Образовательная программа дополнительного образования детей по математике. Срок реализации 2 года.
Настоящая рабочая программа курса «Виртуальная лаборатория» разработана как нормативно-правовой документ для организации внеурочной деятельности в 5, 6 классах. Она предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по математике. Для реализации программы предусмотрено использование электронного приложения к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А. Бунимович и др. Просвещение. 2015 г.
Пояснительная записка
Сборник рабочих программ.
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
56 классы: пособие для учителей
1. Математика.
общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. —М.: Просвещение, 2011. — 64 с.
2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 56 классы; пособие
для учителей общеобразовательных учреждений / Л.В. Кузнецова С.С. Минаева и др. —М.:
Просвещение, 2013.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20162017
учебный год,
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Математика.
(утвержден приказом Минобрнауки России от17.12.2010. № 1897)
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекса: УМК
«Сфера» по математике для общеобразовательных учреждений.
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.,
«Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадьтренажёр. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Н.В.Сафонова «Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадьэкзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.,
«Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 6 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.,
«Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадьтренажёр. 6 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Н.В.Сафонова «Просвещение» 2014 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадьэкзаменатор. 6 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.,
«Просвещение» 2014 г.
Назначение программы
Настоящая рабочая программа курса «Виртуальная лаборатория» разработана как нормативно
правовой документ для организации внеурочной деятельности в 5, 6 классах МБОУ «Уинская СОШ».
Она предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату
образования обучающихся основной школы по математике согласно учебному плану
общеобразовательного учреждения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы
развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования,
соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской
рабочей программой «Математика. Арифметика. Геометрия. 5, 6 класс» Л.В.Кузнецова и др. М.:
Просвещение, 2010.Актуальность и перспективность курса
Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической значимостью
математики, а так же её возможностями в развитии способностей человека. Являясь частью общего
образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на
первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о
научных методах познания действительности. Основная задача обучения математике в школе
заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических
знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для
изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи
изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету,
выявление и развитие их математических способностей. Первоначальные математические познания
входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Но результаты надёжны лишь тогда,
когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, изучение
новых понятий проходит на примерах предметов обыденной и повседневной обстановки, на задачах,
подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Все эти методические задачи помогает
решить кружок по математике.
Программа курса рассчитана на учащихся возраста 1113 лет, склонных к занятиям математикой и
желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются
математические способности и устойчивый интерес к математике.
В основу серии УМК «Сферы» положена идея организации учебновоспитательного процесса в
информационнообразовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных
компонентов учебнометодического комплекта на бумажных и электронных носителях. При
разработке занятий будет использован весь учебнометодический комплект, за исключением тетради
экзаменатора:
учебник, содержащий как основной теоретический материал, так и представительную систему
упражнений, задающую парадигму практической составляющей курса; в нём представлены
задачиисследования, которые целесообразно разбирать на дополнительных или кружковых
занятиях, так как решение задач такого типа выходит за рамки обязательного уровня
подготовки учащихся;
электронное приложение, включающее всю систему текстов и заданий учебника, а также
дополнительную интерактивную конструкторскую среду, создающую принципиально новые
возможности при изучении математики, как школьного предмета, недоступные без
использования современных компьютерных технологий, в данном приложении при изучении
всех тем есть задания под рубрикой «Математический кружок»;
тетрадьтренажёр, предназначенную для целенаправленного формирования познавательной
учебной деятельности; в данном курсе будут использованы задания из рубрик «Находим
закономерности» и «Анализируем и рассуждаем»;
задачник, во второй его части помещён материал, который можно было бы назвать «Для тех,
кому интересно», он состоит из девяти самостоятельных фрагментов, содержащих
необязательный материал, углубляющий и расширяющий содержание курса. Этот материал
выходит за рамки обязательного содержания и рекомендован для рассмотрения на
дополнительных или занятиях внеурочной деятельности.
Программа курса рассчитана на два года обучения (34 занятия в течение одного учебного года).
