Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара
Оценка 5

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Оценка 5
Документация +8
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
30.06.2017
Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара
Программа коррекционной работы начального общего образования направлена на: - создание в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; - дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара. Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.Программа коррекционной работы начального общего образования направлена на: - создание в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; - дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара. Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Программа коррекционной работы.docx
1 2.4. Программа коррекционной работы             Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении ООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и   (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.           Программа коррекционной работы начального общего образования направлена на: ­   создание   в   МБОУ   Школе   №   100     г.о.   Самара   специальных   условий   обучения   и воспитания,     позволяющих   учитывать   особые   образовательные   потребности   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   посредством   индивидуализации   и дифференциации образовательного процесса; ­   дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара.                        Программа коррекционной работы   предусматривает   как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей. Это могут   быть   формы   обучения   в   общеобразовательном   классе   или   по   индивидуальной программе,   с   использованием   надомной   и   (или)   дистанционной   формы   обучения. Варьироваться   могут   степень   участия   специалистов   сопровождения,   а   также организационные формы работы.  Цель программы: ­ создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные   потребности   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.   Задачи программы: ­   своевременное   выявление   детей   с   трудностями   адаптации,   обусловленными ограниченными возможностями здоровья; ­   определение   особых   образовательных   потребностей   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов; ­ определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории   детей   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями   каждого   ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2; ­ создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   и   их интеграции в образовательном учреждении; ­   осуществление   индивидуально   ориентированной   психолого­медико­педагогической помощи   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья   с   учётом   особенностей психического   и   (или)   физического   развития,   индивидуальных   возможностей   детей   (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии); ­  разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом   развитии,   сопровождаемые   поддержкой   тьютора   образовательного учреждения; 2 ­ обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; ­   реализация   системы   мероприятий   по   социальной   адаптации   детей   с   ограниченными возможностями здоровья;   (законным ­   представителям)   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   по   медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.   оказание   консультативной   и   методической   помощи   родителям   Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:  ­   Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.  ­ Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный   подход   к   анализу   особенностей   развития   и   коррекции   нарушений   детей   с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов   различного   профиля,   взаимодействие   и   согласованность   их   действий   в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.  ­    Непрерывность.   Принцип   гарантирует   ребёнку   и   его   родителям   (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.  ­  Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими умеренно ограниченные возможности здоровья. ­  Рекомендательный   характер   оказания   помощи.   Принцип   обеспечивает   соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с умеренно   ограниченными   возможностями   здоровья   выбирать   формы   получения   детьми образования, защищать законные права и интересы детей.  Направления работы  Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя   взаимосвязанные   направления.   