Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.
Оценка 4.7

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл
24.05.2017
Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.
Программа предназначена для учащихся начальной школы с ОВЗ. В ней подробно описаны цели, задачи, методы и приемы работы. Расписаны темы занятий с использованием дидактических материалов. Подробно описаны методические приемы. Литература подобраны с учетом индивидуальных и физических особенностей детей с ОВЗ.программа курса
Программа курса коррекционных занятий ступеньки успеха.docx
Программа курса коррекционных занятий « Ступеньки успеха»  для учащихся 2 класса  составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1­4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ» (авторы Метиева Л.А., Удалова Э.Ю.) Пояснительная записка        Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса  ребенка, этап  становления  его социальности,  освоения общественных   отношений,   обогащения   мировосприятия   и   развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.  Дети,   имеющие   выраженные   нарушения   развития,   с   большим опозданием   овладевают   приёмами   обследования   предметов   с   целью выявления их  качеств,    испытывают  трудности  в выделении  существенных свойств   и   обозначении   их   словом.   Поэтому   они   значительно   позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений. Особенности   восприятия   связаны   с   нарушениями   мышления.   Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов   и   явлений,   слабо   владеют   приёмами   аналитико­синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам. Учащиеся с ОВЗ не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин  несформированности деятельности является недоразвитие произвольности,  которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов,  примитивностью мотивационно ­ потребностной сферы, эмоционально­ личностной незрелостью умственно отсталых школьников. Снижение  произвольного внимания связано с колебаниями психической активности,  быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их  подвижности. Современные   требования   общества   к   развитию   личности   детей, имеющих   отклонения   в   развитии,   диктуют   необходимость   более   полно реализовать   идею   индивидуализации   обучения,   учитывающего   готовность детей   к   школе,   степень   тяжести   их   дефекта,   состояние   здоровья, индивидуально­типологические   особенности.   А   значит,   речь   идет   о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями   и   навыками,   что   в   конечном   итоге   будет   способствовать   более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.  Своевременная   психолого­педагогическая   помощь   младшим школьникам   с   ЗПР   является   необходимой   предпосылкой   их   успешного обучения.            Программа курса коррекционных занятий « Ступеньки успеха » имеет своей целью:  на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в   совокупности   сенсорных   свойств,   качеств,   признаков   дать   правильное многогранное   полифункциональное   представление   об   окружающей действительности,   способствующее   оптимизации   психического   развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.      Достижение цели предусматривает решение ряда задач:  создание   условий,   способствующих   освоению   детьми   с     ЗПР адаптированной   основной   образовательной   программы   начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;  организация занятий, направленных на  преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития;  создание   условий   для   достижения   необходимого   уровня самостоятельности   в   социальном   развитии   детей   и   их   способности свободно контактировать со взрослыми и сверстниками;  формирование   на   основе   активизации   работы   всех   органов   чувств адекватного   восприятия   явлений   и   объектов   окружающей действительности в совокупности их свойств;  развитие   у   детей   способности   эстетического   восприятия   культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, цвета, формы;  коррекция   недостатков   познавательной   деятельности   детей   путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия   формы,   конструкции,   величины,   цвета,   особых   свойств предметов, их положения в пространстве;   формирование пространственно­временных ориентировок;  развитие слухоголосовых координаций;  формирование   способности   эстетически   воспринимать   окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);  совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности;    обогащение   словарного   запаса   детей   на   основе   использования соответствующей терминологии;  исправление   недостатков   моторики,   совершенствование   зрительно­ двигательной координации;  формирование точности и целенаправленности движений и действий;  Предоставить   возможность   для   развития   художественно­творческих способностей детей.                  Данная программа, разработанная с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося, направлена на коррекцию и развитие школьно­значимых психофизиологических  и социальных функций, создание ситуации успеха, коррекцию и развитие эмоционально­волевой сферы. Деятельность и общение являются важнейшими  показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются  и отражаются все достижения   –   состояние   мышления,   воображения,   речи   памяти,   внимания, воли. Предлагаемая программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует   развитию   таких   психических   процессов,   как   восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности. В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся   общепринятыми   мерками,   которые   выработало   человечество (шкала   величин,   цветовой   спектр,   система   фонем   и   др.),   и   обучение использованию   специальных   (перцептивных)   действий,   необходимых   для выявления свойств и качеств какого­либо предмета. Структура   программы   курса   коррекционных   занятий   по   развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:       — развитие моторики, графомоторных навыков;       — тактильно­двигательное восприятие;       — кинестетическое и кинетическое развитие;       — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;       — развитие зрительного восприятия; —   восприятие   особых   свойств   предметов   через   развитие   осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;       — развитие слухового восприятия;       — восприятие пространства;       — восприятие времени.   Категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий:       — дети с ЗПР       В результате целенаправленной деятельности на занятиях по сенсорному развитию школьники должны научиться:       — ориентироваться на сенсорные эталоны;       — узнавать предметы по заданным признакам;       — сравнивать предметы по внешним признакам;       —классифицировать предметы по форме, величине, цвету,  функциональному назначению;       — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;       — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;       — давать полное описание объектов и явлений;       — различать противоположно направленные действия и явления;       — видеть временные рамки своей деятельности;       — определять последовательность событий;       — ориентироваться в пространстве;       — целенаправленно выполнять действия по инструкции;       — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;       — опосредовать свою деятельность речью. Таким образом,  система представленных на занятиях  задач и  упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный,  развивающий и воспитывающий.  