Программа коррекционной работы.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности различных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, детей с девиантным поведением, детей испытывающих трудности в адаптации и т.д.) посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Иконка файла материала Программа корекционной работы.docx
Программа коррекционной работы. Цель программы Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание   системы   комплексной   помощи   детям   с   ограниченными возможностями здоровья    в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий   обучения   и   воспитания,   позволяющих   учитывать   особые образовательные   потребности  различных   категорий   детей   (детей   с ограниченными   возможностями   здоровья,   одарённых   детей,   детей   с девиантным поведением, детей испытывающих трудности в адаптации и т.д.) посредством   индивидуализации   и   дифференциации   образовательной деятельности. Программа   коррекционной   работы   может   предусматривать   как вариативные   формы   получения   образования,   так   и   различные   варианты специального   сопровождения   детей   с  особыми   образовательными потребностями.   Это   могут   быть   формы   обучения   в   общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или   по   индивидуальной   программе,   с   использованием   надомной   и   (или) дистанционной   формы   обучения.   Варьироваться   могут   степень   участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Задачи программы — своевременное   выявление  проблем   детей   нуждающихся   в   психолого­ педагогическом сопровождении; — определение   особых   образовательных   особенностей     детей нуждающихся в психолого­педагогическом сопровождении; — определение особенностей организации образовательной деятельности для   рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; —создание   условий,   способствующих   освоению   детьми  нуждающихся   в психолого­педагогическом   сопровождении,  основной   образовательной программы   начального   общего   образования   и   их   интеграции   в образовательном учреждении; —осуществление   индивидуально   ориентированной   психолого­медико­ педагогической   помощи   детям  нуждающимся   в   психолого­педагогическомсопровождении  с   учётом   особенностей   психического   и   (или)   физического развития,   индивидуальных   возможностей   детей   (в   соответствии   с рекомендациями   психолого­медико­педагогической   комиссии,   школьного ПМПк); —разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, организация   индивидуальных   и   (или)   групповых   занятий   для   детей   с выраженным   нарушением   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии, сопровождаемые   поддержкой   специалистов   службы   сопровождения организации.ю осуществляющей образовательную деятельность; —обеспечение   возможности   обучения  и  воспитания   по   дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; —реализация   системы   мероприятий   по   социальной   адаптации   детей нуждающихся в психолого­педагогическом сопровождении; —оказание   консультативной   и   методической   помощи   родителям (законным представителям) детей, нуждающихся в психолого­педагогическом сопровождении, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Планируемые результаты коррекционной работы:  повышение уровня общего развития  и образованности обучающихся;  восполнение, компенсация пробелов в развитии и обучении, связанных с особыми образовательными потребностями;  формирование   недостаточно   освоенных   универсальных   учебных действий;  коррекция   отклонений   в   развитии   познавательной   и   эмоционально­ волевой сферах личности;  успешная социальная адаптация обучающихся. Содержание   программы   коррекционной   работы   определяют   следующие принципы: — Соблюдение   интересов   ребёнка.  Принцип   определяет   позицию специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с   максимальной пользой и в интересах ребёнка. — Системность.  Принцип   обеспечивает   единство   диагностики, коррекции   и   развития,   т.   е.   системный   подход   к   анализу   особенностей развития   и   коррекции   нарушений   детей,  нуждающихся   в   психолого­ педагогическом   сопровождении,   а   также   всесторонний   многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем  ребёнка;  участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности. — Непрерывность.  Принцип   гарантирует   ребёнку   и   его   родителям (законным   представителям)   непрерывность   помощи   до   полного   решения проблемы или определения подхода к её решению.— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для   получения   образования   детьми,   имеющими   различные   недостатки   в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный   характер   оказания   помощи.  Принцип обеспечивает   соблюдение   гарантированных   законодательством   прав родителей   (законных   представителей)   детей,   нуждающихся   в   психолого­ педагогическом   сопровождении,  выбирать   формы   получения   детьми образования,   образовательные   учреждения,   защищать   законные   права   и интересы   детей,   включая   обязательное   согласование   с   родителями (законными   представителями)   вопроса   о   направлении   (переводе)   детей, нуждающихся   в   психолого­педагогическом   сопровождении,  в   специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления работы Программа   коррекционной   работы   при   получении   начального   общего образования   включает   в   себя   взаимосвязанные   направления.   