Программа лагеря с дневным пребыванием детей
Оценка 5

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Оценка 5
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
29.01.2018
Программа лагеря с дневным пребыванием детей
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития. Программа лагеря поможет выстроить работу педагогического коллектива в рамках одной образовательной организации. Программа содержит формы организации и проведения мероприятий, направления и виды деятельности. Приложения содержат план - сетку, программы дополнительного образования, оценку эффективности деятельности детей в лагере с дневным пребыванием и др.
Программа школьного лагеря дневного пребывания.docx
Программа лагеря с дневным пребыванием детей Информационная карта программы 1 Основания для разработки программы ­ Конвенция ООН о правах ребенка; ­ Конституция РФ; ­ Закон «Об образовании» РФ; ­   ФЗ   №   124­   ФЗ   «Об   основных   гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; ­ Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52­ФЗ   «О   санитарно­эпидемиологическом благополучии населения»; ­   Областная   целевая   программа   «Дети Южного   Урала   на   2011­2015   годы», утверждена   постановлением   Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года; ­   Областная   целевая   программа «Патриотическое   воспитание   молодых граждан   Челябинской   области   на   2012   – 2015   годы»,   утверждена   постановлением Правительства   Челябинской   области   от 16.11.2011 г. № 398­П.; ­   Письмо   МО   РФ   от   07.12.98   N   654/19­15 «Об   организации   учебно   –   тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащимися   образовательных   учреждений России»; ­   Ведомственная   целевая   программа «Организация   и   обеспечение   отдыха, оздоровления   и   занятости   детей Челябинской области на 2012 – 2014 годы» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.12.2012 г. № 13­ 2128); ­Районная муниципальная программа   «Организация и обеспечение летнего отдыха и   оздоровления   учащихся   муниципальных 1 Распоряжение образовательных организаций Еманжелинского   муниципального   района Челябинской   области   на   2014­2016   годы» (постановление администрации Еманжелинского муниципального района № 171 от 28.02.2014г.) ­   Администрации Еманжелинского   муниципального   района Челябинской области № 287­р от 15.04.2014 года «Об открытии оздоровительных лагерей с   дневным   пребыванием   детей   при образовательных  учреждениях Еманжелинского   муниципального   в   летний период 2014 года» ­ Приказ директора МБОУ СОШ №5 №27 от 21.04.2014   года   «Об   открытии   лагеря дневного пребывания при МБОУ СОШ №5» 2 Полное   название программы 3 Разработчик программы 4 Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу ­ Положение о лагере дневного пребывания Программа   детского   оздоровительного лагеря дневного пребывания «Школа добрых волшебников» при МБОУ СОШ №5 Еманжелинского   муниципального   района Челябинской области. Начальник детского оздоровительного лагеря с   дневным   пребыванием   «Школа   добрых волшебников»   Светлана Георгиевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение   Мусатова бюджетное   средняя   общеобразовательная   школа№5 Еманжелинского   муниципального   района Челябинской области 2 5 Адрес 6 Электронный адрес 7 Идея программы 8 Цель программы 9 Основные программы   задачи   Челябинская   область, 456680, Еманжелинск, улица Школенко, дом 34. Контактный телефон: 8 – (35138) – 92040. krasnoznamennaja@mail.ru   город Нравственное   воспитание   подростков   через создание условий для комплексного развития и   практического   участия   в   деле   охраны природы   Еманжелинского   муниципального района, осмысление своего вклада в решение экологических задач. ведения   Создание оптимальных   условий для отдыха, оздоровления   и   эколого­ просветительской   деятельности   учащимися школы в летний период. ­   Повышение   оздоровительного   эффекта   от пребывания детей в школьном лагере; ­ повышение качества обеспечения отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной   ситуации   (детей­сирот,   детей, оставшихся без попечения родителей, детей­   детей   из   малообеспеченных инвалидов, семей),   состоящих   на профилактическом   учете   в   органах внутренних дел; ­   создание   условий   для   активного   участия детей   в   деятельности   экологического характера; ­ творческую   индивидуальных личностных качеств детей,    включение   несовершеннолетних   в развитие   подростков, деятельность,   ­   формирование   у   школьников   навыков общения и толерантности; 3 ­ развитие информационной культуры; ­ развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений   дополнительного   образования, культуры и др.;   научного   и   совершенствование ­ информационно­методического сопровождения отдыха и оздоровления детей; ­   совершенствование   уровня   кадрового обеспечения   сотрудников   ДОЛ   ДП   при школе; ­   обновление   содержания   форм   работы   по организации работы в лагере ДП детей;  ­ технического оснащения ДОЛ ДП. совершенствование материально­     10 Направления деятельности 1. 2. 3. Естественнонаучная направленность:  эколого – валеологическая деятельность;  эколого­просветительская деятельность. Социальная направленность. Художественная направленность. 