Программа интегрированного курса по проектной деятельности
Оценка 5

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология
3 кл
16.04.2018
Программа интегрированного курса по  проектной деятельности
Воздействие человека на окружающую среду уже давно перестало быть локальным и даже региональным, его последствия носят глобальный характер. Сегодня назрела необходимость решения экологических проблем. Любой учитель знает, что изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию к обучению предмету. В свете этого значение внедрения методов проектирования в уже в начальной школе значительной степени возросло , поэтому и разработана программа интегрированного курса по проектной деятельности в области экологии для учащихся начальной школы
Программа проекты по экологии (Ильиных).doc
Программа интегрированного курса «Проектная деятельность в начальной школе по экологии»   Разработчик: учитель начальных классов      МБОУ СОШ №5  Ильиных И.В. 1 2 3 4 Введение. Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей  на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать  те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению,  сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний  или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность  низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Данные проблемы можно  классифицировать в следующие группы: • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. В настоящее время возникает необходимость дополнить систему организации  учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы  погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике, в  данной сложившейся ситуации веема эффективен метод проектов Проблема: Воздействие человека на окружающую среду уже давно престало быть  локальным и даже региональным, его последствия носят глобальный характер.  Сегодня назрела необходимость решения экологических проблем. Любой  учитель знает, что изобилие теоретического материала, не подкрепленного  отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает  мотивацию к обучению предмету. В свете этого значение   внедрения методов  проектирования уже в начальной школе значительной степени возросло Цель  программы — обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения  при групповой работе; использованию различных методов организации и  планирования своей деятельности в области изучения состояния окружающей  среды, а также её охраны и восстановления; 5 Учебно­педагогические задачи: • создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта; 6 • оформлять результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов; • научить рецензировать творческую работу одноклассника; Понятие метода учебного проектирования. Метод   учебного   проекта   это   одна   из   личностно­ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. Это   деятельность,   направленная   на   решение   интересной   проблемы, сформулированной самими учащимися. Проектирование эффективная форма внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Теоретические знания, полученные на уроках природоведения по  вопросам экологии, должны стать базой для самостоятельной оценки  происходящих в природе процессов и явлений, способствовать  экологически грамотному, безопасному для природы и собственного  здоровья поведению. Проектная деятельность отличается от учебной своей практической  направленностью, она завершается созданием творческих работ и  обязательной презентацией результатов. При работе над проектом необходимо поставить цели: • Образовательные:  сформировать у учащихся целостную картину мира;  вовлечь каждого ученика в активный познавательный      процесс;  познакомить детей с этапами проектной деятельности;  сформировать речевые умения. • Воспитательные:  воспитывать терпимость к чужому мнению,     внимательное, доброжелательное отношение к ответам и          рассказам других детей;  через содержание учебного проекта подвести учащихся к  мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты. • Развивающие:  развивать умение проектировать, мыслить в процессе      изучения экологической проблемы;      развивать умения работать самостоятельно с  дополнительной литературой, расширить кругозор;  развивать способности к самоконтролю действий по  7 достижению целей и рефлексии. 8 Учебно­педагогические задачи: • • • создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта; оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов; научить рецензировать творческую работу одноклассника; Этапы работы над проектом 1. Запуск проекта. 2. Планирование работы. 3. Определение уровня готовности к поисковой работе. 4. Сбор информации. 5. Структурирование информации. 6. Расширение информации. 7. Оформление результатов работы. 8. Презентация проекта. 9. Подведение итогов, рефлексия. Данный метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак  не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у  большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы  применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация  ­стремление успешно разработать тему проекта ­ оказывается часто более сильной, чем  требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших  оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей  умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать  много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не  растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает,  решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и  увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо  более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее  делами, страх перед недостатком знаний ­ он учится учиться. Структура работы над проектом. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Поскольку это дело новое, то, изучив методику проведения проектов,  предлагается следующая структура работы над проектом, адаптированная к  условиям школы и возрастным особенностям детей 4 класса. 9 Название этапа Содержание работ Время  исполнения 10 Подготовительный  этап работы сентябрь октябрь ноябрь • • • • • • • определение понятия ПРОЕКТ; изучение видов проектов выделение составных частей проекта; выявление значимости каждой составляющей части; определение темы исследования; разработка критериев оценки результатов выполнения проекта; составление плана взаимодействия с преподавателями, родителями и др. (для получения необходимых консультаций). 