Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Основные исполнители: служба сопровождения и участники образовательного процесса, учителя начальной школы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Коррекционная программа.doc
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным
образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание комплексной
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Основные исполнители: служба сопровождения и участники образовательного процесса,
учителя начальной школы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями
здоровья, детиинвалиды.
Цель программы: обеспечение психологомедикопедагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательного учреждения.
Задачи программы
— своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
— определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществлять индивидуально ориентированную психологомедикопедагогическую
помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии);
— обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях
образовательного учреждения;
— коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных
учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи через
проведение диагностических минимумов для параллелей первых и четвертых классов и
индивидуальных обследований;
— раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении)
диагностику причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребенка;
— анализ успешности коррекционноразвивающей работы.
Коррекционноразвивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно
развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоциональноволевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его
поведения; — социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационнопросветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно
аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия
требованиям программнометодического обеспечения, материальнотехнической и
кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь май) Этап планирования, организации, координации(организационно
исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом
организованный образовательный процесс, имеющий коррекционноразвивающую
направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. III этап (май июнь) Этап диагностики коррекционноразвивающей образовательной среды
(контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно
корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений
в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов
работы.
Механизм реализации программы:
Диагностиче
ский
минимум
для всей
параллели
Углубленное
индивидуальн
ое
обследование
Консультации
для
педагогов,
обучающихся
и их
родителей
Развивающая
и
коррекционна
я работа
Итоговая
диагностика
Диагностический минимум для всей параллели в начальной школе проводится дважды: в
первых и четвертых классах. Его цель: оценить общий уровень готовности детей к
школьному обучению или переходу в среднее звено и выявление детей, имеющих трудности
в обучении или общении. Углубленное индивидуальное обследование этих детей позволяет
выявить причины их трудностей, определить путь коррекции. Также углубленное
индивидуальное обследование проводится по обращению педагогов с согласия родителей,
если ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы.
Консультации для педагогов и родителей проводятся всеми специалистами: врачом
психоневрологом, педагогомпсихологом, учителемлогопедом, социальным педагогом.
Развивающая и коррекционная работа ведется в соответствии со степенью тяжести
выявленных проблем и может реализоваться в следующих формах: Категория детей с ОВЗ
Виды коррекционно – развивающих занятий
Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в
общеобразовательном классе
Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся
индивидуально
Индивидуальногрупповые коррекционные занятия
педагогапсихолога, учителялогопеда, учителя
начальной школы.
Индивидуальногрупповые коррекционные занятия
педагогапсихолога, учителялогопеда, учителя
начальной школы. Участие во внеурочной жизни
класса.
Дети с неглубокими нарушениями эмоционально
волевой сферы и поведения
Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и
произвольности.
Дети со сниженными интеллектуальными
способностями
Индивидуальный и дифференцированный подход на
уроках.
Занятия по коррекции познавательных процессов.
Дети с дефицитом внимания и низким уровнем
самоконтроля
Щадящий режим ( при необходимости )
Занятия с детьми с СДВГ
Дети с нарушениями письменной и устной речи
Логопедические занятия
Дети инвалиды
Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы.
К развивающей и коррекционной работе привлекаются социальные партнеры
МБОУ СОШ № 9:
1) Городская медикопедагогическая комиссия – определение программы обучения для детей с
ОВЗ, консультации для родителей.
2) Медикопедагогический центр – консультации для родителей, коррекционноразвивающие
занятия.
3) Детское отделение – амбулаторное и стационарное лечение детей с ОВЗ. Родительская
общественность в лице представителей родительских комитетов привлекается для оказания
помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ.
Реализация программы обеспечивается взаимодействием основных структурных
подразделений гимназии:
• Психологопедагогическая медикосоициальная служба;
• Медикопсихологопедагогический консилиум ;
• Начальная ступень образования. Мероприятия
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Изучение
социальн
ого
паспорта
класса.
Собеседо
вание с
педагога
ми.
Изучение
социального
паспорта
класса.
Собеседовани
е с
педагогами.
Углубленное
индивидуальн
ое
обследование
детей,
имеющих
трудности в
обучении или
в общении,
Экспертиза
учебных
программ.
Изучение
социального
паспорта
класса.
Собеседовани
е с
педагогами.
Индивидуаль
ное
обследование
детей,
имеющих
трудности в
обучении или
в общении,
Экспертиза
учебных
программ.
Изучение
социального
паспорта
класса.
Собеседование
с педагогами.
Индивидуальн
ое
обследование
детей,
имеющих
трудности в
обучении или в
общении,
Экспертиза
учебных
программ.
Содержание программы
Предшк
ола,
школа
раннего
развития
Диагност
ика
уровня
школьной
готовнос
ти.
Собеседо
вание с
родителя
ми,
изучение
документ
ации.
Эксперти
за
учебных
программ
.
Изучение
условий
организац
ии
образоват
ельного
процесса.
Этапы Основн
ые
задачи
Инфор
мацион
но
аналит
ически
й
(апрель
сентябр
ь)
1.
Изучит
ь
особенн
ости
континг
ента
детей,
выявит
ь детей
с
особым
и
образов
ательны
ми
потребн
остями
2.
Оценит
ь
условия
реализа
ции
коррек
ционно
й
работы.
Этап
1.
Организа Меропри Уточнение
Уточнение
Организация планир
ования
и
реализа
ции
коррек
ционно
й
работы
(октябр
ьмай)
Контро
льно
диагнос
тическ
ий этап
(май
июнь)
Внести
коррект
ивы в
учебны
е
програ
ммы с
учетом
выявле
нного
континг
ента
детей.
