ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
Оценка 4.9
Документация
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
04.04.2018
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников. Цель программы
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Программа Линия жизни.doc
УТВЕРЖДАЮ:
Директор НРМОБУ
«Сентябрьская СОШ»
Т.А. Сидорова
______________
Принято на педагогическом совете
(протокол №1 от 30.08.2013 г)
ПРОГРАММА
«ЛИНИЯ ЖИЗНИ»
по воспитанию правовой культуры и
формированию законопослушного поведения воспитанников
на 20132016 гг.
Разработчик:
Ю.И. Карачева, социальный педагог
НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» с.п. Сентябрьский, 2013
Содержание:
1. Паспорт программы.
2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
3. Пояснительная записка.
Анализ ситуации
4. Общая характеристика содержания работы
5. Этапы реализации проекта. Содержание работы на этапах программы
6. Мероприятия по реализации Программы.
7. Прогнозируемые результаты реализации Программы
8. Координация и контроль реализации Программы
9. Критерии оценивания эффективности Программы 1. Паспорт программы.
Наименование программы
Программа
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 20132016 г.г. (далее программа)
Цель программы
Создание условий для совершенствования существующей системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов
безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися
образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав
граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи программы
* Выявление
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих
занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и
получению ими основного общего образования.
*
Оказание социальнопсихологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо
проблемы в обучении.
* Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание
им помощи в обучении и воспитании детей. * Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение
несовершеннолетних к участию в социальнозначимой деятельности.
* Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного
поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
* Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при
переходе от одного возрастного периода к другому.
Руководитель программы
Директор НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»
Срок реализации программы
2013 – 2016 гг.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание
условий для совершенствования существующей системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции
роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности,
правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного
учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на
получение ими основного общего образования.
2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе
профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие
основные понятия:
Несовершеннолетний лицо, не достигшее возраста восемнадцати
лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением
которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со
стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)
места пребывания.
Несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном
положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности
или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для
его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию
или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети,
оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды; дети, имеющие
недостатки в психическом и (или) физическом развитии; детижертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы
насилия; дети, находящиеся в специальных учебновоспитательных
учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в
результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика
безнадзорности
правонарушений
несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и
иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении. Правонарушение родовое понятие, означающее любое деяние,
нарушающее какиелибо нормы права, и представляет собой юридический
факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное
умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом
административная,
предусматривается соответственно гражданская,
дисциплинарная и уголовная ответственность.
Основные законодательные и нормативноправовые акты по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
∙ Конвенция о правах ребенка
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Законы Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» от 6.10.1999г. №184ФЗ в ред. Федеральных законов от
29.07.2000г. №106ФЗ, от 08.02.2001г. №3ФЗ, от 07.05.2002г. №47ФЗ, от
24.07.2002г.№ 107ФЗ, от 11.12.2002г. №169ФЗ, от 04.07.2003г. №95ФЗ, от
19.06.2004г.
Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10П, от 12.04.2002г. №9П)
внесенными Постановлениями
№53ФЗ,
с изм.,
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003г. №131ФЗ в ред. Федеральных законов от
19.06.2004г. №53ФЗ, от 12.08.2004г. №99ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998г. №124ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах
правонарушений
системы
безнадзорности
профилактики
и
несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской
Федерации» от 7.07.2003г. № 111ФЗ
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей» от 16.04.2001г. №44ФЗ
«О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в
Российской Федерации» от 7.08.2000г. №122ФЗ (с изм. и доп. от
29.12.2001г.)
«О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской
Федерации» от 2.01.2000г. №32ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской
Федерации» от 27.06.1998г. №94ФЗ
«О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г.
