Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"
Оценка 5

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Оценка 5
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
Взрослым
22.10.2018
Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"
Данная программа создана для коррекции детско-родительских отношений в диаде "Родитель-ребенок". В ходе реализации программы предполагается снижение общего уровня конфликтности между родителем и ребенком, повышение уровня эмоционального состояния участников программы. Программа состоит из 8 занятий. Периодичность - 1 раз в неделю. Участники: родитель, ребенок 6-10 лет.
Программа гармонизации детско-родительских отношений.doc
Госу дарственное областное бюджетное учреждение  «Центр психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи» «Согласовано» __________________________ «____»_____________2017г. «ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО­РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ» ПРОГРАММА Разработчик программы педагог­психолог Булыгина  А.А. Мурманск,2017г. Пояснительная записка. Главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.   на влияют Вместе   с   тем   современная   семья   испытывает   целый   ряд   которые   прямо   или социальных, психологических, педагогических проблем, косвенно     на его психологическое благополучие. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение  ее воспитательного  потенциала, изменение  ее роли в процессе   первичной   социализации   детей   (И.   В.   Добряков,   Г.   Г.   Лидерс,   Г.   Г. Кравцов, Р. В. Овчарова, И. А. Хоменко, Г. Г. Филиппова, Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова и др.). стороны   развития   ребенка,   все   По   данным   научно­исследовательского   центра   Института   молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (Т. В.   Андреева,   2005).   На   протяжении   последних   лет   существует   устойчивая тенденция  к ухудшению  материального  положения  семьи, росту числа  неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности. Психологические проблемы диады родитель­ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для   того   чтобы   снять   эти   проблемы   и   особенно   предупредить   возможность   их возвращения, необходима совместная психокоррекционная работа. Одним   из   ведущих   условий   изменения   сложившейся   ситуации   является развитие   конструктивного   взаимодействия   психолога   с   семьей,   которое стимулируется   посредством   организации   занятий,   обеспечивающих   возможность совместного участия родителей и детей.  Л.Бардиер  полагает, что взаимодействие психолога и родителя наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям».   Существуют   два   различных   знания   о   ребенке.   Одно   –   научное, теоретическое, которым обладает психолог, другое – личностное, эмоциональное знание родителей. Если психолог и родитель поделятся друг с другом тем, что они знают, вместе они смогут решить проблемы ребенка и создать оптимальные условия для   его   развития.   В   этом   случае,   важно   не   игнорировать   уже   имеющиеся   у родителей   знания,   а   расширять   и   углублять   их,   открывать   в   них   новые   грани, помогая увидеть факты с разных точек зрения. Данная программа создана для коррекции детско­родительских отношений в диаде «Родитель – Ребенок». Цель программы – гармонизация взаимоотношений родитель­ребенок. Задачи: ­ развитие у родителя эмпатии и способности оказывать поддержку ребенку; ­ развитие способности сотрудничать друг с другом; ­ усиление взаимного интереса и принятия; ­ развитие конструктивных способов взаимодействия; ­ улучшение понимания родителем собственного ребёнка. В   ходе   реализации   программы   предполагается   снижение   общего   уровня конфликтности между родителем и ребенком. У ребенка значительно повысится уровень   эмоционального   благополучия,   снизится   внутренняя   напряженность. Внутри семьи снизится уровень агрессии.  Условия проведения: Программа состоит из 8 занятий.  Продолжительность занятия от 45 до 60 минут. Периодичность – 1 раз в неделю. Участники: родитель, ребенок 6 – 10 лет. Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:   приветствия   (разминка),   основное   содержание   занятия,   рефлексию   прошедшего занятия. Приветствие (разминка) – создание атмосферы доверия и принятия, воздействие на   эмоциональное   состояние,   уровень   активности,   настройка   на   продуктивную деятельность.  