Данные направления отражают её основное содержание: —диагностическая   работа  обеспечивает   своевременное   выявление детей,  нуждающихся   в   психолого­педагогическом   сопровождении, проведение их  комплексного  обследования  и подготовку  рекомендаций  по оказанию   им   психолого­медико­педагогической   помощи   в   условиях организации.ю осуществляющей образовательную деятельность; —коррекционно­развивающая   работа  обеспечивает   своевременную специализированную   помощь   в   освоении   содержания   образования   и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей нуждающихся   в   психолого­педагогическом   сопровождении  в   условиях общеорганизации.ю   осуществляющей   образовательную   деятельность; способствует   формированию   универсальных   учебных   действий   у обучающихся познавательных, коммуникативных); регулятивных, (личностных,       —консультативная работа  обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения   детей  нуждающихся   в   психолого­педагогическом сопровождении  и   их   семей   по   вопросам   реализации   дифференцированных психолого­педагогических   условий   обучения,   воспитания,   коррекции, развития и социализации обучающихся; —информационно­просветительская   работа  направлена   на разъяснительную   деятельность   по   вопросам,   связанным   с   особенностями образовательной   деятельности   для   данных   категорий   детей,   со   всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими,так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными пред­ ставителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: — своевременное   выявление   детей,  нуждающихся   в  специализированной помощи; — раннюю   (с   первых   дней   пребывания   ребёнка   в   образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; — комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; — определение   уровня   актуального   и   зоны   ближайшего   развития обучающегося  нуждающегося   в   психолого­педагогическом   сопровождении, выявление его резервных возможностей; — изучение   развития   эмоционально­волевой   сферы   и   личностных особенностей обучающихся; — изучение   социальной   ситуации   развития   и   условий   семейного воспитания ребёнка; — изучение   адаптивных   возможностей   и   уровня   социализации   ребёнка нуждающегося в психолого­педагогическом сопровождении; — системный   разносторонний   контроль   специалистов   за   уровнем   и динамикой развития ребёнка; —анализ успешности коррекционно­развивающей работы.  Коррекционно­развивающая работа включает: — выбор оптимальных для развития ребёнка  нуждающегося в психолого­ педагогическом сопровождении  коррекционных программ, методик, методов и   приёмов   обучения   в   соответствии   с   его   особыми   образовательными потребностями; — организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых   необходимых   для   преодоления коррекционно­развивающих   занятий, нарушений развития и трудностей обучения; — системное воздействие на учебно­познавательную деятельность ребёнка в   динамике   образовательной   деятельности,  направленное   на   формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; — коррекцию и развитие высших психических функций; — развитие   эмоционально­волевой   и   личностной   сфер   ребёнка   и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает:— выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным направлениям   работы   с   обучающимся,  нуждающимся   в   психолого­ педагогическом сопровождении, единых для всех участников образовательной деятельности; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально­ ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся, нуждающимся в психолого­педагогическом сопровождении; — консультативную   помощь   семье   в   вопросах   выбора   стратегии воспитания   и   приёмов   коррекционного   обучения   ребёнка  нуждающегося   в психолого­педагогическом сопровождении. Информационно­просветительская работа предусматривает: — различные   формы   просветительской   деятельности   (лекции,   беседы, информационные   стенды,   печатные   материалы,   материалы   для   школьного сайта),   направленные   на   разъяснение   участникам   образовательной деятельности — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии),   их   родителям   (законным   представителям),   педагогическим работникам,   —   вопросов,   связанных   с   особенностями   образовательной деятельности   и   сопровождения   детей,  нуждающихся   в   психолого­ педагогическом сопровождении; — проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению   индивидуально­типологических   особенностей   различных категорий детей нуждающихся в психолого­педагогическом сопровождении. Этапы реализации программы Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их   адресность   создают   необходимые   предпосылки   для   устранения дезорганизующих   факторов.   Срок   реализации   коррекционной   работы   с обучающимися – учебный год, в течение которого достигаются планируемые результаты каждого из намеченных этапов. Этап   сбора   и   анализа   информации  (информационно­аналитическая деятельность).   