Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Оценка 5

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
библиотека
3 кл—4 кл
05.03.2018
Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Цель программы: формирование библиотечно-информационной культуры у участников образовательного процесса. Задачи: • научить школьников применять знания, умения и навыки рабо¬ты с библиотечно-информационными ресурсами;в • внедрить в образовательный процесс: - интегрированный курс обучения школьников библиотечно-библиографической и компьютерной грамотности; - систему занятий по формированию библиотечно-информационной культуры обучающихся средствами интеграции учебных предметов и с применением ИКТ-технологий; - описывать способ достижения результата и объяснять требования к нему; - отслеживать и оценивать деятельность целеобразования у обучающихся и собственную деятельность по целеполаганию; • мотивирование обучающихся на осуществление учебной деятельности: - создавать условия для самомотивирования обучающихся; - обеспечивать позитивную мотивацию детей;Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Основы биб-инф грамотности-2кл.doc
средняя общеобразовательная школа № 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                Программа кружка «Основы библиотечно­информационной грамотности»                  для обучающихся   3, 4 классов                                           Составила: Горст Юлия Юрьевна, педаго­библиотекарь 1КК Пояснительная записка    Федеральный государственный образовательный стандарт начального  и основного общего образования определяет метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и основной школы, в числе которых: • активное использование в решении различных задач средств информационно­коммуникационных технологий (далее ­ ИКТ); • использование различных способов поиска (в т. ч. в Интернете), сбора, обработки и передачи информации; • умение вводить текст с помощью клавиатуры и т. д. Для получения качественных результатов начального и основного общего образования разработана программа формирования библиотечно­информа­ ционной культуры обучающихся (далее ­ программа).  Цель программы: формирование библиотечно­информационной культуры у участников образовательного процесса.  Задачи: • научить школьников применять знания, умения и навыки работы с библиотечно­информационными ресурсами;в • внедрить в образовательный процесс:  ­ интегрированный курс обучения школьников библиотечно­библиографической и компьютерной грамотности; ­ систему занятий по формированию библиотечно­информационной культуры обучающихся средствами интеграции учебных предметов и с  применением ИКТ­технологий; ­ описывать способ достижения результата и объяснять требования к нему; ­ отслеживать и оценивать деятельность целеобразования у обучающихся и собственную деятельность по целеполаганию; • мотивирование обучающихся на осуществление учебной деятельности:  ­ создавать условия для самомотивирования обучающихся; ­ обеспечивать позитивную мотивацию детей; Результаты освоения программы формирования библиотечно­информационной культуры обучающихся: • личностные: ­ сформированность у обучающихся целостного, социально ориентированного взгляда на мир; основ российской гражданской идентичности и толе­ рантного сознания; ­ овладение детьми навыками адаптации в современном информационном обществе; ­ развитие у школьников самостоятельности и личной ответственности; • метапредметные: ­ умение обучающихся определять наиболее эффективные способы решения проблем творческого и поискового характера; ­ освоение детьми начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ­ использование школьниками речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; различных способов поиска,  сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и  технологиями учебного предмета; ­ готовность обучающихся слушать собеседника и вести диалог; ­ овладение детьми начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,  культурных, технических и др.) для формирования целостной картины мира. В результате освоения программы обучающиеся: • научатся: ­ использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; знаково­символические средства  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ­ выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением; • овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки,  анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебных  предметов. Настоящая   программа   предполагает   получение   необходимого   минимума   знаний   об   информации   и   информационной   культуре.   