Основное   содержание   занятия  –   обсуждение   домашнего   задания,   выполнение психотехнических   упражнений   и   приемов,   связанных   с   темой   занятия   и направленных на решение задач программы. Рефлексия занятия – ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: ­ эмоционально­смысловом (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным); ­ эмоционально – оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния). № заня тия 1. Тематическое планирование занятий Задачи Игры, упражнения Установление   с   детско­ родительской парой доверительных отношений.   Создание благоприятного   настроя   на 1. Упражнение «Моя и мамина рука» 2. Сказка «Волшебная сила Имени» 3. Упражнение «Моё имя» 4. Изотерапия «Рисуем свое имя» 5. Телесно­ориентированное дальнейшую работу. Формирование упражнение “Погода”. позитивного   отношения   к   себе   и 6. Рефлексия занятия своему имени. Раскрепощение,   настрой   на 1.  Упражнение «Давай  2. активное взаимодействие. Закрепление   интереса,   позитивного поздороваемся» 2. Упражнение «Родитель и ребенок  отношения друг к другу. Актуализация   стилей взаимоотношения в паре. 3. Настрой на занятие, выражение  настроения. Исследование эмоций.  Создание условий для  глазами друг друга» 3.Упражнение «Вопрос­ответ» 4. Арт­техника «Совместный  рисунок» 5. Упражнение «Самоуважение» 6. Рефлексия занятия. 1. Разминка «Какого я цвета?»  2. Упражнение «Что за эмоция?»  3. Сказка «Страна чувств» 4. Рисунок «Страна чувств» «нормализации» переживания  5. Упражнение­медитация “Портрет” социально неодобряемых эмоций. 6. Упражнение «Какого я цвета?» Активизация эмоционально­ телесных связей, релаксация.  Создание оптимистического   4.  1.  Упражнение «Пожелания». настроения у участников. 2.  Упражнение «Зеркало» Научить   воспринимать   другого 3. Упражнение «Мои качества» человека. Осознание   своих   внутренних качеств. Активизация эмоционально­ телесных связей, релаксация. Развитие интереса друг к другу.  4. Упражнение «Портрет»  5. Арт­техника “Маска”  6. Рефлексия занятия. 5. Создание   оптимистического 1. Приветствие. настроения у участников. Отреагирование скрытой  негативной энергии.  Обучение выплескивать гнев в  приемлемой форме.  2. Игра «Кто быстрее?» 3. Игра «Снежный бой» 4. Игра «Обзывалки»  5. Упражнение «Снеговички» Снятие   мышечного   напряжения, 6. Упражнение “Яйцо” эмоциональная разрядка.  Активизация эмоционально­ телесных связей, чувства  безопасности и доверия.  7. Рефлексия занятия. 6. Создание   оптимистического 1. Приветствие настроения у участников. 2. Упражнение «Эффективное  Расширение поведенческого  взаимодействие» репертуара в конфликтной  3. Игра «Похвалилки» 4. Арт­техника «Рисунок в круге» 5. Упражнение «Маленькая птичка»  6. Рефлексия занятия. ситуации.  Способствовать повышению  самооценки ребенка.  Эмоциональное сближение  родителей и детей.  Развитие   чувства   эмпатии, релаксация.  7. Создание   оптимистического 1. Приветствие настроения у участников. 2. Упражнение «Корабль и скалы» Учить вставать на позицию другого, 3.   Упражнение   «Путешествие   во быть   внимательным   к   его времени» 4. Упражнение «Доверяющее падение» 5. Рефлексия занятия. настроению   и   состоянию,   развитие эмпатии, доверия друг к другу. Способствовать умению вставать на позицию другого. Развитие эмпатии, доверия друг к  другу. 8. Настроить   на   эмоциональное 1. Приветствие взаимодействие.  2. Рефлексия занятия. Повышение   уверенности   в   себе,   в 3. Рисунок «Герб семьи» своих силах. Стимулировать размышления о  4.   Упражнение   «Закончи семейных ценностях и их  значимости; вызвать понимание  уникальности семьи среди других  семейных союзов, чувство гордости  от принадлежности к ней. предложение»  5. Рефлексия занятия Используемая литература 1. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» М., 2006 2. Ждакаева Е.И. «Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско­родительских отношений через сказку, игру, рисунок». ­ СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. ­  119 с. 3. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136 с.  4. Малкина­Пых,   И.   Г.   Психологическая   помощь   в   кризисныхситуациях   /   И. Г.Малкина­Пых. – М.: Эксмо, 2010. – 928с.  5. Практикум   по   психологическим   играм   с   детьми   и   подростками.   