ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ
К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ЭРУДИТ»
Выполнил:
Афанасьева Римма Ахатовна
Учитель обществознания
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования изменили цели и задачи образования и, как следствие этого, содержание обучения. Если раньше в обучении было важно вооружить обучающегося знаниями, то в настоящее время приоритетной задачей стало «научить учиться».
В соответствии с п.2 национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО-Югре, задачам 6,12,13 программы «Развитие образования в ХМАО - Югре на 2014-2020 годы», а именно созданию системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи, в частности победителей олимпиады. Работа с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна. Одной из форм работы с одаренными детьми является предметная олимпиада.
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического материала в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное. Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Возникла необходимость найти такую форму организации подготовки к олимпиадам, которая бы соответствовала всем требованием Стандарта и отличалась от классноурочной системы.
Для решения этой проблемы разработана программа курса «Эрудит» подготовки к олимпиадам по обществознаннию. Представленная программа направлена на выявление мотивированных обучающихся 7-8 классов, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию.
Риски: возможно снижение мотивации учащихся из-за первых неудач. Для исключения такого рода рисков необходимо продумать работу по повышению самооценки и по подбору типов заданий, доступных для выполнения учащимися данной параллели.
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЭРУДИТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии ФГОС ООО на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня.
Программа курса предназначена учащимся 7-8 классов для формирования навыка действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
Актуальность В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.
Педагогическая целесообразность программы курса «Эрудит», заключается в том, что она направлена на формирование повышения мотивации учебной деятельности, развитие навыка работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, степени самостоятельности в совершенствовании умений и добывании знаний учащихся, на их интеллектуальное совершенствование.
Цель курса: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями олимпиадного уровня.
Задачи курса:
· Подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
· Сориентировать учащихся в темах и типах предлагаемых заданий, познакомить с алгоритмом их решения;
· Научить пользоваться справочной литературой и словарями, онлайн тренингами;
Основные принципы реализации программы: индивидуализация и дифференциация, научность, доступность, добровольность, партнерство, творчество и успех.
Особенности данной программы курса в том, что она применима для разных групп школьников, задания подбираются по принципу расширения изученного материала: для подготовки 7 – 8 классов включаются задачи из курса для 5-6 классов.
Способы определения результативности программы курса: успешное участие в Олимпиадах по обществознанию.
Содержание данного курса отличается от базового курса обществознания систематизацией материала по проблемному принципу и обеспечивает качественную подготовку к олимпиадам.
Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ЭРУДИТ»
Цель: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями Олимпиадного уровня.
Категория слушателей: учащиеся 7-8-х классов
Срок обучения: 34 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№ п/п |
Название разделов программы |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля
|
|
Теорет.
|
Практ. |
||||
|
Введение |
1 |
1 |
|
Диагностический |
1. |
Принцип образования рядов |
5 |
1 |
4 |
Текущий |
2. |
Классификация обществоведческих событий, понятий, явлений |
3 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
3. |
Обществоведческие термины |
6 |
2 |
4 |
Текущий |
4. |
Работа со схемами |
2 |
1 |
|
Взаимный |
5. |
Работа с обществоведческими текстами |
6 |
2 |
5 |
Формирующий |
6. |
Работа с иллюстративным рядом |
4 |
1 |
3 |
Текущий |
7. |
Обществоведческие задачи |
6 |
2 |
5 |
Формирующий |
|
Итоговая олимпиадная работа
|
1 |
|
|
Итоговый
|
Итого: |
34 |
11 |
23 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЭРУДИТ»
Цель: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями олимпиадного уровня.
