Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык +1
1 кл—4 кл
07.04.2018
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Секреты речи.doc
Программа курса внеурочной деятельности
«Секреты речи» (14)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь это канал развития интеллекта...
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И. Жинкин
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так,
чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский
язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих
педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него
интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку,
любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у
младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.
Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо
поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в
устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными
средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и
кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно
действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает
необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен.
Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня
детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее
взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым
условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое
внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников,
обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого
общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников,
представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены
психологические особенности формирования устной и письменной речи младших
школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям
проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и
средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме,
уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,
выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение
речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты
речи» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без
увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника какимто
количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности,
выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная
работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и
говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению,
должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время
дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития
младших школьников второй год я провожу курс «Секреты речи». Основу данного курса
составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа
«Секреты речи» составлена с учетом
имеющихся в методиках русского языка и
литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка
интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной
и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, вот главная задача
курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в
устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до
других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности
предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих
учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают
речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации
курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника
по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий,
учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени
помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в
тайне. Но в этой программе особые «секреты» «секреты – наоборот». Они только и
мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты
речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 4
года (всего 136 часов) на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников: 1 4 классы
Форма учебной работы: факультативная.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у
учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению,
совершенствовать свою речь.
Цель:
Цели и задачи программы
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе
создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих
способностей.
Задачи:
2 1. Вооружить учащихся умением содержательно,
грамматически и
стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и
чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством
3.
отражения действительности и выражения отношения к ней.
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого
новые ситуации общения.
Обогащать словарный запас учащихся.
4.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий,
эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного
использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на
следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые
необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его
основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств
языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности
и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее
восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному
развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются
коммуникативноориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно ориентированный подход предполагает изучение средств языка в
интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и
речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается во
оружение школьников коммуникативноречевыми умениями — умениями общаться,
участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи,
передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный
подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого
вида сознательной деятельности:
мотив;
цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
3 и т.д.);
замысел (зачем говорю);
ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
планирование (что и как скажу);
реализация (что и зачем услышу);
контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
словесные (устное или печатное слово) (+!);
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я.
Лернер)
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) (+);
проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность) (+!);
Методы эмоционального стимулирования учебнопознавательной деятельности (Ю.К.
Бабанский):
создание ситуации успеха в обучении (+!);
использование игр и игровых форм организации деятельности (+);
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К.
Бабанский):
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
учебные дискуссии (+!);
творческие задания (+!);
постановка проблемы или создание проблемной ситуации (+);
устный контроль (+!);
письменный контроль (+);
Условные обозначения: (+!) решает данную задачу успешнее, чем другие методы данной
группы; (+) решает данную задачу.
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками
прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения,
обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и
находить им замену в речи письменной;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников,
овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи,
звукопроизношения и общих речевых навыков;
упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и
синтаксические ошибки;
вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и
составлении собственного рассказа);
своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
вовлечение детей в театральноигровую деятельность, обучая их способам
художественнообразной выразительности, развивая фантазию и воображение.
4 Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные
творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся
наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать
родной язык.
Содержание программы
1й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения
(хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в
определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений,
текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение
рифмованных строк, стихотворений.
№
п/п
Тема занятий
Задачи
1.
Для чего нужна речь.
Раскрыть перед учениками
основные функции речи.
2.
Волшебница речь.
3.
Устная речь.
4.
Устная речь или письменная.
5.
Не говорим и не пишем.
6.
Какой окраски ваш голос.
Медленно и быстро.
Обратить внимание на
воздействие художественной
речи на чувства, мысли,
воображение людей.
Познакомить учеников с
понятием «речь», определить
главные требования к речи,
выделить основные правила
общения в школе, на уроке, на
занятии спецкурса.
Дать представления об
особенностях устной речи и об
ее отличиях от письменной.
Учить отличать устную речь от
озвученной письменной,
устную и письменную от
внутренней речи.
