Программа курса "Коварные знаки препинания"
Оценка 4.9

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл—11 кл
13.02.2019
Программа курса "Коварные знаки препинания"
Публикация является частью публикации:
Курс 9 кл. Коварные знаки препинания.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ  «ШКОЛА­ИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»      УТВЕРЖДАЮ:                          СОГЛАСОВАНО:                              РАССМОТРЕНО Директор школы­интерната                Зам. директора по УР                  на заседании МО Протокол № 1 __________ Н.А.Толстова                  ________ О.В.Толстова               Рук­ль МО _____ Мучкина С.А.     «___» _______ 2016 год                 «___» ________  2016год                        «29» августа 2016 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по русскому языку для обучающихся 9 класса «КОВАРНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ» на 2016­2017 учебный год Составитель: учитель русского языка и литературы,  Мучкина Светлана Александровна 2016 год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Коварные знаки препинания» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, с учетом требований к оснащению   образовательного   процесса   в   соответствии   с   содержанием   наполнения   учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования. Курс  по   выбору   предназначен   для   учащихся   9   классов.   Он  является   общим   ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому  грамотному человеку. Занятия   предлагается   вести   параллельно   урокам   русского   языка,   возможно,   даже   опережая основную программу, но не касаясь её основного содержания. Проблемы   трудных   случаев   пунктуации,   комбинаций   знаков   в   сложных   синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными. Учебная   цель   этого   курса  ­   осмысление   учащимися   основных   принципов   и   тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь,   навыки   прочно   не   закрепляются.   В   ходе   занятий   обучающиеся   знакомятся   с   азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе. Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений   современных   авторов,   что   дополнительно   способствует   расширению   читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе. Предлагаемый  курс  ставит задачу  совершенствования  речевых  умений  школьников,  гибкого применения   разнообразных   словесных   конструкций,   отражающих   сложные   связи   человека   с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых   и   коммуникативных   компетенций   учащихся,   овладения   навыками   коллективной деятельности и активного участия в ней каждого. Курс рассчитан на 34 часа. Методика   включает   активную   исследовательскую   деятельность   обучающихся,   занимательные элементы, проектные заданий. Курс по выбору «Коварные знаки препинания»  рассчитан для всех,  интересующихся  русским языком   по  тем  или  иным   причинам.  Перед   учителем,  ведущим  курс,  стоят   определенные  цели  и задачи:   необходимо   дать   материал,   выходящий   за   рамки   общеобразовательного   стандарта; использовать   методику,   рассчитанную   на   развитие   интереса   к   гуманитарным   отраслям;   а   также предоставить   возможность   закрепить   общеобразовательные   знания   и   навыки,   повысить   уровень грамотности. Здесь представлены методические разработки всех занятий, включающие материалы для учителя, тексты   упражнений   для   учащихся,   интересные   формы   и   приемы   работы,   ­   все   это   может   быть использовано в общеобразовательных учебных заведениях любого типа. Курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом   объёме   в   форме   небольших   консультаций   перед   некоторыми   самостоятельными   работами. Усилению   практической   направленности   способствует   система   заданий,   данных   к   упражнениям. Учащимся   предлагается   вместе   с   постановкой   знаков   препинания   сделать   синтаксический   разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях,   что   будет   способствовать   осознанной   постановке   знаков   препинания.   Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации.  Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на  начало учебного года учащихся 9 класса    :  главное,   определяющее   назначение   практикума   –   выработка   пунктуационных   навыков   под руководством преподавателя.  В ходе изучения курса учащиеся 9 класса должны: обучающимся   старших   классов   необходимо   научиться   писать   сочинения   –   рассуждения   на заданную тему в объёме 70­100 слов. Содержание программы 1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы. 2. Назначении пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский). Обозначение границ предложений.   Знаки   разделения   и   знаки   выделения.   Основные   знаки   препинания: точка,   точка   с   запятой,   запятая,   тире,   скобки,   двоеточие,   многоточие   –   и   их нормативное употребление. 