Продолжительность занятия 40 мин.
Для реализации программы курса необходимо: компьютер на каждого ученика, принтер, сканер,
проектор, классная доска, доступ в Интернет.Цель реализации программы
Расширить кругозор, развить логическое мышление, сформировать качества личности,
необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли,
критичность мышления, интуицию, логическое мышление,
пространственное представление,
способность к преодолению трудностей.
Задачи реализации программы
Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том
числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
Формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить
эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию.
Вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
Поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься
самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных
успехов.
Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Основные формы работы
Разбор решения задач повышенной сложности;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических
софизмов, проведение математических игр и развлечений;
Работа на компьютере: выполнение интерактивных упражнений, просмотр флешдемонстраций,
работа с интерактивными моделями.
Работа на компьютере: построение моделей в виртуальной лаборатории, математичесие игры и
головоломки.
Предполагаемая результативность курса
Выявление и поддержка математически одаренных детей.
Расширение и углубление кругозора учеников в различных областях элементарной
математики.
Развитие математического образа мышления школьников.
Формирование психологических качеств личности школьника: любознательности,
Успешные выступления на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах,
наблюдательности, трудолюбия, воли, самостоятельности.
международной математической игреконкурсе «Кенгуру».Учебнотематический план
5 класс
Наименование раздела программы
Колво
часов
2
5
4
6
2
6
4
2
2
1
Перечень УУД
Узнать о математических играх,
знакомство учащихся с
математическими играми,
объяснение правил.
Умение самостоятельно ставить цель,
умение слушать других, уважительное
отношение к мнению других
Понимать причины неуспеха, делать
предположения об информации, нужной
для решения задач, уметь критично
относиться к своему мнению
Умение применять изученный
материал в нестандартных
ситуациях. Формирование
способности к эмоциональному
восприятию математических
объектов, задач, решений,
рассуждений
Формулировать проблему вместе с
учителем, делать предположение об
информации, необходимой для решения
задачи, уметь принимать точку зрения
других.
Учатся понимать учебную задачу и
активно включаться в деятельность,
направленную на её решение в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
Составлять план выполнения заданий
вместе с учителем; работать по
составленному плану. Строить
предположения об информации,
необходимой для решения предметной
задачи
Составлять план выполнения заданий;
обнаруживать и формулировать
проблему; уметь принимать точку зрения
другого
Учатся планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Учатся проводить рефлексию своей
деятельности.
№
п/п
1
2
3
4
Линии.
Натуральные числа
Действия с натуральными числами
Использование свойств действий при
вычислениях
5
Углы и многоугольники
6
Делимость чисел
7
Треугольники и четырехугольники
8
Дроби
9 Многогранники
10 Итоговое занятие
Всего
346 класс
№
п/п
Наименование раздела программы
Количес
тво
часов
Перечень УУД
Дроби и проценты
Прямые на плоскости и в пространстве
Десятичные дроби
Действия с десятичными дробями
Окружность
Отношения и проценты
Выражения. Формулы. Уравнения
Симметрия
Целые числа
Рациональные числа
Многоугольники и многогранники
4
4
1
4
3
2
2
2
3
2
3
Расширить свой математический
кругозор, научиться анализировать
задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Учатся доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи , слушать и понимать
речь других.
Учатся преобразовывать информацию из
одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на
основе простейших математических
моделей
Расширить свой математический
кругозор, научиться анализировать
задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Формулировать проблему вместе с
учителем, делать предположение об
информации, необходимой для решения
задачи, уметь принимать точку зрения
других.
Умение выдвигать гипотезы при решении
задач и понимать необходимость их
проверки.
Учатся использовать знаково
символические средства, в том числе
модели и схемы для решения задач.
Учатся добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
справочную литературу, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от
учителя, перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Учатся строить логическую цепь
рассуждений.
Извлекать необходимую информацию из
энциклопедий, интерактивных
источников, слушать других.
