Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.
Цель программы - интенсивное развитие тонко координирующих движений рук (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка.
            
        
        
        
                    
                
                    Пасынок Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21 г. ЮжноСахалинска
       ПРОГРАММА «ГРАФИКА: ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ» 
 
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как
обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте,
как   правильно   подготовить   его     к   школе.     Один   из   показателей
интеллектуальной   готовности   ребёнка   к   школьному   обучению   
уровень развития мелкой моторики.
Каждому   учителю   хорошо   известно,   насколько   трудно
протекает   становление   у   младших   школьников   (особенно
шестилетних)   умения   писать   разборчиво,   ровно   с   соблюдением
пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться
более   умело   управлять   этим   процессом,   необходимо   хорошо
представить себе, вопервых, те трудности, которые   испытывают
дети, а вовторых, порождающие их причины.
          Погрешности в письме могут быть вызваны самыми разными
причинами:   нарушением   элементарных   гигиенических   требований
(положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением
руки,   отсутствием     необходимой   пространственной   ориентации,
несовершенством   регуляции   движений,   разрывом   в   развитии
двигательных   и   зрительных   анализаторов,   недостаточностью
взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д.
Всё   это   говорит   о   том,   что  
  для   плодотворного   обучения
технической   стороне   письма   необходим   определенный   уровень
психофизиологического   развития   ребёнка,   и   не   только   руки,   как
иногда   считают,   а   прежде   всего   мышления,   памяти,   внимания,
способности к зрительному пространству  восприятию  объектов  и
т.п.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль  создать
программу по подготовке ребёнка 56летнего возраста к письму.
Программа получила название "Графика: подготовка к письму".
Цель   программы 
координирующих   движений   рук  
   интенсивное   развитие   тонко
(мелкой   моторики),совершенствование   зрительного   восприятия   и   зрительной   памяти
ребёнка.
Задачи:
1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к
письму.
2. Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и
упражнений, направленных на развитие руки ребёнка.
3. Выявить критерии оценки уровня подготовленности ребенка по
формированию навыка графического начертаний букв.
 
  Организуя   подготовительное   обучение   письму,   важно
целенаправленно способствовать:
 поднятию   на   новый   уровень   нагляднообразного   мышления
обучающихся;
 совершенствованию   способности   к   зрительному   восприятию
различных форм;
 становлению   умения   ориентироваться   в   пространстве   листа,
строки;
 укреплению руки, улучшению координации движений и в целом
развитию   умения   самостоятельно   управлять   всей   сложной
системой действий пишущей руки;
 доведению   до   автоматизма   умения   соблюдать   гигиенические
правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.).
Практическая значимость данной программы определена в трёх
аспектах:
1. Раскрывается   один   из   показателей   подготовки   ребёнка   к
школьному обучению.
2. Представлен   систематизированный   материал   по   развитию
тонкокоординированных
зрительно
пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом
на развитие творческих способностей у детей.
  движений  
рук,
 
3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития
мелкой моторики и координации движений рук.
Программа предусматривает работу по пяти блокам:
1. Пальчиковая гимнастика.2. Озорной карандашик.
3. Творческие упражнения.
4. Организационнометодический блок.
5. Диагностика.
       блок. Пальчиковая гимнастика:
Ι
 весёлые   пальчики   ("Пальчики   здороваются",   "Человечек",
"Прятки", "Моя семья", "Качели", "Лодочка", "Пять малышей",
"Котята", "Мышка", "Очки и бинокль", "Краб" и др.);
забавные фигуры из разрезного квадрата;
 волшебные узелки с использованием шнурка;
 работа с бумагой в технике "Оригами".
ΙΙ
 блок. Озорной карандашик:
 штриховка   (короткие   частные   штрихи,   длинные   параллельные
отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом);
 работа с трафаретами;
 контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
 дорисовки (по принципу симметрии);
 рисунок по образу;
 волшебные узоры.
ΙΙΙ
 блок. Творческие упражнения:
 сравнение похожих предметов;
 силуэты;
 кляксография;
 "созвездия";
 порядковые соединения;
 лабиринт;
 изображения из простых форм;
 постройкирисунки;
 аппликация;
 волшебные   дорожки   (горизонтальные      "Кто   быстрее",
вертикальные      "Небесный   пилотаж",   волнистые      "Морские
волны", круговые  "Клубочки", кривые, зигзагообразные).ΙV блок. Организационнометодический:
знакомство с тетрадью;
 гигиена письма;
 ориентировка в пространстве листа;
 графические диктанты;
 копирование (по точкам, на кальку, по образцу).
V блок. Диагностика:
 критерии   оценки   уровня   подготовленности   детей   к   овладению
навыком письма;
 содержание и методика диагностик (методика "Долинск", тест
Куглера,
  монометрический   тест,
графический диктант).
  методика   "Дорожки",
Литература для учителя.
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш  М.: Лист, 1998 г.
2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем 
пальчики.  М.: Дрофа, 2000.
3.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В.  
Развиваем руки  чтоб учиться и писать, красиво рисовать.  
Ярославль, 2000.
4. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе.
 М.: АСТПРЕСС, 1997.