Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.
Оценка 5

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
1 кл
25.02.2018
Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.
Рецензия на Программу
Программа 1 класс адаптация АТТЕСТАЦИЯ.docx
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 х. Новоукраинского  Утверждено     Решением педагогического совета     протокол № ___от «___»______2017г          председатель педагогического совета ______________________ Л.А. Чалая Программа коррекционно­развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников. Разработал: педагог­психолог Чернявская О.В. 2017 год 2 Анализ ситуации. Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению  эмоционально ­ стрессовой ситуации. Ребенка, пришедшего впервые в школу,  встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты  со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной  дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт  показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят  нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих  первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так  как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному  режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные  обязанности. Адаптация ­ естественное состояние человека, проявляющееся в  приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности,  новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого  периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию  проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только  успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность  пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи  окружающих.  Период адаптации ребенка к школе длится от 2­3 недель до полугода. Это  зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа  учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени  подготовленности ребенка к школе и т.д.  По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.  Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения.  Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе,  приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они  спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения  выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются  сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как  им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу  октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок  полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми 3 требованиями, и с новым режимом. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период  несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не  могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие  школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не  реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как  правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы,  лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными  требованиям школы, учителя. Третья группа ­ дети, у которых социально­психологическая адаптация  связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом  усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются  учителя: они "мешают" работать в классе. С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?  1. Хроническая неуспешность. Трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к  школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.  Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться, ожидание от ребенка  только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование  ему недовольства тем, что он не справляется, что чего­то не умеет. К  неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители  относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких  оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность,  что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к  неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его  деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как  следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится  хронической. 2. Уход от деятельности.  Когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит  вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной  отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не  получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей,  взрослых (часто в неблагополучных семьях). 4 3. Негативистская демонстративность.  Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны  окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на  поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые  наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые  взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением.  Истинное наказание – лишение внимания.  Внимание в любой форме ­ безусловная ценность для ребенка, которой лишен  родительской ласки, любви, понимания, приятия. 4. Вербализм. Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития  речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте  и связан, прежде всего, с особенностями развития познавательных процессов.  Многие родители считают, что речь ­ важный показатель психического  развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и  гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые  вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления  абстрактного, логического, практического ­ это ролевые игры, рисование,  конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно  образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают  внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как  правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со  стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе  обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая  деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не  понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить  учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше  заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает  страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность,  неполноценность, а то путь к хронической неуспешности. 5. Ребенок ленится ­ Это очень частые жалобы. Это выражается: 1. сниженная потребность познавательных мотивов;  2. мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не  получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что­либо делать,  так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не  похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.  3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями  темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям  кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, 5 раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что  он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация  деятельности.  4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже  иногда расценивается родителями как лень. Ребенок к примеру совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия,  если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут  любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит  той необходимой для него "порции" любви.  Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что  ему приятно. Это избалованность. Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как  повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять  своим поведением, расширение опыта , сохранения и укрепления здоровья. В данной программе разработана определенная система действий,  направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно­ воспитательного процесса.  Цель программы: создать психолого­педагогические условия,  обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к  школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств  личности ребенка в адаптационный период. Задачи программы: 1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности. 2. Формирование навыков адекватного, конструктивного, успешного  поведения ребенка в социуме. 3. Оптимизация эмоционального состояния. 4. Формирование, актуализация и развитие навыков произвольной регуляции  деятельности.  Принцип соблюдения интересов ребенка – решать проблему в интересах Принципы программы: 1. ребенка; 2. как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка; 3. возможностей ребенка и ситуации.  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не   Принцип   реальности   –   предполагает,   прежде   всего,   учет   реальных Планируемый результат: 6 создание комфортных и благоприятных условий учебно­воспитательного  процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации  первоклассников. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: сохранение физического, психического и социального здоровья детей;   установление контакта с учащимися, с учителем;  формирование адекватного поведения;  овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные  изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение,  даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может  возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Деятельность педагогического коллектива по организации благоприятной  адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному  образованию направлена на создание следующих психолого­педагогических  условий: I. Организация режима школьной жизни первоклассников. II. Создание предметно­пространственной среды.  III. Организация оздоровительно­профилактической работы. IV. Организация учебно­познавательной деятельности первоклассников в  адаптационный период. V. Организация внеучебной жизни первоклассников. VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. VII. Изучение социально­психологической адаптации детей к школе. Психолого­педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. I. Организация режима школьной жизни первоклассников. 1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий  равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников. Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года  наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного  времени, что способствует физическому принципу чередования труда и  отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления  школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в  течение года. 7 1. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки 2. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.  3. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). II. Создание предметно­пространственной среды. 1. Мебель соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178 – 02. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за столом в  соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с  нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся  первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было  организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на  уроке. III. Организация оздоровительно­профилактической работы. 1. Медико­педагогическая диагностика состояния здоровья  первоклассников:  медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами­ специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом,  гинекологом, неврологом);  мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с  целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин  заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;  диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития). 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:  проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы;  профилактика простудных заболеваний;   создание в школе условий для соблюдения санитарно­гигиенических  навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.  соблюдение санитарно­гигиенического и противоэпидемического  режима; 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:   физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5­2 минуты (рекомендуется проводить на 10­й и 20­й минутах урока).  В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью  профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно­двигательного аппарата; 8  подвижные игры на переменах;  внеклассные спортивные мероприятия;  организация горячего питания на перемене, выполнение требований  СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;  организация психологической помощи первоклассникам.  использование в учебном процессе здоровьесберегающих  образовательных технологий с целью вхождения ребенка в  образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения  положительного результата без излишнего напряжения и  переутомления. IV. Организация учебно­познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. Контроль и оценка результатов обучения. В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания.  Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать  учебно­познавательную деятельность первоклассников В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не  проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее  20­25 апреля.  В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.  Хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс.  Часть первоклассников имеет несформированность школьно­значимых  функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою  деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню  интеллектуального, речевого, нравственно­волевого развития. Формы  индивидуальной дифференцированной работы в первом классе: задания разной степени трудности;   предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который  создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон  обучения. V. Организация внеучебной жизни первоклассников. Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с  интересами и желаниями детей и их родителей. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью  приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение  требования соответствия содержания и форм воспитательной работы  возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры, как прием воспитания. Детские праздники,  экскурсии, прогулки. 9 VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. 1. Взаимодействие с родителями первоклассников:  изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями   накануне учебного года;  ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка  из школы, коллективные и индивидуальные консультации для  родителей;   родительские собрания;  совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни  первоклассников в школе. 2. Психолого­педагогический консилиум ­ это одно из направлений работы  психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу  консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении  детей, затрудняющих их социально­психологическую адаптацию. ППК  вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для педагогов (в т.