Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Цель программы – профилактика речевых нарушений у детей с 3 до 5 лет. Данная программа разработана на 6 месяцев и используется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
логокружок 2018.docx
Пояснительная записка
Модифицированная программа кружковой работы по коррекционно
развивающей деятельности представляет собой систему комплексных занятий на
основе программ: «Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В., «Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи» Чиркиной Г.В.
Программа
разработана в соответствии с нормативноправовыми
документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 20132020 годы;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726р;
Конвенция ООН о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей
ООН от 20.11.59г.;
СанПиН 2.4.4.317214 "Санитарноэпидемиологические требования к
работы образовательных
устройству, содержанию и организации режима
организаций дополнительного образования детей";
Нищева Н. В. «Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»;
Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его
близких и родных ему людей. В процессе общения проявляется его
познавательная и предметная деятельность. Ребенку за короткий срок нужно
усвоить все величие родного языка. Речь, как исторически сложившаяся форма
общения развивается в дошкольном детстве. Ребенок пользуется речью для того,
чтобы выразить свои чувства, мысли, воздействовать на окружающую
действительность. Когда ребенок овладевает речью это перестраивает его
психику, дает воспринять окружающую его действительность более осознанно.
Недаром К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является фундаментом
всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Правильное и
своевременное овладение речью ребенком является важным условием
полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической
работе. Не будет настоящего общения, полноценной социализации, успехов в
2 дальнейшей учебе в школе, если речь не развита. Освоение родного языка
является одним из самых главных приобретений детей в дошкольном возрасте.
Именно дошкольники особенно чувствительны к усвоению речи, поэтому
процесс развития речи рассматривается, как общий фундамент воспитания и
обучения детей.
При нормальном развитии овладение правильной речью у дошкольников
заканчивается к 45 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс
затягивается. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к
увеличению, а время и общество предъявляют высокие требования.
В нашем социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних
находятся дети из неблагополучных семей и, как правило, мы наблюдаем у них
педагогическую запущенностью. Это дети, у которых с раннего детства
отсутствует внимание, любовь, забота, ежедневное общение
все это
неблагоприятно влияет на их речевое развитие, следовательно, большинство
поступающих детей имеет сложные полиморфные речевые нарушения и
коммуникативные проблемы.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции
речевых нарушений у детей.
Направленность программы социальнопедагогическая, поскольку она
ориентирована на совершенствование речевых возможностей детей, а также на
развитие коммуникативных способностей воспитанников.
Актуальность программы состоит в том, что она дает возможность
охватить логопедическим воздействием детей с 3 до 5 лет и является
пропедевтической занятиям по коррекции речевых нарушений в старшем
дошкольном возрасте, позволяя оказать раннюю профилактическую помощь
воспитанникам.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её
реализации количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном
возрасте будет требовать коррекции, значительно уменьшится и социализация
ребенка будет более ранней и успешной.
Цель программы – профилактика речевых нарушений у детей с 3 до 5 лет.
Задачи:
1. Развивать у детей речевую активность.
2.Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Формировать
произвольные, координированные движения органов артикуляции.
3. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику, фонематический слух.
4. Расширять словарный запас.
5. Формировать связную речь.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что лексические темы
3 сгруппированы в разделы, освоение программы происходит в основном в
процессе практической деятельности, каждое занятие включает в себя развитие
всех компонентов речи, используется индивидуальный подход к каждому
ребенку, тем самым позволяя оказывать специализированную логопедическую
помощь
воспитанникам социальнореабилитационного центра для
несовершеннолетних с трех лет, которые, в силу их возраста, не могут быть
зачислены на логопедические занятия.
Возраст детей,
участвующих в реализации данной образовательной
программы: от 3 до 5 лет.
Сроки реализации образовательной программы 6 месяцев – 21 занятие.
Реализация программы проходит на базе ГБУСОН РО «СРЦ Цимлянского
района» в течение.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут,
объёмом 21 учебным часом.
По форме организации программа является групповой, работа по
подгруппам, индивидуальная.
Ожидаемые результаты.
В конце цикла занятий ожидается:
более активное использование речи в повседневной жизни;
улучшение артикуляторных возможностей, овладение основными
артикуляционными движениями по возрасту;
овладение навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);
умение координировать тонкие пальчиковые движения;
совершенствование фонематического восприятия;
развитие связной речи, умение составлять рассказы со зрительной
опорой и без неё;
возрастание активного и пассивного словарного запаса.
Виды контроля:
Предварительный проводится на первом занятии и предназначен для
проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков;
Текущий проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый проводится после завершения курса с целью определения
уровня развития речевых способностей.
Формы и методы проведения контроля:
беседы с детьми;
наблюдения за детьми в ходе проведения занятий, в игровой
деятельности, в режимных моментах;
4 1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
занятий
Раздел 1. Я и моё тело.
