Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
11.01.2017
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно – психическом и речевом развитии детей. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся классов VII вида. Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классахVII вида, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.
Программа кружка.docx
Программа кружка
«Коррекция нарушений устной и письменной речи»
на 20162017 учебный год
Составил учительлогопед Н.А.Холкина
на основе «Программнометодических материалов для логопедических
занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой. Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он
должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из
задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в
физическом, нервно – психическом и речевом развитии детей. По данным
мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому
актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых
нарушений принимает глобальный характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению
количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной
программой.
Наиболее многочисленную группу риска составляют
обучающиеся классов VII вида.
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми
нарушениями, обучающихся в начальных классахVII вида, у которых
выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной
сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств
речи.
Программа предназначена для работы с группой учащихся 1го класса,
испытывающих трудности формирования письменной речи письма и чтения.
Занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям данных детей.
Цель программы
провести коррекционное обучение с учащимися,
не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно –
познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы
обучения;
Задачи:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
обогащение словарного запаса;
развитие грамматического строя и связной речи.
Область применения программы
Программа адресована учителямлогопедам общеобразовательных и
специальных коррекционных школ; может быть использована учителями
начальных классов массовых школ для профилактики речевых нарушений,
повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся. Данная программа рассчитана на детей 67 лет (первоклассников). Срок ее
реализации – 1год. Форма организации – кружок. Курс рассчитан на 66 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности
речевого недоразвития,
компенсаторных возможностей ребенка,
психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта,
качества и скорости усвоения материала.
Для усвоения программы применяются основные методы обучения:
наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы,
игры,
дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки,
физкультминутки,
рифмовки, считалки,
ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки,
логопедические распевки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме,
что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и
чувствовать родной язык. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа включает три раздела;
*восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
* обогащение словарного запаса;
*развитие грамматического строя связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на
одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии
звуковой стороны речи, так, и по обогащению словаря и развития
грамматического строя.
Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа,
начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и
выделения из слова гласные звуков, их сравнения и различия. Дети выделяют
гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении,
гласные звуки А , О, У, Э,Ы из середины слова и из конца слова под ударением.
Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические
занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа
применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом
происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети
знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.
Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных
звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость со
гласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими
буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного
анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова.
Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ;
имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква
сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся
рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных
сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении
слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога:
«Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит
мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко».
Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале
обучения в первом классе детей группы риска по дисграфииосновывается на
том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния
на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому
же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления
грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные
в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам
анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах,
где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо
различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление
отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а
также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными
буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными
звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл— мил» гласные звуки в
словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы
(в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах
одинаковые, и дети начинают писать буквуА там, где имеется только звук А, так
как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в
классе от них учительница постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот
и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ
буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить
детей с секретом этих букв обозначать два звука, один из которых — согласный
[Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким
образом развивать фонематический слух учащихся.
В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов
и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный
анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и
мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту
мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком,
обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом,
преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для
предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться
только звуковой схемой/в которой, естественно, нет места букве Ь, как. не
обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на
пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко
понятия «звук» и «буква».. Новых согласных звуков и букв во второй четверти
не вводится, весь речевой материал состоит из .слов и первых коротких пред
ложений, составленных из сонорных и гласных букв. Материал для чтения
содержится в рабочей в тетради:Козырева Л. М. Как научиться читать. —
Ярославль, 2006. Параллельно на логопедических занятиях проводится
расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам:
«Фрукты», «Овощи», «Цветы», .«Деревья», «Птицы», «Звери».
Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в
устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме.
Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф
—В, С—3, Ш—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков;
затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта.
После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и
букв с установлением как сходства, так и различия. Данные темы представлены в
тетради: Козырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006. Речевой
материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы.
Игровой материал можно взять в пособиях: Козырева Л. М. Игры в картинках со
звуками П, П',Б, Б'. — Ярославль, 2004; Козырева Л. М. Игры в картинках со
звуками К, К', Г, Г'. Ярославль, 2004., Козырева Л. М. Игры в картинках со
звуками С, С, 3, 3'. — Ярославль, 2004. В названных игровых пособиях
дифференциациязвуков проводится на материале следующих лексических тем: К
—Г — «Обитатели водоёмов», «Зоопарк. Звери и птицы», «Музыкальные
инструменты», «Водный транспорт»; П—Б — «Головные уборы», «Обувь»;
«Одежда», «Инструменты», «Спортивное снаряжение», «Техника»:С—3 —
«Рабочие машины», «Приборы», «Цветы», «Игрушки»,«Еда», «Личные вещи».
