Летний отдых – время, когда на смену различных «должен» и «надо» приходит желание проявить себя с девизом «хочу», подогреваемое уверенностью в своих силах – «могу». В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, которое он должен провести с максимальной пользой для своего физического и психического состояния.
Программа лагеря олонхо.docx
Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования»
администрации муниципального района «Сунтарский улус (район)»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кюкяйская средняя общеобразовательная школа им.А.К.Акимова»
Утверждаю директор школы:
___________/Алексеев Е.И./
Программа
республиканского креативного лагеря
«Олонхо дойдутун о5отобун»
1 2016
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..12 стр
Концепция программы……………………………………………………35стр
Основное содержание и механизмы ее реализации……………………..6стр
Кадровое обеспечение…………………………………………………..14 стр
Сведения об организаторах программы……………………………….1516 стр
Материальнотехническое обеспечение……………………………… 16 стр
Календарный план……………………………………………………….1718 стр
Ожидаемые результаты………………………………………………….18
2 Пояснительная записка
Летний отдых – время, когда на смену различных «должен» и «надо» приходит желание
проявить себя с девизом «хочу», подогреваемое уверенностью в своих силах – «могу». В
настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей
образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных
педагогических системах, в том числе в летних лагерях. Летние каникулы составляют
значительную часть годового объема свободного времени школьников, которое он должен
провести с максимальной пользой для своего физического и психического состояния.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности,
восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти
функции и выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев
до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана:
_заинтересованностью педагогов, детей, родителей в сохранении культурных традиций
якутского народа и приобщения к ним детей;
_повышением интереса педагогов, родителей и детей к изучению эпоса олонхо;
_повышением интереса родителей и детей на организованный отдых школьников в
условиях села;
_заинтересованностью родителей и педагогов в развитии в детях, творческих
способностей, заложенных на генетическом уровне;
_заинтересованность родителей в развитии экологической культуры детей,
ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде;
_модернизацией старых форм работы и введением новых;
_необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в
реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает
в себя этнокультурное направление, историкокраеведческое направление, а также
3 разноплановую деятельность,
отдыха,
художественно эстетического образования и воспитания детей в условиях креативного
объединяет направления оздоровления,
лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализуется в
течение 21 дней.
С 2005 года в нашей школе введен изучение эпоса олонхо как предмет. Летом этого же
года в с. Кюкяй Сунтарского улуса на базе средней школы открылся первый
республиканский креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун».
Основной состав лагеря – основной состав воспитанников лагеря учащиеся
общеобразовательных школ села, школ улуса, республики.
При комплектовании предпочтение отдается детям, желающим изучать якутский эпос
олонхо, историю края, культуру своего народа, его обряды и обычаи. Деятельность
воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах (5
отрядов) общей численностью 25 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых
документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.98 г. № 124Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197Ф3;
4 Концепция программы
Одним из приоритетных направлений в реализации культурной политики РС(Я)
является сохранение традиционной культуры. Олонхо, как важнейшая составляющая
нематериального культурного наследия Саха, в век современных агрессивных
информационных технологий, стремительно теряет и утрачивает не только свои прежние
социальнокультурные функции, но и свои (особенно детскую и молодежную) аудиторию.
Летом 2005 года в с. Кюкяй Сунтарского улуса на базе средней школы открылся первый
республиканский креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун». Организация этого
лагеря для детей – молодых исполнителей олонхо позволил не только обеспечить
полноценный летний отдых, но и создал первые условия для эстетического,
патриотического воспитания детей на лучших образцах родной культуры, также у
воспитанников лагеря повысился уровень исполнения олонхо, доказательством которого
стали результаты конкурса XI фестиваля юных исполнителей олонхо «Олонхо дойдутун
о5отобун».
В рамках летнего лагеря в с. Кюкяй Сунтарского улуса планируется проведение
различных, оздоровительных, творческих, познавательных и культурных мероприятий,
направленных на творческое развитие детей. В лагере планируется организация мастер
классов, фольклорных кружков, ведущих педагогов и исследователей республики,
познавательных экскурсий по памятным местам села и улуса, проведение этнографических
концертов и различных творческих конкурсов. Создание летнего лагеря юных
исполнителей эпоса призвано способствовать творческому росту детей,
совершенствованию сказительского мастерства,
выявлению новых талантливых
исполнителей и исследователей Олонхо, а также воспитание у детей и подростков чувства
гордости и ответственности за сохранность и развитие родного языка и культуры.
5 Ежегодно учащиеся нашей школы, воспитанники лагеря становятся победителями и
призерами республиканского конкурса «Мин олонхо дойдутун о5отобун».
