программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 22.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.Программа по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации" направлена на патриотическое воспитание младших школьников
Иконка файла материала Я гражданин Российской Федерации.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»   Программа  патриотического  воспитания «Я гражданин Российской Федерации»2016 ­ 2018 год Полное название учреждения Почтовый адрес Номер телефона Адрес электронной почты Численность учащихся Наименование программы Основные разработчики Сроки реализации Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №17» ХМАО­Югра, Тюменская область, город  Нижневартовск, поселок Тепличный, улица  Заводская дом 9    21­04­08   1103 Программа патриотического воспитания «Я гражданин Российской Федерации» Учитель начальных классов   Кищук Татьяна Алексеевна 3 года Паспорт программыПояснительная записка. В   последнее   время   активизировалась   работа   по   патриотическому   и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности   педагога   всегда   было   актуальным   и   важным.   Принятая Правительством   Российской   Федерации   государственная   программа «Патриотическое   воспитание   граждан   РФ»   дает   право   учителю   выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.   Программа   определяет   содержание,   основные   цели   и   задачи   развития гражданско­патриотического   воспитания   в   начальной   школе   и   направлена   на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.  Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов   и   приемов   педагогических   воздействий,   опирается   на   принципы индивидуализации,   мотивированности,   взаимодействия   личности   и   коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  Актуальность проблемы гражданско­патриотического воспитания.         С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.   Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе   накопления   знаний   и   представлении   об   окружающем   его   мире,   об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.         Воспитание первых чувств гражданственности у детей ­ это воспитание любви и   уважения   к   родному   дому,   школе,   улице,   на   которой   он   живет,   к   родному городу;   уважение   к   защитникам   Отечества,   гордости   за   мужество   воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь   ребенка   к   Родине   характеризуется   яркой   эмоциональнойокрашенностью:   красота   родного   края,   открывающаяся   благодаря   сказке, фантазии, творчеству, ­ это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Актуальность   данной   программы  обусловлена   тем,   что  общество нуждается   в   подготовке   широко   образованных,   высоконравственных   людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Учитывая одну   из   основных   задач   Программы   развития   образования   ХМАО­Югры, необходимо   создать   условия   для   развития   гражданско­патриотических   качеств подрастающего поколения. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством   разнообразных   источников,   сильного   воздействия   на   него   как позитивного,   так   и   негативного   характера.   Через   патриотическое   воспитание сохраняются  и   развиваются   культурные   разнообразия   в   воспитании   личности, обучающимся   предоставляется   возможность  овладеть  духовными  ценностями   и культурой многонационального народа России.   В соответствии со Стандартом, Концепция   и   Программа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся,   являются   основой   для   формирования   структуры   основной образования. образовательной программы   общего   начального      Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Детский   возраст   является   наиболее   оптимальным   для   системы   гражданско­ патриотического   воспитания,   так   как   это   период   самоутверждения,   активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Цель и задачи Программы  ЦЕЛЬ  программы ­ создание условий для формирования основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории   и   культуре   народа,   развития   ребенка   и   формирования   его коммуникативных   и   социальных   навыков   направленных   на   патриотическоевоспитание школьников.    ЗАДАЧИ: Познавательный аспект:  формирование   у   школьников   нравственных   качеств   личности   через ознакомление с родным городом;  формирование   гражданской   позиции   и   патриотических   чувств   к   прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;  формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;  формирование   художественного   вкуса   и   любви   к   прекрасному,   развитие творческих способностей;  формировать   некоторые   универсальные   словесные   понятия,   наблюдаемые   в родном языке и языках других народов;  способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;  познакомить детей со  страной  (из  каких  субъектов состоит,  географическое положение,   климат,   столица...), с   культурой нашей страны и субъектов РФ (литература, традиции, праздники...);  познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой. Содержание Программы                 На   первой   ступени   (начальное   образование)   закладываются   основные моральные   ценности,   нормы   поведения,   начинается   формирование   личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество,   способствуют   формированию   умения   разрешать   конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.