ч.  учителей­предметников), родителей. VII. Изучение готовности к школьному обучению и социально­ психологической адаптации детей в школе. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные  факторы.  К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие: адекватную самооценку своего положения ребенком;   правильные методы воспитания в семье;  отсутствие в семье конфликтных ситуаций;  благоприятный статус в группе сверстников и т.д. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:  неправильные методы воспитания в семье;  функциональную неготовность к обучению в школе;  неудовлетворенность в общении со взрослыми;  неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д. Определение уровня адаптации детей к школьному обучению помогает  осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в  процессе всего периода обучения. Уровень социально­психологической адаптации определяется психологом  школы в виде анкетирования с родителями. Проявление школьной дезадаптации у младших школьников. 10 Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка,  отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины  нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью  предотвратить возможное неправильное поведение. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у  соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом  нервной системы) Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми  индивидуальных особенностей детей Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика Школьный невроз, или «фобия школы», ­ неумение разрешить противоречие  между семейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности ­ семья не выпускает  его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для  решения своих проблем) Необходимо подключение школьного психолога ­ семейная терапия или  групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их  родителей 11 Программа коррекционно­развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации  к учебной деятельности первоклассников Пояснительная записка. Новизна программы заключается в том, что впервые в практике МБОУ  СОШ № 44 х. Новоукраинского разработана программа для адаптации  ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития  способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и  укрепления здоровья. Программа рассчитана на 10 часов. Занятия проводятся в 1 раз в неделю (по  35­40 минут). 1. Занятия проводятся в течение первого полугодия. 2. Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю. 3. Номера занятий отражают последовательность их проведения. 4. Завершающее занятие является итоговым и носит для детей  праздничный характер. 5. Занятия проводятся одновременно со всем классом. Программа предполагает использование элементов арт­терапии,  сказкотерапии.  Занятия сочетают в себе разнообразные, доступные и интересные  виды деятельности: групповые обсуждения, ролевые игры, рисование, лепку и  упражнения психологического характера, направленные на развитие  саморегуляции и развитие творческого воображения.  Это дает возможность  участникам реализовать себя в эмоционально комфортной атмосфере,  способствует созданию ситуации успеха для каждого. 12 В работе используются группы методов: метод убеждения  (разъяснение и  внушение, рассказ и беседа), метод стимулирования, метод самовоспитания,  метод психологической саморегуляции, метод игровой терапии. Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач:  развивать    :   представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать  и услышать);   эмоционально­положительное отношение к совместной деятельности на  уроке;   деловые отношения в совместной деятельности;  позитивное отношения к себе;   умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их  проявления в поведении;  психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи);   благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством  процесса творчества; формировать:   мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни,  физического воспитания;  навыки толерантного взаимодействия;  эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами  художественной деятельности;  представления о ценности здоровья и необходимости бережного   отношения к нему; сознательное отношение к своему здоровью, стимулировать желания  совершенствовать его и вести здоровый образ жизни. Ожидаемые результаты Обучающиеся должны знать:  основные школьные правила,  позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение,  уважение прав другого человека и др.);  факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);  формы обращения, слова­комплименты;  невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и  саморегуляции нормативного поведения;  некоторые положительные и отрицательные черты характера;   правила дружбы, честной игры; значение ощущений и восприятия в познании мира; 13  приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения  конфликтов;  приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия  мышечного и эмоционального напряжения. уметь:  подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться  на указания учителя;   общаться со сверстниками и старшими;  преодолевать негативные эмоциональные состояния;  применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в  повседневной деятельности;  решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и  объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических  нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и  при необходимости разрешения собственных проблем;  планировать свое время;  вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою  точку зрения; анализировать собственный жизненный опыт;   останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и  опасных ситуациях. В разделе «Ход занятия» достаточно подробно описано предлагаемое  содержание каждого занятия. В то же время педагог, полагаясь на свою  инициативу, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику  класса. Обращения к учащимся, формулировки заданий, предлагаемые в  разделе «Ход занятий» выверены психологически, и психологу стоит обратить на них внимание, так как они помогут сделать прикосновение к внутреннему  миру первоклассников осторожным и деликатным. В высказываниях в адрес  детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как многие неверные  ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей.  Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что­то, за  что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось...» Формы работы На занятиях используются различные формы работы с учащимися:  игровые задания и упражнения психологического характера, творческие  задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов  некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих  осваивать пространство класса. 14 Инструментарий для занятий Бумага для рисования и самостоятельных творческих работ; цветные  карандаши, мелки или маркеры, краски и кисти; природные материалы;  карточки с индивидуальными заданиями; игрушки или картинки,  изображающие разные эмоции; пластилин; фотоаппарат, магнитофон и записи  для музыкального сопровождения занятий. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы коррекционно­развивающих занятий,  направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности №  п/п Наименование темы Кол­во часов 1 Знакомство. 1 первоклассников Характеристика деятельности обучающихся  Знакомство участников  друг с другом и групповыми занятиями как  методом  работы, установление  правил работы в группе.  Формирование позитивной  мотивации к занятиям. 2 Учимся  1 внимательно  слушать и точно  выполнять  Развитие внимания,  снижение  психоэмоционального  напряжения. Ход занятия 1. Знакомство. 2. Игра «Поменяйтесь  местами, те кто». 3. Задание «мое имя». 4. Игра «Жил был кот». 5. Психогимнастика.  Игра «Путаница». 6. Завершение и итоги  занятия: 7. Прощание. 1.Ритуал приветствия.  2. Игра «Разноцветные  имена». 3. Упражнение 15 инструкцию. 3 Для чего ходят в 1 школу. Осознание детьми своего  нового статуса школьника.  Формирование учебной  мотивации. 4 Эмоции. 1 Создание в группе  эмоционально  благоприятного фона;  знакомство детей с разными чувствами и состояниями;  развитие умения соотносить цветовую гамму с образами. «Слушаем тишину». 4. Игра «Синтез слов и  звуков». 5. «Птица ­ рыба ­  зверь». 6. Психогимнастика. 6.1 «Волшебный  клубочек». 6.2 Упражнение  «Магазин зеркал». 7. «Корректурная  проба». 8. Подведение итогов. 9. Ритуал прощания. 1. Приветствие. 2. Игра «Запретное  движение». 3. Сказка о лесной  школе:  4. Упражнение «Для  чего ходят в школу». 5. Задание «Рисунки­ загадки». 6. Упражнение «Урок  или перемена». 7. Подведение итогов  занятия. 8. Ритуал прощания. 1. Приветствие. 2. Упражнение  «Импульс». 3. Работа с  пиктограммами  (радость, огорчение,  страх, гнев, удивление,  стыд). 4. Упражнение «Гномы». 5. Упражнение «Назови  похожее». 5. Упражнение  «Зеркало». 6. Подведение итогов по 5 Радость. 1 6 Учимся  1 преодолевать  страх. 16 Снятие психомышечного  напряжения; развитие  внимания связанного с  координацией слухового и  двигательного аппарата;  обучение изображению и  определению эмоции  «радость». Содействие сплочению  группы, снятие  психомышечных зажимов;  обучение преодолению  трудностей и обучение  изображению и определению эмоции «страх». 7 Учимся  1 выражать обиду. Снятие психомышечного  напряжения; принятие  детьми друг друга,  содействие  доброжелательной  обстановке в группе,  изучение чувства обиды и  обучение конструктивным  способам работы с этим  чувством. вопросам: 7. Ритуал прощания. 1. Приветствие. 2. Игра «Четыре  стихии». 3. Игра «Снег». Часть 2 Этюд «Цветок». Этюд «После дождя». 4. Рисование. 5. Подведение итогов по вопросам: 6. Ритуал прощания. 1. Приветствие. 2. Слова с заданной  буквы. 3. Игра «Собираем  слова на тему «цирк». 3.1 Работа с пазлами,  разного уровня  сложности 4. Игра «Путаница». 5. Игра «Покажи  страшилку». 6. Упражнение «Закончи предложения». 7. Разыгрывание этюдов: 8. Рисунок «Мой страх». 9. Подведение итогов  занятия. 10. Ритуал прощания.  1. Приветствие 2. Игра «угадай, чей это  голос» или «угадай, чей  это предмет» 3. Игра «Фотография». 4. Сказка «Лисята». 5. Символическое  выражение чувства в  рисовании или лепке  «Моя обида».  6. Подведение итогов по 17 8 Учимся  выражать гнев. 1 Снятие эмоционального  напряжения; обучение  распознаванию и  изображению эмоции  «гнев». 9 Кто я и какие  1 другие. Знание своих  положительных и  отрицательных черт  характера и принятие их.  Осознание своей  уникальности и принятие  детьми друг друга. 10 Умение  договориться. 1 Умение сотрудничать и  договариваться друг с  другом. вопросам: 7. Ритуал прощания. 1. Приветствие 2. Игра «Отгадай, кто  мы» .    3. «Мебель ­  канцелярские  принадлежности ­  транспорт».                       4. Психогимнастика.        5. Этюд «Гневная  гиена». 6. Ситуации. Ситуация 1.  Ситуация 2.  7. Рисование или лепка  на тему «Когда я  сержусь» («мой гнев,  моя ярость »). 8. Подведение итогов  занятия. 9. Ритуал прощания. 1. Приветствие. 2. Упражнение  «Построиться по …». 3. Игра «Угадай  качества человека».         4. Беседа, примерно 5  минут.                                5. Игра «Ладошки».        6. Игра «Мы похожи ­  мы отличаемся». 7. Игра «Чьи ладони». 8. Игра «Незаконченные  предложения». 9. Подведение итогов  занятия. 10. Ритуал прощания. 1. Приветствие. 2. Игра «Изобрази  предмет». 3. Игра «Школа зверей». 18 4. Игра «Варежки». 5. Игра «Передай по  кругу». 6. Совместное  рисование на листе  ватмана «Остров». 7. Подведение итогов: 8. Ритуал прощания. Занятие 1 Тема: «Знакомство». Цели занятия: Знакомство участников друг с другом и групповыми занятиями  как методом работы, установление правил работы в группе. Формирование  позитивной мотивации к занятиям. 1. Знакомство. «Имя­факт о себе» (представление с перекидыванием предмета). Начинать знакомство может ведущий, но если есть ребенок, желающий это  сделать первым, то слово предоставляется ему. Первый человек говорит свое  имя и сообщает какой­либо факт о себе, после чего перекидывает мяч другому  участнику занятий. Далее участник, поймав предмет, так же что­то говорит о  себе и перекидывает мяч кому­либо и так до тех пор, пока предмет не побывает  в руках у каждого. После этого перекидывание идет в обратном порядке, однако  ребенок уже сам не представляется, а вместо этого говорит имя того человека,  которому собирается кинуть предмет. 19 Введение в тему занятий, зачем мы здесь собрались, и чем будем заниматься,  около 5­7 минут. 2. Игра «Поменяйтесь местами, те кто». Цель: создание благоприятного эмоционального фона, развитие  наблюдательности, снятие напряжения. Все сидят на стульях в кругу. Взрослый предлагает детям размяться после  серьезной работы. Один из участников встает в центре круга (стул, на котором  сидел ребенок, убирается). Его задача ­ занять место на стуле. Для этого он  говорит: «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какой­либо признак,  например, «кто в брюках, кто любит мороженое» и т.д. Пока все участники  перебегают с места на место, он старается занять свободный стул. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас посмотрим, кто у нас в группе оказался самый внимательный. Кто  из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая  сестра? и т.д.». Правила группового взаимодействия: После игры взрослый предлагает детям занять места на стульях в кругу и  объясняет необходимость создания свода правил группового взаимодействия.  Первое правило называет взрослый: «Внимательно слушать того, кто говорит, не  перебивать». Затем предлагает детям создать такие правила, которые они  считают важными. Дети предлагают правила, а взрослый их записывает на лист  бумаги большими буквами (или дает возможность записать их тому, кто  придумал), отслеживая, нет ли повторений. После того, как будет предложено 5­ 7 правил, взрослый обращает внимание детей на то, что выполнение этих правил  надо требовать не только от других, но и от самих себя. Возможные варианты правил: Приходить на занятия без опозданий; Работать  активно, участвовать в предлагаемых играх и упражнениях; Говорить только от  своего лица (не «вот мы…», а «я думаю …»), Слушать других внимательно, не  перебивая, либо говорит только один человек. Без критики 3. Задание «мое имя». Из любого материала составить или написать свое имя. Детям предоставляются  краски, карандаши, мелки, палочки, ракушки, пуговицы. 