Изучаем тело человека
Чувства и эмоции у меня и у
других.
Опыт «Чиним игрушку».
Раздел 2. Живой мир.
Домашние питомцы.
Дикие животные.
Животные Севера и Юга
Подводный мир.
В мире насекомых.
Настольный театр:
«Колобок».
Раздел 3. В мире вещей.
Игрушки.
Одежда и обувь.
Мебель.
Посуда.
Рисование «Украсим платье,
чашку, игрушку».
Итого:
всего
3
1
1
1
10
2
2
2
1
2
1
8
1
2
2
2
1
21
2,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
5,5
беседы с воспитателями, с целью получения информации об
особенностях использования речевых умений и навыков ребенка в спонтанной
речи.
Учебнотематический план
№ п/п Название разделов и тем
практика
Колво занятий
теория
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
7,5
1,5
1,5
1,5
0,5
1,5
1
6
0,5
1,5
1,5
1,5
1
15,5
5 №
п/п
1.
№
Название
разделов и тем
занятий
Раздел 1. Я и
моё тело.
1.1. Изучаем тело
человека.
1.2. Чувства и
эмоции у меня и
у других.
1.3. Итоговое занятие
2.
по разделу
Раздел 2. Живой
мир.
2.1. Домашние
питомцы.
0,5 Уточнение
расширение и
активизация
по
изучаемой теме. Знакомство с
словаря
Содержание программы дополнительного образования
Теория
Практика
Колво
занятий
1
0,5 Уточнение представлений о теле
человека, показывать детям и
называть части тела и лица.
Учить строить и употреблять в
речи фразу из 2—4 слов.
0,5 Знакомство с чувствами и
эмоциями. Обучение построения
и употребления в речи фразы из
2—4 слов. Рассказать о различии
тембра голоса.
2,5
Колво
занятий
2
0,5
0,5
1
7,5
1,5
с
Показывают и называют части тела у
Выполняют
себя и у куклы.
артикуляционные
упражнения,
упражнения
прищепками.
Дифференцируют носовой и ротовой
выдох и вдох. Строят фразу из 24
слов.
Управление своими эмоциями и
чувствами. Выполнение мимических
упражнений,
артикуляционной и
пальчиковой гимнастик. Строят фразу
из 24 слов. Меняют тембр голоса.
Фонетическая зарядка.
Опыт «Чиним игрушку» (строение
человека)
Узнавание и называние домашних
Выполнение
животных.
артикуляционных,
мимических,
6 2.2. Дикие животные.
обобщающим
понятием.
Обучение пересказу небольшого
текста.
0,5 Знакомство
с
дикими
животными. Обучение пересказу
небольшого текста. Знакомство
детей с массажером Суджок,
правилами его использования.
2.3. Животные
Севера и Юга.
0,5 Знакомство с животными разных
стран. Обучение составлению
рассказаописания по плану.
2.4. Подводный мир.
0,5 Рассмотрение подводного мира,
уточнение словаря. Обучение
составлению рассказаописания
по плану.
2.5. В мире
насекомых.
0,5 Уточнение,
расширение
словарного запаса по теме
насекомые.
Обучение
составлению рассказа
по
сюжетной картинке.
1,5
1,5
0,5
1,5
Фонетическая
дыхательных упражнений. Пересказ
текста.
зарядка.
Гимнастика для пальчиков «Пёс и
лошадь».
Узнавание и называние диких
животных.
Выполнение
артикуляционной
гимнастики,
упражнений на развитие дыхания и
силы голоса. Игра с мячами Суджок.
Пересказ текста. Речь с движением
«Как животных нам назвать?».
Узнавание и называние животных.
артикуляционных
Выполнение
упражнений,
и
дыхательной гимнастик. Составляют
рассказыописания о животных. Речь с
движением «Прогулка в зоопарк».
Называют жителей подводного мира.
Штриховка жителей подводного мира.
Выполняют
артикуляционные
упражнения, дыхательную гимнастику.
Составляют рассказыописания по
плану.
Называют
насекомых.
Звукоподражательные упражнения и
игры. Артикуляционная гимнастика.
Обводка трафаретов. Упражнения на
дыхание. Составляют рассказ по
пальчиковой
7 2.6
3.
Итоговое занятие
по разделу
Раздел 3.
мире вещей.
В
2
3.1. Игрушки.
0,5
Активизация
предметного,
глагольного словаря и словаря –
признаков по теме.
Учить
составлять рассказ по плану.
3.2. Одежда и обувь.
0,5 Расширение словарного запаса
по теме. Учить составлять
рассказ по плану.
3.3. Мебель.
3.4. Посуда.
0,5 Рассмотрение предметов мебели.
Показать составление рассказа
описания о мебели. Развивать
умения различать и называть
части предметов.
0,5 Рассказать о посуде и её
назначении.