(с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21, 29.07.1998г.,
17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)
Извлечения из семейного, уголовного, административного и трудового
кодексов Российской Федерации
3. Пояснительная записка Правовое воспитание является одним из важных условий формирования
правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения
школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки
гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов
решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является
юридическая ответственность, становление государством определенных мер
ответственности за те или иные правонарушения необходимо для
поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения
школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой
культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности
относится знание системы основных правовых предписаний, понимание
принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности
и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,
активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать
правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер
и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в
1216 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность
законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на
формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат
требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания
является достижение такого положения, когда уважение к праву становится
непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности
и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения
и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо
уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали,
морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания
правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от
24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в
практику работы образовательных учреждений программы и методики,
законопослушного поведения
направленные
формирование
на
несовершеннолетних.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование
законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране
достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей
школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и
преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост
неблагополучных семей, а также семей находящихся в социальноопасном
положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является
основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного
поведения как учащихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования
законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь
юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только
тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны
освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным
способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с
воспитания гражданина. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной
Ослабевает воспитательный и
дезадаптации детей и подростков.
нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей
(законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет
количество безнадзорных подростков. Основными причинами непосещения
являются: бродяжничество, нежелание учиться. Безусловно, таким детям
необходима педагогическая реабилитация.
Главная задача организация действенной системы мер по
профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и
подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в
учебном заведении проводится в тесном сотрудничестве со следующими
службами: ОВД, КДН, Центральной районной больницей, БУ ХМАОЮгры
КЦСОН «Забота», учреждениями культуры, спорта и др. В школе должны
быть созданы условия для нормального воспитания и развития личности
ребенка.
Анализ ситуации.
В НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» реализовывалась программа
«Профилактическая работа с учащимися НРМОУ «Сентябрьская СОШ»
рассчитана на 2008 – 2012 годы, которая позволила сделать выводы, что
систематическая профилактическая работа в рамках этой программы была
эффективной. Так как на протяжении 4 лет в НРМОБУ «Сентябрьская
СОШ» нет учащихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и внутришкольном
учете. По окончании реализации программы «Профилактическая работа с
учащимися НРМОУ «Сентябрьская СОШ» была разработана программа
«Линия жизни» по воспитанию правовой культуры и формированию
законопослушного поведения воспитанников. С целью продолжения работы по предупреждению асоциальных явлений
в образовательной среде, во исполнение приказов Министерства образования
и науки по образовательному учреждению изданы приказы:
« О создании Совета профилактики»
« Об утверждении Положения Совета профилактики»
Ведется работа по выявлению и учету детей с девиантным поведением,
неблагополучных семей, семей и детей «группы риска», создан социальный
паспорт учреждения и классов.
индивидуального изучения ребенка,
На учащихся «группы риска» социальным педагогом составлены карты
проведено психолого
семьи,
педагогическое обследование данной категории семей, обследование
жилищнобытовых условий. С данной категорией детей и родителей
администрацией школы,
социальным педагогом проводится
классными руководителями,
индивидуальная
психологом,
работа:
профилактические беседы, посещение на дому, коррекционные тренинговые
занятия, психологопедагогическое консультирование родителей, вовлечение
учащихся в социальнозначимую деятельность, в систему дополнительного
образования.
В системе работает совет по профилактике правонарушений с
привлечением инспекторов ОВД.
Также проводится целенаправленная работа по выявлению
прогульщиков. Ведется ежедневный контроль за посещаемостью. Продолжена
отчета перед отделом образования о детях, имеющих
практика
систематические пропуски уроков.
Ведется постоянная работа по организации внеурочной занятости
учащихся.
С целью правового просвещения школьников, формирования навыков
законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно плану «План совместной работы с ОВД» в школе проведены следующие
мероприятия:
Советы профилактики,
беседы с семьями учащихся «группы риска»,
профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на
педагогическом учете,
совместные родительские собрания «Ответственность родителей за
воспитание детей»,
проведение бесед по пропаганде безопасности дорожного движения,
проведение классных часов: «Меры наказания несовершеннолетних за
«Последствия
совершение противоправных поступков» 15 класс,
оскорбления и драки» 69 класс, «Уголовная и административная
ответственность несовершеннолетних» 79 класс,
проступок, преступление» 19 класс.
«Правонарушение,
Образовательное учреждение принимает активное участие в
профилактических акциях, «Молодежь за ЗОЖ», «Я – гражданин России», «Я
выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Полиция и дети».