Под ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002) 6. Психологический  тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие. Под ред.Т.Л.Бука,М.Л.Митрофановой. М.,2008 7. 8. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ,2007 Бондарева   М.Ю.   Программа   коррекции   детско­родительских   отношений «Связующая нить». Конспекты занятий Занятие №1 1. Упражнение «Моя и мамина рука» Цель:   Контактирование   родителя   и   ребенка   между   собой   на   телесном   уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта. Ведущий предлагает встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию:     «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами; Погладить своим мизинцем мизинец партнера; Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго вырвать свой палец. Затем поменяться ролями. «Попрощаться» с партнерами безымянным пальцем.  На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой). 2. Сказка «Волшебная сила Имени»  (источник: Ждакаева Е.И. «Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско­родительских отношений через сказку, игру, рисунок»). Чтение сказки. Обсуждение. 3. Цель:   Идентификация   со   своим  именем,   формирование   позитивного   отношения Упражнение «Мое имя». участников к своему «Я». Ведущий предлагает участникам вспомнить, кто и при каких обстоятельствах дал им имя, что обозначает это имя (если ребенок не знает родитель рассказывает как ребенок получил свое имя).  Участникам предлагается вспомнить, как их ласково называют по имени. Участники перекидывают друг другу мячик и называют свои ласковые имена.   Предлагается также вспомнить, как можно называть ласково маму? Папу? Бабушку? Дедушку? После того, как участники назвали свои ласковые имена необходимо акцентировать внимание на том, что людям приятно, когда к ним обращаются ласково, поэтому необходимо как можно чаще именно так обращаться друг к другу. Подумать   и   записать   своё   «ресурсное»   имя   (имя,   которое   даёт   человеку   силу, «заряжает   энергией»).     Затем   каждый   участник   называет   какое­нибудь   личное качество на каждую из букв своего имени. 4. Изотерапия «Рисуем свое имя». Цель: формирование положительного отношения к своему имени. Ведущий   предлагает   закрыть   глаза,   тихонечко   посидеть,   представить   свое   имя, написанное на листе бумаги. Попробовать хорошо рассмотреть свое имя, увидеть какого цвета буквы, какие они высокие или низкие, на что они похожи. Открыть глаза   и  нарисовать   свое   имя   так,   как   хочется.   Если   рядом   с   именем   захочется нарисовать что­нибудь еще, то это можно сделать. 5. Телесно­ориентированное упражнение «Погода». Цель: снятие мышечного напряжение.  Один   из   участников   отворачивается   к   партнеру   спиной,   он   –   бумага,   второй   – художник.   Ведущий   предлагает   “художнику”   нарисовать   на   “бумаге”   (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а   в   конце   ласковое   теплое   солнышко   согревающее   всю   землю.   По   окончании упражнения родитель и ребенок меняются местами. 6. Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.  Рефлексия занятия. Занятие №2 Игра «Давайте поздороваемся» 1. Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.  Участники   в   паре,   по   сигналу   ведущего,   здороваются   друг   с   другом   ручками, Упражнение «Родитель и ребенок глазами друг друга» ножками, лбами, носами, одним ушком, другим, попами, животами. 2. Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.  Участники по очереди рассказывают о своих близких: — Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)? — Что любит делать? — Что ей (ему) нравится? Что не нравится? — За что ты (вы) ее (его) любишь (те)? Упражнение «Вопрос – ответ» 3. Цель: закрепление интереса, позитивного отношения друг к другу.  Участники отвечают на вопросы (ответы записывают на листочке) Затем   родитель   отвечает   на   вопросы   за   ребенка,   ребенок   за   родителя   (ответы записывают на листочке). Затем сравниваются ответы. Моё любимое животное и почему… Мое нелюбимое животное и почему… Мой любимый цвет и почему Мой нелюбимый цвет и почему… В другом человеке мне больше всего нравится В другом человеке мне больше всего не нравится… Если бы у меня была возможность стать кем­то на один день, то я бы стал(а)… Доброго волшебника я попросил(а ) бы о … Злого волшебника  попросила бы о … 4. Арт­техника  «Совместный рисунок». Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.  Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”,   “Семья”,   “Праздник”,   “Орнамент”,   что   угодно,   возможно   спонтанное произвольное рисование. Презентация рисунка: — Как называется рисунок? — Кто был инициатором идеи? — Кто что рисовал? — Удобно ли было рисовать вдвоем?  — Какие чувства испытывали? — Что на рисунке главное? 5. Упражнение «Самоуважение». Ведущий.   Можете   ли   вы   мне   сказать,   каким   образом   вы   замечаете,   что   кто­то считает вас хорошими? Как вам показывает это ваша мама, ваш папа, ваш муж, ваша жена, ваш сын, ваша дочь? Сядьте   поудобнее   и   закройте   глаза.   Вдохните   три   раза   глубоко…   теперь отправьтесь   мысленно   в   то   место.   Которое   считаете   самым   замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд). Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми… Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… (15 секунд). Послушайте, что они скажут… Поговорите с человеком, который к вам пришёл. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится…(15 секунд). Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза… Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам? 6. Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.  Рефлексия занятия. Занятие №3 Разминка «Какого я цвета?»  1. Цель: настрой на занятие, выражение настроения. Я   предлагаю   начать   сегодняшнюю   встречу   с   того,   что   каждый   из   нас,   подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете   вашей   одежды,   а   об   отражении   в   цвете   вашего   состояния...   Краткое обсуждение.  2. Цель: исследование эмоций.  Упражнение «Что за эмоция?»  Психолог   предлагает   посмотреть   на   лицо,   изображенное   на   карточке   и   сказать, какую эмоцию испытывает человек. Затем карточки переворачиваются, каждый из участников, по очереди, вытаскивает карточку и изображает эмоции, которая на ней изображена, другие участники отгадывают. 3. Цель: создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых Сказка «Страна чувств» эмоций. Чтение,   обсуждение   сказки.  Вывод:   нет   плохих   или   хороших   чувств,   как   нет   и плохих или хороших людей. Есть плохие или хорошие поступки. 4. Цель: создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых Рисунок «Страна чувств» эмоций. Психолог предлагает создать рисунок по мотивам услышанной истории. 5. Цель: активизация эмоционально­телесных связей, релаксация.  Упражнение­медитация “Портрет” Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они   “рисуют”   лицо.   Начинает   мама.   Осторожно   обводит   черты   лица   ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же “рисует” мамин портрет. 6. Цель: выражение настроения в конце занятия. Упражнение «Какого я цвета?» (рефлексия занятия) Я   предлагаю   закончить   сегодняшнюю   встречу   тем,   что   каждый   из   нас,   подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. Вспомните, что речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния... Теперь расскажите,   пожалуйста,   о   том,   как   изменялось   ваше   состояние,   настроение   в течение   нашего   занятия.   В   заключение   своего   рассказа   охарактеризуйте   то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.  Занятие №4 1. Приветствие. Упражнение «Пожелания». Цель: создать оптимистическое настроение у участников.  Участники  произносят пожелание, обращенное к напарнику.  Можно вместо фразы использовать жесты. 2. Упражнение «Зеркало» Цель: научить воспринимать другого человека. Выполняется в парах. Участники договариваются: кто “зеркало”, а кто человек.  Человек смотрит в зеркало и выполняет какие­то действия. Зеркало повторяет.  Затем роли меняются. Повторить 2 раза. Обсуждение: — Какую роль было легче играть? Какую труднее? — Как вы думаете, почему? 3. Упражнение «Мои качества» Цель: осознание своих внутренних качеств. Участники   на   листе   обводят   свою   руку   карандашом.     На   каждом   пальце предлагается написать какое­либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета.   Затем   «ладошки»   передают   друг   другу     и   между   пальцев   пишут   другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.  