Реализация программы   будет   осуществляться   через   проведение   занятий   кружка   библиотечно­информационной   грамотности   во   2­х,   3­х   и   5­х   классах   в   виде внеурочных занятий, продолжительностью 40 минут, с периодичностью 1 раз в неделю. Предполагаемый результат:         уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);  знать   основные   элементы   книги   (титульный   лист,   оглавление,   предисловие,   аннотация,   послесловие);   уметь   определять   по   ним   примерное содержание книг; уметь самостоятельно выбирать научно­популярные и художественные книги; уметь пользоваться  справочной литературой, периодической печатью;  уметь пользоваться справочно­библиографическим аппаратом библиотеки, знать структуру каталогов и картотек;  уметь пользоваться справочным аппаратом книги;  знать источники информации на непечатных носителях (фоно, видео, аудио материалы); знать правила техники безопасности при работе на компьютере; знать назначение и применение  основных компонентов компьютера;   уметь работать  с программами:  «Power Point», «Microsoft  Excel»,          «Microsoft Word»;    знать поисковые системы Интернета; уметь анализировать,   обобщать, делать выводы; знать и применять рекомендации по  оформлению реферата. Методы обучения: 1. Словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия; 2. Групповые дискуссии; 3. Наглядные: иллюстрации,  видеоматериалы; 4. Практические: с книгой, с компьютером; 5. Обучающий контроль: тестирование. Формы работы: 1. лекции; 2. практические занятия 3. библиографические игры Формы контроля: 1. Устный контроль. 2. Тестирование. 3. Защита выполненных работ:       а)  «Поиск  информации в библиотеке. Работа с каталогом»;      б) «Поиск  информации в библиотеке.  Работа  с периодической  картотекой статей»;      в)  «Поиск информации  в Интернете»;      г)  «Поиск информации к реферату. В  библиотеке. В Интернете». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ    БИБЛИОТЕЧНО­НФОРМАЦИОННОЙ   ГРАМОТНОСТИ»  для обучающихся 3 классов, 34 часа; для обучающихся 4 классов, 34 часа; Тематическое планирование занятий кружка «Основы библиотечно­информационной грамотности» № Тема занятия Знакомство со  школьной  библиотекой Форма проведения Экскурсия с  элементами  дидактической  игры Знание правил пользования библиотекой, структуры библиотеки Знания Умения Универсальные учебные действия Познавательные Коммуникативные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели Планирование  учебного  сотрудничества с  работниками  библиотеки,  постановка вопросов Регулятивны е Целеполагани е,  планирование Осуществление  Использование  Целеполагани Пользоваться  библиотекой  (определять  цель посещения, формулировать  читательский  запрос) Воспринимать  1 2 Знакомство Эвристическая  Знание роли с существующими источниками информации беседа Из истории развития письменности и  книгопечатания Занятие с элемен­ тами беседы Источники  информации в  современном мире.  Эвристическая  беседа информации в  деятельности  человека,  источников и  носителей  информации,  способов ее  хранения Знание истории  появления,  развития  письменности и  книгопечатания Знание этапов  развития  современной  техники, сфер ее  применения Элементы книги Практическое  занятие. Итог  ­составление  макета книжного  издания Знание отдельных  элементов книги  (суперобложка,  обложка,  титульный лист,  аннотация и т. д.) вербальную  информацию,  соотносить ее с  субъектным  опытом,  концентрироват ь внимание,  задавать  вопросы Воспринимать  вербальную  информацию,  соотносить ее с  субъектным  опытом,  концентрироват ь внимание, зада вать вопросы Воспринимать  вербальную  информацию,  соотносить ее с  субъектным  опытом, ставить вопросы,  концентри­ ровать внимание Задавать  репродуктивные и творческие  вопросы 5 9 6 простых  логических  действий вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю) е,  планирование Оценка,  волевая  саморегуляци я как  способность к мобилизации  сил и энергии Планирование , волевая  саморегуля­ ция как  способность к мобилизации  сил и энергии Целеполагани е,  планирование Установление  связей и  отношений в  любой области  знания Использование  вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю), постановка вопросов Способность и  умение  производить  простые  логические  действия (анализ,  синтез, сравнение,  обобщение и др.) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; осуществление  простых Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками ­  определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и сверстни­ ками ­ определение  функций, целей и  способов взаимодей­ ствия участников 7 3 4 8 Как создавалась  книга Литературный  персонаж Дидактическая  игра. Итог ­ создание  иллюстраций Представление о  литературном персонаже как о действующем  лице художественного произведения Изображать  литературный  персонаж и  иллюстрировать произведение Конкурс детских  работ Выставка с  элементами  обсуждения и  индивидуальным голосованием Первоначальные  знания о  проведении  конкурсов,  выставок и голосования Сравнивать,  анализировать,  делать выводы логических  действий, моделирование Моделирование ­  преобразование  объекта из  чувственной  формы в модель,  где выделены  существенные  характеристики  объекта  (пространственно­ графическая или  знаково­символич) Личное,  эмоциональное  позитивное  отношение к себе  и окружающему  миру Поиск информации  в книгах Практическое  занятие Знание  справочного  аппарата книги Находить  необходимую  информацию в  книгах, работать со справочным  аппаратом  книги,  объяснять свой  выбор Самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; применение  Целеполагани е,  планирование, прогнозирова ние, оценка Оценка,  прогнозиро­ вание,  планирование, целеполагани е Целеполагани е,  планирование, оценка Моделирование ­  преобразование  объекта из  чувственной формы в модель, где выделены существенные  характеристики  объекта (простран­ ственно­графическая или знаково­ символическая) Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстннками ­  определение  функций, целей и  способов взаимодей­ ствия участников.  