Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)
Оценка 4.6

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл
10.10.2017
Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)
Данный курс развивает и обогащает содержание профильных общеобразовательных предметов (литература, русский язык) и выстраивается на основе реализации учебных предметов, функционирует как самостоятельный учебный модуль в гуманитарном профиле обучения. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Цель данной программы – научить школьников эффективному речевому воздействию, практическим риторическим навыкам, которые позволят им лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности. Объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.
Деловая риторика.doc
«ДЕЛОВАЯ  РИТОРИКА» Пояснительная записка Специфика   современной   системы   образования   состоит   в   том,   что   она должна   быть   способна   не   только   вооружать   обучающего   знаниями,   но   и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений   и   навыков   самообразования.   Современные   тенденции   социально­ экономического   развития   России   заставляют   переосмыслить   цели   школьного образования,   соответственно   по­новому   сформулировать   и   планируемые результаты   образования.   Одним   из   направлений   модернизации   является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. К числу таких инновационных изменений относятся элективные курсы по выбору. Деловая   риторика   –   это   область   человеческой   культуры,   включающая   в себя   науку,   искусство   и   живую   человеческую   практику   об   убедительной   и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения. В   условиях   рыночной   экономики   роль   и   значение   деловой   риторики   в жизнедеятельности   молодого   специалиста   трудно   переоценить.   Овладение   и эффективное   применение   деловой   риторики   может   сыграть   немаловажное,   а порой   и   решающее   значение   для   роста   престижа,   конкурентоспособности   и творческого потенциала молодого специалиста. Это знание можно сравнить лишь с   профессиональными   знаниями   и   умениями.   И   они   (риторические   умения   и способности)   порой   становятся   решающими   в   ситуациях   публичного выступления,   спора,   ведения   переговоров,   разрешения   производственных конфликтов. Данный   курс   развивает   и   обогащает   содержание   профильных общеобразовательных предметов (литература, русский язык) и выстраивается на основе   реализации   учебных   предметов,   функционирует   как   самостоятельный учебный модуль в гуманитарном профиле обучения. Цель   данной   программы  –  научить   школьников   эффективному   речевому воздействию, практическим риторическим навыкам, которые позволят им лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности. Объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения. Предметом   исследования   деловой   риторики   как   элективного   курса является   система   закономерностей,   принципов,   правил,   условий   эффективного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения. Основные задачи деловой риторики:             1.Изучение   истории   развития   риторики   (включая   основы   классической риторики). 2.Обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности учащегося. Элективный курс состоит из трех разделов: 1 раздел рассматривает основные принципы построения ораторской речи   и дает теоретико­практические сведения о специфике публичного выступления; 2 раздел содержит принципы  и правила «Деловой риторики» как специального курса. Содержание   данных   разделов   предусматривает   вариативность   форм организации   работы:   лекции,   беседы,   деловые   и   ролевые   игры,   ситуативные задания, упражнения. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения   учащихся, необходимые   в  их   дальнейшей   профессиональной  подготовке  (чтение   и  анализ текстов, работа  со   справочной  литературой,  подготовка  сообщения, доклада  и т.п.). Учитывая   дифференциацию   и   индивидуализацию   профильного   обучения, предлагаемая   программа   носит   примерный   характер.   Она   построена   по модульному принципу, т.е. каждый тематический блок может быть углублен или расширен с учетом интересов и потребностей учащихся и задач курса в условиях профилизации: дополнение содержания профильного курса, развитие содержания одного   из   базисных   курсов,   удовлетворение   познавательных   интересов школьников. Конечный   результат  всего   обучения   должен   характеризоваться следующими   параметрами   достаточного   уровня   владения   речью,   которые выражаются в умениях: ­  вести беседу на бытовые, деловые, политические, философские, исторические и прочие   темы,   набор   которых   составляет   круг   компетентности   культурного человека; ­  слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов, но в кор­ ректной, достойной культурного человека форме, подавать реплики, коррект­ но вступать в разговор, дополняя и развивая тему беседы или аргументирован­ но возражая по существу предмета; ­  участвовать в прениях (дебатах) по предмету, в котором говорящий достаточно компетентен;   ясно   и   лаконично   в   хорошей   литературной   форме   излагать  своё суждение в виде строго регламентированного выступления; ­  участвовать в дискуссиях, спорах, соблюдая все логические и этико­пси­ хологические законы и правила, последовательно и доказательно отстаивая убеждения, если они направлены на конструктивное решение вопросов; ­  произносить (в разных жанрах) небольшие, но яркие и убедительные публичные речи   на   доступную   тему,   по   хорошо   изученному   предмету   и   при   этом   уметь корректировать   форму   речи   в   соответствии   с   интересами   и   настроениями аудитории; ­  свободно излагать в форме письма, статьи, эссе и т.д. свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму письма с его жанром и принятыми в обществе правилами; ­   вникать в замысел чужой письменной и устной речи и различать за внешней формой   внутреннее   содержание   и   глубинные   цели,   т.е.   обладать   умением эффективно читать и слушать, давать общериторическую оценку прочитанного или прослушанного текста.                   Содержание курса Раздел 1.1.Основные принципы построения ораторской речи. Тема 1. Введение.  Теоретический материал. Риторика как наука об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Природа ораторского искусства и его разновидности. Образ оратора и предмет речи. Оратор как языковая личность Выработка   практических   умений   и   навыков.   Подготовка   учащихся   к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка   умения   свободно,   раскованно   держаться   перед   аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение. Тема 2. Принципы построения содержания ораторской речи. Теоретический   материал.  Докоммуникативная   фаза   ораторской   речи; создание сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории. Её компоненты   –   подбор   материала,   композиционно­логическое   оформление   речи, использование   фактического   материала.   Важнейшие   пласты   смысла   ораторской речи:   выражение   излагаемого   содержания   и   выражение   эмоционального воздействия на слушателя. Логичность публичной речи – определенность мыслей, последовательность   изложения,   доказательность   аргументов,   обоснованность выводов.   Факты   как   средство аргументирования. Содержательная наполненность речи. Учет состава аудитории в образовательном,   профессиональном,   демографическом   отношении.   Осознание ситуации речи: повод, место и время устного выступления.   Предупреждение   логических   ошибок. Выработка   практических   умений   и   навыков.  Знакомство   учащихся   с   со   справочной методикой   подбора   материала   на   заданную   тему:   работа   литературой,   литературными   источниками,   составление   библиографии   по   теме, рабочих   выписок,   правила   хранения   и   систематизации   отобранного   материала. Составление   плана­конспекта   речи   в   виде   отдельных   предложений,   имеющих субъектно­предикативную структуру. Тема 3. Виды ораторских речей. Теоретический   материал.  Спонтанная   и   подготовленная   речь. Информирующие и убеждающие речи. Публичный монолог и публичный диалог. Доклад,   инструкция.   Лекция.   Полемический   диалог,   дискуссия.   Спор,   диспут, беседа. Основные принципы ведения полемики. Логическое опровержение взглядов оппонента. Интеллектуальная терпимость. Импровизация. Деловые переговоры. Выработка практических умений и навыков. Овладение основными видами ораторских   речей:   выступление   перед   одноклассниками   с   информацией, докладами, лекциями, проведение инструктажей, дискуссий на заданные темы. Раздел 1.2. Специфика публичной речи. Тема 1. Виды публичного выступления.  Виды публичных выступлений по цели: развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Сходство этих форм и различие. Виды деятельности учащихся:  запись тезисов лекции учителя; сообщение; выписывание из справочников, словарей терминов и раскрытие их значения. Тема 2. Основные средства речевой выразительности. Разговорность   стиля.   Простота   изложения.   Конкретность   лексики. Изобразительные   средства   языка   (тропы):   сравнение,   эпитет,   метафора, олицетворение,   аллегория.   Выразительные   средства   языка   (фигуры):   антитеза, инверсия, риторический вопрос, повторы. Виды деятельности учащихся:  комплексный анализ текстов; составление терминологического   словаря;   поиск   и   подбор   языковых   средств   и   приемов; лингвистический анализ фразеологизмов, устойчивых выражений, пословиц. Тема 3.Техника речи. Основные   элементы   речевой   техники:   речевое   дыхание,   голос,   дикция. Кодовые опорные фразы, их функции. Виды интонации: восходящая, нисходящая, ускоряющаяся   и   замедляющаяся.   Слово   –   главный   «генератор   энергии»   при выступлении.  Виды деятельности учащихся:  выразительное чтение, комплексный анализ текста,   декламация,   тренировка   техники   речи,   запись   и   анализ   собственных высказываний и выступлений. Тема 4. Невербальные средства общения. Манеры, поза, жесты – важнейшая часть делового общения. Неотъемлемые качества   ораторских   манер   –  непринужденность,  воодушевление,   уверенность   и дружеский тон. Правильная поза; сочетание непринужденности осанки и легкости движений.   Жесты;   их   сущность   и   назначение.   Виды   жестов:   ритмические, эмоциональные,   изобразительные,   Правила пользования жестами. Национальный характер жестов.   символические.   