Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл—9 кл
19.04.2018
Школьная программа по краеведению ориентирована на учащихся 5-9 классов и включает 5 основных модулей: биология, история, география, литература и культура родного края. Предлагаемое мероприятие объединяет все модули и способствует развитию познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширению знаний о малой родине и воспитанию стремления к их непрерывному совершенствованию, формированию чувства патриотизма, солидарности и здорового соперничества. В игре принимают 2 пары учащиеся из каждого класса параллели. Кроме этого историко-географы-картографы готовят информацию о путешественниках, представленных на Слайдах №3-7, прилагаемой презентации.
Правила игры
• За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
• Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают звезду.
• Если игрок ответил неправильно, а партнёр – правильно, то звезда не даётся.
• На обдумывание каждого вопроса даётся 5 сек.
• После второго тура, а их будет три, отсеются все пары, кроме двух, набравших наибольшее количество очков. Бонусные очки своим командам добавят участники, готовящие материал о путешественниках.
• Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
• В третьем туре участникам будет предложено из 10 букв сложить как можно больше слов (за каждое составленное слово – существительное, единственного числа, именительного падежа -1 балл). Бонусный балл в этом туре получает участник, составивший самое длинное слово (Сокровище - 9 букв).
Игра-конференция для учащихся 8–9-х классов.doc
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х
классов
Школьная программа по краеведению ориентирована на учащихся 59 классов и включает 5 основных модулей:
биология, история, география, литература и культура родного края. Предлагаемое мероприятие объединяет
все модули и способствует развитию познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширению знаний о
малой родине и воспитанию стремления к их непрерывному совершенствованию, формированию чувства
патриотизма, солидарности и здорового соперничества. В игре принимают 2 пары учащиеся из каждого класса
параллели. Кроме этого историкогеографыкартографы готовят информацию о путешественниках,
представленных на Слайдах №37, прилагаемой презентации.
Правила игры
За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают звезду.
Если игрок ответил неправильно, а партнёр – правильно, то звезда не даётся.
На обдумывание каждого вопроса даётся 5 сек.
После второго тура, а их будет три, отсеются все пары, кроме двух, набравших наибольшее количество
очков. Бонусные очки своим командам добавят участники, готовящие материал о путешественниках.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
В третьем туре участникам будет предложено из 10 букв сложить как можно больше слов (за каждое
составленное слово – существительное, единственного числа, именительного падежа 1 балл). Бонусный
балл в этом туре получает участник, составивший самое длинное слово (Сокровище 9 букв).
Дерзайте и выигрывайте! Пусть победит сильнейший!
Ход мероприятия
Представление участников и жюри......
Первый отборочный тур. Самопрезентация. Самопрезентация, самоподача, самопредъявление все эти слова
означают, что оратор предъявляет себя аудитории. Самопрезентация в публичном выступлении это умение
направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору.
За творческое задание можно получить 1 звёздочку.
Второй отборочный тур. Демонстрация знаний по истории, географии, биологии, литературе и культуре
родного края – Сахалинской области.
Вопрос 1 (Слайд 2)
В 1709 году по указу маньчжурского императора Канси на Нижний Амур была снаряжена экспедиция, которую
возглавили, находившиеся на службе у императора, католические миссионеры Регис, Жарту и Фиделли.
В ходе экспедиции собраны сведения о большом острове, лежащем у устья Амура.
В 1710 году маньчжуры снарядили новую экспедицию, участники которой переправились на Сахалин,
исследовали его и составили карту острова. Поманьчжурски он назывался “Сахалян Анга Хата”. Дословно эта
фраза переводится...
Варианты
1. Остров Рыбаа
2. Скалистая пасть
3. Остров у Чёрной реки
4. Долина песков
Правильный ответ № 3
“Хата (гата)” – скалы; “анга” – пасть, ущелье, устье; “Сахалянула” – Чёрная река – так маньчжуры называли
Амур. Таким образом, получается: “Скалы у устья Чёрной реки”. В дальнейшем карта пекинских иезуитов вошла в состав атласа, известного под названием “Карта императора
Канси”. Знаменитый французский картограф д’Анвиль использовал эту карту при составлении своего атласа.
Рядом с изображением Сахалина д’Анвиль поместил надпись: “Имя, которое обычно дают этому острову
“СагалиенАнгаХата”, что означает остров устья Чёрной реки”.
Этот атлас был опубликован в 1737 году в Париже, и долгое время считался самым достоверным из всех
известных на то время карт.