Данные   направления   отражают   её   основное содержание:  ­ диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями   здоровья,   проведение   их   комплексного   обследования   и   подготовку рекомендаций   по   оказанию   им   психолого­медико­педагогической   помощи   в   условиях образовательного учреждения;  ­  коррекционно­развивающая   работа  обеспечивает   своевременную  специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);  ­ консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми   с   умеренно   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   семей   по   вопросам реализации   дифференцированных   психолого­педагогических   условий   обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;  ­  информационно­просветительская работа  по вопросам, связанным с особенностями образовательного   процесса   для   данной   категории   детей,   со   всеми   участниками образовательного   процесса   —   обучающимися   (как   имеющими,   так   и   не   имеющими дезадаптивные   особенности   развития),   их   родителями   (законными   представителями), педагогическими работниками.  3 Характеристика содержания  Диагностическая работа включает:  ­  своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;  ­ раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;  ­   комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;  ­ определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;  ­   изучение   развития   эмоционально­волевой   сферы   и   личностных   особенностей обучающихся;  ­ изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;  ­   изучение   адаптивных   возможностей   и   уровня   социализации   ребёнка   с   умеренно ограниченными возможностями здоровья;  ­   системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;  ­ анализ успешности коррекционно­развивающей работы.  Коррекционно­развивающая работа включает:  ­ выбор оптимальных для развития ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;  ­ организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно­ развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения; ­     системное   воздействие   на   учебно­познавательную   деятельность   ребёнка   в   динамике образовательного   процесса,   направленное   на   формирование   универсальных   учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;  ­  коррекцию и развитие высших психических функций;  ­  развитие эмоционально­волевой и личностной сфер ребёнка;  ­   социальную   защиту   ребёнка   в   случаях   неблагоприятных   условий   жизни   при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.  Консультативная работа включает:  ­ выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с   умеренно   ограниченными   возможностями   здоровья,   единых   для   всех   участников образовательного   процесса;—   консультирование   специалистами   педагогов   по   выбору индивидуально­ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с умеренно ограниченными возможностями здоровья;  ­   консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.  Информационно­просветительская работа предусматривает: 4 ­   различные   формы   просветительской   деятельности   (лекции,   беседы,   информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса   –   обучающимся,   их   родителям   (законным   представителям),   педагогическим работникам,   —   вопросов,   связанных   с   особенностями   образовательного   процесса   и психолого­педагогического   сопровождения   детей   с   умеренно   ограниченными возможностями здоровья;  ­   проведение   тематических   выступлений   для   педагогов   и   родителей   по   разъяснению индивидуально­типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.  Этапы реализации программы              Коррекционная   работа   реализуется   поэтапно.   Последовательность   этапов   и   их адресность   создают   необходимые   предпосылки   для   устранения   дезорганизующих факторов.  Этап   сбора   и   анализа   информации  (информационно­аналитическая   деятельность). Результатом   данного   этапа   является   оценка   контингента   обучающихся   для   учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка   образовательной   среды   с   целью   соответствия   требованиям   программно­ методического обеспечения, материально­технической и кадровой базы учреждения.  Этап   планирования,   организации,   координации  (организационно­исполнительская деятельность).   Результатом   работы   является   организованный   образовательный   процесс, имеющий коррекционно­развивающую направленность и процесс специального психолого­ педагогического   сопровождения   детей   с   умеренно   ограниченными   возможностями здоровья   при   созданных   (вариативных)   условиях   обучения,   воспитания,   развития, социализации рассматриваемой категории детей.  Этап   диагностики   коррекционно­развивающей   образовательной   среды  (контрольно­ диагностическая   деятельность).   Результатом   является   констатация   соответствия созданных условий и выбранных коррекционно­развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.  