Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"
Оценка 4.7

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
11.11.2019
Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"
В программе описано содержание коррекционно-логопедической работы по развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания в средней группе детского сада. Материал к занятиям подобран и систематизирован по лексическим темам. В программе четко сформулированы цель, задачи и ожидаемые результаты. В приложениях описаны игры и упражнения для артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, фонематического слуха и мелкой моторики.
Логопедический кружок в средней группе (Автосохраненный).docx
СОГЛАСОВАНО                                         УТВЕРЖДАЮ:           и принято на педсовете                               директор МБОУ «Северокоммунарская СОШ»           №____от «____»_____ 20___ г.                  _____________ Е. А. Овчинникова                                                                                  «____»______ 20____г. Программа логопедического кружка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции «Весёлый Язычок» Составила: учитель­логопед Евдокимова Н. В. Северный Коммунар, 2019 г. Паспорт программы кружка «Весёлый Язычок». Наименование : кратковременная программа «Весёлый Язычок» Контингент: дети среднего дошкольного возраста Правовые основы программы: Конвенция   о   правах   ребёнка;   законы   РТ   и   РФ  «Об   образовании»;   инструкции   по   техники безопасности;   «Программа   логопедической   работы   по   преодолению   фонетико­ фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции. Срок реализации:  1 октября 2019 года по 30 апреля 2020 года Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата 3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков). 4. Развивать движения кистей и пальцев рук. 5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания; 6. Развивать фонематические представления и навыки. Ожидаемые результаты:  должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Форма проведения занятий: подгрупповая Направленность: коррекционно ­ развивающая Пояснительная записка         В возрасте 4­5 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной   языка   означает   научиться   воспринимать   звуки   и   правильно   произносить   их.   Но малышам  не  всегда  это  удается.  Так,  трудные   для  произношения   звуки  заменяются  более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют   слоги,   укорачивают   слова.   Например:   «лисапет»   —   велосипед,   «пигин»   — пингвин,   «тевелизол»   —   телевизор,   «мисанел»   —   милиционер,   «кафета»   —   конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными   интонациями.   Очень   часто   речевые   нарушения   влекут   за   собой   отставание   в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает   подготовку   к   основным   занятиям   по   коррекции   звукопроизношения,   даёт возможность   чётко   и   своевременно   реагировать   на   любые   изменения   возможностей, потребностей   и   личностных   предпочтений   ребёнка,   что,   в   свою   очередь,   может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.        Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости ­ артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление   мышц   речевого   аппарата,  развитие   силы,  подвижности   и   дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина,  М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .             Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.                     Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся: 1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.        Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности   тонких   движений   пальцев   рук.   Как   правило,   если   движения   пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим   речевое   развитие   ребенка,   способствующим   улучшению   артикуляционных движений,   подготовке   кисти   руки   к   письму   и,   что   не   менее   важно,   мощным   средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 2. Формирование правильного речевого дыхания.               Важной   составляющей   речи   является   дыхание.   Речевое   дыхание   отличается   от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому   количество   выдыхаемого   воздуха   зависит   от   длины   фразы.   Правильное   речевое дыхание   обеспечивает   нормальное   голосо­   и   звукообразование,   сохраняет   плавность   и музыкальность речи. 3. Развитие фонематического слуха. Основой   для   понимания   смысла   сказанного   является   фонематический   слух.   При несформированности   речевого   звукоразличения   ребенок   воспринимает   (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что­то точно, а что­то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при   обучении   письму   и   чтению,   которые   в   дальнейшем   ответственны   за   оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.               