Познавательный аспект формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение  самостоятельно работать с текстом в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу). Развивающий аспект Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением. Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной  деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,  обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук). Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений  (формирование «я­концепции»). Формирование устойчивой учебной  мотивации на фоне позитивной Я­концепции учащегося, устойчивой  самооценки и низкого уровня школьной тревожности. Развитие у ученика  социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления  межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых  отношений с педагогами. Основные требования к знаниям  и умениям учащихся 2 класс  Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.  Выполнять выразительные движения.  Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.  Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.  Определять   различия  между   предметами   по   форме,  величине,  цвету, обозначать их словом.  Различать и называть основные цвета и их оттенки.  Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.  Узнавать предмет по части.  Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.  Находить   различия   и   сходство   в   двух   аналогичных   сюжетных картинках.  Делать   элементарные   обобщения   на   основе   сравнения   и   различения предметов и их изображений.  Различать вкусовые качества.  Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.  Различать характер мелодии.  Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.  Соотносить времена года с названиями месяцев.  Развивать высшие психические функции.  Повышать   самостоятельность детей, их независимость от взрослого в пользовании предметами быта.   Прививать     навыки   позитивного   социального   поведения,   умение вступать   в   контакты   и   поддерживать   их,   обращаться   к   другому человеку,   приветствовать   и   прощаться,   извиняться,   благодарить, внимательно слушать собеседника, не перебивая его, задавать или по существу отвечать на вопрос, умение предложить или принять помощь.  Развивать общую чувствительность.  Эстетическое воспитание, воспитание чувства порядка. Методы и формы работы с детьми с ЗПР Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая,  развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может  быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для  ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.  Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В  процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально­волевые,  нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно­ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него  позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр­ драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется  спокойная классическая музыка, звуки природы. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на  снятие напряжения, развитие эмоционально­личностной сферы. Игры «Мое  настроение», «Веселый – грустный». Арт­терапия – это форма работы, основанная на изобразительном  искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в  развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только  отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные  особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули,  представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как  возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные  особенности. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Содержание программы (64ч.) (2 часа) Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (24часа). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей  из 2 – 3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом,  обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие  моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих  рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. Тактильно – двигательное восприятие (6 часов). Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие,  холодные, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета.  Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со  средней мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие (5 часов). Формирование ощущений от статических и динамических движений  различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело),  вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений  ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов). Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг,  квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.  Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер,  высота, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному –  двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление  сериационных рядов из 3 ­ 4 предметов по заданному признаку. Различение  цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам.  Конструирование предметов из геометрических фигур (2 ­4 детали – дом,  машина, и т.д.).Различение основных частей хорошо знакомых предметов.  Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4  детали). Развитие зрительного восприятия зрительной памяти (6 часов). Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти.  Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение  «наложенных» изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 –  4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.  Упражнения для профилактики и коррекции зрения.                                 Восприятие особых свойств предметов                       (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,                                                барических ощущений) (3часа).      Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов.  Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества  (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых  ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок);  словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по  весу (тяжёлый – средний – лёгкий).                                  Развитие слухового восприятия и                                         слуховой памяти (4часа).        Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов  (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).  Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и  речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная).  Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых  людей.                                Восприятие пространства (8 часов).        Ориентировка в помещении, понятия «ближе» ­ «дальше»; движение в  заданном направлении, обозначение словом направления движения.  Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение  плоскостных объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле  листа. Выражение пространственных отношений между конкретными  объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на  поверхности парты.                                           Восприятие времени (3часа).       Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью  «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их  составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с  точностью до 1 часа).                                       