Учить определять темп
устного высказывания,
громкость речи, оценивать
соответствие темпа и
громкости речи определенной
5
Результат
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
Узнали, для чего
нужна речь.
Получили
представление о
художественной
речи.
Узнали о
главных
требованиях
речи.
Узнали об
особенностях
устной и
письменной
речи.
Научились
отличать устную
речь от
письменной.
Научились
определять
соответствие
темпа и
громкости речи. 7.
8.
Кто быстрее? Знакомство со
скороговоркой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Учись считалки сочинять.
9.
Помощники устного слова.
10.
Тихо и громко.
11.
Загадаю я загадку.
12.
Работа с пословицами.
13. Сказки.
14. Сколько слов вы знаете?
15. Чудесные превращения слов.
16.
Тематические группы слов.
17.
Знакомые незнакомцы.
ситуации общения.
Познакомить с фольклорным
жанром – скороговоркой.
Упражняться в произношении
скороговорок.
Учить сочинять считалки.
Познакомить с возможностью
использования в речи мимики
и жестов.
Познакомить учеников с
громкостью речи, с тем, в
каких случаях надо говорить
тихо, громко и нормально.
Дать первоначальое
представление о жанре и
видах загадки.
Познакомить учеников с
фольклорным жанром –
«пословица». Развивать речь
учащихся, обогащать
словарный запас.
Познакомить учащихся с
литературным жанром –
сказка. Показать. Как можно
изменять сюжеты известных
сказок, придумывать свои
сказки.
Вызвать интерес к слову.
Проверить знание и понимание
учениками слов. Обогатить
словарный запас.
Учить играть со словом.
Предупредить некоторые
ошибки младших школьников.
Познакомить с различными
тематическими группами слов.
Научить замечать непонятные
слова, пробудить стремление
употреблять слова в точном
соответствии с их значением.
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Познакомились
со
скороговоркой.
Научились
сочинять
считалки.
Познакомились с
использованием
мимики и
жестов.
Научились
говорить громко,
тихо и
нормально.
Познакомились с
жанром загадка.
Познакомились с
жанром
пословица.
Познакомились с
жанром сказка.
Обогатили
словарный запас.
Научились
играть со
словом.
Познакомились с
тематическими
группами слов.
Научились
употреблять
слова в
соответствии с 18. Об одном и том же поразному. Познакомить со
стилистическим
многообразием речи:
разговорная, научная,
официально – деловая,
художественная.
Показать ученикам, как
меняется наша речь в
зависимости от адресата.
Вы и ваш собеседник.
19.
20.
Весело и грустно.
21. Что вы знаете о пересказе?
Учитесь пересказывать кратко.
Познакомить с тоном
высказывания – одним из
главных интонационных
средств выразительности.
Закрепить умения подробно и
кратко пересказывать текст.
22. Словосочетание и
предложение.
Познакомить со
словосочетанием и
предложением.
23.
Текст. Что это такое?
24. О чем говорит заглавие?
Основная мысль, опорные
слова.
25. Какие бывают тексты.
26. Как строится текст.
27. Что такое план?
Познакомить с понятием
«текст». Показать разницу
между отдельными
предложениями и текстом.
Познакомить учеников с
понятием «заглавие». Дать
представление о том, что такое
«опорные слова».
Потренировать учащихся в
определении основной мысли
высказывания.
Дать понятие о трех типах
текстов: повествование,
описание, рассуждение.
Дать понятие о структуре
текста.
Дать понятие о том, что план
отражает содержание,
помогает вспомнить то
основное, о чем говорится в
тексте.
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
их значением.
Познакомились
со
стилистическим
многообразием
речи.
Научились вести
беседу,
дискуссию.
Познакомились с
тоном
высказывания.
Закрепили
умения
пересказывать
текст.
Познакомились
со
словосочетанием
и предложением
Познакомились с
понятием текст.
Познакомились с
понятием
заглавие.
Узнали, какие
бывают тексты.
Узнали, как
строится текст.
Узнали что такое
план. 28. Сочинение стихов по заданной
рифме.
29. Объясняем и доказываем.
Познакомить с понятием
«рифма». Учить сочинять
стихи по заданной рифме.
Познакомить учеников с
рассуждением.
30. Опиши животное. Сравни и
опиши. Сравнительное
описание.
