Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Оценка 5

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
07.11.2018
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой.
работа с ОВЗ.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Выполнила: Князева Нина Ивановна ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов­дефектологов, педагогов­психологов, учителей­ логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда» с. Староникольское 2015 годСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2 Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей–инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья…………………………………..........5 Глава 2. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ………….. 9  2.1. Коррекционная работа………………………………………………..9 2.2. Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как  часть адаптированной образовательной  программы……………………………………………………………… ……..13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23 СПИСОК ЛИТРАТУРЫ…………………………………………………………...25 1 ВВЕДЕНИЕ       Одной   из   ведущих   современных   тенденций   в   образовании   России, является   рост   доли   детей   с   комплексными   нарушениями,   нуждающихся   в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается   и   противоположная   тенденция.   Масштабное   практическое применение   научных   достижений   в   сфере   медицины,   техники,   цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось   исключительным.   Часть   наиболее   "благополучных"   детей   с   ОВЗ   из   "уходит" в общеобразовательное. На  фоне  перемещения  части наиболее "благополучных" специального   образовательного   пространства   детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой   нарушения   развития,   которые   особенно   нуждаются   в   получении  специальной   психолого­педагогической   помощи. Целью   психологического сопровождения   специальной   (коррекционной)   школы   является   создание  системы   психолого­педагогических   условий,   способствующих   успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). Психологическое   сопровождение   ребенка   с   ограниченными возможностями   здоровья   (ОВЗ)  можно   рассматривать   как   комплексную технологию   психологической   поддержки   и   помощи   ребёнку,   родителям   и педагогам  в  решении задач  развития,  обучения, воспитания,  социализации   со 2 стороны   педагога­психолога. Основными   сферами   деятельности   педагога­ психолога   в   системе   медико   –   социально   –   психолого   –   педагогического сопровождения  являются:    Психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;   Психологическое сопровождение педагогического коллектива;   Психологическое   сопровождение   родителей   (лиц,   их   заменяющих) обучающихся; Диагностическая деятельность; консультативная деятельность; коррекционно­развивающая работа; экспертная работа; организационно­методическая деятельность; просветительская работа; психопрофилактика [6, c. 300].  На   сегодняшний   день   существует   серьезная   проблема   обучения   детей– инвалидов   и   лиц   с   ОВЗ,   которые   испытывают   значительные   трудности   в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся   особенностей   развития,   а   также   соматических   заболеваний.   Но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать.  Следует   помнить,   что   дети­инвалиды   и   лица   с   ОВЗ   отличаются   от здоровых сверстников. Зная особенности   таких детей, педагогам будет легче 3 разработать и внедрить  в практику работы задачи их успешной социализации в доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая: ­ характер инвалидности  (нарушения зрения, слуха, опорно­двигательного аппарата, психические, и общие заболевания); ­ психофизиологические особенности   (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов  и др.); ­ недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);  ­   ограниченные   возможности   детей­инвалидов,   которые   не   позволяют участвовать   в  соответствующей   их   возрасту   деятельности  (игровой,  учебной, трудовой,   коммуникативной),   что   лишает   их   нормальной   социализации.   Как следствие,   взрослые   стремятся   уберечь   такого   ребенка   от   взаимодействия   с социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка; ­  ограниченные   возможности   для   общения  (ограничение   мобильности   и   рамками   семьи, независимости,   условия   воспитания:   мир,   ограниченный   обучение   на   дому,   незнание   педагогом   особенностей   ребенка,   недостаточное общение со сверстниками, гиперопека) [8, c. 17]. Целью  нашего   исследования   было   изучение   и   выявление   наиболее эффективных видов и форм социально­педагогической помощи детям с ДЦП. Задачи исследования: 1. 2. Изучить научно­методическую литературу по проблеме. Рассмотреть   понятие   «дети­инвалиды»,   «детский   церебральный паралич» 3. Подобрать   методики   и   провести   диагностику   для   выявления отклонений в развитии у детей с ДЦП. 4. Изучить   и   выделить   наиболее   эффективные   виды   и   формы социально­педагогической помощи данной категории детей. 