Этап   регуляции   и   корректировки  (регулятивно­корректировочная   деятельность). Результатом   является   внесение   необходимых   изменений   в   образовательный   процесс   и процесс   сопровождения   детей   с   умеренно   ограниченными   возможностями   здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.                      Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Урочные мероприятия Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий Внешкольные мероприятия Внеурочные мероприятия 5       Коррекция в –   повышение   уровня   общего,   сенсорного,   интеллектуального развития,   памяти,   внимания,   коррекции   зрительно­мотрных   и оптико – пространственных нарушений, общей и  мелкой моторики. Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию тем учебной   программы,   восполнение   пробелов   предшествующего обучения и т.д.   ­ Совершенствование   движений и сенсомоторного развития ­ Расширение представлений   об окружающем мире и обогащения словаря ­Развитие   различных видов мышление ­ Развитие основных мыслительных операций ­ нарушений развитии эмоционально– личностной сферы ­ Расширение представлений   об окружающем мире и обогащение словаря Развития ­ раздичных   вилов мышление ­   Развитие   речи, овладение   техникой речи ­Совершенствование   движений и сенсомоторного развития ­ Расширение представлений   об окружающем   мире обогащение словаря ­ Развитие различных видов мышления ­   Развитие   речи, овладение   техникой речи ­ Коррекция отдельных   сторон психической деятельности             по   Коррекционные по ­ Уроки доброты ­ занятия формированию навыков   игровой   и коммуникативной деятельности, формированию социально­ коммуникативных навыков общения, по коррекции   речевого по развития, развитию   общей моторики, по социально­бытовому обучению, по физическому развитию укреплению здоровья и           Элементы   Театрализация, ­ Игровые ситуации, упражнения,   задачи, коррекционные приёмы   и   методы обучения ­ изотворчества, танцевального творчества, сказкотерапии ­ Психогимнастика ­ драматизация ­ ­Индивидуальная работа ­ специальных программ учебников  ­ межличностных отношений Наблюдение   Использование Валеопаузы, Контроль и         и Обследования   Общение ­ друзьями ­ Прогулки   с Медицинское Содержание коррекционных мероприятий Формы работы Диагностическая направленность  Коррекционная направленность 6 педагогическая характеристика основного   учителя, оценка   зоны ближайшего развития ребёнка Использование специальных программ, учебников ­ Стимуляция активной деятельности самого учащегося   Профилактическая направленность Систематические валеопаузы,   минуты отдыха, смена труда и отдыха. Предупреждение негативных тенденций   развития личности  Организация   часов общения, коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий;   занятия   со специалистами, соблюдение   режима дня,   смены   труда   и отдыха, полноценное питание, прогулки   Смена интеллектуальной на деятельности эмоциональную   и двигательную  и т.п., контакты   со сверстниками, педагогами, специалистами школы. Развивающая направленность Организация   часов общения,   групповых и   индивидуальных коррекционных занятий,   занятия   со специалистами, облюдение   режима дня Использование учителем коррекционных технологий, специальных программ, проблемных   форм обучения,   элементов коррекционно­ развивающего обучения специалистами школы   логопед, медработник) (психолог, обследование, заключение психолого­медико­ педагогической комиссии (ПМПк)         и в Соблюдение   режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную   и двигательную, Семйная игротерапия, сказкотворчество, ЛФК, массаж, общее развитие   ребёнка, его   кругозора,   речи, эмоций и т.п. Социализация интеграция общество ребёнка Стимуляция общения ребёнка Чтение ребёнку книг Посешение занятий в системе дополнительного по образования   интересу или формирование   через занятия его интересов Проявление родительской   любви в делах ребёнка Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, чтение   общение   с книг, разными (по возрасту, по религиозным взглядам   и   т.д.) людьми,   посещение спортивных   секций, кружков и т.п. Ответственные   за индивидуально ориентированные мероприятия Основной   учитель, учителя ­ предметники   7 Педагоги   (основной учитель,   учителя   – предметники), воспитатель   ГПД, психолог, специалисты   узкого профиля   (логопед), медработник   Родители, семья, специалисты   узкого профиля     (логопед.) медработник, педагоги ДОУ Специальные условия обучения и воспитания детей   с ОВЗ Особенность ребёнка (диагноз) Дети с задержкой псих и ч е с к ого   развития           в снижение повышенная   отставание недостаточная неустойчивость   более   низкий Характерные особенности развития детей 1) работоспособности; 2) истощаемость; 3) внимания; 4) уровень развития восприятия; 5) продуктивность произвольной памяти; 6) развитии всех форм мышления; 7) звукопроизношения; 8) поведение; 9) бедный словарный запас; 10) низкий навык само­ контроля; 11) незрелость эмоционально­волевой сферы; 12) ограниченный запас общих   сведений   и представлений; 13)   слабая   техника чтения; 14) неудовлетворительный своеобразное дефекты       Рекомендуемые условия обучения  и воспитания       в учебной     Целенаправленное 1.   