Программа художественно-эстетическое развития младших школьников
Оценка 5

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.02.2017
Программа художественно-эстетическое развития младших школьников
Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование. Работа в кружке «Фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).Программа внеурочная деятельность в начальной школе.
программа кружка фантазия.docx
Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая   направленность   образования.   Она   обуславливает   личностно­ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития   творчества,   мышления,   способствующего   формированию   разносторонне­развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.  Что же понимается под творческими способностями?   В   педагогической   энциклопедии   творческие   способности   определяются   как способности   к   созданию   оригинального   продукта,   изделия,   в   процессе   работы   над   которыми самостоятельно   применены   усвоенные   знания,   умения,   навыки,   проявляются   хотя   бы   в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.  Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии,   воображении,   особом   видении   мира,   своей   точке   зрения   на   окружающую действительность.   При   этом   уровень   творчества   считается   тем   более   высоким,   чем   большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа   в   кружке   «Фантазия»   ­   прекрасное   средство   развития   творчества,   умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач   обучения   и   воспитания   детей   на   занятиях   является   обогащение   мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что­то нового).  Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками,   скорлупами,   гофрированной   бумагой.   Работу   кружка   буду   организовывать   с   учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой  и   другими  материалами   буду  начинать   с  более   простых   поделок,   то  есть   четвёртому классу   даётся   более   сложная   работа,   нежели   малышам.   Предлагаемая   программа   имеет художественно­эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и  воспитании.   Программа   предполагает   развитие   у  детей  художественного   вкуса   и  творческих способностей. Программа кружка «Фантазия» рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть со 1 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 2 часа в неделю 68 часов в год. Группа работает   2   раз   в   неделю   по   1   часу,   всего   68   занятия   за   учебный   год.   Практические   занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек. Цель программы ­ создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Задачи программы: Обучающие: ­   закрепление   и   расширение   знаний   и   умений,   полученных   на   уроках   трудового   обучения, изобразительного   искусства,   природоведения,   литературы,   способствовать   их   систематизации; обучение приемам работы с инструментами;  ­ обучение умению планирования своей работы; ­   обучение   приемам   и   технологии   изготовления   композиций;   изучение   свойств   различных материалов;  ­     обучение   приемам   работы   с   различными   материалами;   обучение   приемам   самостоятельной разработки поделок. Развивающие: ­развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;  ­ развитие образного мышления и воображения;  ­создание условий к саморазвитию учащихся;  ­  развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира. Воспитательные: ­ воспитание уважения к труду и людям труда;  ­ формирование чувства коллективизма;  ­ воспитание аккуратности;  ­ экологическое воспитание обучающихся;  ­ развитие любви к природе.  Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Принципы, лежащие в основе программы: ­ доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); ­ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств  принимает участие в восприятии какого­нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский); ­   демократичности   и   гуманизма   (взаимодействие   педагога   и   ученика   в   социуме,   реализация собственных творческих потребностей); ­ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); ­  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).               Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков,   уровень   самостоятельности,   умение   работать   в   коллективе.   Программа   позволяет индивидуализировать   сложные   работы:   более   сильным   детям   будет   интересна   сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Формы и методы занятий       В процессе занятий используются различные формы занятий:  традиционные,   комбинированные   и   практические   занятия;   лекции,   игры,   праздники, конкурсы, соревнования и другие.  А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный   (показ   мультимедийных   материалов,   иллюстраций,   наблюдение,   показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:     объяснительно­иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный   –   учащиеся   воспроизводят   полученные   знания   и   освоенные   способы деятельности; частично­поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;    индивидуально­фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Требования к уровню подготовки учащихся         В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и   сами   обучающиеся   могли   осознать   собственные   задатки   и   способности,   поскольку   это стимулирует   их   развитие.   Тем   самым   они   смогут   осознанно   развивать   свои   мыслительные   и творческие способности.  В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств   материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.  Проверка  усвоения   программы   производится  в  форме  собеседования   с  обучающимися  в  конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.  Ожидаемые результаты  В результате обучения по данной программе учащиеся:  – научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками; – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;  – будут создавать композиции с изделиями; – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; – овладеют навыками культуры труда; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся:  – в классе,   – в школе  • Участие в  районной выставке детских творческих работ, конкурсах.