31. Невыдуманный рассказ.
Познакомить учащихся с
описанием. Научить находить
признаки предмета. Развивать
умение сравнивать.
Познакомить учеников с
элементарными сведениями о
том, как строится рассказ.
32. Составление рассказов по
серии картинок.
Учить сочинять рассказы по
серии картинок.
33. Методика выявления уровня
речевого развития младших
школьников.
Оценить
обучения.
эффективность
34. Подведение итогов. Выставка
Подвести итоги работы за год.
лучших работ.
Всего
Приложение № 7
Познакомились с
рассуждением.
Познакомились с
описанием
предмета.
Узнали, как
строится
рассказ.
Научились
составлять
рассказы по
серии картинок.
Приложение № 1
Подвели итоги
работы за год.
1
1
1
1
1
1
1
34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 1го класса
Обучающиеся должны знать:
Для чего нужна речь.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Какие бывают тексты.
Как строится текст.
Что такое план.
Обучающиеся должны уметь:
Различать устную и письменную речь.
Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.
Распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится.
Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом
словаре.
8 Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью
учителя.
Составлять рассказы по серии картинок.
Сочинять рифмованные строки, стихотворения.
Отгадывать загадки.
2й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление
тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений,
текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений
правильно интонировать предложения в устной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочиненийминиатюр. Сочинения по
пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии
картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать
свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
Тема занятий
Задачи
Результат
Кол
во
часов
№
п/п
1.
1
1
1
1
1
1
1
1
Формируется
звуковая
культура речи.
Приложение № 5
Научились
сочинять
скороговорку.
Узнали секреты
считалки.
Обогащается
словарный запас.
Узнали о
происхождении
слов.
Обогащается
словарный запас.
Научились
Зачем нужны звуки языка?
Звуковая культура речи.
Загадки, скороговорки.
2.
Играем в загадки. Сочинение
загадок.
Раскрыть значение звуков в
языке. Познакомить с
фольклорными жанрами:
загадками, скороговорками.
Познакомить с приемами
конструирования загадки.
3.
Сочинение скороговорки.
Учить сочинять
скороговорку.
4.
5.
6.
Сочиняем считалку. Два секрета
считалки.
Сколько слов вы знаете? Рассказ
– беседа о словарном богатстве
русского языка.
Происхождение слов. Как нужно
говорить.
7.
Крылатые слова и выражения.
Познакомить с рифмой и
ритмом как особенностями
стихотворной речи.
Обогатить словарный запас
учащихся.
Рассказать о происхождении
слов и о том, как нужно
говорить.
Познакомить с крылатыми
словами и выражениями.
8.
Родное слово в пословицах и
Познакомить с
9 поговорках. Иллюстрирование
пословиц и поговорок.
Сочинение стихов по заданной
рифме.
фольклорными жанрами:
пословицей и поговоркой.
Учить иллюстрировать их.
Сочинить стихи по заданной
рифме.
Работа со сказками.
Направления и методы при
работе над сочинением сказок.
Познакомить с методами и
направлениями при работе
над сочинением сказок.
9.
10.
11. Сочинение сказки по серии
картинок.
Сочинить сказку по серии
картинок.
12. Что такое речь? Речь устная и
письменная.
13. Составление предложений из
отдельных слов.
Познакомить учеников с
понятием «речь», определить
главные требования к речи.
Рассказать об отличиях
устной речи от письменной.
Научить составлять
предложения из отдельных
слов.
14.
Выделение признаков
предложения в устной речи и на
письме.
Выделить признаки
предложения.
15. Признаки текста. Основная
мысль. Опорные слова.
16.
Текст. Тема текста.
17. Сочинение по плану «Моя
бабушка».
Познакомить учеников с
признаками текста. Учить
детей находить опорные
слова в тексте.
Познакомить с понятием
«текст». Показать разницу
между отдельными
предложениями и текстом.
Написать сочинение на
заданную тему.
18. Сочинение рассказа по серии
картинок и по вопросам.
Написать рассказ по
заданной теме.
19. Сочинение «Мой друг. Моя
подруга».
Написать сочинение на
заданную тему.
20. Сочинение рассказа по данной
теме и опорным словам.
