Программа коррекционной работы в школе
Оценка 4.9

Программа коррекционной работы в школе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
1 кл—4 кл
27.02.2017
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Основные исполнители: служба сопровождения и участники образовательного процесса, учителя начальной школы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Коррекционная программа.doc
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Пояснительная записка Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным  образовательным стандартом второго поколения  и  направлена на оказание комплексной  помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной   образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в  физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.  Основные исполнители: служба сопровождения  и участники образовательного процесса,  учителя  начальной школы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями  здоровья, дети­инвалиды. Цель программы:  обеспечение психолого­медико­педагогического сопровождения  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи программы — своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными  ограниченными возможностями здоровья; — определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой  категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,  структурой нарушения развития и степенью его выраженности; — способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ограниченными  возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего  образования и их интеграции в образовательном учреждении; — осуществлять индивидуально ориентированную психолого­медико­педагогическую  помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей  психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в  соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии); — обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; — оказывать консультативную и методическую помощь родителям  (законным  представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,  социальным и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: — Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который  призван решать  проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.  системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с  ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход  специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в  решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного  процесса.— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным  представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения  подхода к ее решению. — Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения  образования детьми, имеющими  различные недостатки в физическом и (или) психическом  развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение  гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с  ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,  образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая  обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о  направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные  (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления работы — диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными  возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку  рекомендаций по оказанию им психолого­медико­педагогической помощи в условиях  образовательного учреждения; — коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную  помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных  учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных); — консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации  дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания,  коррекции, развития и социализации обучающихся; — информационно­просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность  по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса  —обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),  педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: — своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи через  проведение диагностических минимумов для параллелей первых и четвертых классов и  индивидуальных обследований; — раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении)  диагностику причин трудностей адаптации; — комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от  специалистов разного профиля; — определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с  ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; — изучение развития эмоционально­волевой сферы и личностных особенностей  обучающихся; — изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными  возможностями здоровья; — системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития  ребенка; — анализ успешности коррекционно­развивающей работы. Коррекционно­развивающая работа включает: — выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья  коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его  особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно­ развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей  обучения; — коррекцию и развитие высших психических функций; — развитие эмоционально­волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его  поведения; — социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при  психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: — выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы  с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников  образовательного процесса; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально­ ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными  возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов  коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно­просветительская работа предусматривает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные  стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного  процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим  недостатки в развитии), их  родителям (законным представителям), педагогическим работникам,  — вопросов,  связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с  ограниченными возможностями здоровья; — проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению  индивидуально­типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Этапы реализации программы Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность  создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. I этап (апрель  – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно­ аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента  обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия  требованиям программно­методического обеспечения, материально­технической и  кадровой базы учреждения. II этап (октябрь­ май) Этап планирования, организации, координации(организационно­ исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом  организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно­развивающую  направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения,  воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. III этап (май­ июнь) Этап диагностики коррекционно­развивающей образовательной среды  (контрольно­диагностическая деятельность). Результатом является констатация  соответствия созданных условий и выбранных коррекционно­развивающих и  образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. IV этап (август  – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно­ корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений  в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов  работы. Механизм реализации программы: Диагностиче ский  минимум  для всей  параллели Углубленное  индивидуальн ое  обследование Консультации  для  педагогов,  обучающихся  и их   родителей Развивающая  и  коррекционна я работа Итоговая  диагностика Диагностический минимум для всей параллели в начальной школе проводится дважды: в  первых и четвертых классах. Его цель: оценить общий уровень готовности детей к  школьному обучению или переходу в среднее звено и выявление детей, имеющих трудности в обучении или общении. Углубленное индивидуальное обследование этих детей позволяет  выявить причины их трудностей, определить путь коррекции. Также углубленное  индивидуальное обследование проводится по обращению педагогов с согласия родителей,  если ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы. Консультации для педагогов и родителей проводятся всеми специалистами: врачом­ психоневрологом, педагогом­психологом, учителем­логопедом, социальным педагогом. Развивающая и коррекционная работа ведется в соответствии со степенью тяжести  выявленных проблем и может реализоваться в следующих формах: Категория детей с ОВЗ Виды коррекционно – развивающих занятий Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в  общеобразовательном классе Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся  индивидуально Индивидуально­групповые коррекционные занятия  педагога­психолога, учителя­логопеда, учителя  начальной школы. Индивидуально­групповые коррекционные занятия  педагога­психолога, учителя­логопеда, учителя  начальной школы. Участие во внеурочной жизни  класса. Дети с неглубокими нарушениями эмоционально­ волевой сферы и поведения Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и  произвольности. Дети со сниженными интеллектуальными  способностями Индивидуальный и дифференцированный подход на  уроках. Занятия по коррекции познавательных процессов. Дети с дефицитом внимания и низким уровнем  самоконтроля Щадящий режим ( при необходимости ) Занятия с детьми с СДВГ Дети с нарушениями письменной и устной речи Логопедические занятия Дети ­ инвалиды Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы. К развивающей и коррекционной работе привлекаются социальные партнеры  МБОУ СОШ № 9:  1) Городская медико­педагогическая комиссия – определение программы обучения для детей с  ОВЗ, консультации для родителей. 2) Медико­педагогический центр – консультации для родителей, коррекционно­развивающие  занятия. 3) Детское отделение – амбулаторное и стационарное лечение детей с ОВЗ. Родительская  общественность в лице представителей родительских комитетов привлекается для оказания  помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ. Реализация программы обеспечивается взаимодействием основных структурных  подразделений гимназии: •  Психолого­педагогическая медико­соициальная служба; •  Медико­психолого­педагогический консилиум ; •  Начальная ступень образования. Мероприятия 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Изучение социальн ого  паспорта  класса.  Собеседо вание с  педагога ми. Изучение  социального  паспорта  класса.  Собеседовани е с  педагогами. Углубленное  индивидуальн ое  обследование детей,  имеющих  трудности в  обучении или  в общении,  Экспертиза  учебных  программ. Изучение  социального  паспорта  класса.  Собеседовани е с  педагогами. Индивидуаль ное  обследование детей,  имеющих  трудности в  обучении или  в общении,  Экспертиза  учебных  программ. Изучение  социального  паспорта  класса.  Собеседование с педагогами. Индивидуальн ое  обследование  детей,  имеющих  трудности в  обучении или в общении,  Экспертиза  учебных  программ. Содержание программы Предшк ола,  школа  раннего  развития Диагност ика  уровня  школьной готовнос ти.  Собеседо вание с  родителя ми,  изучение  документ ации.  Эксперти за  учебных  программ .  Изучение условий  организац ии  образоват ельного  процесса. Этапы Основн ые  задачи Инфор мацион но­ аналит ически й (апрель ­ сентябр ь) 1.  Изучит ь  особенн ости  континг ента  детей,  выявит ь детей  с  особым и  образов ательны ми  потребн остями 2.  Оценит ь  условия реализа ции  коррек ционно й  работы. Этап  1.  