Программа курса внеурочной деятельности "Открытия юных" для учащихся 2 класса
Оценка 4.8

Программа курса внеурочной деятельности "Открытия юных" для учащихся 2 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
17.02.2018
Программа курса внеурочной деятельности "Открытия юных" для учащихся 2 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Открытия юных» научного общества учащихся по общеинтеллектуальному и социальному направлению для учащихся 8-9 лет. Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Таловская СОШ курс рассчитан на 34 часа. (1 ч. час в неделю, 34 учебных недели). Результат работы научного общества будет представлен на школьной научной конференции.Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Открытия юных» научного общества учащихся по общеинтеллектуальному и социальному направлению для учащихся 8-9 лет.
Программа курса Открытия юных.doc

МКОУ Таловская СОШ

 

 

Согласовано с заместителем

по ВР_______________/Оразаева Н.Д./

 

 

Утверждено директором школы ________________/Алиев М.С./

Приказ №_____от ___.08.17г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса

«Открытия юных»

научного общества учащихся по общеинтеллектуальному и социальному направлению для учащихся 8-9 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил учитель:

Груздева Галина Ивановна

 

 

 

2017 – 2018 уч/год

 

I.Пояснительная записка

 

Данная программа курса разработана для учащихся 2 класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и раз­витие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни­кативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер­дия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микро­группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Открытия юных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникатив­ных умений младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении  имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

·       Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

·       Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

·       Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

·       Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

·       Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получи­лось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

·       Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к  окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

 

II. Условия реализации программы.

 

   Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Таловская СОШ  курс рассчитан на 34 часа.  (1 ч. час в неделю, 34 учебных недели). 

 

 

 

III. Планируемые результаты усвоения обучающимися

Воспитательные  результаты внеурочной  деятельности:

 

Первый уровень результатов: ребёнок – исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений    школьника  к базовым    ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество,   природа,  мир,   знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса  развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе.                                                                                                                                                             

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Я - исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                образования:

·       получат возможность расширить, систематизировать и углубить исход­ные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о приро­де, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

·       обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

·       приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

·       получат возможность осознать свое место в мире;

·       познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружаю­щем мире;

·       получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·       узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

·       различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные истори­ческие события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных со­бытий на «ленте времени»;

·       оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

·       использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для со­здания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и спосо­бам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре­зультатов требованиям конкретной задачи;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с ми­ровой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·       адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной

деятельности;

·       осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на ис­кусство как значимую сферу человеческой жизни;

·       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережива­ния им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла­гополучия

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

·       решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре­троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:       

·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом инфор­мационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·       строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

·       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·       записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной  форме;

·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;

·       осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

·       адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической  формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:       

·       учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

 

Ожидаемые результаты

Обучающийся получит возможность узнать:

·       основные особенности проведения исследований разных видов;

·       методы исследования;

·       правила выбора темы и объекта исследования;

·       правила успешной презентации работы.

Обучающийся научится:

·       самостоятельно выбирать тему исследования;

·       выделять главное и второстепенное в собранном материале;

·       указывать пути дальнейшего изучения объекта;

·       презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

·       самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме;

·       реализовывать право на свободный выбор.

·       Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

·       общаться с людьми разных возрастов;

-работать в группе, коллективе;

 

 

IV. Содержание курса внеурочной деятельности «Открытия юных»

 

1.Что такое исследование? Кто такие исследователи?

2.Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

3.Коллективная игра-исследование.

4.Введение в проект «Из реальности в сказку и наоборот»

5.Вопросы исследования:

·        Животные в русских народных сказках – образы и прототипы (лиса, волк, медведь, заяц, ёж)

·        Образ Бабы Яги в русских народных сказках (воительница, похитительница, дарительница, советчица, повелительница).Баба Яга в современном искусстве.

·        Волшебные предметы и достижения техники (самоходная печь, волшебный клубок, блюдечко с яблочком, сказочная кухонная посуда, избушка на курьих ножках, чудо-юдо рыба-кит, ковёр-самолёт).