Разработка   тем   и   конструирование   содержания   курса   для   учащихся   доступности, начальных   классов   основаны   на   принципах   научности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности. Нормативно­правовое обеспечение программы           Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: ­ Конституция Российской Федерации; ­ Закон Российской Федерации "Об образовании"; ­ Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России" ­ Конвенция о правах ребенка; ­ Программы развития образования ХМАО­Югры до 2020г.; ­ ФГОС НОО ­ Устав образовательного учреждения МБОУ «СОШ№17»; Управление и участники Программы; Координация и утверждение Программы – директор школы, заседание МО; Управление, разработка и реализация Программы – классный руководитель Участники – учащиеся (2­4 класса), учителя, родители. Обеспечение Программы: Материально­техническая база Актовый   зал,   спортивный   зал,   спортивная   площадка,   полоса   препятствий, библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, тематические стенды.   Сроки реализации программы: 2016­2018 гг. Программа рассчитана на 3 года Основные  направления  духовно­нравственного  развития  и    воспитанияДуховно­нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании обучающихся: базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1.    Воспитание       гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам       и   обязанностям   человека.     Ценности:   любовь   к   России,   своему народу,   своему   краю,   служение   Отечеству;   ценность   свободы   выбора       и признание   закона   и   правопорядка,   ценность   мира   в   многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. 2.  Воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания.    Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира ­  как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и     вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности  как целеустремленность и настойчивость, бережливость. 4.  Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу   жизни.   Ценности:   ценность   семьи,   уважение     родителей,     забота     о старших       и       младших;   ценность   здоровья   (физического,   нравственного   и социально психологического), стремление к здоровому образу жизни. 5.  Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание).  Ценности: планета Земля   –   общий дом для всех жителей   Земли;   ценность   природы,  родной   земли,  родной   природы,  заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду. 6.  Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об     эстетических     идеалах     и     ценностях     (эстетическое воспитание).     Ценности:     дар     слова,   ценность     красоты     в     различных     её проявлениях,  ценность  труда  –  как  условия  достижения мастерства, ценностьтворчества.    Формы реализации Программы:       Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные   недели,   встречи   с   ветеранами   Великой   Отечественной   войны, воинами–интернационалистами,   встречи   с   интересными   людьми,   конкурсы, посещение   музеев,   праздники,   посвященные   памятным   датам,   круглые   столы, читательские   конференции,   организация   выставок,   акции,   проведение   «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей. Основные направления гражданско­патриотического воспитания Историко – краеведческое.  Система мероприятий,  направленных на познание  историко ­ культурных корней,  осознаний неповторимости  Отечества, его судьбы,  неразрывности с ней,  формирование гордости за  сопричастность к деяниям  предков и современников и  исторической ответственности  за происходящее в обществе,  формирование знаний о родном  селе, городе, районе Социально –  патриотическое. Направлено на активизацию духовно­  нравственной и культурно­ исторической  преемственности поколений,  формирование активной  жизненной позиции,  проявление чувств  благородства и сострадания,  проявление заботы о людях  пожилого возраста. Духовно­ нравственное.  Осознание учащимися в процессе  гражданско­патриотического  воспитания высших ценностей,  идеалов и ориентиров, социально­ значимых процессов и явлений  реальной жизни, способность  руководствоваться ими в качестве  определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Военно –патриотическое.  Ориентировано на  формирование у учащихся  высокого патриотического  сознания, идей служения  Отечеству, способности к его  вооруженной защите, изучение  русской военной истории,  воинских традиций. Гражданско – правовое.  Воздействует через систему  мероприятий на формирование  правовой культуры и  законопослушности, навыков  оценки политических и  правовых событий и процессов  в обществе и государстве,  гражданской позиции,  постоянной готовности к  служению своему народу и  выполнению конституционного  долга; воспитывает уважение к  государственной символике. Спортивно­патриотическое.  