Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
естествознание +1
1 кл—4 кл
22.03.2017
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.Программа по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации" направлена на патриотическое воспитание младших школьников
Я гражданин Российской Федерации.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
Программа патриотического воспитания
«Я гражданин Российской Федерации» 2016 2018 год
Полное название учреждения
Почтовый адрес
Номер телефона
Адрес электронной почты
Численность учащихся
Наименование программы
Основные разработчики
Сроки реализации
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №17»
ХМАОЮгра, Тюменская область, город
Нижневартовск, поселок Тепличный, улица
Заводская дом 9
210408
1103
Программа патриотического воспитания
«Я гражданин Российской Федерации»
Учитель начальных классов Кищук Татьяна
Алексеевна
3 года
Паспорт программы Пояснительная записка.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и
гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление
деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая
Правительством Российской Федерации государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить
систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому
наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития
гражданскопатриотического воспитания в начальной школе и направлена на
воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших
классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы
индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива,
развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Актуальность проблемы гражданскопатриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился
и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в
процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об
истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной
природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей это воспитание любви
и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному
городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов,
одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, это источник любви к Родине! Понимание и чувственные
влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими
истоками красоту.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что общество
нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Учитывая
одну из основных задач Программы развития образования ХМАОЮгры,
необходимо создать условия для развития гражданскопатриотических качеств
подрастающего поколения. В современном мире ребенок развивается, окруженный
множеством разнообразных источников, сильного воздействия на него как
позитивного, так и негативного характера. Через патриотическое воспитание
сохраняются и развиваются культурные разнообразия в воспитании личности,
обучающимся предоставляется возможность овладеть духовными ценностями и
культурой многонационального народа России. В соответствии со Стандартом,
Концепция и Программа духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся, являются основой для формирования структуры основной
образования.
образовательной
программы
общего
начального
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за
нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско
патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного
развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель и задачи Программы
ЦЕЛЬ программы создание условий для формирования основы гражданской
идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к
истории и культуре народа, развития ребенка и формирования его
коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое воспитание школьников.
ЗАДАЧИ: Познавательный аспект:
формирование у школьников нравственных качеств личности через
ознакомление с родным городом;
формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему
живому;
формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие
творческих способностей;
формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в
родном языке и языках других народов;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
познакомить детей со страной (из каких субъектов состоит, географическое
положение, климат, столица...), с культурой нашей страны и субъектов РФ
(литература, традиции, праздники...);
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.
Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные
моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности,
осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются
коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в
сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные
ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования –
развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать
личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся
доступности,
начальных классов основаны на принципах научности,
непрерывности, целостного представления об окружающей действительности.
Нормативноправовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
Конвенция о правах ребенка;
Программы развития образования ХМАОЮгры до 2020г.;
ФГОС НОО
Устав образовательного учреждения МБОУ «СОШ№17»;
Управление и участники Программы;
Координация и утверждение Программы – директор школы, заседание МО;
Управление, разработка и реализация Программы – классный руководитель
Участники – учащиеся (24 класса), учителя, родители.
Обеспечение Программы:
Материальнотехническая база
Актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, полоса препятствий,
библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, тематические
стенды.
Сроки реализации программы:
20162018 гг.
Программа рассчитана на 3 года
Основные направления духовнонравственного развития и воспитания Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании
обучающихся:
базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и
признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном
государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни,
ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести
и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких
качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о
старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и
социально психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех
жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной
природы; ответственность человека за окружающую среду.
6.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её
проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Формы реализации Программы:
Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал,
предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,
воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы,
посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы,
читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков
мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.
Основные направления гражданскопатриотического воспитания
Историко – краеведческое.
Система мероприятий,
направленных на познание
историко культурных корней,
осознаний неповторимости
Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней,
формирование гордости за
сопричастность к деяниям
предков и современников и
исторической ответственности
за происходящее в обществе,
формирование знаний о родном
селе, городе, районе
Социально –
патриотическое. Направлено
на активизацию духовно
нравственной и культурно
исторической
преемственности поколений,
формирование активной
жизненной позиции,
проявление чувств
благородства и сострадания,
проявление заботы о людях
пожилого возраста.
