Программа кружкового объединения "Юный лесовод".
Оценка 4.9

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Оценка 4.9
Документация +1
doc
биология +2
7 кл—11 кл +1
16.04.2018
Программа кружкового объединения "Юный лесовод".
Дополнительная образовательная программа «Юный лесовод» является частью районной программы непрерывного экологического воспитания, имеет целью повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной позиции школьников по отношению к природе, развитие познавательного интереса обучающихся к лесу как одной из важнейших экосистем на Земле.Образовательная программа «Юный лесовод» является составительской, может быть использована для кружковой работы эколого-биологической направленности как в учреждениях дополнительного образования детей, так и общеобразовательных школах. Содержание программы предполагает углубление и расширение базовых знаний школьников по биологии растений.
программа Юный лесовод.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» поселка Комсомолец Кировского района Ставропольского края СОГЛАСОВАНО протокол заседания методического объединения учителей естественных наук от  27.08.2016 г №1 рук. МО учителей естественных наук __________В. В. Маршанина СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР  МБОУ СОШ № 6  пос. Комсомолец      _______Н. Г. Чернышова УТВЕРЖДЕНА на заседании  педагогического совета   протокол от 29.08.2016 г №1 Председатель ПС,  директор МБОУ СОШ № 6  пос. Комсомолец      __________  И.А.Леушина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                Образовательная программа «Юный лесовод» является составительской,       может быть использована для кружковой работы эколого­биологической направленности как в учреждениях   дополнительного   образования   детей,   так   и   общеобразовательных   школах. Содержание   программы   предполагает   углубление   и   расширение   базовых   знаний школьников по биологии растений.          Программа рассчитана на пять лет обучения, общее количество часов 360  (72 часа на 1 год). Продолжительность занятий обучения – по 1 часу 2 раза в неделю. Набор детей в кружковое объединение свободный, без предъявлений требований к уровню   обученности   учащихся.   Программа   предусматривает   проведение   контрольных мероприятий с целью определения уровня подготовленности школьников и организацию индивидуальной деятельности учащихся, работу в парах и мини­группах. Наполняемость групп 12 человек, состав учебных групп постоянный. Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста (7­9 классы). С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится все более и более мощным, и к началу   XXI века  оно приобрело уже планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны.          В век научно­технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.           Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для  потомков  ­  эти  проблемы  приобрели     в  настоящее   время  актуальность.   Но  чтобы успешно охранять наши леса  и водоемы, землю и воздух, надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность.                      Организация внешкольной работы природоохранной направленности учащихся является   процессом   формирования   осознанного   отношения   детей   к   природе, экологической культуры, любви к природе родного края.                      Дополнительная образовательная программа   «Юный лесовод» является частью районной программы непрерывного экологического воспитания, имеет  целью  повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных   ресурсов,   формирование   активной   позиции   школьников   по   отношению   к природе, развитие познавательного интереса обучающихся к лесу как одной из важнейших экосистем на Земле.   Для   реализации   поставленных   целей   предполагается   решение   следующих  учебно­ воспитательных задач: ­ ­ ­ ­ расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды; изучение природы родного края, освоение методов ее оценки; углубление теоретических знаний программного материала по естественным дисциплинам; развитие самостоятельности и инициативы при выполнении исследовательской и опытнической деятельности; ­ формирование навыков работы с дополнительной и справочной литературой; ­ воспитание у школьников чувства любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу. Программа  «Юный лесовод» строится на основе принципов: ­ целостности   окружающей   среды,   направленного   на   формирование   у школьников   понимания   неразрывной   связи   составляющих   элементов окружающей среды и выработки стратегии поведения человека в ней; ­ междисциплинарности,   который   предполагает   логическое   включение   и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, геоботаники, химии, дендрологии, лесоведения; взаимосвязи   краеведческого,   регионального   и   глобального   подходов   к отражению экологических проблем; соответствия   содержания, потребностям детей.  