Направлено на развитие  морально­волевых качеств,  воспитание выносливости,  стойкости, мужества,  дисциплинированности в  процессе занятий физической  культурой и спортом,  формирование опыта  служения Отечеству и  готовности к защите Родины.Содержание курса     «Я гражданин Российской Федерации» № 1 2 3 4 Тема Россия – родина моя Город в котором я живу Моя семья Моя школа, мой класс ИТОГО 34 часа Количество часов 9 часов 7 часов 5 часов 13 часов Культурно­ патриотическое.  Направлено на развитие  творческих способностей  учащихся через  приобщение их к  музыкальному  фольклору, устному  народному творчеству,  миру народных  праздников, знакомство с  обычаями и традициями  русского народа. Тематическое планирование программы «Я гражданин Российской Федерации» Тема занятий Кол­во часов Вид деятельности, направление (предметно­информационное, ценносто­ ориентированное) 1 четверть ­ 9 часов Родина моя – 9 часов С чего начинается  Родина … Что мы знаем о своем  городе, своей стране Род, родные, Родина Моя Россия Наша   многонациональная  страна История семьи в  истории страны Символы государства 1 1 1 1 1 1 1 Конкурс стихов о Родине. Родина – страна, в которой человек родился  и гражданином которой является.  Воспитание любви к Родине. Викторина. Достопримечательности города.  Чувство привязанности к тем местам, где  человек родился и вырос. Семейный праздник. Род – ряд поколений,  родные – находящиеся в кровном родстве,  Родина – страна, в которой человек родился.  Формирование гражданского патриотизма. Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ КВН. Традиции, праздники, обряды народов  России. Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и  классной семьи. «Поле чудес» ­ игра. Понятие РФ, символы  РФ. Толерантное отношение к народамГосударственные  праздники России Семь чудес России Год, в котором я живу  ­7 часов Я – мой город – мой  край Славные страницы    истории нашего города 23 февраля – День  защитников Отечества Имена, которыми мы  гордимся Дом,   в   котором   мы живем Твори добро Поступки друзей. Моя семья – 5 часов Семья вместе – и душа  на месте Уважая   себя,   уважай других. Богатырские забавы Семья и общество 1 1 России. Открытое занятие для родителей.  Исследовательская деятельность. Воспитание уважения к традициям народов России.  Совершенствование гражданско­ патриотического отношения к ценностям  государства Исследовательская деятельность. Уважение к памятникам архитектуры. 2 четверть ­ 7 часов      1 1 1 1 1 Исследование  ­ Город, в котором мы живем.  Достопримечательности города. Чувство  привязанности к тем местам, где человек  родился и вырос.   Исследовательская деятельность. Сохранение и развитие  чувства гордости за свой народ. Праздник с участием родителей.  Представление о мужестве. Чувство  гордости за свой народ. Встреча с выдающимися людьми города.  Воспитание самоуважение к себе и другим  людям.  Конкурс проект. Исследовательская   деятельность.   Красота, безопасность и уют своего жилища.  Праздник   с   участием   старшеклассников   и родителей.   добро, доброжелательность». Мониторинг «что такое хорошо и что такое  плохо». Понимание ответственности за свои  поступки. 3 четверть – 10 часов   Понятия:   «доброта, лучший на 1 1       1 1 1 1 Конкурс пословиц о семье. Чувство  привязанности к тем местам, где человек  родился и вырос. Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание,  забота друг о друге. Понимание  ответственности за свои поступки. Спортивная игра с участием родителей.  Взаимопомощь и ответственность за успех  свой  и своей команды. Проблемные   ситуации.   Уважительное отношение к членам семьи, выполнение своих обязанностей.Вместе весело шагать Моя школа, мой класс  –  13 часов Школа – наш дом Права и обязанности  школьников Традиции   и   обычаи школы Давайте жить дружно Законы класса От всей души Нам   слава   досталась   в наследство Наша армия сильна. Вечный огонь Они защищали Родину День Победы Спешите делать добро Итоговое занятие Итого  1 1 1 1 1 1 1 34 часа 1 1 1 1 1 1 Исследовательская деятельность. Понятия:  добро, согласие, зло, страдание, счастье.  Правила поведения. Исследовательская деятельность. Знакомство с нормативными документами. Воспитание  самоуважения и уважения к другим.  Исследовательская деятельность. Знакомство с правами и обязанностями школьников.  Гражданско­правовое воспитание  школьников. Изучение нормативных документов.  Понятия: добро, согласие, зло, страдание,  счастье. Правила поведения. Анкетирование Исследовательская деятельность. Роль семьи в   жизни   человека.   Развитие   ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье. Анкетирование  Беседа. Закон единства требований.  Нравственная культура детей. 4 четверть – 8 часов 1 Беседа.   Воспитание   заботливого   отношения к людям. Анкетирование. Исследовательская   деятельность.   Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них. Просмотр   видеофильмов.   Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской   ответственности,   любви   к Родине. Интересные   факты   истории.   Повышение интереса   учащихся     к   военной   истории Отечества. Конкурс   стихов   о   войне.   