Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл
13.05.2017
Как показывает практика, не все учащиеся 10-11 классов умеют грамотно аргументировать и логически последовательно строить монологическую речь, создавать письменные творческие работы, используя различные изобразительные и выразительные средства, разнообразные стилистические приёмы, характерные для функциональных стилей, строить публичные выступления, составлять различные деловые бумаги, не знают культуру устного и письменного делового общения.
НОВИЗНА КУРСА обусловлена новизной исследуемого материала – роль слова в различных функциональных стилях речи современного русского языка..Как показывает практика, не все учащиеся 10-11 классов умеют грамотно аргументировать и логически последовательно строить монологическую речь, создавать письменные творческие работы, используя различные изобразительные и выразительные средства, разнообразные стилистические приёмы, характерные для функциональных стилей, строить публичные выступления, составлять различные деловые бумаги, не знают культуру устного и письменного делового общения.
НОВИЗНА КУРСА обусловлена новизной исследуемого материала – роль слова в различных функциональных стилях речи современного русского языка..
программа курса Стилистика русского языка, 10 класс.doc
КГУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ГОРОД КАРАКЖАЛ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа утверждена методическим советом горОО
25 августа 2006 года.
СТИЛСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
10 КЛАСС.
Чёрная Евгения Александровна,
учитель русского языка
высшей категории.
Программа разработана в 2006 году. г.Каражал 2006 Пояснительная записка
В соответствии с требованиями государственного стандарта РК, современная
парадигма образования выпускник средней общеобразовательной школы должен
овладеть всеми навыками культуры устной и письменной речи, т.е. его
индивидуальная речь должна соответствовать нормам русского языка; он
должен уметь использовать языковые средства в различных условиях в
соответствии с целями и содержанием речи, т.е. она должна быть стилистически
целесообразной и дифференцированной. Государственный заказ подтверждает,
что обладание высокой культурой речи в современных условиях является одним
из критериев, предъявляемых к конкурентоспособной личности.
Функциональная стилистика изучает различные виды речи, их обусловленность
различными целями высказывания. «Именно на базе функциональной стилистики
может быть построена действительно научная «культура речи», ибо всерьёз
определять нормы речи можно лишь путём всестороннего изучения законов
функционирования единиц языка не вообще в речи (поскольку речи вообще не
существует), а в различных её разновидностях». (М. Н. Кожинова. О специфике
художественной речи в аспекте функциональной стилистики, Пермь, 1966, с.
16).
Как показывает практика, не все учащиеся 1011 классов умеют грамотно
аргументировать и логически последовательно строить монологическую речь,
создавать письменные творческие работы, используя различные изобразительные
и выразительные средства, разнообразные стилистические приёмы, характерные
для функциональных стилей, строить публичные выступления, составлять
различные деловые бумаги, не знают культуру устного и письменного делового
общения.
НОВИЗНА КУРСА обусловлена новизной исследуемого материала – роль слова
в различных функциональных стилях речи современного русского языка..
ЦЕЛЬ:
Развивать коммуникативную компетентность учащихся, вооруженных навыками
использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной
деятельности в различных областях современной жизни.
Объём содержания учебной программы «Стилистика русского языка»
реализуется в пределах учебной нагрузки инвариантной части типового учебного
плана, а также учебной нагрузки из школьного компонента вариативной части
базисного учебного плана и составляет 34 часа.
ЗАДАЧИ:
Изучение функциональных стилей речи, основ комплексного анализа
различных текстов; Расширение и углубление знания о внутрисистемных и межпредметных
связях русского языка;
Приобретение практических навыков и умений по самостоятельному
анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности;
Приобретение опыта первых научных исследований;
Развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной
среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения курса учащиеся должны:
Уметь владеть нормами современного русского языка;
Уметь производить стилистический анализ текстов различных стилей;
Уметь доказывать принадлежность текста к определённому стилю речи;
Уметь строить высказывание в различных стилях;
Уметь усовершенствовать тексты в стилистическом отношении;
Знать нормы современного русского литературного языка;
Знать цели и условия высказываний (как устных, так и письменных).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
ЛИЧНОСТЬ С ФОРМИРОВАННЫМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ
МИРОВОЗЗРЕНИЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ВЫПУСКНИКУ АДЕКВАТНО И
КОМПЕТЕНТНО ОЦЕНИВАТЬ СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ЯЗЫКОВЫЕ
СИТУАЦИИ.
Диагностический инструментарий:
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ, ПРАКТИКУМЫ,
ТЕСТЫ, ПРКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ, УСТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ,
СОСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКИХ И
ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Стили языка.
Понятие о функциональных стилях. Функциональные стили русского языка.
Стили и типы речи. Принципы различия функциональных стилей.
Научный стиль: основные признаки научного стиля, лексические особенности,
термины и профессионализмы, слова общеупотребительные, общенаучные,
специальные; морфологические особенности, синтаксические особенности
научного стиля. Особенности научнопопулярного подстиля.
Публицистический стиль речи: основные признаки, лексические особенности,
средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле,
синтаксические особенности.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Жанры публицистического стиля.
Путевой очерк. Портретный очерк: внешний портрет, «внутренний портрет».
Портретный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.