4. Игра «Жил был кот». Цель: развитие точности воспроизведения информации. Каждый участник придумывает свое определение к одному заданному  существительному. Далее каждый участник повторяет все определения,  сказанные до него, и добавляет свое. Например, «Это был красивый кот…» «Это был красивый пушистый кот …» и т.д. 20 5. Психогимнастика. Игра «Путаница». Цель: игра на развитие коммуникативных навыков и развитие психомоторных  функций. Выбирается водящий, остальные участники образуют круг, взявшись за руки.  Водящий отворачивается, а остальные меняют свое положение в круге, не  разрывая рук. Задача водящего восстановить первоначальный круг. Ходьба по кругу под музыку Изменение движения по сигналу, например, по хлопку ­ бег в обратную сторону,  два хлопка ­ переход на гусиный шаг и т.д. 6. Завершение и итоги занятия: Взрослый рассаживает всех в круг и говорит: «Наше занятие подходит к концу.  Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались». Взрослый получает обратную  связь, задавая вопросы о том, какие важные дела были сделаны, какие цели  достигнуты, что понравилось больше всего, что не понравилось, чем хотелось бы  заниматься на следующем занятии. 7. Прощание. Заканчиваются все занятия одним и тем же прощанием. Эта процедура единого  прощания объединяет детей и связывает все дни занятий в единую программу. В первый день детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал  прощания, содержащий в себе то или иное взаимодействие, например, всеобщее  рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив друг другу руки  на плечи, покачаться из стороны в сторону. Занятие 2 Тема: «Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию». Цель занятия: Развитие внимания, снижение психоэмоционального  напряжения. 1. Ритуал приветствия.  Взрослый предлагает детям ввести ритуал приветствия: каждое новое занятие начинать с интересного приветствия, такого, каким не здоровались на  предыдущем занятии. Дети предлагают варианты приветствия, выбирается  один из вариантов. 2. Игра «Разноцветные имена». Цель: знакомство, создание комфортной атмосферы взаимодействия,  подготовка к работе. Кроме этого игра развивает слуховую кратковременную  память. 21 Взрослый здоровается с детьми и предлагает им сесть в круг на стулья. Ход игры. Все по очереди, начиная с ребенка, сидящего справа от взрослого,  называют свое имя, повторив вначале имена всех тех, кто представлялся  вначале: первый называет свое имя, второй повторяет имя первого и говорит  свое, третий повторяет имена первого и второго, называет свое и т.д. После  того как взрослый проговаривает имена всех детей и называет свое имя, он  предлагает усложнить задание: «А теперь мы сделаем то же самое, но только  теперь к своему имени надо будет добавить цвет. Мы как будто покрасим  свои имена». Далее процедура повторяется. 3. Упражнение «Слушаем тишину». Цель: развитие внимания (устойчивость). В течение трех минут все сидят и ничего не говорят, пробуя услышать тишину и все звуки, которые слышны вокруг. Затем происходит обсуждение, кто что  услышал и в каком порядке. 4. Игра «Синтез слов и звуков». Цель: концентрация внимания. Водящий произносит слово, но не слитно, а по отдельным звукам («к­о­т, к­о­ р­о­в­а»). Дети объединяю звуки в слово. Сложность упражнения  регулируется длиной слова и темпом произнесения звуков. 5. «Птица ­ рыба ­ зверь». Цель развитие мобилизации памяти Ведущий в случайном порядке называет один из трех вариантов: птица, зверь,  рыба. Участники должны в ответ быстро припомнить представителя того или  иного вида и дать ответ. Повторять ранее названное слово нельзя. В  упражнении возможно использование мяча. 6. Психогимнастика. 6.1 «Волшебный клубочек». Передача воображаемого предмета по кругу. 6.2 Упражнение «Магазин зеркал». В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у  которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах (дети изображают  зеркала), подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. И  что ни делала обезьянка, все остальные в точности выполняли ее движения. 7. «Корректурная проба». Цель развитие внимания, переключаемость, умение работать по инструкции. 22 В течение определенного времени дети выполняют задание по предложенной  инструкции, а затем меняются ими и проверяют правильность выполнения  другого. Задания могут быть разного уровня сложности. 8. Подведение итогов. Взрослый рассаживает всех в круг и говорит: «Наше занятие подходит к  концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались». Взрослый получает  обратную связь, задавая вопросы о том, какие важные дела были сделаны,  какие цели достигнуты, что понравилось больше всего, что не понравилось,  чем хотелось бы заниматься на следующем занятии. 9. Ритуал прощания. Занятие 3.  Тема: «Для чего ходят в школу». Цель занятия: Осознание детьми своего нового статуса школьника.  Формирование учебной мотивации. 1. Приветствие. 2. Игра «Запретное движение». Цель: повышение эмоционального фона, развитие внимания, двигательной  памяти и координации движений. Игра также помогает развивать способность концентрировать и переключать внимание. Дети встают в круг друг за другом и начинают движение по кругу.  Взрослый показывает движение, все повторяют. Далее задается одно  движение, которое нельзя повторять, например, движение рук в сторону. Тот, 23 кто сделает запрещенное движение, выходит из ряда. Затем ведущим можно  сделать самого внимательного участника игры. 3. Сказка о лесной школе: «Самый лучший первоклассник». (Приложение) Ясным сентябрьским утром зверята, как обычно, пришли в лесную школу. На  улице светило теплое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями.  Звонок на урок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и  разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел  стать самым лучшим первоклассником. ­­ Я буду самой лучшей первоклассницей! ­­ сказала белочка. ­­ У меня самый  красивый портфель! Моя мама купила его в специальном магазине.  Посмотрите, какой он яркий, какие на нем красивые картинки! И правда, портфель у белочки был красивый: новый, блестящий, с  металлическими замочками и разноцветными картинками. ­­ А вот и нет! ­­ возразил зайчонок. ­­ Я буду самым лучшим  первоклассником! Я всегда очень тихо сижу на уроке, никогда никого не  перебиваю, даже на перемене не бегаю. И действительно, зайчонок был самым тихим и послушным во всем классе, на  уроках учитель никогда ему замечаний не делал. ­­ Зря вы спорите, ­­ вмешалась лисичка, ­­ самой лучшей первоклассницей  буду я, потому что у меня самое нарядное платье! Посмотрите, какие у него  оборки, какие кружева! Моя бабушка подарила мне это платье, чтобы я  поскорее стала настоящей школьницей! Ну, тут и остальные зверята не выдержали, всем ведь хочется самым лучшим  первоклассником стать! Такой шум в классе поднялся! ­­ Я, ­­ кричит лисичка, ­­ я буду самой лучшей первоклассницей! ­­ Нет, я, ­­ отвечает зайчонок, ­­ я буду самым лучшим! ­­ Я, я, я, ­­ закричали в один голос белочка и медвежонок. Кричали они,  кричали, да так, что даже устали. А когда все успокоились, белочка и  говорит: ­­ Я знаю, что надо делать. Давайте спросим у ежика! Он самый  справедливый, пусть он нас и рассудит. Всем зверятам предложение белочки понравилось. Кинулись они искать  ежика. Искали, искали, еле нашли. А ежик в дальнем углу класса сидел,  какую­то книжку читал. ­­ Рассуди нас, ежик, ­­ говорят ему зверята, ­­ никак мы не можем решить,  кто же из нас самым лучшим первоклассником будет. Вот у белочки новый  портфель, у лисички ­­ новое платье, зайчик тише всех на уроке сидит. Кто же самым лучшим первоклассником окажется? Поднял ежик голову от книги, посмотрел на зверят, очки на носу поправил и  говорит: 24 ­­ Не могу я ваш спор рассудить, некогда мне. Мне нужно сегодня еще три  буквы выучить, чтобы самым худшим первоклассником не оказаться. Притихли зверята, головы опустили, друг на друга не смотрят. Поняли, кто  самым лучшим первоклассником окажется. Тут как раз и звонок на урок  зазвенел. Побежали зверята за парты, чтобы настоящими первоклассниками  поскорее стать». Вопросы для обсуждения сказки: Ребята, как вы думаете, кто же из зверят самым лучшим первоклассником  окажется? Почему? На этот вопрос дети могут дать самые разные ответы. Ведущему важно  согласиться с тем, что все названное действительно нужно школьнику, но все­ таки самое главное занятие школьника ­­ это учеба. 