Рабочая программа в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР и ФФНР. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два года. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Рабочая программа.docx
Рабочая программа
в старшей и подготовительной группах
для детей с ОНР и ФФНР. 2017-2018 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Раздел I. Старшая группа (планирование и результаты).
Раздел II.
3.
результаты).
Подготовительная группа (планирование и Пояснительная записка. образования
Модернизация
предусматривает
комплексное,
всестороннее обновление всех звеньев
образовательной системы в соответствии с требованиями к
обучению. Эти изменения касаются вопросов организации
образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования
является достижение нового современного качества
дошкольного образования.
Это вызывает необходимость
разработки современных коррекционнообразовательных
технологий, обновления содержания работы групп для детей
с общим недоразвитием речи (ОНР)
в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего и
комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости
коррекционной и общеразвивающей программы с целью
построения комплексной коррекционноразвивающей
модели,
в которой определено взаимодействие всех
участников образовательного процесса в достижении целей
и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку
содержание
интегрирующей
рабочей программы,
комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционноразвивающий
характер. Она предназначена для обучения и воспитания
детей 57 лет с ІІІ уровня речевого развития, принятых в
дошкольное учреждение на два года. Теоретической и методологической основой программы
являются:
положение Л.С.Выгодского о ведущей роли
обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и
психологопедагогическом подходе в системе специального
обучения; исследования закономерностей развития детской
речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и
Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
образовательная программа детского сада;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под
ред. М.А. Васильевой;
программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к
школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».
Содержание программы определено с учетом
которые для детей с
от
доступность и
дидактических принципов,
осложненным ОНР приобретают особую значимость:
простого к сложному,
повторяемость материала.
систематичность,
Цель программы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения
речевых недостатков у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи и осуществления
своевременного и полноценного личностного развития,
обеспечения эмоционального благополучия посредством
интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении
программы массовой школы, обусловленных недоразвитием
речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание
артикуляционных навыков,
слоговой
структуры) и развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова).
звукопроизношения,
Развитие навыков звукового анализа (специальные
умственные действия по дифференциации фонем и
установлению звуковой структуры слова)
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса
старших дошкольников с ОНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально
организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить
время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям,
обеспечить единство их требований в формировании
полноценной речевой деятельности, создать предпосылки
для дальнейшего обучения. Особенности психоречевого развития детей с общим
недоразвитием речи.
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения
психологии представляют собой единый речемыслительный
комплекс.
вне
языковой деятельности мысли не существует.
Любая
мыслительная операция в той или иной мере опосредована
речью.
Речь является инструментом мышления,
Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании
умственных действий, на ранних этапах детского развития
достигнутый действием;
речь «подытоживает» результат,
затем вступает в силу сопровождающая,
направляющая
действие функция речи. К концу дошкольного детства речь
заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет
действию «свернуться»,
превратиться полностью в
перенестись в план внутренней
мыслительное действие,
речи.
Таким образом, формирование интеллектуальной сферы
ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции.
Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под
влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся
психических процессов.
Неполноценная по тем или иным причинам речевая
деятельность оказывает негативное влияние на
формирование психической сферы ребенка и становление
его личностных качеств. смыслового запоминания,
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к
нарушенному или задержанному развитию высших
психических функций, опосредованных речью: вербальной
слухового внимания,
памяти,
словеснологического мышления.
Это отражается как на
продуктивности мыслительных операций, так и на темпе
развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева,
Р.И.Мартынова,
Г.В.Чиркина).
речевой дефект накладывает определенный
Кроме того,
отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет
его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша,
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).
Т.А.Ткаченко,
Т.Б.Филичева,
Данные факторы тормозят становление игровой
деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее
значение в плане общего психического развития,
и
затрудняют переход к более организованной учебной
деятельности.
Согласно психологопедагогической классификации
Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы:
нарушения средств общения и нарушения в применении
средств общения.
Довольно часто встречающимся видом
нарушений средств общения является общее недоразвитие
речи у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом.
Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у
часто усугубляются сопутствующими
У большинства детей
при котором
таких детей,
невротическими проявлениями.