Содержание   рабочей   программы   предусматривает   интегрированные   подходы   видов деятельности в организации коррекционно­педагогического процесса,  взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.            Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество. 1.   Коммуникация   –   обогащение   словаря,   звуковая   культура   речи,   развитие   умения поддерживать диалог 2.   Познание   –   беседы,   дидактические   игры,   совершенствование   смысла   понимания пространственных отношений. 3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки) 4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр. 5.   Социализация   –   приобщение   к   общепринятым   нормам   и   правилам   взаимоотношений   со сверстниками и взрослыми 6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей 7.   Художественное   творчество   –   развитие   продуктивной   деятельности   детей   (лепка, рисование, конструирование в виде домашних заданий)        Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.              Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся один раза в неделю, продолжительностью 20 минут, с группой детей ­ 10 человек.        Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.  2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су­Джок, массажными ёжиками   и   т.д,,   песочная   терапия   и   др.)   Цель:   Стимуляция   высокоактивных   точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. 3.   Упражнения,   направленные   на   формирование   правильного   (диафрагмального)   дыхания, фонопедические упражнения. 4. Физминутка / массаж, зрительная гимнастика, релаксирующие упражнения 5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений Литература  1. Т.Л. Чернова 500 оригинальных пальчиковых игр /Т.Л. Чернова; худож. Е. Кравцова. – Харьков:   Книж.   Клуб  «Клуб   Семейного   Досуга»;   Белгород:   ООО  «Книжный   Клуб»  Клуб семейного досуга», 2012.­ 256с.: ил.  2.   Коноваленко   В.В.,   Коноваленко   С.В.   Артикуляционная,   пальчиковая   гимнастика   и дыхательно­голосовые упражнения Издательство: Гном и Д Год: 20052.  3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил. Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна Анатольевна Издательство: Литера, 2007 г. Серия: Уроки логопеда  4.   Нищева   Н.В.   Тетрадь   для   младшей   логопедической   группы   детского   сада.   –   СПб., «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2003. – 32 с.: ил.  5.  Белякова   Л.И.,   Гончарова   Н.Н.,  Шишкова   Т.Г.  Методика   развития   речевого   дыхания   у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)  6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2000. – 32 с. 7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 186 с.  8.   Воробьева   Т.А.,   Крупенчук   О.И.   Логопедические   упражнения:   Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4­6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. ­2004г.  9. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей Издательство: ТЦ Сфера Год: 2013 Серия: Библиотека 10. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий с детьми 4­5 лет. Список детей, посещающих кружок «Веселый язычок» на 2019­2020 уч. год 1. Быкова Милана 2. Вихарев Роман 3. Власова Саша 4. Воробьев Дима 5. Пепеляев Матвей 6. Пестова Даша 7. Плотников Тарас 8. Прохоров Женя 9. Романова Варя     10.Саначева Юля Приложение 1 Упражнения артикуляционной гимнастики «Лягушка»  Цель:   подготовить   артикуляцию   для   свистящих   звуков,   активизация   губ.   Методические рекомендации:  перед  зеркалом просим  ребёнка  максимально растянуть  губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних зубов. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребёнок не морщил нос. Удержать под счет до 5.  «Окошко»  Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.  Методические рекомендации: из положения «Лягушка» медленно открывать рот. Расстояние между зубами от 1 см до 1,5 см, но не более. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.  «Слоник»  Цель: выработать подвижность и активность губ.  Методические   рекомендации:   из   положения   «Лягушка»   вытянуть   губы   вперед,   плотно   их сомкнуть, чтобы в центре губ не было дырочки. Круговая мышца губ собирается в морщинки (вокруг   контура   губ   незначительное   побледнение   кожи).   Необходимо   проверить,   чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.  «Лягушка» – «Слоник» (чередование) Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.  Методические   рекомендации:   из   положения   «Лягушка»   выполнить   движение   «Трубочка». Такие переключения выполнить 5 – 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.  «Месим тесто»  Цель:   вырабатывать   умение,   расслабив   мышцы   языка,   удерживать   его   широким   и распластанным.  Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его   губами,   произносить   звуки   «пя­пя­пя   …».   Удерживать   широкий   язык   в   спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.  «Вкусное варенье» («Чашечка»)  Цель:   продолжать   формировать   верхний   подъем   языка   в   форме   «Чашечки»,   удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.  Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе   и   выполнить   облизывающие   движения   сверху   вниз   2   –   3   раза   в   медленном   темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.  «Чашечка»  Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка» ­ «Окно» ­ «Мост» ­ «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость.   Выполнить   упражнение   в   медленном   темпе   3   –   4   раза.   Широкий   кончик   языка загибается вверх.  «Лопаточка»  Цель:   вырабатывать   умение   удерживать   язык   в   спокойном,   расслабленном   положение. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.  Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».  «Мост»  Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.  Методические   рекомендации:   из   положения   «Лягушка»   выполнить   упражнение   «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Если не получается, то   нужно   погладить   язык   шпателем,   похлопать   по   нему   для   расслабления   мышц   языка, пассивно   шпателем   удержать   язык   распластанным.   В   ряде   случаев   надо   провести логопедический   массаж   для   подавления   гиперкинезов,   активизацию   или   релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции «Иголочка»  Цель:   вырабатывать   умение,   расслабив   мышцы   языка,   удерживать   его   широким   и распластанным.  Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.  «Лопата копает»  Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».  Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка» ­ «Окно» ­ «Мост» ­ «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость.   Выполнить   упражнение   в   медленном   темпе   3   –   4   раза.   Широкий   кончик   языка загибается вверх.  «Индюки» Цель:   вырабатывать   подъём   языка   вверх   и   подвижность   его   передней   части.   Выполнение упражнения.   Приоткрыть   рот,   положить   язык   на   верхнюю   губу   и   производить   движения широким передним краем языка по верхней губе вперед ­ назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл­бл" (как индюк болбочет).  Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался. 2. Чтобы движения языком вперед были вперед ­ назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.  «Часики»  Цель: выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Описание. Улыбнуться,   показать   зубы,   отклонить   высунутый   язык   вправо,   затем   влево.   Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.  «Качели»   Цель:   вырабатывать   умение   быстро   менять   положение   языка.   Описание. Улыбнуться,   показать   зубы,   приоткрыть   рот,   положить   широкий   язык   за   нижние   зубы   (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.  «Лошадка»  Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом   вернуться   к   упражнению   «Лошадка».   4.   Следить,   чтобы   кончик   языка   не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.  «Наказать непослушный язычок"  Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки " п я ­ п я ­ п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти—десяти. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык   губами   надо   несколько   раз   на   одном   выдохе.   При   этом   следить,   чтобы   ребёнок   не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи. «Барабан»  Цель:   подготовка   артикуляции   для   звука   [р]   и   вибрации   кончика   языка.   Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Лошадка цокает» стучать языком и произносить звук [ д ]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [ т ]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос, и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [ д, т] 5 – 6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [ д ] или [ т].  «Маляр»  Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в переднезаднем направлении 3 – 4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед­назад.  «Парус»  Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Лягушка» – «Окно» – «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить,   чтобы   язык   не   провисал,   а   был   одновременно   напряженным   и   широким,   и определялась подъязычная связка. Удерживать под счет до 5. Язык поднят кверху.  «Холодный ветер»  Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную   струю   по   средней   линии   языка.   Вызывание   звука   [   с   ]   по   подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Лягушка» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3 – 4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [ с ]. Подуть на язык. Кисть руки под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.  «Пароход»  Цель: подготовка артикуляции для звука [ л ]. Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к   середине   верхней   губы   (упражнение   «Вкусное   варенье»).   Слышаться   слоги   ла–ла–ла. Повторить 5 раз.  «Пароход гудит»  Цель: вызвать звук [ л ] смешанным способом.  Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3 – 4 раза.  «Приклей конфетку»  Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.  Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.  Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении   движения, можно  поставить   чистый   указательный  палец  ребенка  сбоку  между коренными   зубами   (тогда   он   не   будет   закрывать   рот).   4.   Выполнять   упражнение   надо   в медленном темпе.  «Дятел»  Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Барабан» произносить звук [ д ] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: « Д – ддд », « Д – ддд » (один удар и несколько ударов   в   быстром   темпе).   Выполняется   3   –   5   таких   серий.   «Пулемет»   Цель:   закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: « Д – ддд » плюс толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «д рррр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение «Фокус». Язык вверху стучит по альвеолам со звуками « Д – ддд ». После произнесения «Д – ддд» – сильно подуть на язык.  «Цокает лошадка»  Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Методические   рекомендации:   из   положения   «Парус»   при   широко   открытом   рте   цокать языком. Челюсть неподвижна. Удерживается рукой. Выполнить 5 – 6 раз. Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.  Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук    Приложение 2 Су­Джок терапия.  Пальчиковая игра «Игрушки» Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой. На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (дети катают Су­ Джок между ладоней) Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су­Джок к каждому пальчику, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (дети катают Су ­ Джок между ладоней) Массаж   Су­Джок   шарами.  (дети   повторяют   слова   и   выполняют   действия   с   шариком   в соответствии с текстом)  Я мячом круги катаю,  Взад ­ вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,  И сожму его немножко,  Как сжимает лапу кошка,  Каждым пальцем мяч прижму,  И другой рукой начну.  Пальчиковая игра «Ёжик»  Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.  Ёжик, ёжик, хитрый ёж,  на клубочек ты похож.  (дети катают Су­Джок между ладонями)  На спине иголки  (массажные движения большого пальца)  очень­очень колкие.  (массажные движения указательного пальца)  Хоть и ростом ёжик мал,  (массажные движения среднего пальца)  нам колючки показал,  (массажные движения безымянного пальца)  А колючки тоже  (массажные движения мизинца)  на ежа похожи.  (дети катают Су Джок между ладонями).  Пальчиковая игра «Капустка»  Описание:   упражнение   выполняется   сначала   правой   рукой,   затем   левой.   Мы   капустку рубим, рубим,  (ребром ладони стучим по шарику)  Мы капустку солим, солим,  (подушечками пальцев трогаем шарик)  Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)  Мы капустку жмем, жмем.  (сжимаем шарик в кулачке)  2. Массаж пальцев эластичным кольцом.  Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.  Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»  Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.  Раз – два – три – четыре – пять,  Вышли пальцы погулять,  (разгибать пальцы по одному)  Этот пальчик самый сильный,  самый толстый и большой.  (надеваем кольцо Су­Джок на большой палец)  Этот пальчик для того,  чтоб показывать его.  (надеваем кольцо Су­Джок на указательный палец)  Этот пальчик самый длинный  и стоит он в середине.  (надеваем кольцо Су­Джок на средний палец)  Этот пальчик безымянный,  он избалованный самый.  (надеваем кольцо Су­Джок на безымянный палец)  А мизинчик, хоть и мал,  очень ловок и удал.  (надеваем кольцо Су­Джок на мизинец).  Пальчиковая игра «Мальчик­пальчик»  Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.  ­ Мальчик­пальчик, Где ты был?  (надеваем кольцо Су­Джок на большой палец)  ­ С этим братцем в лес ходил,  (надеваем кольцо Су­Джок на указательный палец)  ­С этим братцем щи варил,  (надеваем кольцо Су­Джок на средний палец)  ­С этим братцем кашу ел,  (надеваем кольцо Су­Джок на безымянный палец)  ­С этим братцем песни пел  (надеваем кольцо Су­Джок на мизинец) .  Пальчиковая игра «Пальчики» Описание:  упражнение  выполняется сначала  на  правой  руке,  затем на левой, начиная с мизинчика. Этот пальчик — в лес пошёл,  (надеваем кольцо Су­Джок на мизинец)  Этот пальчик — гриб нашёл,  (надеваем кольцо Су­Джок на безымянный палец)  Этот пальчик — занял место,  (надеваем кольцо Су­Джок на средний палец)  Этот пальчик — ляжет тесно,  (надеваем кольцо Су­Джок на указательный палец)  Этот пальчик — много ел,  Оттого и растолстел.  (надеваем кольцо Су­Джок на большой палец)  Пальчиковая игра «Семья»  Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.  Этот пальчик — дедушка,  (надеваем кольцо Су­Джок на большой палец)  Этот пальчик — бабушка,  (надеваем кольцо Су­Джок на указательный палец)  Этот пальчик — папенька,  (надеваем кольцо Су­Джок на средний палец)  Этот пальчик — маменька,  (надеваем кольцо Су­Джок на безымянный палец) Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)  (надеваем кольцо Су­Джок на мизинец) Дидактические игры для формирования фонематических процессов   Приложение 3  1 этап Игра «Тишина» Дети,  закрыв  глаза, «слушают тишину». Через  1­2 минуты детям  предлагается  открыть глаза и рассказать, что они услышали.  