Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
07.11.2018
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
является актуальной задачей современного общества, значимость которой
повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой.
работа с ОВЗ.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнила: Князева Нина Ивановна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть
адаптированной образовательной программы
по программе повышения квалификации для специалистов
сопровождения: педагоговдефектологов, педагоговпсихологов, учителей
логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках
обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
с. Староникольское 2015 годСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей–инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья…………………………………..........5
Глава 2. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ………….. 9
2.1. Коррекционная работа………………………………………………..9
2.2. Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как
часть адаптированной образовательной
программы………………………………………………………………
……..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТРАТУРЫ…………………………………………………………...25
1 ВВЕДЕНИЕ
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России,
является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в
создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и
воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ
обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое
применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых
технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к
тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня
психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому
считалось исключительным. Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ
из
"уходит"
в
общеобразовательное. На фоне перемещения части наиболее "благополучных"
специального образовательного пространства
детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной
структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении
специальной психологопедагогической помощи. Целью психологического
сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание
системы психологопедагогических условий, способствующих успешной
адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье,
медицинском учреждении и т.п.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную
технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и
педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со
2 стороны педагогапсихолога. Основными сферами деятельности педагога
психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического
сопровождения являются:
Психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
Психологическое сопровождение педагогического коллектива;
Психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих)
обучающихся;
Диагностическая деятельность;
консультативная деятельность;
коррекционноразвивающая работа;
экспертная работа;
организационнометодическая деятельность;
просветительская работа;
психопрофилактика [6, c. 300].
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–
инвалидов и лиц с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в
организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу
имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но,
несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со
специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать.
Следует помнить, что детиинвалиды и лица с ОВЗ отличаются от
здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче
3 разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в
доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая:
характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорнодвигательного
аппарата, психические, и общие заболевания);
психофизиологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер
психических процессов и др.);
недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);
ограниченные возможности детейинвалидов, которые не позволяют
участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной,
трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как
следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с
социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка;
ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности и
рамками семьи,
независимости, условия воспитания: мир, ограниченный
обучение на дому, незнание педагогом особенностей ребенка, недостаточное
общение со сверстниками, гиперопека) [8, c. 17].
Целью нашего исследования было изучение и выявление наиболее
эффективных видов и форм социальнопедагогической помощи детям с ДЦП.
Задачи исследования:
1.
2.
Изучить научнометодическую литературу по проблеме.
Рассмотреть понятие «детиинвалиды», «детский церебральный
паралич»
3.
Подобрать методики и провести диагностику для выявления
отклонений в развитии у детей с ДЦП.
4.
Изучить и выделить наиболее эффективные виды и формы
социальнопедагогической помощи данной категории детей.
4 Методы исследования:
Для опытной проверки гипотезы и решения поставленных задач
теоретические:
методы исследования:
использованы
следующие
ретроспективный анализ научной и методической литературы по теме
исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа,
тестовые методики.
Практическая значимость представленного проекта заключается в том,
что материалы, обобщенные в данных рекомендациях, позволят педагогам более
обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу, а также
осуществлять взаимодействие с другими специалистами, включенными в
процесс психологопедагогического сопровождения детейинвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
5 Глава 1. Психолого – педагогические особенности детей–инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения
в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и
определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового
поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного
поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта.
При
поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов,
психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с
церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются
различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной
деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью
двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные
расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а
остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций.
Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия
психического развития, обусловленная ранним органическим поражением
головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными
дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играет ограничение
деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружение.
Аномалия развития психики при ДЦП включает нарушения формирования
познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы и личности.
Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом
специфических особенностей.
1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об
окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынужденная
6 изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми
в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б)
затруднение познания окружающего мира в процессе предметнопрактической
деятельности, связанной с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение
сенсорных функций. При ДЦП отмечается нарушение координированной
деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха,
мышечносуставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом,
ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность
детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами,
т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с
церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного
мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления лишь о том, что
было в их практике.
2.
Неравномерный,
дисгармоничный характер интеллектуальной
недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка
развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики
связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития,
причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные
системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны
интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых
функций. Несформированность высших корковых функций является важным
звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего
страдают отдельные корковые функции. У некоторых детей развиваются
преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно
страдает нагляднодейственное мышление при лучшем развитии словесно
логического.
3. Выраженность психоорганических проявлений – замедленность,
истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды
7 деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема
механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной
активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой
медлительности и пониженной переключаемости
сосредоточенности,
психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана
с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстрым нарастающем
утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он
проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках.
При этом нарушается целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют
крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к
нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития,
у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в
частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка
психического развития (церебральноорганического генеза).
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства
эмоциональноволевой сферы. У одних детей они проявляются в виде
повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной
расторможенности, у других в виде заторможенности, застенчивости, робости.
Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью
эмоциональных реакций. Так начав плакать или смеяться, ребенок не может
остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость не редко сочетается с
плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые
усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда
отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижение
критики (эйфория).
8 Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной
расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У
некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия,
безучастности.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности.
Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью.
Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков
легко формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к
самостоятельной практической деятельности.
Выраженные трудности
социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как
робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с
впечатлительностью,
повышенной чувствительностью,
обидчивостью,
замкнутостью.
9 Глава 2. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
2.1 Коррекционная работа при ДЦП
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание
детям медицинской, психологической, педагогической логопедической и
социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной
адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие
позитивного отношения к жизни, обществу, семье обучению и труду.
Эффективность
лечебнопедагогических мероприятий определяется
своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью, в
работе различных звеньев. Лечебнопедагогическая работа должна носить
комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия –
согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога,
психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого
педагогической и логопедической коррекции.
10 Существует насколько основных принципов коррекционнопедагогической
работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
1. Комплексный характер коррекционнопедагогической работы. Это
означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических
нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого
необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и
моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения
психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени
обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при
коррекционнопедагогических мероприятиях стимулируется основной для
данного возраста вид деятельности.
3. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического
развития.
4. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В
силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления
личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга,
воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это
развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние
ребенка. Родители – основные участники педагогической помощи при ДЦП,
особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно
воспитательное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо
знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития,
соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные
коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное
11 отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для
этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в
посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только
обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел
определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих
(накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появится интерес к труду,
чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто
родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его,
оберегают от всего, что может огорчить, не дают ни чего делать самостоятельно.
Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от
деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с
определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать
правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В
зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать
себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или,
на оборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов.
Таким образом, основные сферы жизнедеятельности человека – труд и
быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Детям с ДЦП надо помочь
адаптироваться в среде: могли бы сами, без посторонней помощи выехать из
дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и
спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы
ребенок с ДЦП смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания
максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям
ребенка, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе,
и дома, и в общественных местах. Таким образом, исследуя данную проблему
можно выделить основные направления коррекционнопедагогической работы в
раннем и школьном возрасте детей с ДЦП:
12 развитие эмоционального, речевого, предметнодействительного и
игрового общения с окружающими;
(зрительного,
стимуляция сенсорных функций
слухового,
кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных
и временных представлений, коррекция их нарушений;
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимание,
память, воображение);
формирование математических представлений;
развитие зрительномоторной координации и функциональных
возможностей кисти и пальцев;
подготовка к овладению письмом;
воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Так же значительное место в коррекционнопедагогической работе при
ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:
развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости
речи;
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в
речевом потоке;
выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
коррекция нарушения произношения [3, c.112115].
13 14 2.2. Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ
(ДЦП) с общим недоразвитием речи как часть адаптированной
образовательной программы.
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения.
Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного
процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом
освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать
введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её
образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет
организовать обучение детей с учётом их особых образовательных
потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить
полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные
потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов
защитноправовой,
коррекционноразвивающей,
профилактической,
реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная
деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции,
развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным
положением для формирования теории и практики комплексного
сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения
является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка
в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены
вопервых,
концептуальные следствия сопровождения которые включают:
систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка и
динамики его психического развития в процессе школьного обучения; во
вторых, создание социальнопсихологических условий для развития личности
15 втретьих, создание специальных
учащихся и их успешного обучения;
психологопедагогических и медикосоциальных условий для оказания помощи
семьям и детям с особыми образовательными потребностями [5, c.12]. В связи с
этим необходимо обеспечить психологопедагогическое сопровождение детей с
ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное
развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в
обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании
этой категории детей, в том числе социальнопсихологическая по преодолению
их отчужденности в обществе.
Целью программы ППМС сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями в учебновоспитательном процессе является
поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее
полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала
детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в
обществе.
Задачи: выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне
школьного психологопедагогического консилиума); комплексное ППМС
сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ; составление
индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и
социально
объема необходимой помощи (обучающей,
медицинской,
педагогической, психологической, коррекционной); психологопедагогическая и
медикосоциальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий
для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности; формирование
родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей,
формирование системы семейных ценностей; оценка эффективности обучения и
сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ВК,
ПМПК.
16 Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие,
обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с
различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов,
работающих с детьми с ДЦП, показал, что чем раньше начата медикопсихолого
педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее
результаты. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными
детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно
пространственных функций, личностного развития.
Психологическая помощь является одной из составных частей
комплексного психологомедикопедагогического и социального сопровождения
младших школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция
является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с
ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции
осуществляется после комплексной диагностики с участием разных
специалистов: врачей, учителядефектолога, учителялогопеда, педагога
психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение
личности ребенка, определение уровня развития сенсорноперцептивных и
интеллектуальных процессов и анализа мотивационнопотребностной сферы.