Вопрос 2 (Слайд 3)
Сведения об островах, лежащих в северной части Тихого океана, появились в последней четверти 13 века,
благодаря историям итальянского купца и путешественника с 24 летним стажем, представившего историю
своего путешествия по Азии в знаменитой “Книге о разнообразии мира”.
Считается, что этот путешественник родился в семье венецианского купца, семейство которого занималось
торговлей ювелирными изделиями и пряностями.
Европейцы его называли “выдумщиком”. Он пишет в книге о том, что в Китае расплачиваются не только золотом
и серебром, но и бумажными деньгами. Что разжигают “черные камни” (то есть уголь), которые горят жарче
дров.
Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её
появления до нынешнего времени, она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Армении,
Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Назовите имя и
фамилию этого путешественника.
Варианты
1. Марко Поло
2. Джованни Плано Карпини
3. Вениамин Тудельский
4. Гильом де Рубрук
5. Одорико Порденоне
Правильный ответ № 1
Марко Поло
Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV—XVI веков. В
частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам
исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок.
Вопрос 3 (Слайд 4 )
Назовите имя русского землепроходца, атамана пеших казаков, достигшего в 1639 году Охотского моря,
открывшего его побережье и Сахалинский залив?
Варианты
1. Шелихов Григорий Иванович
2. Атласов Владимир Васильевич
3. Дежнёв Семён Иванович
4. Москвитин Иван Юрьевич
5. Хабаров Ерофей Павлович
Правильный ответ № 4
Иван Юрьевич Москви?тин (годы рождения и смерти неизвестны) — русский землепроходец, атаман пеших
казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и
Сахалинский залив. Вопрос № 4 (Слайд 5)
Кто из европейцев стал первым открывателем Сахалина?
Варианты
1.Сэр Генри Гудзо?н
2.Адриен Блок
3.Оливье ван Ноорт
4.Де Фриз Мартин Герритсен
Правильный ответ № 4
Де Фриз Мартин Герритсен нидерландский мореплаватель (17 в.).
Вопрос 5 (Слайд 6)
Кто из мореплавателей в 1787 году сделал вывод, что Сахалин – это полуостров?
Варианты
1. Жюль Себастьен Сезар ДюмонДюрвиль
2. ЖанФрансуа де Гало, граф де Лаперу?з
3. Крузенштерн Иван Фёдорович
4. Джеймс Кук
5. Лисянский Юрий Федорович
6. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
Правильный ответ № 2
Корабли Лаперуза, двигаясь на север по Татарскому проливу, обнаружили резко уменьшающуюся глубину.
Опасаясь, что корабли могут сесть на мель, Лаперуз не пошёл дальше. Он сделал вывод, что Сахалин
полуостров.
Вопрос 6 (Слайд 7)
Кто доказал, что Сахалин – остров?
Варианты
1. Путятин Евфимий Васильевич
2. Михаил Петрович Лазарев
3. Витус Ионассен Беринг (Иван Иванович Беринг)
4. Невельской Геннадий Иванович
5. Врангель Фердинанд Петрович
6. Ушаков Фёдор Фёдорович
Правильный ответ № 4
Геннадий Иванович Невельской российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока,
основатель города НиколаевскнаАмуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что
Сахалин — остров.
Вопрос 7 (Слайд 8)
На слайде представлены названия древних народов . Какой народ не проживал на территории Сахалина? Варианты
1. Айны
2. Алеуты
3. Нивхи
4. Эвенки
5. Гиляки
6. Ороки
Правильный ответ № 2
Алеутыжители Алеутских островов. Бо?льшая часть живёт в США, часть в России (Камчатский край).
В начале XIX века на Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи — в основном на севере
острова, уильта (ороки) — в центральной части и айны — на юге Сахалина и Курильских островах. Отмечалось
также небольшое число эвенков.
Вопрос 8 (Слайд 9)
Духовная жизнь нивхов разнообразна и интересна. Нивхи в процессе длительного исторического развития
создали своё изобразительное искусство, сохранив первоначальные взгляды на природу. Они стали творцами
различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства. На первом месте в
нивхском фольклоре стоит природа. Вся природа деревья, реки, птицы, животные обладают человеческими
чертами, чувствами, действиями, обычаями.
Нивхи верили в духов "хозяев" природы. Чтобы духи не разгневались на них, нивхи устраивали
жертвоприношения "кормления". Из представленных на слайде вариантов найдите название нивхского
обрядового праздника.
Варианты
1. Кормление огня
2. Кормление неба
3. Кормление воды
4. Кормление леса
Правильный ответ № 3
Существует обычай кормления воды и земли (чтобы ничего не случилось) два раза в год: перед ледоходом и
глубокой осенью, перед ледоставом. Кормление воды называется Тол арть, а кормление земли Кыз мынть. Для
того, чтобы была удача на незнакомом месте (на воде и на земле, в лесу), его нужно задабривать сырым рисом,
нивхскими блюдами.