Написать рассказ по
заданной теме.
10
иллюстрировать
пословицы.
Приложение № 7
Приложение № 6
Приложение № 6
Познакомились с
понятием речь.
Научились
составлять
предложения.
Научились
выделять
признаки
предложения.
Познакомились с
признаками
текста.
Узнали что такое
тема текста.
Приложение № 8
Приложение № 8
Приложение № 8
Научатся
сочинять
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 21. Деление сплошного текста на
предложения.
Учить делить сплошной
текст на предложения.
22.
Восстановление
деформированного текста.
Учить восстанавливать
деформированный текст.
23.
Редактирование текста.
Учить редактировать текст.
24. Сочинение «Мое любимое
домашнее животное».
Написать сочинение на
заданную тему.
25. Слова – близнецы (омонимы).
Познакомить учащихся с
группой таких слов.
26. Слова – друзья – (синонимы).
27. Антонимы.
Дать возможность не только
воспроизвести знакомые
синонимические ряды. Но и
расширить их перечень за
счет новых.
Расширить представление
учеников об антонимах.
28.
Работа со словом и словарями.
Учить работать со
словарями.
29. Ознакомление с понятием
«изложение».
30. Обучение написанию изложения
по вопросам и опорным словам.
31. Обучающее изложение.
Познакомить с понятием
«изложение». Учить писать
изложения.
Научить написанию
изложения по вопросам и
опорным словам.
Учить писать изложения.
32.
Творческое изложение.
Учить писать творческое
изложение.
11
рассказы.
Научатся делить
текст на
предложения.
Научатся
восстанавливать
деформированны
й текст.
Научатся
редактировать
текст.
Приложение № 8
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Познакомятся с
понятием
изложение.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 33. Олимпиада.
Оценить эффективность
обучения.
34. Подведение итогов. Выставка
лучших работ.
Подвести итоги работы за
год.
Всего
Приложение №
1, проверят свои
знания.
Подведут итоги
за год.
1
1
34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 2го класса
Обучающиеся должны знать:
Зачем нужны звуки языка.
Происхождение слов.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Методы при работе над сочинением сказок.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Признаки текста.
Что такое план.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
Строить собственные устные высказывания.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым
словарем.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.
Формулировать тему небольшого текста.
Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст,
прогнозировать содержание по заголовку.
Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).
Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение
переживаний, поучения и др.
Составлять пробный и творческий пересказ по плану.
Составлять текст по вопросам учителя.
Редактировать текст.
Отгадывать загадки.
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку,
стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять
и совершенствовать.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
Составлять рассказы по серии картинок.
Уметь писать изложения, сочинения.
12 Сочинять загадки, стихи, сказки.
3й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически»
правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений
для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок,
стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического
словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию
культуры речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки.
Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ.
Сочиненияминиатюры на заданные темы.
Воспитание эмоциональноэстетической
отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочиненияхминиатюрах.
Тема занятий
Задачи
Кол
во
часов
Умеешь ли ты правильно и
точно говорить? (Составление
рассказа по картинке).
Учить составлять
рассказ по картинке.
Сокровища родного языка.
Беседа о богатстве русского
языка.
Побеседовать о
сокровищах русского
языка.
Игра «Знаешь ли ты
пословицы».
Проверить знания
учащихся.
4.
Сочинение по пословице.
Написать сочинение по
пословице.
Структура жанра «небылица».
Сочинение небылицы.
Учить сочинять
небылицы.
Результат
Научатся
составлять
рассказ по
картинке.
Узнают о
сокровищах
родного языка.
Проверят свои
знания.
Научатся писать
сочинение.
Познакомятся с
жанром
небылица.
Обогащается
словарный запас.
Научатся
сочинять сказки.
1
1
1
1
1
1
1
№
п\п
1.
2.
3.
5.
6.
Слово и образ или поговорим о
словарях. Составление
словарей на разнообразную
тематику.
7.
Сочинение словарных сказок.
Научить детей
подбирать
тематический словарик,
готовясь к
высказываниям.
Сочинить сказку,
используя словарные
слова.
13 8.
Сочинение «Золотая осень».
Написать сочинение на
заданную тему.
9.
Слово или не слово?
