Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности различных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, детей с девиантным поведением, детей испытывающих трудности в адаптации и т.д.) посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы.
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на
создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы
начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности различных категорий детей (детей с
ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, детей с
девиантным поведением, детей испытывающих трудности в адаптации и т.д.)
посредством индивидуализации и дифференциации образовательной
деятельности.
Программа коррекционной работы может предусматривать как
вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального сопровождения детей с
особыми образовательными
потребностями. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном
классе по общей образовательной программе начального общего образования
или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия
специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы
— своевременное выявление проблем детей нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении;
— определение особых образовательных особенностей
детей
нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении;
— определение особенностей организации образовательной деятельности
для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью
его выраженности;
—создание условий, способствующих освоению детьми нуждающихся в
психологопедагогическом сопровождении,
основной образовательной
программы начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
—осуществление индивидуально ориентированной психологомедико
педагогической помощи детям нуждающимся в психологопедагогическомсопровождении с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии, школьного
ПМПк);
—разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов,
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии,
сопровождаемые поддержкой специалистов службы сопровождения
организации.ю осуществляющей образовательную деятельность;
—обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
—реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей
нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении;
—оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей, нуждающихся в психологопедагогическом
сопровождении, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Планируемые результаты коррекционной работы:
повышение уровня общего развития и образованности обучающихся;
восполнение, компенсация пробелов в развитии и обучении, связанных с
особыми образовательными потребностями;
формирование недостаточно освоенных универсальных учебных
действий;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально
волевой сферах личности;
успешная социальная адаптация обучающихся.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений детей,
нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении, а также всесторонний многоуровневый
подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность
их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех
участников образовательной деятельности.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении, выбирать формы получения детьми
образования, образовательные учреждения, защищать законные права и
интересы детей, включая обязательное согласование с родителями
(законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей,
нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении, в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы при получении начального общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают её основное содержание:
—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
детей,
нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по
оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях
организации.ю осуществляющей образовательную деятельность;
—коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей
нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении в условиях
общеорганизации.ю осуществляющей образовательную деятельность;
способствует формированию универсальных учебных действий у
обучающихся
познавательных,
коммуникативных);
регулятивных,
(личностных,
—консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей
нуждающихся в психологопедагогическом
сопровождении и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
—информационнопросветительская работа
направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательной деятельности для данных категорий детей, со всеми
участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими,так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными пред
ставителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном
учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей
адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося нуждающегося в психологопедагогическом сопровождении,
выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка
нуждающегося в психологопедагогическом сопровождении;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка;
—анализ успешности коррекционноразвивающей работы.
Коррекционноразвивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка нуждающегося в психолого
педагогическом сопровождении коррекционных программ, методик, методов
и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
необходимых для преодоления
коррекционноразвивающих занятий,
нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебнопознавательную деятельность ребёнка
в динамике образовательной деятельности, направленное на формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся,
нуждающимся в психолого
педагогическом сопровождении, единых для всех участников образовательной
деятельности;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся, нуждающимся в
психологопедагогическом сопровождении;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка нуждающегося в
психологопедагогическом сопровождении.
Информационнопросветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы, материалы для школьного
сайта),
направленные на разъяснение участникам образовательной
деятельности — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательной
деятельности и сопровождения детей,
нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных
категорий детей нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и
их адресность создают необходимые предпосылки для устранения
дезорганизующих факторов. Срок реализации коррекционной работы с
обучающимися – учебный год, в течение которого достигаются планируемые
результаты каждого из намеченных этапов.
Этап сбора и анализа информации (информационноаналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных особенностей ; оценка
образовательной среды с целью соответствия требованиям программно
методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы
учреждения.