11 Сроки     реализации Июнь 2014 года 12 программы Ожидаемые результаты реализации Программы ­   Создание   благоприятных   условий   для оздоровления   детей,   в   том   числе   через сотрудничество учреждениями дополнительного   образования,   культуры, ГИБДД, МЧС; с     ­   расширение   и   систематизация   методов, приёмов и форм работы по экологическому воспитанию подростков; ­   приобретение   учащимся   практических экологических   и   природоохранительных навыков; ­ развитие коммуникативных способностей и 4 толерантности; ­   развитие   творческих   способностей, инициативы   и   активности   ребёнка   путем вовлечения   их   в   социально­значимую деятельность, экологическую в том числе; ­ приобретение жизненного опыта. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; ­   повышение   общей   культуры   учащихся, привитие социально­нравственных норм;   совершенствование ­   материально­ технической   базы   организации   летнего отдыха и оздоровления детей. 5 Пояснительная записка В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных   целей   образования,   ориентированных   на   личность   и   её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.  Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.   Досуг,   игры,   КТД   побуждают   ребенка   к   приобретению   новых знаний,   к   серьёзным   размышлениям,   имеют   познавательный   характер. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности   в   коллективе,   коммуникативных   навыков,   приобщения   к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитания чувства коллективизма, потребности охраны природных богатств. Воспитание   экологической   культуры   –   долгий,   непрерывный   путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.   Смена   учебной   деятельности, Самой   удачной   формой   реализации   экологического   воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход   от   учебной   деятельности   к   начальному   этапу   детской исследовательской   работы.   на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения,   что   делает   его   более   увлекательным,   мобильным   и   повышает образовательный   потенциал.   Работа   экологического   лагеря   при   школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Пришкольный   лагерь   экологического   направления   «Школа   добрых волшебников» как раз и помогает неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Настоящая  программа  определяет  организационно  –  методическую деятельность   школьного   лагеря   дневного   пребывания   детей   при   МБОУ 6 СОШ №5 Еманжелинского муниципального района в вопросе обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей, посещающих лагерь. Актуальность  программы   обусловлена   тем,   что   экологическое образование   подрастающего   поколения   –   не   просто   одна   из   важнейших задач   современного   общества,   это   условие   его   дальнейшего   выживания. Знания   проблемы,   способов   изменения   экологической   ситуации   должны стать основой деятельности современного человека. Новизна  программы   заключается   в   том,   что   проектно­ исследовательская   деятельность   сочетается   с   социально   значимой природоохранной   работой,   включает   в   себя   методы   практико­ ориентированного   (деятельного)   подхода,   т.е.   использует   наиболее эффективные педагогические средства, технологии. Авторство. Программа «Школа добрых волшебников» предусматривает нестандартную организацию   смены,   имеет   игровой   сюжет.   Детям   предлагается   роль добрых   волшебников,   где   каждое   волшебство   –   конкретное   дело, улучшающее   окружающий   мир,   приносящее   радость   людям,   животным, растениям, самим себе. Реализация программы предполагает работу в нескольких направлениях:  «Природа в нашем доме»; «Экология души»; «Экология начинается с улыбки»; «Папа, мама, я – дружная семья» Разработка   данной   программы   организации   летнего   каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: повышением   спроса   родителей   и   детей   на   организованный   отдых школьников в условиях города; необходимостью   вовлекать   детей   в   активную   эколого­просветительскую деятельность,   которая   подкрепляется   практическим   вкладом   в   дело охраны природы; 7 1 2 3 4 1 2 3 4 5 обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет; модернизацией старых форм работы и введением новых; необходимостью   использования   богатого   творческого   потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы. 8 Краткая характеристика участников программы Основной состав лагеря ­ это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6 ­ 14 лет (основная масса ­ 7­11 лет). Среди отдыхающих есть учащиеся   общеобразовательных   и   специально   коррекционных   классов, работающих в рамках данного образовательного учреждения. Деятельность   воспитанников   во   время   лагерной   смены осуществляется   в   разновозрастных   отрядах   по   20   человек,   что способствует   успешной   социализации   детей   разных   социальных   групп   и умственных способностей. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е.   включает   в   себя   разноплановую   деятельность,   объединяет   различные направления   оздоровления,   отдыха   и   воспитания   детей   в   условиях оздоровительного лагеря. Но приоритетной является естественнонаучная направленность.  По   функциональному   предназначению   программа   ­     досуговая   с элементами учебно – познавательной, общекультурной деятельности.  Программа   лагеря   предусматривает   разные   формы   организации   групповую,   общелагерную, деятельности: индивидуально – ориентированную.    командную,   отрядную, По   времени   реализации   программа   является   краткосрочной,   т.   е. реализуется в течение лагерной смены ­ за 18 дней. Каждый день в лагере является тематическим. 