В материалах данной программы краткосрочного элективного курса по физике для 7 , 8 класса " Физика вокруг нас " представлена пояснительная записка , цели и задачи , ожидаемый результат , планируемый результат ( создание презентаций ) и календарно - тематическое планирование.
Программа
краткосрочного курса
для учащихся 7, 8 класса по теме
«Физика вокруг нас»
Составила: учитель физики
МБОУ «ОСОШ № 3»
Бавкун Татьяна НиколаевнаПояснительная записка.
Программа составлена на основе программы Бегмат Л. П., учитель
СОШ N240, г.Владимир.
Программа составлена на основе программы по физике для 7, 8 классов,
используемой в настоящее время.
Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них
есть недостатки:
выпадает большой объём познавательного материала, который должен
расширять научнотехнический кругозор учащихся и развивать их мышление.
у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения
самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы,
а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
С целью устранения этих недостатков и создана эта программа. Она
учитывает возрастные особенностидетей, их интересы к предметам физико
математического цикла.
Учащиеся знают к этому времени о строение веществ, различные состояния
вещества, основные тепловые явления, тепловое расширение тел, что такое
волны, роль звука в жизни человека, происхождение молнии и грома, способы
защиты от молнии, тепловое действие тока и его применение в быту.
Учащиеся должны уметь объяснять внутреннее строение тел, объяснять, как
возникает звук, как устроены музыкальные инструменты, наэлектризовывать
различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов,
защищаться от молнии в полевых условиях.
Необходимо развитие метапредметных способностей: умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе формирование
и развитие экологического мышления,
Развитие системы универсальных учебных действий в составе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий
осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и
познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и
характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных действий.Цель: создание условий для развития познавательных и творческих
способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи:
формирование личностных, регулятивных, познавательных,
информационных, коммуникативных УУД.
повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
формирование экспериментальных умений.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего
мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от
микромира к макромиру.
Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и
расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих
в ней.
Ожидаемый результат:
проявление интереса к предметам естественноматематического цикла;
понимание целостности окружающего мира при изучении физики;
расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
развитию основных УУД и метапредметных связей.
продуктом данного курса будут презентации составленные учащимися при
рассмотрении определенных вопросов.
Средствами реализации программы курса является:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
путем вовлечения его в учебную деятельность;
стимулирование учся к высказыванию, использованию различных способов
выполнения заданий;
использование на занятиях различного дидактического материала,
позволяющего учся выбирать наиболее значимые для них виды и формы
учебного содержания;
про ведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает
интерес учеников.
Планируемый результат:
Создание презентации по выбранной теме для дальнейшего использования на
уроках и внеурочной деятельности.
Система оценивания презентации:
1. Общий порядок слайдов:Титульный;
План презентации (практика показывает, что 56 пунктов);
Основная часть;
Заключение (выводы);
Спасибо за внимание (подпись).
2. Общие требования к оформлению:
Дизайн должен быть простым и лаконичным;
Основная цель — читаемость, а не субъективная красота;
Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т. п. и для
основного текста;
Каждый слайд должен иметь заголовок;
Слайды должны быть пронумерованы;
На слайдах должны быть тезисы — они сопровождают подробное изложение
мыслей докладчика, но не наоборот;
Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого
не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).
3. Требования к оформлению заголовков:
Точку в конце не ставить. А между предложениями ставить;
Не писать длинные заголовки;
4. Требования к стилю оформления:
Соблюдайте единый стиль оформления;
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны
преобладать над основной информацией (текст, рисунок);
5. Требования к цвету:
На одном слайде рекомендуется использовать тричетыре цвета;
Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета;
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования);Календарнотематическое планирование:
№
1
2
3
4
5
6
тема
Вводное занятие.
Из чего все состоит?
откуда все взялось?
эти замечательные
молекулы.
Земля, вода, воздух,
огонь.
Тепловые фантазии:
источники тепла.
тепловое расширение.
тепло работает.
Свет мой, зеркальце скажи:
что такое свет?
радуга и мираж.
«зазеркалье»
глаза братьев наших
меньших.
Электричество в нашем
доме:
тепловое действие тока.
микроволновка в доме.
мультиварка ит.д.
Итоговое занятие
всего
часы
1
3
форма
фронтальная
Групповая
индивидуальная
методы
словесный
Наглядный
Объяснительно
иллюстративн.
поисковый
Фронтальная
Групповая
Словесный
Творческая
деятельность
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Частично
поисковый
экспериментальный
Групповая
индивидуальная
Наглядный
Объяснительно
иллюстративн.
поисковый
фронтальная
Словесный
2
3
2
1
12
Список литературы
Для учителя:
• Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва
«Просвещение» .
• М.Е. Тульчинский «Занимательные задачипарадоксы и софизмы».
• А.Е. Марон «Дидактический материал78 класс»; «Задания по физике».• В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментаЛьные задания по
физике7 8 класс».
Для учащихся:
• я.и. Перельман «Занимательная физика» (12ч).
• М.И Блудов «Беседы по физике»
• А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»
• И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»
• Интерактивный курс физики для 711 классов (диск)