Работают правовые лектории для учащихся и родителей.
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс
мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного
общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения
эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли
социально
учреждения.
– психологопедагогической службы образовательного
4. Общая характеристика содержания работы Реализация поставленной в программе цели – формирование
законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему
работы.
Школа организует тесное сотрудничество по вопросу правового
воспитания
с межведомственными структурами: Комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, СМИ,
общественными организациями и образовательными учреждениями района
Информационнопросветительская деятельность
предполагает
осуществление цикла просветительных мероприятий:
Выпуск и распространение информационнометодических материалов
для учащихся, родителей, педагогов по вопросу
законопослушного поведения школьников;
формирования
Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера
для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового
воспитания.
Диагностическая работа
предполагает использование ряда
специальных методов:
проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по
вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей
школьников, влияющих на формирование правового самосознания;
создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на
основе анализа результатов диагностического исследования.
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих
семинаровсовещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий,
организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с
привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, СМИ, Управления Федеральной
службы по наркоконтролю, Центра занятости населения).
5. Этапы реализации программы.
Содержание работы на этапах программы
Название этапа
Содержание работы:
I этап. Подготовительный
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику
правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования
детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
II этап. Внедрение
– оказание социальной и психологопедагогической поддержки детям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебновоспитательном процессе школы личностно
ориентированных приемов и методов для формирования личностных
ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля
поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов – обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы
информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и
задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
6. Мероприятия по реализации Программы.
Сроки
В течение
года
Ответственные
Заместитель
директора по ВР
Социальный
педагог
Заместитель
директора по ВР
кл. руководители
№ Мероприятия
1 Дети улиц:
проведение лекций, бесед по
профилактике
правонарушений среди
наркомании,
учащихся;
проведение рейдов в семьи «группы
риска»;
выявление семей, не обеспечивающих
надлежащих условий и для воспитания
и содержания детей.
Март
2. Я – гражданин России:
проведение классных часов по
правовому воспитанию;
проведение родительских собраний,
лекториев об ответственности за
воспитание детей;
проведение встреч с сотрудниками
РОВД
Международный день детского
Телефона Доверия
февраль 3. Молодежь за ЗОЖ
проведение бесед,
лекториев по ЗОЖ для учащихся и
Организатор
ОБЖ,
Социальный
педагог
родителей
специалистов ДП;
с
привлечением
проведение
внеклассных
направленных на воспитание ЗОЖ;
мероприятий,
Март
4. Разработка плана совместной работы
Апрель
Директор школы
школы с ОВД.
5. Организация методической работы
с
руководителями,
классными
проблемам
педагогами
профилактики девиантного поведения
по
Социальный
педагог
Заместитель
директора
УВР,
по
классные
подростков. Комплексное обследование
имеющих
несовершеннолетних,
отклонения в развитии и поведении.
6.Работа с родителями:
родительские
собрания об
Сентябрь
руководители
директора
Заместитель
по
ответственности за воспитание детей с
участием инспекторов ПДН;
В течение
года
УВР,
Директор школы
индивидуальные беседы;
7. Контроль за внеурочной и летней
занятостью учащихся, состоящих на
Социальный
педагог
учете в ПДН и педагогическом учете,
Социальный семей «группы риска». (Вовлечение
учащихся в кружки, секции, социально
В течение
года
педагог
Кл.руководители
значимую деятельность)
9 Обследование жилищных условий
учащихся из неблагополучных семей.
Составление банка данных на учащихся,
находящихся в социальноопасном
В течение
года
Социальный
педагог
положении.
10 Организация работы Совета
профилактики в ОУ.
года
В течение
В течение
года
11 Проведение дня профилактики в ОУ.
Директор школы
12∙ Уличная акция «Поменяй сигарету
В течение
Социальный
педагог
на конфету», выпуск и распространение
листовок.
года
13
Организация индивидуальной
с
детьми,
работы
оказавшимися в трудной жизненной
семьями,
ситуации.