Четвертая четверть посвящается непарным по глухостизвонкости согласным
звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ(глухие), И (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети
читают небольшие стихотворные тексты, пословицы, находящиеся в тетради. Календарнотематический
план
на 20162017 учебный год
1й год обучения
Название кружка: «Коррекция нарушений устной и письменной речи
учащихся»
Количество часов в неделю 2
Составил учитель – логопед Н.А.Холкина
на основе «Программнометодических материалов для логопедических
занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
1 го КЛАССА
По плану66 часов (2 раза в неделю)
Звуковой
анализ
Словарь
Дата
Грамматич
еский
строй
Ко
лич
е
ство
часо
в
2
2
2
1
Тема занятия
Звук и буква
А
Звук и буква
О
Звук и буква
У
Звуки и буквы
А, О,У.
Выделение
звука из
слова
Выделение
звука из
слова
Выделение
звука из
слова
Первый
звук в слове
№
п/п
12
34
56
7
8
«Фрукты» Предлоги
на, в, под
«Овощи» Предлоги
на, в, под
«Фрук
ты» —
«овощи»
«Птицы» Предлоги
по, за, на.
Наречия
высоко,
низко,
вверху
Согласов
ание
прила
гательны
х с
существ
и
тельными
в роде
Именител
ьный
падеж,
множестве
нное
число
существи
тельных
«Птицы» Согласов
«Дере
вья»
ание
Звук и буква
Ы
1
Последний
звук в
слове
9
Звуки букваЭ
1
Первый
звук в слове
10
11
Звук и буква
М
2
Начало,
середина,
конец слова
12
13
Звуки буква
Л
2
Начало,
середина,
конец слова
прила
гательных
с
существи
тельными
в роде
«Цветы» Согласов
ание
прила
гательных
с
существи
тельными
в роде
«Огород» Согласов
ание
глаголов
прошедше
го
времени с
существи
тельными
в роде
Согласов
ание
прила
гательных
с
существи
тельными
в роде
предлоги
на, в, под
предлоги
за, между,
перед
Именител
ьный
падеж,
множеств
енное
14
15
Звук и буква
Р
2
Начало,
середина,
конец слова
«Фрукты
—
овощи»
16
17
18
Звуки буква
Н
Сонорные
звуки
М,Н,Л,Р
Звук и буква
И
1
1
1
«Зоо
парк»
«Лес»
«Инстру
менты»
Начало,
середина,
конец слова
Первый и
последний
звук в
слове
Звуковой
анализ
слов типа
кит Буква Я
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Буква Ю
Буква Е
Буква Ё
Буква Ь
(смягчитель)
28
29
Звуки
М—М'
2
2
2
2
1
2
«Ме
бель»
Звуковой
анализ
слов типа
яма
Звуковой
анализ слов
типа юла
Звуковой
анализ слов
типа ежи
«Игруш
ки»
«Живот
ные»
Звуковой
анализ
слов типа
ерш
Звуковой
анализ слов
типа конь
«Рыбы»
«До
машние
живот
ные».