№
1
Ф.И. учащихся
Григорьева Айлаана
2
3
4
5
6
7
8
9
Групповой
Групповой
Львова Таня
Ангаскеева Гуля
Львова Таня
Групповой
Групповой
Сидорова Дайаана
10
Федорова Дайаана
год
2005
2005
2006
2006
2007
2007
2008
2009
2010
2011
выступление
«Дьырыбына
Дьырылыатта»
«Хатан Эрбийэ»
«Ке5ен кус уола
Кун Ньургун»
«Уол Дуолан»
«Элэс Боотур»
«Уол Дуолан»
«Будуруйэри
билбэтэх борон
тура5ас аттаах
Батыйа
Бэрт
Бухатыыр
«Хатан Эрбийэ»
«Куруубай
Хааннаах Кулун
Куллустуур»
«Куруубай
Хааннаах Кулун
Куллустуур»
результат
1 место
1место
2 место
ГранПри
1 место
3 место
3 место
3 место
Номинация
«Кэрэ куолас»
Номинация
«Кэскиллээх
олонхоЬут»
Всё это говорит о том, что в детях пробуждается интерес не только к языку своих
предков, но и происходит возвращение к культурному наследию якутского народа.
Педагогический состав лагеря будет планировать свою работу так, чтобы использовать
недолгий период пребывания ребёнка в креативном лагере и для расширения его знаний о
физическом здоровье. Это и расширение знаний детей по охране здоровья, выработка и
укрепление гигиенических навыков воспитанников, формирование общей культуры и
навыков здорового образа жизни.
Летние лагеря помимо функции оздоровления детей несут и функцию
дополнительного образования. Это работа в лагере различных творческих мастерских.
Творчество, сопровождает человека всю жизнь, является мощным средством
совершенствования духовного здоровья личности, даёт ощущение свободы, необходимое
для поиска гармонии в себе в окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с
другими людьми. В художественно – творческой деятельности происходит слияние
четырёх основных направлений воспитательного воздействия:
познавательное,
созидательное, ценностноориентационное и коммуникативное. Все эти направления
представлены в программе в виде определённых форм работы с разновозрастным
коллективом детей.
6 Основная задача креативного лагеря – помочь детям погрузиться в якутский эпос
олонхо. При этом немаловажно любить свой край, природу, знать традиции своего народа.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив языкового этнокультурного
лагеря ставит перед собой следующую цель и задачи:
Цель: создание оптимальных условий для сохранения и возрождения эпосаолонхо.
Задачи:
Поддержка развития родного языка и письменности, для выявления талантливых
исполнителей и исследователей героического эпосаолонхо;
Сохранение и обеспечение преемственности эпических традиций народов Якутии,
пропаганды и развития сказительского искусства;
Выявление юных дарований в области народного и научного творчества, приобщение
детей и юношества к духовному наследию традиционной культуры;
Сформировать базовый уровень знаний об истории своего края;
Способствование укреплению навыков здорового образа жизни;
Развить различные формы языкового общения в разновозрастных группах;
Учить детей анализировать собственное поведение в природе, и формировать чувство
ответственности за состояние окружающей среды.
7 Основное содержание программы и механизмы её реализации
8 №
п/п
1
Название блока
Цель
Основные задачи
Край родной
навек любимый.
Нравственное
воспитание
школьников на
традициях
якутской
культуры.
1. Создание у
воспитанников более
полного представления
о культуре якутского
народа, через познание
истории своего края,
культурных традиций,
уклада жизни,
природы.
2. Формирование
умений и навыков
поиска информации,
выполнения
творческих работ.
4. Развитие творческих
способностей у
учащихся
Основные
мероприятия
Занятия в
творческих
мастерских.
Экскурсия в
историко
краеведческие музеи
Сунтарского улуса
целью:
знакомство с
экспозицией музея;
просмотр фильмов;
мастерклассы;
В школьной
библиотеке
викторина,
посвященная
творчеству якутских
олонхосутов,
писателей, встреча с
интересными
людьми.
Дни погружений:
якутский
фольклор;
якутская кухня;
якутская сказка;
осуохай.
Встречи со
старожилами,
беседы.
Проведение
викторин, игр,
конкурсов,
связанных с
историей,
традициями,
обычаями народа
саха:
«Поле чудес»,
«Бабушкин
сундучок».
9 2
Беречь природу –
беречь Родину
Развитие в
личности
ценностей нового
экогуманитарного
мировоззрения,
адекватно
отражающего
место человека в
целостной системе
жизни.
1. Формирование у
воспитанников
бережного отношения
к природе своего края.
2. Воспитание любви к
своей малой родине и
формирование чувства
ответственности за её
будущее.