Распознавать на чертежах, рисунках, в
окружающем мире геометрические
фигуры. Приводить примеры аналогов
этих геометрических фигур вокружающем мире.
Выделять комбинации, отвечающие
заданным условиям.
Учатся проводить рефлексию своей
деятельности.
3
1
34
Учебнотематическое планирование
Множества. Комбинаторика
Итоговое занятие
Всего
5 класс
Темы занятий
Количес
Дата проведения
Содержание занятия
тво
часов
1
1
занятия
план
факт
Раздел 1. Линии.
09.09
16.09
Электронное приложение:
Занятие 01.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №8.
Игра «Короткое замыкание».
Электронное приложение:
Занятие 02.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №8.
Игра «Короткое замыкание».
1
1
2
Раздел 2. Натуральные числа.
1
23.09
07.10
30.09
Электронное приложение:
Занятие 03.
Лаборатория «Римская запись».
Задачи №1 №8.
Игра «Короткое замыкание».
Электронное приложение:
Занятие 04.
Лаборатория «Натуральные числа».
Задачи №1 №8.
Головоломка «Лягушки».
Электронное приложение:
Занятие 05.
Задачи №1 №8.
Головоломка «Лягушки».
Электронное приложение:
Занятие 06.
Лаборатория «Комбинаторика».
Задачи №1 №4.
Занятие 07.
Лаборатория «Комбинаторика».
Задачи №1 №4.
Игра «Ферзи».
Раздел 3. Действия с натуральными числами.
14.10
21.10
Действия с
натуральными числами
2
28.10
11.11
Электронное приложение:
Занятие 08.
Лаборатория «Арифметические
выражения».
Точки, прямые, лучи,
отрезки.
2
Ломаные. Кривые.
3
Римские числа.
4
Натуральные числа.
Округление натуральных
чисел.
Комбинаторные задачи.
№
п/п
1
5
6
78
Задачи на движение
2
18.11
25.11
Задачи №1 №4.
Занятие 09.
Лаборатория «Арифметические
выражения».
Задачи №1 №4.
Игра «Ним».
Электронное приложение:
Занятие 10.
Лаборатория «Арифметические
выражения».
Задачи №1 №4.
Занятие 11.
Лаборатория «Арифметические
выражения».
Задачи №1 №4.
Головоломка «Ханойская башня».
Раздел 4. Использование свойств действий при вычислениях.
9
Магические квадраты.
10
Задачи на части.
11
Задачи на уравнивание.
2
2
2
02.12
09.12
16.12
23.12
Электронное приложение:
Занятие 12.
Задачи №1 №4
Игра «Гонки».
Занятие 13.
Задачи №1 №4.
Головоломка «Раскраска карты».
Электронное приложение:
Занятие 14.
Задачи №1 №4.
Игра «Крестикинолики».
Занятие 15.
Задачи №1 №4.
Игра «Крестикинолики на бесконечной
доске».
Электронное приложение:
Занятие 16.
Лаборатория «Задачи на уравнивание».
Задачи №1 №4.
Игра «Крестикинолики».
Занятие 17.
Лаборатория «Задачи на уравнивание».
Задачи №1 №4.
Игра «Крестикинолики на бесконечной
доске».
Раздел 5. Углы и многоугольники.
13.01
20.01
12
Углы и многоугольники.
2
27.01
03.02
Электронное приложение:
Занятие 18.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №8.
Занятие 19.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №8.
Игра «Диагонали».
13
Четность.
Раздел 6. Делимость чисел.
2
10.02
Электронное приложение:14
Простые и составные
числа.
15
Делимость.
16
Деление с остатком.
1
1
2
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
Занятие 20.
Лаборатория «Арифметические
выражения».
Задачи №1 №4.
Игра «Шоколадка».
Занятие 21.
Лаборатория «Арифметические
выражения».
Задачи №1 №4.
Игра «Шоколадка 2».
Электронное приложение:
Занятие 22.