9 Цели и задачи программы Цель:  создание   условий   для   полноценного   летнего   отдыха   детей   и одновременного   экологического   воспитания,   и   формирования   у   детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой,   совершенствование   умений   проведения   исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и   эмоционального   здоровья   детей,   воспитание   экологической   культуры, развития творческих способностей детей. Задачи: повышение оздоровительного эффекта от пребывания детей в школьном лагере; повышение   качества   обеспечения   отдыха   и   оздоровления   детей, находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации   (детей­сирот,   детей, оставшихся   без   попечения   родителей,   детей­инвалидов,   детей   из малообеспеченных   семей),  подростков,  состоящих   на   профилактическом учете в органах внутренних дел; создание   условий   для   активного   участия   детей   в   деятельности экологического характера; включение   несовершеннолетних   в   творческую   деятельность,   развитие индивидуальных личностных качеств детей,  формирование у школьников навыков общения и толерантности; развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.; совершенствование сопровождения отдыха и оздоровления детей;   научного   и   информационно­методического совершенствование уровня кадрового обеспечения сотрудников ДОЛ ДП при школе; обновление содержания форм работы по организации работы в лагере ДП детей; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 совершенствование материально­технического оснащения ДОЛ ДП. 10 Таким   образом,   на   первый   план   выходит   развитие   основных базовых   свойств   личности,   способных   обеспечить   адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и   оказывающих   непосредственное   влияние   на   формирование мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: инициативность, ответственность,   трудолюбие, общительность.   любознательность,   настойчивость, Специфика   воспитательной   работы   в   лагере  позволяет организовать   процесс   общения   и   практическую   деятельность   таким образом,   чтобы   у   каждого   была   возможность   прикоснуться   к   истокам культуры,   искусства,   духовности   России,   получать   удовольствие   от общения с природой, научиться ценить и понимать    прекрасное, делать открытия в мире творчества. Особое место в программе уделяется национально­региональному компоненту:   традиционным   промыслам   уральского   края,   знанию местных   природных   условий,   региональному   укладу   жизни, фольклорному наследию и творчеству современников. Это способствует творческому   осмыслению   действительности,   возрождению   и   многих забытых   национальных   праздников,   и   традиционных   народных промыслов,   которые   вызывают   большой   интерес   у   детей,  воспитывает неравнодушное   бережное   отношение   к   родной   природе,   уважительное отношение  к чужому труду, а также любовь и гордость за творчество земляков. При реализации программы лагеря выдерживаются следующие принципы организации и содержания деятельности: 1 Принцип   многообразия   видов,   форм   и   содержания   деятельности, рассчитанных   на   доминирующие   способности,   интерес   и   потребности (интеллектуально   –   познавательные,   художественно   –   творческие, организаторско – лидерские).  Выступления   на   концертных   площадках,   разработка   социально   – значимых   проектов   –   всё   это   является   одновременно   и привлекательным   для   участников,   имеет   чётко   выраженный   позволяет   проявить результат,   содержит   эффект   новизны, 11 творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности. 2 Принцип свободы и творчества.  Он предполагает право выбора:   познавательной деятельности, кружкового пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;  форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово – развлекательных мероприятиях;  ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель);  формы   участия   в   оздоравливающих   программах   (зарядка,   игры   на свежем воздухе, спортивные секции, плавание и др.) 3 4 5 1 2 3 Принцип непрерывности образования. Принцип социальной активности через включение подростков в социально –   значимую   деятельность   при   проведении   разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий. Принцип   взаимосвязи   педагогического   управления   и   самоуправления, реализация  которого  предполагает  формирование  временных  творческих групп, Совета дела из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно – оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутри лагерные мероприятия, часы здоровья, коллективные творческие дела, олимпиады.  Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены: безопасность всех проводимых мероприятий; учет особенностей каждой личности; возможность   проявления   способностей   во   всех   областях естественнонаучной,   досуговой   и   творческой   деятельности   всеми участниками лагеря; 12 4 5 6 7 8 1 2 3 достаточное   количество   инвентаря   и   материалов   для   организации   всей деятельности лагеря; распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня; четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря; моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых; ежедневная   рефлексия   с   возможностью   для   каждого   участника   лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне. Педагогические технологии Внедрение   современных   воспитательных   технологий   формируют активную,   самостоятельную   и   инициативную   позицию   в   обучении. Образование   в   естественных   условиях   формирует   интерес   к предметному   обучению   в   дальнейшем,   создаёт   предпосылки   к самораскрытию и творческой самореализации, способствует накоплению полезных и практических знаний для жизни. В   основу   воспитательной   деятельности   педагогического коллектива   лагеря   положены   элементы   системы   личностно   – ориентированного   воспитания,  деятельностного   подхода.   