Результатом   данного   этапа   является   оценка   контингента обучающихся   для   учёта   особенностей   развития   детей,   определения специфики   и   их   особых   образовательных   особенностей   ;   оценка образовательной   среды   с   целью   соответствия   требованиям   программно­ методического   обеспечения,   материально­технической   и   кадровой   базы учреждения. Этап   планирования,   организации,   координации  (организационно­ исполнительская   деятельность).   Результатом   работы   является   особым образом   организованный   образовательная   деятельность,   имеющий коррекционно­развивающую   направленность   и   процесс   специального сопровождения   детей  нуждающихся   в   психолого­педагогическомсопровождении при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей. Этап   диагностики   коррекционно­развивающей   образовательной среды  (контрольно­диагностическая   деятельность).   Результатом   является констатация   соответствия   созданных   условий   и   выбранных   коррекционно­ развивающих   и   образовательных   программ   особым   образовательным потребностям ребёнка. Этап   регуляции   и   корректировки  (регулятивно­корректировочная деятельность).   Результатом   является   внесение   необходимых   изменений   в образовательная деятельность и процесс сопровождения детей нуждающихся в психолого­педагогическом сопровождении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. Механизм реализации программы Одним   из   основных   механизмов   реализации   коррекционной   работы  взаимодействие   специалистов является   оптимально   выстроенное организации.ю   осуществляющей   образовательную   деятельность, обеспечивающее системное сопровождение детей нуждающихся в психолого­ педагогическом   сопровождении  специалистами   различного   профиля   в образовательной деятельности. Такое взаимодействие включает: —комплексность   в   определении   и   решении   проблем   ребёнка, предоставлении   ему   квалифицированной   помощи   специалистов   разного профиля; —многоаспектный   анализ   личностного   и   познавательного   развития ребёнка; —составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой, эмоционально­ волевой и личностной сфер ребёнка. Консолидация   усилий   разных   специалистов   в   области   психологии, педагогики,   медицины,   социальной   работы   позволит   обеспечить   систему комплексного   психолого­медико­педагогического   сопровождения   и эффективно   решать   проблемы   ребёнка.   Наиболее   действенными   формы организованного   взаимодействия   специалистов   на   сегодняшний   день являются: медико­психолого­педагогический консилиум, совет профилактики и   служба   сопровождения   организации.ю   осуществляющей   образовательную деятельность, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его   родителям   (законным   представителям),   а   также   образовательному учреждению   в   решении   вопросов,   связанных   с   адаптацией,   обучением, воспитанием,   развитием,   социализацией   детей  нуждающихся   в   психолого­ педагогическом сопровождении.В   качестве   ещё   одного   механизма   реализации   коррекционной   работы  социальное  партнёрство,   которое   предполагает следует   обозначить профессиональное   взаимодействие   организации.ю   осуществляющей образовательную   деятельность   с   внешними   ресурсами   (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает: —сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам   преемственности   обучения,   развития   и   адаптации,   социализации, здоровьесбережения   детей  нуждающихся   в   психолого­педагогическом сопровождении; —сотрудничество   со   средствами   массовой   информации,   а   также   с негосударственными   структурами,   прежде   всего   с   общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; —сотрудничество с родительской общественностью. Социальными партнёрами БМАОУ  «СОШ № 9» являются:  МДОУ № 19, 35, 39, 22, 6 и. д.  МУЗ «Детская поликлиника» г. Берёзовский  Управление социальной защиты БГО  Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации БГО Требования к условиям реализации программы Психолого­педагогическое обеспечение: —обеспечение   дифференцированных   условий   (оптимальный   режим учебных   нагрузок,   вариативные   формы   получения   образования   и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­ медико­педагогической комиссии; —обеспечение   психолого­педагогических   условий   (коррекционная направленность   учебно­воспитательного   процесса;   учёт   индивидуальных особенностей   ребёнка;   соблюдение   комфортного   психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,   компьютерных   для   оптимизации   образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности); —обеспечение   специализированных   условий   (выдвижение   комплекса специальных   задач   обучения,  ориентированных   на   особые   образовательные потребности   обучающихся  нуждающихся   в   психолого­педагогическом сопровождении;   введение   в   содержание   обучения   специальных   разделов, направленных   на   решение   задач   развития   ребёнка,   отсутствующих   в содержании   образования   нормально   развивающегося   сверстника;   исполь­ зование   специальных   методов,   средств   обучения,   приёмов,специализированных   образовательных   и   коррекционных   программ, ориентированных   на   особые   образовательные   потребности   детей; дифференцированное   и   индивидуализированное   обучение   с   учётом специфики   нарушения   развития   ребёнка;   