Программа кружка по углубленному изучению истории "История в лицах" Работа кружка предполагает через изучение ярких исторических личностей повторить весь курс истории России. Таким образом учащиеся имеют возможность подготовиться к экзамену по истории, к олимпиаде по истории и удовлетворить свою потребность в дополнительной информации по истории
Кружок
«История России в лицах»
(углубленное изучение истории).
Трудоемкость программы: 68 часов
Целевая категория: обучающиеся 10 класса
Срок реализации: 20192020 учебный год
Авторсоставитель: Филатова Татьяна Александровна
Учитель истории
2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«История России в лицах»
Пояснительная записка.Актуальность программы: Программа курса «История в лицах» предназначена для
учащихся 10 класса, углубленно изучающих историю как экзаменационный предмет
по выбору. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для
понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к
успешной итоговой аттестации в формеЕГЭ
Направленность программы:
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о
важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории,
учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного
человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на
чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Курс рассчитан на 34
часа.
Цели и задачи программы:
Цель курса «История в лицах» – расширение знаний учащихся о роли личности в
истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного
общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения
самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере
исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества
личности.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к
диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности,
сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей,
государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических
умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике
полученные знания; творческие способности;
5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют
умению работать в группе, вести дискуссию.
Результаты программы:
Личностные результаты:
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– работа с учебной, научнопопулярной и художественной литературой;
– анализ документов;
– оформление сообщений и рефератов.Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования о
умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся
специальные предметные умения и навыки:
– определять достоверность исторических фактов;
– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в
различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса
следующие формы и приемы:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические работы;
– викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса
учащихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план,
ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей
деятельности);
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную
деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять
внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно
излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и
фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы
проверки знаний – тесты, решение исторических задач, а также деформированные
тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения курса учащиеся должны:
– соотносить единичные факты и общие явления и процессы;– называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических
личностей;
– сравнивать исторические события и исторических деятелей;
– излагать суждения о причинноследственных связях исторических событий и
личностей;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных
людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
– сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и
отличия;
– определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям в истории, их оценку.
– тесты.
Формы контроля:
По окончании темы – тематический контроль.
По окончании кружка успешнее сдать ЕГЭ.
Трудоемкость программы: 68 часов, из них 34 часа теоретических занятий, 34 часа
практических занятий.
Календарнотематическое планирование курса
№
12
38
914
1518
Тема
Введение.
Откуда пошла Русская земля.
Они были первыми... (Реформаторы и
законодатели Древней
Руси)
Деятели Руси ХIVХV вв
Иван Грозный, Смута.
1922 Первые Романовы на Российском престоле
2326 Петр I
2730
От Екатерины I до Екатерины 2
Количество часов
Практическая часть
Колво часов
Теоретическая
часть
1
3
3
2
2
2
2
1
3
3
2
2
2
23136
3740
4144
4548
4952
5356
5760
6164
6566
6768
Екатерина Великая
Императоры 1 половины 19века: Александр 1 и
Николай 1.
Александр II: великие реформы. Александр 3 –
Контрреформатор.
Николай II
С. Ю. Витте: человек и политик.
Последний реформатор Российской империи: П.
Николай II
А. Столыпин
В.И.Ленин
И.В.Сталин, Хрущёв Н.С.
Брежнев Л.И. , Андропов,
Горбачёв М.С., Б.Н.Ельцин
В. Путин, Медведев
Итоговое занятие
Итого
3
2
2
2
2
2
2
2
1
1
34
3
2
2
2
2
2
2
2
1
1
34
Литература:
Сборники, характеризующие исторические личности.
1. Энциклопедии для детей,
2.
3. Раздаточные материалы.
4. Тренировочные работы
Материальнотехническое оснащение:
Интернет ресурсы:
1. Официальный сайт Издательства «Просвещение». URL : http://www.school
russia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=10709
Сайт с заданиями для практической части :https://histoge.sdamgia.ru2)Настенные карты и таблицы.
3) Работа с дополнительной литературой.
4) Тематические , тренировочные и диагностические работы.