Программа кружка по Робототехнике
Оценка 4.9

Программа кружка по Робототехнике

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
информатика +1
Взрослым
07.01.2017
Программа кружка по Робототехнике
В современном мире шагает вперед Робототехника, линейка конструкторов постоянно развивается, но с развитием техники растет и ее цена. К сожалению многим школам не под силу приобрести новые конструкторы и они продолжают пользоваться старыми RCX. К сожалению рабочую программу к ним найти трудно, предлагаю вам свою рабочую программу, которую было тяжело составить, но кому-то она сильно поможет.текстовый файл, содержит программу
программа робототехника испр.doc

Управление образования г. Магнитогорска

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49»

 

Календарно-тематическое планирование курса

Возраст детей 4-6 класс

Сроки реализации программы 1 год

 

«Первые шаги в Робототехнику»

 

 

Автор: Донченко Г.Ю. (учитель информатики)

Пояснительная записка

Актуальность создания программы

связана с тем, что:

§  Развитие данного направления обусловлено социальным заказом общества. По данным Международной федерации робототехники,  прогнозируется резкое увеличение оборота отрасли. В новостях нас ежедневно знакомят с новыми роботизированными устройствами в домашнем секторе, в медицине, в общественном секторе и на производстве. Это инвестиции в будущие рабочие места. Однако сейчас в России наблюдается острая нехватка инженерных кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие экономики страны. Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это робототехника, позволяющая в игровой форме знакомить детей с наукой.

            программы обусловлена тем, что в наше время робототехники и          компьютеризации обучающегося необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

В образовании применяют различные робототехнические комплексы.

 

Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках Лего-конструирования. 

Цель образовательной программы «Первые шаги в Робототехнику» заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

Данная программа предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий - информационных. Технологические революции и раньше случались в истории человечества, но именно с информационной связываются огромные ожидания. Образование ожидает от информационных технологий скачка в качестве получаемых знаний. Процесс информатизации требует от школы соответствующей реакции. Таковой явилось появление предмета информатики. Должна ли система образования внести и другие коррективы? Сейчас актуальна проблема использования компьютерных технологий в различных учебных дисциплинах. В контексте современного развития это вполне естественный процесс.
Из курса информатики школьники получают представление лишь о персональных компьютерах, которые в основном используются для оформления текстов и игр. О существовании управляющих компьютеров многие из них даже не догадываются, не говоря уже о тех механизмах и устройствах, которыми они управляют. Именно эту нишу в школьном образовании и призван заполнить кружок под названием «Первые шаги в Робототехнику». «Первые шаги в робототехнику» - это общетехнический школьный кружок, построенный на базе образовательных конструкторов известной датской фирмы LEGO® для обучения школьников конструированию, моделированию и автоматическому управлению с помощью компьютера. Таким образом, при работе с конструкторами LEGO у ребят отрабатываются некоторые полезные навыки: развитие умения строить модели по схемам; развитие конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов; ориентирование в пространстве; развитие мелкой моторики; проектирование технического и программного решения идеи и реализация ее в виде функционирующей модели.

Основными задачами курса являются:

·   ознакомление с основными принципами механики;

·   ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO;

·   развитие умения работать по предложенным инструкциям;

·   развитие умения творчески подходить к решению задачи;

·   развитие умения довести решение задачи до работающей модели;

·   развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Сроки реализации программы 2 года

Возраст детей 4-6 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4.        Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

5.         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».

6.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

7.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

8.        Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 

9.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

10.    Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).

11.    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

12.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).

13.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года).

14.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480).

15.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №  413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2015 г. Регистрационный № 35953 (с 23.02.2015 года).

16.    Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850).

17.    Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором

18.    Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

19.    Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

20.    Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»

21.    Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.

22.    Учебный план МОУ «СОШ № 49» города Магнитогорска на 2016-2017 учебный год.

Формы и режим занятий.

Группы формируются по 15 человек: количество воспитанников ограничивается техническими возможностями (2 конструктора и 9 компьютеров). Учитывая различный уровень подготовки и возрастные качества воспитанников, разделы данной программы, темы занятий и количество часов, отводимые на них – варьируются.