Категория слушателей: учащиеся 7-8-х классов
Срок обучения: 34 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№ п/п |
Название раздела, темы |
Общее количество часов |
Из них практическая работа |
Количество часов на самостоятельную работу |
|
Введение. Общая характеристика олимпиадных заданий по обществознанию и праву. Задания с выбором одного и множества правильных ответов. |
1 |
|
1 |
1. |
Принцип образования рядов |
5 |
4 |
1 |
1.1 |
Общая характеристика заданий данного типа |
1 |
1 |
|
1.2 |
Задания по принципу образования и продолжения рядов |
1 |
1 |
|
1.3 |
Заполнение пропуска в ряду |
1 |
1 |
|
1.4 |
Задания на выявление общего элемента |
1 |
1 |
|
1.5 |
Задания на выявление лишнего элемента |
1 |
|
1 |
2. |
Классификация событий, понятий, явлений |
3 |
2 |
1 |
2.1 |
Определение правильности и ошибочности утверждений. |
1 |
1 |
|
2.2 |
Установление соответствия. |
1 |
1 |
|
2.3 |
Установление соответствия |
1 |
|
1 |
3. |
Обществоведческие термины |
6 |
4 |
2 |
3.1 |
Словарь терминов. |
1 |
1 |
|
3.2 |
Лингвистический конструктор. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. |
1 |
1 |
|
3.3 |
Лингвистический конструктор |
1 |
|
1 |
3.4 |
Обществоведческий кроссворд. |
1 |
1 |
|
3.5 |
Составление кроссворда по данным терминам. |
1 |
|
1 |
3.6 |
Мини-проект «История обществоведческого термина» |
1 |
1 |
|
4. |
Работа со схемами |
2 |
|
1 |
44.1 |
Составление схемы отношений обществоведческих понятий. |
1 |
|
1 |
4.2 |
Заполнение пропусков в предложенных схемах |
|
|
1 |
5. |
Работа с обществоведческими текстами |
6 |
5 |
1 |
5.1 |
Общая характеристика заданий этого типа |
1 |
|
1 |
5.2 |
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте |
1 |
1 |
|
5.3 |
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте |
1 |
1 |
|
5.4 |
Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу |
1 |
1 |
|
5.5 |
Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу |
1 |
1 |
|
5.6 |
Поиск и исправление ошибок в тексте |
1 |
1 |
|
6. |
Работа с иллюстративным рядом |
4 |
3 |
1 |
6.1 |
Общая характеристика заданий |
1 |
|
1 |
6.2 |
Группировка приведенных изображений по определенным признакам |
1 |
1 |
|
6.3 |
Культурологическая тематика |
1 |
1 |
|
6.4 |
Работа с картой. Выделение признаков объединеня выделенных на карте государств |
1 |
1 |
|
7. |
Обществоведческие задачи |
6 |
5 |
1 |
7.1 |
Виды обществоведческих задач |
1 |
1 |
|
7.2 |
Социологические задачи. |
1 |
1 |
|
7.3 |
Правовые задачи |
1 |
1 |
|
7.4 |
Экономические задачи |
1 |
1 |
|
7.5 |
Логические задачи. |
1 |
1 |
|
7.6 |
Решение всех видов задач. |
1 |
|
1 |
|
Итоговая олимпиадная работа. |
1 |
|
1 |
Всего |
34 |
23 |
11 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Содержание раздела:
Виды Олимпиад. Основные требования к Олимпиадам и основные виды Олимпиадных заданий. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.
Раздел 1. Принцип образования рядов (5ч)
Содержание раздела:
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Заполнение пропуска в ряду. Задания на выявление лишнего (общего) элемента.
Раздел 2. Классификация событий, понятий, явлений (3ч)
Содержание раздела:
Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия.
Раздел 3. Обществоведческие термины (6 ч)
Содержание раздела:
3. Словарь терминов. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Обществоведческий кроссворд.
Раздел 4. Работа со схемами (2ч)
Содержание раздела:
Составление схемы отношений обществоведческих понятий. Заполнение пропусков в предложенных схемах.
Раздел 5. Работа с обществоведческими текстами (6ч)
Содержание раздела:
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел 6. Работа с иллюстративным рядом (4ч)
Содержание раздела:
Группировка приведенных изображений по определенным признакам. Культурологическая тематика. Работа с картой. Выделение признаков объединения выделенных на карте государств.
Раздел 7. Обществоведческие задачи (7ч)
Содержание раздела:
Социологические задачи. Правовые задачи. Экономические задачи. Логические задачи. Итоговая Олимпиадная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса учащиеся получат следующие умения:
· Умение выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и другие);
· Умение анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе олимпиад материал;
· Умение выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять тестовые таблицы, давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания);
· Умение самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (пользоваться словарями различных видов и справочной литературой, онлайн тренингами по обществознанию, экономике и праву, расширяя кругозор).