10. Слово одно, а значений
несколько.
11. Слова: синонимы, омонимы,
антонимы.
12. Смеемся, грустим,
задумываемся.
13.
14.
Речь, предложение, текст.
Признаки текста.
Текст. Тема текста. Основная
мысль текста.
15. Деление сплошного текста на
предложения.
Познакомить учеников
с тем, как можно
определить значение
слова и как его
толковать.
Познакомить учащихся
с многозначностью
слов.
Продолжить знакомство
с синонимами,
омонимами,
антонимами.
Показать учащимся, что
художественная речь
способна пробуждать
различные чувства.
Повторить и обобщить
знания о речи,
предложении, тексте.
Познакомить с
понятием «текст».
Показать разницу
между отдельными
предложениями и
текстом.
Учить делить сплошной
текст на части.
16.
Редактирование текста.
Учить редактировать
текст.
17.
Текст – поздравление к
празднику.
Научить сочинять
поздравление к
празднику
18. Письмо – текст. Письмо другу,
подруге.
Научить писать письма.
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Научатся писать
сочинения.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Познакомятся с
художественной
речью.
Повторят и
обобщат знания о
речи.
Познакомятся с
понятием текст.
Научатся делить
текст на части.
Научатся
редактировать
текст.
Научатся
сочинять
поздравление.
Научатся писать
письма. 19. О чем рассказывает план.
Составляем план своего
рассказа.
20.
Типы текста: повествование,
описание, рассуждение.
Показать, что по
хорошему плану можно
узнать, о чем будет
говориться в тексте.
Продолжить знакомство
с типами текста.
21. Сочинение – миниатюра на
тему «Моя снежинка».
Написать сочинение на
заданную тему.
22. Сочинение по картине А.
Пластова «Первый снег».
Учить писать сочинение
по картине.
23. Обучающее изложение по
плану, вопросам.
Учить писать
изложения по плану и
вопросам.
24. Обучающее изложение с
изменением лица рассказчика.
Учить писать
изложения с
изменением лица
рассказчика.
25. Сжатое изложение по готовому
плану.
Учить писать сжатое
изложение.
26. Изложение с элементами
описания и рассуждения.
27.
Будем сказки сочинять.
Учить писать
изложения с
элементами описания и
рассуждения.
Учить детей сочинять
сказки. Развивать их
творческое
воображение.
28.
Занятия в веселой академии
«Складно да ладно».
Познакомить учащихся
со стихотворной речью.
29. Игры на умение находить
рифму.
Познакомить с рифмой
как особенностью
стихотворной речи.
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Научатся
составлять план.
Продолжат
знакомство с
типами текста.
Научатся писать
сочинения.
Научатся писать
сочинения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся
сочинять сказки.
Познакомятся со
стихотворной
речью.
Познакомятся с
рифмой. 30. Стихотворный размер. Ритм.
31. Сочинение стихотворений.
Познакомить со
стихотворным размером
и ритмом как
особенностями
стихотворной речи.
Учить сочинять
стихотворения.
32. Сочинение «Моя мечта».
Написать сочинение на
заданную тему.
33. Олимпиада.
Оценить
эффективность
обучения.
34. Подведение итогов. Выставка
лучших работ.
Подвести итоги работы
за год.
Всего
Познакомятся со
стихотворным
размером,
ритмом.
Научатся
сочинять стихи.
Научатся писать
сочинения.
Приложение № 1,
проверят свои
знания.
Подведут итоги
за год.
1
1
1
1
1
34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 3го класса
Обучающиеся должны знать:
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Что такое речь, предложение, текст.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Признаки текста.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.
Обучающиеся должны уметь:
Озаглавливать иллюстрации, тексты.
Составлять простой план произведения.
Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно
озаглавливать текст.
Использовать слова текста для называния его частей.
Различать повествования и описания предмета.
Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.
Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор
средств языка.
Различать синонимы, антонимы, омонимы.
Самостоятельно работать со словарями.
16 Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.
Составлять текст – поздравление к празднику.
Писать сочинения, письма.
Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому
плану, с элементами описания и рассуждения.
Сочинять небылицы, сказки, стихи.
Редактировать текст.