психолого­возрастным   форм   и   методов ­ ­ Программа для учащихся 7­9 классов построена с учетом приобретенных базовых знаний по экологии, биологии и географии. Она позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими   и   практическими   занятиями   позволяет   связывать   новый   материал   с предыдущим,   предоставляет   возможность   для   развития   нужных   умений,   обеспечивает познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.              В   содержании   программы   представлены   практические   работы,   отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Развитие навыков осуществляется от простого   к   сложному   –   от   развития   умений   наблюдать,   анализировать   и   обобщать   ­   к постановке опытов, проведению  экспериментов  и выполнению  проектной деятельности. Кроме   этого,   все   практические   работы   имеют   четко   выраженный   характер   познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Большое   значение   имеет   организация   работ   на   учебно­опытном   участке     в дендрологическом  отделе, опытных участках лесхоза.  В   ходе   реализации   программы   в   соответствии   с   тематикой   занятий   правомерно использование сочетания методов, таких как мини­лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент.   Методические   приемы   активного   обучения   позволяют   разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно­ориентированный подход в обучении. Одна из распространенных форм работы в дополнительном образовании – экскурсия в природу. Здесь   обучающиеся   накапливают   конкретные   знания   о   разнообразии   растительного   и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, знакомятся с опытом природоохранной деятельности.   Практические работы позволяют использовать приобретенные знания в конкретной ситуации,   а   дидактические   игры   способствуют   развитию   творческого   мышления   и чувственного   восприятия.    Особое   место   в   реализации   программы   отводится   методам развития   умений   и   навыков   исследовательской   деятельности,   реферирования   научной литературы   и   оформления   полученных   результатов.   Материалы   по   результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и   используются   при   выполнении   проектов,   представляются   на   конференциях.   Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими обучающимися результатов выполненной работы, где учащиеся дают свои рекомендации, формулируют выводы   с   практическими   решениями   задач,   стоящих   перед   лесным   хозяйством   или наблюдаемым природным объектом. По окончании 1 года обучения обучающиеся должны знать:     основные методы изучения природы; основы организации лесного хозяйства; характеристики леса как природной системы; охраняемые природные территории. Обучающиеся должны уметь:        сравнивать растительные сообщества леса; распознавать древесные и кустарниковые породы; наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека; ориентироваться на открытой местности в лесу; применять знания для составления экологических прогнозов и оценки  деятельности человека; представлять результаты исследовательской и проектной деятельности; использовать знания в решении экологических проблем и  природоохранной деятельности.      По окончании 2 года обучения  обучающиеся должны знать:    причины многообразия лесов; основы учения о лесе; основы охраны и восстановления леса. Обучающиеся должны уметь:       характеризовать структуру лесного биоценоза; понимать значение леса в природе и жизни человека; сравнивать различные типы леса; применять знания для обоснования структуры лесных насаждений; использовать умения лесоразведения в решении экологических проблем; осуществлять природоохранные мероприятия. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения) Введение Тема занятия № п\п 1. 2. Охрана природы. 3. Лес – основной компонент окруж. среды. 4. Музы леса. 5. Азбука леса. 6. Лесные ресурсы мира и России. 7. Основы лесоведения и лесоводства. 8. Естественное лесовосстановление. 9. Деятельность человека в лесных  сообществах. 10. Охрана и защита леса. 11. Методы исследования природы. 12. «Зеленая аптека». 13. Подготовка к конкурсу юных лесоводов. 14. Итоговая конференция. Итого: Количество часов теоретич. практич. всего 4 4 2 4 2 2 8 6 4 6 10 4 2 2 60 4 2 4 2 6 2 10 8 8 18 8 6 4 4 86 8 6 6 6 8 4 18 14 12 24 18 10 6 6 144 СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Введение        Что такое лес?  Значение леса в природе и жизни человека. К чему может привести уничтожение лесов?  Леса отступают под натиском человека.                        