Соответствие   темпа,   объёма   и   программы сложности реальным познавательным возможностям   ребёнка,   уровню развития   его   когнитивной   сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам. 2. развитие общеинтеллектуальной   деятельности (умение   осознавать   учебные   задачи, ориентироваться условиях,   осмысливать информацию). 3.   Сотрудничество   с   взрослыми, оказание   педагогом   необходимой помощи   ребёнку,   с   учётом   его индивидуальных проблем. 4. помощь ученику, диагностических задач. 5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать  помощь. 6. Малая наполняемость класса (10–12 человек). 7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических   и   валеологических требований. 8.   Организация   классов   коррекционно­ развивающего   обучения   в   стенах массовой  школы.   Специально   подготовленный   в 9. области   коррекционной   педагогики (специальной и коррекционной психологии) специалист   Индивидуальная   дозированная решение педагогики с   лёгкой Дети   степенью умственной   в   том отсталости, числе с проявлениями аутизма (по желанию родителей и в силу других обстоят е л ь с т в могут   учиться   в общеобразовательной школе) 8 навык   каллиграфии; 15) трудности в счёте через 10, решении задач     Характерно недоразвитие 1) познавательных интересов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»; 2) недоразвитие (часто глубокое) всех сторон психической деятельности; 3) моторики; 4) уровня мотивированности   и потребностей; 5)   всех   компонентов уст­ ной речи, касающихся фонетико­ фонематической и лексико­граматической сторон;   возможны   все виды   речевых нарушений; 6) мыслительных процессов, мышления – мед­ ленно формируются обобщающие понятия; не формируется словесно­логическое   и абстрактное мышление; медленно развивается словарный и грамматический   строй речи; 7)   продуктивной видов всех                         правильного Комплексный защищённости   Формирование характер   мероприятий – учитель, способный   создать   в   классе   особую доброжелательную, доверительную атмосферу. 10. Создание у неуспевающего ученика чувства и эмоционального комфорта. 11.   Безусловная   личная   поддержка ученика учителями школы. 12.   Взаимодействие   и   взаимопомощь детей в процессе учебной  деятельности 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания,   обучения   и   коррекция   их недостатков. 2. поведения. 3.   Трудовое   обучение   и   подготовка   к посильным видам  труда. 4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог  всей работы. 5. коррекционных (совместная работа психиатра, если   это   необходимо, педагога и родителей). 6.   Поддержание   спокойной   рабочей   и домашней   обстановки   (с   целью снижения   смены   эмоций,   тревоги   и дискомфорта). 7.   Использование   метода   отвлечения, позволяющего   снизить   интерес   к аффективным формам поведения. 8.   Поддержание   всех   контактов   (в рамках   интереса   и   активности   самого ребёнка). 9. психической положительных эмоций. 10. Развитие сохранных сторон психики и интересов, целенаправленной деятельности. 11.   Применение   различных   методов, способствующих   развитию   мелкой моторики   и   произвольных   движений (ритмика, ручной труд,спорт, бытовые навыки).   Стимулирование   произвольной активности, преобладающих   психолога, гимнастика, 1.   Продолжительность   коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. 2. В группу можно объединять по 3–4 ученика   с   одинаковыми   пробелами   в развитии   и   усвоении   школьной программы   или   со   сходными затруднениями в учебной деятельности. 3.   Учёт   возможностей   ребёнка   при организации   коррекционных   занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. 4.   пропорционально возможностям ребёнка. 5.   Создание   ситуации   достижения успеха   на   индивидуально­групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может  получить хорошую оценку на уроке. 6.   