Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Оценка 5
Разработки курсов
doc
библиотека
3 кл—4 кл
05.03.2018
Цель программы: формирование библиотечно-информационной культуры у участников образовательного процесса.
Задачи:
• научить школьников применять знания, умения и навыки рабо¬ты с библиотечно-информационными ресурсами;в
• внедрить в образовательный процесс:
- интегрированный курс обучения школьников библиотечно-библиографической и компьютерной грамотности;
- систему занятий по формированию библиотечно-информационной культуры обучающихся средствами интеграции учебных предметов и с применением ИКТ-технологий;
- описывать способ достижения результата и объяснять требования к нему;
- отслеживать и оценивать деятельность целеобразования у обучающихся и собственную деятельность по целеполаганию;
• мотивирование обучающихся на осуществление учебной деятельности:
- создавать условия для самомотивирования обучающихся;
- обеспечивать позитивную мотивацию детей;Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Основы биб-инф грамотности-2кл.doc
средняя общеобразовательная школа № 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Программа кружка
«Основы библиотечноинформационной грамотности»
для обучающихся 3, 4 классов
Составила: Горст Юлия Юрьевна,
педагобиблиотекарь 1КК Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования определяет метапредметные результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и основной школы, в числе которых:
• активное использование в решении различных задач средств информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ);
• использование различных способов поиска (в т. ч. в Интернете), сбора, обработки и передачи информации;
• умение вводить текст с помощью клавиатуры и т. д.
Для получения качественных результатов начального и основного общего образования разработана программа формирования библиотечноинформа
ционной культуры обучающихся (далее программа).
Цель программы: формирование библиотечноинформационной культуры у участников образовательного процесса.
Задачи:
• научить школьников применять знания, умения и навыки работы с библиотечноинформационными ресурсами;в
• внедрить в образовательный процесс:
интегрированный курс обучения школьников библиотечнобиблиографической и компьютерной грамотности;
систему занятий по формированию библиотечноинформационной культуры обучающихся средствами интеграции учебных предметов и с
применением ИКТтехнологий;
описывать способ достижения результата и объяснять требования к нему;
отслеживать и оценивать деятельность целеобразования у обучающихся и собственную деятельность по целеполаганию;
• мотивирование обучающихся на осуществление учебной деятельности:
создавать условия для самомотивирования обучающихся;
обеспечивать позитивную мотивацию детей;
Результаты освоения программы формирования библиотечноинформационной культуры обучающихся:
• личностные:
сформированность у обучающихся целостного, социально ориентированного взгляда на мир; основ российской гражданской идентичности и толе
рантного сознания;
овладение детьми навыками адаптации в современном информационном обществе;
развитие у школьников самостоятельности и личной ответственности; • метапредметные:
умение обучающихся определять наиболее эффективные способы решения проблем творческого и поискового характера;
освоение детьми начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование школьниками речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;
готовность обучающихся слушать собеседника и вести диалог;
овладение детьми начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) для формирования целостной картины мира.
В результате освоения программы обучающиеся:
• научатся:
использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; знаковосимволические средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
• овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебных
предметов.
Настоящая программа предполагает получение необходимого минимума знаний об информации и информационной культуре. Реализация
программы будет осуществляться через проведение занятий кружка библиотечноинформационной грамотности во 2х, 3х и 5х классах в виде
внеурочных занятий, продолжительностью 40 минут, с периодичностью 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие); уметь определять по ним примерное
содержание книг;
уметь самостоятельно выбирать научнопопулярные и художественные книги;
уметь пользоваться справочной литературой, периодической печатью;
уметь пользоваться справочнобиблиографическим аппаратом библиотеки, знать структуру каталогов и картотек;
уметь пользоваться справочным аппаратом книги;
знать источники информации на непечатных носителях (фоно, видео, аудио материалы);
знать правила техники безопасности при работе на компьютере; знать назначение и применение основных компонентов компьютера;
уметь работать с программами: «Power Point», «Microsoft Excel»,
«Microsoft Word»;
знать поисковые системы Интернета;
уметь анализировать, обобщать, делать выводы;
знать и применять рекомендации по оформлению реферата.
Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия;
2. Групповые дискуссии;
3. Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы;
4. Практические: с книгой, с компьютером;
5. Обучающий контроль: тестирование.