11 Подготовительный  этап работы групп  учащихся над  проектом Декабрь Январь февраль • предварительное ознакомление с экологическими проблемами; • определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода "круглого стола"); выдвижение гипотез и способов решения; • • обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.); • распределение работы между участниками группового проекта; • начало работы по сбору информации. Основной этап Март  апрель • продолжение работы по сбору • • информации; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; систематизация и анализ полученных данных; • обсуждение способов оформления конечных результатов; • подведение итогов, оформление результатов. Заключительный  этап май презентация проекта; представление результатов выполненных проектов  в виде материального продукта  (альбом, книга, газета, доклад,  макет, модель, план, схема, график и т.п.); рефлексия. Тематическое планирование интегрированного курса ­ «Проектная деятельность в начальной школе по экологии» №урока дата Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Что такое проект? Виды проектов. Учебные, творческие, социальные проекты       А зачем они? Основные части любого проекта. Шаг за шагом! Этапы работы  над проектом. А где я смогу себя проявить?! Выявление  предполагаемых направлений работы.  Приложение№ 1. Разработка критериев оценки результатов выполнения  проектов. Приложение№2. «Если трудно одному        » Составление плана  возможного взаимодействия с преподавателями,  родителями, друзьями для получения необходимой  консультации. "Групповая работа по реализации учебного проекта. 'Ознакомление с готовыми учебными проектами «Вода»  Приложение№3. «Пятый океан необходимо охранять» Приложение№4 «В мире этикеток» Приложение№5. Работа в  группе: что нужно добавить, изменить? Распределение ролей в группе. Назначение ответственных. Выполнение необходимых корректировок, дополнений.  Изготовление наглядных пособий. Защита групповых проектов.  Приложение№6. Рефлексия.  Приложение№7. Семинар. «Боль планеты».  Приложение№ 8 Определение проблемы и задачи проекта. Выдвижение  гипотез и способов решения. Выбор темы проекта (для каждой группы индивидуально) Обсуждение методов работы над проектом. (круглый стол) Распределение работы между участниками группового  проекта. С чего начать? Где взять необходимую информацию?  Обсуждение вариантов сбора информации. Экскурсия в  школьную библиотеку. Консультация по вопросам экологии. Подготовка вопросов для  обсуждения на семинаре. Семинар****  "Лес ­ природное сообщество". Приложение№ 9. «Пищевые  связи между животными и растениями на разных этажах леса»  Приложение№ 10. Есть проблемы?! Анализ промежуточных результатов по  работе над проектом. Продолжаем сбор и систематизацию  информации. Анализ самостоятельной индивидуальной и парной  деятельности по реализации проекта. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Систематизация и анализ полученной информации. Систематизация и анализ полученной информации. Как оформить? Обсуждение способов оформления  результатов работы. Оформление результатов групповой проектной деятельности. Оформление результатов групповой проектной деятельности. Презентация проектов. Рефлексия. Семинар «Мир вокруг нас».  Выбор тем для индивидуальной проектной деятельности.  Приложение№ 11. Что я могу сделать один??  Планирование работы над индивидуальным проектом. Чему мы научились? А важно ли это? Что я могу сделать сам? А что я вообще могу? Круглый стол. Ожидаемый результат при реализации программы В результате успешного  усвоения материала данного факультативного курса в конце учебного года  учащиеся должны знать: как использовать в своей работе вновь приобретённые знания и  навыки; как планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность. основные нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычках ребёнка; правила общения с представителями животного и растительного мира, бережного отношения ко всему окружающему; формы выражения эстетических чувств, видеть и понимать прекрасное, формы самовыражения в творческой деятельности; уметь: • • • • • • • • • самостоятельно детально исследовать выбранные темы; задавать конкретные вопросы и моделировать проект по­своему; вести регулярные записи в дневниках проектов; работать с источниками информации; в приобретении экологических знаний, ориентироваться на их практическое применение; передавать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.); выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.; оказать посильную помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям; контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. В течение учебного года каждый ученик 4 класса выполняет один личный  проекта и 2 проекта небольшими группами по экологической теме. В конце  каждого полугодия проводится презентация проектов с приглашением  родителей. После презентации все работы вывешиваются в классе, чтобы дети  могли внимательно их прочитать и рассмотреть. Заключение. Подведя   итоги,   следует   отметить,   что   метод   проектов   ­   это   замечательное дидактическое   средство   для   обучения   проектированию   ­   умению   находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека данная форма работы способствует обучению навыкам исследования и умению задавать   вопросы;   навыкам   общения   при   групповой   работе;   использованию различных методов организации и планирования своей деятельности в области изучения   состояния   окружающей   среды,   а   также   её   охраны   и восстановления.. Технология организации проектной деятельности школьников включает   в   себя   совокупность   исследовательских,   поисковых   и   проблемных методов, сути. Любой   проект   должен   носить   динамичный   характер,   иметь   разумные временные рамки и учитывать возрастные особенности младших школьников. творческих по своей Библиографический список 1. Шумакова И. Л. Экологическое воспитание младших школьников. ­М.: Россмен, 1995. ­ С.49 1. Мухина B.C. Возрастная психология. ­ М., 1998. ­ 456 с. 2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Книга для учителя ­ Ярославль «Академия развития» 1997 3. Прудникова Т. И. Метод проектов в начальной школе 5   Зорина Н. А.Уроки экологии в начальной школе

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности

Программа интегрированного курса по проектной деятельности

Программа интегрированного курса по  проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018