4. Упражнение «Для чего ходят в школу». Цель: мотивация к обучению Ведущий предлагает детям определить, если то, что он говорит, правильно,  они хлопают в ладоши. Если неправильно ­ топните ногами. В школу ходят, чтобы играть. В школу ходят, чтобы читать. В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте. В школу ходят, чтобы дружить. В школу ходят, чтобы считать. В школу ходят, чтобы писать. В школу ходят, чтобы учиться. В школу ходят, чтобы драться. В школу ходят, чтобы узнать что­то новое на уроке. В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам. В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами. В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя». 5. Задание «Рисунки­загадки». Цель: осознание статуса школьника Ведущий предлагает детям нарисовать рисунки­загадки. Раздаются листы  альбомного формата. На одной стороне листа дети рисуют школьника, а на  другой стороне ­­ дошкольника так, чтобы можно было сразу догадаться, кто,  где нарисован. Дети рисуют. Далее ведущий предлагает поменяться своим  рисунком с соседом и на рисунке другого определить, кто на какой части  листа находится. Варианты ответов обсуждаются. 6. Упражнение «Урок или перемена». Цель: Закрепление знаний о правилах поведения в школе 25 Детям предлагается проверить себя, знают ли они, как себя ведут школьники  и дошкольники. В упражнении используется мяч. Все встают в круг, ведущий  стоит в центре. Ведущий: «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по­разному. Сейчас я буду кидать этот мяч  одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают  школьники ­­ на уроке или на перемене». Ведущий называет действия и бросает мяч по очереди разным детям: читать,  играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д. Психолог хвалит детей за правильные ответы. 7. Подведение итогов занятия. С чем мы сегодня познакомились и чему научились? Вариант подведения итогов: Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для  того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в  жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять  его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно  относиться друг к другу. На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.  Благодарю вас всех за прекрасную работу. 8. Ритуал прощания. Занятие 4 Тема: «Эмоции». Цель занятия: создание в группе эмоционально благоприятного фона;  знакомство детей с разными чувствами и состояниями; развитие умения  соотносить цветовую гамму с образами. 1. Приветствие. 2. Упражнение «Импульс». Цель: повышение эмоционального фона и развитие внимательности. 26 Дети стоят в круге, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал ­ легко  сжимает руку стоящему рядом ребенку, тот в свою очередь передает сигнал  следующему. Таким образом, сигнал начинает передвигаться по кругу.  Задание можно усложнить, выбрав ведущего, задача которого угадать где  находится импульс, то есть, кто кому его передает. 3. Работа с пиктограммами (радость, огорчение, страх, гнев, удивление,  стыд). Цель: развитие умения понимать и выражать чувства Ведущий задает вопросы: Какие взрослые тебе больше всего нравиться? Каким чаще всего бываешь ты? Каким чаще всего бывает твой друг (подруга)? Какой чаще бывает учитель? Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище,  раскрашивает одежду человека тем цветом, который, по его мнению,  подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы. Знакомство с чувствами можно продолжить игрой в ассоциации. Дети по  очереди придумывают, каким цветком могло бы быть чувство, каким  животным, каким запахом или звуком и т.д. С помощью этого упражнения важно показать детям, что чувства каждого  человека уникальны, и каждый имеет право чувствовать по­своему. 4. Упражнение «Гномы». Детям показывают гномов ­ грустного, радостного, спокойного, сердитого,  испуганного, удивленного, злого ­ и предлагают соотнести с данными  образами. При обсуждении ведущий обращает внимание на то, почему  ребенок выбрал именно этот цвет или задает уточняющие вопросы, что этот  цвет значит для ребенка. 5. Упражнение «Назови похожее». Цель: развитие речи и активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое  изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые  изображают эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители  каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда,  которая назвала больше слов. 5. Упражнение «Зеркало». Цель: развитие умения отражать эмоции и взаимодействие. 27 Дети стараются синхронно повторять за ведущим его движения. Акцент  переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела. 6. Подведение итогов по вопросам: С какими чувствами мы познакомились сегодня? Какие состояния вы испытали на нашем занятии? Какие «маски» вы раскрасили в яркие цвета и почему? Какие «маски» вы раскрасили в темные цвета и почему? Что сегодня на занятии понравилось, а что нет? 7. Ритуал прощания. Занятие 5 Тема: «Радость». Цель занятия: снятие психомышечного напряжения; развитие внимания  связанного с координацией слухового и двигательного аппарата; обучение  изображению и определению эмоции «радость. 1. Приветствие. 28 2. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие внимания связанного с координацией слухового и  двигательного аппарата. Участники игры стоят или сидят в круге. Ведущий объясняет условия: На  слово «земля» все должны опустить руки вниз, на слово «вода» ­ вытянуть  руки вперед, на слово ­ «воздух» ­ поднять руки вверх и на слово «огонь» ­  произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибся, считается  проигравшим. Очень важно проконтролировать, чтобы дети стояли на  расстоянии друг от друга и не задели никого и ничего при выполнении  упражнения. 3. Игра «Снег». Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение трех минут  делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои  «снежинки» стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По  окончании ведущий подводит итог: дети испытывали радость и  подтверждение этому их улыбки и веселые лица. Часть 2 Ведущий предлагает детям, в соответствии с его рассказом сыграть несколько этюдов. Обращает внимание на выразительные движения и мимику. Этюды  выполняются всеми учащимися под тихую, спокойную музыку. Этюд «Цветок». Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка  проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на  солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою  головку вслед за солнцем. Этюд «После дождя». Жаркое лето, недавно закончился теплый летний дождь. Дети осторожно  ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом,  расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все  стороны. Им очень весело. 4. Рисование. Цель: развитие умения передавать настроение Дети представляют себя художниками иллюстрирующими детские книги, и  выполняют рисунок на тему радость. Затем желающие представляют свои  рисунки. 5. Подведение итогов по вопросам: 29 Какое состояние вы испытывали на занятии? Как узнать, что другой человек радостный? 6. Ритуал прощания. Занятие 6 Тема: «Учимся преодолевать страх». Цель занятия: содействие сплочению группы, снятие психомышечных  зажимов; обучение преодолению трудностей и обучение изображению и  определению эмоции «страх». 1. Приветствие. 30 2. Слова с заданной буквы. Цель:  развитие креативности и памяти. В игре используется мяч. Детям предлагается назвать слова, начинающиеся на определенную букву, назвать предметы круглой формы, перечислить  предметы белого цвета. 3. Игра «Собираем слова на тему «цирк». Цель:  развитие внимания и памяти. Каждый участник сначала перечисляет по порядку названные слова до него,  затем называет свое на предложенную тему. 3.1 Работа с пазлами, разного уровня сложности 4. Игра «Путаница». Цель: развитие навыка совместной деятельности. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты или поворачивается спиной.  Остальные дети берутся за руки в кругу, и, не отпуская их, начинают  запутываться ­ кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий  «распутывает», то, что получилось. 5. Игра «Покажи страшилку». Цель: Развитие умения выражать разные эмоциональные состояния Ведущий показывает детям рисунки страшных персонажей (баба­яга, скелет и п.д.). Затем выбирается водящий и он, перевоплощаясь в персонажа, пробует  его изобразить как можно точнее. Остальные угадывают, кого изображает  водящий. 6. Упражнение «Закончи предложения». Предложения «дети обычно боятся …; взрослые обычно боятся…; когда я  боюсь я …; и т.д.» Обсуждение чувства страха. Что он собой представляет? Что человек  чувствует, когда его что­то пугает? Как он выглядит? От чего бывает  страшно? Что вы делали, когда вам страшно? 7. Разыгрывание этюдов: «трусливый заяц, ученик боится получить двойку,  ребенок не может уснуть, ребенок потерялся»; этюды в парах «волк и заяц и  кот и мышь» со сменой ролей. 8. Рисунок «Мой страх». Цель: осознание своих страхов и их снятие 31 Дети рисуют под тихую музыку. Затем ведущий просит детей по желанию  рассказать, что страшного он изобразил. В дальнейшем детям предлагается  дополнить рисунок тем, что поможет им побороть свои переживания и  добавить это в рисунок. 9. Подведение итогов занятия. 10. Ритуал прощания.  Прощаться дети могут сначала тихим прерывистым от страха голосами, а  затем ­ уверенным и сильным. Занятие 7. Тема: «Учимся выражать обиду». 32 Цель занятия: снятие психомышечного напряжения; принятие детьми друг  друга, содействие доброжелательной обстановке в группе, изучение чувства  обиды и обучение конструктивным способам работы с этим чувством. 1. Приветствие 2. Игра «угадай, чей это голос» или «угадай, чей это предмет» Цель: развитие внимательности, понимание индивидуальности каждого. Все дети сидят или стоят в полукруге, водящий поворачивается к ним спиной, и кто­то из детей произносит имя водящего, его задача угадать, кто его  позвал. Продолжение игры возможно с предметом. Водящий отворачивается,  дети договариваются кто, и какой предмет они предъявляют. Это может быть  игрушки или ручка или что­либо другое. 3. Игра «Фотография». Цель: развитие умения понимать и выражать чувства Ведущий показывает своей мимикой задуманное эмоциональное состояние,  дети в точности повторяют его и называют. 4. Сказка «Лисята». Цель: умение справляться со своими негативными эмоциями. Ведущий рассказывает сказку. Жили два брата лисенка ­ старший и младший,  друзья их так и называли: старший и младший лисенок. Однажды пришел к  лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу ни помогли старушке  нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в  дневники двойки. Обиделись на нее лисята, но по­разному: старший лисенок  старался не показывать виду, что обиделся, а младший ­ весь день ходил  надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись,  надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и  прежде, дела вид, что ему все нипочем, а младший ещё больше надулся. К  вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители и  вызвали доктора. Доктор быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам  такой совет: если обиделись не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше  рассказать о ней обидчику, тогда обида растает сама собой, как мороженое в  жаркий день. Рассказали лисята о своей обиде маме, а утром учительнице.  Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор запомнили правило:  «Ты обиду не держи, поскорее расскажи». Обсуждение сказки, по вопросам: Почему обиделись лисята? Как они себя вели и что из этого получилось? Какой совет доктора им помог? 33 Как ты ведешь себя, когда обижаешься, и что при этом чувствуешь? В какой цвет можно раскрасить обиду? 5. Символическое выражение чувства в рисовании или лепке «Моя  обида». Представление работ. 6. Подведение итогов по вопросам: С каким чувством мы познакомились сегодня? С каким животным (растением, музыкой) можно сравнить обиду? В чем ее польза и вред? 7. Ритуал прощания. 34 Занятие 8 Тема: «Учимся выражать гнев». Цель занятия: снятие эмоционального напряжения; обучение распознаванию  и изображению эмоции «гнев». 1. Приветствие 2. Игра «Отгадай, кто мы» .                                                                                    Цель развитие умения выражать и понимать эмоции, самовыражение.                 Дети по очереди превращаются в животных с разными настроениями.  Остальные угадывают. 3. «Мебель ­ канцелярские принадлежности ­ транспорт».                              Цель развитие мышления, речи и памяти.                                                                В упражнении, возможно, использование мяча. Ведущий кидает мяч ребенку и называет слово, одно из трех, ребенок обратно кидает мяч ведущему и  называет ответ, то, что относится к этому обобщающему слову. Другие  запоминают, какие слова были названы и не повторяют их. 4. Психогимнастика.                                                                                                 «Крокодил, которому наступили на хвост»; «Клоун сердится», «Злая  мартышка», «Папа сердится», «Коварная баба­яга» 5. Этюд «Гневная гиена». Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена  ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто­нибудь приближается к пальме,  желая помочь обезьянке. Ведущий обращает внимание на мимику: сдвинутые брови, сморщенный нос,  оттопыренные губы. 6. Ситуации. Ведущий предлагает разыграть ситуации, которые вызывают чувство гнева, и  осудить, что имеет право сделать ребенок в этих ситуациях (именно имеет  право, а не должен). Ситуация 1. Коля вошел в класс после перемены, но тут на него почему­то  налетел Сережа, стукнул его, правда не больно, и обозвал дураком. Коля  имеет право … Ситуация 2. Шел урок математики. Дети делали рисунок к задаче. Витя  немного ошибся, хотел стереть, но оказалось, что он забыл ластик дома. Витя 35 повернулся за ластиком к Тане. В это время на него обратила внимание  учительница Нина Ивановна. Она очень рассердилась на Витю, накричала на  него и написала замечание в дневник. Витя имеет право … После рассмотрения ситуаций дети отвечают на вопросы:                                    Что имеют право делать дети?                                                                                  