В   программе лагеря   учитывались   также   концепции   современных   образовательных технологий: педагогические   технологии   на   основе   личностной   ориентации педагогического процесса:  педагогика сотрудничества;  гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили. Педагогические   технологии   на   основе   активизации   и   интенсификации деятельности учащихся:  игровые технологии. Педагогические   технологии   на   основе   эффективности   управления   и организации учебного процесса:  групповые технологии; 13 4 5 6 7 1 2 3  компьютерные технологии. Технологии развивающего обучения:  личностно – ориентированное обучение (И.С. Якиманская). Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова). Технология воспитания.   индивидуализированного   (персонифицированного) Технология   воспитания   духовной   культуры   молодого   поколения   (по Н.Б. Крыловой).  В   ходе   практической   реализации   цели   и   задач   программы используются различные группы методов: Организации   деятельности:   словесные,   наглядные   и   практические, проблемно­поисковые ситуации/ инструктажи/ рассказы и т.п.). воспитывающие     (упражнения,   Стимулирования   и   мотивации   (познавательные   игры/   дискуссии, соревнования/ эмоциональное воздействие/ поощрение/ наказание и др.). Контроля   эффективности   педагогического   процесса   (специальная диагностика / тестирование, анкетирование/). 14 Формы организации и проведения мероприятий Проведение   различных   операций   по   экологии,   исследовательских практических работ, акций.  Оформление работ учащихся (альбомы, фото стенды, компьютерные презентации, плакаты и т.д.). Участие в культурных мероприятиях. Организация различных конкурсов, игр, праздников. Экскурсии, походы. Мастер – классы. Организация кружковой деятельности. Ролевые игры. Спортивно­массовые мероприятия и другие. 1 2 3 4 5 6 7 8 Содержание и форма реализации Руководство   смены   осуществляется   начальником   лагеря,   за программное и методическое обеспечение отвечает педагог – организатор. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех  ребят возможностью интеллектуального   развития,   участия   в   практической   работе экологического   содержания,   продуктивно   работать   по   охране   и укреплению здоровья детей. Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. В лагере действует орган самоуправления: Совет Дела. Формы работы с родителями  Встречи с начальником лагеря, воспитателями;  индивидуальные беседы с педагогом – психологом, социальным педагогом;  участие в различных обще лагерных мероприятиях; 15  оказание помощи по укреплению материально – технической базы лагеря;  страхование детей от несчастного случая. Формы работы с детьми  Беседы по правилам культуры поведения;  беседы по правилам общения;  беседы по профилактике негативных ситуаций;  беседы по профилактике дорожно–транспортного травматизма;  беседы по профилактике пожарной безопасности. 16 Этапы реализации программы Содержание  Подготовительный этап    Информирование работников, педагогических родителей,   обучающихся   об открытии   лагеря   с   дневным пребыванием   при образовательном учреждении. Изучение   интересов   детей   и   их родителей,   учет   результатов работы в предыдущем году. детей   Результат   Создание банка  данных детей,  желающих  отдохнуть в лагере  дневного  пребывания.  Отбор методической  литературы. Сроки  Февраль – 1. март  2014 г. 2. 1. Апрель – июнь 2014 г. Организационный этап  Подбор руководящих кадров, воспитателей   для   работы   с прохождение детьми;   медицинского осмотра персонала.   2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей; составление тематического планирования. Подготовка методического   материала   для проведения   воспитательной работы в ЛДП. Подготовка материальной базы. Подготовка помещений для лагеря дневного пребывания детей «Огонёк». Проведение инструктивно­методических совещаний   с   педагогическими работниками. Координация деятельности   с   различными ведомствами,   организациями, учреждениями   дополнительного  Создание нормативно­ правовой базы;  разработка педагогической основы программы и сюжетно­игровой модели смены;  подбор методического материала на основе учета тематики смены;    оформление помещений;  знакомство   ребят, формирование отрядов;  запуск   игровой модели; с и    знакомство законами, традициями правилами жизнедеятельности лагеря;    привлечение   детей   в 17 7. 8. 9. образования. Формирование отрядов. смены. Вводная диагностика. Открытие   лагерной Основной этап  Июнь 2014г.1 Работа   летнего   лагеря   дневного пребывания   при   МБОУ   СОШ №5,   реализация   основной   идеи программы. 2 Выполнение режима дня. 3 Проведение   развлекательных, массовых мероприятий. познавательных, спортивно­   4   Ведение эколого­ просветительской   деятельности учащимися.   5 Создание творческих проектов. 6 Сотрудничество   с   социальными партнерами. 7 Работа   кружков   дополнительного образования («Вырос я в городе этом»,   «Живая   душа   природы» «Народоведение», «Акварелька»,   ручки», классов. «Очумелые  «Ритмика»),   мастер­ 8 Реализация   ребенком   своего потенциала, творческого демонстрация  мастерства.   различные объединения интересам различные КТД;     по и виды    открытие смены.  Реализация программы «Школа добрых волшебников».  Создание творческих проектов экологической направленности.  