Программа кружка "Юный краевед"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 08.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа ориентирована на обучающихся начальной школы. Предлагаемый материал о природе, животном мире, растительном мире родного края и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей младших школьников, привлечение учащихся начальных классов к исследовательской, проектной деятельности в общеобразовательной школе.
Иконка файла материала yunyy_kraeved.doc
ВВЕДЕНИЕ Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование  чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков  — эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями. И одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является  краеведение.  Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.  Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических  проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора,  развитие творческих способностей школьников. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представленная программа кружка «Юный краевед» рассчитана на  применение в общеобразовательной школе.  Программа ориентирована на  учащихся 4­го класса. В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность  природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно­ гигиенического, научно­познавательного значения. Также недостаточно  оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из­ за его  воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с  природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на  окружающую среду. Представленная программа построена на принципах развивающего  обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно  мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно­следственные  связи. Методические занятия кружка являются комплексными ­ на них  используются различные виды деятельности как теоретического, так и  практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы,  учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и  интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. Занятия в кружке чередуются с экскурсиями, проводимыми в  близлежащем парке, различных природных комплексах.  Важную роль играют посещения библиотек. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий,  видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы,  понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.Цель программы: Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а  также воспитание экологически грамотного поведения в  природе. Задачи программы: 1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире. 2. Формирование простейших экологических понятий и  навыков у учащихся. 3. Формирование положительной мотивации в  общественно­ полезной деятельности учащихся по сохранению  природы родного края. 4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе. 5. Обучение постановке опытов и обработке полученных  результатов.Программа  включает в себя учебный курс,  состоящий из 6 разделов: 1. Растительный мир. Растения родного края. 2. Мир насекомых. Насекомые родного края. 3. Обитатели вод ­ рыбы. Рыбы, обитающие в реках Тюменской                 области. 4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края. 5. Звери, обитающие на территории Тюменской области. 6. Охрана природы родного края. Занятия кружка  проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и  конечных результатов: ­­ тестирование; ­ творческие задания; викторины; ­ конкурсы; ­ олимпиады; ­ интеллектуальные игры; ­ выставки творческих работ учащихся. Условия реализации программы: Программа будет успешно реализована, если: ­ будет изучен весь предусмотренный программой теоретический  материал и проведены все практические занятия; ­ будут учитываться возрастные и личностные особенности  обувающихся воспитанников; ­ будет использоваться разнообразный дидактический материал. По окончании учебного года  обучающиеся должны знать: ­ смену времен года как смену условий существования организмов; ­ значение живых организмов в природе и жизни человека;­ особенности природных зон Тюменской области (лесостепь, степь,  полупустыня); ­ представителей животного и растительного мира родного края; — содержание Красной книги России и Тюменской области; — формы  охраны природы. По окончании учебного года   обучающиеся должны уметь: ­ вести простейшие наблюдения в природе; ­ ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать  полученные результаты; ­ самостоятельно работать с дополнительной литературой;  ­ устно описывать объекты природы; ­ называть наиболее распространенные объекты растительного и  животного мира области; ­ изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений; ­ соблюдать правила поведения в природе. Содержание кружка юного краеведа Раздел 1 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ. Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки  растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области  и растениями, занесенными в Красную книгу. Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные  признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения.  Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения.  Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений.  Краснокнижные растения. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы,  практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной  литературой, создание гербариев. 0сновные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения;  плод, типы плодов; растения­сорняки; комнатные и лекарственные растения;  краснокнижные растения.Раздел 2 МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений  правильно вести себя в природе. Содержание: Насекомые: виды , места обитания. Насекомые­вредители.  Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных  насекомых. Насекомые области. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными  материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с  энтомологическими коллекциями. 0сновные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Раздел 3 ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ОБЛАСТИ Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений  определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе. Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы,  обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли  рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное  рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение  творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии,  познавательные игры. 0сновные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы.  Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство. Раздел 4 ОБИТАТЕЛИ ВО3ДУШНОГ0 ПРОСТРАНСТВА. ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений  определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в  природе.Содержание: Птицы. Птицы  области. Кочующие, оседлые, перелётные  птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых  пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и  привлечение птиц. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с  наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий,  экскурсии. 0сновные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, пере­ летные птицы.  Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные  виды птиц. Раздел 5 ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ  ОБЛАСТИ. Цели и задач и: усвоение основных понятий; формирование  представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы  животных; формирование умений правильно вести себя в природе. Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на  территории области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана  животных. Краснокнижные виды. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение  творческих заданий, работа с литературой, познавательные и  интеллектуальные игры, экскурсии. 0сновные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные.  Хищники. Животные­вредители. Раздел 6 ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  знаний законов об охране природы; формирование представления об  охраняемых территориях России и своей области. Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России  и своей области. Охраняемые территории родного края.Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы,  выполнение творческих заданий, экскурсии. 0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники,  национальные парки, зоопарки России и своей области. Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы,  выполнение творческих заданий, экскурсии. 0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники,  национальные парки, зоопарки России и своей области. КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел 1 Растительный мир, растения родного края Название темы 1. Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности. 2. Экскурсия «Где растут деревья?» 3.Лекарственные растения: сбор и оформление  гербариев. Всего  часов Дата проведения план факт 1 1 1 4. Комнатные растения. Разведение. Уход за ними. 1 5. Зеленый мир вокруг нас. Викторина. 1 Раздел 2 Мир насекомых. Насекомые Тюменской области.Название темы Всего  часов Дата проведения план факт 1. Какую пользу приносят насекомые. 2. Насекомые­вредители. 3. Ядовитые насекомые. Первая помощь при  травмах, нанесенных насекомыми. 4.Насекомые Тюменской области. 1 1 1 1 Раздел 3 Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области. Название темы Всего  часов Дата проведения план факт 1. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли  рыбы?  2. Рыбы, обитающие в реках области.  3. Охрана рыбных хозяйств. 1 1 1 Раздел 4 Обитатели воздушного  пространства родного края. Всего  часов Название темы Дата проведения план факт 1. Воробей ­ самая распространенная птица на  1 Земле.2. «Лесной доктор» ­ дятел. 3. Загадочная птица – кукушка. 4. Любимая птица – снегирь. 5. «Пернатая кошка» ­ сова. 6. Сорока – белобока – «лесная сплетница». 7. Ворона  ­ интеллектуальная птица. 8.Галка ­  городская птица. 9. «Сестрицы­синицы» ­ самые полезные птички  России. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 5 Животный мир. Звери, обитающие на территории Тюменской области. Название темы 1. Заяц – «Длинное ухо». 2. Лисица.  «Лиса Патрикеевна». 3. Серый хищник ­ волк. 4. Хозяин  леса ­ медведь. 5. Любознательный зверек – белка. 6. Сердитый недотрога – еж. Всего  часов Дата проведения план факт 1 1 1 1 1 1 Раздел 6Охрана природы  родного края. Название темы 1.Охраняемые территории Тюменской области. Всего  часов 1 Дата проведения план факт