Использование   системы   условной качественно­количественной   оценки достижений ребёнка   Увеличение   трудности   задания возрастающим Дети   с   отклонениями в психической   сфере (состоящие на учёте у психоневролога, психиатра, психопатолога и др.)    9       повышенная эмоционально­ деятельности; 8) волевой сферы; 9) восприятии, памяти, внимания 1) раздражительность; 2) двигательная расторможенность   в сочетании со сниженной работоспособностью; проявление 3) в отклонений характере   во   всех жизненных ситуациях; 4) социальная дезадаптация         Проявления невропатии у детей:             и виде общей нервная 1) повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлениям   аффекта, эмоциональным расстройствам беспокойствам; 2) ослабленность в   невыносливости, быстрой утомляемости при повышенной   нервно­ психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете; 3)   нарушение   сна, уменьшенная потребность в дневном сне;   вегетососудистая 4) дистония   (головные боли,   ,ложный   круп, 10         озноб, психомоторные, бронхиальная   астма, повышенная потливость,   сердцебиение); соматическая 5) ослабленность   (ОРЗ, тонзиллиты,   бронхиты и т.п.) 6) диатезы; 7) конституционально обусловленные нарушения (энурез) 1) речевое развитие не соответствует возрасту говорящего; 2) речевые ошибки не являются диалектизма­ ми, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3)   нарушения   речи с связаны отклонениями   в функционировании психофизиологических механизмов речи; 4)   нарушения   речи носят устойчивый характер, самостоятельно исчезают, закрепляются; 5)   речевое   развитие требует   определённого логопедического воздействия; 6)   нарушения   речи оказывают отрицательное влияние   психическое развитие ребёнка 1) звукопроизношения (или отсутствие речи); 2)   ребёнок   не   может самостоятельно учиться говорить; нарушение не а на     Дети   с   нарушениями речи Дети   с   нарушением слуха (слабослышащие и   позднооглохшие дети) 1. Обязательная работа с логопедом. 2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства. 3.   Соблюдение   своевременной   смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата). 4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.   Сотрудничество   с   родителями 5. ребёнка   (контроль   за   речью   дома, выполнение заданий логопеда). 6. навыков грамматически правильной   речи   (упражнения   на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов). 7. адекватного отношения   ребёнка   к   речевому нарушению. 8. Стимулирование активности ребёнка в исправлении речевых ошибок   Корректировка   и   закрепление   Формирование     1.   Стимулирование   к   общению   и содержательной   коммуникации   с окружающим миром. 2.   Правильная   позиция   педагога:   не поворачиваться к слабослышащему   ученику   во   время спиной 11         ребёнок 3)   ребёнок   старается уйти от речевых контактов или   «не   понимает» обращённую   к   нему речь; 4) воспринимает слова собеседника на слухозрительной основе (следит   глазами   за губ движениями говорящего и «считывает» его речь); 5) возможны отклонения в психической сфере: осознание, что ты не такой   как   все   и   как следствие – нарушение поведения,   общения, психического развития; 6)   пассивный   и активный словарный   запас   по объёму совпадает (ребёнок хорошо понимает лишь то,   о   чём   он   может сказать); 7)   нарушения звукобуквенного состава слов; 8) освоении учебной программы; 9) ребёнок нуждается в дополнительной коррекционной помощи, индивидуального слухового аппарата трудности   характерны подборке в           объяснений; устных стараться контролировать   понимание   ребёнком заданий   и   инструкций   до   их выполнения;   Правильная   позиция   ученика 3. (поставить   ребёнка   с   нарушенным слухом   так,   чтобы   он   мог   видеть   не только   педагога   и   доску,   но   и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (справа от него). 4.   Помощь   ребёнку   в   освоении   в коллективе слышащих детей (постараться подружить его со сверстниками). 5.   Избегание   гиперопеки:   не   помогать там,   где   ребёнок   может   и   должен справиться сам. 6.   Развитие   слухового   внимания: требовать   от   ребёнка   с   нарушенным слухом,   чтобы   он   всегда   смотрел   на говорящего,   умел   быстро   отыскать говорящего, для этого его необходимо контролировать, что я сказала», «Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуйста» и т.п. 7.   Активное   включение   ребёнка   с нарушенным   слухом   в   работу   класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия). 8.   Требование   от   ребёнка   повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы. 9. Включение слабослышащего ребёнка в деятельность непосредственно   на   уроке,   специально организовывая   эту   деятельность   (в течение   первых   лет   обучения   учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника, учитывая возможности ученика). 10.   Корректировка   и   закрепление навыков   грамматически   правильной речи (упражнения на предложений, коротких текстов). 11.   