Организация выставки творческих   работ воспитанников   ­ участников   студий дополнительного образования.  Создание  клумб на территории школьного сада.  Участие   в познавательных, развлекательных, спортивных мероприятиях   и экскурсиях.  Проведение   акций «Чистый город» на территории   вокруг школы   и   у   центра «Тайфун».  Организация и проведение   сбора макулатуры.   Заключительный этап 18 Июнь – август 2014г. Закрытие смены. 1. Итоговый мониторинг. 2. Подведение   итогов   работы летнего   оздоровительного   лагеря дневного   пребывания  при   МБОУ СОШ   №5   Еманжелинского муниципального района   Челябинской области. 3. Подведение   итогов   работы   в отрядах,   награждение   лучших участников смены. 4. 5. Итоговое «Ярмарка талантов». 6. Анализ воспитательной работы   за   период   работы   лагеря ДП при школе. 7. Анализ   работы,   проведенной по оздоровлению детей. 8. Составление документации. 9. Определение   перспективных задач. мероприятие     итоговой   отчёт летней  Творческий     «Итоги оздоровительной кампании   в   МБОУ СОШ №5».  Оформление сборника методических материалов по организации   работы в   школьном   лагере ДП.   19 Направления и виды деятельности: 1 2 Естественнонаучная направленность:  эколого–валеологическая деятельность;  эколого­просветительская деятельность; Художественная направленность Естественнонаучная направленность Организационный этап  Содержание Средства реализации Цель:  помощь   каждому   ребёнку   адаптироваться   в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня, дисциплине, правилам и законам жизни   в   лагере,   информировать   о   ключевых направлениях жизни лагеря – «Школы добрых волшебников». Проект   имеет   игровой   сюжет:   детям предлагается   роль   добрых   волшебников,   где каждое   волшебство   ­   конкретное   дело, улучшающее   окружающий   мир,   приносящее радость   людям,   животным,   растениям,   самим себе. Каждый день в «Школе добрых волшебников» тематический, построен в соответствии с датами экологического календаря. Например,   первый   день   –   День   Солнца.   Он предусматривает ряд мероприятий:   инструктаж по технике безопасности;  организационные   мероприятия   по приему   детей,   распределению   и размещению по отрядам;  тренинг «Знакомство»;  оформление   отрядных   уголков   и уголка лагеря;  подвижные игры;  КТД – «Мы дети солнца». Второй день – Международный день туризма и т.п.   Идея   программы   лагеря   определила   и содержание кружковой деятельности.   Информационные   Информирование родителей о летней кампании,  изучение интересов   детей   и их родителей. Методические –  Создание нормативно­ правовой базы;  проведение инструктивно­ методических совещаний;  разработка педагогической основы   программы и   сюжетно­игровой модели смены;  запуск   игровой модели;  подбор тем,   для   и   материалов обсуждения исследования, организации   игр   в соответствии с идеей программы.   20 В   лагере   организовано   соревнование   между отрядами,   позволяющее   мотивировать   и стимулировать  на  выполнение  конкретных  дел. Каждый   отдыхающий   и   отряд,   в   целом, «зарабатывает» бонусы (единицу поощрения) за активное   участие   в   жизни   лагеря.   Результаты соревнования отражаются в экране соревнования в уголке лагеря. На   организационной   линейке,   проводимой ежедневно, у детей есть возможность не только узнать результаты соревнования, но и планы на предстоящие дни, а, значит, спланировать свою деятельность, выбрать дело по душе, приготовить необходимый   материал   и   инструментарий   для исследования, отдыха, самореализации. Основной этап В   реализации   программы   лагеря   предусмотрена   которая   включает образовательная   часть, теоретические   занятия,   учебные   экскурсии, проведение   конкретной   исследовательской работы.   Теоретическая   часть   программы   лагеря способствует   не   только   систематизации   и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся   обязательный   минимум   знаний, необходимых   для   понимания   основных закономерностей, происходящих в природе и роли в ней человека. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый   из   блоков,   с   одной   стороны,   может рассматриваться   как   отдельная,   совершенно суверенная   часть   программы,   но   в   тоже   время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной. Блоки программы:  1.              Природа в нашем доме. Мероприятия этого блока предлагают задуматься: *Какое место занимает природа в нашем доме? *Комнатные   цветы,   домашние   животные   –   им особое внимание, но не только! *Природа   в   нашем   доме,   точнее   ­   природа   в духовной   жизни   семьи,   общение   семьи   с природой. Методические – Разработка   программ дополнительного образования. Исследовательская   и практическая деятельность подростков. Информационные  Разработка внедрение творческих проектов.   и 21 *Как   часто   семья   выезжает   на   природу?   Ваши любимые маршруты? *Как часто говорим о природе? *Есть   ли   книги   о   животных,   растениях   в домашней библиотечке? *Какое место занимала природа в истории семьи? У   каждого   участника   лагерной   смены   есть возможность   участвовать   в   ряде   конкурсов   по теме «Природа в нашем доме», в акции «Вальс цветов» по разбивке цветников не только в школьном   саду,   но   и   во   дворе   своего   дома,   в операции   «Фантик»   по   уборке   территории спортивного парка бассейна «Тайфун». 2.              Экология души (Деятельность   заключается   в   ряде   творческих конкурсов, где участники проекта демонстрируют свои творческие способности, умения и навыки в различных   жанрах   искусства,   творческом преобразовании мира). 