Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.
Цель программы - интенсивное развитие тонко координирующих движений рук (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка.
Программа Графика.doc
Пасынок Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21 г. ЮжноСахалинска
ПРОГРАММА «ГРАФИКА: ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ»
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как
обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте,
как правильно подготовить его к школе. Один из показателей
интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению
уровень развития мелкой моторики.
Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно
протекает становление у младших школьников (особенно
шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением
пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться
более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо
представить себе, вопервых, те трудности, которые испытывают
дети, а вовторых, порождающие их причины.
Погрешности в письме могут быть вызваны самыми разными
причинами: нарушением элементарных гигиенических требований
(положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением
руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации,
несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии
двигательных и зрительных анализаторов, недостаточностью
взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д.
Всё это говорит о том, что
для плодотворного обучения
технической стороне письма необходим определенный уровень
психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как
иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания,
способности к зрительному пространству восприятию объектов и
т.п.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать
программу по подготовке ребёнка 56летнего возраста к письму.
Программа получила название "Графика: подготовка к письму".
Цель программы
координирующих движений рук
интенсивное развитие тонко
(мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти
ребёнка.
Задачи:
1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к
письму.
2. Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и
упражнений, направленных на развитие руки ребёнка.
3. Выявить критерии оценки уровня подготовленности ребенка по
формированию навыка графического начертаний букв.
Организуя подготовительное обучение письму, важно
целенаправленно способствовать:
поднятию на новый уровень нагляднообразного мышления
обучающихся;
совершенствованию способности к зрительному восприятию
различных форм;
становлению умения ориентироваться в пространстве листа,
строки;
укреплению руки, улучшению координации движений и в целом
развитию умения самостоятельно управлять всей сложной
системой действий пишущей руки;
доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические
правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.).
Практическая значимость данной программы определена в трёх
аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к
школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию
тонкокоординированных
зрительно
пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом
на развитие творческих способностей у детей.
движений
рук,
3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития
мелкой моторики и координации движений рук.
Программа предусматривает работу по пяти блокам:
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Озорной карандашик.
3. Творческие упражнения.
4. Организационнометодический блок.
5. Диагностика.
блок. Пальчиковая гимнастика:
Ι
весёлые пальчики ("Пальчики здороваются", "Человечек",
"Прятки", "Моя семья", "Качели", "Лодочка", "Пять малышей",
"Котята", "Мышка", "Очки и бинокль", "Краб" и др.);
забавные фигуры из разрезного квадрата;
волшебные узелки с использованием шнурка;
работа с бумагой в технике "Оригами".
ΙΙ
блок. Озорной карандашик:
штриховка (короткие частные штрихи, длинные параллельные
отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом);
работа с трафаретами;
контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
дорисовки (по принципу симметрии);
рисунок по образу;
волшебные узоры.
ΙΙΙ
блок. Творческие упражнения:
сравнение похожих предметов;
силуэты;
кляксография;
"созвездия";
порядковые соединения;
лабиринт;
изображения из простых форм;
постройкирисунки;
аппликация;
волшебные дорожки (горизонтальные "Кто быстрее",
вертикальные "Небесный пилотаж", волнистые "Морские
волны", круговые "Клубочки", кривые, зигзагообразные). ΙV блок. Организационнометодический:
знакомство с тетрадью;
гигиена письма;
ориентировка в пространстве листа;
графические диктанты;
копирование (по точкам, на кальку, по образцу).
V блок. Диагностика:
критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению
навыком письма;
содержание и методика диагностик (методика "Долинск", тест
Куглера,
монометрический тест,
графический диктант).
методика "Дорожки",
Литература для учителя.
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш М.: Лист, 1998 г.
2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем
пальчики. М.: Дрофа, 2000.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В.
Развиваем руки чтоб учиться и писать, красиво рисовать.
Ярославль, 2000.
4. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе.
М.: АСТПРЕСС, 1997.
Программа "Графика: подготовка руки к письму"
Программа "Графика: подготовка руки к письму"
Программа "Графика: подготовка руки к письму"
Программа "Графика: подготовка руки к письму"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.