4й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и
замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и,
наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при
чтении текста. Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально –
экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения
слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию
культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря
школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при
наличии русских слов с этим же значением).
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с
терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных
выражений, сочинение в рисунках, сочиненияминиатюры по заданным темам. Изменение
позиции учащегося: роль автора, слушателякритика. Создание своих минипроизведений на
определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение
эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение
образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения
миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.
№
п/п
1.
2.
3.
Тема занятий
Задачи
Сокровища родного языка.
Беседа о богатстве
русского языка.
Побеседовать о
сокровищах русского
языка.
Почему их так называют?
(Происхождение слов).
Познакомить с наукой
этимологией.
Слово одно, а значений
несколько. О многозначных
словах.
Познакомить учащихся с
многозначностью слов.
4.
Слова – тезки. (Омонимы). Продолжить знакомство с
омонимами.
5.
Одно и то же, но по
разному. (Синонимы). О
Продолжить знакомство с
омонимами.
17
Кол
во
часов
1
Результат
Обогащается
словарный запас.
1
1
1
1
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас. различиях слов синонимов.
6.
Слова с противоположным
значением. (Антонимы).
Продолжить знакомство с
антонимами.
7.
Устаревшие слова.
Познакомить со словами
– архаизмами.
8.
Новые слова.
Познакомить со словами
– неологизмами.
9.
Слова – пришельцы.
Познакомить с
заимствованными
словами.
10. Крылатые слова и
выражения.
Познакомить с
крылатыми выражениями.
11. Фразеологизмы.
Продолжить знакомство с
фразеологическими
оборотами.
12. Словарное богатство
родного языка.
Обогащение словаря и
развитие речи учащихся.
13. Сочинение – миниатюра
«Осенний листок».
Написать сочинение на
заданную тему.
14. Сочинение в рисунках.
(Пиктография).
15. Средства выразительности
языка (рифма, эпитет,
олицетворение, сравнение и
др.).
Познакомить с
пиктографией. Учить
сочинять рассказ в
рисунках.
Продолжить знакомство
с выразительными
средствами языка.
16. Обучение сочинению
Учить сочинять стихи.
стихов.
17. Письмо – текст.
Научить писать письмо –
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Обогащается
словарный запас.
Научатся писать
сочинения.
Научатся
составлять рассказ
в рисунках.
Познакомятся с
выразительными
средствами.
Приложение № 7
Научатся писать Поздравление к Новому
году.
поздравление.
письмо – текст.
18.
Речь, предложение, текст.
Признаки предложения,
текста.
Повторить и обобщить
знания о речи,
предложении, тексте.
19. Составление текстов
разного типа (описание,
рассуждение,
повествование).
20.
Редактирование текста.
Учить составлять тексты
разного типа.
Учить редактировать
текст.
21. Сочинение – отзыв по
любимым стихотворениям,
рассказу.
Научить писать
сочинение – отзыв.
22. Изложение текста по
готовому плану.
Учить писать изложение
по готовому плану.
23. Подробное изложение по
измененному плану.
Учить писать подробное
изложение по готовому
плану.
24. Изложение текста –
повествования.
Учить писать изложение
текста – повествования.
25.
Работа над сокращением
текста.
Учить умению сокращать
текст.
26. Сжатое изложение текста
по готовому или
коллективно
составленному плану.
27. Сочинение по картине
В.Перова «Тройка».
Учить писать сжатое
изложение.
Написать сочинение на
заданную тему.
28. Сочинение загадки
наоборот.
Учить сочинять загадки
наоборот.
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Обобщат знания о
речи.
Научатся
составлять тексты
разного типа.
Научатся
редактировать
текст.
Научатся писать
сочинения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
изложения.
Научатся писать
сочинения
Научатся сочинять
загадку наоборот. 29. Сочинение сказок: цветная
сказка, белая, желтая,
зеленая и т.д.
Учить сочинять сказки на
заданную тему.
30. Оформление классной
газеты. Реклама.
Учить оформлять
классную газету,
сочинять рекламу.
31.
Заметка в газету.
Учить писать заметку в
газету.
32.
Репортаж в газету.
Учить писать репортаж в
газету.
33. Олимпиада.
Оценить эффективность
обучения.
34. Подведение итогов.