Учёт   конкретных   ошибок,   например:«Повтори, словосочетаний, составление учебную Дети с нарушениями зрения (слабовидящие) 12     свои процесс 1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде   звуков,   тонов, ритмов, интервалов); 2) развитие психики имеет специфические особенности; 3) формирования движений задержан; 4) затруднена оценка пространственных при­ знаков (местоположение, направление, расстояние, возникают трудности ориентировки в пространстве); 5) повышен­ ному развитию памяти (проявляется субъективно объективно); 6) внимания тенденция   к своеобразие   поэтому и               (логопедом) допускаемых   ребёнком   при   письме, использование соответствующих заданий   с   применением   словаря (письменная «зарядка»). 12.   Поддержка   при   написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и других видах работы. 13.   Расширение   словарного   запаса слабослышащего   ребёнка;   пояснение слов   и   словосочетаний,   несущих дополнительную, например математическую   нагрузку   (поровну, дали   по...,   раздали   каждому,   больше на..., меньше на... и др.). 14.   Обязательное   сотрудничество   с сурдопедагогом   и родителями ребёнка. 1. Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание особенностей индивидуальных функционирования зрительной системы ученика). 2.   Наличие   технических   средств   и оборудования, обеспечивающих процесс обучения и воспитания. 3. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические   пособия,   рассчитанные на осязательное или на зрительно­ осязательное   восприятие   слепого   и слабовидящего;   специальные   учебники, книги,   рельефно­графические   пособия по изучаемым предметам и для проведения   коррекционных   занятий   по ориентированию,   развитию   зрения, осязания. 4.   Выделение   ребёнку   специального шкафчика   для   хранения   этих приспособлений. 5.   Правильная   позиция   ученика   (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой  в среднем  ряду, при опоре   на   осязание   и   слух   –   за   любой партой). 6. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая   освещённость   (не   менее   1000 люкс), освещение на рабочем месте (не рабочее зрительной менее 400–500 люкс); для   страдающих   светобоязнью, детей, светозатемнители, установить расположить место, ограничивая   попадание   прямого   света; ограничение времени работы   (непрерывная   зрительная   нагрузка   не должна   превышать   15–20   мин.   у слабовидящих   учеников   и   10–20   мин. для   учеников   с   глубоким   нарушением зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей   поверхности   должно   быть   не менее   30   см;   работать   с   опорой   на осязание или слух. 7. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными,   буквы   крупными,   в некоторых   случаях   они   должны дублироваться раздаточным материалом. благоприятного Создание 8. психологического в климата коллективе,   усиление   педагогического руководства   поведением   не   только ребёнка с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля. 9. тифлопедагогом, офтальмологом и родителями   Взаимодействие   учителя   с психологом,             13       у индивидуальные (слуховое концентрированное внимание); 7) обострённое осязание   –   следствие иного, чем   зрячих использования   руки (палец   никогда   не научит слепого видеть, но   видеть   слепой может своей рукой); 8) особенности эмоцио­ нально­волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабости, противоречивость эмоций, неадекватность воли; 9)   особенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации   (зависит от характера поражения зрения, личных   особенностей, степе­ ни   дефекта),   отсюда ограничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности; 10) опыта детей   и   отсутствие   за словом   конкретных представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишь формально­словесное; 11) особенности общения:   многие   дети не обеднённость Дети с нарушением опорно­двигательного аппарата (способные к самостоятельному передвижению и   самообслуживанию,   с сохранным интеллектом) 14       и умеют   общаться   в диалоге, так как они не слушают собеседника; 12) низкий темп чтения и письма; 13)   быстрый   счёт, знание больших   по   объёму стихов,   умение   петь, находчивы в викторинах; 14) страх, вызванный неизвестным   и   не познанным   в   мире зрячих   (нуждаются   в специальной ориентировке знакомстве). У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение   или   утрата двигательных функций).   Основную массу   среди   них составляют   дети   с церебральным параличом (89%). У этих двигательные расстройства сочетаются с   психическими   и речевыми нарушениями,   поэтому большинство   из   них нуждается не только в лечебной и социальной помощи,   но   и   в психолого­ педагогической логопедической коррекции.   Все  дети   с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях обучения последующей жизни, и детей и               характер Комплексный   Полноценное, 1. Коррекционная направленность всего процесса обучения. 