Этап планирования, организации, координации
(организационно
исполнительская деятельность). Результатом работы является особым
образом организованный образовательная деятельность,
имеющий
коррекционноразвивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей
нуждающихся в психологопедагогическомсопровождении при специально созданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционноразвивающей образовательной
среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является
констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно
развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки
(регулятивнокорректировочная
деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательная деятельность и процесс сопровождения детей нуждающихся
в психологопедагогическом сопровождении, корректировка условий и форм
обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
взаимодействие специалистов
является оптимально выстроенное
организации.ю осуществляющей образовательную деятельность,
обеспечивающее системное сопровождение детей нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении специалистами различного профиля в
образовательной деятельности. Такое взаимодействие включает:
—комплексность в определении и решении проблем ребёнка,
предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
—многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
ребёнка;
—составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции отдельных сторон учебнопознавательной, речевой, эмоционально
волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,
педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему
комплексного психологомедикопедагогического сопровождения и
эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее действенными формы
организованного взаимодействия специалистов на сегодняшний день
являются: медикопсихологопедагогический консилиум, совет профилактики
и служба сопровождения организации.ю осуществляющей образовательную
деятельность, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и
его родителям (законным представителям), а также образовательному
учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением,
воспитанием, развитием, социализацией детей нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении.В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы
социальное партнёрство, которое предполагает
следует обозначить
профессиональное взаимодействие организации.ю осуществляющей
образовательную деятельность с внешними ресурсами (организациями
различных ведомств, общественными организациями и другими институтами
общества). Социальное партнёрство включает:
—сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей нуждающихся в психологопедагогическом
сопровождении;
—сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными структурами,
прежде всего с общественными
объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья;
—сотрудничество с родительской общественностью.
Социальными партнёрами БМАОУ «СОШ № 9» являются:
МДОУ № 19, 35, 39, 22, 6 и. д.
МУЗ «Детская поликлиника» г. Берёзовский
Управление социальной защиты БГО
Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации БГО
Требования к условиям реализации программы
Психологопедагогическое обеспечение:
—обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого
медикопедагогической комиссии;
—обеспечение психологопедагогических условий (коррекционная
направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,
компьютерных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения его эффективности, доступности);
—обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся нуждающихся в психологопедагогическом
сопровождении; введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в
содержании образования нормально развивающегося сверстника; исполь
зование специальных методов,
средств обучения,
приёмов,специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях);
—обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
—обеспечение участия всех детей нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении воспитательных,
спортивно
оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
культурноразвлекательных,
—развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программнометодическое обеспечение
необходимый
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть
использованы коррекционноразвивающие программы, диагностический и
коррекционноразвивающий
для
осуществления профессиональной деятельности учителя, педагогапсихолога,
социального педагога, учителялогопеда, учителядефектолога и др.
инструментарий,
Для обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному образовательному маршруту
целесообразным является использование специальных (коррекционных)
образовательных программ, которые имеются в наличии.
В планах организации.ю осуществляющей образовательную деятельность
приобретение
учебников и учебных пособий для специальных (кор
рекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том
числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является
кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование,
и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении основной образовательной программы
начального общего образования, коррекции недостатков их физического и(или) психического развития в штатное расписание общеорганизации.ю
осуществляющей образовательную деятельность введены ставки
педагогических (учительлогопед, педагогипсихологи) и медицинского
работника.
квалификации работников организации.ю
осуществляющей образовательную деятельность для каждой занимаемой
должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Уровень
работники
Педагогические
осуществляющей
образовательную деятельность имеют чёткое представление об особенностях
психического и (или) физического развития детей нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении, о методиках и технологиях организации
образовательного и реабилитационного процесса.
организации.ю
Материальнотехническое обеспечение
В школе оборудованы медицинский кабинет, кабинет для индивидуальных
и групповых занятий учителялогопеда, кабинет психолога, имеются
технические средства обучения, что позволяет проводить ряд коррекционных
и реабилитационных мероприятий для детей с особыми образовательными
потребностями.
В планах организации.ю осуществляющей образовательную деятельность
создание надлежащей материальнотехнической базы,
позволяющей
обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды организации.ю
осуществляющей образовательную деятельность, в том числе надлежащие
материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для
беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или)
психического развития в здания и помещения организации.ю осуществляющей
образовательную деятельность и организацию их пребывания и обучения в
учреждении (включая пандусы,
специально
оборудованные
учебное,
реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и
технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации
коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и
массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания,
оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий, хозяйственно
бытового и санитарногигиенического обслуживания).
специальные лифты,
специализированное
учебные
места,
Информационное обеспечение
Для реализации программы создана информационная образовательная
среда, что в будущем позволит развить дистанционные формы обучения
детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных
информационнокоммуникационных технологий.Создана система широкого доступа детей нуждающихся в психолого
педагогическом сопровождении, родителей (законных представителей),
педагогов к сетевым источникам информации, к информационно
методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и
рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных
пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Элементами данной
системы являются: школьный сайт, школьный информационный центр,
кабинеты информатики и ИКТ с обеспеченным доступом в Интернет.