МКОУ Таловская СОШ
Согласовано с заместителем по ВР_______________/Оразаева Н.Д./
|
Утверждено директором школы ________________/Алиев М.С./ Приказ №_____от ___.08.17г. |
Рабочая программа курса
«Открытия юных»
научного общества учащихся по общеинтеллектуальному и социальному направлению для учащихся 8-9 лет
Составил учитель:
Груздева Галина Ивановна
2017 – 2018 уч/год
I.Пояснительная записка
Данная программа курса разработана для учащихся 2 класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
4)прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Открытия юных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
· Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
· Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
· Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
· Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
· Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
· Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
II. Условия реализации программы.
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Таловская СОШ курс рассчитан на 34 часа. (1 ч. час в неделю, 34 учебных недели).
III. Планируемые результаты усвоения обучающимися
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов: ребёнок – исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
· получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
· обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
· приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
· получат возможность осознать свое место в мире;
· познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
· получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной
деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
· решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты
Обучающийся получит возможность узнать:
· основные особенности проведения исследований разных видов;
· методы исследования;
· правила выбора темы и объекта исследования;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся научится:
· самостоятельно выбирать тему исследования;
· выделять главное и второстепенное в собранном материале;
· указывать пути дальнейшего изучения объекта;
· презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
· самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
· реализовывать право на свободный выбор.
· Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
· общаться с людьми разных возрастов;
-работать в группе, коллективе;
IV. Содержание курса внеурочной деятельности «Открытия юных»
1.Что такое исследование? Кто такие исследователи?
2.Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
3.Коллективная игра-исследование.
4.Введение в проект «Из реальности в сказку и наоборот»
5.Вопросы исследования:
· Животные в русских народных сказках – образы и прототипы (лиса, волк, медведь, заяц, ёж)
· Образ Бабы Яги в русских народных сказках (воительница, похитительница, дарительница, советчица, повелительница).Баба Яга в современном искусстве.
· Волшебные предметы и достижения техники (самоходная печь, волшебный клубок, блюдечко с яблочком, сказочная кухонная посуда, избушка на курьих ножках, чудо-юдо рыба-кит, ковёр-самолёт).
6.Подготовка и выступление на школьной научной конференции «Открытия юных».
V. Календарно-тематическое планирование курса «Открытия юных»
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
||
По плану |
Фактически |
||||
1. |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? |
1 |
|
|
|
2. |
Основные методы исследования. Как задавать вопросы? |
1 |
|
|
|
3. |
Коллективная игра-исследование.
|
1 |
|
|
|
4. |
Введение в проект «Из реальности в сказку и наоборот» |
1 |
|
|
|
5. |
Викторина « По дорожкам сказки» |
1 |
|
|
|
6. |
Лиса в русских народных сказках – образ и прототип. (лиса, волк, медведь, заяц, еж). |
1
|
|
|
|
7. |
Волк в русских народных сказках – образ и прототип. |
1 |
|
|
|
8. |
Медведь в русских народных сказках – образ и прототип. |
1 |
|
|
|
9. |
Заяц в русских народных сказках – образ и прототип. |
1 |
|
|
|
10. |
Ёж в русских народных сказках – образ и прототип. |
1 |
|
|
|
11. |
Выводы и обобщение по разделу «Животные в русских народных сказках – образы и прототипы». |
1 |
|
|
|
12. |
Час творчества «Мой любимый сказочный персонаж» |
1 |
|
|
|
13.
|
Баба Яга-воительница в русских народных сказках. |
1
|
|
|
|
14.
|
Баба Яга-похитительница в русских народных сказках. |
1 |
|
|
|
15. |
Баба Яга-дарительница в русских народных сказках. |
1 |
|
|
|
16. |
Баба Яга-советчица в русских народных сказках. |
1 |
|
|
|
17. |
Баба Яга-повелительница в русских народных сказках. |
1 |
|
|
|
18. |
Баба Яга в современном искусстве.
|
1 |
|
|
|
19. |
Выводы и обобщение по разделу «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». |
1 |
|
|
|
20. |
Час творчества «Баба Яга в моём представлении» |
1 |
|
|
|
21.
|
Сказочные предметы. Самоходная печь и её современный аналог. |
1 |
|
|
|
22. |
Сказочные предметы. Волшебный клубок и его современный аналог. |
1 |
|
|
|
23. |
Сказочные предметы. Блюдечко с яблочком и их современный аналог. |
1 |
|
|
|
24. |
Сказочные предметы. Сказочная кухонная посуда и её современный аналог. |
1 |
|
|
|
25. |
Сказочные предметы. Избушка на курьих ножках и её современный аналог. |
1 |
|
|
|
26. |
Сказочные предметы. Чудо-юдо рыба-кит и её современный аналог. |
1 |
|
|
|
27. |
Сказочные предметы. Ковёр-самолёт и его современный аналог. |
1 |
|
|
|
28. |
Выводы и обобщение по разделу «Волшебные предметы и достижения техники». |
1 |
|
|
|
29. |
Час творчества «Чудеса рядом с нами» |
1 |
|
|
|
30
|
Подведение итогов исследования. |
1 |
|
|
|
31 |
Оформление результатов исследования. |
1 |
|
|
|
32-33 |
Подготовка школьной научной конференции «Открытия юных» |
2 |
|
|
|
34 |
Выступление на школьной научной конференции «Открытия юных» |
1 |
|
|
|
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.
3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001.
5. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. – 111с.
7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.
8. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
10. Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 3-6
11. И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 10- 15.
12. Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». – 2006.- №11. – с 20- 21.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.