Обсуждение:   Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди. 4. Упражнение “Портрет” Цель: активизация эмоционально­телесных связей, релаксация.  Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они   “рисуют”   лицо.   Начинает   мама.   Осторожно   обводит   черты   лица   ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же “рисует” мамин портрет. 5. Арт­техника “Маска”  Цель: развитие интереса друг к другу.  Родитель   и   ребенок   отдельно     рисуют   маски­портреты   друг   друга.   Затем   идет презентация и обмен масками. — Что хотелось передать в этой маске? — Что получилось? Что не получилось? 6. Рефлексия занятия. Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.  Занятие №5 1. Приветствие 2. Игра «Кто быстрее?» Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.  Каждой   паре   дается   газета,   которую   необходимо   порвать   на   мелкие   кусочки («снег») в течение 1 минуты. 3. Игра «Снежный бой» Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.  Ведущий.   Вы   —   снеговички   и   живете   в   своих   домиках.   Вот   однажды   что­то произошло, и снеговички  поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру.   Кто­то   из   вас   стоит   в   “домике”,   кто­то   —   за   его   пределами.   Задача каждого   —   засыпать   “снегом”   (который   мы   только   что   с   вами   изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки.  Игра   продолжается   2   минуты   под   веселую   музыку   и   заканчивается   по   сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”. Обсуждение:  — Какие чувства вы испытали в ходе игры? 4. Игра «Обзывалки»  Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.  Обсуждение предыдущей игры — Как вы думаете, из­за чего снеговички поссорились? — Можно ли было обойтись без боя?  — Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что­то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях? Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться   “культурно”.   Передавая   мяч   друг   другу   ,   вы   называете   друг   друга разными необидными словами (выбираете карточку: “овощи”, “фрукты”, “цветы”, “мебель”,   “посуда”,   “игрушки”),   но   говорите   эти   слова   сердито   —   ругаетесь. Начинайте так: “А ты­ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты). 5. Упражнение «Снеговички» Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка. Родитель “лепит” из своего ребенка «снеговичка», стараясь передать с помощью мимики и пластики его характер. (Предложить родителю «лепить» активнее: слегка похлопать   своего   ребенка,   пощипать,   помять.)   Затем   описывает   своего «снеговичка»:  — Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера? 6. Упражнение “Яйцо” Цель: активизация эмоционально­телесных связей, чувства безопасности и доверия.  Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится   сзади,   обхватывает   ребенка   руками   и   ногами.   Звучит   релаксационная музыка.  Ведущий.   Цыпленку   хорошо   и   уютно   в   своем   домике.   Скорлупа   защищает   его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот   солнышко   стало   пригревать   сильнее,   цыпленочку   становится   жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает —  ей тоже  очень  приятно,  когда внутри нее  цыпленок.  Она крепко  держит,  но цыпленок   не   сдается,   он   все   активнее   шевелится,   пробует   носиком   пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть­чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока   еще   маленькие   крылышки,   потянулся   и,   довольный,   устроился   в   своем гнездышке. 7. Рефлексия занятия. Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.  Занятие №6 1. Приветствие. Цель: создание оптимистического настроения у участников, настрой на работу. Участники обмениваются пожеланиями. 2. Упражнение «Эффективное взаимодействие» Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.  Каждый участник выбирает себе какой­либо предмет или игрушку. Сначала один  держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот  предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.  Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с  использованием только невербальных средств общения. Обсуждение: — Когда было легче просить предмет?  — Почему вы решили все­таки расстаться со своим предметом?  — Какие слова или действия побудили вас к этому? 