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ      Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана   на   изготовлении   изделий.   Обучение   планируется   дифференцированно   с   обязательным учётом   состояния   здоровья   учащихся.   Программой   предусмотрено   выполнение   практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных   занятиях   в   процессе   труда   обращается   внимание   на   соблюдение   правил   безопасности труда,   санитарии   и   личной   гигиены,   на   рациональную   организацию   рабочего   места,   бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.  Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Программа рассчитана на 1 года.  1. Вводное занятие  (2ч) Вводное занятие, введение в тему.  Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы на новый учебный год. 2. Работа с красками (5ч) Работа   с   красками   способствует   развитию   у   детей   умения   создавать   художественные   образы, формирует  эстетический вкус, развивает  фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию цветов, желание экспериментировать с ними. 3.  Работа с природным материалом (6 ч.)             В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь   конструированием   из   природных   материалов,   ребенок   вовлекается   в   наблюдение   за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей   среде.     Изделия   из   природного   материала.   Технология   заготовки   природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. 4.  Работа с бумагой и картоном (9 ч.)            Виды   работ   из   бумаги   и   картона.       Свойства   бумаги:   (легко   режется,   мнется,   хорошо склеивается.)   Художественные     приёмы   (самостоятельно   складывать   и   вырезать   из   бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном. 5.  Работа с фольгой, фантиками       (4 ч.)      Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки­упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь   фольга   —   прекрасный   материал   для   изготовления   всяких   поделок   —   полезных   и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по­настоящему есть и пить.   6.  Работа с ракушками, песком         (6 ч.)  Использование ракушек для украшения цветочных горшков и созданий панно, а также картин. 7.  Работа с соленым тестом (8ч.)        Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно­прикладного искусства. Древние   египтяне,   греки   и  римляне   использовали   фигурки   из   соленого   теста   для   религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.     В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие   картины   не   раскрашивались   и   имели   обычный   для   выпечки   цвет,   что   считалось   очень привлекательным. Тесто  применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях. 8.  Работа с цветными нитками          (8 ч.) Виды  и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток. 9.  Работа со скорлупками (3 ч.)          Яичная   скорлупа   с   трудом   царапается   ножом   и   по   твердости   приближается   к   мрамору.   Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.  В   восточной   лаковой   живописи   яичную   скорлупу   наклеивали   там,   где   нужно   было   изобразить покрытую   трещинами   каменную   стену   или   скалу.   Россыпью   мелких   скорлупок   имитировали цветение весенних садов. При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не   распадаются   благодаря   тонкой   пленке,   находящейся   с   внутренней   стороны.   Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого­нибудь   красителя,   сетчатый   рисунок   трещин   становится   зримым,   превращая   обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал. Способы   изготовления   изделий   из   скорлупы   ореха.   Аппликация   с   использованием   яичной скорлупы. Виды  работ из яичной скорлупы. 10.  Работа с гофрированной бумагой (4 ч.) О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок. Техника   изготовления   розы   из   гофрированной   бумаги.   Валентинка,     которая   превращается   в гирлянду из сердечек.  11. Работа с тканью (4ч) Знакомство     детей   с   новым   материалом   для   изготовления   поделок   –   мокрой   тканью,   её характерными   особенностями   (пластичность,   прочность).   Развивать   фантазию,   воображение, желание самостоятельно сделать поделку, опираясь на умения полученные ранее. 12. Работа с бросовым материалом (6ч) Работа   с   бросовыми   материалами   помогает   им   развить   воображение,   чувство   формы   и   цвета, аккуратность,   трудолюбие.   Занимаясь   конструированием   из   бросовых   материалов,   ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится   бережно   относиться   к   окружающей   среде.     Изделия   из   бросового   материала. Художественные приёмы изготовления поделок. 13. Выставка (3ч) Учебно – тематический план                                                                                                                                           № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема Вводное занятие Работа с красками Работа с природным материалом Работа с бумагой, картонном Работа с фольгой, фантиками Работа с ракушками, песком Работа с соленым тестом Работа с цветными нитками Работа со скорлупами Работа с гофрированной бумагой Работа с тканью Работа с бросовым материалом Выставка  итого Количество  часов 2 5 6 9 4 6 8 8 3 4 4 6 3 68 № 1 2 Тематическое планирование тема Характеристика (цели) Вводное занятие Вводное занятие, введение   в   тему.  Условия Работа с красками безопасной работы. Знакомство с планом работы Способствовать развитию у детей умения создавать  художественные образы с помощью красок (акварель, гуашь).  Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию,  изобретательность, стремление к творчеству, познанию цветов,  желание экспериментировать с ними. Оборудование и материалы Инструктаж по Т/Б Альбом, кисти, акварель,  гуашь Работа с природным материалом Научить детей делать поделки из разных природных материалов.  