2. Возможная психолого­педагогическая социализация. 3. Посильная трудовая реабилитация. 4. разноплановое воспитание   и   развитие   личности ребёнка. 5. коррекционно­педагогической  работы. 6.   Раннее   начало   онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. 7.   Организация   работы   в   рамках ведущей деятельности. 8. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося     психоречевого развития. 9. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка Дети   с   нарушением поведения, с эмоционально­ волевыми  расстройствами, с ошибками   воспитания (дети с девиантным и поведением, социально­запущенные из социально­ неблагополучных семей) деликвентным     15       и   частая   смена трудовой деятельности 1) наличие отклоняющегося   от нормы поведения; имеющиеся 2) нарушения   поведения трудно исправляются корригируются; 3) состояния, эмоций; 4)   слабое   развитие силы воли; 5) нуждаются индивидуальном подходе   со   стороны взрослых   и   внимании коллектива сверстников   дети   особенно в       Осуществление   Укрепление   физического   и 1. ежедневного, постоянного   контроля   как   родителей, так и педагогов, направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности. 2.   Терпение   со   стороны   взрослого, сохранение   спокойного   тона   при общении с ребёнком (не   позволять   кричать,   оскорблять ребёнка, добиваться его доверия). 3.   Взаимосотрудничество   учителя   и родителей   в   процессе   обучения (следить,   не   образовался   ли   какой­ нибудь пробел в знаниях, не переходить к   изучению   нового   материала,   не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное). 4. психического здоровья ребёнка. 5.   Развитие   общего   кругозора   ребёнка (посещать   театры,   цирк,   выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу). 6. Своевременное определение характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей  помощи. 7.   Чёткое   соблюдение   режима   дня (правильное   чередование   периодов труда и отдыха). 8.   Ритмичный   повтор   определённых действий, что приводит к закреплению условно­рефлекторной   и формированию желательного стерео­ типа. 9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями   (ввиду   отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно. 10. социально приемлемых   форм   поведения   и трудовых навыков. 11.   Чёткие   и   короткие   инструкции, контроль заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий).   Формирование выполнения связи 16     (ввиду 12.   Чередование   различных   видов деятельности малой привлекательности для таких   детей   интеллектуального   труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью). 13.   Общественно   значимый   характер деятельности, которая должна занимать большую часть времени. Созидательный труд   позволяет   снизить   пристрастие этих детей к разрушению. 14.   Объединение   детей   в   группы   и коллектив План работы по сопровождению детей в МБОУ СОШ № 100 на 2015­2016 учебный год Мероприятие Ключевое событие  Ответствен ный 17 исполнител ь  Сроки  Ожидаемые результаты Организационно­управленческое обеспечение: Установочное   заседание рабочей группы по вопросу формирования состава ПМПк   и   основных направлений работы   Председател ь ПМПк  Август­ сентябрь Утверждение состава ПМПк , разработка плана   работы на год Председател ь ПМПк Август­ сентябрь Формирование базы данных Педагоги, специалисты психолого­ педагогичес кого сопровожден ия В течение года Предупреждени е   трудностей   в обучении   и социализации детей   из   групп риска 1   раз   в четверть Специалист ы психолого­ педагогичес кого сопровожден ия Решение текущих вопросов   по сопровождению детей в инклюзивном пространстве   Председател ь   ПМПк, педагоги, В течение года Предупреждени е   трудностей   в обучении и     Утверждени е   состава ПМПк, проработка вопросов   по сопровожден ию   детей   с ОВЗ и детей­ инвалидов Собеседован ие с классными руководител ями, проверка личных   карт и медицинских карт учащихся Мониторинг и, ПМПк   Заседание рабочей группы   по инклюзивно му образованию с целью разработки графика проведения выступлений по   проблеме обучения детей с ОВЗ Рабочие встречи   Корректировка данных детей с ОВЗ банка Формирование групп риска для   выявления   детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях     Разработка графика проведения   занятий   по повышению знаний педагогов и родителей    Заседание   рабочей   группы по вопросу эффективности реализации   сопровождения инклюзивного образования Психолого­педагогическое обеспечение: Организация   психолого­ педагогического обследования детей с ОВЗ Изучение документаци и, Требования к условиям реализации программы  18 Психолого­педагогическое обеспечение:  ­   