3.              Экология начинается с улыбки Комплекс мероприятий этого блока учит избегать ссор   и   конфликтов,   ценить   дружбу,   уважать традиции семьи и страны. Каждый конкурс учит добру.    Лагерь – дружная семья 4.           Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, улицам города, ролевые игры и семинары, разработку   и   защиту   экологических   проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе.   Особое   внимание   уделяется   выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение   и   умножение   природных   богатств: участие   в   благоустройстве   и   озеленение   школы, работа на пришкольных участках. Самое ценное в работе   лагеря     организация   учебно­ исследовательской   деятельности   школьников   во время   проведения   экологических   экскурсий,   с учётом   возрастных   особенностей.   Организовать исследовательскую   работу   помогает   и   система взаимоотношений учреждениями дополнительного образования.  с ­     22 Эколого – валеологическая деятельность Программа работы лагеря в данном направлении способствует воспитанию любви к малой Родине и ее   богатствам,   выработке   у   подростков экологического мировоззрения в целом. Не смотря на серьёзность тем, все дни проходят в игровой   обстановке,   которая   не   вызывает отторжения   или   переутомления.   А   результат работы,   например,   на   пришкольном   участке вызывает   удовлетворённость   своим   вкладом   в общее дело.   Задачи деятельности: физкультурно­оздоровительной  Вовлечение   детей   в   различные   формы физкультурно­оздоровительной работы;  Выработка   и   укрепление   гигиенических навыков;  Расширение знаний об охране здоровья.  Основные формы организации:  Утренняя гимнастика (зарядка);  Спортивные   игры   на   стадионе   центра «Тайфун» и школы;  Подвижные игры на свежем воздухе;  Работа спортивных секций;  Плавательные   занятия   в   бассейне «Тайфун»;  Эстафеты   ­   спортивная   игра   «Веселые старты»;  Межотрядные соревнования по футболу;  Ежедневный  спортивный  час «Все игры в гости к нам!»  Беседы медицинского работника:  «Первая помощь при укусе насекомым»;  «Берегите глаза»; Средства двигательной направленности; гигиенические факторы; солнечные   и воздушные ванны; витаминотерапия; проветривание   и влажная   уборка помещений; соблюдение   общего дня,     досуга  режима режима питания, ребёнка, двигательной активности; углубленный       медицинский и контроль наблюдения за здоровьем   детей: оперативный контроль стороны воспитателей   и медиков; профилактические и лечебные мероприятия. со   23  «Гигиена тела»;  «Чем опасны клещи»;  «Где ты найдёшь витамины»;  «Солнце,   воздух   и   вода   –   ваши   лучшие друзья»;  «Помоги своему зубу» и другие. Утренняя   зарядка   проводится   ежедневно   в течение   10­15   минут:   в   хорошую   погоду   –   на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.   Основная   задача   этого   режимного момента,   помимо   физического   развития   и закаливания, положительного эмоционального   заряда   и   хорошего   физического тонуса на весь день. создание       обеспечение психологического комфорта   ребенка: при взаимодействии   с   с воспитателем, при друзьями;   участии   в мероприятиях; пропаганда здорового образа жизни; обновление стендов в «Уголке безопасности». Подвижные   игры   включают   все   основные физкультурные   элементы:   ходьбу,   бег,   прыжки. Они   способствуют   созданию   хорошего, эмоционально   окрашенного   настроения   у   детей, развитию   у   них   таких   физических   качеств,   как ловкость, а   коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. выносливость, быстрота,     Художественная направленность Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики   лагеря   и   возрастных   особенностей детей. Творческая   деятельность   –   это   особая   сфера человеческой активности, в которой личность не преследует   никаких   других   целей,   кроме получения удовольствия от проявления духовных и   физических   сил.   Основным   назначением творческой   деятельности   в   лагере   является развитие креативности детей и подростков. Формы   организации   художественно­творческой 24 деятельности:  Изобразительная деятельность;  конкурсные программы;  Творческие конкурсы;  игровые творческие программы;  концерты; праздники;  творческие игры;  выставки (рисунков, поделок и т.д.) Рисование в лагере дает большие возможности в развитии   художественных   способностей   детей. Рисуя,   дети   усваивают   целый   ряд   навыков изобразительной   деятельности,   укрепляют зрительную  память,  учатся замечать  и  различать цвета   и   формы   окружающего   мира.   В   своих рисунках   они   воплощают   собственное   видение мира,   Реализовать   свои возможности дети могут в кружке «Акварелька», «Очумелые ручки».   свои   фантазии. 25 Условия реализации Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:  1. Организационный модуль Формы работы:  планирование;  подготовка к лагерной смене;  оформление лагеря;  подготовка материальной базы;  подготовка помещений и территории лагеря к сдаче приемной комиссии;  осуществление набора детей;  организация питания в оздоровительном лагере. 2. Оздоровительный модуль Формы работы: закаливание;  утренняя зарядка;   встречи с медицинским работником;  влажная уборка, проветривание;  беседы о вредных привычках;  посещение бассейна;  организация питания воспитанников;  спортивные праздники;  экскурсии;  работа спортивных секций;  подвижные игры;  работа инструктора по физической культуре и спорту;  мероприятия по ПДД и противопожарной безопасности. 