Организа Меропри Уточнение  Уточнение  Организация планир ования  и  реализа ции  коррек ционно й  работы (октябр ь­май) Контро льно­ диагнос тическ ий этап (май­ июнь) Внести  коррект ивы в  учебны е  програ ммы с  учетом  выявле нного  континг ента  детей. 2.  Реализо вать  коррек ционны е,  индиви дуальн ые и  группов ые  програ ммы  для  детей с  особым и  образов ательны ми  потребн остями. 1.  Оценит ь  эффект ивность коррек ционны индивидуально го и  дифференциро ванного  подхода к  детям с ОВЗ.  Направление  детей на  ПМПК. ция  индивиду ального и диффере нцирован ного  подхода  к детям с ОВЗ ятия по  адаптаци и детей к  школьно му  обучению .  Организа ция  индивиду ального и диффере нцирован ного  подхода  к детям с ОВЗ. контингента  детей с ОВЗ.  Занятия в  группах  поддержки. Занятия по  коррекции  эмоционально ­волевой  сферы и  развитию  навыков  общения.  Занятия по  развитию  познавательн ой сферы.  Направление  детей на  ПМПК. контингента  детей с  образователь ными  потребностям и. Занятии в  группах  поддержки.  Занятия по  коррекции  эмоционально ­волевой  сферы и  развитию  навыков  общения.  Занятия по  развитию  познавательн ой сферы.  Направление  детей на  ПМПК. Итоговая диагност ика. Анкетиро вание  педагого в.  Диагност ика  адаптаци и всех  обучающ ихся. Диагностика  познавательн ой сферы  обучающихся , имеющих  трудности в  обучении или  Диагностика  познавательн ой сферы  обучающихся , имеющих  трудности в  обучении или  Диагностика  познавательно й сферы  обучающихся. Диагностика  социально­ психологическ в общении.  Диагностика  социально­ психологичес кой  адаптированн остиобучающ ихся,  имеющих  трудности в  обучении или  общении. в общении.  Диагностика  социально­ психологичес кой  адаптированн остиобучающ ихся,  имеющих  трудности в  обучении или  общении. Анкетирован ие педагогов.  Анкетирован ие родителей. Анкетирован ие педагогов.  Анкетирован ие родителей. Корректиров ка условий и  содержания  коррекционн ых  мероприятий  и  коррекционно развивающих  программ. Корректиров ка условий и  содержания  коррекционн ых  мероприятий  и  коррекционно развивающих  программ. ойадаптирован ности  обучающихся Анкетирование педагогов.  Анкетирование родителей. Корректировка условий и  содержания  коррекционны х  мероприятий. Доработка  блока  диагностическ их методик. Анкетиро вание  родителе й. Анкетиро вание  педагого в.  Анкетиро вание  родителе й. Корректи ровка  условий  и  содержан ия  мероприя тий по  адаптаци и  обучающ ихся. Корректи ровка  условий  и  содержан ия  коррекци онных  мероприя тий.  Доработк а блока  диагност ических  методик. х  меропр иятий. 2.  Оценит ь  условия коррек ционно й  работы. Внести  коррект ивы в  образов ательны й  процесс и  коррек ционны е  меропр иятия с учетом  получе нных  результ атов. Регуля тивно­ коррек тирово чная  деятель ность (август ­ сентябр ь) Условия реализации программы. Психолого­педагогическое обеспечение: В соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии, а также  специалистов  в МБОУ СОШ № 9 осуществляются следующие виды обучения для детей с  ОВЗ: •  .. индивидуальный и дифференцированный подход (в рамках основной программы); •  .. обучение в щадящем режиме; •  .. индивидуальное обучение (обучение на дому) по коррекционным программам; •  .. дополнительное образование по психологическим и педагогическим коррекционно­ развивающим программам. Благодаря этому осуществляется  коррекционная направленность учебно­воспитательного  процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного  психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.  Здоровьесберегающие условия  обеспечивают  оздоровительный и охранительный режим,  укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных  и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил  и норм.  Социальная адаптация  обеспечивается участием всех детей с ограниченными  возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,  вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно­ развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий; Программно­методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы  коррекционно­развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий  инструментарий, необходимый для осуществления  профессиональной деятельности  учителя, педагога­психолога, социального педагога, учителя—логопеда (см. приложение).В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического  развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование  специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида). Кадровое обеспечение. Коррекционную работу ведут следующие специалисты: педагог­психолог,  социальный  педагог, учитель­логопед, все учителя начальной школы. Материально­техническое обеспечение.  Для успешной реализации программы необходимо оборудование кабинетов начальной  школы интерактивными досками для повышения эффективности коррекционного  образовательного процесса, обеспечение стандартизированными компьютерными  методиками для своевременного выявления детей с ОВЗ, создание кабинета  коррекционной работы с использованием современных технологий.Информационное  обеспечение состоит в размещении необходимых информационно­просветительских материалов всеми специалистами на сайте МОУ СОШ № 9 и других информационных  носителях. Диагностический инструментарий для групповой диагностики 1. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Вопросы для собеседования  будущих первоклассников», методики для изучения тревожности для родителей и  педагогов. 2. Диагностика адаптации к школьному обучению  – «Школа зверей», «Адаптационная  карта первоклассника» для педагогов, анкета для родителей первоклассников 3. Диагностика готовности к переходу в среднее звено  – «Методика изучения  удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева ; социометрия., «Школа  зверей, Анкета незаконченных предложений 5 класс, Анкета родителя по адаптации уч­ся 5 класса, Карта наблюдений Стота для педагогов.

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017