Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - детей с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО. М.: «Просвещение», 2011 г. – с. 4-5), «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:
1. Диагностика трудностей
обучения, межличностного
взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических
особенностей младших школьников (мышление, пространственная
ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном
образовательном учреждении;
2. Оказание помощи в
освоении основной образовательной
программы начального общего образования детям с трудностями обучения,
стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка
индивидуальной траектории развития);
3. Коррекция недостатков в физическом развитии (корректировка некоторых недостатков физического развития осуществляется в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
• Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;
• Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
• Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).
Программа коррекционной деятельности позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний, умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.
Для организации коррекционно-развивающей работы могут быть использованы технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса
Трудности в обучении чтению, письму (записываются фамилии и имена детей, имеющих трудность в начале учебного года):
- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуков, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
4класс - _Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
4класс – Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий
|
- перестановки букв и слогов;
4класс - ___Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий
- неправильная постановка ударения в слове;
4класс - ___Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий
- нарушения понимания прочитанного;
4класс - _Меснянкина Ирина. Гречишкин Дмитрий
- аграмматизмы при письме и чтении;
4 класс - Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий
- нарушение границ слов:
4класс – Меснянкина Ирина. Гречишкин Дмитрий
Трудности при усвоении родного языка:
- недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;
4класс - _Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
- смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
- трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
- неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
- несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста;
Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.
- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;
4 класс - _Меснянкина Ирина. Гречишкин Дмитрий
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста.
- трудности в работе с текстам и-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.
Трудности в изучении математики.
- неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику
4класс - _Меснянкина Ирина,Гречишкин Дмитрий
- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
- смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
- неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
- неумение пользоваться математической терминологией;
- неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
- неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
- проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
- неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
Общая характеристика трудностей межличностных
отношений.
Характер взаимодействия ученика и учителя:
- непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет учителя»);
- боязнь критики, негативной оценки;
- отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
-
Взаимодействие ученика и других учеников:
- эгоцентричность, неумение общаться,
- повышенная тревожность (по результатам выполнения теста «Цветные шарики»);
- неумение строить совместную деятельность (по результатам выполнения теста «Рукавички»);
заниженная (завышенная) самооценка (по результатам выполнения теста «Лестница», «Семья»).
- другие трудности...
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и физического развития.
Данный раздел программы базируется на выводах и рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.
Основные направления коррекционной деятельности образовательного
учреждения
1. Работа психолого-медико-педагогического
консилиума школы (
заместитель директора по УВР, учитель, врач, психолог, логопед, социальный
педагог) по анализу рекомендаций территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии - сентябрь;
2. Проведение педагогической
диагностики успешности обучения
младших школьников и анализ ее результатов - сентябрь, декабрь, май.
Используются материалы педагогической диагностики обучения младших школьников, разработанные авторами УМК «Начальная школа XXI века», проверочные входные работы, материалы методических пособий для учителей, работающих по УМК «Начальная школа XXI века».
Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения - сентябрь, декабрь, май;
3. Разработка программ
индивидуальных траекторий развития,
включающих:
• Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении (Приложения 1-2);
• Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении (Приложение 3);
• Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия (Приложение 4);
• Разработка программ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и физического развития (См. соответствующую программу ООП НОО); анализ успешности их реализации - в течение года.
Для учащихся, имеющих ряд трудностей предметного и общеучебного характера разрабатывается Индивидуальная траектория преодоления трудностей, содержащая несколько программ.
При разработке коррекционных программ учитываются условия успешного проведения коррекционно-развивающей работы (Приложение 5).
4. Проведение мероприятий с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании -в течение года.
Мероприятия по работе с семьей
Родительские собрания.
1) «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;
2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;
3) «Свободное
время ребенка с ограниченными возможностями
здоровья»;
Родительская конференцияна тему «Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Круглогодичный «Родительский семинар». Один раз в четверть проводятся встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным педагогом, школьным психологом, врачами (невропатолог, педиатр), представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы: «Типичные трудности в обучении учеников нашего класса». «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице» и др.
