Данная программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и представлена как закономерное продолжение урока «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская .
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих знаний и умений.
• Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
• Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ КИСТОЧКИ»
Уровень обучения (класс) : 4 класс
Общее количество часов: 35 ч
Количество часов в неделю : 1ч
Уровень __________________
(базовый, профильный)
Учитель : Киреева Татьяна Владимировна
Квалификационная категория : высшая
Данная программа составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и представлена как
закономерное продолжение урока «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова,
Е.А.Ермолинская .
г.Петровск
2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Петровска Саратовской области»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО,
протокол
от «___»___________20__г.
№___
Руководитель ШМО
______/Нагубникова Н.В._/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
_______________________
/Мокрецова Н.Н./
«____»____________20___г
УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от «___»_______20___17г
№____
Директор
___________/Киреев Н.Н./КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс : 4 «Б»
Общее количество часов: 35ч
Количество часов в неделю: 1ч
Уровень :______( базовый, профильный)
Учитель : Киреева Татьяна Владимировна
Квалификационная категория : высшая
Данная программа составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и представлена как
закономерное продолжение урока «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова,
Е.А.Ермолинская .
г.Петровск
2017
Планируемые результаты изучения кружка
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является
формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них; Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является
формирование следующих умений:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками
(даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы
и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных
для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Название разделов и тем
Содержание курса
1.Живопись
Дать начальные представления об основах живописи, развитие
умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и
холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов,
эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его
насыщения белой или чёрной краской.
2. Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового
искусства. Выразительность линии, которую можно получить
путём разного нажима на графический материал. Первичные
представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о
вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с
вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая
работа: освоение
приёмов получения
живописного пятна.
Работа идёт «от
пятна»,
без
использования
палитры.
Изображение
пейзажей, портретов,
натюрмортов,
бытовых
сказочных
животных,
растений, трав.
птиц,
сцен,
Практическая
работа: изображение
трав,
деревьев,
веток,
объектов
природы и быта,
насекомых, тканей.
3. Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого
материала для лепки – глиной и пластилином. Получение
сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое
располагается в пространстве и которое можно обойти со всех
сторон.
Практическая
работа: лепка
отдельных фруктов,
овощей,
птиц,
сладостей.4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с
различными материалами, используемыми в данном виде
прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной
аппликации, в работе над которой большое значение имеет
сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная
аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной
величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с
другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что
будет способствовать развитию художественного вкуса, умения
видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с
необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из
которых составляются сначала простые композиции типа
орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические
композиции.
5. Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги,
освоение его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой,
надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с
последующим нахождением в ней нового художественного образа
и целенаправленного сминания бумаги с целью получения
заданного образа.
6. Работа с природными материалами
В качестве природных материалов используются выразительные
корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное
водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших
объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют
функции реальных природных объектов. В композиции в качестве
дополнительных объектов включаются пластилиновые формы,
полученные из бумаги.
Практическая
работа: изучение
выразительности
готовых цветовых
эталонов; работа с
засушенными
цветами, листьями,
травами
(создание
простых
композиций).
Практическая
работа: изображение
уголка
парка,
отдельных
предметов пышных
форм, детских горок,
качелей, фонариков
и т.д.
Практическая
работа: изображение
уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Ученики вспоминают темы, изученные в течение года, находят
свои работы. При обсуждении творческих результатов первого
года обучения учащиеся определяют наиболее удачные
произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При
умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают
основные темы и содержанием учебных задач.Календарнотематическое планирование кружка «Волшебные кисточки»
4 «Б» класс
№ ур
Тема
Формируемые умения
Факт
.дата
Дата
по
плану
12
34
56
Пейзаж родной
земли.
Гармония
жилья и
природы.
Деревня –
деревянный
мир.
Образ красоты
человека.
Народные
праздники.
Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться
им. Отличать русскую избу от других строений, знать её устройство, украшение.
Уметь создавать образ избы (коллективная работа).
Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной
одежде. Уметь создавать женский, мужской, народный образ. Знать особенности
характера сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора в
народном костюме. Учить изображать сцену труда в крестьянской жизни.
Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности,
её жителях, специфике их труда. Уметь находить информационно – справочный
материал по теме и пользоваться им. Уметь применять выразительные средства
для реализации своего замысла.78
910
1112
1314
15
1617
1819
2021
2223
24
2528
Древнерусский
город –
крепость и его
жители.
Древние
соборы.
Древнерусские
воины –
защитники.
Города
русской земли
(виртуальная
экскурсия).
Страна
восходящего
солнца
(Япония).
Образ
художественно
й культуры
Древней
Греции.
Образ
художественно
й культуры
средневековой
Западной
Европы.
Все народы
воспевают
материнство.
Все народы
воспевают
мудрость
старости.
Сопереживание
– великая тема
искусства.
Герои, борцы,
защитники.
Уметь изображать крепостные башни, ворота. Иметь представление о том, как
выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать
понятия вертикаль, горизонталь. Учить изображать город – крепость на фоне
пейзажа.
Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из
пластилина макет храма (в группе). Различать конструкцию, символику частей
храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу, знать особенности
соборной архитектуры, пропорции соборов.
Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться
им. Иметь представление, как жили князья и его люди, как одевались. Уметь
изображать древнерусских воинов.
Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов
Великий. Уметь отличать эти города. Находить конкретный образ и облик
каждого из этих городов.
Познакомить с особенностями легких построек и конструкций Японии. Иметь
представление об особенностях японской культуры: графичность, хрупкость.
Уметь сравнивать бытовую постройку и храм – пагоду. Уметь изображать
природу через детали (ветка, трава).
Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться
им. Уметь находить и изображать греческий храм. Определять значение
искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь.
Иметь представление об образах готических городов средневековой Европы,
готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы;
конструировать объемные формы. Уметь различать сословное разделение людей,
средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные
пропорции). Учить конструировать объемные формы, усложняя их
декоративными деталями.
Иметь представление о том, что в искусстве всех народов есть тема воспевания
материнства. Учить изображать мать и дитя.
Познакомить с тем, что красота – это эстетическая и духовная категория;
лучшие черты характера бабушки и дедушки. Уметь найти хорошее в
повседневной жизни стариков, изображать любимых бабушек и дедушек.
Понимать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние,
что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и
красоты жизни человека. Знать, что героическая тема в искусстве имеет большое
место. Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом.
Иметь представление об основных памятных событиях: война 1812 года,
Сталинградская битва. Уметь выполнять коллективную работу на военную тему.
Знать героев войны 1812 года, Сталинградской битвы. Уметь находить
информационно – справочный материал по теме и пользоваться им.2930
3133
3435
Юность и
надежды.
Искусство
народов мира.
Праздник
искусства.
Заочное
посещение
музеев мира.
Здравствуй,
лето!
Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Иметь
представление об основных сюжетах и темах детства, юности. Уметь выполнять
коллективный коллаж., самостоятельно подбирать его сюжет. Учить изображать
радость детства.
Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться
им. Учить анализировать содержание, образный язык произведений разных видов
и жанров изобразительного искусства.
Уметь использовать в работе все полученные знания. Уметь использовать
художественные материалы (бумага, краска); применять основные средства
художественной выразительности в работах. Умение вступать в общение друг с
другом, вести диалог, договариваться друг с другом.