Лаборатория «Натуральный ряд»,
«Делимость чисел».
Задачи №1 №8.
Головоломка «Короткое замыкание».
Электронное приложение:
Занятие 23.
Лаборатория «Натуральный ряд»,
«Делимость чисел», «Арифметические
выражения».
Задачи №1 №8.
Игра «Делимость».
Электронное приложение:
Занятие 24.
Лаборатория «Деление с остатком».
Задачи №1 №4.
Занятие 25.
Лаборатория «Деление с остатком».
Задачи №1 №4.
Игра «Односторонняя ладья».
Раздел 7. Треугольники и четырехугольники.
17
Задачи со спичками.
18
Треугольники и
четырехугольники.
19
Дроби.
2
2
2
31.03
07.04
14.04
21.04
Электронное приложение:
Занятие 26.
Лаборатория «Спички».
Задачи №1 №4.
Игра «Спички».
Занятие 27.
Лаборатория «Спички».
Задачи №1 №4.
Игра «Спички – 2».
Электронное приложение:
Занятие 28.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №4.
Занятие 29.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №4.
Игра «Умножение».
Раздел 8. Дроби.
28.04
05.05
Электронное приложение:
Занятие 30.
Лаборатория «Действия с дробями».Задачи №1 №4.
Занятие 31.
Лаборатория «Действия с дробями».
Задачи №1 №4.
Игра «Даты».
Раздел 9. Многогранники.
20 Многогранники.
2
12.05
19.05
21
Итоговое занятие
Всего
1
34
26.05
6 класс
Электронное приложение:
Занятие 32.
Задачи №1 №4.
Игра «Кони»
Занятие 33.
Задачи №1 №4.
Игра «Конфеты».
Подведение итогов за год
Темы занятий
Количес
Дата проведения
Содержание занятия
план
факт
занятия
тво
часов
Раздел 1. Дроби и проценты.
2
08.09
15.09
Электронное приложение:
Занятие 01.
Лаборатория «Математические
выражения», «Текстовые задачи».
Задачи №1 №5.
Занятие 02.
Лаборатория «Текстовые задачи».
Задачи №1 №5.
Игра «Паук и божья коровка»
Электронное приложение:
Занятие 03.
Лаборатория «Текстовые задачи»,
«Таблицы».
Задачи №1 №5.
Игра «Паук и божья коровка».
Задачник: стр. 89, №1 №8.
1
1
22.09
29.09
№
п/п
1
Дроби.
2
Проценты.
3
4
Аликвотные дроби.
Пересекающиеся
прямые.
5
Параллельные прямые.
6
Расстояние.
Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве.
1
1
1
06.10
13.10
20.10
Электронное приложение:
Занятие 04.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Аукцион марок».
Электронное приложение:
Занятие 05.
Лаборатория «Планиметрия»,
«Стереометрия».
Задачи №1 №5.
Головоломка «Лабиринт».
Электронное приложение:Задача о пауке и мухе.
Десятичные дроби.
27.10
1
Раздел 3. Десятичные дроби.
1
10.11
Занятие 06.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Последняя конфета».
Задачник: стр. 90, №1 №3.
Электронное приложение:
Занятие 07.
Лаборатория «Математические
выражения», «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Гольф».
Раздел 4. Действия с десятичными дробями.
7
8
9
10
11
12
Действия с десятичными
дробями.
Бесконечное деление.
Системы счисления.
Окружность.
2
1
1
2
17.11
24.11
01.12
08.12
Раздел 5. Окружность.
15.12
22.12
Электронное приложение:
Занятие 08.
Лаборатория «Математические
выражения».
Задачи №1 №5.
Занятие 09.
Лаборатория «Текстовые задачи».
Задачи №1 №5.
Игра «Клетки для крестиков
ноликов».
Задачник: стр. 94, №1 №5.
Задачник: стр. 99, №1 №11.
Электронное приложение:
Занятие 10.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Горошины».
