Данная программа краткосрочного элективного курса по физике " За страницами учебника физики 9 класс " предназначена для учащихся кто выбрал физику для сдачи О Г Э и дальнейшего изучения предмета на профильном уровне . Задача создание условий для самореализации учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Очерская средняя общеобразовательная школа № 3»
РЕКОМЕНДОВАНО
Методсоветом школы
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: Л.Л. Денщикова
«___» ______ 20___ г.
Программа (краткосрочного курса, элективного курса, факультатива)
«За страницами учебника физики 9
класса»
на 2016 /2017 учебный год
Составлено учителем
физики
1 квалификационной категории
Бавкун Татьяной Николаевной
Очер 2016Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике составлена на основе
«Программы элективных курсов. Физика. 911 классы. Профильное
обучение», составитель: В.А. Коровин, «Дрофа», 2008 г. и авторской
программы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач»,
М.: Дрофа, 2008 г.
Курс «За страницами учебника физики 9 класса» предназначен для
учащихся 9х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот
курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и
способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Программа курса
составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта
среднего (основного) общего образования, обязательного минимума
содержания физического образования и рабочих программ для
общеобразовательных школ.
Вся программа делится на несколько разделов. 1ый раздел знакомит
учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой
аттестации. Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам
решения задач из материалов ГИА учащихся 9 класса.
При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике,
обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление
опыта решения задач
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения
задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные
понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком
уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа
задач: качественных, расчетных, графических и др.
Для изучения курса «За страницами учебника физики 9 класса»
отводится 10 часов (1 час в неделю во втором полугодии).
Цели курса:
ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения
типовых задач по физике повышенной сложности, нестандартных задач,
которые формируют физическое мышление учащихся,
дают им
соответствующие практические умения и навыки.
Задачи курса:
создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной
деятельности;
углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и
практически эффективно решать задачи;
предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и
способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенномуровне;
создать учащимся условия для подготовки к ОГЭ по физике, для
дальнейшего успешного обучения в профильной группе.
усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
Решение физических задач одно из важнейших средств развития
мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках
проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется
мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде
всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого
внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические
фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной
физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы
исследования.
С решением задач тесно связано творчество, а творчество всегда
приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решенная
задача. Ничего, что это школьная задача, и не одно поколение искало ее
решения. Радостно заново открывать связи между данным и неизвестным,
ошибаться и приходить через творчество к верному решению. Завершение
напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение, ведь
решение задач это напряженное, активное проявление энергии, воли,
умственных способностей.
Я.А.Коменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний
только скользит по поверхности ума и не внедряется в него, ... основательные
знания невозможны без возможно частых и особенно искусно поставленных
повторений и упражнений».
Физика всегда считалась наукой естественной, причем фундамен
тальной. Она раньше других естественных наук вышла на уровень ко
личественной теории. А ее строгий язык описания позволяет получить
максимально емкое и точное знание об объекте исследования.
В настоящее время общепринято, что именно такое знание позволяет
создать материальные основы нашей цивилизации. Логика школьного курса
физики требует, чтобы его изучение начиналось с механики.
Это обусловлено, в первую очередь, следующими причинами: из всех
форм движения материи механическое движение наиболее наглядно; в
классической физике моделирование физических явлений связано с созданием
преимущественно механических образов структуры физических и
происходящих в них процессов.
Механика составная часть как классической, так и современной
физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энергия)
используются и при описании микромира.Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы
помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кинематические
законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях.
Изучение механики на векторной основе позволяет обучить учащихся
координатному методу решения задач. Универсальность этого метода,
общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его
преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда
учащиеся овладеют этим методом.
Законы динамики наиболее существенная часть механики. Клас
сическая механика Ньютона — это, по существу, законы динамики, со
ставляющие ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значение
изучения законов динамики.
Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное по
знавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения от
ражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные превращения
различных форм движения материи.
Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам природы. В
отличие, например, от закона Паскаля, который справедлив лишь для
жидкостей и газов, закона Ома, также имеющего ограниченную область
применения, и других подобных законов, законы сохранения энергии и
импульса выполняются во всех известных на сегодня физических процессах.
Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет ус
танавливать внутрипредметные связи.
Учебнотематическое планирование
Тема занятия
Основы кинематики
Основные законы и понятия кинематики.