Объяснение своего  выбора Постановка вопросов ­инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации;  объяснение своего  выбора Поиск информации  в книгах Практическое  занятие. Игра «  Кто быстрее  найдёт нужную  информацию» Знание  справочного  аппарата книги 9 9 10 Эвристическая  беседа Источники  информации в  современном мире.  История развития  компьютера Знание этапов  развития  компьютерной  техники, сфер ее  применения Основы компьютер­ ной грамотности Практическое  занятие Знание основных  частей  компьютера,  приемов работы с  ним,  понятия"рабочий  стол" методов информационного поиска; анализ,  синтез, сравнение,  обобщение Самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; применение  методов информационного поиска; анализ,  синтез, сравнение,  обобщение Способность и  умение  производить  простые  логические  действия (анализ,  синтез, сравнение,  обобщение и др.) Осуществление  простых  логических  действий Находить  необходимую  информацию в  книгах, работать со справочным  аппаратом  книги,  объяснять свой  выбор Воспринимать  вербальную  информацию,  соотносить ее с  субъектным  опытом, ставить вопросы,  концентри­ ровать внимание Работать с  клавиатурой,  мышью Целеполагани е,  планирование, оценка Постановка вопросов ­инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации;  объяснение своего  выбора Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками ­  определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия Использование  вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю) Планирование , волевая  саморегуля­ ция как  способность к мобилизации  сил и энергии Целеполагани е,  планирование Основы компьютер­ ной грамотности Практическое  занятие Основы компьютер­ ной грамотности Практическое  занятие Поисковые системы  Интернета Практическое  занятие ИКТ­занятие Сбор и исследование информационных  ресурсов по теме  "Вежливость" 11 12 10 12 Работать с  клавиатурой,  мышью Знание текстового  редактора,  приемов работы с  ним, понятия   «документ»,  "редактирование",  «правка», «поиск» Умение оформить  Работать с  клавиатурой,  мышью Знание способов  работы с  информацией  (поиск, обработка, передача,  хранение) Находить  необходимую  информацию в  Интернете и  сохранять её на  компьютере Знание понятия  "вежливость",  правил  вежливости,  правил поведения  в общественных  местах, школе и  дома Находить  необходимую  информацию,  анализировать и  структурироват ь ее 13 Конкурс детских  работ, выполненных  в ходе подготовки к  ИКТ­урокам Выставка с элементами обсуждения и индивидуальным Первоначальные  знания о  проведении  конкурсов,  Сравнивать,  анализировать,  делать выводы Осуществление  простых  логических  действий Использование  вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю) Целеполагани е,  планирование Осуществление  простых  логических  действий Установление  связей и  отношений в  любой области  знания Поиск  необходимой  информации, в т.  ч. с помощью  компьютерных  средств;  способность и  умение  производить  простые  логические  действия (анализ,  синтез, сравнение,  обобщение и др.) Личное,  эмоциональное  позитивное  отношение к себе  Использование  вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю) Использование  вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю), постановка вопросов Инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации Целеполагани е,  планирование Оценка,  волевая  саморегуляци я как  способность к мобилизации  сил и энергии Оценка,  прогнозиро­ вание,  планирование, целеполагани е Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  Оценка,  прогнозиро­ вание,  планирование, голосованием выставок и  голосования Справочная  литература Практическое  занятие. Итог ­ составление справочника Понятие об  орфографическом, толковом  словарях, словаре  синонимов и  антонимов ­ Работать со  справочной  литературой,  задавать  репродуктивные и творческие  вопросы ­ Периодика. Интервью Эвристическая  беседа Знание  особенностей  периодических  изданий,  структуры и  формы  представления  информации Находить  необходимую  информацию в  периодике,  объяснять свой  выбор.  