обеспечение   дифференцированных   условий   (оптимальный   режим   учебных   нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии;  ­  обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность учебно­ воспитательного   процесса;   учёт   индивидуальных   особенностей   ребёнка;   соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий,   в   том   числе   информационных,   компьютерных   для   оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);  ­   обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения,   ориентированных   на   образовательные   потребности   обучающихся   с   умеренно ограниченными   возможностями   здоровья,   направленных   на   решение   задач   развития ребёнка;   средств   обучения, образовательных   и   коррекционных   программ,   ориентированных   на   образовательные потребности   детей;   дифференцированное   и   индивидуализированное   обучение   с   учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);  ­ обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм);  ­ обеспечение участия детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, вместе с нормально   развивающимися   детьми   в   проведении   воспитательных,   культурно­ развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий;    использование   специальных   методов,   приёмов,                 В   процессе   реализации   программы   коррекционной   работы   используются Программно­методическое обеспечение    коррекционно­развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий  инструментарий,   необходимый   для   осуществления   профессиональной   деятельности учителя, педагога­психолога.  Кадровое обеспечение            Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.   Коррекционная   работа   осуществляется   специалистами   соответствующей квалификации,  имеющими  специализированное  образование,  и  педагогами,  прошедшими обязательную   курсовую   или   другие   виды   профессиональной   подготовки   в   рамках обозначенной темы.            С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной   образовательной   программы   начального   общего   образования,   коррекции   их развития   необходимо   ввести   в   штатное   расписание   общеобразовательного   учреждения ставки педагогических (педагоги­психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой  занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.             Материально­техническое обеспечение                      Создании   надлежащей   материально­технической   базы   позволяет   обеспечить адаптивную   и   коррекционно­развивающую   среды   образовательного   учреждения,   в   том 19 числе   надлежащие   материально­технические   условия,   оборудование   и   технические средства обучения.  Информационное обеспечение             Обязательным   является   создание   системы   широкого   доступа   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   родителей   (законных   представителей),   педагогов   к   сетевым источникам   информации,   к   информационно­методическим   фондам,   предполагающим наличие   методических   пособий   и   рекомендаций   по   всем   направлениям   и   видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио­ и видеоматериалов.  Планируемые  результаты  коррекционной  работы             Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций: развитие     адекватных   представлений     о   собственных   возможностях   и   ограничениях,   о насущно   необходимом   жизнеобеспечении,   способности   вступать   в   коммуникацию   со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение навыками коммуникации; дифференциация   и   осмысление   картины   мира   и   её   временно­пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Условия   эффективности   работы   с   детьми,   нуждающимися   в   коррекционном воздействии:                        К числу основных условий эффективной работы с детьми, нуждающимися в коррекционном воздействии, относятся:  1.           Введение   системы   регулярного,   углубленного,   комплексного   и   разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье.  2.          Интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы.  3.           информационных, обучающе­образовательных, коррекционных, реабилитационных).  4.          Объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.  5.           Расширение   перечня   педагогических,   психотерапевтических,   социальных   и правовых услуг детям и родителям.  6.           Развитие   системы   отношений   в   направлении   педагог   ­   ребенок   ­родитель   ­ медицинские работники.  Разработка   и   реализация   педагогических   технологий   (диагностико­

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

Программа коррекционной работы МБОУ Школы № 100 г.о. Самара
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017