Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
6 кл—8 кл
21.01.2017
Программа составлена таким образом, чтобы подготовить школьников, имеющих повышенную учебную мотивацию по предмету "Русский язык", к предметных конкурсам и олимпиадам. В программу кружка вошли именно те вопросы, которые чаще всего вызывают затруднения при выполнении олимпиады, но в то же время интерес к определенным темам, которые остались вне учебной программы по русскому языку.
кружок занимательная грамматика.docx
Рассмотрено на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
« » августа 2010 года
(Волошина В.П.)
Согласовано
Замдиректора по УВР
« » августа 2010 года
_____________(Бердутина Г.А.)
Утверждено директором
ЧОУСОШ «Новый путь»
« » 2010года
(Кудаева Н.Б.)
ПРОГРАММА
Лингвистического кружка
«Занимательная грамматика»
для учащихся 6 – 8 классов
Составлено учителями
русского языка и литературы:
Волошиной В.П.,
Осипян Г.В.
Армавир, 2010 год Пояснительная записка.
Воспитание любви к русскому языку – серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и
литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К. Г. Паустовский).
Любовь к родному языку воспитывается, прежде всего, через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык»,
возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.
Кружковая работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебновоспитательной работы в школе и подчинена
общим целям образования и воспитания учащихся. За последние годы она заметно и значительно оживилась. Связано это с тем, что
возникает необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его
фундаментального значения для общего образования и развития.
Участие школьников в кружковой работе способствует не только усилению интереса к изучению программного материала,
повышению успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им, но и содействует
пониманию значения языка в овладении другими науками, его роли в различных профессиях.
Кружковая работа является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся школы, так как
проведение кружков предполагает развитие у школьников интереса к дополнительному изучению различных разделов русского языка
путем чтения научнопопулярнорй литературы, работы со словарями и справочниками.
Программа кружка рассчитана на один год, направлена на работу с одаренными детьми в лингвистической области, в рамках
подготовки к лингвистическим конкурсам(например, «Русский медвежонок»), олимпиаде по русскому языку, научно
исследовательским конференциям и т.д.
При составлении планирования кружка руководствовались следующими едиными требованиями: системность и
систематичность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон,
тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Цели и задачи:
привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
повысить общую языковую культуру;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а также эффективно углублять знания учащихся в различных областях
науки о языке; развить познавательный интерес к русскому языку, обогатить учащихся новыми знаниями о языке.
Программа лингвистического кружка «Занимательная грамматика»
Количество часов – 34 часа, 1 час в неделю
Тема 1. ФОНЕТИКА
Звуки речи – строительный материал слов, средства различения слов. Роль гласных и согласных звуков. Начальные звуки и характер
стечения согласных в русских словах. Секреты звуков речи. Фонетические процессы в области гласных и согласных. Особенности
русского ударения.
Тема 2. МОРФЕМИКА
Состав слова. Морфемы. Значение основы и окончания. Значение приставок и суффиксов. Морфемы омонимы. Понятие
«интерфикс» в русском языке. Значения основных заимствованных корней. Заимствование приставок. Спорные вопросы разбора
слова по составу. Исторические изменения в составе слова.
Тема 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Трудные аспекты основных способов словообразования. Аббревиатура. Способ сложения.
Тема 4. ЛЕКСИКА
Стилистические синонимы. Контекстные синонимы. Синонимичный ряд. Антонимы. Паронимы. Понятие полисемии (многозначности
слова) и омонимии.
Омонимы и их разновидности: омофоны, омоформы, омографы. Заимствованные слова. Пути заимствования. Устаревшие слова.
Неологизмы. Профессионализмы. Родная речь родного края.
Тема 5. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Истоки русской фразеологии. Свойства фразеологизма. Тематические группы фразеологизмов. Стилистическая характеристика
фразеологизмов. Фразеология как средство выразительности. Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе.
Тема 6. ЭТИМОЛОГИЯ
Топонимика как раздел науки ономастики. Виды топонимов. Гидронимы, фитотопоним, этноним. Принципы и способы номинации
географических объектов. Субстратная топонимия. Антропонимы мир собственных имен.
Тема 7. МОРФОЛОГИЯ
Морфологические особенности несклоняемых существительных и прилагательных. Аббревиатура и категория рода. Из
исторической морфологии русского языка. Загадка грамматического рода. Вариативность падежных окончаний существительных в
современном русском языке. Тема 8. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
Из истории знаков препинания. Поэтический синтаксис. Понятие «дуплексива» в русском языке.