Героические биографии ветеранов. воспитание уважения к старшему поколению. Праздник с участием ветеранов. Героические истории,   мужество   и   храбрость   патриотов. Повышение   интереса   учащихся   к   военной истории Отечества. Исследовательская деятельность. Уважительное   отношение     к   родителям,   к старшим. Защита исследовательских работПланируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Основанием  для  выделения  требований,  к  уровню  подготовки  обучающихся выступает основная образовательная программа школы. В  результате  реализации данной  программы  учащиеся  за год  обучения должны: Знать:  краткие сведения об истории города, округа;  знать герб, своей страны, области и своего города;  иметь   представление   о   Президенте,   Правительстве   России;   о   войнах­ защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;  иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях,  о   традициях,  фольклоре,  труде   и   т.д.;   о   Земле,  о   людях   разных   рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д;  стихи, произведения искусства местных поэтов и художников;  понимать   сопричастность   к   социальной   и   окружающей   среде,   осознавать себя полноправным членом общества. Уметь (владеть способами познавательной деятельности):  с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в классе,  направленных на что, чтобы порадовать взрослых, сверстников;  уметь рассказывать о своем родном городе;  рассказывать  о  желании  приобрести  в  будущем определенную  профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);  демонстрировать     осведомленность  о России и ее людях;  готовить   устные   выступления   по     предложенной   тематике,   либо самостоятельно  выбранной теме; использовать  приобретенные знания  и умения  в практической деятельности и повседневной жизни. Качества   личности,   которые   могут быть   развиты у обучающихся   в результате занятий:  толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;  познавательная, творческая, общественная активность;  самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);  умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  коммуникабельность;  уважение к себе и другим;  личная и взаимная ответственность;  готовность действия в нестандартных ситуациях; Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы Системы   контролирующих   материалов   (тестовых   материалов)   для   оценки планируемых результатов освоения программы. Контроль  проводится  в  игровой форме   (конкурсы,   постановки,   лексические   игры, решение   кроссвордов   и ребусов),     посредством     выполнения     творческих     заданий,    их   презентации   и последующей   рефлексии. Так    же    способами    определения    результативности программы  могут  являться: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде анкетирования и естественно­педагогического наблюдения;  выставки  работ или  презентации  проекта.    Итоговой   работой по   завершению   каждого   модуля включены   сценические Форма подведения итогов постановки, игры,  концерты,  конкурсы,  проекты  (по  выбору учащихся), а так же открытые мероприятия для родителей. Итоговый анализ: Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий  мониторинг).   Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).  Оформление результатов работы.  Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию  педагогического процесса в рамках программы. Заключение:          Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на   воспитание   гражданина   своей   Родины,   патриота   с   активной   жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская   позиция   и   патриотическое   сознание   обучающихся,     как   основа личности гражданина России. Информационные ресурсы для классного руководителя: ­htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»; ­ htpp://www.n­shkola.ru­  журнал «Начальная школа»; ­ htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;­ htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека; ­ htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on­line; ­htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия; ­ htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов; ­ htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html­ сайт «Детский мир», детские  песни, мультфильмы, загадки и др.; ­ htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»; ­ htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования; ­ htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.  ­http://www.proshkolu.ru  .  ru  .  openklass    ­http://www  ­ http://www.ucoz.com Список использованной литературы: ­ Азбука  нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.­ М.: Просвещение, 1975; ­ Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова  И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007; ­ Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.­ М., 1961. ­ Воспитание культуры поведения учащихся 1­3 классов/ Богданова О., Петрова  В.­ М.: Просвещение, 1978; ­ «Начальная школа» (научно­методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова.  Духовно­нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики; ­  «Начальная школа» (научно­методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина.  Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;