Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"
Оценка 4.7

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
дефектология +1
Все классы
12.02.2017
Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"
На территории Казанского муниципального района в семьях проживают дети, имеющие нарушения в речевом развитии. С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Особая роль в воспитании и обучении ребёнка с речевой патологией, в формировании его как личности, принадлежит семье. Внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность своевременно выявить предрасполагающие факторы, ведущие к нарушению речи и принять меры к их устранению. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. К логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный) упущен. В дальнейшем это создает трудности, как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе. Эффективность преодоления нарушений речи у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых учителем-логопедом в образовательном учреждении, индивидуальных особенностей личности ребёнка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребёнка с нарушениями речи. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку в сочетании с использованием рекомендаций учителя-логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. Одной из важных обязанностей родителей является продолжение логопедической работы с ребенком дома, то есть выполнение заданий учителя-логопеда. Никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Учитель-логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Помощь детям тогда будет эффективна, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду, и в школе). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Одной из форм работы оказания консультаций для профилактики нарушений речи и помощи логопедами семье, воспитывающей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, является «Школа логопеда». Реализация программы «Школа логопеда» будет осуществляться через родительские собрания в детских садах, логопедических пунктах и закреплённых за ними общеобразовательных учреждениях Казанского муниципального района учителями-логопедами один раз в квартал.На территории Казанского муниципального района в семьях проживают дети, имеющие нарушения в речевом развитии. С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Особая роль в воспитании и обучении ребёнка с речевой патологией, в формировании его как личности, принадлежит семье. Внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность своевременно выявить предрасполагающие факторы, ведущие к нарушению речи и принять меры к их устранению. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. К логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный) упущен. В дальнейшем это создает трудности, как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе. Эффективность преодоления нарушений речи у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых учителем-логопедом в образовательном учреждении, индивидуальных особенностей личности ребёнка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребёнка с нарушениями речи. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку в сочетании с использованием рекомендаций учителя-логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. Одной из важных обязанностей родителей является продолжение логопедической работы с ребенком дома, то есть выполнение заданий учителя-логопеда. Никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Учитель-логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Помощь детям тогда будет эффективна, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду, и в школе). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Одной из форм работы оказания консультаций для профилактики нарушений речи и помощи логопедами семье, воспитывающей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, является «Школа логопеда». Реализация программы «Школа логопеда» будет осуществляться через родительские собрания в детских садах, логопедических пунктах и закреплённых за ними общеобразовательных учреждениях Казанского муниципального района учителями-логопедами один раз в квартал.
ШКОЛА ЛОГОПЕДА программа.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «………………………………………………………….» Рассмотрено: на заседании методического совета Протокол № От «_____»  _______________2016 г. Утверждаю Директор «МАОУ………………ООШ» ____________ФИО Приказ № От «____» _______________2016 г. Программа для родителей «Школа логопеда» 1 с.Казанское, 2016 г. Содержание 1. Планируемые результаты программы………………………………………..3 1.1. Актуальность………….……………………………………………………...3 1.2. Правовое регулирование…………………………………………………..…4 1.3. Цели и задачи…………………………………………………………………4 1.4. Планируемые результаты……………………………………………………5 1.5. Принципы взаимодействия учителя – логопеда и семьи………………..…5 1.6. Направление деятельности………….……………………………………....6 1.7. Формы и методы работы…..…………………………………………………6 2. Содержание программы……………………………………………………….7 2.1. Сроки и этапы реализации программы…………………………..…………7 3. Тематическое планирование работы …………………………………..……8 3.1. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………9 Литература………………………………………………………………………10 Приложение………………………………………………………………………11 2 1. Планируемые результаты программы 1.1. Актуальность На территории Казанского муниципального района в семьях проживают дети, имеющие нарушения в речевом развитии. С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет.  Особая роль в воспитании и обучении ребёнка с речевой патологией, в формировании его как личности, принадлежит семье. Внимательное   отношение   к   ребенку   с   первых   дней   его   жизни   дает возможность своевременно выявить предрасполагающие факторы, ведущие к нарушению речи и принять меры к их устранению. Большинство родителей не понимают реальных причин, из­за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из­за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В   таких   случаях   усложняется   процесс   коррекции   речевого   нарушения, воспитания и обучения. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Родителям не хватает психолого­педагогической грамотности.  К логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти   лет.   Самый   значимый   для   развития   ребенка   возраст   (сензитивный) упущен. В дальнейшем это создает трудности, как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе.  Эффективность преодоления нарушений   речи у дошкольников зависит не только от системы коррекционно­развивающих мероприятий, проводимых учителем­логопедом   в   образовательном   учреждении,   индивидуальных особенностей   личности   ребёнка,   но   и   от   осознанного   участия   семьи   в воспитании   ребёнка   с   нарушениями   речи.   Систематическая   и целенаправленная   помощь   семьи   ребенку   в   сочетании   с   использованием рекомендаций учителя­логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.  Одной   из   важных   обязанностей   родителей   является   продолжение логопедической   работы   с   ребенком   дома,   то   есть   выполнение   заданий учителя­логопеда.   Никакая   самая   тщательная   работа   специалиста   не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Учитель­логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Помощь детям тогда будет эффективна, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду, и в школе). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации   у   логопеда.   Малая   осведомленность   родителей   в   вопросах патологии   и   коррекции   речи,   недооценка   ими   раннего   выявления   речевых дефектов   и   своевременного   воздействия   на  них,  говорят   о   необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.  3 Одной   из   форм   работы   оказания   консультаций   для   профилактики нарушений   речи   и   помощи   логопедами   семье,   воспитывающей   ребёнка   с нарушениями в речевом развитии, является    «Школа логопеда».  Реализация программы  «Школа   логопеда»   будет   осуществляться   через   родительские собрания в детских садах, логопедических пунктах и закреплённых за ними общеобразовательных   учреждениях   Казанского   муниципального   района учителями­логопедами один раз в квартал. 1.2. Правовое регулирование  В настоящее время, согласно основным законам и другим нормативным документам   России,  воспитание,   образование   и   развитие   ребенка   является правом   и   обязанностью   родителей.   Роль   родителей   в   воспитании   ребенка, родительские   обязанности   и   ответственность   за   их   выполнение   связаны   с соблюдением   прав   ребенка:   «расти   на   попечении   и   под   ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспеченности   (Декларация   прав   ребенка,   принцип   6).   Родители   несут преимущественную   ответственность   за   воспитание,   обучение   и   развитие ребенка,   основанные   на   принципе   наилучшего   обеспечения   его   интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, ст. 18, ч. 1). В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст. 38, ч. 2), а Семейный кодекс РФ говорит об обязанности супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст. 31, ч. 3). Родители при   этом   «несут   ответственность   за   воспитание   и   развитие   своих   детей» (Семейный кодекс РФ, ст. 63, ч. 1) и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст. 65, ч. 2). Декларация прав ребенка (принцип 2), Семейный кодекс РФ (ст.   63,   ч.   1)   и   Закон   РФ   «Об   образовании»   (ст.   18,   ч.   1)   указывают   на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребенка: физического и психического, духовного   и   нравственного.   В   ст.   18   Конвенции   о   правах   ребенка подтверждается необходимость оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей». Таким   образом, знание   нормативно­правовых   документов международного   и   федерального   уровня,   конкретного   образовательного учреждения   позволяет   учителю­логопеду   юридически   грамотно   построить отношения с семьей и образовательный процесс в ОУ.   1.3. Цели и задачи Цель:  установление   сотрудничества   учителя   –   логопеда   и   семьи   в вопросах профилактики и коррекции нарушений развития устной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. 4 Задачи:   Определить   основные   направления   и   содержание   совместной работы учителя ­ логопеда и родителей при коррекции речи.  Разработать   перспективное   планирование   работы   учителя ­ логопеда   с   семьёй   во   всех   возрастных   группах   дошкольного образовательного учреждения   Разработать практические рекомендации для родителей, которые могут   быть   использованы   для   развития   речи,   улучшения звукопроизношения у детей, подготовки дошкольников к школе в семье.  Познакомить   родителей   с   закономерностями   речевого   развития детей в норме и при патологии.  Обучить  родителей  некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком   в   семье,   простым,   эффективным   методам   домашней коррекции речи.  Привлечь родителей к активному участию в работе по коррекции речи детей. 1.4. Планируемые результаты:  Повышение психолого­педагогической культуры родителей.  Создание системы комплексной работы с родителями.  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Использование разработанной системы сотрудничества учителя­логопеда и семьи будет способствовать повышению эффективности развития речи у  детей и профилактике речевых нарушений. Определение содержания и форм  взаимодействия учителя­логопеда и родителей, выяснение путей его  организации обеспечит расширение педагогических и психологических  функции сотрудничества. Повышение уровня психолого­педагогической  компетентности родителей окажется необходимым условием осознанного  участия семьи в процессе коррекционного обучения и воспитания детей  дошкольного возраста с нарушением речи, а с другой стороны явится важным  фактором, способствующим профилактике речевых нарушений у детей.   