3. Игра “Похвалилки” Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.  Ребенку   предлагается   рассказать,   как   однажды   он   здорово   что­то   сделал   или совершил   какой­то   поступок.   На   обдумывание   дается   несколько   минут.   Свой рассказ   надо   начинать   словами:   “Однажды   я…”   Родитель   выслушивает   и высказываются,   начиная   со   слов:   “Я   рада…”   и/или   “Мне   приятно…”   Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?  В заключение подводится итог:  — Легко ли было хвалить?  — Часто ли вы хвалите своего ребенка? 4. Арт­техника «Рисунок в круге» Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.  Участникам в парах предлагается, используя краски, пальцами (руками) закрасить  пространство круга. Звучит релаксационная музыка. Во время презентации и  обсуждения каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и что они для него значат. На что, по его мнению, похоже получившееся  изображение. 5. Упражнение «Маленькая птичка»  Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация.  Звучит релаксационная музыка. Ведущий.   Положите   руки   на   колени,   соединив   ладони   вместе.   Закройте   глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться   рук   каждого   участника   перышком).   Он   такой   крохотный,   что   легко помещается   у   вас   в   ладонях…   Он   засыпает,   поэтому   вы   стараетесь   сидеть   без движения, чтобы не разбудить его. Если кому­то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… Мысленно успокойте зверька.   Возможно,   он   испугался   коршуна…   Скажите   ему   что­нибудь   ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.  6. Рефлексия занятия. Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.  Занятие 7 Приветствие 1. Цель: создание оптимистического настроения у участников. Завершить фразу: «Я доверяю тебе, потому что…» (родитель ­ ребенку, ребенок ­ родителю). 2. Упражнение «Корабль и скалы» Цель: учить  вставать на позицию другого, быть внимательным к его настроению и состоянию, развитие эмпатии, доверия друг к другу. Психолог:     «В   середине   комнаты   —   море.   В   море   есть   скалистые   утесы (препятствия в виде стульев или дорожных конусов). Один из вас будет кораблем, другой   — капитаном корабля. “Кораблю” мы завяжем глаза, и капитан будет им управлять с помощью одних только слов. Важно провести корабль между скалами из одной гавани к другой. Определимся, где будут гавани. Команды у капитана могут быть такими: «Два шага вперед, стоп, направо, шаг влево, вперед» и т.д. Когда   “корабль”   подойдет  к  конечной   точке  своего  маршрута,  ведущий   должен сказать: «Вы достигли цели». Затем участники меняются ролями. 3. Упражнение «Путешествие во времени» Цель: способствовать умению вставать на позицию другого. Инструкция   для   родителя:  «Предлагаем   вам   немного   попутешествовать   во времени…   Представьте,   что   вы   направляетесь   в   будущее,   в   то   время,   где   ваш ребенок уже взрослый. Нарисуйте, каким вы представляете ребенка, когда он станет взрослым». Инструкция   для   детей:  «Предлагаем   немного   попутешествовать   во   времени… Представь, что ты направляешься в прошлое, в то время, когда твои мама и папа были   маленькими.   Нарисуй,   какой   (каким)   ты   представляешь   маму   (папу)   в детстве». Каждый из участников рассказывает о своем рисунке. 4. Упражнение «Доверяющее падение» Цель: развитие эмпатии, доверия друг к другу. Ребенок становится спиной к родителю и падает на его руки. 5. Рефлексия занятия Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.  Занятие 8 1. Приветствие Цель: настроить на эмоциональное взаимодействие.  Участники представляет себя каким­либо звуком. 2. Упражнение «Закончи предложение»  Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах. Ведущий предлагает участникам закончить такие предложения о себе: “Я хочу…”, “Я умею…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. 3.  Рисунок «Герб семьи» Цели: стимулировать размышления о семейных ценностях и их значимости; вызвать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней. Родителю и ребенку предлагают создать свой семейный герб. Обсуждение работы. 4.  Рефлексия занятия. Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"

Программа "Гармонизация детско-родительских отношений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018