Учащиеся должны научиться: ­ определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; ­   отличать   основные   цвета   и   их   оттенки;   конструировать   предметы   из геометрических фигур; ­ узнавать предметы по части; ­ определять на ощупь разные свойства предметов; ­ находить различия у двух сходных сюжетных картинок; ­ различать «наложенные» изображения предметов; ­ различать вкусовые качества; ­ сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания; ­ различать характер мелодии; ­ ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; ­ соотносить времена года с названиями месяцев. Календарно ­ тематическое планирование курса « Ступеньки успеха»        № п/п 1 2 3 4 5 6 Название раздела, тематика занятий Обследование детей, комплектование групп для  коррекционных занятий Развитие моторики, графомоторных навыков Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») Развитие крупной моторики. Целенаправленность  выполнения действий и движений по инструкции  педагога (повороты, перестроения). Формирование чувства равновесия (дорожка следов). 7 8 9 10 11 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной  инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо  и т. д.) Развитие мелкой моторики пальцев и руки.  Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 12 13 14 Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа  15 16 Штриховка в разных направлениях и рисование по  17 18 Обводка по трафарету орнамента из геометрических  19 20 со шнуром, нанизывание бус) фигур Развитие координации движений рук и глаз (по  инструкции педагога) Графический диктант (по показу) 21 22 23 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону  трафарету 24 прямоугольных, квадратных, треугольных форм Работа в технике объемной аппликации Тактильно­двигательное восприятие 25 Определение на ощупь величины предмета (большой –  маленький – самый маленький). «Волшебный мешочек». 26 Определение на ощупь предметов с разными свойствами  (мягкие, жесткие, холодные, теплые) Количество часов 2 24 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 1 6 1 27 Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая 28 игра «Волшебный мешочек» Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое  состояние) 29 Игры со средней мозаикой 30 Кинестетическое и кинетическое развитие 31 Формирование ощущений от различных поз тела;  вербализация собственных ощущений. Дидактическая  игра «Море волнуется». 32 Движения и позы верхних и нижних конечностей  (упражнения по инструкции педагога) 33 Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений Восприятие формы, величины, цвета,  конструирование предметов Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога 34 35 Составление сериационных рядов по величине из 3—4  36 37 предметов по заданному признаку Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что  бывает такого цвета» 38 Конструирование предметов из геометрических фигур (2 39 —4 детали) Выделение и различение частей знакомых предметов  (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.) Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти Развитие зрительной концентрации. 40 41 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза  предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции  42 Развитие зрительной памяти и концентрации. 43 Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 44 45 46 двух картинок) Развитие зрительного  внимания Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что  изменилось?» (4—5 предметов) Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы  измерения температуры (градусник) Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» 47 48 1 2 2 3 1 1 1 6 1 2 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 50 Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий —  Развитие слухового восприятия 51 Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных  инструментов (погремушка, барабан, колокольчик,  ложки, гармошка, бубен) 52 Характеристика звуков по громкости и длительности  53 54 (шумы, музыкальные и речевые звуки) Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).  Прослушивание музыкальных произведений Восприятие пространства 55 Ориентировка в помещении, движение в заданном  направлении, обозначение словом направления движения 56 Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше  — ближе» 57 Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).  58 59 60 61 Дидактическая игра «Расположи верно». Развитие навыков ориентировки по плану;  соотнесение схематического изображения предметов с  реальными предметами.  Расположение плоскостных и объемных предметов в  вертикальном поле листа Расположение плоскостных и объемных предметов в  горизонтальном поле листа, словесное обозначение  Восприятие времени 62 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). 63 64 Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Последовательность частей суток.  Дидактическая игра «Весёлая неделя». 1 3 1 1 1 8 1 1 1 1 2 2 3 2 1 ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ  ПО ПСИХОМОТОРИКЕ для учащихся 2 класса. Разминка Цели:  1 Создание положительного, рабочего настроя в группе.  2 Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности. В этой части занятия используются: упражнения на моторику, сохранение зрения, дыхательные упражнения, стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа  с пальцами рук).  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:            РАБОТА ПО ТЕМЕ.    Развитие сенсорных процессов и психомоторики. Цели:     Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.  1) Работа по теме (тематические игры и упражнения). 2) Физкультминутка 3) Работа в тетради, ИЗО­деятельность.  3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Цели: 1 Проверка полученных знаний и навыков. 2 Закрепление положительных эмоций от работы. 3  Подведение итогов занятия. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей       1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И.  Озерецкого, М. О. Гуревича):       Оценка статического равновесия       — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень,  удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую  согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги,  руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать  дрожания конечностей.       Оценка динамического равновесия       — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед  собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не  должно быть при этом более 50 см.       2. Оценка ручной моторики:       — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть  вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;       — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на  столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными  пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя  одну и сжимая другую.       Тесты зрительно­моторной координации:       — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий,  букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;       — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с  сохранением всех элементов и размеров образца. 3. Оценка тактильных ощущений:       — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка,  ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;       — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,  треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.       4. Оценка владения сенсорными эталонами:       Тесты цветоразличения       — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от  самого темного до самого светлого;       — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3  оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).       