Социальный
педагог
Социальный
педагог
Социальный
педагог
Классные
руководители 7. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы воспитания правосознания и формирования
законопослушного поведения школьников на 20132016 годы призвана
способствовать формированию у воспитанников правовой культуры и
законопослушности.
В результате предполагается, что воспитанники будут:
обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться
этими знаниями;
уважать и соблюдать права и законы;
жить по законам морали и государства;
быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок),
активно участвовать в законодательном творчестве;
быть толерантным во всех областях общественной жизни;
осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг,
справедливость, правдивость.
В результате реализации Программы возможно снижение численности
учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих
на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование
правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование
положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную
деятельность.
8. Координация и контроль реализации Программы Координация и контроль реализации Программы возложены на
администрацию школы. По результатам реализации Программы исполнители
Программы ежегодно заслушиваются на заседании педагогического совета
школы.
9. Критерии оценивания эффективности Программы
Оценка эффективности производится ежегодно с помощью методики
диагностики личностного роста (авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов,
Д.В.Григорьев) (приложение №1) Приложение №1
Методика диагностики личностного роста
(авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев)
Опросный лист для учащихся 6 8х классов
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай
согласен ты с этими высказываниями
4).
или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+ 1, +2, +3 или +4) в
специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с
какимнибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (1, 2, ~3,
или
«+4" несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3" да, конечно (сильное согласие);
«+2» в общем, да (среднее согласие);
«+1" скорее да, чем нет (слабое согласие);
«О» ни да, ни нет;
«1» скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«2" в общем, нет (среднее несогласие);
«3" нет, конечно (сильное несогласие);
«4» нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Постарайся быть честным.
Здесь не может быть «правильных» И «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они
выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какойнибудь праздник
или просто собирается за общим столом.
2. Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими
патриотами.
3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто
оказывается старой рухлядью.
7. Даже если мне чтото непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы
учителю ведь это не так уж и важно.
8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда
хорошим.
не сможет стать
9. Глупо рисковать ради другого человека. .
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право
защищать себя и свои взгляды.
11. Спортивные занятия необходимость для здоровья каждого человека.
12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и, не создавая собственной
семьи.
15. Мне повезло, что я живу именно в России.
16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
17. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
18. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
19. Внешний вид показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
20. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
21. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь. 23. Есть такие народы, которые не
заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение
после трудной работы.
25. Я часто недоволен тем, как я живу.
26. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю чтото в своей жизни.
27. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей так он чувствует себя более
свободным.
28. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
29. Держать животных в передвижных зверинцах бесчеловечно.
30. Фильмыбоевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и
мужественными.
31. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
32. Нецензурные выражения в общении признак бескультурья.
33. Учеба занятие для заумных «ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека это нормально.
35. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие к нам из
других мест.
37. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 Мая) праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
42. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, неплохой способ заработать
деньги.
43. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного
ребенок тоже имеет право высказаться.
46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю
многих важных вещей.
47. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного
человека.
48. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто
несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую
форму.
вставать.
51. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми, я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.
52. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
54. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн это скучно и приходится все время 55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
56. Уступить в споре значит показать свою слабость.
57. Хорошая учеба это тоже важный и серьезный труд. 58. На стенах подъезда можно
рисовать и писать все, что вздумается.
59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти
много интересного.
60. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чемто расстроены.
61. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
63. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у
компьютера или телевизора.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
66. Человеку не обязательно чтото знать о своих предках или родственниках.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о
своей Родине.
68. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной
столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
69. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны
уважать и бояться.
70. Субботник по очистке территории дома или школы бесполезное занятие.
71. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого ведь он уже
взрослый.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на
неплохую работу.
7З. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они
тоже люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток
увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
77. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
78. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
81. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих
птиц.
82. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо его
количество можно было бы уменьшить.
8З. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
84. Я могу оскорбить человека, если он мне чемто не нравится.
85. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из
него чтото новое на это есть школа.
86. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
87. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
88. Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья
я предпочел бы их не брать.
89. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
90. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего. 91. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.