Занятие 11.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Хамелеон».
Задачник: стр. 92, №1 №7.
13
О колесе и не только о
нем.
1
12.01
Раздел 6. Отношения и проценты.
14
Отношения и проценты.
2
19.01
26.01
Электронное приложение:
Занятие 12.
Лаборатория «Планиметрия»,
«Координатная прямая»,
«Отношения».
Задачи №1 №5.
Игра «Красим треугольники».
Занятие 13.
Лаборатория «Проценты».
Задачи №1 №5.
Игра «Аукцион картин».
15
Выражения. Формулы.
Уравнения.
2
02.02
09.02
Электронное приложение:
Занятие 14.
Раздел 7. Выражения. Формулы. Уравнения.Лаборатория «Уравнения».
Задачи №1 №5.
Игра «Лабиринт».
Занятие 15.
Лаборатория «Уравнения»,
«Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Из угла в угол».
Электронное приложение:
Занятие 16.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Асфальтирование дорог».
Задачник: стр. 95, №1 №4.
Электронное приложение:
Занятие 17.
Лаборатория «Координатная прямая».
Задачи №1 №5.
Игра «Борьба за территорию».
Занятие 18.
Лаборатория «Математические
выражения».
Задачи №1 №5.
Игра «Последняя пара».
Задачник: стр. 102, №1 №5.
16
Симметрия.
17
Путешествие в
Зазеркалье.
18
Целые числа.
1
1
2
Раздел 8. Симметрия.
16.02
22.02
Раздел 9. Целые числа.
02.03
09.03
19
Задачи, решаемые в
целых числах.
1
16.03
Раздел 10. Рациональные числа.
20
Рациональные числа.
2
30.03
06.04
Электронное приложение:
Занятие 19.
Лаборатория «Математические
выражения».
Задачи №1 №5.
Игра «Шоколадка».
Занятие 20.
Лаборатория «Математические
выражения», «Координатная
плоскость», «Уравнения».
Задачи №1 №5.
Игра «И крестики, и нолики».
Раздел 11. Многоугольники и многогранники.
21 Многоугольники и
многогранники.
2
13.04
24.04
Электронное приложение:
Занятие 21.
Лаборатория «Планиметрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Режем шестиугольник».
Занятие 22.
Лаборатория «Стереометрия».
Задачи №1 №5.
Игра «Расставь числа».22
Паркеты.
1
27.04
Задачник: стр. 103, №1 №5.
Раздел 12. Множества. Комбинаторика.
23 Множества.
Комбинаторика.
2
04.05
11.05
24
25
В худшем случае.
Итоговое занятие
Всего
1
1
34
18.05
25.05
Электронное приложение:
Занятие 23.
Лаборатория «Круги Эйлера»,
«Комбинаторика».
Задачи №1 №5.
Головоломка «Полимино».
Занятие 24.
Лаборатория «Планиметрия»,
«Комбинаторика».
Задачи №1 №5.
Головоломка «Танграмм».
Задачник: стр. 97, №1 №7.
Подведение итогов за годИнформационнометодическое обеспечение
для учителя:
1. В царстве смекалки, Игнатьев Е.И., М., Наука. Главная редакция ФМ литературы 1979г.
2. Тысяча и одна задача по математике, Кн. для учащихся 57 кл., Спивак А.В. ,М., Просвещение,
2002.
3. Математические олимпиады в школе, 511кл., Фарков А.В., М.: Айриспресс,2004г.
4. Как научиться решать задачи, Фридман Л.М., М., Просвещение,1989.
5. Занимательные задачи по математике, Баврин И.И., Фрибус Е.А., М.,Владос, 2003.
6. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 6 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.,
«Просвещение» 2014 г.
7. Электронное приложение. Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А. Бунимович и др.
Просвещение. 2015г
для ученика:
1. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 6 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.,
«Просвещение» 2014 г.
2. Электронное приложение. Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А. Бунимович и др.
Просвещение. 2015г