Официальноделовой стиль: основные признаки официальноделового стиля,
лексические особенности, морфологические особенности, синтаксические
особенности.
Жанры официальноделового стиля: характеристика. Деловое письмо.
Автобиография. Доверенность. Объяснительная записка.
Разговорный стиль речи: основные признаки, лексические особенности,
морфологические особенности, синтаксические особенности. Подстили
разговорного стиля: разговорнобытовой, литературноразговорный.
Разговорные и просторечные слова.
Художественный стиль речи, его основные признаки.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Изобразительновыразительные средства языка.
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и
литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.
Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза и
оксюморон, градация, инверсия, элипсис, умолчание.
Заключение. ГЛОССАРИЙ.
Функциональные стили – ИСТОРИЧЕСКИСЛОЖЭИВШИЕСЯ И
ОФОРМИШЕВШИЕСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА.
Язык – СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.
Речь – СПОСОБНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ СЛОВАМИ, УМЕНИЕ
ГОВОРИТЬ.
Культура речи – СООТНЕСЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧИ НОРМАМ
ДАННОГО ЯЗЫКА.
Троп – ЭТО ОБОРОТ РЕЧИ, В КОТОРОМ СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ
УПОТРЕБЛЕНО В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.
Стилистические фигуры – ОСОБЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ЛИТЕРАТУРА
Для учителя.
1. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. М: Айрис – пресс, 2005. – с.208.
2. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
М: ООО Издательство «Мир и Образование», 2004. – с. 384.
3. Шипицына Г. М. и т др. Дидактические материалы для углубленного
изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Книга для
учителя. – М.: Просвещение: 1997. – 288с.
Для учащихся.
1. Власенков А. и. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное
пособие для 1011 классов, М.: Просвещение, 2004 – 350 с.
2. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
М: ООО Издательство «Мир и Образование», 2004. – с. 384.
3. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа 1996. –с. 272. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛЕН
ТЕМА
ЧАС
Ы
ФОРМЫ И
МЕТОДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬ
НЫЙ ПРОДУКТ
ПРИМЕЧАНИЕ
Шипицина Г. М.
Дидактические
материалы…,
с.193
Власенков А. И.
Русский язык…,
с.222
Розенталь Д. Э.
справочник по
русскому
языку…
1.Общее понятие
о функциональных
стилях русского
языка.
23.Научный
стиль, подстили
научного стиля.
4.Публицистическ
ий стиль речи.
1
2
1
5. Путевой очерк.
1
67.Портретный
очерк.
89.Проблемный
очерк.
1011.Устное
выступление.
1213.Доклад.
1
1
2
2
Практикум:
принципы
различия
функциональ
ных стилей.
Исследование
учебников
практикум
Анализ текса
из
художественн
ой
литературы
Анализ текста
из
художественн
ой
литературы
Работа в
группах
Работа в
парах,
рецензирован
ие
выступлений
учащихся.
Составление
инструкции
по
Определение
учащимися
признаков стилей
различных
текстов.
Составление
таблицы, анализ
текстов из
учебников химии,
физики
Составление
таблицы, анализ
текстов.
Создание своего
путевого очерка.
Создание своего
портретного
очерка.
Составление
проблемного
очерка.
Составление
инструкции
устного
выступления
Выступления
учащихся с
докладами 1415.Дискуссия.
Дискуссия на
предложенную
тему.
16
17.Официально
деловой стиль:
характеристика,
деловое письмо,
автобиография,
доверенность,
объяснительная
записка.
1819.Разговорный
стиль. Жанры
разговорного
стиля.
20
21.Художественн
ый стиль.
2
2
2
2
подготовке
докладов
Работа в
группах
Анализ
образцов
деловых
бумаг, работа
в парах
Составление
инструкции по
ведению
дискуссии
Составление
деловых бумаг.
исследование Анализ басен
Крылова И. А.
Самостоятель
ная работа
учащихся
Завершение
составления
обобщающей
таблицы, подбор
поэтических и
прозаических
текстов для
дальнейшей
работы.
22. Тестирование
по теме
«Функциональные
стили русского
языка».
СРЕДСТВА
РЕЧЕВОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНО
СТИ.
2324. Тропы.
2
практикум
Сбор материала
из справочников,
словарей о
тропах
Толковый
словарь,
литературоведче
ский словарь.
Солганик Г. Я. Стилистика
русского языка.
Сбор материала о
стилистических
фигурах по
различным
источникам.
Нахождение
фигур и тропов в
стихотворении.
Записи в тетрадь.
Письменная
работа
практикум
Исследование
, коллективно
исследование
Практикум,
самостоятель
ная работа
учащихся
практикум
эссе
Устные
выступления
учащихся,
эссе
2526.
Стилистические
фигуры.
27. Анализ
поэтического
текста.
28. Разбор образца
лингвистического
анализа текста.
2930.
Комплексный
анализ
самостоятельно
подобранного
стихотворения.
31
32.Выступления
учащихся по
итогам
комплексного
анализа.
33. Подведение
итогов занятий по
программе курса
«Стилистика
русского языка».
34.
Заключительный
урок.
ВСЕГО
2
1
1
2
2
1
34
ЧАС
А.
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Программа курса "Стилистика русского языка", для учащихся 10 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.