Ознакомление учащихся с целями и задачами кружка. Изучение положения о школьном лесничестве.              Практическая  работа:  «Озеленение закрепленной территории и уход за насаждениями» 2. Охрана природы          Изучение документов по охране природы. Соблюдение законов об охране природы.                        Практическая  работа: Оформление уголка  «Юный лесовод». 3. Лес – основной компонент окружающей среды Экологические природные системы. Лес как природная система. Типы лесов. Лесные   ресурсы   мира.   Леса   России.   Растительные   сообщества.   Древесные породы. Основные свойства леса Практические работы:    «Заготовка сена и веток  для зимней подкормки птиц и зверей» «Ознакомление с понятиями терминологией из специального словаря»     Экскурсия. 4. Музы леса.       Традиционные народные промыслы: резьба по дереву, берестяной промысел, плетение из луба, лыка. Ивовых прутьев.  Роспись по дереву. Лесные обитатели в русском фольклоре. Лес в произведениях писателей, поэтов, художников. Тема леса в музыкальных произведениях. Знакомство с творчеством местных поэтов. Практические работы:                  «Сбор семян сорных трав, диких ягод для зимней подкормки птиц и зверей»                        Экскурсия: «Знакомство с лесным хозяйством местности» 5. Азбука леса Про   зеленые   леса   и   лесные   чудеса.   Цветочные   часы.   Ориентирование   на местности. Звуки леса. Запахи леса. Лесные предсказатели погоды. Практические работы:                   «Ориентирование в лесу, на местности»                   «Изготовление барометров из природных материалов» Экскурсия.                         Дидактическая игра: «Лесные Робинзоны» 6. Лесные ресурсы мира и России                         Характеристика лесных ресурсов мира и России.                         Практическая работа: «Работа с литературой и атласами карт» 7. Основы лесоведения и лесоводства Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России. Подросток.   Подлесок.   Надпочвенный   покров.   Охраняемые   виды   растений района. Виды и способы рубок. Санитарные рубки. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Практические работы: «Изготовление наглядных пособий» «Определение древесных пород по зимним побегам, листьям, плодам,  семенам и коре» «Закладка опытов» 8. Естественное лесовосстановление. Знакомство   с   видами   естественного   возобновления   (предварительное,   Семенное   возобновление.   Смена   лесных   Порослевое   возобновление. последующее,   сопутствующее).   сообществ.   Межвидовая   конкуренция. Корнеотпрысковое возобновление. Прививки.                          Выращивание посадочного материала в лесном питомнике. Практические работы: «Осенняя инвентаризация лесных культур, выявление их приживаемости» «Посадка леса и  уход за сеянцами в питомнике» Экскурсия в лес:  «Виды естественного лесовосстановления» 9. Деятельность человека в лесных сообществах. «Леса   предшествовали   человеку,   пустыни   следовали   за   ним».   Причины сокращения   лесных   площадей   (вырубка   леса,   использование   древесины). «Зеленая» аптека. Выпас скота.  Рекреационная нагрузка. Практические работы:                                                   «Выявление признаков повреждения деревьев с использованием шкалы визуальной оценки их состояния» «Выявление причин повреждения растений» «Определение   степени   повреждения   лесного   биоценоза   в   результате деятельности человека. Оформление дневников наблюдений» 10. Охрана и защита леса. Организация охраны леса. Виды   лесонарушений   и   ответственность   за   них.   Виды   лесных   пожаров, способы и техника их тушения. Вредные   и   полезные   для   леса   птицы,   звери   и   насекомые.   Искусственные гнездовья. Зимняя подкормка, ее значение. Практические работы:                «Определение видов вредителей, приносящих ущерб лесному хозяйству» «Оформление коллекций повреждений частей дерева, пораженных       болезнями, вредными насекомыми»                         «Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям» 11. Методы исследования природы.   Наблюдения   в   природе.   Постановка   опытов.   Проведение   эксперимента. Экологический мониторинг. Фенологические наблюдения.                              Практические работы:       «Составление фенологической карты растений»       «Определение роли дождевых червей в природе.  Постановка опыта с     искусственными экосистемами»       «Определение степени взаимовлияния растений (фитонцидная активность)»           «Оценка состояния атмосферного воздуха по степени запыленности листьев. Пылезадерживающая способность растений.  Составление экологической карты»       Экскурсия. 12. «Зеленая аптека». Лекарственные растения Ставропольского края.  