, слушающего
лекцию или читающего книгу. Участники тренинга
вовлекаются в специально разработанные действия,
например, проигрывание той или иной ситуации, выполнение
упражнений, наблюдение за поведением других по
специальной схеме. Активность возрастает в том случае,
если участники получают установку быть готовым включиться
в совершаемые действия в любой момент. Принцип активности
опирается, в частности, на известную из области
экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10%
того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что
проговаривает, и 90% того, что делает сам.
Суть принципа исследовательской творческой позиции
заключается в том, что в ходе тренинга участники группы
осознают, обнаруживают, открывают уже известные в
психологии идеи, закономерности, а также свои личные
ресурсы, возможные особенности (что наиболее важно).
Работа тренера (педагогапсихолога) состоит в том, чтобы
придумать, сконструировать и организовать ситуации,
которые давали бы возможность членам группы осознать,
апробировать и тренировать новые способы поведения,
экспериментировать с ними.Реализация этого принципа порой встречает достаточно
сильное сопротивление со стороны участников, которые
имеют определенный опыт общения и привыкли следовать
своим правилам и моделям поведения. Сталкиваясь с другим,
непривычным для них, способом обучения, участники
тренинга
проявляют недовольство, иногда даже
в агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление
помогают ситуации, позволяющие участникам группы осознать
важность готовности и в дальнейшем, после окончания
тренинга, экспериментировать со своим поведением,
творчески относиться к жизни и самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения основан на
переключении в процессе занятий поведения участников с
импульсивного на объективированный уровень, допускающий
изменения в тренинге. Универсальным средством
объективации поведения является обратная связь. Создание
условий для эффективной обратной связи в группе – важная
задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на
формирование умений, навыков, установок, используются
дополнительные средства объективации. Одно из них –
видеозапись поведения участников группы в тех или иных
ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Следует
учитывать, что видеозапись является очень сильным
средством воздействия, способным оказать негативное
влияние, поэтому им следует пользоваться профессионально
и с большой осторожностью.
Согласно принципу партнерского (субъектсубъектного)
общения при проведении занятий учитываются интересы
других участников взаимодействия, их чувства, эмоции и
переживания. Созданная благодаря этому атмосфера
безопасности, доверия, открытости позволяет участникамгруппы экспериментировать со своим поведением, не
стесняясь ошибок. Данный принцип тесно связан с принципом
творческой, исследовательской позиции.
Последовательная реализация названных принципов –
одно из условий эффективной работы и главное отличие
группы социальнопсихологического тренинга от других
методов обучения и психологического воздействия.
Важно отметить, что эффективность тренинга во многом
зависит не только от адекватности осуществляемой тренером
диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом
средств он обладает для достижения той или иной цели. В
качестве примера в приложении 3 представлен конспект
занятия «Что такое агрессивность?».
Итоги реализации программы
В конце программы проводится заключительная
диагностика, а также наблюдение за поведением
воспитателей в ходе рабочего дня. Все данные фиксируются
в аналитическом отчете. Так, результаты выполнения
программы показали, что педагоги начинают относиться к
детям с повышенной агрессивностью более терпимо, не
провоцируют своим непониманием их агрессивные реакции.
Таким образом, подробное изучение проблемы агрессивного
поведения у детей, выявление причин их возникновения, а
также усвоение методов и приемов взаимодействия с ними
способствует эффективности воспитательнообразовательного
процесса, позволяет избежать конфликтных ситуаций, снять
эмоциональное напряжение в детском и педагогическом
коллективах ДОУ.