Формы работы:
1. лекции;
2. практические занятия
3. библиографические игры
Формы контроля:
1. Устный контроль.
2. Тестирование.
3. Защита выполненных работ:
а) «Поиск информации в библиотеке. Работа с каталогом»;
б) «Поиск информации в библиотеке. Работа с периодической картотекой статей»;
в) «Поиск информации в Интернете»;
г) «Поиск информации к реферату. В библиотеке. В Интернете». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ БИБЛИОТЕЧНОНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 3 классов, 34 часа;
для обучающихся 4 классов, 34 часа;
Тематическое планирование занятий кружка «Основы библиотечноинформационной грамотности»
№
Тема занятия
Знакомство со
школьной
библиотекой
Форма
проведения
Экскурсия с
элементами
дидактической
игры
Знание правил
пользования
библиотекой,
структуры
библиотеки
Знания
Умения
Универсальные учебные действия
Познавательные Коммуникативные
Самостоятельное
выделение
и формулирование
познавательной
цели
Планирование
учебного
сотрудничества с
работниками
библиотеки,
постановка вопросов
Регулятивны
е
Целеполагани
е,
планирование
Осуществление
Использование
Целеполагани
Пользоваться
библиотекой
(определять
цель посещения,
формулировать
читательский
запрос)
Воспринимать
1
2
Знакомство
Эвристическая
Знание роли с существующими
источниками
информации
беседа
Из истории развития
письменности и
книгопечатания
Занятие с элемен
тами беседы
Источники
информации в
современном мире.
Эвристическая
беседа
информации в
деятельности
человека,
источников и
носителей
информации,
способов ее
хранения
Знание истории
появления,
развития
письменности и
книгопечатания
Знание этапов
развития
современной
техники, сфер ее
применения
Элементы книги
Практическое
занятие. Итог
составление
макета книжного
издания
Знание отдельных
элементов книги
(суперобложка,
обложка,
титульный лист,
аннотация и т. д.)
вербальную
информацию,
соотносить ее с
субъектным
опытом,
концентрироват
ь внимание,
задавать
вопросы
Воспринимать
вербальную
информацию,
соотносить ее с
субъектным
опытом,
концентрироват
ь внимание, зада
вать вопросы
Воспринимать
вербальную
информацию,
соотносить ее с
субъектным
опытом, ставить
вопросы,
концентри
ровать внимание
Задавать
репродуктивные
и творческие
вопросы
5
9
6
простых
логических
действий
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю)
е,
планирование
Оценка,
волевая
саморегуляци
я как
способность к
мобилизации
сил и энергии
Планирование
, волевая
саморегуля
ция как
способность к
мобилизации
сил и энергии
Целеполагани
е,
планирование
Установление
связей и
отношений в
любой области
знания
Использование
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю),
постановка вопросов
Способность и
умение
производить
простые
логические
действия (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение и др.)
Самостоятельное
выделение
и формулирование
познавательной
цели;
поиск и выделение
необходимой
информации;
осуществление
простых
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и сверстни
ками определение
функций, целей и
способов взаимодей
ствия участников 7
3
4
8
Как создавалась
книга
Литературный
персонаж
Дидактическая
игра.
Итог создание
иллюстраций
Представление о
литературном
персонаже как
о действующем
лице
художественного
произведения
Изображать
литературный
персонаж и
иллюстрировать
произведение
Конкурс детских
работ
Выставка с
элементами
обсуждения и
индивидуальным
голосованием
Первоначальные
знания о
проведении
конкурсов,
выставок
и голосования
Сравнивать,
анализировать,
делать выводы
логических
действий,
моделирование
Моделирование
преобразование
объекта из
чувственной
формы в модель,
где выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно
графическая или
знаковосимволич)
Личное,
эмоциональное
позитивное
отношение к себе
и окружающему
миру
Поиск информации
в книгах
Практическое
занятие
Знание
справочного
аппарата книги
Находить
необходимую
информацию в
книгах, работать
со справочным
аппаратом
книги,
объяснять свой
выбор
Самостоятельное
выделение
и формулирование
познавательной
цели;
поиск и выделение
необходимой
информации;
применение
Целеполагани
е,
планирование,
прогнозирова
ние,
оценка
Оценка,
прогнозиро
вание,
планирование,
целеполагани
е
Целеполагани
е,
планирование,
оценка
Моделирование
преобразование
объекта из
чувственной формы в
модель, где выделены
существенные
характеристики
объекта (простран
ственнографическая
или знаково
символическая)
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстннками
определение
функций, целей и
способов взаимодей
ствия участников.