отмечается осложненный вариант ОНР, особенности психоречевой сферы обуславливаются
задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением
отдельных мозговых структур.
Среди неврологических
синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют
следующие:
гипертензионногидроцефальный синдром,
церебрастенический синдром и синдром двигательных
расстройств. Клинические проявления данных расстройств
существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.
При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной
очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении
тонуса, функции равновесия, координации движений, общего
и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей
в психической и личностной сфере. Для них характерны
снижение умственной работоспособности,
повышенная
излишняя возбудимость и
психическая истощаемость,
раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Недоразвитие речи, особенно лексикограмматической
ее стороны, значительным образом сказывается на процессе
Речь,
становления ведущей деятельности ребенка.
как
отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия,
выполняет
существенную функцию, являясь формой ориентировочной
деятельности ребенка;
с ее помощью осуществляется
речевой замысел, который может сворачиваться в сложный
игровой сюжет. С расширением знаковосмысловой функции
речи радикально меняется весь процесс игры:
игра из
процессуальной становится предметной, смысловой. Именно
этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у
детей с ОНР. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с
ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки
единой стратегии,
методической и организационной
преемственности в решении воспитательнокоррекционных
задач.
Особенности организации обучения и воспитания детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи.
Эффективность коррекционно воспитательной работы
определяется чёткой организацией детей в период их
пребывания в детском саду, правильным распределением
нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда,
родителя и воспитателя.
Определение
приоритетных
направлений и
установление преемственных связей в коррекционной
деятельности участников образовательного процесса с
учетом структуры дефекта детей с ОНР.
Формы и средства организации образовательной
деятельности.
Учительлогопед:
фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с
применением дидактических игр и упражнений на развитие
всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной
литературы.
Музыкальный руководитель:
музыкальноритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия,
двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игрыдраматизации.
Специалист по ИЗО:
игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
упражнения на развитие слухового восприятия,
двигательной памяти;
комментирование своей деятельности (проговаривание вслух
последующего действия);
обсуждение характерных признаков и пропорций
предметов, явлений.
Специалист по ФИЗО:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного
физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на
закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики
ребенка;
контроль за выполнением заданий и произношением
ребенка;
выполнение рекомендаций учителялогопеда.
В программе выделены следующие разделы.
Старшая группа (дети от 5 до 6 лет).
Работа над лексикограмматической стороной и связной
речью.
Формирование фонетической стороны речи и развитие
фонематического слуха.
Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет).
Работа над лексикограмматической стороной и связной
речью.
Совершенствование навыков звукового анализа и обучение
грамоте. При отборе программного материала учитывается структура
дефекта детей с ОНР.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки,
которые
правильно произносятся всеми детьми или уже
скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После
уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и
отработки грамматических категорий проводится работа по
развитию связной речи – на базе пройденного речевого
материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование
артикуляционных укладов нарушенных звуков,
их
автоматизацию и развитие фонематического
постановку,
слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного
запаса,
отработку лексикограмматических категорий.
Последовательность устранения выявленных дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально,
в
соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и
индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков
осуществляется при максимальном использовании всех
анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы
артикуляции звуков в период первоначальной постановки,
которая является лишь одним из этапов изучения нового
звука.
Частные приемы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния строения и
функции артикуляционного аппарата.
При закреплении
артикуляции последовательность позиции звука от наиболее
благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом
особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
для первоначальной постановки отбираются звуки,
принадлежащие к различным фонетическим группам;
звуки, смешиваемые в речи детей;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в
процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения
звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно
способствовал расширению и уточнению словаря,
грамматически правильной речи, умению правильно строить
предложения и способствовал развитию связной речи.
Система общедидактических и специфических принципов в
работе с детьми с речевыми нарушениями.
Успешность коррекционноразвивающей деятельности
обеспечивается реализацией следующих принципов.
Системность коррекционных,
1.
развивающих задач.
профилактических и
Соблюдение означенного принципа не позволяет
ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний
день трудностей и требует учета ближайшего прогноза
развития ребенка и создания благоприятных условий для
наиболее полной реализации его потенциальных
возможностей. 2. Единство диагностики и коррекции.