4 Методы исследования: Для   опытной   проверки   гипотезы   и   решения   поставленных   задач теоретические:   методы   исследования:   использованы   следующие ретроспективный   анализ   научной   и   методической   литературы   по   теме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, тестовые методики.  Практическая значимость представленного проекта заключается в том, что материалы, обобщенные в данных рекомендациях, позволят педагогам более обоснованно,   грамотно   и   продуктивно   организовать   свою   работу,   а   также осуществлять   взаимодействие   с   другими   специалистами,   включенными   в процесс   психолого­педагогического   сопровождения   детей­инвалидов   и   лиц   с ограниченными возможностями здоровья. 5 Глава 1. Психолого – педагогические особенности детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в   психическом   развитии.   Механизм   нарушения   развития   психики   сложен   и определяется   как   временем,   так   и   степенью   и   локализацией   мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения   характеризуется   грубым   недоразвитием   интеллекта.   При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.  Хронологическое   созревание   психической   деятельности   детей   с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные   формы   нарушения   психики,   и   прежде   всего   познавательной деятельности.   Не   существует   четкой   взаимосвязи   между   выраженностью двигательных   и   психических   нарушений:   например,   тяжелые   двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций. Для   детей   с   церебральным   параличом   характерна   своеобразная   аномалия психического   развития,   обусловленная   ранним   органическим   поражением головного   мозга   и   различными   двигательными,   речевыми   и   сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играет ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружение. Аномалия   развития   психики   при   ДЦП   включает   нарушения   формирования познавательной   деятельности,   эмоционально­волевой   сферы   и   личности. Структура   интеллектуального   дефекта   при   ДЦП   характеризуется   рядом специфических особенностей. 1.   Неравномерно   сниженный   запас   сведений   и   представлений   об окружающем.   Это   обусловлено   несколькими   причинами:   а)   вынужденная 6 изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в   связи   с   длительной   обездвиженностью   или   трудностями   передвижения;   б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно­практической деятельности, связанной с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных   функций.   При   ДЦП   отмечается   нарушение   координированной деятельности   различных   анализаторных   систем.   Патология   зрения,   слуха, мышечно­суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает   объем   информации,  затрудняет   интеллектуальную   деятельность детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е.   действенное   познание,   при   ДЦП   существенно   нарушены.   Дети   с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.  2.   Неравномерный,   дисгармоничный   характер   интеллектуальной недостаточности, т.е.  нарушение  одних  интеллектуальных  функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем   преимущественно   страдают   наиболее   «молодые»   функциональные системы   мозга,   обеспечивающие   сложные   высокоорганизованные   стороны интеллектуальной   деятельности   и   формирование   других   высших   корковых функций.   Несформированность   высших   корковых   функций   является   важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают   отдельные   корковые   функции.   У   некоторых   детей   развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает   наглядно­действенное   мышление   при   лучшем   развитии   словесно­ логического.  3.   Выраженность   психоорганических   проявлений   –   замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды 7 деятельности,   недостаточность   концентрации   внимания,   снижение   объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью,   что   проявляется   в   отсутствии   интереса   к   заданиям,   плохой   медлительности   и   пониженной   переключаемости сосредоточенности, психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстрым нарастающем утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне   разнородную   группу:   одни   имеют   нормальный   или   близкий   к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности,   интеллектуальном)   развитии   встречаются   относительно   редко. Основным   нарушением   познавательной   деятельности   является   задержка психического развития (церебрально­органического генеза). Для   детей   с   церебральным   параличом   характерны   расстройства эмоционально­волевой   сферы.   У   одних   детей   они   проявляются   в   виде повышенной   эмоциональной   возбудимости,   раздражительности,   двигательной расторможенности, у других ­ в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность   к   колебаниям   настроения   часто   сочетается   с   инертностью эмоциональных   реакций. Так  начав плакать  или  смеяться, ребенок  не  может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость не редко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются   в   новой   для   ребенка   обстановке   и   при   утомлении.   