3. Творческий модуль Формы работы:  коллективно­творческая деятельность;  участие в городских мероприятиях;  участие в общелагерных мероприятиях;  работа творческих мастерских, кружков; 26  конкурсы;  викторины. 4. Образовательный модуль Формы работы:  работа в малых группах по интересам;  выполнение исследовательских проектных работ по предложенным темам экологического содержания; защита творческих индивидуальных или групповых проектов. Экологический модуль  5. Формы работы:  экскурсии в природу;  экологический КВН;  работа библиотекаря лагеря;  викторины, конкурсы;  природоохранные мероприятия. Кадровое обеспечение программы 1.   Комплектование   и   проведение   инструктивного   совещания   по ознакомлению   с   должностными   обязанностями   каждого   работника лагеря. Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В   реализации   программы   участвуют   опытные   педагоги образовательного   учреждения,   педагог­психолог,   медицинский   работник, прошедшие инструктаж по организации работы с детьми в летний период. № 1. Наименование должности Квалификационная Начальник лагеря категория Высшая  Число ставок 1 27 2. 3. 4.  5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Педагог – психолог  Воспитатель Педагог дополнительного образования Педагог ­ организатор Инструктор по физической культуре Высшая  Первая  Высшая  Первая  Высшая  Музыкальный работник  Первая  Медицинский работник Сертификат  Повар  Кухонный рабочий Рабочий КОЗ Итого: ­ ­ ­ 0,5 8 2 1 1 1 1 1 2 1 19,5 Помощь в реализации программы осуществляют вожатые – учащиеся старших классов школы, прошедшие обучение в областной заочной школе вожатского мастерства по курсам:   нормативно­правовые основы работы вожатого – 14 часов;  психолого­педагогические основы работы вожатого – 35 часов;  творческая мастерская – 54 часа. 2. Организация   учёбы   начальника   лагеря,   медицинского   работника   и сотрудников пищеблока в рамках районной оздоровительной кампании. 3. Ознакомление   педагогического   коллектива   с   нормативно­правовыми 4. 5. документами, должностными обязанностями работников лагеря. Разработка программы жизни лагеря, работы кружков, установление режима работы лагеря и кружков.  Проведение педагогических советов:  Выработка основных направлений и задач коллектива.  Утверждение программы работы кружков.  Обсуждение вопроса организации действительного самоуправления и его структуры. 28  Подведение итогов работы лагеря. 6. Проведение ежедневных инструктивно­методических совещаний для решения   текущих   производственных   вопросов   и   коррекции   действий педагогического коллектива. Педагогические условия 1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей. 2. Организация различных видов деятельности. 3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря. 4. Создание ситуации успеха. 5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня. 6. Организация различных видов стимулирования. Психолого–педагогическое сопровождение Для успешной реализации программы необходима работа педагога ­ психолога. Психологическое сопровождение предполагает диагностику на всех этапах смены, корректировку поведения, настроения, межличностных отношений.  Это   процесс   оказания   своевременной   педагогической   и психологической   помощи   нуждающимся   в   ней   детям   и   система корректирующих   воздействий   на   основе   отслеживания   изменений   в процессе развития личности ребенка. Таким образом, психолого­педагогическое сопровождение выполняет следующие функции: 1 воспитательная   –  предполагает   восстановление   положительных качеств, позволяющих ребёнку комфортно чувствовать себя в окружающей среде; компенсаторная   –  заключается   в   формировании   у   ребёнка   стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде   деятельности,   который   он   любит   и   в   котором   может   добиться успехов, реализовать свои возможности, способности; корректирующая   –  связана   с   исправлением   отрицательных   качеств личности,   направлена   на   корректировку   мотивационно   –   ценностных ориентиров и установок в общении и поведении. 2 3 Компоненты психолого­педагогической поддержки: 29  диагностический;  консультационный;  прогностический;  практический. Формы работы:  работа педагога­психолога;  диагностика;  тестирование;  индивидуальные беседы;   анкетирование. групповая работа; 1. 2. 3. 1. В лагере диагностика проводится в несколько этапов: на начальном этапе ­ сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровне готовности к ней (тесты, анкеты, игры); промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы   и   определить   искомый   результат   с   помощью   аналогии   и ассоциации:   методика   неоконченных   предложений,   «Мой   портрет»   ­ ассоциация; «Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.); итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты ­ отзывы). Диагностика   проходит   на   протяжении   всей   программы:   на   «огоньках», после   крупных   мероприятий,   перед   проведением   какого­либо экспериментального мероприятия, по окончанию лагерной смены. Материально – техническое обеспечение Создание   оптимальных   условий   для   проведения   разнообразных мероприятий:  парковая зона;  спортивная площадка;  игровые комнаты (5 помещений);  кабинет для проведения музыкальных занятий;  кабинет информатики;  библиотека;  кабинет медицинского работника;  обеденный зал;  гардероб; 30  туалетные комнаты (2). 2. 3. 4. Наличие   канцелярских   принадлежностей,   материалов   для   творчества детей. АРМ учителя, видеотехника и аудиоматериалы. Призы и награды для стимулирования. 