3. Функционально­целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально­деловых и художественных текстах. 4.   Разговорные   конструкции   и   пунктуация.   Комбинаторика   знаков   препинания   в текстах разговорного и художественного стилей. 5.   Структурные   знаки   препинания,   отражающие   регламентированное   строение предложений   и   текста.   Смысловое   членение   речи.   Интонационный   принцип пунктуации.  Выражение   в   знаках   препинания   эмоциональности   речи.  Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.  6.   Специфика   рекламных   знаков   препинания.   Концентрация   в   знаках   препинания информационных качеств текста. 7.   Исторические   изменения   в   русской   пунктуации.   Отражение   в   пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание   контекста   в   использовании   знаков   препинания.   Богатство   стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе. 8. Возможность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в   тексте.   Выбор   оптимального   варианта   при   комбинации   и   их   сочетании   друг   с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка Учебно ­ тематическое планирование Количество часов:  34,     в неделю: 1 Теоретическая часть: 1ч. и самостоятельная работа (тест):1ч Планирование составлено на основе: Русский язык.9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс/ авт.­сост.  Л.М.Серёгина, О.А. Хорт. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с. Дополнительная литература: Для учащихся: Л.А.Чешко, «Русский язык» Д.Э.Розенталя, «Русский язык. Пособие для поступающих в вузы» «Пособие   для   занятий   по   русскому   языку   в   старших   классах   средней   школы» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко  и др. Для учителей: Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5­9 классы: кН. Для учителя.­2­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 287. Казакова Л.Ф. Пунктуация в старших классах. Первые занятия: диагностика умений, обучение самоконтролю// Русская словестность.­2001.­№2.­с.34­40 №  Темы занятия К/ч Виды деятельности Учебно­тематический план 1 1 Пунктуационные нормы  2 современного русского языка 2 Пунктуационные нормы  современного русского языка 3 2 2 4 Вводная лекция с  элементами беседы Формы  контроля 5 Дата По плану факт 6 7 Вводная лекция с  элементами беседы Фронтальный  опрос 3 Основные правила применения  знаков препинания в тексте 3 Стилистические аспекты  пунктуации.  4 5 Знаки препинания в текстах  разговорного, официально­ делового стилей речи Знаки препинания в текстах  научного, художественного  стилей 6 Структурный и смысловой  принципы пунктуации.  Проверка  работ,  определение  уровня знаний  учащихся Защита  проектов 2 Самостоятельный  анализ текста с точки  зрения синтаксиса и  пунктуации 2 Исследовательская  работа в группах с  текстами. подготовка буклета  по выбранной теме –  защита проекта 2 2 обсуждение 2 Учебный театр:  разыгрывание  речевых ситуаций –  анализ интонаций и  знаки препинания Оценка  соответствия  интонации и  знаков  препинания 7 Структурный и смысловой  2 обсуждение принципы пунктуации. 8 Экспрессивный синтаксис 9 Знаки препинания в рекламе 10 Знаки препинания в рекламе 11 Нерегламентированная  пунктуация:  ­ историческая; 12 Нерегламентированная  пунктуация: ­ концептуально  обусловленная; 13 Нерегламентированная  пунктуация: ­ собственно авторская 14 Комбинированные знаки  препинания 15 Итоговая  контрольная работа 16 Итоговая  контрольная работа 17 Итоговое занятие Итого: 34 занятия Для учащихся: 2 2 2 2 2 2 2 разыгрывание  речевых ситуаций –  анализ интонаций и  знаки препинания Ролевая игра:  Заказчик – авторский  коллектив –  потребитель­ специалист (эксперт) Ролевая игра Оценка  соответствия  интонации и  знаков  препинания Оценка  экспертов Оценка  экспертов Защита проекта –  группа из 2­3 чел.  Аналитическая  работа с текстами  классиков и  современных авторов Коллективная  оценка  результатов  проекта Вступительная  лекция, практическое занятие Проверка  контрольных  работ 2 Стилистический,  синтаксический и  пунктуационный  анализ текста  повешенной  трудности 2 Стилистический,  синтаксический и  пунктуационный  анализ текста  повешенной  трудности 2 Анализ контрольной  работы, подведение  итогов курса,  рекомендация  учащимся Литература: Д.Э.Розенталя,   «Русский   язык.   Пособие   для   поступающих   в   вузы»   Москва «Просвещение»­ 2007г. «Пособие   для   занятий   по   русскому   языку   в   старших   классах   средней   школы» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. – Москва «Просвещение».– 2006г. Для учителей: Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5­9 классы: кН. Для учителя.­2­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 287. Казакова   Л.Ф.  Пунктуация   в   старших   классах.   Первые   занятия:   диагностика умений, обучение самоконтролю// Русская словестность.­2001.­№2.­с.34­40

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"

Программа курса "Коварные знаки препинания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019