Программа кружка "Я-исследователь" (3 класс, внеурочная деятельность)
Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
3 кл
10.02.2017
Данная программа кружка рассчитана на 32 часа в год.
Предложенное распределение количество часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий 40 минут.
Материал программы курса опирается на следующие понятия: проблема, тема, актуальность , цель, предмет, объект, задачи.
программа кружка в 3 классе Я - исследователь.docx
Программа
кружка «Я исследователь»
в 3 классе
Учитель: Старцева Надежда Александровна,
учитель начальных классов.
1 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Пояснительная записка.
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном
процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель уже
в начальной школе стремится предлагать задания, включающие детей в
самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи
большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех
исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной
активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные
умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет
детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если
результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь
необходима не только для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться
и продолжать исследование.
Организуя учебноисследовательскую деятельность младших школьников,
необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная
тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа
должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым
оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного
исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от
«взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для
каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо
похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую
деятельность.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально
творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его
исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших
школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям,
необходимым для проведения самостоятельных исследований;
2 формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений
и навыков исследовательского поиска;
формирование у младших школьников представлений об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности.
Данная программа рассчитана на 32 часа.
Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в
зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий 40 минут.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
Проблема исследования как категория предлагает исследование
неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых
позиций.
Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная,
чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему,
очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая
тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения
исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении
выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся
исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника
необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и
отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе,
он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет
всегда изучается в рамках какогото объекта.
Требования к уровню освоения содержания программы.
В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности
младших школьников.
Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка,
позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских
способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые
в исследовательском поиске.
В качестве основных критериев выступают стремление и попытки
использования исследовательских методов обучения в основном
учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
3 Тематическое планирование.
№ п/п Название темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Что такое исследование?
Как задавать вопросы?
Уточняющие и восполняющие вопросы. Тренинг.
Тонкие и толстые вопросы. Тренинг.
Упражнения по методике проведения самостоятельных
исследований (коллективная играисследование).
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать
схемы.
Презентация исследовательской работы.
Научные исследования и наша жизнь.
Методы исследования. Эксперимент познания в действии.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное.
Суждения, умозаключения, выводы.
Презентация исследовательской работы (групповая
деятельность) «Чудо из чудес» (работа над пробным
проектом).
Наблюдение и экспериментирование.
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование
техники экспериментирования.
Понятия «мышление» и «логика».
Культура мышления.
Что должна включать в себя исследовательская работа.
Презентация исследовательской работы «Язык и речь –
одно и то же?»
Тренинг. «Как возник язык?».
Игровой приём «Незабудкапроект»: «Какие языки есть на
свете?»
Понятие «проблема». Умение выявлять проблемы.
История моей семьи.
Для чего придуманы словари? (совместно с библиотекой)
Проекты дают знания.
Наша семья и её традиции.
Сказка как литературный жанр (проектная деятельность:
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 создание опорной таблицы).
Красная книга Пермского края (коллективное
исследование).
Подготовка к защите исследовательских работ.
Подготовка к защите исследовательских работ.
Защита исследовательских работ.
Резервное занятие.
Резервное занятие.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
1
1
1
1
Литература:
1. Исследовательская деятельность младших школьников / Е.В. Кривобок,
О.Ю. Саранюк . – Волгоград: Учитель, 2014
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников /
В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012
3. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова и др. –
Волгоград: Учитель, 2013
4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика
обучения. – М.: ВАКО, 2013
5
Программа кружка "Я-исследователь" (3 класс, внеурочная деятельность)
Программа кружка "Я-исследователь" (3 класс, внеурочная деятельность)
Программа кружка "Я-исследователь" (3 класс, внеурочная деятельность)
Программа кружка "Я-исследователь" (3 класс, внеурочная деятельность)
Программа кружка "Я-исследователь" (3 класс, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.