Обогащать знания о разнообразии природного материала и его  использовании в поделках. Способствовать развитию умения  планировать предстоящую работу, развивать инициативу,  фантазию, творчество. Способствовать коллективной  деятельности, речевому и игровому общению детей. Кора березы, засушенные  листья, семечки   подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев,  ножницы, клей ПВА Работа с бумагой Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с  шаблонами.  Закрепить умение самостоятельно складывать и  вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные  части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. Полоски цветной бумаги,  листы бархатной бумаги,  белая, цветная бумага,  ножницы, клей. 3 4 5 6 7 8 9 Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. Закрепить умение  вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые  сочетания. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание  доводить начатое дело до конца. Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков,  фольги. Формировать умение делать объемные игрушки из  фантиков. Закреплять свойства материалов. Использовать в  работе полученные ранее знания.  Способствовать развитию у детей умения создавать  художественные образы из различных природных материалов.  Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию,  изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств  материалов, желание экспериментировать с ними. Познакомить детей с новым материалом для изготовления  поделок – соленое тесто, его характерными особенностями  (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).   Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно  вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее. Научить детей делать поделки из нового материала  (разноцветных ниток).  Познакомить с новым способом  изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.  Научить делать воздушные петли и использовать в дальнейшей  работе. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые  успехи.   Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.   Развивать эстетический вкус, умение проявлять  самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой  гаммы. Работа с фольгой, фантиками Работа с ракушками, песком Работа с соленым тестом Работа с цветными нитками Работа со скорлупой 10 11 12 Работа с гофрированной бумагой Закреплять у детей умение работать с разнообразным  материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам  своего труда. Развивать инициативу, фантазию, творчество,  дружеские взаимоотношения  Работа с тканью Познакомить детей с новым материалом для изготовления  поделок – мокрой тканью, её характерными особенностями  (пластичность, прочность). Развивать фантазию, воображение,  желание самостоятельно сделать поделку, опираясь на умения  полученные ранее. Научить детей делать поделки из бросовых  материалов.  Обогащать знания о разнообразии окружающего мира.  Работа с бросовым Цветная жесткая фольга,  фантики от конфет, клей,  ножницы, палочки,  зубочистки Морские ракушки, песок,  цветные мелки, гуашь,  кисточки, клей. Прочный картон, шаблоны,  мука, соль, вода, цветные  краски, кисти. Цветные нитки, крючок, клей, картон. Белая бумага, краски, кисти,  скорлупки яиц, ореховая  скорлупа. Гофрированная цветная  бумага, ножницы, клей ПВА. Ткань, клей, ножницы. Пластиковые стаканы,  проволока, бумага, ленты, ножницы. материалом 13 14 Оформительская работа Выставка Способствовать развитию умения планировать предстоящую  работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.  Способствовать коллективной деятельности, речевому и  игровому общению детей Продолжать учить правильно, оформлять готовые изделия. Обобщить и закрепить знания,  полученные в течении года,  провести обмен мнениями о видах работ; просмотреть  художественные образцы, которые оставили наибольшие  положительные впечатления; провести выставку творческих  работ Календарно­тематическое планирование Кружок «Фантазия» 68ч тема урока Кол­во часов дата № 1 2 Вводное занятие (2ч) Знакомство с планом.  Инструктаж по Т/Б Работа с красками (5ч) До свидания  лето. Здравствуй осень. 1 2 3 Животный мир. Тигр. 4 5 Падают листья. Оформление работ. Работа с природным материалом (6ч) Прогулка в лес. Ночная птица. Цветочная поляна. Лесные жители. Ослик из листьев. Оформление работ. Работа с бумагой (9ч) Аппликация   из   геометрических   фигур   «Золотой цветок» Попугай Листья из бумаги Осенний листопад Панно «Птица в клетке». Продолжение изготовления панно. Панно «Сельский дворик» Продолжение изготовление панно. Оформление работ Работа с фольгой, фантиками (4ч) Солнышко. Сердечки. Волшебные человечки. Оформление работ. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 Работа с ракушками и песком  пластилином (6ч) 1 2 3 4 5 Ваза из ракушек. Рамка для фотографий. Волшебный песок. Панно «Реченька, река». Панно «Веточка ели» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 1 2 3 Оформление работ. Работа с соленым тестом (8ч) Панно «Коты на крыше». Изготовление, сушка, роспись. Оформление панно. Панно «Чучело». Изготовление, сушка, роспись. Оформление панно. Панно  «Жили­были…» Изготовление, сушка, роспись. Работа с цветными нитками (8ч) Аппликация из нарезанных ниток. «Дворянин среди  собак». «Задиристый Денди». Львенок из ниток. Волшебный крючок. Воздушные петли. Цветок. Панно из воздушных петель. Оформление работ. Работа со скорлупой (3ч) Панно «Ципленок» Панно «Море». Оформление работ. Работа с гофрированной бумагой (4ч) Цветы. Веточка сакуры. Цветы в вазе. Оформление работ. Работа с тканью (4ч) Породы собак. Собака в смятку. Мама и щенки. Оформление работ. Работа с бросовым материалом (6ч) Аппликация   из   ватных   шариков   «Отважный красавец» Снеговики. Виноград. Воздушные шары. Рамочка из пуговиц. Оформление работ. Выставка (3ч) Обобщение знаний и обмен опытом. Выставка творческих работ. Награждение. Задание на лето. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» п. Восток Красноармейского муниципального района Приморского края Согласовано: Утверждаю: Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «СОШ №31» __________________Е.Н.Черноусова ________________Т.Н.Курзина от «___»____________2013г от «___»____________2013г Программа Дополнительного образования детей Кружок «Фантазия» Автор ­ составитель Учитель начальных классов Власова Н.В.                   п. Восток 2013 – 2014 учебный год

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников

Программа художественно-эстетическое развития младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017