1.5.Принципы взаимодействия учителя­логопеда и семьи:  Доверительность   отношений   ­   этот   принцип   предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность учителя­логопеда.  Личностная   заинтересованность   родителей   ­   родители   должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно   строить   общение   и   совместную   деятельность   с 5 ребенком, обеспечивающую полноценное речевое развитие ребенка.  Добровольность и конфиденциальность. 1.6.Направления деятельности:  Работа с родителями  детей раннего возраста как  профилактика речевых нарушений.  Привлечение   родителей   к   активному   участию   в   коррекционном процессе по профилактике и преодолению речевого расстройства.  Разъяснительная  работа  среди  родителей  о  важности  коррекции речи.  Обучение   родителей   методам   и   приемам   работы   по   коррекции речи детей в семье. 1.7. Формы и методы работы, которые могут быть использованы: сказкотерапии,   тренинга,          Анкетирование; Наблюдение; Занятия; Мастерклассы; Видеоуроки; Беседа; Индивидуальное консультирование; Игры и упражнения; Элементы   арттерапии,   логоритмических занятий и т.д. 6 2. Содержание программы 2.1. Сроки и этапы реализации программы: №  п/п Наименование мероприятия Сроки  исполнения Ответственные за  проведение Учитель –  дефектолог  Силифонова Н.А.  Учителя ­  логопеды 29.08.2016 г. Учителя ­  логопеды Сентябрь 2016 г. Учителя ­  логопеды 1. 2. 3. 4. 1. 1. Подготовительный этап Август 2016г. Август 2016 г. Разработка программы   «Школа взаимодействия  логопеда и молодых мам» Изучение и подборка  методической литературы,  дидактического материала Знакомство и обсуждение  программы, внесение  корректировок на РМО  учителей – логопедов. Мониторинг уровня  компетентности родителей в вопросах речевого развития  детей Основной этап Сентябрь 2016 г.  – май 2017 г. Учителя ­  логопеды Консультации и обучение  родителей практическим  умениям в воспитании,  обучении и развитии детей с  нарушениями в развитии речи. Заключительный этап Май 2017 г. Мониторинг уровня  компетентности родителей в вопросах речевого развития  детей после посещения  занятий (анкетирование и  анализ анкет,  7 Учителя –  логопеды. 2. 3. №  п/п 1. 2. 3. «Основные  логопедические понятия» Нормы речевого развития дошкольника Речевые недостатки.  Причины и пути  исправления Артикуляционная  гимнастика  (Результаты  анкетирования) «Организация работы по  исправлению нарушения  звукопроизношения в  семье» (Видеолекция,  домашний логопед) Информация о  реабилитационных  центрах г.Тюмени,  г.Самары. «Автоматизация  поставленных звуков»:  ­ этапы автоматизации  звуков; педагогическое наблюдение,  отзывы родителей, беседы.) Анализ результатов  реализации программы и  подведение итогов. Планирование работы  Школы на 2017­2018  учебный год Май 2017 г. Июнь 2017 г. Учителя –  логопеды. Учителя –  логопеды. 3. Тематическое планирование работы  «Школы логопеда»  на 2016 – 2017 учебный год Содержание работы Форма  Дата  проведения октябрь Территория  проведения логопункт Занятие с  родителями,  консультация Видеоурок декабрь логопункт Консультация  Занятие с  родителями,  мастер класс 8 февраль логопункт ­ специальные приемы  автоматизации звуков;  ­ показ индивидуального  занятия с ребенком  «Цирк, цирк…» (Мастер  класс) Логоритмика 4. Мастер класс апрель логопункт         3.1. Ресурсное обеспечение программы Реализация программы  «Школа логопеда» будет осуществляться через родительские собрания на базах в детских садах, логопедических пунктах и закреплённых   за   ними   общеобразовательных   учреждений   Казанского муниципального района учителями­логопедами один раз в квартал.  Материально – техническое обеспечение: Имеющиеся оборудование: ­ методическая литература; ­ компьютеры и оргтехника; ­ стимульный и наглядный материал; ­ логопедическое оборудование; ­ дидактические игры и пособия.  Методическое обеспечение: ­ нормативно­правовые документы; ­ методическая литература и издание.  Информационное обеспечение  предполагает создание системы информационной поддержки с участием средств массовой информации. Распространение информационных памяток и буклетов.  Кадровое обеспечение программы: Учителя   –   логопеды   образовательных   учреждений   Казанского муниципального района. 9 Литература  1 Закон РФ «Об образовании». М., 2008. 2 Газизуллина Ю.В. Планирование работы с родителями. Методические  рекомендации. 3 Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. / Вместе с  семьей. М.: Просвещение, 2005. 4 Бабикова Е.В. Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС. 5 Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4 – 7 лет. // Дошкольное  воспитание № 2, 2002, с. 13. 6 Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе  коррекционной работы с детьми. 7 Доронова Т.Н. взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. //  Дошкольное воспитание № 1, 2004. 8 Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование   организация работы/Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. 10 9 Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по  формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н.Доронова,  Л.Г.Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2003. 10  Ломоносова Т.Н. Анкетирование родителей в работе учителя­логопеда  ДОУ. 11 Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17  октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования. 12  Синько А.А.Организация работы логопеда с семьей в ДОУ. 13 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.:  Просвещение, 1989. 14 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:  Просвещение, 1980. Приложение 1 1.Анкета № 1для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» (для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей развития детей.) анкеты. 1. Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________ ……………………………………………………………………………………………… Ф.И.О. родителя __________________________________________________________ ……………………………………………………………………………………………… 2. Дата рождения ребёнка __________________________________________________ ................................................................................................................................................. 3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка? ................................................................................................................................ Подчеркните ответы на следующие вопросы  и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование. 4. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) 5. Знакомы ли вы с возрастными нормами речевого развития детей? (да, нет) ................................................................................................................................. 11 6. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной  норме? (да, нет, не знаю) ................................................................................................................................. 7. Обращались ли Вы к учителю – логопеду? С какой целью (консультирование,  обследование ребёнка)? .................................................................................................................................. 8. Если проводилось обследование ребёнка, знакомы ли Вы с результатами  логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный  диагноз)? ................................................................................................................................................. ................................................................................................................................................. 9. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка, устранению  дефектов устной и письменной речи? (Да, нет.) ………………………………………………………………………………………………. 10. Ваши пожелания (что бы Вы хотели узнать) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. Анкета № 2 для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» (для выявления результатов работы по программе «Школа логопеда») Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. (Нужное подчеркнуть) 1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________ ………………………………………………………………………………………. Ф.И.О. родителя____________________________________________________ ………………………………………………………………………………………. 2. Ознакомились ли Вы с возрастными нормами речевого развития детей? (да,  нет) .................................................................................................................................  Какие приемы по исправлению нарушений речи Вы освоили? 12  Артикуляционная гимнастика  Пальчиковая гимнастика  Упражнения на развитие речевого дыхания  Упражнения на выделение звука из слов  ___________________________________  ___________________________________ 3 Чему бы Вы еще хотели научиться?  ___________________________________  ___________________________________ 4 Удовлетворила ли Вас информация, представленная логопедами  Да, нет (если нет, то почему):  Мало информации  Я ее не понимаю  5.Как Вы считаете, нужна ли в дальнейшем работа Школы логопеда?  (да, нет) ………………………………………………………………………………………. 6. Ваши пожелания и рекомендации учителю­логопеду: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приложение 2 Анализ анкет №1 для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» (для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.) № 1. Количество родителей, принявших участие в анкетировании 2. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка? Вопрос Ответ (Число) % 3. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?                                                                                                                                 Да Нет 13 Да Нет 4. Знакомы ли вы с возрастными нормами речевого развития  детей?                                                                                                Да Нет 5. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего  ребёнка возрастной норме?                           6. Обращались ли Вы к учителю – логопеду?   Да Нет  Не знаю Да Нет  С какой целью? 7. Если проводилось обследование ребёнка, знакомы ли Вы с  результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете  ли вы, что означает данный диагноз)? консультирование обследование ребёнка Да, знаком (а) Нет, не знаком (а) Да, понимаю Не понимаю  8. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи  ребенка, устранению дефектов устной и письменной речи? 9. Ваши пожелания (что бы Вы хотели узнать) Да Нет  Анализ анкет № 2 для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» (для выявления результатов работы по программе «Школа логопеда») № 1. Количество родителей, принявших участие в анкетировании Вопрос 2. Ознакомились ли Вы с возрастными нормами речевого развития  детей?                                                                              Да нет 3. Какие приемы по исправлению нарушений речи Вы освоили?  Артикуляционная гимнастика Ответ (Число ) % 14  Пальчиковая гимнастика  Упражнения на развитие речевого дыхания  Упражнения на выделение звука из слов 4. Чему бы Вы еще хотели научиться? 5. Удовлетворила ли Вас информация, представленная логопедами Да нет (если нет, то почему):  Мало информации  Я ее не понимаю 6. Как Вы считаете, нужна ли в дальнейшем работа Школы  логопеда?                                                                                        Да  нет 7. Ваши пожелания и рекомендации учителю­логопеду: 15

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"

Программа логопедической работы с родителями "Школа логопеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017