Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
информатика +2
Взрослым
08.05.2019
Одним из показателей подготовки кадров по мировым стандартам является участие в международном движении по стандартам WorldSkills, в котором активное участие принимают студенты нашего колледжа. В связи с изменением требований к подготовке специалистов среднего звена, а именно изменения формы государственной аттестации на демонстрационный экзамен по методике WorldSkills возник вопрос о «глубине» владения общеобразовательными дисциплинами.
Демонстрационный экзамен и общеобразовательные дисциплины.docx
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ
ЭКЗАМЕНУ
Н.А. Коваленко,
преподаватель ГПОАУ АО
«Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Одним из показателей подготовки кадров по мировым стандартам
является участие в международном движении по стандартам WorldSkills, в
котором активное участие принимают студенты нашего колледжа. В связи с
изменением требований к подготовке специалистов среднего звена, а именно
изменения формы государственной аттестации на демонстрационный экзамен
по методике WorldSkills возник вопрос о «глубине» владения
общеобразовательными дисциплинами.
Подготовка студентов к демонстрационному экзамену поставила перед
преподавателями множество вопросов. Демонстрационный экзамен для
каждого из студентов будет проверкой их знаний и умений на актуальность, а
для преподавателей станет поводом к пересмотру учебных программ и
методики оценивания.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом третьего поколения (далее ФГОС) результатом освоения
образовательной программы должно стать овладение студентами общими и
профессиональными компетенциями, которые формируются при изучении
учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Основное назначение общих компетенций – обеспечить
социализацию выпускника.
успешную
Под профессиональными компетенциями мы понимаем способность
действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического
опыта в определенной профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что владение общими компетенциями помогает
овладеть компетенциями профессиональными.
Знания и умения выпускника, его общие и профессиональные компетенции
формируются в течение всего периода обучения студента. Общеобразовательный цикл явно выпадает из единого комплекса, который
образуется вокруг ФГОС.
Общеобразовательные дисциплины не имеют готовых компетенций так как
не являются частью ФГОС и регламентируются старым стандартом (2012г).
Обучение по общеобразовательным дисциплинам организуется на основе
примерных программ одобренных НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО» и
рекомендованных для реализации программ подготовки квалифицированных
рабочих, служащих на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (протокол 2 от 26.03.2015 г.). Этими же
рекомендациями предусматривается оценивание именно знаний и умений по
соответствующим дисциплинам.
Переход к обучению на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов третьего поколения в системе
профессионального образования, а с 2016 года с учетом стандартов
WorldSkills заставит преподавателей общеобразовательных дисциплин нашего
колледжа:
обеспечить условия студентам для получения качественного общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС и стандартов WorldSkills;
взглянуть поновому и на сам образовательный процесс и на его
документационное и методическое сопровождение;
при разработке содержания рабочих программ учитывать требования
профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills;
создать новую методическую документацию, основой которой будет
являться фонд контрольнооценочных средств, т.к вся образовательная
программа должна быть теперь направлена на результат, на сформированные
у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные
ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией). Теперь в ходе
аттестации придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а
уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и
профессиональных компетенций. воспринимать профессиональное образование по любой специальности
или профессии как целостный процесс, а не набор плохо стыкуемых друг с
другом дисциплин;
рассматривать общеобразовательный цикл как составную часть
профессиональной подготовки.
В колледже студенты завершают среднее общее образование и в процессе
изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции,
направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая
изучаемая дисциплина должна вносить вклад в профессиональное
образование, давая студентам целостную картину явлений и процессов.
Преподаватели общеобразовательных дисциплин столкнулись с трудностью:
С одной стороны специалист любого профиля должен обладать
совокупностью общих компетенций. «Как организовать учебный процесс,
направленный на формирование общих компетенций?». «Как оценить ОК?»
С другой стороны – дисциплина одна, а профессий, специальностей
несколько.