Выставка лучших работ.
Подвести итоги работы за
год.
Всего
1
1
1
1
1
1
34
Научатся сочинять
сказки.
Научатся
оформлять газету.
Научатся писать
заметку в газету.
Научатся писать
репортаж в газету.
Приложение № 1,
проверят свои
знания.
Подведут итоги за
год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 4го класса
Обучающиеся должны знать:
Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных
форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и
др.).
Что такое речь, предложение, текст.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика,
темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера
произведения.
Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в
словарях.
Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и
речевых вопросов.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и
составлять план.
20 Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.
Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и
дополнения текста, а также от другого лица.
Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и
создаваемого текста.
Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания
предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.
Создавать тексты освоенных жанров.
Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от
другого лица.
Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чеголибо и т.д.).
Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности,
богатства, выразительности письменной речи.
Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.
Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).
Контрольная часть
Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме
смотра творческих работ (приложения №№ 5,6,7,8), олимпиадных заданий (2, 3, 4 классы),
конкурсов («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ»), заполнение таблиц
«Речевых компетенций» и карт речевой активности.
Целей этих работ несколько:
стимулировать личностное развитие каждого ребенка;
создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших
школьников;
формировать ключевые компетентности младших школьников.
Для этого предлагаются интересные компетентностно ориентированные задания.
Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной
стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения
учебного материала.
Контрольно – измерительные материалы:
1 класс: Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.
Методика проводится в конце учебного года в форме индивидуального занятия –
собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.
2 – 4 класс: Олимпиадные задания.
Олимпиады проводятся в конце учебного года. Продолжительность45 минут.
Диагностические методики:
1 2 класс: Таблицы «Речевые компетенции».
Учитель заполняет таблицу, в которой фиксируется сформированные компетенции за
определенный период изучения тем спецкурса. Такие таблицы заполняются на группу
обучающихся по результатам 1 и 2 полугодия каждого класса начальной школы. Таким
образом, можно проследить уровень развития, как каждого учащегося, так и коллектива в
целом.
Таблицы «Речевые компетенции»
№
п/п
Ф.И.
ученика
Развитие речи
Формируемые компетенции
Понимание прочитанного
Пересказ
21 й
и
к
т
а
р
К
з
а
к
с
е
р
е
п
й
ы
н
ч
о
р
о
б
ы
В
з
а
к
с
е
р
е
п
з
а
к
с
е
р
е
п
й
и
к
с
е
ч
р
о
в
Т
т
и
р
о
в
о
Г
о
н
ь
л
е
т
и
з
а
р
ы
в
в
т
е
у
в
т
с
а
ч
У
и
и
с
с
у
к
с
и
д
о
н
б
о
р
д
о
п
т
е
е
м
У
ь
т
а
в
ы
з
а
к
с
е
р
е
п
ь
т
я
л
в
а
т
с
о
с
т
е
е
м
У
ы
з
а
к
с
с
а
р
е
и
к
с
е
ч
р
о
в
Т
т
и
р
о
в
о
Г
и
м
ы
н
н
е
ч
н
о
к
а
З
и
м
я
и
н
е
ж
о
л
д
е
р
п
+
т
и
р
о
в
о
Г
о
н
ь
л
и
в
а
р
п
,
о
н
с
Я
…..
…..
+
1
2
3
и
т.д
.
ь
щ
о
м
о
п
ь
щ
о
м
о
п
а
н
а
н
ы
р
о
п
о
й
о
р
о
п
о
з
С
е
я Б
я
л
л
е
т
е
т
и
и
ч
ч
у
у
й
ы
н
н
е
в
т
с
б
о
с
т
е
я
л
в
а
т
с
о
С
з
а
к
с
с
а
р
Обозначения: + хорошо развит, + недостаточно развит, не развит.
1 2 класс: Работа с картами речевой активности
Важно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Одни дети
разговорчивы, общительны. Другие предпочитают слушать и молчать. Речевая активность
этих детей различна и на занятиях. Одни ребята постоянно тянут руки, выражая свое желание
отвечать, даже когда не знают или не очень хорошо знают изученный материал. Другие
поднимают руки изредка, когда учитель ставит действительно интересный вопрос. Иногда
можно использовать для фиксирования речевой активности детей, следующие карты, которые
заполняются педагогом по результатам изучения определенной темы (либо занятия).