Духовно нравственное.
Осознание учащимися в процессе
гражданскопатриотического
воспитания высших ценностей,
идеалов и ориентиров, социально
значимых процессов и явлений
реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов, позиций
в практической деятельности.
Военно –патриотическое.
Ориентировано на
формирование у учащихся
высокого патриотического
сознания, идей служения
Отечеству, способности к его
вооруженной защите, изучение
русской военной истории,
воинских традиций.
Гражданско – правовое.
Воздействует через систему
мероприятий на формирование
правовой культуры и
законопослушности, навыков
оценки политических и
правовых событий и процессов
в обществе и государстве,
гражданской позиции,
постоянной готовности к
служению своему народу и
выполнению конституционного
долга; воспитывает уважение к
государственной символике.
Спортивнопатриотическое.
Направлено на развитие
моральноволевых качеств,
воспитание выносливости,
стойкости, мужества,
дисциплинированности в
процессе занятий физической
культурой и спортом,
формирование опыта
служения Отечеству и
готовности к защите Родины. Содержание курса
«Я гражданин Российской Федерации»
№
1
2
3
4
Тема
Россия – родина моя
Город в котором я живу
Моя семья
Моя школа, мой класс
ИТОГО 34 часа
Количество часов
9 часов
7 часов
5 часов
13 часов
Культурно
патриотическое.
Направлено на развитие
творческих способностей
учащихся через
приобщение их к
музыкальному
фольклору, устному
народному творчеству,
миру народных
праздников, знакомство с
обычаями и традициями
русского народа.
Тематическое планирование программы
«Я гражданин Российской Федерации»
Тема занятий
Колво часов
Вид деятельности, направление
(предметноинформационное, ценносто
ориентированное)
1 четверть 9 часов
Родина моя – 9 часов
С чего начинается
Родина …
Что мы знаем о своем
городе, своей стране
Род, родные, Родина
Моя Россия
Наша
многонациональная
страна
История семьи в
истории страны
Символы государства
1
1
1
1
1
1
1
Конкурс стихов о Родине.
Родина – страна, в которой человек родился
и гражданином которой является.
Воспитание любви к Родине.
Викторина. Достопримечательности города.
Чувство привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос.
Семейный праздник. Род – ряд поколений,
родные – находящиеся в кровном родстве,
Родина – страна, в которой человек родился.
Формирование гражданского патриотизма.
Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ
КВН. Традиции, праздники, обряды народов
России.
Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и
классной семьи.
«Поле чудес» игра. Понятие РФ, символы
РФ. Толерантное отношение к народам Государственные
праздники России
Семь чудес России
Год, в котором я живу
7 часов
Я – мой город – мой
край
Славные страницы
истории нашего города
23 февраля – День
защитников Отечества
Имена, которыми мы
гордимся
Дом, в котором мы
живем
Твори добро
Поступки друзей.
Моя семья – 5 часов
Семья вместе – и душа
на месте
Уважая себя, уважай
других.
Богатырские забавы
Семья и общество
1
1
России.
Открытое занятие для родителей.
Исследовательская деятельность. Воспитание
уважения к традициям народов России.
Совершенствование гражданско
патриотического отношения к ценностям
государства
Исследовательская деятельность. Уважение к
памятникам архитектуры.
2 четверть 7 часов
1
1
1
1
1
Исследование Город, в котором мы живем.
Достопримечательности города. Чувство
привязанности к тем местам, где человек
родился и вырос.
Исследовательская
деятельность.
Сохранение и развитие чувства гордости за
свой народ.
Праздник с участием родителей.
Представление о мужестве. Чувство
гордости за свой народ.
Встреча с выдающимися людьми города.
Воспитание самоуважение к себе и другим
людям.
Конкурс
проект.
Исследовательская деятельность. Красота,
безопасность и уют своего жилища.
Праздник с участием старшеклассников и
родителей.
добро,
доброжелательность».
Мониторинг «что такое хорошо и что такое
плохо». Понимание ответственности за свои
поступки.
3 четверть – 10 часов
Понятия: «доброта,
лучший
на
1
1
1
1
1
1
Конкурс пословиц о семье. Чувство
привязанности к тем местам, где человек
родился и вырос.
Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание,
забота друг о друге. Понимание
ответственности за свои поступки.
Спортивная игра с участием родителей.