Игра «Угадай, на чём играю»  Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки.   Затем   предлагает   детям   закрыть   глаза   («настала   ночь»,   внимательно   послушать, узнать, какие звуки они услышали.  Игра «Узнай по звуку»  Различные   предметы   и   игрушки,   которыми   можно   производить   характерные   звуки: (деревянная   ложка,   металлическая   ложка,   карандаш,   молоток,   резиновый   мяч,   стакан, ножницы, будильник)  Игра «Шумовые баночки».  Цель:   упражнять   в   определении   на   слух   вид   крупы.   ­   дифференциация   по   способу воспроизведения (хлопки, притопы)  Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили»  Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы   встаете   в   стороне   от   него   и   тихо   звоните   (гремите,   шуршите).   Ребенок   должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». ­ дифференциация  по   темпу  (быстро  ­  медленно)  "Кто  быстрее? " ­  дифференциация  по ритму (ритмические рисунки)  Игра «Высоко – низко»  Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.  Игра «Тихо­громко»  Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.  Игра «Полянка» Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по­разному: заяц­1 раз, медвежонок­2 раза, белка – 3 раза, а ѐжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришѐл на полянку. ­ дифференциация по силе звучания (громко ­ тихо) 2 этап ­ развитие речевого слуха. Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе. ­ различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса  Игра «Метель»  Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. ­Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.  Игра «Дует ветер».  Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Дует лёгкий летний ветерок: у­у­у (тихо­тихо). Подул сильный ветер: У­У­ У (громко). Можно использовать картинки.  Игра «Громко­тихо». Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие ­ тихо.  Игра «Близко – далеко».  Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у­у­у) ­ далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у­у­у низким голосом) или маленькая (у­у­у высоким голосом) .  Игра "Правильно­неправильно" (дифференциация слов, близких по звуковому составу).   1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,   например:   "Вагон".   Затем   объясняет:   "Я   буду   называть   эту   картинку   то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь ­ хлопни в ладоши.  2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван. Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.  Игра «Слушай и выбирай».  Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак сок, сук дом, ком, лом, сом коза, коса лужи, лыжи мишка, мышка, миска Логопед называет 3­4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке. Игра» «Какое слово отличается?».  Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.  Ком­ком­кот­ком  Канава­канава­какао­канава  Утёнок­утёнок­утёнок­котёнок  Будка­буква­будка­будка Винт­винт­бинт­винт  Минута­монета­минута­минута  Буфет­букет­буфет­буфет  Билет­балет­балет­балет  Дудка­будка­будка­будка  Игра «Одинаковые или разные» (дифференциация слогов). Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или   разные   слоги   были   произнесены.   Слоги   надо   подбирать   те,   которые   ребёнок   уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.  Игра «Похлопаем».  Взрослый   объясняет   ребенку,   что   есть   короткие   и   длинные   слова.   Проговаривает   их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па­па, ло­па­та, ба­ лери­на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.  Игра «Что лишнее?».  Логопед   произносит   ряды   слогов  "па­па­па­ба­па",  "фа­фа­ва­фа­фа"…  Ребенок   должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.  Игра «Инопланетянин»  Цель: дифференциация  слогов. Оборудование: шапочка инопланетянина. Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА­ПА­ПО… МА­МО­ МУ…   СА­ША­СА…   ЛА­ЛА­РА…   Сначала   роль   инопланетянина   исполняет   взрослый, затем ребенок. ­дифференциация фонем. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова. ­выделение гласных из ряда звуков. ­узнавание гласных на фоне слога и односложных слов. ­узнавание гласных на фоне многосложных слов. ­выделение согласных из ряда других звуков. ­ узнавание согласных на фоне многосложных слов.  Игра «Что просит мышка»  Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.  Оборудование: игрушка «би­ба­бо» – заяц, муляжи продуктов.  Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.  Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»  Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. Игра «Найди звук»  1.   Отобрать   предметные   картинки,   в   названии   которых   слышится   заданный   звук. Предварительно картинки называются взрослым.  2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.  