Приведенная ниже заполненная карта, позволяющая конкретно и в целом представить
речевую активность класса,— одна из возможных форм фиксации наблюдений.
Римскими цифрами обозначены ряды парт, арабскими ученики;
х краткий ответ, * развернутый ответ.
Карта речевой активности учащихся
I
II
III
1
٭٭٭
3
Х
5
٭٭٭
7
Х
9
٭٭
2
ХХХ
4
٭
6
ХХ
8
ХХХ
10
٭٭٭
2
٭٭
4
6
٭٭
8
٭٭
10
ХХ
1
Х
3
ХХ
5
٭٭٭٭
7
٭٭٭
9
Х
22
1
Х
3
5
Х
7
٭٭
9
2
ХХ
4
٭٭٭
6
ХХ
8
10
ХХХ 2 класс: Методы оценки уровня развития речи младших школьников (Методика
«Выяснение пассивного словарного запаса», Методика «Определение активного словарного
запаса»).
Ожидаемые результаты
а) конкретные ожидаемые результаты:
повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее
параметров;
психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
оформление методических рекомендаций по теме программы.
б) результаты детской продуктивной деятельности:
словотворчество учащихся;
издание сборников литературного творчества учащихся (уровень школы, уровень
города).
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении
наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию речи
учащихся.
Предполагаемое использование результатов реализации программы
1. Распространение опыта работы по реализации программы на методических
объединениях педагогических работников.
2. Включение программы «Секреты речи» в Программу развития общеобразовательного
учреждения.
Программа «Секреты речи» формирует основы художественных и речевых знаний,
вдохновляет на собственное творчество, способствует развитию мышления, образной,
эмоциональной речи, помогает осмыслению значения языка как орудия общения и понимания
окружающего мира.
23 Литература
Учебник для ученика:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд.
3 – е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 1971.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус.
яз., 1986.
3. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для
учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий. Л.: Просвещение,
1984.
4. Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. –
М.: Просвещение, 1981.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под.
Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004
.
6. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО «Столетие», 1994.
7. Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. , Ладыженская Т.М. . Марысева О.В. Детская
риторика в рассказах и рисунках: Учебниктетрадь для 4го класса. – М.:
Издательский дом «Синфо», Издательство «Баласс», 1997.
8. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.:
Просвещение, 1980.
10. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е дополненное.
Ленинград: Просвещение, 1969.
«Методичка» для учителя:
1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2005.
2. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1981.
3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 24 классы. / Н.Г. Белицкая,
А.О. Орг. – 3е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
4. Введенская Л.А. и Саакьян Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных
классов. М.: Просвещение, 1971.
5. Введенская Л.А. пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:,
1963.
6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
7. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
8. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.:
Дрофа, 1995.
24 9. Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для
учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
10. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 1980.
11. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.
12. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3 класс,
4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004 .
13. Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».
14. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет.
сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
15. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
16. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1975.
17. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся
14 классы. – М.: ВАКО, 2007.
18. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /
Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
19. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.,
1990.
20. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.:
Просвещение, 1990.
21. Русский язык в 4 классе. ( Метод. указания к учебнику.) М.: Просвещение, 1970.
22. Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам
культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный
педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
23. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2007.
24. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.
25. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие
для учителей. – М.: Просвещение, 1971.
26. Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые
выражения: Лингвострановедческий словарь / Инт рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под.
ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: рус. яз., 1979.
27. Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторысоставители Г.М. Грехнева, К.Е.
Корепова. – 2е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный
центр, 1994.
28. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 24
классы / Т.В. Ходова. – М.: Айриспресс, 2007.
29. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для
учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. Под. ред. чл. – кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.:
Просвещение, 1971.
Использованная при составлении данной программы:
1.
2.
Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. //
Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика
обучения. – М., 1991.
3. Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 14 классов
общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2е изд. – Смоленск: Ассоциация
21 век, 2006.
25 4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1975.
5. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся /
Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
6. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к
художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. инт общей педагогики
Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.
7. Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 14 классов
общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2е изд.
Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
26
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты речи» (1-4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.