Иногда отмечается   радостное,   приподнятое,   благодушное   настроение   со   снижение критики (эйфория). 8 Нарушения   поведения   могут   проявляться   в   виде   двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности. У   детей   с   церебральным   параличом   своеобразная   структура   личности. Достаточное   интеллектуальное   развитие   часто   сочетается   с   отсутствием уверенности   в   себе,   самостоятельности,   с   повышенной   внушаемостью. Личностная   незрелость   проявляется   в   наивности   суждений,   слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко   формируется   иждивенческие   установки,   неспособность   и   нежелание   к самостоятельной   практической   деятельности.   Выраженные   трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с   впечатлительностью, повышенной   чувствительностью,   обидчивостью, замкнутостью.   9 Глава 2. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 2.1 Коррекционная работа при ДЦП Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям   медицинской,   психологической,   педагогической   логопедической   и социальной   помощи,   обеспечение   максимально   полной   и   ранней   социальной адаптации,   общего   и   профессионального   обучения.   Очень   важно   развитие позитивного   отношения   к   жизни,   обществу,   семье   обучению   и   труду. Эффективность   лечебно­педагогических   мероприятий   определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью, в работе   различных   звеньев.   Лечебно­педагогическая   работа   должна   носить комплексный   характер.   Важное   условие   комплексного   воздействия   – согласованность   действий   специалистов   различного   профиля:   невропатолога, психоневролога,  врача   ЛФК,  логопеда,   дефектолога,   психолога,   воспитателя. Необходима   их   общая   позиция   при   обследовании,   лечении,   психолого­ педагогической и логопедической коррекции.  10 Существует насколько основных принципов коррекционно­педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:  1.   Комплексный   характер   коррекционно­педагогической   работы.   Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима   совместная   стимуляция   (развитие)   всех   сторон   психики,   речи   и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. 2.   Организация   работы   в   рамках   ведущей   деятельности.   Нарушения психического   и   речевого   развития   при   ДЦП   в   значительной   степени обусловлены   отсутствием   или   дефицитом   деятельности   детей.   Поэтому   при коррекционно­педагогических   мероприятиях   стимулируется   основной   для данного возраста вид деятельности.  3. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического развития. 4. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В силу   огромной  роли   семьи,  ближайшего   окружения  в  процессах   становления личности   ребенка   необходима   такая   организация   среды   (быта,   досуга, воспитания),   которая   могла   бы   максимальным   образом   стимулировать   это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.   Родители   –   основные   участники   педагогической   помощи   при   ДЦП, особенно   если   ребенок   по   тем   или   иным   причинам   не   посещает   учебно­ воспитательное учреждение.   Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать   правильный   распорядок   дня,   организовать   целенаправленные коррекционные   занятия,   сформировать   адекватную   самооценку   и   правильное 11 отношение   к   дефекту,   развить   необходимые   в   жизни   волевые   качества.   Для этого   важно   активное   включение   ребенка   в   повседневную   жизнь   семьи,   в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал   себя   (самостоятельно   ел,   одевался,   был   опрятен),   но   и   имел определенные   обязанности,   выполнение   которых   значимо   для   окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появится интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители,   желая   избавить   ребенка   от   трудностей,   постоянно   опекают   его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ни чего делать самостоятельно. Такое   воспитание   по   типу   гиперопеки   приводит   к   пассивности,   отказу   от деятельности.   Доброе,   терпеливое   отношение   близких   должно   сочетаться   с определенной   требовательностью   к   ребенку.   Нужно   постепенно   развивать правильное отношение к  своему  состоянию,  к  своим  возможностям.             В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, на оборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов.   Таким  образом,  основные  сферы   жизнедеятельности  человека  –  труд  и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Детям с ДЦП надо помочь адаптироваться в среде:   могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы ребенок с ДЦП смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально   для   него   доступной,   т.е.   