С целью диагностики сенсорноперцептивных и интеллектуальных
процессов используем комплекс психологических методик, предложенный
Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и
Стребелевой Е.А.
По окончании обследования составляется заключение, в котором детально
описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования,
17 эмоциональноволевая сфера, особенности развития высших психических
функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности;
составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются
групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционноразвивающие
программы.
Индивидуальная образовательная программа
Наименование учреждения: МКОУ «Староникольская СОШ»
Назначение программы: Психологопедагогического и медико –
социального сопровождения обучающего с ограниченными возможностями
здоровья
Срок реализации: 20152016 учебный год
Адресность программы: Валерия К., 6,7 лет, учащаяся 1 класса
Пояснительная записка: индивидуальная программа направлена на развитие
индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного
образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Психологопедагогическая характеристика ребенка
(данные по
заключению ПМПК на 1.09.2015г.)
Диагноз: G80.1 (Спастическая диплегия)
Семья полная,
социальное окружение гармоничное,
интересы
разнонаправленные познавательные.
У ребёнка наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется
тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети,
18 страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения
могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых
навыков.
При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых
расстройств при условии систематической, направленной коррекционной
работы. В целом ребёнок старательный и ответственный. Старается всё сделать
самостоятельно. Общительна, охотно идет на контакт со сверстниками и
взрослыми.
Основной целью сопровождения является социальная адаптация ребенка,
овладение общеобразовательной программой, развитие и совершенствование
навыков общения, навыков самообслуживания, индивидуальная коррекция
звукопроизношения, развитие моторики, развитие речи (речевого внимания,
фонетического слуха, развитие словарного запаса) и не речевых процессов
памяти внимания и мышления. Профилактика и коррекция дисграфии.
Ожидание родителей: Социальная адаптация, общение со сверстниками,
овладение общеобразовательной программой, коррекция звукопроизношения,
развитие моторики и речи (устной и письменной).
Программа построена с учётом общеобразовательной программы 1 класса,
с учётом особенностей ребёнка и пожеланий родителей.
Программа рассчитана на год индивидуальных занятий 3 раза в неделю по
1 часу.
Участие социального педагога в разработке программы и ее реализации
обусловлено задачами программы «Доступная среда», согласно которым
важным фактором является социализация детей с ОВЗ, социальная помощь
семьям, имеющих детей с ОВЗ.
Социальный педагог:
19 согласовывает социальнопедагогическую работу с учащимся с его
классным руководителем;
занимается коррекционноразвивающей деятельностью;
оказывает помощь в сборе документов при взаимодействии с
учреждениями и организациями города и района.
Цель программы: создание условий, способствующих социальной
адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально
педагогической помощи его родителям.
Задачи программы:
выявить область оказания социальной помощи семье ребенка с ОВЗ;
выявить личностные особенности ребенка (социальноэмоциональное
развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
изучить теоретические и технологические основы процесса социально
психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ;
оказать методическую помощь педагогам, работающим с учащимся с
ОВЗ;
совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки
адекватного общения не только ребенка с ОВЗ, но и учащихся класса (школы);
развивать у родителей навыки самоанализа,
преодоления
психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
обучать родителей социальнопсихологопедагогическим основам
развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
20 Данная программа разработана в результате социального заказа родителей
и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
социальная адаптация ребенка;
создание благоприятной среды для его развития;
эффективная помощь педагогам, классному руководителю при работе с
детьми с ОВЗ;
реализация родителями знаний о социальнопсихологопедагогическом
развития и воспитания ребенка с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей
ребенка и семьи;
реализация различных видов социальной помощи, предусмотренной
законодательством РФ.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью
ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением
познавательной деятельности. Программа развития направлена не только на
ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным
мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого
педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной
программы.
21 Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель
логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, медицинский работник, учитель
музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора
по ВР.
Условия реализации программы:
Ключевые позиции в реализации программы принадлежат педагогу
психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое
взаимодействие на всех этапах реализации программы.
Обязательным является участие родителей.
Организация коррекционноразвивающей среды, стимулирующей речевое
и личностное развитие ребенка.
Наличие учебнометодического материала (конспекты коррекционных
рабочие тетради,
нагляднодемонстрационный материал,
занятий,
диагностические пособия и т.д.)
Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации
индивидуальной программы.
Минипедсовет (по результатам диагностики, выбор эффективных
средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк
Разработка интегрированного календарного блочнотематического плана
на основе комплексной диагностики
Способы изучения результативности программы.
Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
22 Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез,
диагностическое занятие и т.д.)
Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие
ребенка
Самоанализ
Адаптация ребенка в социуме.
Содержание программы
Структура программы: Образовательный блок, психологический блок,
социальный блок, логопедический блок.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК.