комплексное   воздействие   на обучающегося,   осуществляемое   на   индивидуальных   и   групповых коррекционных занятиях); —обеспечение   здоровьесберегающих   условий   (оздоровительный   и охранительный   режим,   укрепление   физического   и   психического   здоровья, профилактика   физических,   умственных   и   психологических   перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм); —обеспечение   участия   всех   детей  нуждающихся   в   психолого­ педагогическом   сопровождении,  независимо   от   степени   выраженности нарушений   их   развития,   вместе   с   нормально   развивающимися   детьми   в проведении   воспитательных,   спортивно­ оздоровительных и иных досуговых мероприятий;   культурно­развлекательных, —развитие   системы   обучения   и   воспитания   детей,   имеющих   сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно­методическое обеспечение   необходимый     В   процессе   реализации   программы   коррекционной   работы   могут   быть использованы   коррекционно­развивающие   программы,   диагностический   и коррекционно­развивающий для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога­психолога, социального педагога, учителя­логопеда, учителя­дефектолога и др. инструментарий,   Для обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического   развития   по   индивидуальному   образовательному   маршруту целесообразным   является   использование   специальных   (коррекционных) образовательных программ, которые имеются в наличии.  В   планах   организации.ю   осуществляющей   образовательную   деятельность приобретение     учебников   и   учебных   пособий   для   специальных   (кор­ рекционных)   образовательных   учреждений   (соответствующего   вида),   в   том числе цифровых образовательных ресурсов. Кадровое обеспечение Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и   педагогами,   прошедшими   обязательную   курсовую   или   другие   виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С   целью   обеспечения   освоения   детьми  нуждающихся   в   психолого­ педагогическом   сопровождении  основной   образовательной   программы начального   общего   образования,   коррекции   недостатков   их   физического   и(или)   психического   развития   в   штатное   расписание   общеорганизации.ю осуществляющей   образовательную   деятельность   введены   ставки педагогических   (учитель­логопед,   педагоги­психологи)   и   медицинского работника.   квалификации   работников   организации.ю осуществляющей   образовательную   деятельность   для   каждой   занимаемой должности   соответствует   квалификационным   характеристикам   по соответствующей должности.   Уровень     работники Педагогические осуществляющей образовательную деятельность имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей нуждающихся в психолого­ педагогическом   сопровождении,   о   методиках   и   технологиях   организации образовательного и реабилитационного процесса. организации.ю   Материально­техническое обеспечение В школе оборудованы медицинский кабинет, кабинет для индивидуальных и   групповых   занятий   учителя­логопеда,   кабинет   психолога,   имеются технические средства обучения, что позволяет проводить ряд коррекционных и   реабилитационных   мероприятий   для   детей   с   особыми   образовательными потребностями. В  планах   организации.ю  осуществляющей   образовательную   деятельность создание   надлежащей   материально­технической   базы,   позволяющей обеспечить   адаптивную   и   коррекционно­развивающую   среды   организации.ю осуществляющей   образовательную   деятельность,   в   том   числе   надлежащие материально­технические   условия,   обеспечивающие   возможность   для беспрепятственного   доступа   детей   с   недостатками   физического   и   (или) психического развития в здания и помещения организации.ю осуществляющей образовательную  деятельность  и организацию  их  пребывания и обучения в учреждении   (включая   пандусы,   специально оборудованные   учебное, реабилитационное,   медицинское   оборудование,   а   также   оборудование   и технические   средства   обучения   лиц   с   ограниченными   возможностями здоровья   индивидуального   и   коллективного   пользования,   для   организации коррекционных   и   реабилитационных   кабинетов,   организации   спортивных   и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных   и   лечебно­профилактических   мероприятий,   хозяйственно­ бытового и санитарно­гигиенического обслуживания).    специальные   лифты, специализированное   учебные   места,   Информационное обеспечение Для   реализации   программы     создана   информационная   образовательная среда,   что   в   будущем   позволит   развить   дистанционные   формы   обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно­коммуникационных технологий.Создана   система   широкого   доступа   детей  нуждающихся   в   психолого­ педагогическом   сопровождении,  родителей   (законных   представителей), педагогов   к   сетевым   источникам   информации,   к   информационно­ методическим   фондам,   предполагающим   наличие   методических   пособий   и рекомендаций   по   всем   направлениям   и   видам   деятельности,   наглядных пособий,   мультимедийных,   аудио­   и   видеоматериалов.   Элементами   данной системы   являются:   школьный   сайт,   школьный   информационный   центр, кабинеты информатики и ИКТ с обеспеченным доступом в Интернет.

Посмотрите также