Игра «Угадай слово»  Цель: составление слов с определенным количеством слогов Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого­нибудь из детей.  Игра «Слоговой поезд».  Цель: упражнять детей в делении на слоги. Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м ­из 2х слогов, на 3м­из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.  Игра «Пирамида».  Цель:   упражнять   детей   в   определении   количества   слогов   в   словах.   Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше­ 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.  Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.  Игра «Поезд»  Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове. Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков­ карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен   совпадать   с   первым   звуком   следующего   названия,   тогда   вагоны   нашего   поезда будут прочно соединены. Первая карточка­ электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство ­ правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых ­ последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.  Игра   «Чудесная   удочка»  Цель:   Упражнять   детей   в  определении   первого   и  последнего звука   в   словах.   На   конце   нитки   у   маленькой   самодельной   удочки   прикреплён   магнит. Опуская удочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук. Приложение 4 Игры и упражнения на развитие речевого дыхания Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи. Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ; увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный,  экономный выдох. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат). «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого­третьего раза слетели все пушинки. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми  глазами, потом с закрытыми. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на  пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» ­ задуть  свечу резким выдохом. «Костёр». Педагог кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой  бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно  выдыхая через рот. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На  первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью­четвёртую доли –  остановка и долгий выдох. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных  перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у  рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде  листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на  листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край  стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё.  Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)? «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох  должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить. Дыхательно­голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков. Цель. Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных  звуков. «Ветерок». Педагог: Дует лёгкий ветерок – Ф­Ф­Ф… И качает так листок – Ф­Ф­Ф… (Выдох спокойный, ненапряжённый) Дует сильный ветерок – Ф­Ф­Ф… И качает так листок – Ф­Ф­Ф… (Активный выдох) Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки… Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый ­ А­А­А… Рябиновый – И­И­И… Берёзовый – О­О­О… Дубовый – У­У­У… Дети хором поют: «А­А­А», «И­И­И», «О­О­О», «У­У­У». «Трубач». Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ­Ф­Ф. Повторить 4­5 раз. «Ёжик» Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их  к груди – медленный выдох на звуке Ф­Ф­Ф­Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4­5 раз). «Регулировщики» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.  Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: Р­Р­ Р­Р­Р (5­6 раз). «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот  – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф­Ф­Ф­Ф (3­4 раза). «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в  стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке Ш­Ш­Ш­ Ш­Ш (5­6 раз). «Шар лопнул». Педагог: Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал: Подошёл и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед  собой – медленный выдох на звуке Ш­Ш­Ш­Ш­Ш (5­6 раз). «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с  одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С­С­С­С­С (руки  скользят вдоль туловища) (6­8 раз). «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз –  длительный выдох на звуке С­С­С­С­С (5­6 раз). «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5­ 2 минуты. На выдохе произносить М­М­М­М­М (5 раз). Дыхательно­голосовые игры и упражнения на материале слогов. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд­назад,  произносить: тик­так. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам.  Выдыхая произносить ку­ка­ре­ку. «Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух­чух­чух. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить  – вниз медленный выдох с произнесением слова ух­х­х­х. «Гуси летят». Медленная ходьба в течении 1­2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох,  произносить: гу­у­у­у. Дыхательно­голосовые упражнения на материале слов. Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с  изменением силы и высоты голоса. Произнесение ряда слов на одном выдохе. Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п. Перечисление названий месяцев. Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д. Перечисление времён года. Зима; зима, весна; зима, весна, лето. Дыхательно­голосовые упражнения на материале предложений, фраз. Произнесение фразы с постепенным усложнением. Цель: Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы. Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребёнок  повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй – ещё одним и т.д. Фраза должна  произноситься на одном выдохе. «Цветы». В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой­либо цветок  и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например:  «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет». Перспективный план занятий кружка «Веселый Язычок» Месяц, неделя Развитие артикуляционног Развитие речевого дыхания Развитие мелкой моторики Развитие фонематическог о слуха Развитие общей моторики Октябрь, 1 неделя Октябрь, 2 неделя Октябрь, 3 неделя Октябрь, 4 неделя о аппарата   Игра «Сказочка­ указочка» (Уроки Феи правильных   звуков, урок 1.)   Игра «Сказочка­ указочка» (Уроки Феи правильных   звуков, урок 1.) Упражнения «Заборчик», «Слоник». (Уроки Феи правильных   звуков, урок 2) Упражнения   «Язычок отдыхает», «Непослушный язычок», (Уроки   правильных   урок 3) «Горка». Феи звуков,   «Сдуй листок» «Ветер   по   лесу летал…» «Звуки осени» Ф/м«Осень, осень, листопад…» Массаж   Су­Джок шаром.   Игра "Игрушки»  Упр. «Кто дальше загонит   мяч?»   Цель: вырабатывать плавную,   длительную, непрерывную воздушную   идущую посередине языка. Упр. «Горький перец» Массаж   Су­Джок струю, шаром. Пальчиковая   игра «Капустка» Пальчиковая   игра «Варим, варим мы компот» Упр.   яблоко» «Ароматное   Игры: «Тишина», «Музыканты»   Цель: развивать   слуховую память   и   слуховое внимание, различение звучания музыкальных инструментов. Игра «Угадай, на чём играю»   Игра «Шумовые баночки»   Игры   «Где хлопнули?»,   «Где позвонили?» Игра   «Где   мы были   мы   не скажем,   а   что делали – покажем»   Ф/м   «В   огород пойдем,   овощей наберем» Ф/м   «Яблоня   в моем саду» Ноябрь, 1 неделя Упражнение   «Чистые зубки».   (Уроки   Феи правильных   звуков, урок 4) Упр. «Сдуй листик» Массаж   Су­Джок шаром. Пальчиковая   игра «Ёжик» Ф/м «За грибами»   «Звуки леса» (аудиозапись звуков , голоса   птиц   — кукушку, дробь кваканье дятла; лягушки;   шелест     Развитие связной речи, обогащение словаря Составление описательного рассказа   об   осени. Д.   игра   «Добавь словечко» Повторение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки» Отгадывание загадок про овощи. д\и «Чудесный мешочек» Д/игра «Волшебный мешочек», умение различать   фрукты. «Какой, какое, какая?»   Закрепление названия грибов, заучивание потешки. Ноябрь, 2 неделя Упражнения «Иголочка», «Змейка». (Уроки Феи правильных   звуков, урок 4 ) Ноябрь, 3 неделя Упражнения «Качели»,   «Леденец». (Уроки Феи   правильных   звуков, урок 5) Ноябрь, 4 неделя Упражнения «Чашечка»,   «Вкусное   «Индюк» варенье»,   (Уроки Феи правильных   звуков, урок 6) Упр. «Ёжик» Пальчиковая   игра «Сидит   белка   на тележке» Упр. «Сдуй кошечку» Пальчиковая   игра Упр. «Гуси шипят» листьев; шум дождя) Игра «Полянка» Ф/м   «Звериная зарядка» Упр. «Угадай, кто кричит?» (компьютерная игра) Ф/м «Конь»   Упр. близко» «Далеко­ Ф/м   «Озорной цыпленок жил» Упр. «Тихо­громко» Ф/м   «Ищет   вещи Маша» Описание мягкой игрушки   –   зайца, стих.   «Зайка»   А. Барто Описание мягкой игрушки   кошки, заучивание стих. «Кисонька Мурысонька» Отгадывание загадок о домашних птицах. Д/игра «Чьи детки?», закрепить названия детенышей. «Оденем   Машу   на прогулку» ­ отгадывание загадок об   одежде,   обуви, головных уборах.    «Домашние животные» Массаж эластичным кольцом. Пальчиковая   игра «Пальчики» Массаж эластичным кольцом. Пальчиковая   игра «Раз – два – три – четыре – пять» Декабрь, 1 неделя Упражнения   «Парус», «Маляр»   (Уроки   Феи правильных   звуков, урок 7) Упр. «Дует ветер» Декабрь, 2 неделя Упражнения «Лошадка»,   «Грибок» (Уроки Феи   правильных   звуков, урок 8) Упр. «Бурлящая вода» Массаж эластичным кольцом. Пальчиковая   игра «Семья» Упр.   «Отгадай,   кто позвал? » Ф/м   «Семейная зарядка» Декабрь, 3 неделя «Как   Язычок   играл   с друзьями зимой» Упр. «Ватный шарик» Пальчиковая   игра «Мы   во   двор пошли гулять» Упр. «Зимние звуки» Ф/м   «Снежная баба» Декабрь, 4 неделя «Как   Язычок готовился   к   Новому году» Упр. «Сдуй снежинку» Массаж сосновыми шишками  Упр. «Метель» Ф/м «Новый год»   Отгадывание загадок   о   членах семьи. Упр. «Семейная фотография»   (кто кем кому приходится в семье) Составление рассказа   о   зиме   по пейзажной   картине. Д.игра «Какой день?» Заучивание стихотворения   о новогодней елочке. Январь, 2 неделя «Как   Язычок   лепил снеговика» Упр.   «Подуй   в бутылочку»   (снежок из пенопласта) Массаж эластичным кольцом. Пальчиковая   игра «Мальчик­ пальчик» Пальчиковая   игра «Вот это  стул,  на нем сидят…» Упр.   «Мамы   зовут ребят домой» Упр.   «Слушаем внимательно»   (по теме   «Зимние забавы») Упр.   «Отгадай,   из какого   материала сделан предмет?» Подвижная игра с мячом (вопросы о мебели) Рассматривание картины   «Зимние забавы».   Ответы   на вопросы по картине. Дид   игра   «Один­ много» Отгадывание загадок   о   мебели. Упр.   «Большой   – маленький» Упр.   «Сдуй   ватную палочку со стола» Январь, 3 неделя Упражнения «Гармошка», «Громкий   барабан» (Уроки   Феи звуков, правильных   урок 9) «Как Язычок пил чай с друзьями» Январь, 4 неделя Упр. «Буря в стакане» Пальчиковая   игра «Посуда» Упр.   «Послушай   и назови,   из   какого материала изготовлена посуда» Ф/м «Вот большой стеклянный чайник» Февраль, 1 неделя «Как   Язычок   гулял   в парке» Упр. «Сдуй птичку» Пальчиковая гимнастика «Птичка» Февраль, 2 неделя «Как   Язычок   катался на велосипеде» Упр. «Сдуй машинку», «Пусти   кораблик   по воде» Пальчиковая гимнастика «Транспорт»   кто «Отгадай, кричит?» (Аудиозапись зимующих птиц) «Отгадай, транспорт?» (аудиозапись   разного вида транспорта) какой   Подвижная   игра «Стайка, полетай­ ка!» Подвижная   игра «Сфетофор» Февраль, 3 неделя «Защитники Отечества» «Подуй на самолетик» Выкладывание   из счетных   палочек корабля,   танка, самолета по схеме.   Февраль, 4 неделя «Животный водоемов»   мир   «Подуй   на Упр. рыбку» Пальчиковые   упр. «Волшебные «Военные   учения» (проговаривание звукоподражания самолета   «у­у­у­у­у­ у­у­у» высоко, низко, далеко, близко) Игра   «Посели   рыбку в аквариум»   Подв. игра «Военный парад»   Подв. игра «Рыбки   плавают,     «Назови   Д/игра Д/игра части посуды», загадки о посуде. «Узнай предмет по описанию» ­ (посуда) Отгадывание загадок о зимующих птицах.   Д.игра «Один­много» Отгадывание загадок транспорте. Д.упражнение «Чего у   транспорта   не хватает?» Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Февраль»: о   Знакомство рыбкой, с   частями Март, 1 неделя   «Как Язычок поздравлял   маму   с   8 марта» (пластмассовые рыбки в тазу) Упр. «Вдыхаем аромат душистых цветов»,   Март, 2 неделя «Как   язычок   отдыхал на море» Упр. «Подснежники» Март, 3 неделя «Как   Язычок   ходил   в зоопарк» «Накорми   животное зоопарка»   (попасть   в рот мягким шариком) (По пальчики»   теме аквариум) Массаж эластичным кольцом. Пальчиковая   игра «Семья» Пальчиковая гимнастика   «К нам весна шагает» Пальч. гимнастика «Что делать после дождика?» Пальчиковая гимнастика «Меню крокодила» Март, 4 неделя «Как   Язычок   работал в саду» Упр. «Цветочек» Пальчиковая   игра «Росток» Апрель, 1 неделя «Как   Язычок   гулял   в лесу» Упр. «Сдуй бабочку с цветка» Пальч.упражнения «Расскажем   и покажем» (насекомые)   на (ориентировка листе бумаги) Упр.   «Отгадай,   кто тебя позвал ?» ныряют…» тела. игра   Подв. «Мамины помощники» Упр.   «Громко­тихо» (капель, ветер, шлепанье по лужам)   Подв. «Ручеек»   игра   «Подскажи Игра словечко»   (развитие слухового   внимания и чувство рифмы) Музыкальная игра «У жирафа   пятна» Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных) Заучивание стихотворения   о маме. Отгадывание загадок   о   весне. Игра   «Солнечный зайчик»   (работа   с предлогами)     Чтение стихотворения   «Где обедал   воробей». Знакомство с животными зоопарка.   Дид.   игра «Давай   сравним» (закрепление   слов­ антонимов) Знакомство комнатными растениями.   Дид. игры   «Цветок   и цветочек», «Наоборот» с Физкультминутка «Наши   красные цветки» Подвижная   игра «Кто как передвигается»     Отгадывание загадок насекомых, рассматривание частей тела. о Игра   «Что   лишнее»   что   не (назвать, относится к комнатным растениям)   Упр. «На лесной полянке» (жуки и пчелы, комарики) Игра   «Сколько   их?» (Произносить звукоподражания заданных   насекомых столько   раз,   сколько Апрель, 2 неделя «Перелетные птицы» «Чья   птица   дальше улетит» Пальч. гимнастика «С   юга   птицы прилетели» Апрель, 3 неделя «В саду» «Подуй на одуванчик» Массаж   Су­Джок шаром.   Игра   "Я мячом круги катаю".   Апрель, 4 неделя «Как Язычок отдыхал на море» Упр. «ХО­РО­ШО» Пальчиковая   игра «Дождик»   насекомых   данного вида на полянке) Спеть птичью песенку   (повторение слогов: Ти­ти­ди. Ти­ди­ди.     Ди­ди­ти. Ди­ди­ди, Ти­ди­ти.     Ди­ти­ди. Ти­ти­ти. Упр.   «Похлопаем» (деление   названий цветов   на   слоги, длинные   и   короткие слова­расставить   в высокую   и   низкую вазы) «Отгадай,   кто   из друзей тебя позвал?» Подвижная   игра «Стайка» Физкультминутка «На   волшебном лугу» Рассматривание перелетных   птиц, отгадывание загадок.   Упр.   «У скворечника» (ориентировка пространстве) Рассматривание картинок   луговых цветов, отгадывание загадок.  в   Подвижная   игра «Покажем и расскажем»   (по теме «Лето»)   Рассматривание сюжетной   картинки по   теме   «Лето».   игра   «Что Дид. можно делать летом?»

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"

Программа логопедического кружка в средней группе "Веселый язычок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019