Тема 9. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Основные виды художественных тропов. Стилистические фигуры речи. Лингвистическая игра: «Как я знаю русский язык».
№ ТЕМЫ ДАТА
ТЕМА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
ФОНЕТИКА
Звуки речи – строительный материал слов, средства различения слов. Роль гласных и согласных звуков.
Начальные звуки и характер стечения согласных в русских словах.
Секреты звуков речи. Фонетические процессы в области гласных и согласных. Особенности русского
ударения.
МОРФЕМИКА
Состав слова. Морфемы. Значение основы и окончания. Значение приставок и суффиксов. Морфемы
омонимы. Понятие «интерфикс» в русском языке.
Значения основных заимствованных корней. Заимствование приставок.
Спорные вопросы разбора слова по составу. Исторические изменения в составе слова.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Трудные аспекты основных способов словообразования.
Аббревиатура. Способ сложения.
ЛЕКСИКА
Стилистические синонимы. Контекстные синонимы. Синонимичный ряд.
Антонимы. Паронимы.
Понятие полисемии (многозначности слова) и омонимии.
Омонимы и их разновидности: омофоны, омоформы, омографы.
Заимствованные слова. Пути заимствования.
Устаревшие слова. Неологизмы. Профессионализмы.
Родная речь родного края.
ФРАЗЕОЛОГИЯ 14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Истоки русской фразеологии. Свойства фразеологизма. Тематические группы фразеологизмов.
Стилистическая характеристика фразеологизмов.
Фразеология как средство выразительности. Фразеологизмы в художественной и публицистической
литературе.
ЭТИМОЛОГИЯ
Топонимика как раздел науки ономастики. Виды топонимов.
Гидронимы, фитотопоним, этноним. Принципы и способы номинации географических объектов.
Субстратная топонимия.
Антропонимы мир собственных имен.
МОРФОЛОГИЯ
Морфологические особенности несклоняемых существительных и прилагательных.
Аббревиатура и категория рода.
Из исторической морфологии русского языка.
Загадка грамматического рода.
Вариативность падежных окончаний существительных в современном русском языке.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
Из истории знаков препинания.
Поэтический синтаксис.
Поэтический синтаксис.
Понятие «дуплексива» в русском языке.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Основные виды художественных тропов.
Основные виды художественных тропов.
Основные виды художественных тропов.
Стилистические фигуры речи. 32.
33.
34.
Стилистические фигуры речи.
Стилистические фигуры речи.
Лингвистическая игра: «Как я знаю русский язык». Литература:
1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: Кн. для учся. – М.: Просвещение, 1986.
2. Зарецкий А.И. Задачи и упражнения по занимательной грамматике. . Выпуск 13// Русский язык. – июль(115). №13. – 2006
3. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 1// Русский язык. – январь(115). №1. – 2006.
4. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 10// Русский язык. – май(1631). №10. – 2006.
5. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 11// Русский язык. – июнь(115). №11. – 2006.
6. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 12// Русский язык. – июнь(1630). №12. – 2006.
7. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 13// Русский язык. – июль(115). №13. – 2006.
8. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 5// Русский язык. – февраль(1628). №5. – 2006.
9. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 7// Русский язык. – апрель(115). №7. – 2006.
10. Кронгауз М.А. Тысяча и одна задача по семантике. Выпуск 9// Русский язык. – май(115). №9. – 2006.
11. Кроссворды, сканворды, судоку с Незнайкой. – М.: Издательство «Махаон», 2007.
12. Кружковая работа по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы) Пособие для учителей / Сост. Н.Н.Ушаков / – М.: Просвещение,
1979.
13. Лопушанская С.П. Страницы истории русского языка: Кн. для учся 811 классов. – М.: Просвещение, 2007.
14. Муравенко Е.В. У нас в гостях «Медвежонок». Грамматические категории имени существительного // Русский язык. – декабрь(115).
№23. – 2006.
15. Муравенко Е.В. У нас в гостях «Медвежонок». Лингвистические задачи на уроке. // Русский язык. – ноябрь(115). №21. – 2006.
16. Норман Б.Ю. Поломаем голову. Задачи по русскому языку. // Русский язык. – декабрь(1631). №24. – 2006.
17. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. для учля. – М.: Просвещение, 2002.
18. Панов М.В. Как преподавать лексику в школе. – М.: Чистые пруды, 2006.
19. Панов М.В., Громов И.А. Как преподавать морфологию в школе – М.: Чистые пруды, 2007
20. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари: ООО «Издательство Астрель», 2002.
21.Успенский Л.В. Слово о словах (очерки о языке). – Л.: Детгиз, 1956.
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.