По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами. В конце года творческая лаборатория – демонстрация возможностей роботов между группами. В конце курса обучающиеся в группах или индивидуально создают творческий проект и подготавливают творческий отчет.

Формы, методы и приемы организации деятельности воспитанников.

Логика взаимодействия воспитанников и педагога на занятиях независимо от избранной формы занятия строится на принципах: диа- и полилогичности (множественность коммуникативных связок в инфо-образовательной среде), предъявления разумных требований, свободы проявления творческой личности. Педагог использует различные формы занятий в зависимости от стратегических и тактических целей и задач. Разнообразные формы предъявления учебно-познавательного материала делают содержание доступным, интересным и привлекательным для подростков.

I. Формы организации деятельности воспитанников:

1. Занятия коллективные, индивидуально-групповые, межуровневые (занятия для воспитанников, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят обучающиеся, освоившие более высокий уровень).

2. Индивидуальная работа детей, предполагающая самостоятельный поиск различных ресурсов для решения задач:

·     учебно-методических (обучающие программы, учебные, методические пособия и т.д.);

·     материально-технических (электронные источники информации);

·     социальных (консультации специалистов, общение со старшеклассниками, сверстниками, родителями).

3. Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

II. Методы:

·     Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

·     Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

·     Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения воспитанниками;

·     Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

·     Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

·     Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

·     Поисковый – самостоятельное решение проблем;

·     Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

·     Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные задачи, технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника.

III. Приемы: создание проблемной ситуации, построение алгоритма сборки модели и составления программы и т.д.

Организация занятий.

На первом этапе обозначается тема, цели и задачи проекта, разрабатывается и собирается модель из Lego-деталей и блока NXT. На компьютере посредством программы Lego Mindstorms Education NXT создается программа управления этой моделью. На заключительном этапе модель испытывается и, при необходимости, дорабатывается.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

·      основные принципы механики;

·      основы алгоритмизации;

Обучающиеся должны уметь:

·      решать задачи практического содержания;

·      моделировать и исследовать процессы, творчески подходить к решению задачи;

·      составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд; 

·      составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО;

·      разделять обязанности при работе в малой группе, контролировать действия своей «пары», разрешать конфликты.

Неоценимы и метапредметные результаты внедрения Lego-технологий:

·      овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

·      понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

·      приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий для решения познавательных задач;

·      освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

·      формирование умений работать в группе.

Обоснование курса

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Обеспечение программы

Для эффективности реализации образовательной программы «Первые шаги в Робототехнику» необходимо дидактическое обеспечение:

1. Лего-конструкторы.

2. Программное обеспечение «Роболаб».

3. Персональный компьютер.

Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях Лего-конструирования.

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

 

-     правила безопасной работы;

-     основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

-     конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

-              компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

-              виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

-     основные приемы конструирования роботов;

-     конструктивные особенности различных роботов;

-     как передавать программы в RCX;

-     как использовать созданные  программы;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе 
      конструирования роботов (планирование предстоящих
      действий, самоконтроль, применять полученные знания,
      приемы и опыт конструирования с использованием
      специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-   создавать реально действующие модели роботов при помощи
      специальных элементов по разработанной схеме, по
      собственному замыслу;

-     создавать программы на компьютере для различных роботов;

-     корректировать программы при необходимости;

-     демонстрировать технические возможности роботов;

 

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

 

-  работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете

   (изучать и обрабатывать информацию);

-  самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования  
   роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

-  создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;

- создавать программы на компьютере на основе компьютерной  
    программы
Robolab;

-  передавать (загружать) программы в RСX;

-  корректировать программы при необходимости;

- демонстрировать технические возможности роботов

 

В соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.4.2.2821-10  от 29.10.2012г № 189 практические занятия проводятся по 20-25 мин на каждом уроке и составляют 50% учебного времени.

Принципы, лежащие в основе программы: доступность, научность, наглядность, принцип связанности обучения с практикой, принцип сознательности и активности.

Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагогом даются обучающемуся не только знания, но и формируется его личность.