6.Подготовка и выступление на школьной научной конференции «Открытия юных».

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                

V. Календарно-тематическое планирование курса «Открытия юных»

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

 

 

2.

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

1

 

 

3.

Коллективная игра-исследование.

 

1

 

 

4.

Введение в проект

«Из реальности в сказку и наоборот»

1

 

 

5.

Викторина

« По дорожкам сказки»

1

 

 

 

6.

Лиса в русских народных сказках – образ и прототип. (лиса, волк, медведь, заяц, еж).

1

 

 

 

7.

Волк в русских народных сказках – образ и прототип.

1

 

 

8.

Медведь в русских народных сказках – образ и прототип.

1

 

 

9.

Заяц в русских народных сказках – образ и прототип.

1

 

 

10.

Ёж в русских народных сказках – образ и прототип.

1

 

 

11.

Выводы и обобщение по разделу «Животные в русских народных сказках – образы и прототипы».

1

 

 

12.

Час творчества «Мой любимый сказочный персонаж»

1

 

 

13.

 

Баба Яга-воительница в русских народных сказках.

1

 

 

 

14.

 

Баба Яга-похитительница в русских народных сказках.

 

1

 

 

15.

Баба Яга-дарительница в русских народных сказках.

1

 

 

16.

Баба Яга-советчица в русских народных сказках.

1

 

 

17.

Баба Яга-повелительница в русских народных сказках.

1

 

 

18.

Баба Яга в современном искусстве.

 

1

 

 

19.

Выводы и обобщение по разделу «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

1

 

 

20.

Час творчества «Баба Яга в моём представлении»

1

 

 

21.

 

Сказочные предметы. Самоходная печь и её современный аналог.

1

 

 

22.

Сказочные предметы. Волшебный клубок и его современный аналог.

1

 

 

23.

Сказочные предметы. Блюдечко с яблочком и их современный аналог.

1

 

 

24.

Сказочные предметы. Сказочная кухонная посуда и её современный аналог.

1

 

 

25.

Сказочные предметы. Избушка на курьих ножках и её современный аналог.

1

 

 

26.

Сказочные предметы. Чудо-юдо рыба-кит и её современный аналог.

1

 

 

27.

Сказочные предметы. Ковёр-самолёт и его современный аналог.

1

 

 

28.

Выводы и обобщение по разделу «Волшебные предметы и достижения техники».

1

 

 

29.

Час творчества «Чудеса рядом с нами»

1

 

 

30

 

Подведение итогов исследования.

1

 

 

31

Оформление результатов исследования.

1

 

 

32-33

Подготовка школьной  научной конференции «Открытия юных»

2

 

 

34

Выступление на школьной научной конференции «Открытия юных»

1

 

 

 

 

 

 

VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

 

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.

3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001.

5. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. – 111с.

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.

8. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

10. Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 3-6

11. И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 10- 15.

12. Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». – 2006.- №11. – с 20- 21.



МКОУ Таловская СОШ

МКОУ Таловская СОШ

I.Пояснительная записка Данная программа курса разработана для учащихся 2 класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно

I.Пояснительная записка Данная программа курса разработана для учащихся 2 класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют…

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют…

III. Планируемые результаты усвоения обучающимися

III. Планируемые результаты усвоения обучающимися

ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом

ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ожидаемые результаты Обучающийся получит возможность узнать: · основные особенности проведения исследований разных видов; · методы исследования; · правила выбора темы и объекта исследования; · правила…

Ожидаемые результаты Обучающийся получит возможность узнать: · основные особенности проведения исследований разных видов; · методы исследования; · правила выбора темы и объекта исследования; · правила…

V. Календарно-тематическое планирование курса «Открытия юных» № п/п

V. Календарно-тематическое планирование курса «Открытия юных» № п/п

Баба Яга в современном искусстве

Баба Яга в современном искусстве

VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности 1

VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018