· Умение нестандартно подходить к решению задач, переносить знания в новую нестандартную ситуацию.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)
Основными формами контроля станут проведение олимпиад, составление задач, опорных конспектов, написание эссе, ведение «Листа самопроверки» по позициям «знаю», «имею представление», «не знаю», уровень выполнения самостоятельных заданий, участие в ситуативном диалоге (умение задавать вопросы) и др.
Критериями оценки ожидаемых результатов будут являться:
• Участие в олимпиадах различного значения;
• Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся;
• Публичное объявление положительных результатов, размещение их на школьном сайте, что повышает самооценку учащегося;
• Стимулирование победителей олимпиад, конкурсов выставлением дополнительных оценок в журнал по своему предмету: за участие - «4», за III место - одна «5», за II место – две «5» и за I место – три «5»;
· Участники-победители получают дипломы, грамоты, а участники, не занявшие призовые места-сертификаты участников.
· Сотрудничество с ЦЗН по Октябрьскому району.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
В рамках реализации программы предусмотрены следующие формы занятий с обучающимися: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы, индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий.
Практические занятия предполагают занятия по решению юридических, экономических, обществоведческих задач и выполнению проблемно - познавательных заданий, а так же обсуждение альтернативных решений юридических и экономических задач и вариантов выполнения.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебники:
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (ФГОС)/Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2014.
2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (ФГОС)/Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2014.
Учебные пособия:
1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. Обществознание. Школьный словарь. 10 - 11 классы: пособие для учащихся обшеобразовательных организаций. - М. : Просвещение, 2013 г. — 158 с.
2. Домашек Е.В. Все темы по обществознанию: мини-справочник. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. - 236 с.
3. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 9-11 классы. М., «Вако», 2013 г.
4. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2014 г.
Учебные принадлежности:
1. Использование компьютера для составления электронного варианта олимпиад, конкурсных заданий, цифровых образовательных ресурсов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО,
ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
1. Методические рекомендации к разработке занятий.
2. Создание цифровых образовательных ресурсов.
3. Олимпиадные задания разного уровня и олимпиадные задания прошлых лет.
4. Дидактические разноуровневые карточки-задания для работы с обществоведческими текстами.
5. Тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа и с множественным выбором ответа.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Автономов В.А. Введение в экономику. Учебник для средней школы для 9-10 классов. М.: Вита — Пресс, 2010 (или любое другое издание)
2. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015.
3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой — М.: Просвещение, 2015.
4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с онлайн поддержкой. ФГОС /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2015.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основная:
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Обществознание. (Академический школьный учебник). 7-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение, 2014.
2. Чернышева О.А. Обществознание, 9-11 класс, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, Задания с графиками, диаграммами и таблицами. - Ростов – на – Дону, «Легион», 2015.
Дополнительная:
1. Афанасьева О. В., Ловаков А. В., Сорвин К. В. Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Обществознание. Психология [Текст] / под общ. ред.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015г. - 240 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Основная:
1. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2014
2. Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. Обществознание». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2015
3. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. Обществознание. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2010
Дополнительная:
1. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако», 2013
2. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. - М., «Интеллект – Центр», 2012 г.
3.
Синельников И. Ю.
Серия: Готовимся к олимпиаде по обществознанию. Сборник заданий и ответов для
9-11 классов. -
Издательство: АРКТИ, 2008 г.
4. Чернышева О.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Тематический тренинг. Теория. - Ростов – на – Дону, «Легион», 2015.
Интернет-ресурсы
1. http://www.examen.ru/gia/18361&egetestid=65
2. http://4ege.ru/gia-po-obwestvoznaniju/
3. http://resh-ege.ru/load/zadanija_gia_9_klass/gia_9_klass_po_obshhestvoznaniju/76
4. http://soc.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
5. http://test.i-exam.ru/training/diag/index.html
6. http://5ballov.qip.ru/test/gia/
7. http://www.edu.ru/moodle/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.