Различение формы       — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком  выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним  соответствующие фигуры из 15 предложенных).       В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:  увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала  (до 24).       Восприятие величины       — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10  палочек длиной от 2 до 20 см;       — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного  восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру,  которую убрал экспериментатор.       5. Оценка зрительного восприятия:       — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);       — узнавание контурных изображений (5 изображений);       — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);       — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом,  перевернутых.       6. Оценка слухового восприятия:       — воспроизведение несложных ритмических рисунков;       — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на  магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана,  стук молотка и др.;       — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4  предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая  начинается с соответствующего звука).       7. Оценка пространственного восприятия:       — показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева,  справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение  расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле,  сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);       — конструирование по образцу из 10 счетных палочек.       8. Оценка восприятия времени:       — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем  времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).       Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным  критериям:       — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и  правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда  незначительные ошибки;       — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок  самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь  разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих  действий;       — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при  оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием,  испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.                                                                                                                          Программ ное обеспечения Нормативно­правовая документация  Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24  июля 1998 г. N 124­ФЗ)  Типовое положение о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с  отклонениями в развитии (Постановление Правительства № 2888 от  12.03.1997);   О создании условий для получения образования детьми с  ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами.  (Письмо МО РФ N АФ­150/06 от 18 апреля 2008 г.)  Устав образовательного учреждения СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". ­ СПб, "Светлячок" 1998 г.  2 Бабкина И. В. Радость познания. ­ М.: 2000 г.  3 Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". ­ ИНТОР, 1995 г.  4 Вайзман И. П. Психомоторика. ­ М., 1976 г.  5 Винник М. О. "Задержка психического развития". ­ Ростов ­ на ­Дону:  "ФЕНИКС", 2007г.  6 Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих  школьников". ­ КЛИО, 1997г.  7 Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". ­ М: "ФиС", 1988.  8 Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития".  ­Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся  начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н.  Новгород, 2005 г.  9 Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". ­ М: Новая школа, 1998.  10 Игры ­ обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4­ х томах. ­ М.: Новая школа, 1994.  11 Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". ­ М.: АРКТИ, 2004.  12 Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.  13 Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". ­ Ярославль:  "Академия развития", 2006.  14 Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,  упражнений, физкультминуток". ­ М: ЭКСМО, 2007 г.  15 Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". ­ СПб.: "Союз", 1997. 16 Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.  Семенович, 1998 г.  17 Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". ­ Ярославль: "Академия  развития", 2001.  18 Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших  школьников". ­ М.: 1995.  19 Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать".  ­Чебоксары: "КЛИО", 1994.  20 Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" ­ М: 1997  21 Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для  родителей и педагогов". ­ Ярославль: "Академия развития", 1997.  22 Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" ­ М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.  23 Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". ­ М.: 2000  24 Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". ­М: Педагогика, 1989  25 Умайская А. А. "Волшебные точки". ­ М.: 1987.  26 Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4­х томах. М.:  ГЕНЕЗИС, 2001.  27 Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в  спорте". ­ М.: КЛАСС, 2001 г.  28 Чистякова М. И. "Психогимнастика". ­М.: Просвещение, 1990  29 Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр­ коррекций". ­ М.: Новая школа, 1993 и др. ИНТЕРНЕТ ­ РЕСУРСЫ 1 Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"  http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php  2 Газета "Школьный психолог"  3 "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ­ http .'//festival.!  septeinber.ru  4 "Педагогическая библиотека" ­ http://www.pedlib.ru  5 "Мир Психологии" ­ http://psychology.net.ru  6 Презентации на сайте: http://www.danilova.ru Перечень средств,  необходимых для реализации программы. Аппаратные средства 1 Компьютер ­ универсальное устройство обработки информации;  основная конфигурация современного компьютера обеспечивает  учащемуся мультимедиа­возможности: видео ­изображение,  качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.  2 Принтер ­ позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и  созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях  очень желательно использование бумаги и изображения большого  формата.  3 Устройства для ручного ввода текстовой информации и  манипулирования экранными объектами ­ клавиатура и мышь (и  разнообразные устройства аналогичного назначения).  4 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:  сканер. 5 Оборудование сенсорной комнаты. Не аппаратные средства  (игры, специализированные приспособления) 1 Функционально­ориентированные игрушки и пособия (строительные  конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные  геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики,  пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)  2 Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и  гладкие, кольцебросы, шнуровки)  3 Арсенал для техники АРТ­терапии (куклы, сюжетные картинки,  журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5,  краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин,  восковые карандаши)  4 Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые,  металлические, мягкие, картон и т.д.)  5 Тетради для творческих работ учащихся  6 Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия,  инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.

Программа курса коррекционной педагогике для учащихся начальной школы с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017