Перед педагогами общеобразовательных дисциплин стоит сложная задача
интеграции требований профессиональных стандартов в образовательном
процессе, учитывая в своей деятельности формирование как ОК, ПК, так и
универсальных учебных действий (УУД).
В массовом представлении студентов общеобразовательные дисциплины и
специальные дисциплины, учебная практика друг с другом не стыкуются
никак и они воспринимают их не как части одного целого, а как набор
самостоятельных дисциплин.
Дисциплины общеобразовательного цикла представляются студентами
малозначимыми и нигде не пересекающимися с дисциплинами
профессионального цикла.
Один из основных факторов развития компетенций (ОК и ПК) – осознание
студентами, что быть профессионалом можно лишь тогда, когда ты имеешь
определенный запас знаний, умений по различным дисциплинам. Что для прочного и глубокого овладения профессией необходимо обладать знаниями
и умениями по всем общеобразовательным дисциплинам.
При изучении любой общеобразовательной дисциплины студенты должны
видеть реальное, конкретное применение знаний по данной дисциплине в
своей профессиональной деятельности, поэтому необходимо постоянно
подчеркивать значимость своей дисциплины, показывать связь между
дисциплиной и жизнью, профессией, специальностью.
Рассмотрим Технические описания компетенций необходимые
требования владения профессиональными навыками для участия в
соревнованиях по компетенции.
Название компетенции
Кирпичная кладка
Ремонт и обслуживание легковых
автомобилей
Сварочные технологии
Малярные и декоративные
работы
Знания и умения, формируемые на
общеобразовательных дисциплинах
Роль и применение геометрии в строительстве.
Математические процессы и решение проблем.
Определять и проверять объемы материалов для
строительства указанных объектов.
С точностью выполнять замеры и расчеты.
Геометрические технологии в поддержку проекта.
Взаимодействовать на рабочем месте с помощью
устных, письменных и электронных средств, чтобы
обеспечивать
и
эффективность.
Использовать стандартный набор коммуникационных
технологий.
Принципы и
всех
соответствующих числовых и математических
расчетов.
Основные математические операции и преобразование
величин.
Геометрические принципы, технологии и расчеты.
Механические и физические свойства:
способы применения
ясность,
результативность
углеродистой стали;
алюминия и его сплавов;
нержавеющих сталей.
Технические детали, касающиеся работы с
историческим наследием/реставрацией и защитой
зданий, имеющих историческую ценность.
Создавать дизайн от руки или с помощью компьютера
(CAD).
Точно читать чертежи.
Создавать цветовые схемы. Значимость создания и поддержания доверительных и
продуктивных рабочих отношений.
перевод единиц измерения,
тема «Электрический ток»
И это малый перечень знаний и умений касающихся общеобразовательных
дисциплин.
Русский язык: культура общения, правильное написание профессиональных
терминов, включение в материал дисциплины текстов с профессиональной
направленностью.
Математика: устный счет, расчет объемов и площадей различных фигур,
навыки использования транспортира и линейки, составление пропорций.
Физика:
(электроизмерительные приборы, соединение), «Молекулярная физика».
Химия: химические свойства материалов, температура плавления металлов и
сплавов, горение газов.
Черчение: чтение чертежей, деталировка, 3Д модели, программа компас 3Д.
Информатика: умение работать в графических и текстовых редакторах,
поиск нужной информации.
Иностранный язык: на чемпионатах мира тексты заданий на английском
языке, знать терминологию на иностранном языке.
Итоговая оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся
проводится на государственной итоговой аттестации во время выполнения и
защиты выпускной квалификационной работы, при сдаче демонстрационного
экзамена.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН это оценка результатов обучения,
описанных в формате КОМПЕТЕНЦИЙ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
деятельности,
приближенным к реальным условиям производства.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ –при проведении демонстрационного экзамена
оцениваются через наблюдаемые действия и поведенческие проявления.
Например:
Умение организовать рабочее место.
Умение определять последовательность этапов работы,
(планирование).
Умение действовать в соответствии с инструкцией.