Показать
составление рассказа описания
о посуде.
1
6
0,5
1,5
1,5
1,5
сюжетным картинкам.
движением «Прогулка».
Настольный театр: сказка «Колобок».
Речь с
и
Называние игрушек, их признаков.
Работа с пазлами.
Выполнение
упражнений,
артикуляционных
пальчиковой
дыхательной
Составление рассказа
гимнастик.
«Моя любимая игрушка».
Узнавание и называние предметов
одежды, обуви. Фонетическая зарядка.
Игра в артикуляционные упражнения.
Шнуровка предметов одежды, обуви.
Составление рассказа по плану.
Называют предметы мебели и их
части. Составляют рассказыописания.
Выполняют упражнения для развития
артикуляции,
дыхания.
Гимнастика для пальчиков «В
домике». Пальчиковые дорожки.
Показывают и называют предметы
посуды и их части. Составляют
рассказыописания.
Выполняют
упражнения
развития
артикуляции, моторики, дыхания.
моторики,
для
8 3.5. Итоговое занятие
по разделу
5,5
Рисование «Украсим платье, чашку,
игрушку»
1
15,5
Методическое обеспечение программы
№
п/п
Названия
разделов
Формы занятий
1
1.
Я и моё тело. Групповая,
работа по
подгруппам,
индивидуальная
Приёмы и
методы
организации
образовательног
о процесса (в
рамках занятия)
Наглядные,
словесные,
практические и
игровые.
Дидактические
материалы
Техническое
оснащение
Формы
подведения
итогов
Предметные
и
сюжетные картинки по
разделу. Наборы серии
сюжетных картинок.
Картинки и сказки для
артикуляционной
гимнастики. Картотека
пальчиковых
игр.
Материал для развития
тактильного
восприятия.
Дидактические игры и
пособия для развития
Компьютер.
Шпатели.
Зеркала.
Тренажеры.
Кукла.
Оценка
занятия
детьми.
Игровая
форма.
9 2
Живой мир.
2.
Групповая,
работа
подгруппам,
индивидуальная
по
Наглядные,
словесные,
практические и
игровые.
3
В мире
вещей.
3.
Групповая,
работа
подгруппам,
индивидуальная
по
Наглядные,
словесные,
практические и
игровые.
дыхания.
речевого
Прищепки.
Предметные
и
сюжетные картинки по
разделу. Наборы серии
сюжетных картинок.
Картинки и сказки для
артикуляционной
гимнастики. Картотека
пальчиковых
игр.
Раздаточный материал.
Дидактические игры и
пособия для развития
речевого
дыхания.
Тексты для пересказа.
Настольный
театр
«Колобок».
Предметные
и
сюжетные картинки по
разделу. Наборы серии
сюжетных картинок.
Дидактические игры и
пособия для развития
речевого
дыхания.
Картинки и сказки для
артикуляционной
гимнастики.
Разрезанные картинки.
Компьютер.
Суджок
массажеры.
Шпатели.
Зеркала.
Оценка
занятия
детьми.
Игровая
форма.
Компьютер.
Шнуровки.
Пазлы.
Шпатели.
Зеркала.
Оценка
занятия
детьми.
Игровая
форма.
10 Картотека пальчиковых
игр.
Раздаточный
материал.
11 Список литературы:
1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. – 128 с.
2. Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 45 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 32 с.
3. Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 56 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2009. – 32 с.
4. Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 67 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2008. – 32 с.
5. Косинова Е.М. Уроки правильной речи. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи
Резника: Эксмо, 2004. – 64с.
6. Ляпенкова Н.Г. Раз словечко, два словечко. Развитие речи. – М.: ТД «Мир
книг», 2009. – 48 с.
7. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ДЕТСТВОПРЕСС, 2015
8. Нищева Н. В. «Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным
зеркалом (СПб., «ДЕТ СТВОПРЕСС», 2013).
9. Нищева Н. В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского
сада (1й год обучения. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. — 32 с.
10. Нищева Н. В. Тетрадь №2 для средней логопедической группы детского
сада (1й год обучения— СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. — 32 с.
11. Нищева Н. В. Тетрадь №3 для средней логопедической группы детского
сада (1й год обучения). — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. — 32 с.
12. Нищева Н.В.
Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа:
Домашняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2004. – 40с.
13. Развитие связной речи. Серия «Говорим правильно».
14. Ушакова О.С. Развитие речи детей 35 лет. /под редакцией О.С. Ушаковой.
– М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
12 15. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. 2011.
16. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 47
лет». М.: Издательство «Ювента», 2008.
17. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи Альбом
дошкольника. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 40 с.
18. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
19. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: «ДОМ.XXI
век», 2007 – 186 с.
Интернет ресурсы
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://урок.рф
http://pedlib.ru
13 14
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Программа кружковой работы "Речевичок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.