приспособить   среду   к   возможностям ребенка, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Таким образом, исследуя данную проблему можно выделить основные направления коррекционно­педагогической работы в раннем и школьном возрасте детей с ДЦП: 12 ­   развитие   эмоционального,   речевого,   предметно­действительного   и игрового общения с окружающими; ­ (зрительного,   стимуляция   сенсорных   функций     слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; ­   развитие   предпосылок   к   интеллектуальной   деятельности   (внимание, память, воображение); ­ формирование математических представлений; ­   развитие   зрительно­моторной   координации   и   функциональных возможностей кисти и пальцев; ­ подготовка к овладению письмом; ­ воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Так   же  значительное   место  в  коррекционно­педагогической  работе   при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: ­   развитие   (и   облегчение)   речевого   общения,   улучшение   разборчивости речи; ­ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; ­ развитие речевого дыхания, голоса, просодики; ­   формирование   силы,   продолжительности,   управляемости   голоса   в речевом потоке; ­ выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; ­ коррекция нарушения произношения [3, c.112­115].  13 14 2.2.   Программа   индивидуального   сопровождения   ребёнка   с   ОВЗ (ДЦП)   с   общим   недоразвитием   речи   как   часть   адаптированной образовательной программы. Проблема   сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья   (далее   детей   с   ОВЗ)   заботит   многие   образовательные   учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения   основной   образовательной   программы   детьми   с   ОВЗ   должно   стать введение   в   культуру   ребёнка,   по   разным   причинам   выпадающего   из   её образовательного   пространства.   Необходимо   отметить,   что   ФГОС   позволяет организовать   обучение   детей   с   учётом   их   особых   образовательных потребностей,   заданных   характером   нарушения   их   развития   и   оценить полученные   результаты.   Только   удовлетворяя   особые   образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под   сопровождением   понимается   не   просто   сумма   разнообразных   методов защитно­правовой, коррекционно­развивающей, профилактической,     реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность   специалистов,   направленная   на   решение   задач   коррекции, развития,   обучения,   воспитания,   социализации   детей   с   ОВЗ.   Исходным положением   для   формирования   теории   и   практики   комплексного сопровождения   стал   системный   подход.   Ведущей   идеей   сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены  во­первых, концептуальные   следствия   сопровождения   которые   включают: систематическое   отслеживание   психолого­педагогического   статуса   ребенка   и динамики   его   психического   развития   в   процессе   школьного   обучения;  во­ вторых,  создание  социально­психологических   условий  для  развития  личности 15 в­третьих,  создание   специальных учащихся   и   их   успешного   обучения; психолого­педагогических и медико­социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями [5, c.12]. В связи с этим необходимо обеспечить психолого­педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ   на   протяжении   всего   периода   их   обучения.   Для   семьи,  воспитывающей ребенка   с   ограниченными   возможностями,   важным   является   максимальное развитие  потенциальных  возможностей   ребенка  и  успешная  интеграция  его  в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально­психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.                                                           Целью  программы  ППМС   сопровождения   детей   с   особыми образовательными потребностями в учебно­воспитательном процессе является поддержание   комфортной   образовательной   среды,   способствующей   наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей   с   ОВЗ   с   приоритетностью   подготовки   детей   к   полноценной   жизни   в обществе.   Задачи: выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного   психолого­педагогического   консилиума);   комплексное   ППМС сопровождение   образовательного   процесса   детей   с   ОВЗ;   составление индивидуальной   программы   сопровождения,   включая   определение   вида   и   социально­ объема   необходимой   помощи   (обучающей,   медицинской, педагогической, психологической, коррекционной); психолого­педагогическая и медико­социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для   преодоления,   замещения   ограничений   жизнедеятельности;   формирование родительской   ответственности   за   здоровое   развитие   и   воспитание   детей, формирование системы семейных ценностей; оценка эффективности обучения и сопровождения   обучающихся   с   ОВЗ   по   программе,   рекомендованной   ВК, ПМПК. 16 Для   детей   с   ДЦП   характерно   своеобразное   психическое   развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Многолетний   опыт   отечественных   и   зарубежных   специалистов, работающих с детьми с ДЦП, показал, что чем раньше начата медико­психолого­ педагогическая   реабилитация   этих   детей,   тем   она   эффективнее   и   лучше   ее результаты. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми   имеет   важное   значение   в   ликвидации   дефектов   речи,   зрительно­ пространственных функций, личностного развития. Психологическая   помощь   является   одной   из   составных   частей комплексного психолого­медико­педагогического и социального сопровождения младших   школьников   с   ДЦП.   Индивидуальная   психологическая   коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. Планирование   и   определение   задач   для   индивидуальной   коррекции осуществляется   после   комплексной   диагностики   с   участием   разных специалистов:   врачей,   учителя­дефектолога,   учителя­логопеда,   педагога­ психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности   ребенка,   определение   уровня   развития   сенсорно­перцептивных   и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно­потребностной сферы. С   целью   диагностики   сенсорно­перцептивных   и   интеллектуальных процессов   используем   комплекс   психологических   методик,   предложенный Мамайчук   И.И.,   а   также   комплекты   Забрамной   С.Д.,   Боровик   О.В.   и Стребелевой Е.А. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются   особенности   поведения   ребенка   в   процессе   обследования, 17 эмоционально­волевая   сфера,   особенности   развития   высших   психических функций,   общей   и   мелкой   моторики,   уровень   развития   деятельности; составляются   рекомендации   родителям   и   воспитателям,   разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно­развивающие программы. Индивидуальная образовательная программа Наименование учреждения: МКОУ «Староникольская СОШ» Назначение   программы: Психолого­педагогического   и   медико   – социального   сопровождения   обучающего   с   ограниченными   возможностями здоровья Срок реализации: 2015­2016 учебный год Адресность программы: Валерия К., 6,7 лет, учащаяся 1 класса  Пояснительная   записка: индивидуальная   программа   направлена   на   развитие индивидуальных   возможностей   ребенка   для   получения   полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Психолого­педагогическая   характеристика   ребенка  (данные   по заключению ПМПК на 1.09.2015г.) Диагноз: G80.1 (Спастическая диплегия) Семья   полная,   социальное   окружение   гармоничное,   интересы разнонаправленные познавательные. У   ребёнка   наиболее   распространенная   форма   ДЦП,   характеризуется тетрапарезом,  при   этом   руки   поражены   в  меньшей   степени,  чем   ноги.  Дети, 18 страдающие   спастической   диплегией,   под   влиянием   специального   обучения могут   овладевать   навыками   самообслуживания,   письма   и   рядом   трудовых навыков. При   спастической   диплегии   возможно   преодоление   психических   и   речевых расстройств   при   условии   систематической,   направленной   коррекционной работы. В целом ребёнок старательный и ответственный. Старается всё сделать самостоятельно. Общительна,   охотно   идет   на   контакт   со   сверстниками   и взрослыми. Основной целью сопровождения является социальная адаптация ребенка, овладение   общеобразовательной   программой,   развитие   и   совершенствование навыков   общения,   навыков   самообслуживания,   индивидуальная коррекция звукопроизношения,   развитие   моторики,   развитие   речи   (речевого   внимания, фонетического   слуха,   развитие   словарного   запаса)   и   не   речевых   процессов памяти внимания и мышления. Профилактика и коррекция дисграфии. Ожидание родителей: Социальная адаптация, общение со сверстниками, овладение   общеобразовательной   программой,   коррекция   звукопроизношения, развитие моторики и речи (устной и письменной). Программа построена с учётом общеобразовательной программы 1 класса, с учётом особенностей ребёнка и пожеланий родителей. Программа рассчитана на год индивидуальных занятий 3 раза в неделю по 1 часу. Участие социального педагога в разработке программы и ее реализации обусловлено   задачами   программы   «Доступная   среда»,   согласно   которым важным   фактором   является   социализация   детей   с   ОВЗ,   социальная   помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ. Социальный педагог: 19 ­   согласовывает   социально­педагогическую   работу   с   учащимся   с   его классным руководителем; ­ занимается коррекционно­развивающей деятельностью; ­оказывает   помощь   в   сборе   документов   при   взаимодействии   с учреждениями и организациями города и района. Цель   программы:   создание   условий,   способствующих   социальной адаптации   ребенка,   его   эмоциональному   благополучию;   оказание   социально­ педагогической помощи его родителям. Задачи программы: ­ выявить область оказания социальной помощи семье ребенка с ОВЗ; ­выявить   личностные   особенности   ребенка   (социально­эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.); ­изучить   теоретические   и   технологические   основы   процесса   социально­ психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ; ­   оказать   методическую   помощь   педагогам,   работающим   с  учащимся   с ОВЗ; ­   совершенствовать   коммуникативные   формы   поведения   и   навыки адекватного общения не только ребенка с ОВЗ, но и учащихся класса (школы); ­   развивать   у   родителей   навыки   самоанализа,   преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки; ­обучать   родителей   социально­психолого­педагогическим   основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ. 