МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc
Программа курса
«Химия в литературе, литература в химии»
для учащихся 89х классов
Авторысоставители:
Сытенкова В.Н.,
учитель химии;
Филипеня С.Б.,
учитель русского языка и
литературы. Калининград
2014
Пояснительная записка
Данный элективный курс «Химия в литературе, литература в химии» предназначен для
учащихся 89х классов, избравших гуманитарное направление для дальнейшего обучения, и
рассчитан на 42 часа.
Концепция курса базируется на следующих идеях:
формирование представлений о материальных основах
окружающего мира, о роли химии в становлении материального
мира;
усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями
учащихся;
формирование представлений о значимости знаний по химии для
успешного изучения других наук (в первую очередь литературы),
перспективы дальнейшего использования полученных знаний;
формирование представлений о значимости знаний по русскому
языку и литературе для успешного изучения химии.
Курс имеет ярко выраженный интегративный характер; соединяет природоведческие,
географические, исторические, химические, литературные и языковые знания.
Цели изучения курса «Химия в литературе, литература в химии»: раскрыть учащимся
возможность применения знаний по русскому языку и литературе для успешного изучения
школьного курса химии.
Изучение материала проводится с использованием лекционносеминарской системы и проектных
технологий.
Личностными результатами изучения курса «Химия в литературе, литература в химии»
являются:
формирование культуры взаимоотношений с окружающим миром;
осознание себя членом общества;
принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, Интернетресурсы).
Метапредметными результатами изучения курса «Химия в литературе, литература в
химии» являются:
способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием
окружающего мира;
осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно
следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её,
определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности. Предметными результатами изучения курса «Химия в литературе, литература в химии»
являются:
владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
раскрытие культурологического аспекта применения химических знаний;
способность к критическому осмыслению «химических» сюжетов, используемых
писателями и поэтами в художественной литературе (других информационных
источниках);
использование знаний по русскому языку и литературе для
успешного изучения школьного курса химии.
Основные содержательные линии курса «Химия в литературе, литература в химии»
представлены несколькими блоками.
1. Химический язык (8 часов)
Лексические понятия в химической терминологии
Химическая символика
Химическая терминология
Химическая номенклатура
«Химическая» морфемика
2. Химические термины в прозе и стихах (6 часов)
Использование химических терминов для усиления образности
повествования
Использование химических терминов для описания явлений окружающего
мира
Неточности и ошибки в описании химических веществ и процессов
3. Химия поэзии и поэзия химии (6 часов)
Поэтические «закладки» к урокам химии
Поэтические «запоминалки» для школьников
Поэтические загадки, пословицы, поговорки.
4. Живопись, литература, химия… (7 часов)
Художественный образ химического вещества, процесса, явления.
Опорные схемы, сигналы, символы.
Химические зарисовки
Образ учёного в художественной литературе
5. Литературнохимический практикум (1416 часов)
Разработка пособий для учащихся «Этимология названий химических
элементов», «Имена собственные в химии».
Составление словарей «Химические термины и понятия» (тривиальные
названия, исторические, названия иностранного происхождения и т.д.)
Практикум по написанию сочинений, эссе, рассказов, стихов, составлению
загадок, ребусов и т.д. с использованием химических знаний.
Практикум по составлению опорных схем и рисунков, отражающих
химические знания о веществах и явлениях.
Практикум по решению расчётных задач с культурологическим
содержанием.
Учебноисследовательская деятельность учащихся («Яды в художественной
литературе», «Алхимия. Философский камень», «Химия в Библии», Химия и
мифы Древней Греции» и др.). Химический эксперимент (составление культурологического экскурса к
химическим опытам и экспериментальным химическим задачам; составление
картыинструкции к практическому занятию).
Программа курса «Химия в литературе, литература в химии» для учащихся 8-9-х классов.
Программа курса «Химия в литературе, литература в химии» для учащихся 8-9-х классов.
Программа курса «Химия в литературе, литература в химии» для учащихся 8-9-х классов.
Программа курса «Химия в литературе, литература в химии» для учащихся 8-9-х классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.