Практические работы:  «Определение запасов лекарственного сырья»                   «Сбор и хранение лекарственных растений» Экскурсия:  «Лекарственные растения Ставропольского края» 13. Подготовка к конкурсу юных лесоводов. 14. Подведение итогов.                    Подведение итогов работы кружка. Отчет о работе в лесничестве.                    Научно­практическая конференция                 Практически работы:                    «Оформление дневников наблюдений»                   «Оформление результатов опытов и экспериментов» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. (второй год обучения) Тема занятия Количество часов теоретич. практич. всего 3 9 12 15 9 9 12 15 6 3 6 99 ­ 9 9 15 15 15 9 27 9 6 3 3 18 21 30 24 24 21 42 15 9 12 117 216 Растительность Северо­Кавказского региона. № п\п 1. Введение. 2. Учение о природе леса. 3. Экологические группы леса. 4. 5. Лесные биоценозы. 6. Как человек выращивает лес. 7. Лес на службе человека. 8. Охрана и защита леса. 9. Оформление результатов работы. 10. Подготовка к конкурсу юных лесоводов. 11. Итоговая конференция. Подведение итогов  работы кружка Итого: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Введение Лесные фитоценозы.  Влияние деятельности человека на биоценоз леса. 2. Учение о природе леса Основоположник   учения   о   лесе   –   русский   ученый   Г.Ф.Морозов. Закономерности распространения различных типов лесов на поверхности планеты. Взаимосвязь   климата   и   лесной   растительности.   Изменение   микроклимата   под влиянием леса: температура, скорость ветра, влажность. Санитарно­гигиенические функции   леса.   Вохдухоочищающее   значение   леса.   Выделение   летучих бактерицидных веществ и их роль в природе. Ярусность   леса.   Взаимосвязь   ярусов   лесного   сообщества.   Пищевые   связи организмов в биоценозе леса (производители, потребители, разрушители). Цепи питания в лесном сообществе. Пищевые сети. Пищевые пирамиды. Практические работы: «Построение цепей питания в лесах различных типов» «Определение климатообразующего значения и влияния леса на ветровой режим, температуры воздуха и почвы, на изменение влажности воздуха под пологом леса» «Изучение   структуры   смешанного   леса.   Определение   видов   древесных   пород, кустарников и трав в соответствующих ярусах леса» 3. Экологические группы леса Климат и распространение растений на Земле. Почему в разных регионах сформировались   разные   природные   сообщества?   Температура   как   фактор появления различных типов леса. Жизненные формы растений. Взаимодействие леса   со   средой   произрастания.   Формула   леса     Г.Н.Высоцкого.   Лес   как средообразующий   фактор.   Отношение   растений   к   свету:   светолюбивые   и теневыносливые виды. Структура   древостоя:   главные,   второстепенные   и   нежелательные   породы. Естественные и искусственные насаждения. Биологическое разнообразие и его значение.           Практические работы: «Определение жизненных форм растений в лесу» «Подобрать видовой состав растений для создания лесного насаждения в  определенных условиях произрастания» 4. Растительность Северо­Кавказского региона                  Зональный характер распространения растительности. Лесообразующие древесные   породы.   Фитоценозы   хвойного,   широколиственного   (дубрава)   и мелколиственного леса (березняк, осинник, ольшанник). Растения степи. Луговая растительность.   Прибрежно­водная   и   болотная   растительность.   Рудеральная растительность.           Искусственные леса. Лес как лесной массив и насаждение.          Практические работы: «Определение видового состава рудеральной растительности» Определение   видового   состава   растений   степи,   луга,   болот   (по   гербарным образцам)  с помощью определителя» «Сравнительная   анатомо­морфологическая   характеристика   растений   различных мест произрастания»          Экскурсия в лес: «Знакомство с лесными фитоценозами» 5. Лесные биоценозы            Биоценоз леса. Лесные звери и птицы. Видовое разнообразие и численность животных   в   лесу.   Биологические   особенности   животных   леса.   Экологические группы   животных.   Поведение   животных.   Многообразная   роль   животных   и микроорганизмов   в   биоценозе   леса.   Полезные   птицы   леса.   Приспособление животных к обитанию в лесах различных типов. Когда влияние животных на лес может быть отрицательным? Экологические законы, регулирующие численность особей   в   популяциях.     Соотношение   основных   компонентов   биоценоза   леса. Морфологическая   и   биологическая   устойчивость.   Саморегуляция   в   лесных экосистемах.                      Воздействие внешних факторов в биоценозе леса. Значение сохранения условий естественных местообитаний животных леса.            Практические работы: «Определение видов птиц по внешним признакам» «Определение видов животных леса» «Учет плотности обитания животных в лесу» 6. Как человек выращивает лес   Подготовка   лесокультурных   площадей.            