20 Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и   составлена   с   целью   комплексного   развития   ребенка   с   ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям. Предполагаемый результат: ­ социальная адаптация ребенка; ­создание благоприятной среды для его развития; ­ эффективная помощь педагогам, классному руководителю при работе с детьми с ОВЗ; ­реализация   родителями   знаний   о   социально­психолого­педагогическом развития и воспитания ребенка с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи; ­   реализация   различных   видов   социальной   помощи,   предусмотренной законодательством РФ. Особенности реализации программы: Обучение   ребенка   затруднено   в   связи   с   низкой   работоспособностью ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной   деятельности.   Программа   развития   направлена   не   только   на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений. Один   раз   в   четверть   необходимо   проводить   школьный   психолого­ педагогический   консилиум   с   анализом   результатов   реализации   данной программы. 21 Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель­ логопед, педагог­психолог, социальный педагог, медицинский работник, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. Условия реализации программы: ­   Ключевые   позиции   в   реализации   программы   принадлежат   педагогу   ­ психологу,   логопеду.   От   других   специалистов   и   педагогов   требуется   четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы. ­ Обязательным является участие родителей. ­ Организация коррекционно­развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. ­   Наличие   учебно­методического   материала   (конспекты   коррекционных   рабочие   тетради,   наглядно­демонстрационный   материал, занятий, диагностические пособия и т.д.) Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.  ­   Мини­педсовет   (по   результатам   диагностики,   выбор   эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк ­ Разработка интегрированного календарного блочно­тематического плана на основе комплексной диагностики Способы изучения результативности программы. ­ Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности 22 ­   Динамическая   диагностика   (мониторинг,  скрининг,  контрольный   срез, диагностическое занятие и т.д.) ­  Тестовые   задания,  помогающие   понять   родителям,  как   идет   развитие ребенка ­ Самоанализ ­ Адаптация ребенка в социуме. Содержание программы Структура   программы:  Образовательный   блок,   психологический   блок, социальный блок, логопедический блок. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК.  Учебный план. Начальное общее образование Математика 2ч, Русский язык 2ч, Литературное чтение 2ч, Психолого­ логопедические занятия 2ч, Итого – 8ч. Дополнительное образование: Слушание музыки 2ч. СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия   мира   и   адаптации   в   нём,   защита   ребёнка   в   его   личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой. Диагностическое направление деятельности 23 1.Исследование   семьи   для   выявления   общих,   социально­педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. 2.Изучение   ситуации   развития   ребёнка,   условий   воспитания. Обследование жилищно­бытовых условий. 3.Распознавание,   диагностирование   и   разрешение   конфликтов, затрагивающих   интересы   ребенка,   проблемных   ситуаций   на   ранних   стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий. Учебно — воспитательное направление деятельности 1.Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка 2.Составление   индивидуальной   программы   сопровождения,   включая: определение вида и объема необходимой помощи. 3.Помощь   ребенку   в   устранении   причин,   негативно   влияющих   на   его посещаемость и успеваемость. 4.Содействие в социальной  адаптации  учащийся (социальный  патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях). 5. Методическая помощь преподавателям, работающих с учащимся с ОВЗ. Консультационное направление деятельности 1.Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций. Социально – правовое направление деятельности 1.Соблюдение прав ребенка, социально­правовое консультирование. 24 2. Оказание социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ семье ребенка. Таким образом, в процессе реализации индивидуальной образовательной программы   решаются   задачи   восполнения   пробелов   в   развитии   ребенка, расширение его кругозора, социальная адаптация, включенность в жизнь класса и   школы,   обогащение   чувственного   опыта,   формирование   интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря, что   в   совокупности   с   лечебно­оздоровительными   мероприятиями   и коррекционными   занятиями   позволяет   достичь   положительной   динамики   в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. На   основании   изученного   материала   целесообразны   рекомендации социального   педагога   для   учителей,   работающих   с   учащимися   с   ОВЗ. Социально­педагогическая   адаптация   представляет   собой   комплекс мероприятий   направленных   на   развитие   личности   учащихся.   