Взаимопомощь и ответственность за успех
свой и своей команды.
Проблемные ситуации.
Уважительное
отношение к членам семьи, выполнение своих
обязанностей. Вместе весело шагать
Моя школа, мой класс
– 13 часов
Школа – наш дом
Права и обязанности
школьников
Традиции и обычаи
школы
Давайте жить дружно
Законы класса
От всей души
Нам слава досталась в
наследство
Наша армия сильна.
Вечный огонь
Они защищали Родину
День Победы
Спешите делать добро
Итоговое занятие
Итого
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
1
1
1
1
1
1
Исследовательская деятельность. Понятия:
добро, согласие, зло, страдание, счастье.
Правила поведения.
Исследовательская деятельность. Знакомство
с нормативными документами. Воспитание
самоуважения и уважения к другим.
Исследовательская деятельность. Знакомство
с правами и обязанностями школьников.
Гражданскоправовое воспитание
школьников.
Изучение нормативных документов.
Понятия: добро, согласие, зло, страдание,
счастье. Правила поведения. Анкетирование
Исследовательская деятельность. Роль семьи
в жизни человека. Развитие ценностного
отношения к семье и ее традициям. Развитие
чувства гордости за свою принадлежность к
семье. Анкетирование
Беседа. Закон единства требований.
Нравственная культура детей.
4 четверть – 8 часов
1
Беседа. Воспитание заботливого отношения
к людям. Анкетирование.
Исследовательская деятельность. Доброе
отношение к людям, привычка заботиться о
них.
Просмотр видеофильмов.
Привитие
уважения к Российской армии, воспитание
гражданской ответственности, любви к
Родине.
Интересные факты истории. Повышение
интереса учащихся
к военной истории
Отечества.
Конкурс стихов о войне. Героические
биографии ветеранов. воспитание уважения к
старшему поколению.
Праздник с участием ветеранов. Героические
истории, мужество и храбрость патриотов.
Повышение интереса учащихся к военной
истории Отечества.
Исследовательская
деятельность.
Уважительное отношение к родителям, к
старшим.
Защита исследовательских работ Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основанием для выделения требований, к уровню подготовки обучающихся
выступает основная образовательная программа школы. В результате реализации
данной программы учащиеся за год обучения должны:
Знать:
краткие сведения об истории города, округа;
знать герб, своей страны, области и своего города;
иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах
защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств,
творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д;
стихи, произведения искусства местных поэтов и художников;
понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать
себя полноправным членом общества.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в классе, направленных на что, чтобы
порадовать взрослых, сверстников;
уметь рассказывать о своем родном городе;
рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию
(стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);
демонстрировать осведомленность о России и ее людях;
готовить устные выступления по
предложенной тематике, либо
самостоятельно выбранной теме; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в
результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений;
системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки
планируемых результатов освоения программы
Системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки
планируемых результатов освоения программы. Контроль проводится в игровой
форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и
ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и
последующей рефлексии. Так же способами определения результативности
программы могут являться: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в
виде анкетирования и естественнопедагогического наблюдения; выставки работ
или презентации проекта.
Итоговой работой по завершению каждого модуля включены сценические
Форма подведения итогов
постановки, игры, концерты, конкурсы, проекты (по выбору учащихся), а так же
открытые мероприятия для родителей.
Итоговый анализ: Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий
мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию
педагогического процесса в рамках программы.
Заключение:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ
на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной
позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа
личности гражданина России.
Информационные ресурсы для классного руководителя:
htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;
htpp://www.nshkola.ru журнал «Начальная школа»;
htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»; htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;
htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии online;
htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;
htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;
htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html сайт «Детский мир», детские
песни, мультфильмы, загадки и др.;
htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;
htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;
htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.
http://www.proshkolu.ru
. ru
. openklass
http://www
http://www.ucoz.com
Список использованной литературы:
Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова. М.: Просвещение, 1975;
Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова
И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;
Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961.
Воспитание культуры поведения учащихся 13 классов/ Богданова О., Петрова
В. М.: Просвещение, 1978;
«Начальная школа» (научнометодический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова.
Духовнонравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;
«Начальная школа» (научнометодический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина.
Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Программа курса по внеурочной деятельности "Я гражданин Российской Федерации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.