обязательное
предполагает
Этот принцип отражает целостность процесса оказания
коррекционной психологопедагогической помощи ребенку.
Он
комплексное
диагностическое обследование ребенка и на основе его
результатов определение целей и задач индивидуальной
коррекционноразвивающей программы.
этом
осуществляется постоянный контроль за развитием лексико
грамматического строя, связного высказывания ребенка, за
его деятельностью,
динамикой его
эмоциональных состояний,
что
позволяет внести необходимые коррективы в обучающие
программы.
чувств и переживаний,
поведением,
При
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить
два типа коррекции:
симптоматическую и каузальную.
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление
внешних проявлений трудностей развития.
Каузальная –
лежащих в основе
предполагает устранение причин,
трудностей воспитания и развития.
При несомненной
значимости обоих типов коррекции приоритетной следует
считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
что генеральным способом
Данный принцип означает,
является
коррекционноразвивающего
организация активной деятельности ребенка и создание
воздействия оптимальных условий для ориентировки ребенка в
конкретной ситуации.
Учет возрастнопсихологических и индивидуальных
5.
особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие
хода развития ребенка,
психического и личностного,
нормативному,
памятуя в то же время об уникальности,
неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости
использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР
всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу
можно отнести и те, что получили в теории и практике
коррекции в последние годы наибольшее распространение и
Это методы игровой коррекции: методы арт,
признание.
сказко,
методы модификации поведения
(поведенческий тренинг).
игротерапии;
Активное привлечение ближайшего социального
7.
окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на
коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику
возможен лишь при условии готовности ближайших
партнеров ребенка принять и реализовать новые способы
общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его
саморазвитии и самоутверждении. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и
направления коррекционноразвивающей деятельности и
прогнозировать степень ее успешности.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.
Этапы
Организацион
ный
Основное содержание
Исходная психолого
педагогическая и
логопедическая
диагностика детей с
нарушениями речи.
Формирование
информационной
готовности педагогов
ДОУ и родителей к
проведению
эффективной
коррекционно
педагогической работы
с детьми.
Результат
Составление
индивидуальных
коррекционно
речевых программ
помощи ребенку с
нарушениями речи в
ДОУ и семье.
Составление
программ групповой
(подгрупповой)
работы с детьми,
имеющими сходные
структуру речевого
нарушения и/или
уровень речевого
развития. Основной
Достижение
определенного
позитивного
эффекта в
устранении у детей
отклонений в
речевом развитии.
Решение задач,
заложенных в
индивидуальных и
групповых
(подгрупповых)
коррекционных
программах.
Психолого
педагогический и
логопедический
мониторинг.
Согласование,
уточнение (при
необходимости –
корректировка) меры и
характера
коррекционно
педагогического
влияния участников
коррекционно
образовательного
процесса. Заключительн
ый
Оценка качества и
устойчивости
результатов
коррекционноречевой
работы ребенком
(группой детей).
Определение
дальнейших
образовательных
(коррекционно
образовательных
перспектив
выпускников группы
для детей с
нарушениями речи.
Решение о
прекращении
логопедической
работы с ребенком
(группой),
изменение ее
характера или
корректировка
индивидуальных и
групповых
(подгрупповых)
программ и
продолжение
логопедической
работы.
Старшая группа.
Характеристика основных компонентов речи детей 6-го года
жизни с ОНР III уровня.
Фразовая речь.
и
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико
грамматического
фонетикофонематического
в активной речи ребенок пользуется в
недоразвития;
основном простыми предложениями; затрудняется или не
умеет распространять простые предложения и строить
сложные. Понимание речи.
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме,
но остаются затруднения в понимании изменений слов,
в различении
выраженных приставками,
оттенков значений однокоренных слов,
усвоении логико
грамматических структур,
отражающих причинно
следственные, временные, пространственные и другие связи
и отношения.
суффиксами,
Словарный запас.
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом
заметно преобладание существительных и глаголов,
недостаточно прилагательных (особенно относительных),
наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками;
характерно неточное употребление глаголов,
замена
названий частей предметов названиями целых предметов;
страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматический строй речи.