Объяснение своего
выбора
Постановка вопросов
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
объяснение своего
выбора Поиск информации
в книгах
Практическое
занятие. Игра «
Кто быстрее
найдёт нужную
информацию»
Знание
справочного
аппарата книги
9
9
10
Эвристическая
беседа
Источники
информации в
современном мире.
История развития
компьютера
Знание этапов
развития
компьютерной
техники, сфер ее
применения
Основы компьютер
ной грамотности
Практическое
занятие
Знание основных
частей
компьютера,
приемов работы с
ним,
понятия"рабочий
стол"
методов
информационного
поиска; анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение
Самостоятельное
выделение
и формулирование
познавательной
цели;
поиск и выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационного
поиска; анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение
Способность и
умение
производить
простые
логические
действия (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение и др.)
Осуществление
простых
логических
действий
Находить
необходимую
информацию в
книгах, работать
со справочным
аппаратом
книги,
объяснять свой
выбор
Воспринимать
вербальную
информацию,
соотносить ее с
субъектным
опытом, ставить
вопросы,
концентри
ровать внимание
Работать с
клавиатурой,
мышью
Целеполагани
е,
планирование,
оценка
Постановка вопросов
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
объяснение своего
выбора
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия
Использование
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю)
Планирование
, волевая
саморегуля
ция как
способность к
мобилизации
сил и энергии
Целеполагани
е,
планирование Основы компьютер
ной грамотности
Практическое
занятие
Основы компьютер
ной грамотности
Практическое
занятие
Поисковые системы
Интернета
Практическое
занятие
ИКТзанятие
Сбор и исследование
информационных
ресурсов по теме
"Вежливость"
11
12
10
12
Работать с
клавиатурой,
мышью
Знание текстового
редактора,
приемов работы с
ним, понятия
«документ»,
"редактирование",
«правка», «поиск»
Умение оформить Работать с
клавиатурой,
мышью
Знание способов
работы с
информацией
(поиск, обработка,
передача,
хранение)
Находить
необходимую
информацию в
Интернете и
сохранять её на
компьютере
Знание понятия
"вежливость",
правил
вежливости,
правил поведения
в общественных
местах, школе и
дома
Находить
необходимую
информацию,
анализировать и
структурироват
ь ее
13 Конкурс детских
работ, выполненных
в ходе подготовки к
ИКТурокам
Выставка
с элементами
обсуждения
и индивидуальным
Первоначальные
знания о
проведении
конкурсов,
Сравнивать,
анализировать,
делать выводы
Осуществление
простых
логических
действий
Использование
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю)
Целеполагани
е,
планирование
Осуществление
простых
логических
действий
Установление
связей и
отношений в
любой области
знания
Поиск
необходимой
информации, в т.
ч. с помощью
компьютерных
средств;
способность и
умение
производить
простые
логические
действия (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение и др.)
Личное,
эмоциональное
позитивное
отношение к себе
Использование
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю)
Использование
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю),
постановка вопросов
Инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Целеполагани
е,
планирование
Оценка,
волевая
саморегуляци
я как
способность к
мобилизации
сил и энергии
Оценка,
прогнозиро
вание,
планирование,
целеполагани
е
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
Оценка,
прогнозиро
вание,
планирование, голосованием
выставок и
голосования
Справочная
литература
Практическое
занятие.
Итог составление
справочника
Понятие об
орфографическом,
толковом
словарях, словаре
синонимов и
антонимов
Работать со
справочной
литературой,
задавать
репродуктивные
и творческие
вопросы
Периодика.
Интервью
Эвристическая
беседа
Знание
особенностей
периодических
изданий,
структуры и
формы
представления
информации
Находить
необходимую
информацию в
периодике,
объяснять свой
выбор.