В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п.
Фольклорный герой нивхов безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиту обиженных как
поборник добра и справедливости.
Вопрос 9 (Слайд 10)
Какую рыбу айны и нивхи считали священной. Она являлась не только едой. Из неё шили сапоги, рукавицы,
халаты. Согласно космологической концепции айнов, земля состоит из шести миров, каждый из которых имеет
своё функциональное назначение. Люди живут в мире, называемом Канна мосири (“верхний мир”) или Увекари
нотереке мосири (“мир, в котором множество топает ногами”). Он представляет собой океан с дрейфующими по
нему островами. По аналогии с местом обитания айнов всякая суша рассматривалась ими как остров. Океан с
островами представлялся расположенным на спине этой рыбы. Когда она шевелится, на суше происходят
землетрясения, а в океане — приливы и отливы. Во время штормов эта рыба глотает суда, от этого она и гибнет.
Варианты
1. Кит
2. Корюшка 3. Краснопёрка
4. Камбала
5. Лосось
6. Карась
7. Сельдь
8. Ставрида
9. Акула
Правильный ответ № 5
Вопрос 10 (Слайд 11)
Нивхи и айны шили одежду из шкурок птиц, кожи рыб, перьев, коры деревьев. А какое растение служило им
нитками, для соединения деталей, а часто и материалом для изготовления одежды?
Варианты
1. Крапива
2. Белокопытник (лопух)
3. Люпин
4. Одуванчик
Правильный ответ № 1
Сшивались халаты нитями из сухожилий или волокон крапивы. Кожу рыбы предварительно обрабатывали.
Интересно, что методы обработки у приамурских народов и айнов различались. У первых заготовку отбивали
молотом, после чего одежда оставалась мягкой в течение длительного времени, а у вторых “вымачивали” в жире
кеты. Но в этом случае халаты быстро затвердевали, поэтому большинство айнских экспонатов из рыбьей кожи,
хранящиеся в музеях, твердые и непригодны для использования.
Вероятно, одежда из травы — кэра— наряду с изделиями из шкуры и кожи использовалась айнами издревле.
Впервые информация о ней фиксируется на картинах упоминавшейся серии “Сёто кутайси эдэн”.
Вопрос 11 (Слайд 12)
Какое животное племена айнов и нивхов считали тотемом?
Варианты
1. Сивучи
2. Заяц
3. Медведь
4. Собака
5. Олень
6. Лиса
Правильный ответ № 3
Не только у айнов, но и у других народов являлись священными и окружались поклонением именно те животные
и растения, от наличия которых зависело благополучие людей.
Об этих животных слагались легенды. Одна из таких легенд говорит о происхождении айнов. В одной западной
стране царь хотел жениться на собственной дочери, но она убежала за море со своей собакой. Там, за морем, у
нее родились дети, от которых и пошли айны.
Айны бережно относились к собакам. Каждая семья старалась обзавестись хорошей сворой. Возвратясь с
поездки или с охоты, хозяин не входил в дом, пока досыта не накормит усталых собак. В ненастье их держали в
доме. Другой миф о “первичном небесном змее”, спустившемся на землю со своей возлюбленной, богиней огня, в
сущности отождествляемой с солнцем. Солнце так иногда и называют “солнечным змеем”. Зарницы тоже
считаются змеями. Змея покровитель горячих источников. Ей молятся об остроте зрения, она отводит
опасность от пищи человека.
Самые могучие богикамуи боги моря и гор. Морской бог косатка. Этот хищник почитался особо. Айны были
убеждены, что косатка посылает людям китов и каждого выброшенного кита считали ее даром, кроме того,
касатка каждый год посылает своему старшему брату горнотаежному богу, процессии своих подданных
косяки лосося. Эти косяки по пути заворачивали в селения айнов, а лосось всегда был основной пищей этого
народа.
Горнотаежным богом был медведь главное почитаемое животное айнов. Медведь был тотемом этого народа.
Тотем мифический предок группы людей (животное или растение). Люди выражают свое почтение тотему
через определенные обряды. Животное, олицетворяющее тотем, охраняется и почитается, его запрещено
убивать и есть. Однако раз в году предписывалось именно убить и съесть тотем. Айны были твердо убеждены в
одном коренном отличии животного от человека: человек умирает “совсем”, животное лишь временно. После
убиения животного и совершения определенных ритуалов оно возрождается и продолжает жить.
Вопрос 12 (Слайд 13)
Учёные до сих пор не могут дать точного ответа: откуда появились на земле айны?