Умение адаптироваться в изменяющейся ситуации.
Работоспособность и выносливость.
–завершенный вид
максимально
которые осуществляются в условиях,
действий Стрессоустойчивость и др.
Анализ результатов участия в чемпионате WorldSkills прошлых лет,
проводившегося в нашем колледже и других образовательных организациях,
показал, что одной из причин недостатков в подготовке выпускников
является слабое развитие у выпускников общих компетенций. Например,
это неготовность обучающихся работать самостоятельно, недостаточная
психологическая подготовка студентов к участию в соревнованиях,
неумение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Общие компетенции формируются не только на учебных занятиях, во время
практики, но и на внеклассных мероприятиях. Примером могут служить
мероприятия, которые проходят в нашем колледже в рамках предметных
недель по общеобразовательным дисциплинам, а также конкурсы
профессионального мастерства по профессиям. Главная особенность этих
мероприятий, разнообразных по форме и содержанию, в том, что они имеют
профессиональную направленность, и в них принимают участие все
студенты, обучающиеся по данной профессии.
Общая компетенция способность успешно действовать на основе
практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих
видов профессиональной деятельности.
Способность успешно действовать. Успешность в будущем формируется в
настоящем. Когда студент понимает, что его привело к успеху, то эту
модель, опыт он проецирует и в дальнейшем, в частности, при трудовой
деятельности.
Задача преподавателя помочь студенту овладеть умением применять
классический алгоритм пути к успеху. Успех бывает на момент,
неожиданный, только при этих условиях, а бывает, что успех – эта
характеристика человека – успешный человек. К успеху нужно идти поэтапно.
Вопервых, необходимо понять цель любого действия, а затем определить
методы, с помощью которых ты идёшь к цели. Это может быть и работа в
слаженной команде, а иногда достаточно найти нужную информацию и
вовремя и правильно её применить. Хотелось бы отметить, что у обучающихся, участвующих в конференциях,
тематических классных часах, конкурсах профессиональной направленности,
улучшаются показатели индивидуальнопсихологических характеристик,
таких как самооценка, мотивационная направленность, эмоциональная
реакция на воздействие стимулов окружающей среды, повышается предметно
профессиональная компетентность.
А это в свою очередь помогает студенту овладеть общими компетенциями:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Участие студентов в мероприятиях внутри колледжа, их маленькие победы,
способствуют тому, что дальнейшее участие обучающихся в соревнованиях,
конкурсах, олимпиадах, экзаменах более высокого уровня становится для них
делом привычным. Студент психологически готов работать в команде;
эффективно общаться с коллегами, руководством; брать ответственность за
работу членов команды, за результат выполнения заданий; ориентироваться в
условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для успешного достижения требований ФГОС, развития ОК и формирования
у студентов ПК необходимо:
При разработке и корректировании рабочих программ
общеобразовательных дисциплин обязательно учитывать содержание
профессиональных стандартов.
В соответствии с этим в рабочих программах, в Перспективно
тематическом планировании желательно отразить профессионально
значимые темы для студентов по профессиям и специальностям.
Развивать профессиональный потенциал студентов, в соответствии с
профессиональными стандартами через достижение предметных и
личностных результатов. (переплетение ОК и ПК)
по всем дисциплинам внедрять в учебный процесс:
практикоориентированные задания и практические работы;
проектную и исследовательскую деятельность с учетом
профессиональной направленности. Систематически учитывать связь с профессией, подчеркивать
значимость дисциплины для профессии, специальности на учебных
занятиях.
С первого курса способствовать формированию у студентов
представление о будущей специальности (профессии) как едином
комплексе знаний, умений и компетенций.
Реализовывать междисциплинарные связи как инструмент для
достижения метапредметных результатов. (переплетение ОК и ПК)
Проводить модульные учебные занятия (общеобразовательные
дисциплины + специальные дисциплины).
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Статья на тему"Подготовка студентов к Демонстрационному экзамену"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.