2.
Реализо
вать
коррек
ционны
е,
индиви
дуальн
ые и
группов
ые
програ
ммы
для
детей с
особым
и
образов
ательны
ми
потребн
остями.
1.
Оценит
ь
эффект
ивность
коррек
ционны
индивидуально
го и
дифференциро
ванного
подхода к
детям с ОВЗ.
Направление
детей на
ПМПК.
ция
индивиду
ального и
диффере
нцирован
ного
подхода
к детям с
ОВЗ
ятия по
адаптаци
и детей к
школьно
му
обучению
.
Организа
ция
индивиду
ального и
диффере
нцирован
ного
подхода
к детям с
ОВЗ.
контингента
детей с ОВЗ.
Занятия в
группах
поддержки.
Занятия по
коррекции
эмоционально
волевой
сферы и
развитию
навыков
общения.
Занятия по
развитию
познавательн
ой сферы.
Направление
детей на
ПМПК.
контингента
детей с
образователь
ными
потребностям
и. Занятии в
группах
поддержки.
Занятия по
коррекции
эмоционально
волевой
сферы и
развитию
навыков
общения.
Занятия по
развитию
познавательн
ой сферы.
Направление
детей на
ПМПК.
Итоговая
диагност
ика.
Анкетиро
вание
педагого
в.
Диагност
ика
адаптаци
и всех
обучающ
ихся.
Диагностика
познавательн
ой сферы
обучающихся
, имеющих
трудности в
обучении или
Диагностика
познавательн
ой сферы
обучающихся
, имеющих
трудности в
обучении или
Диагностика
познавательно
й сферы
обучающихся.
Диагностика
социально
психологическ в общении.
Диагностика
социально
психологичес
кой
адаптированн
остиобучающ
ихся,
имеющих
трудности в
обучении или
общении.
в общении.
Диагностика
социально
психологичес
кой
адаптированн
остиобучающ
ихся,
имеющих
трудности в
обучении или
общении.
Анкетирован
ие педагогов.
Анкетирован
ие родителей.
Анкетирован
ие педагогов.
Анкетирован
ие родителей.
Корректиров
ка условий и
содержания
коррекционн
ых
мероприятий
и
коррекционно
развивающих
программ.
Корректиров
ка условий и
содержания
коррекционн
ых
мероприятий
и
коррекционно
развивающих
программ.
ойадаптирован
ности
обучающихся
Анкетирование
педагогов.
Анкетирование
родителей.
Корректировка
условий и
содержания
коррекционны
х
мероприятий.
Доработка
блока
диагностическ
их методик.
Анкетиро
вание
родителе
й.
Анкетиро
вание
педагого
в.
Анкетиро
вание
родителе
й.
Корректи
ровка
условий
и
содержан
ия
мероприя
тий по
адаптаци
и
обучающ
ихся.
Корректи
ровка
условий
и
содержан
ия
коррекци
онных
мероприя
тий.
Доработк
а блока
диагност
ических
методик.
х
меропр
иятий.
2.
Оценит
ь
условия
коррек
ционно
й
работы.
Внести
коррект
ивы в
образов
ательны
й
процесс
и
коррек
ционны
е
меропр
иятия с
учетом
получе
нных
результ
атов.
Регуля
тивно
коррек
тирово
чная
деятель
ность
(август
сентябр
ь)
Условия реализации программы.
Психологопедагогическое обеспечение:
В соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии, а также
специалистов в МБОУ СОШ № 9 осуществляются следующие виды обучения для детей с
ОВЗ: • .. индивидуальный и дифференцированный подход (в рамках основной программы);
• .. обучение в щадящем режиме;
• .. индивидуальное обучение (обучение на дому) по коррекционным программам;
• .. дополнительное образование по психологическим и педагогическим коррекционно
развивающим программам.
Благодаря этому осуществляется коррекционная направленность учебновоспитательного
процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.
Здоровьесберегающие условия обеспечивают оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных
и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил
и норм.
Социальная адаптация обеспечивается участием всех детей с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно
развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Программнометодическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы
коррекционноразвивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагогапсихолога, социального педагога, учителя—логопеда (см. приложение).В
случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического
развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование
специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида).
Кадровое обеспечение.
Коррекционную работу ведут следующие специалисты: педагогпсихолог, социальный
педагог, учительлогопед, все учителя начальной школы.
Материальнотехническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо оборудование кабинетов начальной
школы интерактивными досками для повышения эффективности коррекционного
образовательного процесса, обеспечение стандартизированными компьютерными
методиками для своевременного выявления детей с ОВЗ, создание кабинета
коррекционной работы с использованием современных технологий.Информационное
обеспечение состоит в размещении необходимых информационнопросветительских материалов всеми специалистами на сайте МОУ СОШ № 9 и других информационных
носителях.
Диагностический инструментарий для групповой диагностики
1. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Вопросы для собеседования
будущих первоклассников», методики для изучения тревожности для родителей и
педагогов.
2. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Школа зверей», «Адаптационная
карта первоклассника» для педагогов, анкета для родителей первоклассников
3. Диагностика готовности к переходу в среднее звено – «Методика изучения
удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева ; социометрия., «Школа
зверей, Анкета незаконченных предложений 5 класс, Анкета родителя по адаптации учся 5
класса, Карта наблюдений Стота для педагогов.
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.