Эта этническая группа считается одной из древних на земле. Существует гипотеза, что айны жили и до
Всемирного потопа, и спастись им помогла священная гора.
Какую гору народы айнов считали сакральным объектом, где обитают духи предков и дух Матери всех айнов?
Варианты
1. Гора Пушкинская
2. Гора Шпамберг
3. Гора Большевик
4. Гора Лопатина
5. Гора Бернизет
6. Гора Дуэт
7. Гора Весточка и останец Лягушка
8. Гора Крузенштерна
9. Гора Снежная
Правильный ответ № 7
Гора Весточка и останец Лягушка — природные места силы, расположенные на острове Сахалин. Являлись
сакральными объектами народа айнов, выполнявшими функцию Энергетического духовного центра острова.
Айны, являющиеся коренными жителями Сахалина и близлежащих островов, верили, что на горе Весточка
обитают духи их народа, в том числе дух Матери всех айнов. Предположительно, главное сакральное место
связано с углублением в огромной каменной плите, расположенной на вершине горы. Поднявшись сюда можно
задать сокровенный вопрос и, если духи снизойдут до общения, получишь ответ.
Останец Лягушка можно увидеть на южном склоне горы Горбунова. Этот объект состоит из трёх больших
камней, каждый из которых имеет свои энергетические особенности. На среднем камне можно и сегодня
увидеть отпечаток, оставленный телом шаманки из народа айнов по имени Мшту, которую, как гласит легенда,
похоронили здесь заживо, чтобы победить в смертельном противостоянии со злыми духами. Очертания
скального комплекса, достигающего высоты восемь метров, при определённом угле зрения, напоминают
изготовившуюся к прыжку лягушку. Рядом расположены и другие останцы, более мелкого размера (2–3 метра),
для всех них характерна необычная форма, поэтому, приложив фантазию, можно увидеть в контурах скал гриб,
слоёный пирог и др. Айны почитали Лягушку как Храм мудрости. В наше время необычные свойства останца сохраняются — сюда
рекомендуется приходить для разрешения вопросов выбора жизненного пути. Поднимаясь по тропе к Храму
мудрости, человек как бы переживает заново свою жизнь, в итоге осознавая истинное предназначение и цели.
Вопрос 13 (Слайд 14)
Какой звезде поклонялись айны?
Варианты
1. Сириус
2. Денеб
3. Вега
4. Алиот
5. Альтаир
6. Спика
7. Регул
8. Тубан
9. Ригель
Правильный ответ № 1
Почему айны поклонялись Сириусу, не имея мощных телескопов, навигаторов? Что таит она в себе: опасность
или благо? Далекая звезда Сириус, которой поклонялись древние жители – айны, упоминается в преданиях и
легендах многих древних народов. Даже известная пирамида Хеопса ориентирована на нее. Но как айны,
живущие на Сахалине, смогли перенять знания о Сириусе у египтян? А может египтяне позаимствовали у них
многое об этой второй по яркости звезде в нашей Вселенной?
Айны обитали в этих местах очень давно, следы их уходят вглубь веков на двенадцать тысячелетий, т.е. они
намного древнее египтян. Считается, что айны жили здесь с доисторических времен, но никто не знает, откуда
они сюда пришли, кем были их предки. Их легенды говорят, что айны – это потомки богов. И действительно,
внешность древних айнов несколько отличалась от наружного вида остальных народов.
На заре человечества у айнов была уже достаточно развитая цивилизация. Исследователи даже уверены, что
они, поклоняясь Сириусу, знали, что это — двойная звезда, что у нее два солнца, которые вращаются вокруг
общего центра масс. При этом современная наука узнала об этом только в конце девятнадцатого века.
Откуда айнам было известно то, чего невозможно постичь без современных технологий, и почему они вновь и
вновь обращали свой взор к Сириусу, поклоняясь ему?
Есть на Сахалине две горные вершины – Лягушка и Алтарная. Согласно преданиям, здесь располагались
основные культовые места айнов, и именно эти две горы являются земными прообразами Сириуса. Эти две
вершины показывают на две Звезды Сириуса.
Путешествуя по Сахалину, в восьми километрах от поселка Сокол можно увидеть древнюю обсерваторию айнов.
Она намного древнее, чем пресловутый Стоунхендж. Айны избрали местом своего поклонения две вершины,
указывающие на Сириус, хотя по законам вращения Земли это невозможно.
Обсерваторию айны построили, чтобы изучать устройство Вселенной и часто смотреть на звезду, с которой, как
они утверждали, прилетели их предки – боги.