Решение расчетных и графических задач на
равномерное движение.
Решение задач на равноускоренное движение.
Движение по окружности. Решение задач.
Основы динамики
Законы Ньютона наиболее общие законы
движения.
Номер
занятия
1
2
3
4
5
Количество
часов
4 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
4 ч
1 ч6
7
8
9
10
Движение тела под действием нескольких сил в
горизонтальном и вертикальном
направлении.
Движение по наклонной плоскости.
Условия равновесия тел. Решение задач.
Законы сохранения в механике.
Механическая работа и мощность.
Решение задач. Закон сохранения и закон
изменения импульса
Закон сохранения энергии.
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
1 ч
1 ч
В конце изучения данного курса учащиеся должны уметь:
решать расчетные и графические задачи на применение уравнения
равномерного и равноускоренного движения и движения по
окружности;
решать задачи на применение второго закона Ньютона в случае
движения тела под действием нескольких сил;
применять законы сохранения механики для решения кинематических и
динамических задач.
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач:
графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
аналитическим,
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в
ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения),
которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему
уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в
общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения
в полученную формулу и вычисли искомую величину.8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в
расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата.
Содержание курса «За страницами учебника физики 9 класса»
Основы кинематики
1. Основные формулы и законы кинематики. Траектория, путь, пере
мещение. Система отсчета. Основная задача механики и сё решение для
равномерного и равноускоренного движения. Графическое представление
движения.
2. Решение задач на равномерное прямолинейное движение.
Составление уравнений движения (уравнения скорости, координаты).
Нахождение времени и места встречи. Графические задачи: чтение и
построение графиков скорости и координаты. Задачи типа №22, 2527 из
сборника [1].
3. Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение.
Расчетные задачи на применение формул, нахождение времени и места
встречи, составление и анализ уравнений движения. Чтение и построение
графиков. Задачи типа №60, 61, 63, 64, 8185 из сборника [1].
4. Движение по окружности. Физические величины, характеризующие
движение тел по окружности (линейная и угловая скорость, угол поворота,
период, частота, центростремительное ускорение). Решение расчетных задач
на применение формул при движении тел по окружности, вычисление
центростремительного ускорения, задачи на движение стрелок часов.
Основы динамики
5. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.
Силы природы: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Гука.
Движение тела под действием силы тяжести, силы упругости, силы трения.
Случаи, когда на тело действует только одна сила. Задачи типа №122125,
155, 207, 211 из [1].
6. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном
и вертикальном направлении.
Знакомство с алгоритмом решения задач: выполнение чертежа,
применение II закона Ньютона в векторной форме, запись закона в проекциях
на координатные оси, решение полученных уравнений. Задачи типа № 290293
из [1].
7. Движение тел по наклонной плоскости.
Применение алгоритма к решению задач. Задачи на движение
связанных тел. Решение задач типа № 297, 300, 301 из [1].
8. Статика.Условия равновесия тела, не имеющего оси вращения. Условие
равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия:
устойчивое, неустойчивое, безразличное. Решение задач типа №325, 333, 347
из [1].
Законы сохранения в механике.
9. Механическая работа и мощность. Закон сохранения импульса.
Анализ общей формулы работы. Работа различных сил (тяжести,
упругости, трения). Решение задач типа № 406410, 414, 415 из [1]. Понятие
импульса тела и импульса силы. Закон изменения и закон сохранения
импульса. Решение задач типа №373, 375, 383,384 из [1].
10. Закон сохранения энергии в механике. Понятие потенциальной и
кинетической энергии.
Вывод формулы закона сохранения полной механической энергии.
Механическая энергия и работа силы трения. Решение задач типа № 446,451,
452 из [1].
Литература
1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 2002.
2. ОГЭ. Физика / Кабардин О.Ф. и др. – М.: АСТ – Астрель, 2016.
3. Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Сборник вопросов и задач по
1. физике для 7 – 9 классов. – М.: Просвещение, 2005.
4. Любимов К.В. Я решу задачу по физике!: Книга для учащихся 7 – 9
2. классов. – М.: Просвещение, 2003.
5. Физика. Тесты. 7 – 9 классы / Гладышева Н.К. и др. – М.: Дрофа, 2002.
6. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с
примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса,
2005.
7. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А.
Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011.
8. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 79кл.
СПб.: Специальная литература, 1998
9. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .
М. Просвещение, 2009.