Начальные  навыки  интер15вьюиров ания ­ 14 15 16 Современная  система информа­ Лекция с  элементами  Знания о  структуре Ориентироватьс я в системе  и окружающему  миру; желание  выполнять  учебные действия Самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной  цели; поиск и  выделение  необходимой  информации;  осуществление  простых  логических  действий,  моделирование Самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной  цели; поиск и  выделение  необходимой  информации;  применение  методов  информационного  поиска; анализ,  синтез, сравнение,  обобщение Способность и  умение  целеполагани е Целеполагани е,  планирование Целеполагани е,  планирование, оценка сверстниками ­  определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия;  объяснение своего  выбора Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками ­  определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия,  постановка вопросов  ­инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации Постановка вопросов ­ инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации;  объяснение своего  выбора Планирование  учебного  Планирование , волевая ционных услуг беседы информационных услуг информаци­ онных услуг Англоязычные источники информации.  Бумажные носители Англоязычные источники информации. Электронные носители Библиотечные  ресурсы. Карточка в  каталоге 17 18 22 Практическое  занятие Знание понятий  "словарь" и "разго­ ворник" Работать со  словарями и  разговорниками Практическое  занятие Знание об  электронных  англоязычных  источниках  информации Работать с  англоязычными  электронными  источниками  информации Установление  связей и  отношений в  любой области  знания Практическое  занятие. Итог  ­составление  карточки библио­ течного каталога Работать с  каталогом,  карточкой  библиотечного  каталога,  картотекой Знание  структурно­ смысловых частей  карточки каталога, значение  аннотации,  правила ее  написания,  представление о  библиографическо м описании книги Самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной  цели; поиск и  выделение  необходимой  информации;  осуществление  простых  логических  действий;  моделирование производить  простые  логические  действия (анализ,  синтез, сравнение,  обобщение и др.) Осуществление  простых  логических  действий сотрудничества с  учителем и  сверстниками ­  определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия Использование  вербальных способов коммуникации(вижу,  слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю) Использование  вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,  отвечаю, спрашиваю), постановка вопросов Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками ­  определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия;  постановка вопросов  ­инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации Планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками ­  саморегу­ ляция Целеполагани е,  планирование Целеполагани е,  планирование Целеполагани е,  планирование Планирование , волевая  саморегуля­ ция 24 Мини­сочинения на  тему "Современные  экологические  проблемы города.  Состояние водных  Практическое  занятие Знание проблем,  связанных с  экологией города,  сведений о водных объектах города Анализировать и оценивать  информацию с  точки зрения  важности,  Способность и  умение  производить  простые  логические объектов" Выбор лучшего  сочинения Открытое  голосование полезности и  достоверности действия (анализ,  синтез, сравнение,  обобщение и др.) Знание понятий  "полнота  представления  информации",  "ценность  информа­ Анализировать и оценивать  информацию с  точки зрения  важности,  полезности и  достоверности Осуществление  простых  логических  действий определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия Опосредованная  коммуникация  (использование  знаков и символов) Контроль в  форме  сличения  способа  действия и  его резуль­ тата с  заданным  эталоном;  коррекция; оценка Введение. Понятие  информации. Формы предоставления  информации. Виды  информационных  процессов.  Хранение, обработка и передача  информации. лекция лекция Фонд библиотеки. Классификационная  система. лекция Выбор  метода   поиска информации. лекция Дать  представление  о  понятиях  «информация»,  «информационная  среда». Сформировать   у  обучающихся  необходимые  знания о видах  информационных  процессов. Познакомить  обучающихся с  понятиями   «абонемент»,  «читальный зал»,  таблица ББК. Рассказать о  возможностях  Устный  опрос Фронтальный контроль Выполнение контрольных заданий Индивидуальны й опрос 25 28 29 30 31 Возможности  поиска. Каталоги лекция 32 33 34 Картотеки лекция Поиск  информации  в библиотеке.  Работа с каталогом. практическое занятие поиска, о том, как  библиотека  раскрывает  фонды. Научить  пользоваться СБА  библиотеки.   Познакомить   со  структурой  каталога,                 с принципами  его  построения. Научить  пользоваться СБА  библиотеки.   Познакомить   со  структурой  картотеки, с  принципами  её  построения. Закрепить на  практике знания,  полученные на  предыдущих  уроках. Выборочный опрос Выборочный опрос Защита выполненной работы

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Программа кружка «Основы библиотечно-информационной грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018