Ребенок правильно употребляет простые грамматические
формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное
согласование имен прилагательных с именами
существительными в роде, числе, падеже; имен числительных
с именами существительными; пропуски и замены предлогов;
ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
Произносительные возможности детей улучаются,
но по
прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм,
дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда
звук в разных словах произносится поразному, и замены
групп звуков более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова.
перестановка
Характерны сокращения количества слогов,
слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение
звуков при стечении согласных.
Особенно страдает
звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие.
Недостаточно развиты фонематический слух и
фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу
и синтезу самостоятельно не формируется.
Организация обучения и воспитания детей 6-го года с ОНР.
На первом году обучения фронтальные логопедические, а
частично и занятия воспитателя проводятся по подгруппам,
на которые дети делятся с учетом уровня речевого общего
развития (по усмотрению логопеда).
Проводятся занятия двух видов:
по формированию лексикограмматических средств языка и
связной речи;
по формированию произношения.
Количество этих занятий в зависимости от периода обучения
разное. 1й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико
грамматических средств языка и связной речи; коррекция
звукопроизношения
на
индивидуальных занятиях.
осуществляется
только
2й период 2 занятия в неделю по развитию лексико
грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по
произношению.
Подготовительная группа.
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го
года жизни с ОНР III уровня.
Фразовая речь.
1я подгруппа. Дети достаточно свободно владеют фразовой
речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить
высказывание в пределах близкой темы,
при этом
доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети
пользуются в основном простыми предложениями,
состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в
распространении простых предложений затрудняются.
Испытывают затруднения и в использовании сложных
предложений.
Структура сложносочиненных предложений
упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко
используются разделительные и противительные союзы. Не
всегда
сложноподчиненные
предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы,
поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные,
определительные придаточные предложения.
правильно
строятся 2я подгруппа. Дети этой подгруппы в сравнении с первой
имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и
низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что
обусловлено недостаточностью овладения языковыми
средствами.
В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах
и помощи взрослых.
Их высказывания чаще носят
фрагментарный характер;
отмечаются нарушения модели
предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных
членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно
употребляются союзы и сложные слова.
Понимание речи.
1я подгруппа. У детей уровень понимания обращенной к ним
речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети
умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания,
обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы
косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут
выполнять
5ступенчатые словесные инструкции.
Различают слова,
воспринимают
изменения значений, которые вносятся отдельными частями
слова – флексиями,
Однако
метафоры и сравнения, переносное значение слов для их
понимания недоступны.
близкие по звучанию,
приставками,
4,
суффиксами.
2я подгруппа. У детей понимание обращенной к ним речи
находится на предикативном уровне.
Они недостаточно
различают
обусловленные
значений,
употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не
изменения во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем?
кому? с кем? и др.).
Словарный запас.
1я подгруппа. Словарный запас детей на втором году
обучения значительно возрастает,
но все же отстает от
возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но
не всегда употребляют их точно.
в основном,
Активный словарь включает,
слова,
обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало
слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия,
особенно относительных,
недостаточно прилагательных,
наречий;
употребляются с
ошибками.
характеризуется
стереотипностью, частым употреблением одних и тех же
слов.
Большие трудности дети испытывают при подборе
синонимов, однокоренных слов, антонимов.
даже простые,
запас
предлоги,
Лексический
2я подгруппа. Количественный диапазон употребляемых
детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно
беднее,
не только по
количественным, но и по качественным показателям.
чем у детей 1й подгруппы,
Дети овладели основными значениями слов, выраженными их
корневой частью,
но не различают изменения значений,
выражаемых приставками,
флексиями.
Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь,
профессии и др.).
Нередко заменяют родовые понятия
видовыми – словами
(вместо деревья – елочки),
словосочетаниями или предложениями (вместо грядка –
суффиксами, огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов,
синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы
недоступны.
Грамматический строй речи.
На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки
грамматического оформления речи.
