Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика
3 кл
12.02.2017
Программа «Математическая шкатулка» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
кружок математическая шкатулка.doc
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол №
Согласовано:
зам. директора по УВР
Лежнина С. В.
от «__» __________ 2014 г.
__________________
от «__» _________ 2014 г.
_________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
Суринова Т.С
от «__» _______ 2014 г.
_______________
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
Срок реализации:
1 год
Составила:
Калашникова Н.А.,
учитель начальных классов,
201415 учебный год Пояснительная записка
Программа «Математическая шкатулка» направлена на формирование у
школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств
мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в
современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого
материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов
соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети
практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют
детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению
интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширение кругозора учащихся в различных областях математики;
развитие речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
умение обосновывать свои мысли.
Принципы программы
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и
других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Вопервых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического
направления, вовторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление
на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 30 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебнопрактическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
1.Словесный метод:
Основные методы
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа,
обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
Тренировочные упражнения;
практические работы.
4.Объяснительноиллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5.Частичнопоисковый метод:
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Формы занятий
Основными формами образовательного процесса являются:
практикоориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Ожидаемые результаты Личностные результаты
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы
с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в форме:
тестирования; практических работ;
творческих работ учащихся;
контрольных заданий.
Учебнотематический план
Количество часов
Тема занятия
1. Вводное занятие «Математика – царица
наук».
2. Как люди научились считать.
3. Интересные приемы устного счёта.
4. Решение занимательных задач в стихах.
5. Упражнения с многозначными числами.
6. Учимся отгадывать ребусы.
7. Числавеликаны. Коллективный счёт.
8. Упражнения с многозначными числами.
9. Решение ребусов и логических задач.
10. Задачи с неполными, лишними, нереальными
данными.
11. Загадки смекалки.
12. Игра «Знай свой разряд».
13. Обратные задачи.
14. Практикум «Подумай и реши».
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
Дата
08.09.14
15.09.14
22.09.14
29.09.14
06.10.14
13.10.14
20.10.14
27.10.14
03.10.14
17.11.14
24.11.14
01.12.14
08.12.14
15.12.14 15. Задачи с изменением вопроса.
16. «Газета любознательных».
17. Решение нестандартных задач.
18. Решение олимпиадных задач.
19. Решение задач международной игры
«Кенгуру»
20. Игра «Работа над ошибками»
21.Математические горки.
22. Наглядная алгебра.
23. Решение логических задач.
24. Игра «У кого какая цифра»
25. Знакомьтесь: Архимед!
26. Задачи с многовариантными решениями.
27. Знакомьтесь: Пифагор!
28. Задачи с многовариантными решениями.
29. Математический КВН
30. Математические ребусы
31 .Знаешь ли ты таблицу умножения?
32. Викторина.
33. Круглый стол «Подведём итоги за год»
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
1ч
1ч
22.12.14
12.01.15
19.01.15
26.01.15
02.02.15
09.02.15
16.02.15
09.02.15
16.02.15
02.03.15
16.03.15
23.03.15
06.04.15
13.04.15
20.04.15
27.04.15
11.05.15
18.05.15
25.05.15 Содержание программы
1. Математика – царица наук.
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым
материалом.
2. Как люди научились считать.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных
заданий, связанных со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов
решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание».
5. Упражнения с многозначными числами.
Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в
несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числавеликаны. Коллективный счёт.
Выполнение арифметических действий с числами из класса тысяч.
8. Упражнения с многозначными числами.
Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в
несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на
математическом уровне.
10. Задачи с неполными, лишними, нереальными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных
задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Игра «Работа над ошибками».
Систематизация знаний по изученным разделам.
21. Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
22. Наглядная алгебра.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
23. Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
24. Игра «У кого какая цифра».
Закрепление знаний нумерации чисел.
25. Знакомьтесь: Архимед!
Исторические сведения:
кто такой Архимед
открытия Архимеда
вклад в науку
26. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
27. Знакомьтесь: Пифагор!
Исторические сведения:
кто такой Пифагор
открытия Пифагора
вклад в науку
28. Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
29. Математический КВН.
Проверка знаний по изученным разделам.
30. Круглый стол «Подведем итоги за год».
Систематизация знаний по изученным разделам.
Список литературы
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.4е изд.,
перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 14 кл.М.: ВАКО, 2011.
4. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Программа кружка по математике "Математическая шкатулка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.