31 Ожидаемые результаты реализации Программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.     и   учащимся практических экологических Создание   благоприятных   условий   для   оздоровления   детей,   в   том   числе через   сотрудничество   с   учреждениями   дополнительного   образования, культуры, ГИБДД, МЧС. (Приложение №3) Внедрение   эффективных   форм   организации   отдыха,   оздоровления   и занятости детей в летний период. (Приложение №4) Расширение   и   систематизация   методов,   приёмов   и   форм   работы   по экологическому воспитанию подростков. Приобретение   природоохранительных навыков. (Приложение №5)  Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия. (Приложение №6) Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Развитие   творческих   способностей,   инициативы   и   активности   ребёнка путем вовлечения их в социально­значимую деятельность, экологическую в том числе. Приобретение   жизненного   опыта.   Снижение   темпа   роста   негативных социальных явлений среди детей. Повышение  уровня   удовлетворенности отдыхающих от участия в программе. (Приложение №7)  Повышение общей культуры учащихся, привитие социально­нравственных норм. Рост заинтересованности детей и их родителей (законных представителей) в  пребывании   в   летнем   пришкольном   оздоровительном   лагере. (Приложение №8) Совершенствование   материально­технической   базы   организации   летнего отдыха и оздоровления детей. 32 Критерии эффективности программы: Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием   относился   к   обязанностям   и   поручениям,   с   радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:  постановка реальных целей и планирование результатов программы;  заинтересованность   педагогов   и   детей   в   реализации   программы, благоприятный психологический климат, способность детей к адаптации;  удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;  возможность самореализоваться;  творческое сотрудничество взрослых и детей. Формы подведения итогов реализации программы: 1 2 3 4 Защита творческого проекта экологического содержания. Выставка творческих работ. Отчёт о проведении фотомарафона. Демонстрация результатов экспериментальных площадок. 33 Оценка эффективности программы Индикативные показатели эффективности реализации программы «Школа добрых волшебников» (июнь 2014г.) Наименование показателей  результативности  Единица измерения  Значение показателей  результативности Утверждено по программе Достигнуто  Оценка в баллах   Средняя   наполняемость учреждения, рассчитанная в процентном   отношении   от численности детей, отдохнувших в учреждении, к предельному числу мест Средняя   наполняемость летнего   лагеря   дневного пребывания  Своевременность подготовки   учреждения   к оздоровительному сезону Состояние инфраструктуры учреждения для организации образовательной, культурно­досуговой, спортивно­оздоровительной деятельности   (библиотеки, оборудованные   помещения для   занятий   физической культурой,   бассейн   (по договору о сотрудничестве), спортивные   и   игровые игровые площадки,     Процент 23 26 +2 Единица 100 человек 105 человек Процент 100 100 Соответствие требованиям надзорных органов Наличие дополнитель ных условий и услуг +2 +1 +4 34 кружков помещения Наличие   и   реализация комплексных и тематических программ Количество   дополнительного образования Рост   числа   школьников, принявших   участие   в экологических   марафонах, общественно­ полезной деятельности Укомплектованность медицинскими кадрами Укомплектованность педагогическими кадрами   Организация   страхования детей в летний период Отсутствие очагов инфекционных   заболеваний в учреждении  Отсутствие травм, повлекших вред здоровью, у детей,   находящихся   в учреждении Доля предписаний  Средний показатель   оздоровительного   эффекта при   проведении   детской оздоровительной кампании выполненных     Процент 100 100 +20 Единица  6 Процент 100 Процент Процент Процент Процент Процент 100 100 100 100 100 Процент Предписания отсутствуют Процент 100 6 100 100 100 100 100 100 100 100 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +20 +2 35 Список используемой литературы 1. О   примерных   требованиях   к   программам   дополнительного   образования детей   (Письмо   Департамента   молодежной   политики,   воспитания   и социальной   поддержки   детей   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., № 06­1844).  2. Океанские   методики:   Методические   рекомендации   по   организации жизнедеятельности   детей   в   условиях   Всероссийского   детского   центра «Океан»/   Под   ред.   Э.В.   Марзоевой,   Г.Ю.   Зубаревой.   –   Владивосток Федеральное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», 2010. – 280 с.  государственное     образовательное   3. Учебное   пособие   по   организации   детского   досуга   в   детских оздоровительных лагерях и школе. / Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.­ М.: Педагогическое общество России, 2002; 4. Гузенко   А.П.Как   сделать   отдых   детей   незабываемым   праздником.   ­ Волгоград: Учитель, 2007. 5. НикульниковА.Н. Школьная площадка. ­ Новосибирск, 2006 6. Лобачева С.И.Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. ­ Москва: ВАКО, 2007 г. 7. Титов С.В. Здравствуй, лето! ­ Волгоград, Учитель, 2007 г. 8. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. ­Н. Новгород: изд­во ООО «Педагогические технологии», 2006 9. Цветкова   И.В.   Экология   для   начальной   школы.   Игры   и   проекты.   – Ярославль: Академия развития, 1997 10.Средства интернета. 36

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа лагеря с дневным пребыванием детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018