1я подгруппа. Наиболее характерные ошибки у детей –
смешение форм склонения,
трудности при овладении
предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм
множественного числа с использованием непродуктивных
окончаний.
В активной речи правильно употребляются только простые и
хорошо отработанные предлоги
При
использовании сложных предлогов (изза, изпод) появляются
ошибки – замена и смешение.
под).
(в,
на,
2я подгруппа. Дети допускают специфические ошибки в
согласовании прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже, а также числительных с существительными; в
употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и
падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
1я подгруппа. Эта сторона речи у детей ко второму году
обучения в значительной степени сформирована, однако еще
встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов:
недифференцированное произнесение некоторых звуков, в
основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. 2я подгруппа. Произносительные возможности детей
улучшаются, но у них могут оставаться различные виды
нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет
автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие
замены.
Слоговая структура.
1я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются
словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее
трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и
замены звуков и слогов;
сокращения при стечениях
согласных в слове.
2я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры
у детей этой подгруппы ниже, чем у детей 1й подгруппы. Они
могут правильно повторить за логопедом трех,
четырехсложные слова,
но нередко искажают их в
самостоятельной речи,
допуская сокращение количества
слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов –
перестановки,
сокращения при
стечении согласных, уподобления.
замены звуков и слогов,
Фонематическое восприятие.
1я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением
заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют
место изучаемого звука в слове,
овладевают навыком
звукослогового анализа и синтеза прямого слога и
односложных слов типа мак. 2я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий
возникают специфические трудности: они не удерживают
слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с
ошибками определяют место звука в слове; испытывают
трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и
односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
1я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют
элементы ситуативности.
Возникают затруднения в
использовании сложных предложений, особенно заметные
при составлении рассказов по картинке и в спонтанных
высказываниях.
Простые предложения в самостоятельных
рассказах детей нередко состоят только из подлежащего,
сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в
их лексическом запасе прилагательных,
числительных,
наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи
логопеда могут составить несложный рассказ по картинке,
рассказать об интересном событии,
пересказать простой
текст.
2я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой
подгруппы гораздо ниже.
При составлении рассказов по
картинке,
пересказе им требуются словесные и
изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются
длительные паузы между синтагмами и короткими фразами.
Степень самостоятельности при свободных высказываниях
низкая.
Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых
опорах и помощи взрослого.
Организация обучения и воспитания детей 7-го года с ОНР.
На втором году обучения проводятся занятия трех видов:
по формированию лексикограмматических средств языка и
связной речи;
по формированию произношения;
по подготовке к обучению грамоте.
Количество этих занятий в зависимости от периода обучения
разное.
1й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико
грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по
произношению; 1занятие по подготовке к обучению грамоте.
2й период 2 занятия в неделю по развитию лексико
грамматических средств языка и связной речи; 1,5 занятия по
произношению; 1,5 занятия по подготовке к обучению
грамоте.
Литература 1. Глухов В.П.
Методика формирования связной
монологической речи дошкольников с общим
недоразвитием речи. М., 2004.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического
обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис
пресс, 2005.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного
Сб.
образовательного учреждения:
методических
рекомендаций. – СПб.: ДетствоПресс, 2001.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. –
М., 1985.
5. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление
общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
В.
6. Иванова С.
Повышение роли эмоционального
воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова
//Логопед. – 2004. № 4.
Ю.
по
7. Кондратенко И.
Основные направления
формированию
логопедической
эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием
речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. –
2003.
работы
8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1.
Организационные вопросы программнометодического
обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005. 9. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2.
Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях
ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых
нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
11. Методы обследования речи детей:
Пособие по
диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф.
Чиркиной. – 3е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
12. Миронова С.
А.
Развитие речи дошкольников на
логопедических занятиях. – М., 1991.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под.
ред. Васильевой. – 2007.
14. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание
детей 5летнего возраста с общим недоразвитием речи /
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
15. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и
воспитания детей с общим недоразвитием речи 6го года
жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
16.
Чиркина Г.В.
Филичева Т.Б.,
Устранение общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
Практическое пособие. – М.: Айриспресс, 2004.
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Программа логопедических занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.