Индивидуальные консультациипсихолога, логопеда, педиатра, социального педагога, учителя, завуча.
Расписание консультаций утверждается директором школы в начале учебного года.
Постоянно действующая книжная выставкадля родителей в библиотеке.
Тематическая круглогодичная выставка детских работ(Темы: «Я -ученик», «Яи мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в (с)... » и пр.)
Классный родительский уголок(Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:...», «Мы готовимся к празднику...», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым, вежливым) ...» и пр.)
5. Работа по повышению квалификации педагогического коллектива с учетом особенностей контингента обучающихся -в течение года.
Проведение педагогических советов по темам:
1) Диагностика (медицинская,
психологическая, педагогическая)
готовности к обучению, успешности обучения младших школьников;
2) Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития;
3) Анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми образовательными возможностями;
- Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с разным уровнем успеваемости.
В образовательном учреждении обучение ведется по системе учебников «Начальная школа XXI века». Используются средства обучения, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники (рубрики «Трудное задание», «Работа в парах» и др.), рабочие тетради, а также коррекционно-развивающие тетради и внеурочные занятия по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Корекционно-развивающая работа на уроке и во внеурочное время.
Приложение 1.
Программа индивидуальной траектории
преодоления трудности
по русскому языку учеников: __Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий____,
____4___ класс
1. Общая характеристика трудности (например)
Неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы.
Причины трудности: непонимание учащимся факта, что способ проверки орфограммы зависит от того, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе или окончании) находится орфограмма; расширение действия орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и способа ее проверки, ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в корне слова на другие часта слова; неумение разбирать слово по составу.
2. План мероприятий.
2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника рабочей тетради на отработку действия по осознанному разбору слова по составу. Из рабочей и коррекционной тетрадей предлагаются задания на дифференциацию различных орфограмм, на выбор способа проверки слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.
2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:
(работа в паре с одноклассником: Иванниковой Любовью, успешно усваивающей по предмету.
данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой у Гречишкина Дмитрия.
2.3.
Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями
сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа
помощи при выполнении домашних заданий.
Приложение 2.
Программа индивидуальной
траектории преодоления трудности
по математике учеников:Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий, ____4__класс
1. Общая характеристика трудности ученика 4класса
Проблемы в понимании математических отношений («больше/меньше на...», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
Причины трудности: неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной ситуации математическое отношение; неспособность представить отношение с помощью модели; подмена математических отношений (вместо «уменьшить в...» использует «уменьшить на...»); неразличение разностного сравнения «на сколько...» и кратного сравнения «во сколько раз...»); неумение формулировать математическое утверждение, содержащее отношение («больше/меньше на...», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
2. План мероприятий.
2.1. Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше». Составление предметной модели заданного отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек и др.), составление схемы. Установление соответствия между отношением и его представлением на математической модели. Сравнение отношений, представленных в текстах, сравнение моделей. Формулирование математического отношения по модели.
2.2. Составление (под руководством учителя и самостоятельно) сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение больше/меньше, выше/ниже, больше/меньше на..., больше/меньше в...
2.3. Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение («больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «насколько (во сколько раз) больше/меньше»): чтение задачи, выделение математического отношения и представление его на модели, выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации косвенной формулировки условия задачи).
2.4. Составление алгоритма решения составной задачи, содержащей отношение («больше/меньше на...», «больше/меньше в ...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
2.5. Включение учеников: __Меснянкиной Ирины и Гречишкина Дмитрия_ в парную
работу с одноклассником, не испытывающим трудностей в установлении и реализации изученных математических отношений, участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).
2.6. Коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока математики (на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения).
2.7 Занятия со специалистами: логопед, психолог
2.8. Индивидуальная работа в
ГПД. Комментирование хода
выполнения домашнего задания по математике с акцентом на задания,
которые вызывают затруднения.
Приложение 3.
Программа индивидуальной
траектории преодоления
общеучебных трудностей учеников Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий__,
__4___ класс
1. Общая характеристика трудности(на эффективность устранения трудности существенное влияние оказывает учёт причины её возникновения).
Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.
Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля
2. План мероприятий.
2.1. Специально организованная игровая
деятельность во внеучебное
время (на перемене, в ГПД, во время внеурочных занятий). Игры с
правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и
самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и
устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с
несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика
(выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4. Работа в паре с «сильным»
(«слабым») учеником, работа в группе
детей со сходными (аналогичными)
трудностями. При распределении
поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию
хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата,
формулирование выводов по результатам работы.
2.5. Коррекционно-развивающие занятия по математике, русскому языку (указать предмет) 2 раза_ в неделю (в случае, если одной из причин является проблема
в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов
арифметических
действий, алгоритма синтаксического разбора предложения). Занятия со
специалистами Меснянкина Ирина, Гречишкин Дмитрий (логопед, психолог и
др.).
2.6. Индивидуальная работа в
ГПД: игры с правилами, выполнение
роли ведущего в игре.
2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.
Приложение 4.
Программа индивидуальной помощи ученику
с трудностями межличностного взаимодействия, ___4__ класс
1. Общая характеристика трудности (на эффективность устранения трудности существенное влияние оказывает учёт причины её возникновения):
Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность
Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.
2. План мероприятий.
Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс - сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.
Работа в паре с хорошо успевающими учениками, позволяющая учиться друг у друга,
обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
Организация совместной деятельности в ходе следующей работы:
работа над групповым проектом, подготовка стенгазеты, пособий, для создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога.
Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи.
Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу («Карусель», «Пересадки», «Суета», «Иду в гости» и др.)
Приложение 5.
Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно,для этогонеобходиморазноеколичествовременииусилийисостороны ученика,исостороныучителя,нопедагогнеможетсомневатьсяв возможностидостижениярезультатакаждымучеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Этовозможнотольковтомслучае, еслиуровеньсложностипредлагаемыхучителемзаданийсоответствует уровнювозможностейребенка.Толькопомняобэтом,учительможет датьвозможностькаждомубытьуспешнымвпроцессеобучения.Иеще одно,чтонужнопомнить:оцениваяработуребенка,преждевсего необходимообращатьеговниманиенато,чтоужеполучилось,илишь потомвысказыватьконкретныепожеланияпоулучшениюработы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенокнамногобыстрее добьетсяуспеха,еслибудетверитьвсвоисилы,будетчувствоватьтакую жеуверенностьвобращенныхкнемусловахучителя,вегодействиях. Педагогунестоитскупитьсянапохвалы,стоитотмечатьсамый незначительныйуспех,обращатьвниманиеналюбойправильныйответ. Приэтомпедагогнедолжензабывать,чтоегооценочныесуждения должныкасатьсятолькорезультатовработыребенка,анееголичности (особенноэтоотноситсякотрицательнойоценке).Детяммладшего школьноговозрастасвойственновосприниматьоценкусвоейработыкак оценкуличностивцелом,именнопоэтомутакважнопостоянно подчеркивать,чтооцениваетсятолькоработа.Этогоразграничениялегко добиться,прибегаяккачественным,содержательнымоценочным суждениям,подробнорассказываяребенку,чтоужеполучилосьочень хорошо,чтонеплохо,анадчемнужноещепоработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученикнебудетработатьлучшеи быстрее,еслионпостояннослышитслова«быстрее,поторопись,тыопять последний»,этимисловамидостигается,какправило,обратныйэффект-либоребенокначинаетработатьещемедленнее,либоонработает быстрее,ноприэтомначинаетстрадатькачество(уребенкапоявляется принцип:пустьнеправильно,затобыстро,каквсе).Болеецелесообразной являетсяпозиция"лучшеменьше,далучше»,дляееосуществленияучительна начальныхэтапахподстраиваетсяктемпуребенка,максимально индивидуализируяпроцессобучения,предлагаяменьшиепообъему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т.п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.
9. Коррекционно-развивающая
работа должна осуществляться
систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается
достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до
конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.