Вечер русского романса. 8–9-е классы
Оценка 4.7

Вечер русского романса. 8–9-е классы

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл—9 кл
29.03.2018
Вечер русского романса. 8–9-е классы
Звучит романс "Не пробуждай воспоминанья" в исполнении Татьяны Дорониной. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово "романс" происходит от испанского "романсе", то есть исполняемый на "романском" языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском - официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку - романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно. Итак, романс - это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.
Вечер русского романса. 8–9-е классы.doc
Вечер русского романса. 8–9-е классы Звучит романс "Не пробуждай воспоминанья" в исполнении Татьяны Дорониной. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII ­ XIV вв. странствующие поэты­певцы создали новый  музыкальный жанр. Слово "романс" происходит от испанского "романсе", то есть исполняемый на "романском"  языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском ­ официальном языке католической церкви. Как это  понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так  называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском  языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку ­ романсами. Позже романсом в Испании  стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего  гитары или фортепьяно. Итак, романс ­ это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое  исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано. В книге Б.В.Афанасьева "Путеводитель по концертам" сказано: "Романс ­ это усложненный вид "комнатой",  "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи: лучших душевных  настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией". Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и  деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само  слово "песня" казалось им плебейским. Вот тогда­то произведения с любовным содержанием и чувствительной  мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом "романс" в отличие от простонародных  песен. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы  сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами­любителями. Их имена часто  оставались неизвестными. 1. Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением называют романсом. Слово романс ­  испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, т.е. на испанском,  языке. Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские  романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них  чувств. Первая половина 19 столетия ­ период высокого расцвета русской романсной лирики. Своим происхождением  романс обязан русской песне и в начале мало чем от нее отличался. Его исполняли под фортепиано, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Романс, исполняемый под аккомпанемент фортепиано или гитары,  прочно входит в городской музыкальный быт. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсам,  которая сохраняется и в наши дни. 2. В мелких вокальных формах находили непосредственный отклик события общественной жизни, думы, чувства, которыми жили русские люди. Романс и песня чутко отражали взгляды, вкусы, мировоззрения различных слоев  русского общества. Они постоянно звучали и в дворянской гостиной, и в скромном доме мещанина, на шумных  пирушках молодежи и тайных собраниях. В романсе особенно наглядно проявлялась живая связь профессиональной и народной музыки. Романс  испытывал на себе воздействие народной музыки. Многие из романсов начала 19 века, написанные в духе  русских песен, были подхвачены народом и получили распространение наравне с произведениями народного  творчества. Романс Алябьева "Соловей" на слова Антона Дельвига Александр Александрович Алябьев ­ один из самых талантливых романсистов. "Соловей" ­ одна из любимых и  наиболее распространенных песен Алябьева. Именно с нее и началось развитие русского романса. Все в ней  скромно и просто. С первых же интонаций развертывается пленительно мягкая, задумчивая мелодия. Широкая и плавно закругленная, она сразу же захватывает и покоряет своей строгой красотой. Впервые изданная в 1827  году, она скоро облетела всю Россию. Не утратила она своей прелести и поныне. 3. На протяжении первой половины 19 века романс претерпевал процесс сложного развития. При этом он  неизменно испытывал на себе воздействие русской поэзии. Романс, как и песня, по самой своей природе связан  с поэзией. Хорошие стихи как будто сами "просятся на музыку". В русском романсе, по существу, отражена вся  история русской поэзии, от Пушкина и даже его предшественников до наших дней. Романтическая поэзия обогатила романс новыми образами и формами, под ее влиянием расширился круг  выразительных средств. Однако решающий толчок к развитию русской романсной лирики дала поэзия Пушкина: она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. В эпоху Пушкина и декабристов романс становится по­настоящему  крупным художественным явлением. Обогащается его содержание. Ограниченность сентиментальных  настроений уступает место правдивому выражению глубоких и многогранных человеческих чувств. Романсы на  слова Пушкина писал Михаил Иванович Глинка ­ гордость русской классики. Подобно тому как Пушкин открыл  своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской  классической музыки. Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет  необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок  Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира.  Стих "Я помню чудное мгновенье"   Стих "Не пой красавица" Романс "Я помню:" Стихотворение Пушкина ясно делится по содержанию на три раздела: зарождение любви, разлука, счастье  новой встречи. В полном соответствии с этим строится и романс Глинки. 4. В 40­х годах русский романс испытывает значительное влияние поэзии Лермонтова. Ее мятежный, бунтарский характер, звучащие в ней острая боль и страстное обличение пороков современного общества привлекают к ней  многих композиторов. Романс "Мне грустно"   Стих "И скучно и грустно", романс  Романс "Белеет парус одинокий" 5. Самое ценное в музыке русского романса ­ его богатая и выразительная мелодия. Широкая распевность,  гибкость и пластичность. 6. Самые известные авторы слов стихотворений, на основе которых были созданы романсы ­ Афанасий  Афанасьевич Фет, Федор Иванович Тютчев, Алексей Толстой. Чтение стихов Тютчева "Весенние воды", "Тихой ночью", "Я встретил Вас", романс   Фета "На заре ты ее не буди", "Я тебе ничего не скажу", романс. 7. Алексей Николаевич Толстой написал около 150 стихотворений, посвященных любимой женщине, которая 12  долгих лет не могла стать его женой. Большинство из них впоследствии стали романсами. Музыку для них  писали Чайковский, Мусоргский, Римский­Корсаков и другие известные композиторы. Чтение стихов "Средь шумного бала", "Случайно:", "Не ветер вея с высоты:", "Не верь мне, друг, когда, в избытке  горя:", "То было раннею весной:" 8. Сегодня мы много говорили об Иване Сергеевиче Тургеневе. А ведь его перу принадлежат и прекрасные  стихи ставшие впоследствии романсом. Создание его обычно связывают с именем французской певицы Полины Виардо, с которой Тургенев  познакомился во время ее гастролей по России. Впервые увидев в опере 22­летнюю примадонну, Иван Сергеевич внезапно ощутил зарождение того чувства любви, которому суждено было продлиться всю жизнь.  Тургенев сопровождал ее на гастролях, всегда был готов разделить с ней торжество успеха или беду неудачи,  он писал ей письма, полные искреннего восторга, участия, и, конечно, любви. Так продолжалось без малого 40  лет. Трагизм положения был в том, что он безумно любил женщину, с которой нельзя было создать семью. Она  была замужем. Но вместе с тем он говорил: "Страдание ­ это счастье, которое, например, эгоисту или человеку  низкому неведомо. Вот отчего мы слышим в романсе такую щемящую грусть, тоску по ушедшему. Элегия ­ это лирико­философское стихотворение. Примером элегии может служить романс "Утро туманное" на  слова Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение "Утро туманное" И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под  впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера­анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно  покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал  офицер лейб­гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное.  Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г. А  романс "Утро туманное" любим и сейчас. Звучит романс "Утро туманное" 9. К сожалению, дошли до нас романсы. Авторы слов и музыки которых неизвестны. Это проникновенный романс "Темно­вишневая шаль" с цыганскими мотивами. Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских  авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс "Гори,  гори, моя звезда". Жизнь его автора ­ талантливого русского композитора Петра Петровича Булакова,  проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф  Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булакова звучат, помогая людям пережить  невзгоды. Звучит романс "Гори, гори, моя звезда" 10. Романс 20 века другой. Нельзя не сказать сегодня о Сергее Есенине, на стихи которого написаны красивые,  трогающие душу, романсы. Звучит романс "Не жалею, не зову, не плачу" В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину. Его сестра Александра вспоминала, как  однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их "маленькой хибарки". Была осень. В саду под  окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным  голосом: "В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть". Вскоре после этого он написал  стихотворение "Отговорила роща золотая" Его положил на музыку композитор Г.Пономаренко. Поем хором "Отговорила роща золотая" Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей  и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши  сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова  "Жестокий романс" в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой. Звучит романс "А напоследок я скажу" (сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова) Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого,  необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да  это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: "До новых встреч на вечере русского романса!" 11. Подходит к концу вечер русского романса. Мне хочется, чтобы вы унесли с собой эту искренность,  сердечность. И хотя люди сегодня стали менее сентиментальными, почти не романтичными, но тема романса  остается вечной, ведь это тема любви.

Вечер русского романса. 8–9-е классы

Вечер русского романса. 8–9-е классы

Вечер русского романса. 8–9-е классы

Вечер русского романса. 8–9-е классы

Вечер русского романса. 8–9-е классы

Вечер русского романса. 8–9-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018