указательные, Виды деятельности учащихся: подготовка публичного выступления: работа с текстами, составление плана, подбор языковых средств и приемов, наблюдение за речью   товарищей,   запись   и   анализ   собственных   высказываний,   письменное оформление публичного выступления. Раздел 2.1. Принципы и правила «Деловой риторики» как специального курса:  ­принцип   творческого   саморазвития   личности  основывается   на самообучении,   на   творческом   подходе   ученика   к   процессу   непрерывного самоусовершенствования   знаний,   к   саморазвитию   творческих способностей личности в различных видах и жанрах делового общения;   умений, ­принцип   самопознания  ориентирует   обучаемого   на   рефлексивное мышление,   осознание   своих   сильных   и   слабых   качеств,     речевых   и коммуникативных, ораторских способностей на базе применения тестов и других методик;  ­принцип приоритета практики  дает возможность вводить в изучаемый курс теории столько, сколько нужно, а практики столько, сколько возможно. При этом   большое   внимание   уделяется   тренинговым   упражнениям,   ролевым   и эвристическим играм, тестам, творческим заданиям;  ­  принцип   сотворчества  –   это   совместная   работа   учителя   и   ученика, которая дает возможность творчески решать все возникающие перед ними задачи, проблемы образования, обучения и развития;  ­  принцип   историзма  реализуется   через   показ   прошлого   опыта,   идей   и приемов классической риторики с позиции современного их осмысления и, главное, возможностей практического применения. Раздел 2.2.Саморазвитие культуры делового общения. 1.Общие правила делового общения. 2.Как подготовить и провести совещание. 3.Как вести телефонные деловые разговоры. 4.Правила деловой переписки.   5.Как правильно давать интервью.          Раздел 2.3. Саморазвитие полемического мастерства. 1.Спор, его цели и стратегия. 2.Принципы и правила ведения спора. 3.Как вести споры, дискуссии. 4.Как говорить, чтобы вас слушали. 5.Как опровергать обвинение. 6.Способы  разрешения споров в современном мире.    Раздел 2.4.  Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. 1.Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт. 2.Конфликтные ситуации делового общения. 3.Как разрешать конфликтные ситуации в коллективе.    Раздел 2.5.  Саморазвитие культуры ведения переговоров.  1.Переговоры и стратегия их ведения. 2.Искусство разумных компромиссов. 3.Искусство борьбы против тех, кто срывает переговоры. Тематический план курса «Деловая риторика»    (34 часа)      Наименование        разделов   и     тем  Основные   принципы Раздел   1.1. построения ораторской речи. 1.Введение. 2.Принципы   построения   содержания ораторской речи. 3.Виды ораторских речей. Всего часов 4 Лек ции 2 Практ занят. 2 6 2 4 4 2 2 Раздел 1.2.Специфика публичной речи. 1.Виды публичного выступления. 2.Основные выразительности. 3.Техника речи. 4.Невербальные средства общения. средства     речевой Раздел   2.1.Принципы   и   правила «Деловой   риторики»   как   специального курса: а)   принцип   творческого   саморазвития личности; б) принцип самопознания; в) принцип приоритета практики; г) принцип сотворчества; д) принцип историзма.       Формы   контроля Собеседование; сообщение; защита реферата, проекта; тестовое задание. Публичное выступление   с элементами повествования, описания, рассуждения; анализ   текстов публичной речи; тестовые задания. Собеседование, сообщение. Раздел   2.2.Саморазвитие   культуры 5 1 4 Тесты, делового общения. 1.Общие правила делового общения. 2.Как   подготовить   и   провести совещание. 3.Как   вести   телефонные   деловые разговоры. 4.Правила деловой переписки. 5.Как правильно давать интервью. Раздел 2.3. Саморазвитие полемического мастерства. 1.Спор, его цели и стратегия. 2.Принципы и правила ведения спора. 3.Как вести споры, дискуссии. 4.Как говорить, чтобы вас слушали. 5.Как опровергать обвинение. 6.Способы   современном мире. Раздел   2.4.        Саморазвитие   культуры разрешения конфликтов. 1.Конфликтная   ситуация, конфликт. 2.Конфликтные   ситуации   делового общения. 3.Как разрешать конфликтные ситуации в коллективе. Раздел   2.5.Саморазвитие   культуры ведения переговоров. 1.Переговоры и стратегия их ведения. 2.Искусство разумных компромиссов. 3.Искусство   борьбы   против   тех,   кто срывает переговоры.   разрешения   споров   в   инцидент, 5 1 4 5 1 4 5 1 4 тренинговые упражнения, творческие задания, игры.   на   подбор Составление тезиса определенную тему, аргументов. Задания тестовой формы. Задания тестовой формы, ролевые игры эвристические игры. Задания тестовой формы, творческие задания, ролевые игры. Используемая литература: 1. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека: Учебное пособие. М., 2001. 2. Баева О.А. Ораторское  искусство и деловое  общение: Учебное пособие. М., 2003. 3. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект: Учебное пособие для вузов. М., 2003. 4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2001. 5. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003. 6. Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М., 2002. 7.Введенская   Л.А.,   Павлова   Л.Г.   Культура   и   искусство   речи.   Современная риторика. Ростов н/Д, 1995. 8.Андреев   В.И.   Деловая   риторика.   Практический   курс   для   творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Изд­во Казанского университета, 2001. 9.Соловьева Н.Н. Речевое общение, или Искусство понимания. «Вентана­Граф». 10.Колесникова Н.И. От   конспекта   к   диссертации.   Пособие         по   развитию навыков письменной речи. 11.Казарцева О.М., Вишнякова О.В. 10­11 классов и абитуриентов. Письменная речь. Пособие для уч­ся  2012 М.: 2010 М.: «Флинта­Наука». 2011 М.: «Флинта­Наука».

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)

Программа курса "Деловая риторика" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.