Жизнь дерева. Размножение деревьев. Лесные питомники и их назначение. Сбор   семян   и   их   хранение.   Подготовка   семян   к   посеву.   Особенности   роста всходов   лесных   культур.   Сеянцы   и   саженцы.   Уход   за   лесными   культурами   в питомниках.             Где человек сажает лес? Лесные фонды и их структура. Создание лесных культур.   Возобновление   леса. Полезащитные, приовражные и прибалочные лесные полосы. Назначение лесных полос и их структура. Озеленение городов и населенных пунктов. Подбор и схемы смещения древесных и кустарниковых пород в искусственных насаждениях.            Практические работы: «Заготовка семян для лесхоза» «Определение посевных качеств семян» «Определение структуры и схем смещения древесных и кустарниковых пород в лесных полосах различного назначения» «Проект озеленения участка при административном или жилом здании»           Экскурсия: «Определение схемы смещения лесных культур в различных         кварталах» 7. Лес на службе человека                    Основные направления лесопользования. Заготовка древесины. Рубки главного пользования. Как человек использует древесину?  Сенокошение и выпас скота.   Пчеловодство.   Заготовка   лекарственных   растений.   Сбор   ягод   и   орехов. Грибы.   Лекарственные   растения,   время   их   сбора.   Применение   лекарственных растений. Санитарно­гигиеническая   и   оздоровительная   роль   леса.   Рекреационное использование   леса.   Рекреационный   лес.   Рекреационная   нагрузка   и   дигрессия. Эстетическое значение лесных территорий.          Практические работы: «Определение видов лекарственных растений с помощью определителя» «Определение рекреационной нагрузки благоустроенной лесопарковой  и  лесохозяйственной зон» 8. Охрана и защита леса         Законы охраны природы. Охрана леса от пожаров. Причины лесных пожаров.  Виды лесных пожаров.         Виды правонарушений в лесу (несанкционированные рубки в лесу; въезд в лес автотранспорта; сбор редких и исчезающих видов растений; увеличение шумовой нагрузки) и их последствия.         Вредители леса и меры борьбы с ними. Лесные звери и птицы под охраной  человека. Подкормка птиц зимой. Виды искусственных гнездований.         «Красная книга» животных и растений. «Краснокнижники» Ставропольского  края и Северного Кавказа. Редкие и исчезающие виды растений и животных на  территории Кировского района.         Практические работы: «Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям» «Определение степени пораженности леса вредителями» «Изготовление искусственных гнездовий» «Картирование местопроизрастания редких и исчезающих видов»        Экскурсия: «Знакомство с работой пожарного поста Кировского лесхоза» 9. Оформление результатов работы. 10. Подготовка к конкурсу юных лесоводов. 11. Подведение итогов работы кружка. Итоговая конференция. Литература 1. Абутков Б.В. О культуре и нравственности в профессии лесовода. – М.:  Лесохимическая академия им. С. М.Кирова, 1981. 2. Анучин Н. П. Лесное хозяйство и охрана природы. – М.: Лесная промышленность,  1989. 3. Векшегонов В. Я. Полезащитное лесоразведение в сухостепных районах. ­ М.:  Лесная промышленность, 1989. 4. Гиряев Д. М. Юные лесоводы. – М.: «Агропромиздат», 1988. 5. Дураков В. П. Опыт выращивания защитных лесонасаждений. – М.: Лесная  промышленность, 1988. 6. Захарова Г. М. Опытно­практическая работа по лесоводству и лесоразведению. –  М.: Просвещение, 1979. 7. Зуев Д.П. Дары русского леса. – М.: Лесная промышленность, 1989. 8. Ильинский А. И. Определитель вредителей леса. ­ М.: Сельхоз литература, 1982. 9. Касьянов Ф. М. Защитное лесоразведение. – М.: Лесная промышленность, 1982. 10.  Леонов Л.М. Русский лес, 1977. 11.  Морозов Г. Ф. Учение о лесе. – М.: Лесная промышленность, 1978. 12.  Митрюшкин Е. П. Прогресс и природа. – М.: Лесная промышленность, 1989. 13.  Молчанов А. А. Лес и окружающая среда. – М.: Наука, 1988. 14.  Моторина Л. Т. Промышленность и рекультивация земель. – М.: Мысль, 1985. 15.  Родин А. Р. Лесные культуры и лесомелиорация. – М.: Лесная промышленность,  1989. 16.  Рубцов Н. И. Краткая история степного и защитного лесоразведения. – М.: 1970. 17.  Русанов Я. С. Человек, лес, фауна. – М.: Лесная промышленность, 1981. 18.  Столбин А. П. Школьные лесничества. – М.: Просвещение, 1983. 19.  Сурмач Г. П. Водная эрозия и борьба с ней. Л., Гидрометеоиздат, 1976. 20.  Справочник по защите леса от вредителей и болезней. – М.: Лесная  промышленность, 1980. 21.  Шишков И. И. Лесоводство с основами лесных культур. – М.: Просвещение, 1986.

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".

Программа кружкового объединения "Юный лесовод".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018