Принцип научности – в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

 Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс построен так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

 Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не вызывает у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, соблю- дается еще одно правило: в процесс обучения включено сначала то, что близко и понятно для обучающихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаются детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если: - при определении содержания учебного процесса учитываются актуальные интересы и потребности детей; - дети включаются в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач; - процесс обучения максимально активизирован (игровые и дискуссионные формы работы); - стимулируются коллективные и групповые формы учебной работы. Важнейшим принципом обучения на занятиях «Леготехнология» являются сочетание слова, наглядности и практической деятельности обучения.

Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 урока.

 

Формы и режим занятий.  Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в зависимости от набора конструктора (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие по схеме – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы конструирования по образцу, схеме. Сначала дети будут строить работающие модели рычагов, блоков и зубчатых передач по инструкции, по схеме, по образцу, затем придумывать собственные варианты конструкций. Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе по схеме; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

 Тематическое занятие – детям предлагается работать над моделированием по определенной теме. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-проект – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе направления работы, ограниченного определенной тематикой. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

 Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и презентаций их отбора и подготовки к отчетным выставкам, фестивалям.

Обучающиеся достигнут следующих результатов: Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения программы «Легоконструирование» является формирование следующих умений:  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

 называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к· поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы· Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Познавательные УУД:  определять, различать и называть детали конструктора,

·  конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по· заданной схеме и самостоятельно строить схему.

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

·  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной· работы всего класса,

сравнивать и группировать предметы и их образы; Регулятивные УУД:  уметь работать по предложенным инструкциям.

·  умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою· точку зрения,

анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;·

 Коммуникативные УУД:  уметь работать в паре и в коллективе;

уметь рассказывать о постройке.·

 уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.·

Предметными результатами изучения курса «Легоконструирования» является формирование следующих знаний и умений:

 Знать:

- простейшие основы механики

 - виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

 - технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

 Уметь: - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу,

 осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей. - реализовывать творческий замысел.

 В конце изучения курса проводится итоговая конференция с показом работ. Учащиеся будут знать:

о техническом оснащении конструкции;

 правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;

технические основы построения модели;

 как построить простые и сложные конструкции и механизмы;

 как соединить детали; как сохранять цвет и форму моделей;

как использовать в сочетании с лего ткань или бумагу;

как провести физминутки для развития мелкой моторики и снятия общего утомления.

 Уметь: Строить по образцу,

 выполнять стандартное конструирование предметов,

выполнять нестандартную сборку моделей с учетом цветовых сочетаний, необычных форм, участвовать в сюжетно-ролевых играх.

Уметь работать в группе.

 Уметь собирать модели по предложенному образцу, схеме.

 Уметь создавать свои модели на основе ранее изученных тем других предметов.

Уметь представлять свою работу и работу группы.

Общими целями курса «Легоконструирования» для учащихся являются: изучение основ механики; углубление физических знаний; расширение абстрактного и творческого мышления; выработка необходимых качеств и умения творчески использовать опыт и знания в изучении и развитии конструирования. Реализация курса позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный процесс обеспечен различными видами методической продукции. Это: -Легооборудование Перворобот RCX.

 и Спектра материал, книги для учителя по работе с ним, карточки-схемы для работы учащихся.

Литература

1.     Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. –СПБ. Наука, 2010, 195 стр.

2.     Индустрия развлечений: ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. int.

3.     Автоматизированные устройства: ПервоРобот. Книга для учителя. int.

4.     MindStorms  for schools. Educational division.

5.     Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

6.     Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.

7.      www.school.edu.ru/int

8.     http://www.int-edu.ru

9.     CD ПервоРобот/RoboLab 2.5.4. Руководство пользователя. Int

10. CD ПервоРобот/RoboLab 2.5.4. Программное обеспечение. Int

 


 

 

 

Учебно-тематический план занятий.

1-й год обучения

 

№ п/п

Содержание программы

Количество часов по формам деятельности

Всего

Теория

Практика

1

Техника безопасности

Роботы вокруг нас.

3

3

 

2

Конструкция.

13

5

8

 

Исполнитель Робот.

10

1

9

3

Программа RoboLab.

7

3

4

4

Микропроцессор RCX и правила работы с ним.

 

33

7

8

6

Творческий урок

2

 

 

 

Поурочное планирование

 

 
занятия

 

Название темы

Кол-во часов

Цель урока. Знания, умения и навыки

Дата

 

Техника безопасности

 

 

 

 

 1

Техника безопасности

Роботы вокруг нас.