3. Развитие творческих
способностей у
учащихся.
3
Здоровым быть
модно
и
Сохранение
укрепление
здоровья
воспитанников
1. Формирование
здорового образа
жизни.
2. Воспитание
правильного
отношения к своему
здоровью и здоровью
окружающих.
4
Способствование
творческому
росту детей
Формирование у
детей
и
подростков
чувства гордости
и ответственности
за сохранность и
развитие родного
языка и культуры.
1.Совершенствование
сказительского
мастерства,
2.Выявление новых
талантливых
исполнителей и
исследователей
Олонхо,
Мастер классы по
приготовлению
изделий якутской
кухни, изготовлению
оберегов и т.д.
Этические беседы по
экологии: «Природа
края просит
защиты», «Красота
озерной глади»,
«Кто живет в
якутской тайге?»,
«Зелёная аптека»,
«О чём поют
птицы?», «Растения
нашего края».
Создание
творческих работ.
Поход на остров
«Арыы». Операция
«Чистые просторы».
Проведение
утренней зарядки.
Подвижные игры на
свежем воздухе.
Соревнования.
Турпоход.
Экскурсии
природу.
Проведение
фитотерапии.
на
Проведение
индивидуальных
занятий;
Проведение мастер
классов;
Исследование
творческих
биографий ведущих
олонхосутов;
Проведение
творческого
концерта.
Осуохай.
10 В реализации программы использовались:
– практическая деятельность (спорт, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);
– эстетическая деятельность (пение, хореография, музыка, рисование, аппликация);
– досуговая деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на
природу и др.
– умственная деятельность (интеллектуальные мероприятия, викторины, конкурсы,
фестивали и т. д.);
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
–
–
подбор педагогических кадров,
комплектование отрядов;
– разработку документации;
– оснащение игровых комнат, комнаты отдыха;
– оформление лагеря.
II. Организационный этап включает:
– знакомство с детьми;
– знакомство детей и родителей с распорядком жизни лагеря;
– выбор органов самоуправления;
– игрытренинги на сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, вожатые, общественные организации – организаторы
программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
11 – делают открытия в себе, в окружающем мире;
– изучают олонхо;
– знакомятся с историей якутского народа, его культурным наследием;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные
ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют творческие отчеты по
итогам полученных знаний, работы в творческих мастерских, по итогам экскурсий и т.д..
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов работы.
Психологосоциальнопедагогический анализ результатов.
Выводы, рекомендации на будущее.
12 Успех реализации программы в значительной степени зависит от знаний, умений и
подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения со
знанием якутского фольклора, эпоса: преподаватель национальной культуры, олонхо,
заместитель директора по ВР и преподаватель начальных классов, другие специалисты.
Программа реализуется в течение круглосуточной смены.
Срок пребывания
Сведения об организаторах программы
В разработке программы приняли участие педагогический коллектив лагеря, члены
родительской общественности, специалисты:
1.Образовательное учреждение – МБОУ «Кюкяйская СОШ имени А.К.Акимова»,
улица Самсонова,50, тел.84113524717, электронная почта kykey.school71mail.ru
2.Детский эстетический центр им. В.В.Илларионова
3.Школьная библиотека
Территория, помещения
При работе летнего лагеря используется территория Кюкяйской средней школы,
спортивная
площадка, а также:
КЭЦ1
Спальные помещения5
Кабинет воспитателя1
Столовая 1
Раздевалка1
Туалетные помещения раздельные1
13 Материально – техническое обеспечение
Телевизор;
Видеокамера;
DVD;
Микрофон;
Музыкальный центр;
Персональный компьютер;
Ноутбук;
Проектор;
Лазерный принтер;
Цветной принтер;
Мячи резиновые и волейбольные;
Шахматы и шашки;
Бадминтоны;
Игры настольные;
Брошюровщик.
Место проведения мероприятий
Детский эстетический центр;
Актовый зал школы;
Спортивный зал;
Спортивная площадка на территории школы;
Школьная библиотека.
Историкокраеведческий музей.
Креативный лагерь «Олонхо дойдутун о5отобун»
В течение лагерной смены по штатному расписанию лагеря работает 7
человек:
Начальник лагеря – Прокопьва С.Л.
Воспитатель Кычкина Н.Н.
Педагог Николаева М.В.
Помощники воспитателя Федорова О.А.
Сидорова Т.С.
Медработник – Прокопьева Л.С.
Повар – Федорова З.Н.
14 Календарное планирование
1 день
Открытие лагеря.
Знакомство с распорядком дня.
Деление на отряды.
Выбор творческих мастерских по интересам.