Исследователям удалось даже просчитать и во многом восстановить систему расчетов древних астрономов. В
результате многочисленных изучений удалось установить: обсерватория айнов сопоставима не только со
Стоунхенджем, но и с египетскими пирамидами. Одно определено совершенно точно: в качестве эталона был
выбран Сириус, а поскольку древние айны отлично умели просчитывать траектории и орбиты звезд, то можно
уверенно сказать: горы Лягушка и Алдарная выбраны не случайно.
Легенды айнов гласили, что их праотцы и божества прилетели на нашу планету с Сириуса, а именно эти две
горы в качестве ритуальных мест, видимо, выбраны были потому, что отсюда не только великолепно виден
Сириус, но и потому, что отсюда возможно вернуть на родину души богов. В ходе одного из восхождений на гору Лягушка ученых заинтересовало очень странное явление: на глине этой
горы есть следы лягушек, но при разломе пород никаких биологических следов этого пресноводного нет. А если
принять во внимание, что лягушка может жить одновременно в трех разных биосферах, да еще и вспомнить, как
называется гора, то вполне можно предположить, что лягушки на горе способны к телепортации.
(http://tainy.net/45150rybasaxalinplyvetksiriusu.html). Исследователи утверждают, что на этих горах происходит
аномально большой выброс энергии. Однако то, что исследователи, да и старожилы говорят об острове
Сахалин, перечеркивает все знания человека. Они утверждают, что огромный остров двигается, причем
двигается вслед за Сириусом.
Вопрос 14 (Слайд 15)
Какого музыкального инструмента не было у нивхов и айнов?
Варианты
1. Шаманский бубен
2. Барабан
3. Музыкальные бревна
4. Муккури бамбуковый варган
5. Флейта нэськоникарэф из коры сакуры
6. Тонкори
Правильный ответ № 2
Барабанмузыкальный инструмент народов Японии.
Вопрос 15 (Слайд 16)
Кисти какого художника, побывавшего на Сахалине в эпоху каторги, принадлежит представленная трилогия
“Владимировка”, “У омута”, “Над вечным покоем”?
Варианты
1. Шишкин Иван Иванович
2. Исаак Ильич Левитан
3. Репин Илья Ефимович
4. Николай Павлович Чехов
Правильный ответ № 2
“Владимирка” изображает уходящую вдаль пустынную грунтовую дорогу, в середине которой — изъезженная
экипажами колея, а по краям — истоптанные сотнями тысяч закованных в кандалы ног глубокие тропинки.
Полотно оставляет ощущение безысходности.
Картина “Владимирка”, или, как написал сам художник в ее правом нижнем углу, “Володимирка” (1892), пожалуй,
более наглядно отразила и остроту социальной отзывчивости живописца, и его невеселое знание о бесправии и
вековечных горестях народа на нашей многострадальной земле.
Вопрос 16 (Слайд 17)
Кто из русских писателей побывал на Сахалине и провёл перепись населения?
Варианты
1. Александр Николаевич Островский
2. Иван Сергеевич Тургенев
3. Антон Павлович Чехов
4. Иван Алексеевич Бунин
5. Александр Иванович Куприн
6. Николай Алексеевич
7. Некрасов
Правильный ответ № 3 Вопрос 17 (Слайд 18)
С кем из дальневосточных писателей был лично знаком Юрий Алексеевич Гагарин?
Варианты
1. Владимир Михайлович Санги
2. Чунер Михайлович Таксами
3. Ходжер Григорий Гибиви
4. Анатолий Андреевич Ким
5. Волдина (Вагатова) Мария Кузьминична
6. Шесталов Юван (Иван) Николаевич
Правильный ответ № 1
Документальным подтверждением является слайд №19.
Вопрос 18 (Слайд 20)
Какая, из живущих на Сахалине птиц, занесена в Красную Книгу?
Варианты
1. Баклан
2. Чайка
3. Пискулька
4. Рыжий воробей
Правильный ответ № 3
Вопрос 19 (Слайд 21)
Какой представитель куньих, живущий на Сахалине, занесен в Красную Книгу?
Варианты
1. Соболь
2. Норка
3. Выдра
4. Колонок
Правильный ответ №4
Третий отборочный тур. В третий отборочный тур выходят только 2 участника, набравших наибольшее
количество звёзд. Им нужно за 1 минуту составить ка можно больше слов из рассыпавшегося на буквы слова
Сокровище + *, выполняющая роль 10 буквы. Ею участники могут воспользоваться 1 раз за игру. Буква под
звёздочкой может быть любая: гласная или согласная.
Победитель награждается ценным призом.
Для создания представленного мероприятия использовались материалы Википедии.
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.