 

 1

Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора. Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей.

 

2

Робототехника и её законы. Айзек Азимов

1

Робототехника и её законы. Айзек Азимов

 

3

Искусственный интеллект. Тест Тьюринга и премия Лёбнера.  Проект «Первые исследования».

1

Искусственный интеллект. Тест Тьюринга и премия Лёбнера.  Проект «Первые исследования».

 

 

 

Конструкция.

 

 

 

4

Конструкция. Название основных деталей.

 1

Основные свойства конструкции при ее построении.

Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.

 

5

Конструкции: понятие, элементы.

 

Твой конструктор (состав, возможности)

- Основные детали (название и назначение)

- Датчики (назначение, единицы измерения)

- Двигатели

- Микрокомпьютер RCX

- Аккумулятор (зарядка, использование)

Названия и назначения деталей

- Как правильно разложить детали в наборе

 

 

6

Сбор непрограммируемых моделей.

 

Сбор моделей по замыслу.

 

7

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

Различные виды зубчатых колес.

 

Изучить виды передач.

 

8

Кулачковая передача

 

 

 

9

Ременная передача

 

 

 

10

Червячная передача

 

 

 

11

Основные свойства конструкции

 

 

 

12

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

 

 

 

13

Открой свою планету.

 

Развитие фантазии, воображения.

 

14

Транспорт будущего.

 

 

 

15

Свободный урок по теме «Конструкция». Самостоятельная творческая работа учащихся.

 1

 

 

16

Свободный урок по теме «Конструкция». Самостоятельная творческая работа учащихся.

 

 

 

 

Исполнитель Робот.

 

 

 

17

Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота. 

 

 

Знать среду Робота, его команды, решать простые задачи.

 

18

Основные команды 

 

 

 

19

Процедуры 

 

Уметь решать задачи с помощью процедур.

 

20

Решение задач с помощью процедур.

 

 

 

21

Простейшие задачи для Робота. Создание задач для Робота.

 

 

 

22

Цикл с заранее известным числом повторений. Цикл с условием.

 

Различать задачи, в которых применяются циклы с заранее известным или с заранее неизвестным числом повторений. Рассчитывать число повторений в цикле. Формулировать условие продолжения цикла. Условный оператор. Распознавать ветвление в задаче. Формулировать проверяемое условие и выполняемые действия.

 

23

Решение задач с помощью циклов.

 

 

 

24

Решение задач с помощью Робота

 

 

 

25

Решение задач с помощью Робота

 

 

 

26

Самостоятельное составление лабиринтов.

 

 

 

 

Программа RoboLab.

 

 

 

27

Программа RoboLab.

1

Знакомство с запуском программы, ее интерфейсом

 

28

Режим «Администратор».  Режим «Программист».

 

 

 

29

Основные окна. Готовые примеры программ.

 

Составлять простые программы.

 

30

Команды действия. Базовые команды действия.

 

 

 

31

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп

 

командаы: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп

 

32

Составления программы по шаблону

 

Решение задач на Базовые команды.

 

33

Передача и запуск программы

 

 

 

 

Микропроцессор RCX и правила работы с ним.

 

 

 

 

 34

Микропроцессор RCX и правила работы с ним.

 

 1

Подключение моторов и датчиков. Основы электричества. Понятия напряжения, полярности, электрической цепи

 

35

Конструирование первого робота Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции.

1

Собираем первого робота

 

36

Понятие команды, программы и программирования.

1

Знакомство с понятием программы и программирования

 

37

Управление 1

• Управление одним мотором

• Использование команды Жди

• Загрузка программ в RCX

 

1

 

 

Управление 1

• Управление одним мотором

• Использование команды Жди

• Загрузка программ в RCX

 

38

Управление 1

• Управление одним мотором

• Использование команды Жди

• Загрузка программ в RCX

1

 

 

39

Управление 2

• Управление двумя моторами

• Изменение мощности мотора

1

 

 

Управление 2

• Управление двумя моторами

• Изменение мощности мотора

 

40

Управление 2

• Управление двумя моторами

• Изменение мощности мотора

1

 

 

  41

Модель «вентилятор» или вертолет (по выбору ученика)

1

 

 