Учебный план. Начальное общее образование
Математика 2ч, Русский язык 2ч, Литературное чтение 2ч, Психолого
логопедические занятия 2ч, Итого – 8ч.
Дополнительное образование: Слушание музыки 2ч.
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка,
оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе
восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном
пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и
школой.
Диагностическое направление деятельности
23 1.Исследование семьи для выявления общих, социальнопедагогических
сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.
2.Изучение ситуации развития ребёнка,
условий воспитания.
Обследование жилищнобытовых условий.
3.Распознавание,
диагностирование и разрешение конфликтов,
затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях
развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
Учебно — воспитательное направление деятельности
1.Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка
2.Составление индивидуальной программы сопровождения, включая:
определение вида и объема необходимой помощи.
3.Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его
посещаемость и успеваемость.
4.Содействие в социальной адаптации учащийся (социальный патронаж,
экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).
5. Методическая помощь преподавателям, работающих с учащимся с ОВЗ.
Консультационное направление деятельности
1.Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам
воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций.
Социально – правовое направление деятельности
1.Соблюдение прав ребенка, социальноправовое консультирование.
24 2. Оказание социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ
семье ребенка.
Таким образом, в процессе реализации индивидуальной образовательной
программы решаются задачи восполнения пробелов в развитии ребенка,
расширение его кругозора, социальная адаптация, включенность в жизнь класса
и школы, обогащение чувственного опыта, формирование интеллектуальных
умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря,
что в совокупности с лечебнооздоровительными мероприятиями и
коррекционными занятиями позволяет достичь положительной динамики в
интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
На основании изученного материала целесообразны рекомендации
социального педагога для учителей, работающих с учащимися с ОВЗ.
Социальнопедагогическая адаптация представляет собой комплекс
мероприятий направленных на развитие личности учащихся. В процессе
специальных мероприятий, учащиеся приобретают навыки необходимые им для
вступления в общество как равноправных его участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач
общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее
эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в
соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой
25 деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских
работников, педагогов и психологов.
Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном
сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в
развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической,
психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы
и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня
цивилизованности общества. Оно находит свое выражение, в том числе, в отказе
от широкого употребления прямолинейной терминологии, маркирующей
ребенка, и в смещении акцентов в характеристике детей с недостатков их
развития на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах
образования.
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на
нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.
Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития
являются осуществление компенсации недостатков путем активизации
деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем
компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном
аспекте, так как считал, что в коррекционновоспитательном процессе
приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с
их вторичными наслоениями.
Проблемы формирования новой философии отношения к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности находятся на
пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в
разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и
поддержки ребенка принадлежит специальной психологии и коррекционной
педагогике.
В нашей стране в области специальной психологии и коррекционной
педагогики более 80 лет проводятся фундаментальные и прикладные
26 исследования, направленные на развитие системы психологопедагогической
помощи, социальной адаптации и реабилитации разных категорий детей с
нарушениями в развитии.
За эти годы внесен весомый вклад в изучение психики и особых
образовательных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием,
глухих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми
речевыми нарушениями; нарушениями опорнодвигательного аппарата;
задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами
эмоциональноволевой сферы; детей с комбинированными нарушениями.
Все системы образования призваны решить проблему интеграции в
общество человека с особыми образовательными потребностями и
ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум,
т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей
участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с
остальными в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии, в том
числе – интегрированное обучение.
Процесс интеграции лиц, имеющих нарушения, не должен заканчиваться
после завершения школьного образования, поэтому в настоящее время назрела
необходимость психологопедагогической помощи и поддержки в период начала
самостоятельной жизни.
Изучение теоретических положений об особенностях детей инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья является основой успешной
профессиональной деятельности педагогов в психолого – педагогическом
сопровождении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
27 1.
Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших
учебных заведений / Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
2.
Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основами
организации коррекционной помощи: учебное пособие / С. Б. Башмакова. –
Киров: Изд–во ВятГГУ, 2007. – 102 с.
3.
Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: учебное
пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан. Владивосток: Издво ВГУЭС, 2003. – 220
с.
4.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
5.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т. А.,
Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М.: Педагогика, 1994. – 256с.
6.
Дистанционное образование:
педагогу о школьниках с
ограниченными возможностями здоровья /Под ред. И.Ю. Левченко, И.В.
Евтушенко, И.А, Никольской. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336
с.
7.
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагогадефектолога/ Под ред.
Епифанцева Т.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486 с.
8.
Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. Заведений / Под ред В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
9.
Попов В.С. Методические рекомендации учителю, работающему с
детьми с нарушением интеллекта.
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya
[Электронный ресурс] – URL:
pedagogika/library/2013/01/17/metodicheskierekomendatsiiuchitelyu
ращения: 21.09.2015).
((дата об
28
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП как часть адаптированной образовательной программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.