Начальные
навыки
интер15вьюиров
ания
14
15
16 Современная
система информа
Лекция с
элементами
Знания о
структуре
Ориентироватьс
я в системе
и окружающему
миру; желание
выполнять
учебные действия
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели; поиск и
выделение
необходимой
информации;
осуществление
простых
логических
действий,
моделирование
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели; поиск и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационного
поиска; анализ,
синтез, сравнение,
обобщение
Способность и
умение
целеполагани
е
Целеполагани
е,
планирование
Целеполагани
е,
планирование,
оценка
сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия;
объяснение своего
выбора
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия,
постановка вопросов
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Постановка вопросов
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
объяснение своего
выбора
Планирование
учебного
Планирование
, волевая ционных услуг
беседы
информационных
услуг
информаци
онных услуг
Англоязычные
источники
информации.
Бумажные носители
Англоязычные
источники
информации.
Электронные
носители
Библиотечные
ресурсы. Карточка в
каталоге
17
18
22
Практическое
занятие
Знание понятий
"словарь" и "разго
ворник"
Работать со
словарями и
разговорниками
Практическое
занятие
Знание об
электронных
англоязычных
источниках
информации
Работать с
англоязычными
электронными
источниками
информации
Установление
связей и
отношений в
любой области
знания
Практическое
занятие. Итог
составление
карточки библио
течного каталога
Работать с
каталогом,
карточкой
библиотечного
каталога,
картотекой
Знание
структурно
смысловых частей
карточки каталога,
значение
аннотации,
правила ее
написания,
представление о
библиографическо
м описании книги
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели; поиск и
выделение
необходимой
информации;
осуществление
простых
логических
действий;
моделирование
производить
простые
логические
действия (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение и др.)
Осуществление
простых
логических
действий
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия
Использование
вербальных способов
коммуникации(вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю)
Использование
вербальных способов
коммуникации (вижу,
слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю),
постановка вопросов
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия;
постановка вопросов
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
саморегу
ляция
Целеполагани
е,
планирование
Целеполагани
е,
планирование
Целеполагани
е,
планирование
Планирование
, волевая
саморегуля
ция
24 Минисочинения на
тему "Современные
экологические
проблемы города.
Состояние водных
Практическое
занятие
Знание проблем,
связанных с
экологией города,
сведений о водных
объектах города
Анализировать и
оценивать
информацию с
точки зрения
важности,
Способность и
умение
производить
простые
логические объектов"
Выбор лучшего
сочинения
Открытое
голосование
полезности и
достоверности
действия (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение и др.)
Знание понятий
"полнота
представления
информации",
"ценность
информа
Анализировать и
оценивать
информацию с
точки зрения
важности,
полезности и
достоверности
Осуществление
простых
логических
действий
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия
Опосредованная
коммуникация
(использование
знаков и символов)
Контроль в
форме
сличения
способа
действия и
его резуль
тата с
заданным
эталоном;
коррекция;
оценка
Введение. Понятие
информации. Формы
предоставления
информации.
Виды
информационных
процессов.
Хранение, обработка
и передача
информации.
лекция
лекция
Фонд библиотеки.
Классификационная
система.
лекция
Выбор метода
поиска информации.
лекция
Дать
представление о
понятиях
«информация»,
«информационная
среда».
Сформировать у
обучающихся
необходимые
знания о видах
информационных
процессов.
Познакомить
обучающихся с
понятиями
«абонемент»,
«читальный зал»,
таблица ББК.
Рассказать о
возможностях
Устный опрос
Фронтальный
контроль
Выполнение
контрольных
заданий
Индивидуальны
й опрос
25
28
29
30
31 Возможности
поиска.
Каталоги
лекция
32
33
34
Картотеки
лекция
Поиск информации
в библиотеке.
Работа с каталогом.
практическое
занятие
поиска, о том, как
библиотека
раскрывает
фонды.
Научить
пользоваться СБА
библиотеки.
Познакомить со
структурой
каталога,
с принципами его
построения.
Научить
пользоваться СБА
библиотеки.
Познакомить со
структурой
картотеки, с
принципами её
построения.
Закрепить на
практике знания,
полученные на
предыдущих
уроках.
Выборочный
опрос
Выборочный
опрос
Защита
выполненной
работы
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.