42

Конструирование в программе Lego Digital Designer

1

Знакомство с программой, развивать умение строить модели при помощи компьютерных программ

 

43

Конструирование в программе Lego Digital Designer

1

 

 

44

Конструирование в программе Lego Digital Designer

 

 

 

45

Управление 3

• Использование Датчика Касания в команде Жди

 

1

• Создание двухступенчатых программ

• Использование кнопки Выполнять много раз для повторения действий программы

• Сохранение и загрузка программ

 

46

Управление 3

• Использование Датчика Касания в команде Жди

 

1

Управление 3

• Использование Датчика Касания в команде Жди

 

 

47

Создание  программы «Движение по прямой»

 

 

 

48

Создание  программы «Движение по прямой» с остановками.

 

 

 

49

Проект: «На старт! Внимание! Марш!»

 

 

 

50

Проект «Шагающий Робот»

 

 

 

51

Решение задач с помощью линейных алгоритмов.

 

 

 

52

Создание программы «Поворот на 900» с использованием датчика касания (направо и налево)

1

Создание программы «Поворот на 900» с использованием датчика касания (направо и налево)

 

53

Создание программы «Поворот на 900» с использованием датчика касания (направо и налево)

1

 

 

54

Соревнование между командами: «Кто быстрее?»

 

 

 

55

Соревнование между командами: «Кто быстрее?»

 

 

 

56

Соревнования «Лабиринт» между группами, обсуждение проектов и программ

1

 

 

57

Соревнования «Лабиринт» между группами, обсуждение проектов и программ

1

 

 

58

Движение по траектории. Модель с одним и двумя датчиками света. Программирование.

1

Учиться программировать: Движение по траектории. Модель с одним и двумя датчиками света. Программирование.

 

59

Движение по траектории. Модель с одним и двумя датчиками света. Программирование

1

 

 

60

Соревнования «Движение по линии» между группами, обсуждение проектов и программ

1

Изготовление и программирование робота

 

61

Проект «Парковка»

 

 

 

62

Проект «Безопасный автомобиль»

 

 

 

63

Проект «Кольцевой маршрут»

 

 

 

64

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

 

 

 

65

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

 

 

 

66

Презентация  моделей

 

 

 

67

Творческий урок

1

Изготовление и программирование робота

 

68

Творческий урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Управление образования г. Магнитогорска

Управление образования г. Магнитогорска

Пояснительная записка Актуальность создания программы связана с тем, что: §

Пояснительная записка Актуальность создания программы связана с тем, что: §

Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий - информационных

Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий - информационных

Сроки реализации программы 2 года

Сроки реализации программы 2 года

Зарегистрирован в Минюсте РФ 08

Зарегистрирован в Минюсте РФ 08

Группы формируются по 15 человек: количество воспитанников ограничивается техническими возможностями (2 конструктора и 9 компьютеров)

Группы формируются по 15 человек: количество воспитанников ограничивается техническими возможностями (2 конструктора и 9 компьютеров)

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные задачи, технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные задачи, технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования…

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования…

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т

Обучающиеся достигнут следующих результатов:

Обучающиеся достигнут следующих результатов:

Уметь: Строить по образцу, выполнять стандартное конструирование предметов, выполнять нестандартную сборку моделей с учетом цветовых сочетаний, необычных форм, участвовать в сюжетно-ролевых играх

Уметь: Строить по образцу, выполнять стандартное конструирование предметов, выполнять нестандартную сборку моделей с учетом цветовых сочетаний, необычных форм, участвовать в сюжетно-ролевых играх

Учебно-тематический план занятий

Учебно-тематический план занятий

Искусственный интеллект. Тест

Искусственный интеллект. Тест

Ременная передача 10

Ременная передача 10

Процедуры Уметь решать задачи с помощью процедур

Процедуры Уметь решать задачи с помощью процедур

Составления программы по шаблону

Составления программы по шаблону

Конструирование в программе Lego

Конструирование в программе Lego

Соревнования «Лабиринт» между группами, обсуждение проектов и программ 1 57

Соревнования «Лабиринт» между группами, обсуждение проектов и программ 1 57

Творческий урок 1 Изготовление и программирование робота 68

Творческий урок 1 Изготовление и программирование робота 68
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017