Бланк для ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Фамилия, имя (Ты можешь указать по желанию)
Опросный лист ДЛЯ учащихся 9 11х классов
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и
определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего
согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «4»):
«+4» несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» да, конечно (сильное согласие);
«+2» в общем, да (среднее согласие);
«+1» скорее да, чем нет (слабое согласие);
«О» ни да, ни нет;
«1» скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«2» в общем, нет (среднее несогласие);
«3» нет, конечно (сильное несогласие);
«4» нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть "правильных» И
«неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали Ваше личное мнение. Свои
оценки Вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером
утверждения анкеты. Спасибо!
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какойнибудь праздник
или просто собирается за общим столом.
2. Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими
патриотами.
3. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
4. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
5. Я способен с радостью выполнять разную работу. 6. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто
оказывается примитивной старой рухлядью.
7. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
8. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
9. Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами
должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
11. Спортивные занятия жизненная необходимость для каждого человека.
12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
14. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
15. Я многим обязан своей стране.
16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую
пушистую.
17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
18. Физический труд удел неудачников.
19. Внешний вид показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
20. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться,
.
напряжение.
снять
25. Я часто чувствую разочарование от жизни.
26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
28. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
29. Держать животных в передвижных зверинцах бесчеловечно.
30. Фильмыбоевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
32. Нецензурные выражения в общении признак бескультурья.
33. Учеба занятие для "ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека, то это нормально.
35. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю комуто подарок.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 Мая) праздник только для ветеранов и пожилых людей.
42. Ввоз редких экзотических животных изза рубежа нормальный способ заработать
деньги.
43. На военнопленных не должны распространяться права человека.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45. Какое общение без бутылки "Клинского»!
46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания
некоторых важных вещей.
47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
48. Люди, просящие милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую
форму.
51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
53. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
56. Идти на уступки значит, проявлять слабость.
57. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
58. Проявление вандализма одна из форм протеста молодежи.
59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти
много интересного.
60. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чемто
подавлены.
61 . Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне
человеку.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.
66. Человеку не обязательно знать свою родословную.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
68. Если учесть все «за» И «против», то хранение в России иностранных ядерных
отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
69. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
70. Субботник по очистке территории дома или школы пережиток прошлого.
71. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую
карьеру.
73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они
тоже люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых
государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное в жизни.
77. Меня не угнетает временное одиночество.
78. Я чаще всего следую за мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
81. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.
82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
84. Я могу нахамить человеку, если он мне чемто не нравится.
85. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и
только во вторую источником информации о событиях в стране и мире.
86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную
выгоду. 88. Истинной религией может быть только одна единственная религия.
89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
90. В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко.
91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Бланк ДЛЯ ответов
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)
Обработка результатов
Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуеют 13 строк в
заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путе сложения
баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний
№№1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не
меняется. В ответах же на вопросы !! 14, 27, 53, 66 знак меняется на
противоположный.
2. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки
высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№
15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак
меняется на противоположный.
3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний
№№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29,81 знак не
меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на
противоположный.
4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №
№ 4, 17, 30,43,56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не
меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на
противоположный.
5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний
№№ 5, 18, 31,44,57,70,83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на
противоположный.
6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№
19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6,45, 58, 71, 84 знак
меняется на противоположный. .
7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний
№№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не
меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на
противоположный.
8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его
оценки высказываний №№ 8, 21, 34,47,60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы
№№ 47, 60, знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак
меняется на противоположный.
9. Характер отношений школьника к человеку как другому показывают его оценки
высказываний №№ 9,22,35,48,61,74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22,
35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меня
ется на противоположный.
.
10. Характер отношений школьника к человеку как иному, как к представителю
иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки
высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10
знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак
меняется на противоположный.
11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки
высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№
11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак
меняется на противоположный.
12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному
Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в
ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25,
38,51,64,90 знак меняется на противоположный.
13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки
высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№
13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак
меняется на противоположный.
Интерпретация результатов
Предлагаемое Вашему вниманию описание уровней развития отношения ребенка к той
или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за
ответами школьника на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это
тенденция, повод для Вашего педагогического размышления.