К чему это приведет?                                                                                                 Были ли у вас похожие ситуации? Какие чувства вы испытывали? 7. Рисование или лепка на тему «Когда я сержусь» («мой гнев, моя ярость »). 8. Подведение итогов занятия. 9. Ритуал прощания. 36 Занятие 9 Тема: «Кто я и какие другие». Цель занятия: знание своих положительных и отрицательных черт характера  и принятие их. Осознание своей уникальности и принятие детьми друг друга. 1. Приветствие. 2. Упражнение «Построиться по …».                                                                    Цель: развитие и переключение внимания и памяти                                                Ведущий предлагает признак, по которому дети строиться в определенном  порядке. Например, по росту, по первой букве имени, по дате рождения или  кто любит сладкое. В каждом построении дети запоминают свое место. Затем  все участники расходятся по помещению, а по сигналу ведущего  выстраиваются по тому признаку, который он называет. 3. Игра «угадай качества человека».                                                                     Цель: умение понимать и называть качества по описанию.                                     По описанию детям необходимо догадаться, какие качества загадал ведущий.  Например, человек, любящий трудится ­ трудолюбивый, человек, который  всегда торопится и т.д. 4. Беседа, примерно 5 минут.                                                                                  Цель: осознание индивидуальности и неповторимости каждого. 5. Игра «Ладошки».                                                                                                  Цель: осознание своей уникальности                                                                        Ведущий предлагает детям обвести контуры своей руки карандашом на листе  бумаги. А затем, на рисунке, на каждом пальчике написать о себе от первого  лица «какой я?». Например, я красивый, я умный, я внимательный и т.д.  Потом ведущий собирает «ладошки» и по очереди читает их группе, а дети  догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит. 6. Игра «Мы похожи ­ мы отличаемся». Цель: дать понять детям, что люди отличаются друг от друга своими  особенностями и качествами. Дети сидят в круге, ведущий находится в центре него и, бросая мяч всем  участникам по очереди, задает вопрос, чем ты похож на остальных? Или чем  ты отличаешься, от тех, кто рядом? Обсуждение чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга. 7. Игра «Чьи ладони». 37 Цель: каждый человек уникален и неповторим. Одному ребенку из участников занятия завязывают глаза и сажают на стул.  Остальные по очереди подходят и кладут свои ладошки на его ладони.  Водящему необходимо догадаться, чьи ладони приходили к нему в гости. 8. Игра «Незаконченные предложения». Цель умение видеть свои качества и называть их. «Я радуюсь когда …» и т.д. 9. Подведение итогов занятия. 10. Ритуал прощания. 38 Занятие 10 Тема: «Умение договориться». Цель занятия: умение сотрудничать и договариваться друг с другом. 1. Приветствие. 2. Игра «Изобрази предмет». Цель: умение взаимодействовать и понимать других Дети сидят в круге им необходимо задумать и невербально изобразить какой­ либо предмет, находящийся в комнате. Другой, если понимает, что  изображается, принимает этот предмет. При выполнении задания дети  делятся на пары. 3. Игра «Школа зверей». Цель: развитие умения понимать другого человека. Инструкция: представьте себе, что вы попали в школу зверей. Один из вас  будет учитель, другие ученики. Учитель будет вести урок на языке животных. Ваша задача понять, что хочет учитель. После «проигрывания» урока  происходит обсуждение, насколько ученики поняли своего «учителя» и что  помогало пониманию. 4. Игра «Варежки». Цель: умение договариваться друг с другом Раскрашивание варежек трафаретов. Группа делится на пары. У каждой пары  один набор карандашей или мелков у одного ребенка правая варежка, у  другого ­ левая. Время ограничено 4 минуты. После раскрашивания  обсуждение в кругу как проходила совместная работа. Варежки  вывешиваются на стенд или стену. Обсуждается, кто договорился, кто нет. Далее раскрашивание варежек в тех же парах, но на обратной стороне. 5. Игра «Передай по кругу». Цель: достичь взаимопонимания. Дети встают в круг и на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку,  льдинке или цветок и т.д. 6. Совместное рисование на листе ватмана «Остров». 39 Инструкция: вы, путешествуя, оказались на острове, как вы все здесь  разместитесь и как будете жить дальше. Ведущим на листе ватмана  ограничивается пространство острова, и дальше учащиеся рисую  самостоятельно и одновременно. Обсуждение: рисунок рассматривается, перечисляется то, что нарисовано,  возможно, уточняются детали. Что ты делал? Помогал ли ты обживать остров  или планировал спасательные работы? 7. Подведение итогов: Чему мы научились на наших занятиях. Ведущий выслушивает ответы детей,  хвалит их и если необходимо, то дополняет. Все вы молодцы! И испытания вы прошли, и научились многому новому, что  можете применить в школьной жизни. Всем, кто осилил дорогу, всем, кто  справился с непростыми заданиями, всем, кто не подвел друзей, торжественно вручается приз. Но он может появиться только под ваши аплодисменты!  Похлопайте своим друзьям и себе самим ­­ вы все молодцы! Ведущий под  аплодисменты награждает учеников призами. Что ж, наши занятия подошли к концу. Вам предстоит узнать ещё много  нового, много интересного и важного. Иногда вы будете вспоминать наши  занятия, и играть в игры, которые сделают вас еще внимательнее, еще  сообразительнее, еще умнее! До свидания, до новых встреч! 8. Ритуал прощания. 40 Список использованных источников:     1. Гин С., Прокопенко И. Первые дни в школе. ШКМ. Методические  рекомендации по адаптации детей к школе. Пособие для учителя. 1 класс.   – М. ВИТА­ПРЕСС. 2013 .   2. Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в  школе. Журнал «Вестник университета» 2012 г. 3. Лепешова Е. Ваш первоклассник. Всё, что нужно знать родителям о  подготовке и адаптации к школе. 2015 г. 4. Громова Т., Чибисова Н, Пилипко Н. Здравствуй, школа! Адаптационные  занятия с первоклассниками. Учебное­методическое пособие.  Перспектива. 2013 г. 48 с. 5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной  школе (1­4). – М.: Генезис, 2012. 6. http://uchportfolio.ru/articles/read/31  Статья "Методические рекомендации к адаптации первоклассников к школе». 7. www.7ya.ru Статья «Первый класс и адаптация к школе: как помочь  первокласснику?». Согласовано  Протокол заседания МО От «___»__________ 20__ г. № __ ____________ Мамаева Г.В. Согласовано  Заместитель директора по ВР ___________ Шакун Н.Л. От «___»________ 20___г. 41

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников.

Программа коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации    к учебной деятельности первоклассников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018