Игры на знакомство. Якутские народные игры с элементами спорта – ключевое дело
2 день
День якутской кухни
Зарядка с музыкальным сопровождением
Работа в творческих мастерских
Завтрак, обед, ужин в традициях якутской кухни
Мастеркласс по выпечке якутской оладьи, приготовления кумыса
3 день
День Олонхо
Зарядка
Работа творческих мастерских
Поле чудес «Мир олонхо»
Сюжетноролевые игры на тему олонхо
4 день
«Город мастеров»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Экскурсия в музей (Знакомство с выставками, наблюдение за работой по ткачеству,
лоскутной технике, плетению из бересты)
Мастеркласс по изготовлению оберегов
5 день
15 День Природы
10.00 Отъезд в остров «Арыы»
Операция «Чистые просторы»
13.00 Обед
Фотосъемка
Спортивные игры
17.00 Ужин
17.30 приезд
6 день
«В гостях!»
10.00 Зарядка
10.30 Обзорная экскурсия в Эльгяйский музей
14.00 Обед
15.00 Отъезд в с. Кюкяй
7 день
День творчества земляковолонхосутов
Зарядка
Работа творческих мастерских
Посещение библиотеки
Викторина по творчеству земляковолонхосутов
Встреча с интересными людьми (В.В.Илларионов)
Знакомство с выставкой поделок местных мастеровприкладников
8 день
В гостях у якутской сказки
Зарядка
Работа творческих мастерских
Фестиваль сказок (инсценировка каждым отрядом сказки)
9 день
«День письменности»
Зарядка
16 Работа творческих мастерских
Просмотр фильма А.Е.Кулаковском
Спортивные соревнования
10 день
«День осуохай»
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Мастеркласс по обучению осуохай
11 день
« День ысыаха»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Выезд в улусный ысыах
12 день
День родного села
Зарядка
Работа творческих мастерских
Экскурсия по селу, встреча со старожилами, беседы
Историкокраеведческая игра
Дискотека
13 день
« День скорби»
Зарядка
Работа творческих мастерских
Экскурсия в сельский музей «Часы памяти о ВОВ»
Преподнесение венка памяти к памятнику героев ВОВ
Просмотр фильма «Ильмень куел анныгар»
17 14 день
«В краю озер» день природы Кюкяй
Зарядка
Поездка на озеро «Эбэ»
Организация стационарного палаточного лагеря
Работа творческих мастерских на природе
Спортивноразвивающая игра «Хозяева леса»
15 день
День путешествий по родному краю
Зарядка
Работа творческих мастерских
Обзорная экскурсия по деревне, подъём на холмы;
Обед на берегу озера;
Мастер класс по резьбе из дерева;
Концерт для жителей села
16 день
День Олонхо
Зарядка
Работа творческих мастерских
Конкурс по инсценированию олонхо по отрядам;
Веселые старты «Кеечеен кере» для маленьких
17 день
День Туйаарымы Куо
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Конкурс для девочек «Туйаарыма Куо»;
Выставка мастериц лагеря;
Мастер класс по приготовлению якутских блюд
18 день
День Ньургун Боотур
18 Зарядка
Работа творческих мастерских;
Конкурс для мальчиков «Боотурдар курэстэрэ»;
Выставка мастеров лагеря;
Ебугэ оонньуулара
19 день
День Здоровья
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Мастеркласс по приготовлению лекарственных растений;
Фитобар, массаж
Встреча с медработником
20 день
День наслежного ысыаха
Зарядка
Работа творческих мастерских;
Участие в наслежном ысыахе
21 день
Закрытие лагеря
Зарядка
Творческий отчет занятий;
1.Отчетные выступления отрядов (презентации, рефераты и др. формы творческих
отчетов)
2. Награждение участников лагеря в различных номинациях (дипломы, подарки)
3. Отчетный концерт для жителей села Кюкяй и гостей.
Праздничный ужин в лучших традициях якутской кухни.
Ожидаемые результаты
Реализация данной программы должна дать следующие результаты:
19 формирование устойчивого интереса и чувства уважения у подрастающего поколения к
истории, языку, и культуре родного края,
включение эстетических, нравственных ценностей эпоса в духовный мир современного
ребенка,
обеспечение преемственности в передаче эпических традиций в современных условиях,
апробация современных педагогических технологий в области обучения детей эпосу,
выявление талантливых детей среди исполнителей и исследователей эпоса,
подготовка кадров для дальнейшего научного изучения различных аспектов олонхо.
укрепление физического и психического здоровья ребенка.
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве лагеря.
развитие творческой активности каждого ребенка.
укрепление связей между разновозрастными группами детей.
20
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Программа лагеря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.