В   процессе специальных мероприятий, учащиеся приобретают навыки необходимые им для вступления в общество как равноправных его участников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полноценное   развитие   любого   ребенка   –   одна   из   важнейших   задач общества   на   современном   этапе   развития   –   требует   поиска   наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии   с   индивидуальными   возможностями   становится   сферой 25 деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов. Утверждение   приоритета   общечеловеческих   ценностей   в   общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии.   Люди,   имеющие   отклонения   в   интеллектуальной,   физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. Оно находит свое выражение, в том числе, в отказе от   широкого   употребления   прямолинейной   терминологии,   маркирующей ребенка,   и   в   смещении   акцентов   в   характеристике   детей   с   недостатков   их развития   на   фиксацию   потребностей   в   особых   условиях   и   средствах образования.  Одним   из   первых   идею   максимальной   ориентации   в   обучении   на нормально   развивающихся   детей   обосновал   в   своих   трудах   Л.С.   Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются   осуществление   компенсации   недостатков   путем   активизации деятельности   сохранных   анализаторов   и   его   интеграция   в   жизнь.   Причем компенсацию   Л.С.   Выготский   понимал   не   в   биологическом,   а   в   социальном аспекте,   так   как   считал,   что   в   коррекционно­воспитательном   процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями. Проблемы   формирования   новой   философии   отношения   к   лицам   с ограниченными   возможностями   здоровья   и   жизнедеятельности   находятся   на пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в разработке   теории   и   практики   организации   системы   комплексной   помощи   и поддержки   ребенка   принадлежит   специальной   психологии   и   коррекционной педагогике. В   нашей   стране   в   области   специальной   психологии   и   коррекционной педагогики   более   80   лет   проводятся   фундаментальные   и   прикладные 26 исследования,   направленные   на   развитие   системы   психолого­педагогической помощи,   социальной   адаптации   и   реабилитации   разных   категорий   детей   с нарушениями в развитии. За   эти   годы   внесен   весомый   вклад   в   изучение   психики   и   особых образовательных   потребностей   детей   с   интеллектуальным   недоразвитием, глухих   и   слабослышащих;   незрячих   и   слабовидящих;   детей   с   тяжелыми речевыми   нарушениями;   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата; задержкой   психического   развития;   детей   с   выраженными   расстройствами эмоционально­волевой сферы; детей с комбинированными нарушениями. Все   системы   образования   призваны   решить   проблему   интеграции   в общество   человека   с   особыми   образовательными   потребностями   и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с остальными   в   условиях,   компенсирующих   ему   отставание   в   развитии,   в   том числе – интегрированное обучение.  Процесс интеграции лиц, имеющих нарушения, не должен заканчиваться после завершения школьного образования, поэтому в настоящее время назрела необходимость психолого­педагогической помощи и поддержки в период начала самостоятельной жизни.  Изучение теоретических положений об особенностях детей ­ инвалидов и лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья   является   основой   успешной профессиональной   деятельности   педагогов   в   психолого   –   педагогическом сопровождении.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 27 1. Андреева   Л.В.   Сурдопедагогика:   Учебник   для   студентов   высших учебных заведений / Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2005. – 576 с. 2. Башмакова,   С.   Б.   Психология   нарушенного   развития   с   основами организации   коррекционной   помощи:   учебное   пособие   /   С.   Б.   Башмакова.   – Киров: Изд–во ВятГГУ, 2007. – 102 с. 3. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология:   учебное пособие  / Под общ. ред. Н.Н. Богдан.­ Владивосток: Изд­во ВГУЭС, 2003. – 220 с. 4. Богданова   Т.Г.  Сурдопсихология:   Учеб.   пособие   для   студ.  высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 203 с. 5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М.: Педагогика, 1994. – 256с. 6. Дистанционное   образование:   педагогу   о   школьниках   с ограниченными   возможностями   здоровья   /Под   ред.   И.Ю.   Левченко,   И.В. Евтушенко, И.А, Никольской. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336 с. 7. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога­дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486 с.  8. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с. 9. Попов В.С. Методические рекомендации учителю, работающему с детьми   с   нарушением   интеллекта. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya­   [Электронный   ресурс]   –   URL: pedagogika/library/2013/01/17/metodicheskie­rekomendatsii­uchitelyu  ращения: 21.09.2015). ((дата   об­ 28

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2018