Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)
Оценка 4.8

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология +2
Детсад—1 кл
22.02.2017
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)
В материале представлено примерное тематическое планирование занятий по программе. Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
прогр.коррек.с РДА.docx
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом   Актуальность проблемы. Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания  общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития  отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических  образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский  аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и  означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: ­ недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; ­ отгороженность от внешнего мира; ­ слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до  полного безразличия к ним (аффективная блокада) ­ неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей  считают агрессивными;/ ­ недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей  обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот,  очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов,  шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; ­ приверженность к сохранению неизменности окружающего; ­ неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят  смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; ­ однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; ­ разнообразные речевые нарушения при РДА; ­ у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная  отсталость. Цели программы: ­преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;  ­развитие познавательных навыков; ­смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; ­повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; ­преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи программы: ­ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;  ­обучение его простым навыкам контакта;  ­обучение ребенка более сложным формам поведения; ­развитие самосознания и личности аутичного ребенка; ­развитие внимания; ­развитие памяти, мышления. Основные этапы психологической коррекции: Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа  рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной  негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение  придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком  негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.  Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к  ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно  длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это  достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от  психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и  использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного  поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов. Эффективность программы. Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации  ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с  окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный  комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения. Примерное тематическое планирование занятий по программе Содержание занятий Кол­во часов Первичная  диагностика.  Методика наблюдения. 1 1.ЭТАП                               Диагностика эмоционально­поведенческих реакций Диагностика активности Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений Диагностика оценки своего поведения Диагностика внимания, памяти 2.ЭТАП 1.Формированнннние эмоционального контакта  психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички»,  «Догонялки». 3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку»,  «Поиграй с куклой» 3.ЭТАП 1.Развитие восприятия и воображения.  Пространственная координация. Зашифрованный  рисунок. Сложи узор. 2.Развитие зрительного и осязательного восприятия.  Номера  занятий 1   2 3 4 5 6   7 8 9   10   11   1 1 1 1 1   1 1 1   1 1 Психотехнические игры: найди место для игрушки,  собери фигурки (доски Сегена) 4.ЭТАП 1.Развитие аналитико­синтетической сферы. Таблицы  Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. 2.Развитие внимания. Корректурная проба  ’’Девочки’’. Таблицы. 3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. 4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи  фразу. 5.Развитие личностно­мотивационной сферы. Моя  семья 5.ЭТАП 1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик  поиграть’’ 2.Развитие подвижно­ролевой игры. ”Обезьянка  озорница’’ 3.Развитие подвижно­соревновательных игр. Строим  дом для друзей. Самый ловкий. 6.ЭТАП Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально­ поведенческих особенностей. Итоговая диагностика. Диагностика активности. Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего  поведения. Итоговая диагностика. Диагностика операций  мышления. Итоговая диагностика. Диагностика памяти,  внимания. Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального  тонуса и эмоциональных проявлений.   1 1 1 1 1   1 1 1   1 1 1 1 1 1   12 13 14 15 16   17 18 19   20 21 22 23 24 25           ВСЕГО 25 25 Установление контакта с аутичным ребенком. 1 занятие: игра «Ручки». Ход игры. Группа из 2­3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и  ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если  ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание  себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается  похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье: Ручки наши ручки поиграйте вы за нас, Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить. Игра «Хоровод». Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает  каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за  руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр  круга, и группа приветствует их такими словами: Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Я твой друг И ты мой друг, Старый добрый друг. Развитие активности. 2 занятие: игра «Поводырь». Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого  (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.  По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями. Игра «Птички». Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает  полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и  вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу. Игра «Догонялки». Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог  обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей. Развитие контактности. 3 занятие: игра «Погладь кошку». Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при  этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней. Игра «Поиграй с куклой». Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка. Усиление психологической активности. Развитие восприятия. 4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с  помощью игровых моментов на развитие восприятия. Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти  картинки. Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно  увеличивается). Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.)  проходит в виде игры. Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три! А теперь пойдем налево! Раз, два, три! Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три! Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три! Мы тихонечко присядем! Раз, два, три! И легонечко привстанем! Раз, два, три! Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три! Повертим над головой!! Раз, два, три! И потопаем ногой! Раз, два, три! Психотехнические игры. 5 занятие: игра «Найди место для игрушки». Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование. Игра «Собери фигурки». Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски. Развитие аналитико­синтетической сферы. 6 занятие: Таблица Равенна. Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше  усложняются. Графический диктант. Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге. Продолжи ряд Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при  продолжении данного ряда. Развитие внимания. 7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки». Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид  девочек, а потом другой. Таблица. Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по  порядку. Развитие памяти 8 занятие: Запомни слова. Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти  проговаривают или воспроизводят в тетради. Игра «Снежный ком». Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник  воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово. Игра «Найди отличия». Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями.  Необходимо найти все различающиеся детали. Развитие речевого общения. 9 занятие: Позови мячом. Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени.  Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее. Игра «Закончи фразу». Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить. Развитие личностно – мотивационной сферы 10 занятие: игра « Моя семья». Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в  гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует  вести себя в той или иной ситуации. 11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть». Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с  каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с  предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и  расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или  гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком. Развитие подвижно – ролевой игры. 12 занятие: игра «Обезьянка­озорница». Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит  подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом  предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения  усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее. Развитие подвижно – соревновательных игр. 13 занятие: игра «Строим домик для друзей». Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2­3 человека и говорит, что у него есть два друга:  игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда ­ нет  дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для  Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом. Игра: «Самый ловкий». Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех  попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется  самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих  играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов. Список литературы 1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности  младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000. 2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в  психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.­ М.,1989. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.­ Ярославль, 1997. 4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. ­  СПб.,2003. 6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.­ М.,1998

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом(РДА)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017