В случае групповой диагностики при обобщении результатов не ограничивайтесь
констатацией процентного распределения ответов по четырем уровням. Сделайте общую
картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.
В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам
подростка. Осуществляя факторный анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы
«выпадают» из его же индивидуальной «нормы». Возможно, именно здесь – точка его
личностного роста (или регресса).
И в том, и в другом варианте проведения диагностики, даже при наличии отрицательной
тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.
Если Вам необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте,
пожалуйста, предельно тактичны. Помните: Вы не судите, Вы размышляете! Отношение подростка к семье
От + 15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) ценность семьи высоко
значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных
мелочах, приятных комуто из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его
участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) семья для подростка
представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций
воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в
семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о дне рождения когото из
близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает,
что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он
живет сейчас.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) отношение к семье у
подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы
и прощать шалости. Но если от родителей нужно чтото серьезное, подросток добьется
этого любыми путями лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что
никому и ничем не обязан.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) семья не представляет для
ребенка какойлибо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фа
милию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни.
Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать соб
ственную счастливую семью.
Отношение подростка к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) подростку присущи
вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не
абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой ОН гордит
ся. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные
чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными,
пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток переживает
чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то,
что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он
встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято.
При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи
может и не предложить.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток старается
открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в
принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и
патриотизма, но в зависимости от ситуации поразному расставить акценты. Подросток
умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что
происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное) можно предположить, что подростка
отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он
живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи это его собственные
успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, сам он не
будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память это
не то, за что можно получить дивиденды. Отношение подростка к Земле (природе)
От +15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) у подростка вполне
развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания
любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия
увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного
щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из
потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток заботится о
животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему.
Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не
зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет
вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею,
скорее всего, воспользуется.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) собственное мнение
подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не
обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая
ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж
тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на
полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) природа воспринимается
подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам
продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для
себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. ОН с насмешкой
относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
Отношение подростка к миру
От + 15 ДО +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) у подростка
наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию
прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится
подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не
ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток в целом
разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях
применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным
чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо
всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без ору
жия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах
окружающих.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток уверен, что
мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он
рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его
мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных
людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но
сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) можно предположить,
что для подростка не существует альтернативы: переговоры или военная операция. Война
для него может быть ценностью с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и
нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается
этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
Отношение подростка к труду
От + 15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) подростка отличает
трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие
от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по
хозяйству, может сам предложить чтолибо сделать. Подрабатывает он гдето или пока еще
нет в любом случае подросток этого не стыдится.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) скорее всего, только
престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем
то непрестижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и
поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать,
что это занимает столько времени.
ОТ 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток по
возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что ктото из
одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, де
лать нечего?!». В его представлении «грязная» работа – удел людей второго сорта или тех,
кто не сумел устроиться в жизни. Самто он уж точно никогда за нее не возьмется.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) болееменее сложная
работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым
за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда,
по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для
него нет никакой связи.
Отношение подростка к культуре
ОТ + 15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) культурные формы
поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в
повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он
внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость
сбережения того культурного достояния, которое достал ось нам в наследство от
прошлого, и категорически не приемлет вандализма.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток признает
объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется
ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть«культурным
человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание
эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»),
неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной
брани («сильные эмоции трудно выразить подругому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) культурные формы
поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых,
а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения
своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему
быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с теле
каналом «Культура» И навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт
вандализма, но и осуждать вандалов сверстников, скорее всего, не станет.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) слово «культура» во всех
своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление
лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы
поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань силы, «потягивание
пивка» под аккомпанемент матерщины лучшим времяпрепровождением. Памятники
прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь,
поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».
Отношение подростка к знаниям
От +15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) перед вами
любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового.
Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке,
сомневается в казалось бы очевидных вещах. Он считает, что успешность
профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремится к их
получению.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток может неплохо
учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти
значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера,
конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток никогда не спросит
взрослого, если ему чтото непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно
смотреть научнопопулярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный
характер (выучил, ответил значит не нажил неприятностей ).
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) очевидно, потребность в
получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто
учится, считает их «ботаниками» людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен,
что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую
жизнь.
Отношение подростка к человеку как таковому
От + 15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) ценность человека, как он
есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь
для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез
невинных». «Лес рубят, щепки летят» это недопустимо для нашего героя. Он милосерден,
способен к сочувствию. состраданию, прощению.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) ценность человека может
быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может
продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей
(например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто
мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие
преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и
«милость К падшим», он скорее всего выберет первое.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) скорее всего. подросток
склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне
уважительно. может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками»
И хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя
добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для
подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой». скорее,
«сборщиком» или «вязальщиком дров».
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) человек как ценность,
скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в
отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки»
и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что
справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически
больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.
Отношение подростка к человеку как Другому
От +15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) подросток подлинный
альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с
их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым,
нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием.
Любит дарить подарки «просто так».
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток не прочь
оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом
попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску
собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они
оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает
удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар.
Если этого не случается, расстраивается.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток лишь изредка
думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в
той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он
предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое
доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать чтолибо
доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) подросток сосредоточен
исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не
то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду,
не оченьто это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью.
Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чемто нуждается, кому
необходима помощь. Все нищие для него лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему
нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.
Отношение подростка к человеку как Иному
От +15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) подросток признает права
людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих
взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к
культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он
стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их
оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление
рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и
приоритетов самих этих культур.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток склонен к
признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных
социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые
культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или
иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые,
проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с
какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы.
Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир
с его точки зрения. От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток на словах
признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но
при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой
диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным
проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное
мнение (<<все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям
этих групп (<<все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я
встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме,
ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления ин
толерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко
навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) подросток сознательно
отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен
характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права
на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.
Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить»
от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания
взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.
Отношение подростка к своему телесному Я
От + 15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) для подростка ценность
здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни,
сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он
способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя,
наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) ценность здоровья
значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но
субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него естественное состояние,
само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к
вредным привычкам извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в
глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя
пристального внимания своей физической форме.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) ценность здоровья
невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе
жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по
спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но чтото делать для этого ему откровенно
лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, в них есть некая
приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и
не пьет, тот здоровеньким помрет».
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) собственное здоровье,
тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка скольнибудь значимой
ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все
то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого
самопринятия подростка). 3аботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные
привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При
случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и
спорта.
Отношение подростка к своему душевному Я
От +15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе,
искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании.
Он не боится одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко
переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.
ОТ +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) принимая себя в целом,
подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей.
Он думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь
сомнения и неуверенности всетаки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в
будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько
тяготится уединенным положением и по возможности старается чемлибо (слушанием
музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение) подросток принимает
себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все
время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым
и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на
свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видятего
недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе
сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) подросток не принимает
себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое
отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации
воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в
одиночестве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Соб
ственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство
вины за то, что он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным
стремлением доминировать над окружающими.
Отношение подростка к своему духовному Я
От + 15 до +28 баллов (устойчивопозитивное отношение) подросток
рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной
свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему
давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно
найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до +14 баллов (ситуативнопозитивное отношение) подросток ощущает в
себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только
в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя
свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор
привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и
ответственность настораживают его. ОН признает объективную значимость категорий
совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться
иными, более прагматичными регуляторами.
От 1 до 14 баллов (ситуативнонегативное отношение)
подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной
жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «при крыть» его
нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при
заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя
и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением
обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.
От 15 до 28 баллов (устойчивонегативное отношение) подросток ощущает себя
«пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных
ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет
покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает
полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и
непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и
свою жизнь. Принцип его жизни не высовываться.
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
ПРОГРАММА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.