число
существи
тельных
Именител
ьный
падеж,
множеств
енное
число
существи
тельных
Предлог
и над,
под; из
под
Согласов
ание
глаголов :
прошедшег
о времени
с
существи
тельными
в роде
Предло
ги над,
под, из
под
Согласов
ание
прила
гательны
х с
существ
и
тельными
в роде
Звуковой
анализ слов
типа мак,
мил
«Цветы» Согласова
ние
прилагател
ьных с
существит
ельными вроде
«Овощи» Согласова
30
31
Звуки
Л—Л'
2
Звуковой
анализ слов
типа лук,
лис
32
Звуки Н—Н'
1
33
34
Звуки
Р—Р'
35
36
37
38
Звук и
буква П
Звук и
буква Б
Звуки и
буквы П—Б
2
1
1
2
39
Звуки буквТ
1
Звуковой
анализ слов
типа
шапка
Звуковой
анализ слов
типа плот
«Го
ловные
уборы»
«Транс
порт»
40
Звук и буква
Д
1
Звуковой
анализ
«Спор
тивныеве
Звуковой
анализ слов
типа Нина
«Имена
людей»
звуковой
анализ слов
типа рак,
рис
«Животн
ые
водоемов
»
Звуковой
анализ слов
типа плащ
«Одеж
да»
Предлоги
в,
на, с, из
«Обувь» Антонимич
ние
глаголов
прошедшег
о
времени с
существит
ельными
вроде
Уменьшит
ельно
ласкательн
ые
суффиксы
Предлогин
ад, под,
изпод
ные
приставки
Антоними
чные
приставки
Приставки
на соглас
ную. Ъ
после
приставок
Наречия
простран 41
42
Звуки и
буквы
ТД
43
Звуки буква
К
44
Звук и буква
Г
45
46
Звуки и
буквы
КГ
47
48
Звук и
буква Ф
49
50
Звук и
буква В
51
52
Звуки и
буквы
Ф—В
2
1
1
2
2
2
2
слов типа
диск
Звуковой
анализ слов
типа
труба
щи»
«Музы
кальные
инстру
менты»
«Рыбы»
Звуковой
анализ слов
типа карп
«Зоо
парк»
Звуковой
анализ
слов типа
тигр
ственного
значения
Наречия
качестве
нного
значения
{тихо>г
ромко и
т. д.)
Приставк
и и
предлоги'
простран
ственного
значения
Согласов
ание
прилага
тельныхс
существ
и
тельными
в роде
Звуковой
анализ слов
типа сокол
Звуковой
анализ слов
типа филин
Звуковой
анализ слов
типа
ворона
Звуковой
анализ слов
типа
воробей
«Птицы» Приставки
и предлоги
пространс
твенного
значения
«Птицы» Приставки
и предлоги
пространс
твенного
значения
«Птицы» Приставки
и предлоги
пространс
твенного
значения
«Птицы» Приставки
и предлоги
пространс
твенного
значения 53
54
Звук и
буква С
55
56
Звук и
буква 3
57
58
59
Звуки и
буквы
С—3
60
61
Звуки
буква Ш
62
63
Звук и
буква Ж
2
2
3
2
2
«Еда»
Звуковой
анализ слов
типа сахар
«Игруш
ки»
Звуковой
анализ слов
типа
мозаика
Звуковой
Анализ слов
типа
зонтик
«Пред
меты
личного
пользо
вания»
Согласова
ние прила
гательных
ссуществи
тельными
вроде
Согласова
ние
глаголов
Прошедше
говремени
с
существит
ельными в
роде
Согласова
ние
глаголов
Прошедше
говремени
с
существит
ельными в
роде
Звуковой
анализ слов
типа
кувшин
Звуковой
Анализ слов
жасмин
«Посуда» Согласова
ние прила
гательных
ссуществи
тельными
вроде
Согласова
ние прила
гательных
с
существи
тельными
вроде
«Лекар
ствен
ные рас
тения»
64
'Звуки и
буквы
ШЖ
1
Звуковой
анализ слов
типа
шишки
«Плоды
и семена»
Согласова
ние прила
гательных
ссуществи
тельными
вроде 65
66
Звук и
буква X
2
« Еда »
Звуковой
анализ слов
типа халва
Согласован
ие
глаголов
прошедшег
о
времени
ссуществи
тельньши
вроде ЛИТЕРАТУРА
Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. М., 1991.
Ефименкова М.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьномлогопункте. М, 1991.
Иваненко СФ. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых
нарушениях произношения. М., 1984.
Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками . Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К',Г, Г '. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Л, Л ', Р,Р' Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П,П',Б,Б'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С,С',3, 3'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие и самые звонкие. Ярославль,1999.
Козырева Л. М. Как научиться читать, Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова, Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для
совершенствования навыков техники чтения. (Читай четко, громко,
выразительно). М., Издатшкола, 2000.
Козырева Л, М. Логопедическая программа коррекции звуковой стороны речи
для детей с задержкой психического развития. 2—3 классы. Смоленск. 2003.
Ушаков Н. Н. и др. Путешествие по стране слов. М , 1992.
Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
Язовицкий Е. Б. Говорите правильно. М., 1969.
Якубовская Э. Д. и др. Дидактические игры. М., 1991.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы. М., 1984.
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.